Создание и внедрение новых моделей внутришкольного управления для повышения эффективности работы образовательных учреждений в Красноярском Крае
. Обеспечение информационной, методической, психологической, материально-технической и финансовой поддержки реформы.

3. Создание условий для появления пилотных школ проекта и их сопровождение.

4. Обеспечение открытости информации о ходе проекта на каждом его этапе в сообществе.

5. Сохранение и распространение успешного опыта школ.

4. Целевые группы

Предполагается, что проект будет инициирован Министерством Образования и Науки Красноярского края, таким образом, ЦА будет включать:

§ руководителей региональной и муниципальных систем образования и ОУ региона, заинтересованных в повышении эффективности работы школы,

§ педагогов школ края,

§ родителей и учащихся второй и третьей ступеней.

5. Содержание проекта

Содержание проекта и примерные сроки реализации:

Подготовительный этап - 6 месяцев (февраль-август 2009г.)

Первый этап «Информационный» - 2 месяца (август-октябрь 2009г.).

Второй этап «принуждение и поддержка» - 3 месяца (октябрь-январь 2010г.).

Третий этап «пилотные районные площадки» - 4 месяца (январь-май 2010г.).

Четвертый этап «сохранение и распространение успешного опыта» - 2 года (май 2010 - май 2012гг.).

Таким образом предполагается что за три года после начала разработки новые модели войдут в фазу традиционализации Ушаков К.М. (2004). Развитие организации: в поисках адекватных теорий / М.: «Сентябрь», 2004. - 192с.,с.68, что обеспечит необратимость и устойчивость результатов проекта.

Подготовительный этап - 6 месяцев.

На этапе подготовки необходимо создать рабочую группу проекта, основу которой составят служащие агентства (Отдел систем управления образованием), приглашенные эксперты в области образования и управления, педагоги, методисты, представители общественности и СМИ.

Такой состав призван обеспечить высококвалифицированную поддержку проекта и открытость информации о ходе его реализации.

Затем нужно сформулировать ТЗ на изготовление и размещение информационных материалов проекта в СМИ, создание многопрофильных команд поддержки пилотных школ, найти партнеров, исполнителей и изыскать ресурсы для реализации проекта, разработать методические материалы для работы с пилотными командами, заключить договоры и оформить документацию по проекту.

Первый этап «Информационный» - 2 месяца.

Этап нацелен на подготовку общественного мнения по проблематике проекта через публикации в региональных печатных и Интернет-изданиях, трансляцию видео-сюжетов и роликов социальной рекламы, выступления учителей, директоров, родителей, управленцев на ТВ, размещение информационных баннеров выступления лидеров мнений на собраниях педагогических коллективов, заседаниях Управляющих Советов, создание Интернет-сайта и горячей телефонной линии поддержки проекта.

Это необходимо, поскольку планируемая реформа должна повлечь глубокие изменения в организационной культуре (а значит сознании членов школьного и регионально-муниципального административного сообщества), чего не может произойти вдруг. В общественном мнении должна укрепиться мысль о том, что новые задачи не могут решаться за счет старых управленческих структур Ушаков К.М., ук.соч, с. 60. Практика управления говорит о том, что «проще ослабить силы сопротивления, чем укрепить силы, поддерживающие изменение» Ушаков К.М., ук.соч, с.62, поэтому необходимо убедительно развеять сомнения противодействующих сил и заручиться поддержкой в среде целевых групп. Информация о целях и средствах реализации проекта должна быть изложена простым языком, понятным неспециалистам. Граждане должны быть информированы о возможностях своего участия и контроля над ходом проекта.

Этап второй «принуждение и поддержка» - 3 месяца.

Очень важно, чтобы в числе пилотных площадок проекта оказались именно те учреждения, которые действительно могут уделить свое время, человеческие и интеллектуальные ресурсы участию в проекте, в противном случае возникает угроза «перегрузки инновациями» Fullan M. (2001). The New Meaning of Educational Change (3rd ed., 2001), Teachers College Press, Columbia University. New York, NY. 297 p., p.27 конкретных РУО и школ - что равносильно провалу.

Также принципиальное значение на данном этапе имеет работа по осмыслению членами районных и школьных сообществ предстоящих перемен. Как утверждает Маррис Marris P (1975). Loss and change, New York: Anchor Press/Doubleday, 1975, p.121, нововведение «не может прижиться, пока его смысл не будет определен участвующими в нем». Важно обеспечить РУО и ОУ многосторонней поддержкой, организовать работу в различных формах (дебаты, пресс-конференции, семинары) и с разным составом участников (администраторы разного уровня, учителя, детско-взрослые группы). Команда проекта обязана обеспечить помощь в оценке собственных ресурсов потенциальных пилотных площадок, необходимо адекватно оценить ресурсы РУО и школ. Итогом этого этапа должно стать появление 1-5 районных управлений образования с 2-5 школами, в которых большая часть администраторов, педагогов и родителей осознает необходимость реформы системы управления и готова к интенсивной работе по созданию и внедрению новой модели. Заявки на получения статуса пилотных площадок и дальнейшее участие в проекте подаются в комитет рабочей группы, и в оговоренный срок выносится решение о присвоении статуса.

Этап третий «пилотные районные площадки» - 4 месяца.

После того, как в нескольких районах Края появились пилотные площадки, необходимо обеспечить сопровождение команд в прохождении ими следующих этапов работы:

3.1 Исследования, обмен опытом

3.1.1 Само- и взаимообследование ситуации в ОУ и РОУ.

Целью этого мероприятия, которое может быть осуществлено в форме само- и взаимо-экспертизы является выявление рассогласований и совпадений между существующим штатным расписанием, зафиксированных в нем функций и реально осуществляемыми задачами, а также новыми задачами, которые требуют внимания, но до сих пор не решаются.

3.1.2. Совместные публичные отчеты и консультации нескольких пилотных площадок.

Участники из разных районов должны получить опыт представления результатов своей работы, иметь возможность обменяться вопросами и соображениями об исследуемой проблеме для более качественной проработки вопроса.

В результате у участников проекта должно появиться представлении о существующих противоречиях и о том, какие функции необходимо изменить (отменить), какие внести, какие перераспределить.

3.2. Обучение команд, поиск адекватных моделей.

3.2.1. Команды поддержки (включающие консультантов по вопросам образования, управления, психологов) проводят работу по повышению уровня осведомленности команд в вопросах управления. Участники проекта должны получить представление об основаниях разных моделей, их применимости и ограничениях, процессе и эффектах введения инноваций для разных групп участников. Важно не забывать о ресурсах родителей-участников проекта, которые имеют значительный опыт управленческой работы.

§ 3.2.2. После небольшой теоретической подготовки команды в течение месяца разрабатывают собственные модели, готовят материалы для публичной «защиты» и представляют проекты на конференции пилотных площадок. Основные принципы разработки моделей требуют отдельного обсуждения.

3.2.3. Согласование моделей внутришкольного и районного управления на базе каждой площадки. Необходимо, чтобы представители РУО имели четкое представление о природе изменений в структуре управления школ и о том, с кем и в каком порядке им предстоит налаживать связи. Важно обеспечить систему эффективного обмена информацией между участниками равных и разных уровней. В ходе взаимных презентаций, консультаций, экспертиз модели уточняются, приводятся к «общему знаменателю», при этом приоритет отдается моделям школ, учету их потребностей, а РУО в случае противоречий должны адаптировать свои модели для лучшей поддержки школ. Проекты районов должны включать также и план-график перехода к новой модели, и критерии и систему оценки эффективности.

3.2.4. Публичная защита проектов пилотных площадок.

Совместные модели «РУО-школы» каждой площадки представляются, обсуждаются и оцениваются. Затем в каждом районе проходят работы по внесению последних изменений. И начинается работа по внедрению моделей.

В итоге четырехмесячной работы в пилотных районах должны появиться:

§ Модели (внутри)школьного управления

§ Планы по их введению

§ Ресурсы для обеспечения введения моделей и компенсации возникающих в связи с этим эффектов.

Этап четвертый «сохранение и распространение успешного опыта» - 2 года.

На данном этапе необходимо обеспечить бесперебойное полипрофессиональное сопровождение пилотных площадок, организовать оформление и распространение их опыта в других районах Края. Создать и поддерживать систему обмена информацией и опытом школ и РУО. Важно обеспечить качественный мониторинг хода реализации данного этапа и анализ данных обратной связи.

6. Механизмы реализации

Механизм реализации проекта включает следующие мероприятия:

Этап

№ задачи

Мероприятия

Результат

Ответственный

Исполнитель

Подготовительный

Создание группы проекта

Создана рабочая группа

Министр образования региона

Начальник отдела систем управления образованием

Разработка системы мониторинга хода проекта

Имеются критерии, индикаторы, схема сбора информации и оценки

Руководитель группы

Внешний эксперт по мониторингу

Формулирование ТЗ для подрядчиков (СМИ, Рекламные Агентства, ИПК), подготовка методических материалов для сопровождения пилотных команд

Готовы тексты, задания, шаблоны договоров

Члены группы, привлеченные эксперты, методисты

Поиск ресурсов и партнеров

Найдены ресурсы для полипрофессиональной квалифицированной поддержки пилотных школ

Члены группы

Поиск исполнителей

Заключены договоры на выполнение работ по ТЗ

Члены группы

Тиражирование, изготовление материалов по ТЗ

Тексты, видео- и аудио материалы, сайт - готовы к распространению и использованию

Отв. в группе

Подрядчики

Информационный

1

Распространение информации о проекте

Сайт и горячая линия работают, печатные и медиаматериалы распространяются согласно графику

В сообществе появилась критическая масса сторонников реформы

Информация о том, как стать участником проекта известна в сообществе

Руководитель группы

Подрядчики, партнеры

2

Получение и анализ данных обратной связи

Центр поддержки и мониторинга функционируют, данные первого этапа собраны и проанализированы

Руководители центров

Принуждение и поддержка

1, 2, 4

Проведение встреч с чиновниками РУО региона, директорами школ и педколлективами, собраний с родителями.

Организация выступлений членов команды проекта по ТВ и радио.

Появилось несколько районов-потенциальных участников проекта (РУО и 2-5 школ)

Члены группы, привлеченные эксперты, партнеры

3

Подача и утверждение заявок школ, заключение договоров

Имеется необходимое количество пилотных площадок.

Ответственный за работу с площадками

пилотные районные площадки

2, 3, 4

Само- и взаимоэкспертиза школ и РУО,

Открытые консультации,

Обучение команд,

Презентации и обсуждения моделей,

Доработка проектов

в пилотных районах появились:

Модели (внутри)школьного управления

Планы по введению новых моделей

Ресурсы для обеспечения введения моделей и компенсации возникающих эффектов

Подрядчики (ИПК), приглашенные эксперты, консультанты, методисты.

сохранение и распространение опыта

5, 2

Постоянный сбор и анализ данных обратной связи,

Обеспечение информационного взаимодействия пилотных и других районов,

Регулярное посещение площадок, организация встреч и консультаций

Разработанные модели успешно функционируют в пилотных районах,

Пилотные команды проводят обучение представителей других районов,

Другие РОУ и ОУ приступили к разработке собственных моделей,

Зафиксирован стабильный рост районов-участников реформы.

В сообществе преобладает положительное мнение о проекте.

Руководитель проекта

Руководители центров, экспертные группы

7. Бюджет проекта и источники финансирования

Средства проекта складываются из соответствующей статьи Краевого бюджета.

Бюджет проекта не включает расходы на оплату труда управленческой команды (она создается из числа чиновников Агентства), транспортные расходы.

Необходимо проведение специальных консультаций для доработки и описания соответствующих статей.

Мы рассчитали две значимые статьи:

1. Услуги привлеченных специалистов

Вид работ

Стоимость услуги (руб)

Срок выполнения

Кол-во исполнителей

Итого (руб)

1

Разработка системы мониторинга хода проекта (критерии, индикаторы, схема сбора информации и оценки)

10000

2 месяца

1

10000х2х1=20000

2

Разработка методических материалов для пилотных команд

15000

3 месяца

3

15000х3х3=135000

3

Еженедельные консультации пилотных команд

3000

36 месяцев

3 специалиста в школу х 25 школ

8100000

4

Диспетчер горячей линии

6000

36 месяцев

5

1080000

5

Дополнительные разовые консультации, лекции специалистов

3000

36 месяцев

2

216000

ИТОГО

9 551 000

2. Создание, тиражирование и распространение рекламы проекта

Позиция

Стоимость

Количество

Срок

Итого (руб)

1

Разработка «движка» и дизайна сайта

60000

1 шт

1 мес

60000

2

Хостинг сайта

На сервере Министерства

0

3

Создание двухминутного рекламного видеосюжета

15700

4 шт

12 дней

62800

4

Создание трехминутного рекламного видеофильма

30000

1 шт

10 дней

30000

5

Создание аудиоролика до 30сек, подготовка к радиотрансляции

6000

2 шт

6

12000

6

Трансляция видеофильма (утро)

5000 за 15с

40 показов

4 недели

2400000

7

Трансляция видеофильма (вечерние новости)

13000 за 15с

40 показов

4 недели

6240000

8

Трансляция видеофильма в выходные дни вечером

10000 за 15с

40 показов

4 недели

4800000

9

Трансляция радиороликов

1000 за 30 с

4 выхода в сутки на 5 радиостанциях

4 недели

560000

10

Печать полноцветных баннеров

15000 за шт

14 шт

2 недели

210000

11

Размещение полноцветных баннеров на улицах города

30000 в мес

7 районов города х 2 установки в каждом

1 мес

420000

ИТОГО

14 794 800

Предполагается, что расходы на аренду помещений не потребуются, поскольку встречи будут проводиться на базе РОУ и ОУ, необходимо будет приобрести канцелярские принадлежности и оргтехнику - этого тоже сейчас нет в бюджете, поскольку, во-первых, возможно мобильное использование многих устройств, имеющихся в ведении Министерства, а, во-вторых, сами ОУ и РОУ также ими располагают.

На данный момент по нашим расчетам проект потребует вложения минимум 24345800 (двадцати четырех миллионов трехсот сорока пяти тысяч восьмисот) рублей.

8. Оценка результатов и ожидаемые эффекты проекта

Основным критерием эффективности проекта является переход 80% ОУ и РОУ региона на новые самостоятельно разработанные модели (внутри)школьного управления, а также сохранение в основном положительного отношения к реформе в среде целевых групп и более широкого сообщества региона как на протяжении хода проекта, так и в течение двух лет после его завершения. Подробная система мониторинга, критерии и индикаторы будут разработаны на подготовительном этапе проекта.

Ожидается, что внедрение новых моделей окажет влияние не только на качество работы школ, но также вызовет волну критического пересмотра существующих структур в системе муниципального управления, в том числе и в других сферах (здравоохранение, социальная защита, культура и т.п.)

Также изменение структуры управления на уровне школ и РУО не может не повлиять на процессы реформирования системы управления более высокого уровня. Для приведения в соответствие структур разных уровней, имея в виду примат нижего звена - ОУ, городские и краевые ведомства будут вынуждены также пересмотреть основания существующей модели.

Но главное - школа, то, ради чего все это замысливалось: директор, наконец, должен вырваться из каждодневной бюрократической текучки и вернуться на ниву обучения, вплотную заняться организацией педагогического сообщества школы в соответствии с современными формами обмена опытом и повышения квалификации учителей. Сфокусироваться на кадровой политике, обеспечить качественное преподавание в каждой группе.

Вероятно, у новых директоров-лидеров учителей возникнет потребность в соорганизации ресурсов на уровне района или выше, таким образом, можно ожидать появления добровольных союзов директоров и методистов школ не в рамках РМК, а на базе наиболее продвинутых ОУ.

Возможно новые формы работы (такие как само- и взаимоэкспертиза) будут взяты на вооружение и по окончании проекта, что позволит расширить поле сотрудничества ОУ и повысить точность диагностики существующих проблем и недостатков не только системы управления, но и разных аспектов школьной жизни (качество преподавания отдельных предметов, демократичность).

Более полно осведомленные о проблемах школы родители, а тем более, имеющие опыт участия в проекте, наверняка станут наиболее активными членами Управляющих Советов, возможно, в связи с расширением поля взаимодействия ОУ и РУО, возникнут родительские советы на уровне района.

Литература

1. Декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» 26 декабря 1919 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917-1973 гг. / Сост. А. А. Абакумов и др. М.: Педагогика, 1974. С. 377.

2. Постановление Совета министров СССР от 8 сентября 1970 г. N 749 ОБ УСТАВЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr4993.htm

3. Гаспаришвили А. Т., Ионов А. А., Рязанцев В. В. (2006). Учитель в эпоху перемен - М.: Логос, 2006. - 176 с, с.100-139

4. Григорьева Е. (2006). Интервью с М.Л.Левицким Нужен ли школе коммерческий директор? // Директор Школы, 2006 №5 (110), с.85

5. Морозова В.Ю. (2008). Нужен ли в школе заместитель директора по информатизации? // Директор Школы, 2008 электронная библиотека журнала http://lib.direktor.ru/files%5C43ed05ec-89a3-4aee-b7fe-9e9f04241699.htm

6. Пинский А.А. (2006). «Комплексный подход в реформировании общего образования» // газета "Управление школой", 2006 № 06

7. Ушаков К.М. (2004). Развитие организации: в поисках адекватных теорий // М.: «Сентябрь», 2004. - 192с.,с.68

8. Филлипов В.М. (2003). Модернизация российского образования. - М.: Просвещение, 2003

9. Щербо И.Н. (2005). Куда директору податься? // Директор школы, 2005. №6 (101), с.22

10. По материалам семинара Института развития образования ГУ-ВШЭ, где обсуждался доклад заместителя директора института Ирины Абанкиной "Сдельщина" вместо "собеса"? http://www.hse.ru/news/recent/2788998.html

11. По материалам брифинга http://mon.gov.ru/press/news/4742/

12. По материалам интервью http://mon.gov.ru/press/smi/3693/

13. Alvin Toffler (1991). The Third Wave, Bantam Books, 1991, 544p.

14. Fullan M. (2001). The New Meaning of Educational Change (3rd ed., 2001), Teachers College Press, Columbia University. New York, NY. 297 p., p.27

15. How the World's Best-Performing School Systems Come Out on Top http://www.mckinsey.com/clientservice/socialsector/resources/pdf/Worlds_School_Systems_Final.pdf

16. Marris P (1975). Loss and change, New York: Anchor Press/Doubleday, 1975, p.121

17.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать