Создание скульптурного образа на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Создание скульптурного образа на уроках изобразительного искусства в начальной школе

2

Департамент образования Вологодской области

Вологодский педагогический колледж

Курсовая работа

Создание скульптурного образа на уроках изобразительного искусства в начальной школе

студентки 4 курса

Парфеновой Екатерины

Викторовны

Научный руководитель:

преподаватель

изобразительного искусства

Пономарева Н.Н.

Вологда

2007

Содержание

Введение

Глава 1. Создание скульптурного образа

1.1 История развития керамических промыслов

1.2 Особенности работы с глиной и пластилином

1.3 Народные глиняные игрушки

Глава 2

2.1 Значение занятий лепкой на уроках изобразительного искусства.

2.2 Технология выполнения работ из глины

Заключение

Список литературы

Введение

Лепка -- один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Уникальная методика лепки из глины и пластилина проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие. Руки, благодаря которым обезьяна превратилась в человека, пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи) учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого -- рационального, анализирующего и правого -- интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого. На занятиях по лепке очень важно создавать атмосферу доверия и доброжелательности. Эта методика учит синтезу, что очень важно в наше современное время всеобщего анализа и расчленения. Занятия проходят в игровой форме и настолько увлекательны, что дети проводят за ними несколько часов, совершенно не уставая.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание, вытягивание.

Занятия лепкой должны развивать художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывать организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

На уроках изобразительного искусства учитель дарит детям радость творчества, знакомит с историей художественных народных керамических промыслов, показывает профессиональные приемы лепки, знакомит с образной стилизацией глиняных игрушек. Преподаватель помогает раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе учебы, привить интерес к лепке, развить художественный вкус и эстетическое воспитание, правильные профессиональные приемы лепки и умение наблюдать, выделяя главное, существенное, отбрасывая второстепенное, лишнее.

Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть создание скульптурного образа на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Задачи работы:

-изучить историю развития керамических промыслов,

-раскрыть особенности работы с глиной и пластилином,

-познакомиться с народными глиняными игрушками,

-выявить значение занятий лепкой на уроках изобразительного искусства,

-рассмотреть технологию выполнения работ из глины.

Глава 1. Создание скульптурного образа

1.1 История развития керамических промыслов

«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал». Эту загадку в старые годы мог отгадать каждый. Герой загадки -- обычный печной горшок. На его примере можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. «Копанцами» деревенские гончары называли яму или карьер, где добывали глину. С копанца глина попадала на «топанец» -- ровное место во дворе или избе, где ее топтали ногами, тщательно разминая и выбирая попавшие в нее камушки. После такой обработки глина поступала на «кружало», то есть на гончарный круг, где она приобретала форму горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердый как камень. Но чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать «на обваре». Для этого его в горячем виде опускали в квасную гущу или жидкую мучную болтушку. Во второй части загадки образно и кратко показана дальнейшая судьба готовой глиняной посуды. Вряд ли стоит специально объяснять, как печной горшок «людей кормил», а вот почему он в старости «пеленаться стал», современному человеку, вряд ли понятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли служить еще долгие годы.

Определить пригодность глины для лепки можно довольно простым способом. Из небольшого комка увлажненной шины, взятой для пробы, нужно скатать между ладонями жгут толщиной примерно с указательный палец. Затем медленно согнуть его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина вполне пригодна для работы.

Уже в эпоху раннего неолита люди были знакомы с техникой обжига гончарных изделий. В IV тысячелетии до н.э. древние египтяне знали об искусстве изготовления глазурованных керамических изделий, а в конце того же тысячелетия шумеры научились создавать объемные изделия из глины на гончарном круге.

В России глиняную посуду несложной формы изготавливали еще в III--II вв. до н. э., что подтверждают археологические раскопки могильников в районе Поволжья, бассейнов рек Москвы и Клязьмы. В XV--XVII вв. в России с развитием архитектуры и строительства большое распространение получило керамическое производство: изготавливали кирпич, черепицу, глазурованные плитки и др. В Москве в Гончарной слободе (современная Таганка) производили разнообразную керамику для облицовки печей, а также посуду, в том числе и аптекарскую.

В 1744 г. в Петербурге был основан первый в России Императорский фарфоровый завод. Дмитрий Иванович Виноградов открыл и научно обосновал технологию производства фарфоровой массы из отечественного сырья, куда входили: кремень, гжельская огнеупорная белая глина, алебастр. М.В. Ломоносов открыл твердый фарфор и предложил множество рецептов фарфоровых масс.

В первой половине XIX в. открываются частные заводы. В 1750 г. был основан завод Ф.Я. Гарднера, выпускавший чайную и столовую посуду. На заводе А.Г. Попова выпускали, кроме расписной посуды, статуэтки, а находился он в селе Горбунова недалеко от Сергиева Посада.

Впервые село Гжель упоминается в XIV веке в Духовной грамоте Великого князя Московского Ивана Калиты. Из летописных источников известно, что основным занятием гжельцев было гончарное ремесло, поэтому слово "гжель", видимо, происходит от глагола "жечь", "обжигать" глину.

В XVIII веке гжельские мастера освоили производство майолики, которую изготавливали из местной глины и покрывали оловянной глазурью. Среди других промыслов керамического искусства выделяется скопинская керамика (Скопин, Рязанская область). Производство декоративной скопинской керамики было основано в 1860-е гг. крестьянами братьями Оводовыми, которые первыми узнали секрет приготовления свинцовой глазури.

К миру большой скульптуры принадлежат мемориальные ансамбли, монументы, бюсты, посвященные великим людям и историческим событиям (монументальная скульптура), воплощающие чувства (преклонения, восторга, трагедийно-скорбные) современников. Установленные на открытых пространствах, часто на естественных или искусственных возвышениях, монументы обращены к современникам и будущим поколениям.

Древнейшие памятники возводились в честь богов, земных владык, полководцев; затем появились памятники творческим людям, деятелям искусства. Существуют памятники любимым героям литературных произведений. В Копенгагене на камне у моря сидит бронзовая Русалочка, в городе Ханнибале (США) установлен памятник Тому Сойеру и Гекльбери Финну, в Смоленске поставлен памятник Василию Теркину, любимому герою военных и послевоенных лет. Совсем недавно в Санкт-Петербурге на мосту, перекинутом через реку Фонтанку, появилась птичка -- памятник «Чижику-Пыжику». Скульптурные памятники посвящаются и животным. В Риме на Капитолийском холме поставлена этрусская фигура волчицы как памятник той, которая вскормила легендарных основателей Рима -- Ромула и Рема. В Париже есть памятник знаменитому сенбернару Барри, спасшему в горах 40 человек.

Скульптура может быть опорой в архитектурной конструкции, служить украшением фасадов, фронтонов, порталов храмов, входить в композицию мостов и триумфальных арок (монументально-декоративная скульптура), украшать аллеи, лужайки, партеры (садово-парковая скульптура).

Скульптура малых форм (миниатюрные произведения, созданные скульпторами, художественной промышленностью или народно-художественными промыслами) предназначена для украшения личного быта.

В современном бытовом обиходе мелкая пластика может представлять собой жанровые статуэтки, настольные портретные изображения животных, небольшие сувенирные модели памятников. Существуют две разновидности скульптуры: круглая, свободно размещающаяся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения размещаются на плоскости. Если выпуклость рельефа составляет больше половины объема, рельеф называют высоким (горельеф), если меньше -- низким (барельеф).

Скульпторы говорят, что произведение рождается в эскизе из глины, а затем возрождается в материале. Мастерская скульптора -- холодное, чаще всего сырое помещение. Мокрыми тряпками покрыты глиняные модели, стоят каркасы из проволоки и деревянных дощечек для статуй, на полках -- гипсовые слепки, на полу-- глыбы камня.

Скульптура требует таланта, мастерства, терпения и часто тяжелого физического труда. В Древней Греции существовала хрисоэлефантинная техника: на деревянный остов накладывались пластины из золота для изображения одежды и пластины из слоновой кости для изображения тела. В этой технике знаменитый скульптор Фидий сделал колоссальную статую Зевса, слывшую в древности одним из семи чудес света.

Скульптура может быть раскрашена и не раскрашена. Скульптура Древнего Востока, Греции, готики, эпохи модерн признавала раскраску, употребляла цветные материалы. Высокое Возрождение, классицизм считали раскраску недостойным подлинного искусства приемом. Знаменитая Венера Милосская создана из двух кусков мрамора: ее обнаженное тело высечено из паросского мрамора, одетая же часть фигуры -- из мрамора другой породы, причем шов между двумя кусками мрамора не совпадает полностью с границей между одетой и обнаженной частями.

Микеланджело считал: «Всякая статуя должна быть так задумана, чтобы ее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился». Основным объектом творчества круглой скульптуры является мир человека и мир животных (анималистическая скульптура).

Бенвенуто Челлини, знаменитый итальянский скульптор XVI в., в «Трактате о скульптуре» пишет: «Скульптура, по меньшей мере, в восемь раз превосходит живопись, так как она располагает не одной, а многими точками зрения, и все они должны быть одинаково ценными и выразительными».

Характер одежды и драпировок, ритм их складок, силуэт (прерывистый или сплошной), распределение света и теней -- все активно участвует в создании образа статуи. Античные скульпторы Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, считая человека высшим созданием природы, искали идеальные формы и пропорции облика человека, фигуры мужской и женской.

В прошлом веке возникли и новые формы скульптуры (в том числе игровые, предназначенные для детских площадок), абстрактная неизобразительная скульптура.

Таким образом, можно сделать вывод, что керамические промыслы начали свое развитие уже в ранние эпохи и имели огромное значение в жизни людей.

1.2 Особенности работы с глиной и пластилином

Прежде чем начать работу, нужно приготовить и положить около себя на куске сырой тряпки ком лепной глины, стеки, поставить банку с водой.

При лепке оформляют глину и вообще работают большим пальцем правой руки и только для получения острых и резких углов, а также при отделке тонких частей пользуются стеками.

Лепные работы принадлежат к разряду довольно грязных. Поэтому, если для лепных работ нет отдельного помещения, столы необходимо покрывать полиэтиленовой пленкой и следить, чтобы глина не падала на пол.

Работать можно и сидя, и стоя. Последнее предпочтительнее, так как допускает большую свободу движений, не искривляет позвоночник, позволяет осматривать «скульптуру» со всех сторон.

В работе с детьми по лепке чаще всего используют пластилин, который удобнее в хранении и не требует особых приготовлений в процессе лепки, да и грязи от него почти не бывает.

Опытные педагоги предпочитают работать с глиной, зная, что пластилин хуже поддается обработке, его долго приходится разминать, как бы разогревать в руках прежде, чем что-либо вылепить, к тому же он со временем теряет форму и не годится для обжига.

Главные инструменты для лепки, особенно для начинающих, -- пальцы. В дополнение и на помощь им берутся стеки. Это тонкие, хорошо отшлифованные, слегка изогнутые палочки. Концы их могут быть заостренными, закругленными или с зазубринками. Делаются они из твердых пород деревьев (бук, дуб, граб) и перед шлифовкой провариваются в олифе. Это делается для того, чтобы они не разбухали при работе и не меняли форму.

Лепить удобнее всего на столе или ровной деревянной или виниловой доске. Некоторые работы, такие как барельеф и горельеф, выполняются на почти вертикально стоящих досках.

Лепить нужно обеими руками, это ускоряет работу и одновременно развивает левую руку, что может пригодиться для других работ и занятий.

Для того, чтобы лепить с натуры, нужно поставить ее перед собой, хорошо осмотреть, по возможности ощупать. Нельзя брать на первый раз сложной, детализированной натуры, нужно лепить что-нибудь попроще: яблоко, сливу, грушу, свеклу, грибы.

Занимаясь лепкой, надо помнить, что не стоит лепить все подробности, все мелочи. Необходимо передать самое главное, самое существенное, то, что отличает один предмет от другого, или то, что характерно для животных, человека, их движения, настроения.

Не всегда можно завершить свою «скульптуру» за один урок, иногда на это уходит несколько дней. Поэтому после окончания занятий (да и во время перерывов), чтобы «скульптура» не пересохла, ее нужно покрывать влажными тряпками, плотно прилегающими к ее поверхности. Точно так же надо предохранять от высыхания и ком глины, из которого ее делают. Если «скульптура» пересохнет, то будет невозможно внести поправки и уточнения.

Лепка может быть разных видов. Если она чуть выступает над гладкой поверхностью, как, например, растительные орнаменты, буквы и цифры на монетах, портретированные лица на медалях, то это барельеф; если фигуры и предметы сильно выступают из гладкого плоского фона, так, что почти сохраняют свою естественную трехмерность, это горельеф; третий вид лепки -- вазы, кувшины, круглая скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, изделия народных промыслов.

Лепка обязательно должна идти параллельно с рисунком. Необходимо приучать детей к строгому соблюдению формы изображаемых предметов и достаточно точному ее выражению, будь то в рисунке или в лепной работе.

На первом занятии следует нарисовать ряд геометрических фигур на классной доске и предложить учащимся воспроизвести их. При этом необходимо давать словесные определения линий, углов и поверхностей, которые изображаются на доске.

Это придает ему динамичность, как бы сообщая поступательное движение.

После лепки простых геометрических тел можно приступить и к сложным предметам, имеющим округлые формы и приближающимся к форме геометрических тел. Например, несколько видоизменяя шар, можно переделать его в яблоко, персик или грушу. Из цилиндра, сминая его или несколько подрезая, можно получить огурец, баклажан, бутылку, кувшин и другие предметы-образы.

Таким образом, мы выявили, что при работе с пластичными материалами, педагог должен показать и рассказать детям особенности работы с данными материалами.

1.3 Народная глиняная игрушка

Для успешного овладения навыками декоративной лепки преподаватель использует предметы декоративно-прикладного искусства и в частности художественные изделия народных умельцев. И чем раньше будут знакомить детей с народным творчеством, тем свободнее они смогут применять элементы декоративного оформления в своих работах.

Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Кроме того, расширяются возможности детей в сюжетной лепке.

Эта первоначальная деятельность подводит детей к пониманию того, что выполненную работу можно украсить, она станет интереснее и красивее. С возрастом знакомство детей с народным искусством расширяется, в связи с чем и задачи по украшению предметов становятся более сложными. Дети начинают лепить и украшать орнаментом посуду, кукол, животных по типу народных игрушек. Постепенно они учатся отбирать и сочетать декоративные элементы, составлять из них узор, помещать его сначала на плоский, а затем на объемный предмет. Все это в свою очередь развивает в детях потребность к созданию красивых изделий, развивает их художественный вкус.

Дымковские игрушки.

Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811 году. Автор его -- Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике -- «Свистопляске» (позднее его стали называть свистунья»), во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать