Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста
p align="left">Проблема полоролевой социализации дошкольников является бесспорно актуальной.

Прежде чем перейти к изучению проблемы исследования следует определить тот категориальный аппарат, который поможет наиболее глубоко проникнуть в научные основы полоролевой социализации.

Основополагающей в разделе «полоролевая социализация» мы считаем категорию пола. "Пол" - понятие многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других.

С биологической точки зрения "пол - это совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном итоге к оплодотворению" [37].

С медицинской точки зрения пол - принадлежность организмов или специальных клеток к одной из двух групп, отличающихся между собой тем, что половой процесс происходит между представителями разных групп, но не внутри данной группы" [37].

"Психологический пол - совокупность определенной сексуальной идентичности, т.е. чувство и осознание своей половой принадлежности; связанные с нею психосексуальные ориентации (например, влечение к противоположному полу), и социосексуальные ориентации, т.е. интернализованную систему половых ролей, в свете которой индивид различает критерии мужественности" и "женственности", оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус" [37, с. 765].

Пол, с педагогической точки зрения - биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть.

Мнение биологов, медиков и психологов сводится к тому, что "пол бисексуален, т.е. каждый пол потенциально заключает в себе возможности развития другого пола. Реализация пола зависит от среды и от генных факторов, причем эффект тех и других носит количественный характер, в связи с чем признаки противоположного пола подавляются в разной степени. Развитие пола протекает весьма сложно. Оно зависит от полученных от родителей особенностей хромосом и цитоплазмы, от среды, в которой протекает развитие организма" [37, с. 686].

Проявление совокупности признаков того или иного пола может быть определено через понятия фемининности и маскулинности:

фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу;

маскулинность - это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.

Психологи утверждают, что фемининность и маскулинность не просто независимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивид характеритеризуется тем или иным их сочетанием [28, с. 18].

Но очевидно то, что у мужчин и женщин при наличии такой совокупности преобладают лишь какие-то определенные признаки. Отсюда вытекает задача педагогов развивать у девочек феминные, а у мальчиков маскулинные признаки.

Исследователи Алешина Ю.Е. и Волович А.С. определяют социальные признаки фемининности и маскулинности, исходя из исторически сложившихся стереотипов оценок мужчины и женщины [3]. Мужчина характеризуется агрессивностью, независимостью, силой, активностью, рациональностью, инструментальностью, ориентировкой на индивидуальные достижения. Женщина же характеризуется как слабая, пассивная, зависимая мягкая, эмоциональная, ориентировавшая на других, экспрессивная.

Анализом половых различий занимаются ученые многих областей науки: биологи, физиологи, медики, психиатры, психологи. Несомненно, эта информация касается и педагогов.

В исследованиях Кагана В.Е. определены следующие группы половых различий:

­ врожденные;

­ биологически - обусловленные;

­ складывающиеся в ходе социализации.

Данные половые различия могут проявляться на различных уровнях развития личности:

­ биопсихическом,

­ психологическом,

­ социально-психологическом,

­ социальном [22].

По мнению Кагана В.Е., сравнительно немногие половые различия локализованы только на одном уровне, причем, чем выше уровень, тем больше вероятность таких локальных одноуровневых половых различий, а чем он ниже, тем более вероятно его влияние на половые различия более высоких уровней.

Психологи утверждают, что "половые различия формируются на каждом возрастном уровне и в целом лишь на путях образования функциональных связей между всеми актуальными детерминантами половой дифференциации и ранее сформированными половыми различиями. Половые различия представляют собой мега-систему структурные элементы которой обладают внутренней организацией [28, с.21].

Опорным для нас является понятие «пол», рассматриваемое как совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мальчиком и девочкой (Д.Б. Колесов, Н.В. Сельверова, Л.Г. Татарникова). Пол - первая категория, в которой ребёнок осмысливает себя как индивидуальность.

Дошкольный возраст - период интенсивной полоролевой социализации, формирования представлений ребёнка о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентации.

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [69, с. 274].

Исходя из определения Г.М. Андреевой, половая социализация - это процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение связанное с полом социального опыта по мере вхождения в социальную среду, систему социальных связей лиц мужского и женского пола, а с другой - активное воспроизводство индивидом системы взаимоотношений полов в процессе активной деятельности, включения в эти взаимоотношения. Этот процесс, замечает Г.М. Андреева, имеет двусторонний характер: индивид пассивен в том смысле, что он воспринимает и запечатлевает предлагаемое обществом и культурой, и активен в том смысле, что активно применяет воспринимаемое и преобразует его в собственные ценностные установки и ориентации.

Л.И. Столярчук даёт следующее определение. Полоролевая социализация - специально организованная педагогическая деятельность, связанная с исполнением половых ролей, овладением умениями и навыками соответствующего поведения, соответствующего мужской (женской) «самости», культурой взаимоотношений людей. Социализация осуществляется на основе представлений о поведении, чувствах, эротических свойствах мужчины и женщины, которые изменяются вместе с развитием общества [71, с. 38].

«Половая роль, - по мнению И.С. Кона, - модель социального поведения, специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского и женского пола» [37, с. 326 - 327].

Полоролевая социализация - неотъемлемая часть общего процесса социализации, которая, как отмечает Арутюнова Л.А., включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентации, а также форм поведения, соответствующего полу". Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.

Половая идентификация - осознание ребёнком себя как представителя определённого пола, усвоение образцов поведения, характерных для мужчин и женщин, включается в общий процесс социализации дошкольника. Формирование половой идентичности является результатом сложного процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания (Л.В. Градусова, Т.А. Репина, А.А. Чекалина, Н.В. Лисенко).

Важно отметить, что половая идентичность включает и научение посредством наблюдения, но отличается от простого подражания тем, что при идентификации усваиваются не отдельные акты поведения, а комплексный интегрированный образец поведения; идентификация происходит спонтанно, без прямого подкрепления; поведение, приобретённое в процессе идентификации, довольно стабильно; идентификация основывается на интимной личной связи с моделью (П.Массен).

К 5 годам, как утверждают В. Е. Каган, Д.Н. Исаев, ребёнок формирует половую идентичность не на номинативном уровне, а как единство переживаний и ролевого поведения. К этому времени ребёнок понимает, что пол - это навсегда, но в восприятии ребёнка дистанция между ним и взрослыми людьми его пола значительно больше, чем между ним и сверстниками другого пола. Вот почему так необходимо именно в среднем дошкольном возрасте строить работу по полоролевому воспитанию уже не на бытовом уровне, как провозглашается в исследованиях, а на более возвышенном - ценностном отношении к мужчине и женщине.

Белкин А.И. считает, что «в норме половая идентификация протекает естественно, как само собой разумеющееся и не требует активности сознания» [6, с. 778]. Отсюда можно определить задачу педагогов - обеспечить условия для нормального развития половой идентификации.

Половая дифференциация - это определение себя от представителей противоположного пола, проявляющееся в совокупности генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол.

В изучении половой дифференциации существуют две теории. Первая - теория социального научения, согласно которой ребёнок пассивен в процессе усвоения пола. Вторая - когнитивно-генетическая теория - основывается на том, что «представления ребёнка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального упражнения, а возникают в результате активного структурирования ребёнком собственного опыта. На начальных этапах полового развития выделяются три процесса половой дифференциации и идентификации:

1) ребёнок узнает, что существует два пола;

2) он включает себя в одну из двух категорий;

3) на основе самоопределения руководит своим поведением, выбирая и предпочитая его формы.

Эти теории не противоречат одна другой. Скорее всего, они раскрывают разные аспекты процесса половой социализации, поэтому мы считаем целесообразным ориентироваться на то, что половая дифференциация осуществляется благодаря генному наследию ребёнка, с помощью наущения и воспитания, базирующегося на основных принципах системно-структурного, комплексного и деятельностного подходов.

Полоролевая социализация, половая идентичность способствуют формированию полоролевого поведения. Существуют разные трактовки данного понятия: поведение, реализующее социальные, нормативные ожидания, определяющие, чем должны или не должны заниматься мужчины и женщины (И.С. Кон); поведение, свойственное человеку определенного пола при выполнении им различных социальных ролей (Р.С. Немов); социальное поведение, реализующее комплекс ожиданий, стереотипов, требований, адресуемых обществом представителям мужского или женского пола (В.Е. Каган). Применительно к старшему дошкольному возрасту, поло-ролевое поведение понимается как особая модель социального поведения, отражающая систему представлений о своём половом образе, проявляющаяся в различных ситуациях, в деятельности, в способах взаимоотношений девочек и мальчиков, обусловленных эталонами мужского и женского поведения (Т.А. Репина, Н.Е. Татаринцева).

Процесс полоролевой социализации ребёнка, формирование его поло- ролевого поведения протекает при прямом участии взрослых, которые осуществляют воспитание девочек и мальчиков. В последние годы в педагогике стало использоваться понятие полоролевое воспитание. Данное понятие рассматривается в основном применительно к подростковому и старшему школьному возрасту. Связано оно у подростков с формированием психологического пола, представлений о «мужественности» и «женственности», подготовкой их к будущей семейной жизни (Д.В. Колесов, Л.Н. Тимощенко, Т.И. Юферева, А.Г. Хрипкова и др.).

Л.И. Столярчук рассматривает полоролевое воспитание как относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика, юноши и девушки в ходе их полоролевой социализации, воспитание культуры отношений одного пола к другому, развитие способности к реализации полоролевого репертуара, овладение умениями и навыками соответствующего поведения.

Применительно к дошкольникам чёткого определения данного понятия пока нет. Однако представляется важным выявить специфику полоролевого воспитания детей 5лет в изменившейся социокультурной ситуации.

Радзивилова М.А. полагает, что целенаправленная педагогическая деятельность по развитию личности мальчиков и девочек, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции), направленная на овладение детьми полоролевым репертуаром, навыками соответствующего полоролевого поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующая позитивной полоролевой социализации, рассматривается как полоролевое воспитание [58].

Остановимся более детально на задачах, содержании и принципах полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. Также, на наш взгляд,

будет немаловажным определить другие факторы, кроме полоролевого воспитания, влияющие на полоролевую социализацию мальчиков и девочек дошкольного возраста.

1.2 Задачи, содержание, принципы полового воспитания и факторы полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста

Усвоение половой роли - это в первую очередь познание ее моральных требований, норм, правил поведения, осуществляющихся в процессе полового воспитания.

Анализ исследований (А.А. Абраменковой, П.П. Блонского, В.Е. Кагана, Д.В. Колесова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Т.А. Репиной, Л.И. Столярчук, А.Г. Хрипковой и др.) позволил выделить основные принципы воспитания дошкольников в процессе полоролевой социализации (природосообразности, культуросообразности, реальности, свободы, социальности, взаимопонимания и доверия, конкретности и ясности, адресности, непрерывности) и определить задачи полоролевого воспитания в ходе полоролевой социализации дошкольников.

Задачи:

­ умение дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика;

­ формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения;

­ усвоение моделей мужского/женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов;

­ развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное;

­ развитие способности идентифицировать себя с представителями своего пола;

­ формирование представлений о "женских" и "мужских" видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;

­ формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.

­ формирование представлений о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения;

­ развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами;

­ развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности [58, с. 15].

­ помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа "Я" мальчика/девочки, переживаний дошкольников;

Согласно концепции воспитания дошкольников в процессе полоролевой социализации критерии половой воспитанности мальчиков и девочек дошкольного возраста заключаются в сформированности половой дифференцированности, половой идентичности, развитии индивидуальности девочки и мальчика.

П.П. Блонский заявлял, что формирование взаимоотношений полов не может быть пущено на самотек, что нецелесообразно в воспитании мальчиков и девочек главное внимание уделять их физиологическим особенностям. Воспитание должно быть обращено к «духовному миру... интимным сторонам личности, её чувствам» [70, с. 123]. М.М. Рубинштейн отмечал, что слабость воспитания состоит в том, что оно строится таким образом, словно готовит молодых людей к безразличию.

М.М. Рубинштейн писал, что у здоровых людей должно быть стремление к другому полу, должен расти и крепнуть «угасающий или неугасающий интерес к полу, т.е. угасающий или неугасающий интерес к жизни» [70, с. 9].

На основе приведённых выше суждений, Л.И Столярчук делает вывод о том, что важнейшей задачей полового воспитания следует считать саморегуляцию поведения мальчиков и девочек - важнейшей составляющей культуры взаимоотношений полов.

Полоролевая социализация происходит в процессе стихийного взаимодействия ребёнка с окружающей его средой и под влиянием на него различных обстоятельств жизни, а также и в результате целенаправленной социализации.

Педагогическая деятельность в процессе полоролевой социализации имеет специфический предмет - воспитание культуры отношений одного пола к другому, развитие способности к реализации полоролевого репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения, становления женской и мужской индивидуальности.

Целостным ориентиром решения воспитательных задач в ходе полоролевой социализации является нацеленность педагогического процесса на преодоление возможного отчуждения во взаимоотношениях полов.

Итак, полоролевое воспитание является эффективным средством становления личности, при условии, если способствует овладению разнообразным полоролевым репертуаром, культурой общения полов, важнейшими признаками которого являются: устремленность образа «Я»; развитие женского (мужского) достоинства, ощущения своеобразия внутреннего мира; создание гуманных отношений основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении [71, с. 43].

Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребёнка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.

К этим знаниям можно отнести:

а) знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания.

Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех её компонентов, в использовании сочетания форм и методов, которое проявляется в своеобразном соотношении фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации детей. Специфика педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции её определённых компонентов. Таковыми, на наш взгляд, являются цели и формы организации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать