Социальная работа с детьми и молодежью, употребляющими наркотики и психотропные вещества

Социальная работа с детьми и молодежью, употребляющими наркотики и психотропные вещества

2

РЕФЕРАТ:

предмет: “ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ”.

тема: “СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ, УПОТРЕБЛЯЮЩИМИ НАРКОТИКИ И ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА”.

студентки 5-го курса

заочного отделения

факультета “Социальной работы”.

ЖУДОВОЙ ЕЛЕНЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ

проверила: _______________________

Москва 2005

За последние сто лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины - психиатрии, перешла в разряд общесоциальных проблем. По данным группы экспертов ВОЗ, в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические препараты, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, широкое распространение получают синтетические наркотики, в употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества.

Употребление человеком наркотических веществ имеет очень древнюю историю. Однако распространение такого заболевания как наркомания вплоть до XX века не представлял такой зловещей социальной проблемы.

Информационный взрыв, обусловленный развитием средств информации, упрощение международных связей и совершенствование транспортных средств, открытые границы, либерализация торговли и финансов сегодня кроме положительных последствий имеют и негативные. Это прямо соотносится с проблемой распространения наркотиков. Ни одна нация или народ, где бы они ни жили, и как бы ни прочны были демократия и государственный строй, не обладают иммунитетом к пагубным последствиям злоупотребления наркотиками и последствиям наркобизнеса. Особенно уязвимы, в этом отношении оказываются страны со слабой социальной и государственной организацией. В России проблема нелегального оборота наркотиков и распространение злоупотребления ими совпали с переходным периодом - в 90 годы.

Постоянство, с которым наркотики упоминаются в СМИ, создает обманчивое впечатление достаточного знакомства с этим явлением. В действительности же наш запас достоверных знаний невелик. Можно только предположительно говорить о прибылях от незаконного оборота наркотиков и числе наркоманов, поскольку эта информация неизменно искажается самой природой наркоторговли, которая направлена на игнорирование закона и наркотической зависимости как явления осуждаемого обществом, и некритически воспринимаемого самими больными.

Нужно иметь в виду, что наркотики связаны как со спасением жизни, так и с ее утратой. История использования наркотиков с ритуальными целями и в медицине начинается с глубокой древности, а история распространения наркоманий и широких масштабов нелегального оборота насчитывает всего несколько десятилетий.

Любая попытка ответить на вопрос, почему люди употребляют наркотики и психотропные вещества с немедицинскими целями, вызывает огромное многообразие ответов. И тем более число этих ответов может возрастать в зависимости от географии, страны, культуры народа. Психоактивные вещества употреблялись с древних времен в соответствии с традиционными нормами, практикой религиозных церемоний и медицинскими целями. Эти традиции были сломаны в двадцатом веке и заменены культурально выродившимися формами употребления. Эти последние стимулируют криминальные организации, которые руководствуются соображениями получения сверхприбыли. Усло-вно отвечая на вопрос почему люди употребляют наркотики и становятся наркоманами, можно сказать следующее.

- Потому что наркотик стал доступным, и его стремятся реализовать как товар нелегального рынка.

- Потому что среда, ближайшее окружение не видят в этом ничего противоестественного и поощряют к этому человека, а у него нет ресурсов сопротивляться.

- Потому что биохимическое действие наркотика сходно с нормальными процессами в мозге и соответственно сигналы об опасности игнорируются сознанием.

Также условно отвечая на вопрос, почему люди не употребляют наркотики и не становятся наркоманами, можно ответить так: потому что они отдают себе отчет в опасности употребления наркотиков, потому что они умеют ответственно относится к своей личности и безопасности, потому что они умеют различать свои чувства и свои намерения, потому что они умеют справляться с проблемами.

Наркомания: Состояние периодической или хронической интоксикации, вызванной употреблением натуральных или синтетических наркотических веществ. К наркомании относится употребление только тех наркотических веществ и медицинских препаратов, которые включены в список наркотических лекарственных форм, утвержденный Министерством Здравоохранения Российской Федерации. Это имеет не только медицинское, но и юридическое значение.

Токсикомания: злоупотребление теми веществами, которые не входят в список наркотиков. Это различные химические, биологические и лекарственные вещества, вызывающие привыкание и зависимость.

Психотропные вещества (psyhe- душа, tropos- направление), лекарственные средства оказывающие преимущественное влияние на психические процессы: применяются при различных нарушениях высшей нервной деятельности (транквилизаторы, седативные вещества, психостимулирующие вещества, ноотропные)

Психостимулирующие вещества (psyhe-душа, stimular- погонять, возбуждать) лекарственные вещества, повышающие умственную и физическую работоспособность (меридил, синокарбр, синдофел, кофеин).

Натуральные наркотики не вызывают сильного привыкания, а так же зависимости и эйфории. Большую опасность представляют синтетические наркотики. Эффект от жевания коки сравним с действием чашки крепкого кофе. Привыкания не бывает, вредных привычек нет.

ВОЗ дает следующее определение: “Наркотики - это такое вещество или смесь веществ, которое коренным образом отличаются от всех веществ, необходимой для нормальной жизнедеятельности человека и прием которых влечет за собой изменение функционирования организма в целом, серьезно осложняет деятельность внутренних органов, центральной и вегетативной нервной системы”.

Критерии определения наркотиков в РФ: способность вызывать эйфорию или приятные субъективные переживания, способность вызывать зависимость, существенный вред здоровью, не традиционность употребления ПАВ для данной культуры.

Все одурманивающие средства - истинные наркотики, и фармокологические препараты, а так же различные химические вещества, часто употребляемые в качестве наркотиков являются сильными ядами, или токсинами.

Поскольку слова «наркомания», «наркотики», «наркоманы» широко распространены, то и мы будем пользоваться ими, идет ли речь о лекарствомании или токсикомании.

Это вполне оправданно, так как в связи с дороговизной и труднодоступностью истинных наркотиков настоящие наркоманы редко встречаются среди нашей молодежи. Чаще всего молодые люди используют более доступные лекарственные средства или чаще сами производят кустарным способом наркотические препараты.

По данным ООН 8 млн.человек употребляют героин, 13,3 млн. чел. кокаин, 141,3 млн. чел. марихуана и подобные вещества, 280 млн. чел . синтетические наркотики.

В странах “золотого треугольника” (Бирма, Лаос, Таиланд) производится 2500т. сырья из которого получается 250 т. героина. Столько же производит «Золотой полумесяц» (Афганистан, Пакистан). Около 100т. опиума производится в Латинской Америке.

В Перу, Колумбии, Боливии производится сырья на 1300 т. кокаина.

В Марокко 2500 т. гашиша в районе « золотого полумесяца» 2000 т.

Количество производимой марихуаны установить невозможно.

Мировой оборот наркоторговли оценивается примерно в $400 млрд. или 8% всего оборота мировой торговли.

Все наркотические вещества вызывают так называемое состояние дурмана, а также постепенно нарастающего состояния зависимости наркотиков. По мере употребления наркотиков усиливаются физическое и психическое истощение организма, в конце концов заканчивающихся смертью.

Выделяют следующие группы наркотических и токсических веществ:

1. Морфин, опий и их полусинтетические и синтетические аналоги (героин, кодеин, промедол);

2. Кокаин и препараты из него («крэк»);

3. Вещества добываемые из индийской конопли (гашиш, анаша, план, марихуана);

4. снотворные (барбитураты, ноксирон, бробурал);

5. стимуляторы (кофеин, эфедрин, допинги);

6. Транквилизаторы;

7. Атропин и атропиносодержащие препараты (астматол, белладонна);

8. Ненаркотические анальгетики (анальгин, амидопирин, аспирин, парацетамол и др);

9. Органические растворители и средства бытовой химии;

10. Никотин.

Единой причины возникновения наркомании не существует. Но имеют большое значения личностные факторы личности человека. Более склонные к наркомании люди инфантильные, пассивные, зависимые, демонстративные, эмоционально- неустойчивые. Так же важную роль играют и определенные социальные факторы: низкий уровень образования, отсутствие интереса к жизни, безыдейность, не умение занять свой досуг, влияние окружающий микро среды, неблагополучная обстановка в семье и обществе, низкий уровень элементарных медицинских знаний.

Симптомы и течения наркомании: Диагноз наркомания, устанавливается только в том случае, если присутствует определенный комплекс клинических признаков заболевания:

1. Непреодолимое влечение к принятию наркотиков.

2. Тенденция к повышению дозы.

3. Психическая и физическая зависимость от наркотиков.

Причинами влияющими на употребление наркотиков можно также назвать: для повышения своего авторитета в группе, мода на наркотик, жизненные трудности, бытовые неурядицы и особенности психики.

Среди многообразных факторов, обусловливающих риск приобщения молодежи к наркотическим или одурманивающим веществам, ведущую роль играют особенности формирования и воспитания молодого человека, его личность, характер взаимоотношений с окружающими.

Удобной для практического применения классификацией факторов риска может быть следующая:

1) индивидуальные факторы: низкая самооценка, ощущение собственной незначительности, недостаточный самоконтроль, неспособность правильно выражать свои чувства и др.;

2) берущие начало в семье ребёнка: отсутствие должного контроля со стороны взрослых, четких правил поведения, чувства принадлежности к семье, злоупотребление ПАВ (психоактивных веществ) членами семьи и т.п.;

3) связанные с обучением в школе: низкая успеваемость, частые переходы из одной школы в другую, нарушение отношений со сверстниками, злоупотребление ПАВ в школе.

Социальные факторы, способствующие приобщению подростков к употреблению ПАВ:

- безразличие или одобрение потребления наркотиков семьей и сверстниками;

- пьющая или наркотизированная семья;

- принуждение к употреблению ПАВ;

- большее влияние сверстников, а не родителей;

- несовместимость мировоззрения родителей и их детей;

- высокая потребность в общении с группой, в развлечениях и включенность подростка в увеселительные компании;

- отсутствие эмоционального и духовного контакта, совместного отдыха и деятельности детей и особенно подростков и родителей;

- отсутствие контроля со стороны родителей, низкая дисциплина в семье; доступность ПАВ и др.

Начальная фаза использования ПАВ, наблюдающаяся преимущественно в подростковом периоде, может быть:

- демонстрация взрослого поведения

- формой отчуждения от родительской опеки.

- выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды,

- экспериментированием,

- стремлением поучить новый опыт,

- поиском удовольствия или расслабления,

- открытием двери в группу сверстников,

- средством стать участником субкультурного жизненного стиля,

- способом разрешения конфликта или снижения напряжения,

- актом отчаяния и т.д.

Очевидно, что состояние проблемы профилактики молодёжной наркомании добиться сколько-нибудь заметных результатов в решении проблемы наркомании невозможно без организации адекватной профилактической работы. Профилактика подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества. Это осознает сегодня подавляющее большинство населения от государственных чиновников всех уровней до обычных, рядовых граждан. Вместе с тем разработка и внедрение первичной профилактики наркомании у подростков и молодежи оказываются чрезвычайно затруднены в силу ряда обстоятельств, важнейшими из которых являются следующие:

- Недостаточно ясным остается вопрос о том, к чьей компетенции относится реализация антинаркотической работы с молодежью. Какие ведомства должны взять на себя затраты и ответственность по её проведению. Нерешенность этого вопроса приводит к тому, что, с одной стороны, государственные средства, выделяемые на профилактику наркомании, распыляются по различным ведомствам, которые реализуют плохо согласованные друг с другом мероприятия, эффективность которых трудно оценить, а с другой- ведомства, имеющие непосредственное отношение к профилактике наркомании среди молодежи, всячески дистанцируются от этой работы;

- По-прежнему неопределенным является вопрос о том, усилиями каких специалистов - педагогов, врачей, психологов - должна вестись антинаркотическая работа с молодежью. Очевидно одно: усилия педагогов недостаточны в силу низкой осведомленности в вопросах наркомании, а усилия медиков ограничены недостаточностью навыков работы с детьми. И в том, и в другом случае мы сталкиваемся с различными аспектами некомпетентности, сформировавшими господствующую ныне модель профилактики, основа которой - запугивание и дезинформация.

Подготовка педагогов и психологов для такой работы заключается в предоставлении им комплексной информации по тем или иным вопросам наркологии, оптимальной тактике поведения с детьми и подростками, имеющую склонность к наркомании, мерам первой помощи при отравлении ПАВ и некоторым другим аспектам.

· Практически отсутствуют научные обоснования программ первичной профилактики наркомании среди молодежи.

· Существующие в настоящее время единичные методические рекомендации составлены врачами-наркологами и носят ознакомительный характер. Отсутствие обоснованных и проработанных программ профилактики наркомании приводит, с одной стороны, к сохранению запугивающей модели, а с другой - к стремлению внедрить в российских условиях зарубежный опыт. Неэффективность первого подхода очевидна, и его сохранение в нынешних условиях означает, пустую трату средств, профессиональных усилий и поистине драгоценного времени. Вопрос эффективности зарубежных антинаркотических программ требует специального изучения. Однако даже сейчас ясно, что без учета культурологического аспекта молодежной наркомании эффективная адаптация зарубежных программ невозможна.

· До сих пор в медицине и психологии отсутствует системный подход в понимании наркомании как явления. Узкопрофессиональное видение приводит к формированию восприятия наркомании как болезни, психоза, неспецифической формы личностной защиты и др. Вместе с тем очевидно, что речь идет о системном явлении, адекватное понимание которого возможно лишь с позиции системного подхода.

· Сегодня мы можем констатировать наличие некоторых результатов в изучении наркомании с позиций наркологии, психиатрии, биохимии, физиологии, психологии. Однако сколько-нибудь существенных результатов в профилактике наркомании в молодежной среде вряд ли можно добиться без разработки педагогического аспекта антинаркотической работы. В настоящее время таких исследований практически нет. Существует лишь единичные и слабые в методологическом плане попытки осмысления опыта деятельности наркоманских общин, существующих во многих странах мира, в том числе и в России «современная превентология, чья главная цель - здоровый образ жизни, актуализирует сложное, системное представление о здоровье. Оно включает три компонента: физиологическое, психическое и духовное ( моральное, нравственное) здоровье. Последние два объединяются в понятие «душевное здоровье», представляющие по своей природе культурно- исторический феномен. Поэтому в подходе первичной профилактики (ПП) с позиций системного представления о здоровье приоритетное значение приобретает идеологическая составляющая и в особенности психогигиеническая функция культуры. Деструктивные, связанные с запугиваем, методы ПП заменяются на конструктивные, направленные не на изменения или на разрушение спонтанных аттитюдов (социальных установок), а на формирование таких установок и смысловой ориентации личности, при которых наркотики не являются ценностями.

Оппозиционная к традиционным методам санитарного просвещения и специальной пропаганды конструктивная ПП в последнее десятилетие стала в странах Запада необходимым элементом воспитания подрастающего поколения.

«Предпосылки формирования конструктивной ПП впервые возникли около 30 лет тому назад, когда антинаркотическое информирование детей было объявлено в США одним из национальных приоритетов. Однако уже в 1973 году национальной комиссией по марихуане на антинаркотическое информирование был наложен мораторий. Специальными исследованиями было показано, что информационный подход не эффективен. Широко практиковавшиеся запугивающие сообщения в СМИ, включая свидетельства бывших наркоманов, приводили к искажению баланса информации в пользу мрачных сторон явления. Лекции специалистов нередко, возбуждали интерес к психоактивным веществам.

Детальное изучение потенциальных возможностей использования феномена страха для деструкции нежелательных и формирования желательных аттитюдов выявило их принципиальную ограниченность. Слабая и средняя интенсивность запугивающей информации больше влияет на поведение, чем сильная, а сильная способствует принижению значимости или даже отрицанию угрозы. Эффективность сильного страха если и может быть высокой, то всегда кратковременна. Изучение специальной модели параллельных процессов - страха и аттитюдов- обнаружило, что для реального изменения последних, необходимо снабдить запугивающую информацию рекомендацией по целесообразным практическим действиям».

Таким образом, применение информационной модели ПП, основанной на предположении, что предъявления страшных факторов или «правды» о наркотиках достаточно для предотвращения их употребления, имело важнейшие последствия. Широко распространилось убеждение: возрастание объема знаний о наркотиках в принципе недостаточно для изменения социальных установок подростков; в то же время оно может способствовать пробуждению интереса и приобщению к ПАВ.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать