В настоящее время, работая в системе начального профессионального образования, я сталкиваюсь со следующими трудностями:
1. Учащиеся переходят из разных школ, где обучаются по разным программам и учебникам.
2. Выпускники школ имеют, как правило, слабую подготовку по предмету «Информатика» в отдельных группах до 50% учащихся не оправдывают школьных оценок «3» и «4».
3. Смена обстановки, условий обучения и изменения социального положения учащихся является причиной психологической перестройки личности. Возникают трудности адаптации к новому коллективу и новым педагогическим требованиям.
Для решения этих проблем я ставлю перед собой следующие педагогические задачи:
1. Установление преемственности с содержанием информатики в неполной школе;
2. Создание теоретического фундамента для общетехнической и социальной подготовки учащихся;
3. Формирование у учащихся информационной компетентности и информационной культуры (осознание значимости информации и информационных технологий для общества, для себя лично в настоящее время и в будущем);
4. Формирование положительных мотивов изучения информатики -- основа для формирования и развития ключевых образовательных компетенций;
5. Формирование умения решать разнообразные проблемы, применять на практике полученные знания;
6. Формирование навыков работы совместно, в сотрудничестве, проявляя определенные коммуникационные умения;
7. Формирование у учащихся самостоятельности мышления, умения логически мыслить и умения планировать.
Одним из решений вышеизложенных задач и является разработанная мною система лабораторно-практических работ.
Итак, целью системы лабораторно-практических работ является:
1. Развитие и отслеживание динамики изменения уровня образованности учащихся за счет повышения прочности, глубины и системности знаний и умение применять их на практике (от понимания к переносу);
2. Помочь учащимся адаптироваться к стилю и условиям жизни в современном обществе и деятельности учащихся в новом коллективе (учебном заведении);
3. Развитие у учащихся самостоятельности мышления (способность к логике, анализу, осознанию, обобщению, планированию, синтезу).
Современный квалифицированный специалист в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с проблемой создания качественного, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТа текстового документа. Текстовые редакторы и процессоры предоставляют широкий спектр возможностей при создании текстового документа. Наиболее широко распространенным тестовым процессором является Word, почти каждый домашний ПК, да и компьютерный класс в нашем ОУ снабжен офисным комплектом Microsoft.
Производя отбор учебного материала, мною были проанализированы все учебные пособия и практикумы, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки, связанные с практической работой в прикладных программах. Каждый автор предлагает свой подход и систему освоения знаний, практических умений и навыков. Учитывая основной минус данных учебников - это подача материала урывками, без детальной проработки различный опций и функций, что в дальнейшем затрудняет усвоение более широких функций, мною разработан комплекс лабораторно-практических занятий, где в основу положен принцип пошаговой детализации действий.
§ 3. Теоретическая разработкана основе деятельностно-коммуникативного подходаУчитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее на-правлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые могут сформировать их системное мировоззрение и позво-лят им овладеть современными информационными техно-логиямиПри этом акцент делается на разви-тии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обосно-ванные решения. Следует заметить: развитие мышления яв-ляется целью преподавания любого школьного предмета, но ни в одном из них не применяется системный подход. Ин-форматика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, -- это именно та дисциплина, в кото-рой реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося [32].Новый Государственный стандарт образования обязывает включать в учебный план лабораторно-практические работы на персональных компьютерах с использованием пакетов прикладных программ. Навыки, приобретенные при выполнении этих работ, включают в себя: способность к ведению исследовательской работы, абстрактному логическому мышлению, использованию методов индукции и дедукции, умению выявлять и преодолевать неструктурированные проблемы, строить работу с соблюдением жесткого графика. То есть деятельностно-коммуникативный подход, учитывающий самые различные целевые установки в обучении. Выстраивая специальным образом их деятельность на уроке, мы, получаем возможность не сдерживая развития каждого, а, корректируя его, постепенно повышать уровень владения материалом: от репродуктивного до творческого. Одним из путей решения этой задачи является использование эффективных методов обучения. Несомненно, необходима методика проведения компьютерных уроков в условиях дефицита компьютерной техники. Основная функция, которую выполняют лабораторные работы, - практическое овладение учащимися обобщенными навыками в сфере информационных технологий.Основные достоинства лабораторно-практических занятий:· Большая самостоятельность деятельности учащихся, которая регламентируется с помощью инструкционной карты;· Выполнение одной лабораторной работы либо один на один с компьютером, либо бригадой учащихся (2 человека);· Управление деятельностью учащихся преподавателем осуществляется посредством инструктирования и консультирования;· Результатом деятельности учащихся является проверка закономерностей, изученных на уроках формирования теоретических знаний [49];· Возможность учащихся осмыслить и обобщить собственную деятельность (рефлексия).Система лабораторно-практических работ по теме «Освоение среды текстового процессора Word» состоит из последовательности технологических карт, каждая из которых является продолжением предыдущей. Каждая практическая работа планируется по принципу «от простого к сложному».Технологическая карта лабораторно-практической работы содержит:1. Тему из программы по предмету «Информатика и ИКТ»;2. Цель лабораторной работы (То, чему научатся учащиеся, выполнив данную практическую работу);3. Краткие теоретические положения и понятия;4. Порядок выполнения, краткое описание приемов деятельности учащихся, формы представления результатов (образец);5. Выводы по работе;6. Контрольные вопросы или задания.В предложенной мною системе контрольные вопросы и задания, в силу ограниченности времени, учащиеся получают в качестве домашней работы, которая предполагает как компьютерный вариант (при наличии домашнего ПК), так и бескомпьютерный.§3. Технологические карты по теме:
«Освоение среды текстового процессора Word»
Лабораторно-практическая работа №1
Настройка пользовательского интерфейса
Выполнив практические задания данной темы, вы научитесь:
· Запускать программу всеми известными способами, в том числе быстрым - создание ярлыка на рабочем столе;
· Настраивать окно программы текстового процессора для удобной и эффективной работы пользователя;
· Управлять интерфейсом текстового процессора Word.
Технология выполнения задания:
1. Создайте ярлык MS Word на рабочем столе (Пуск - Программы - MS Word - Контекстное меню - Отправить на рабочий стол (Создать ярлык)).
2. Запустите программу Word с ярлыка на рабочем столе.
3. Исследуйте все кнопки панели инструментов «Стандартная» и «Форматирование». Запишите в тетрадь их назначение.
Для выполнения данного задания, необходимо подвести указатель мыши к отдельной кнопке на панели инструментов и прочитать всплывающую подсказку. Всплывающая подсказка укажет назначение кнопки.
Стандартная | Форматирование | |
1. 2. 3. и т.д. | 1. 2. 3. и т.д. |
4. Работая с документом, вы видите виртуальный лист, повторяющий параметры реального. Используйте режим «разметка страницы», чтобы иметь полное представление о том, как располагается текст на реальном листе. Вид - Разметка страницы.
5.
При создании и форматировании текстового документа важно видеть и левое и правое поле документа. Этого можно достичь, выполнив команду: Вид - Масштаб - По ширине страницы. Для быстрого выполнения данной операции на панели инструментов Стандартная есть кнопка Масштаб.
6. С самого начала приучайтесь работать в режиме специальных символов. Для этого нажмите кнопку что очень важно для качественного набора текста и облегчения дальнейших операций по редактированию и форматированию текста.
7. Важно различать в самом начале курсор текстовый и курсор мыши.
Запомните!!! Текст вводится в то место, где мигает курсор, вставка объекта происходит в то место, где мигает курсор.
Указатель мыши служит для установки текстового курсора в нужное место и в процессе набора может не участвовать.
Зарисуйте в тетрадь внешний вид текстового курсора и курсор мыши.
8. Установка полей и ориентация бумаги.
Файл - Параметры страницы - Поля. По ГОСТу требования, которые предъявляются к текстовым печатным документам, параметры полей страницы задаются следующие:
Верхнее - 2 см.
Нижнее - 2 см.
Левое - 3 см.
Правое - 1 см.
Ориентация - книжная.
9. Введите 3 строки что-нибудь о себе, не нажимая Enter.
10. Закройте окно документа Word без сохранения.
Контрольные вопросы и задания:
Задание 1. Отобразить на экране окна Word следующие панели инструментов:
Стандартная, Таблицы и границы, Web, Настройка изображения.
Задание 2. Перейти из режима Обычный в режим Разметки страницы.
Задание 3. Установить масштаб 87%.
Подведение итогов
Предъявить преподавателю: Краткий конспект.
Лабораторно-практическая работа №2
Шрифт, начертание, размер
Выполнив практические задания данной темы, вы научитесь:
· Форматировать основные объекты текста: символ, слово, строку;
· Приемам выделения вышеперечисленных объектов;