Социальная работа в школе
медико-социальном центре оказывается помощь не только детям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. После выявления нуждающихся семей социально-бытовые службы оказывают им различную помощь: их прикрепляют к магазинам, мастерским и т.д.Для оказания временной помощи семье, попавшей в беду, создаются временные приюты. Более распространенны приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подростков и молодежи - дома по интернатному принципу, где они живут до 18 лет, посещая школу; после окончания, найдя работу, могут уйти из интерната.В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляют психологическое и педагогическое просвещение всех ее членов.В центрах социальной реабилитации детей и подростков занимаются профилактикой их антиобщественного поведения, организовывая их труд и учебу, помогая выйти из кризисного состояния.Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают вышедшим из заключения.В дошкольных центрах социально-педагогической поддержки занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы для каждого ребенка. Ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.На государственные, муниципальные, общественные и частные средства создаются центры семейного досуга. Там работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консультации. При многих службах созданы службы "Телефон доверия", службы социальных педагогов, различные семейные клубы.Главным во всех этих учреждениях является работа социального педагога с ребенком и семьей.Глава II. Анализ работы социального педагога моу "сош № 5" города лянтор2.1 Социально-воспитательное направление работы социального педагога школы №5В МОУ "Лянторская средняя общеобразовательная школа №5" в системе ведется работа с детьми девиантного поведения. Основные задачи образовательного учреждения:Дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, развить свои потенциальные возможности;Вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации.Основное направление работы с такими детьми - изучение семьи, постоянная работа с учащимися и их родителями. Социальный педагог планирует социально-воспитательную работу на весь год (см. приложение 1).Социальный педагог проводит мероприятия по профилактике правонарушений среди подростков:Создание в школе банка данных "Обратите внимание!"Продолжение работы Совета Профилактики (правонарушения, безнадзорность)Проведение общешкольных и классных родительских собраний с вынесением на повестку дня вопроса о профилактике правонарушений среди подростков
Организация встреч с работниками милиции, поликлиники
Работа в школе педагогического и родительского патруля
Вовлечение детей из группы "риска" в кружковую деятельностьПроведение рейдов в трудные семьи"Работа "Службы психологической помощи"Составить и провести ряд внеклассных мероприятий по профилактике правонарушений. (ПДД, наркомания, курение, алкоголизм)Организация совместной деятельности школы с инспекцией по делам несовершеннолетних, библиотеками, музеем, центром детского творчества
Проведение МО классных руководителей, включив в повестку дня вопрос о правонарушениях подростков
Проведение в школе месячника по правовому воспитанию
Участие в районном мероприятии "Безопасное колесо"Создание в классах школы "Уголков безопасности"Проведение педагогического совета "Игры с беседой".Лянторская средняя общеобразовательная школа №5 совместно с Городским Отделом Милиции проводит работу по профилактики и предотвращению правонарушений (см. приложение 2).Социальный педагог обеспечивает социальную защиту личности в мероприятиях по воспитанию, образованию и развитию школьников, обучающихся в образовательном учреждении. Его задачи:Способствовать гражданскому становлению детей, их духовно-нравственному, патриотическому воспитанию через активное сотрудничество с различными воспитывающими силами.Проведение мероприятий, обеспечивающих вовлечение во внеурочную деятельность учащихся из социально незащищенных семей.Содействовать материальной, юридической, научно-методической поддержке социально незащищенных семей.Содействовать социальной адаптации учащихся к условиям обучения в школе, созданию психологического комфорта и безопасности личности, обучающихся в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде (см. приложение 3).Также социальный педагог работает с социально незащищенной категорией детей:Корректирует данные и составляет списки детей по социальному статусу: многодетные семьи; неполные семьи; семьи, с потерей одного из родителей; дети-инвалиды; дети, находящиеся под опекой; неблагополучные семьи; "трудные" дети;Заполняет социальные паспорта классов;Изучает социально-бытовые условия многодетных семей. Посещает их на дому;Изучает социально-бытовые условия детей, лишившихся одного из кормильцев. Посещает их на дому;Изучает социально-бытовые условия жизни неблагополучных семей. Посещает их на дому;Содействует в оказании материальной помощи малообеспеченным детям;Содействует в организации летнего оздоровительного отдыха детям из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей;Поддерживает тесную связь с органами ОСЗН для уточнения информации о социально незащищенной категории населения.Социальный педагог вместе с классными руководителями или воспитателями используют индивидуальную профилактическую работу с учащимися и их родителями. В такой работе используются нормативно-правовые документы:ФЗ №120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".Положение Управления образования о внутришкольном учете.ИПР проводится с несколькими категориями учащихся на основании ФЗ №120 и положения о внутришкольном учете образовательного учреждения. Вот основные из них:Учащиеся, склонны к пропуску уроков;Учащиеся, систематически нарушающие дисциплину, проявляющие элементы асоциального поведения (сквернословие, драки, издевательство над другими детьми);Учащиеся, совершившие преступления и правонарушения;Учащиеся, прошедшие курс реабилитационных мероприятий (состояли на учете в КДН, как находящиеся в СОП, сняты с исправлением);Учащиеся, в отношении которых решался вопрос о присвоении статуса социально опасного положения на заседании КДН, в присвоении статуса было отказано.Мероприятия, которые можно использовать при составлении плана ИПР с учащимися и семьями:Посещение семьи с целью выяснения причины пропусков уроков учащимся;Обследование жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего;Индивидуальная или групповая коррекционная работа с ребенком, если отказ от обучения связан с конфликтами со сверстниками, с отклонениями в поведении;Вовлечение подростка во внеклассные, общешкольные мероприятия;Вовлечение ребенка в кружки и секции, если отказ от обучения связан с взаимоотношениями с антисоциальными элементами;Закрепление за учеником общественного поручения;Направление родителей к специалистам школы: психологу, социальному педагогу, психиатру, медицинскому работнику, если пропуски уроков связаны с соматической ослабленностью, с отклонениями в поведении, с межличностными конфликтами;Проведение цикла бесед с родителями и подростками, если пропуски уроков связаны с педагогической безграммотностью родителей, ненадлежащим воспитанием родителей;Диагностирование детей и их родителей методом анкетирования, с целью получения достоверной и значимой информации;Обсуждение подростка и его родителей на Совете профилактики с целью выхода на комиссию по делам несовершеннолетних и постановки учащегося и семьи на учет, как находящихся в социально опасном положении, если проведенная ИПР положительного результата не дала. (см. приложение 4)В конце каждого учебного года социальный педагог готовит отчет по проведенной работе, где анализирует все плюсы и минусы своей работы.2.2 Адаптация и социализация детей из семей мигрантовОсновная доля мигрантов, проживающих в городе Лянторе - это граждане иностранных государств ближнего зарубежья, не являющиеся беженцами. В МОУ "ЛСОШ №5" на 2009-2010 учебный год обучается 14 учащихся из семей мигрантов, трое из них слабо владеют русским языком. Слабое знание детьми мигрантов русского языка ведет к тому, что они плохо понимают или вовсе не понимают речь учителя, не усваивая по этой причине не только русский язык, но и другие школьные предметы учебного плана.Возникает и более сложная проблема - социальной и психологической адаптации таких детей к новой культуре, традициям, нормам морали, ценностям и ориентирам.Педагогический коллектив МОУ "Лянторская средняя общеобразовательная школа №5":Оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;Обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;Организует медицинский сервис (учащимся оказывается медицинская помощь, регулярно проводятся профилактические осмотры и иммунопрофилактика, витаминизация);С целью погружения в языковую среду организуется дополнительное обучение, факультативные и индивидуальные занятия. При сложности определения уровня знаний ребенка, а также при очень слабом уровне владения им русским языком, по согласованию с родителями учащегося, администрация школы предлагает продолжить обучение ребенка в классе ступенью ниже);Способствует в организации профильного и предпрофильного обучения.Социальным педагогом разрабатывается и реализуется программа социальной реабилитации несовершеннолетних, направленная на выход из трудной ситуации.Для успешной адаптации детей мигрантов в новых условиях проживания в МОУ "ЛСОШ №5":ведется систематизированный учет детей из семей мигрантов,решается вопрос об организации обучения детей мигрантов, слабо или вовсе не владеющих русским языком, без ущерба для образования других учащихся,социальной и психологической службой ведутся занятия, обеспечивающие координирование личности в новом коллективе, облегчающие коммуникативный процесс;воспитательная служба организует досуговую деятельность детей из семей мигрантов (рекомендует посещение кружков, спортивных секций, клубов по интересам и пр.);классные руководители обеспечивают максимальное общение такого ребенка со всеми членами классного коллектива, по мере возможности или необходимости вовлекают его во внеклассную и внешкольную деятельность;работники библиотеки обеспечивают ребенка из семьи мигрантов необходимыми учебниками, рекомендуют посещение в свободное от учебы время библиотеки, помогают сориентироваться в выборе заинтересовавшей или необходимой литературы;в МОУ организовано бесплатное горячее питание для всех категорий школьников.2.3 Модель организации социокультурного пространства МОУ "ЛСОШ №5"1. Характеристика социокультурной среды школы.Цели:Способствовать организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь.Ограничить вредное воздействие неблагоприятной среды на учащихся.Задачи:Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.Организация занятости детей во внеурочное время.Совершенствование работы по сотрудничеству с социокультурными организациями и учреждениями города.Социальная защита прав несовершеннолетних и их семей.Создание благоприятных условий для полноценной жизни учащихся и их семей "группы риска".Развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности.Проблемы:Снижение общего культурного и социального уровня населения;Наличие неблагополучного (пьянство, алкоголизм) населения в микрорайоне школы;Низкий уровень общей культуры в микросоциуме школы (семьи);Отсутствие в микрорайоне центров для организованного досуга населения и для занятия подростков во внеурочное время;Направление работы:Организация досуга и профориентацияЭтапы реализации:1-й этап - подготовительный:диагностика интересов и занятий учащихся во внеурочное время. Диагностика осуществляется с помощью методик:составление социального портрета учащихся "группы риска" и неблагополучных семей;характер проведения свободного времени;диагностика уровня посещаемости кружков;анкетирование на приверженность учащихся к вредным привычкам.Наблюдения за изменениями в социокультурной жизни города.Работа Совета профилактики беспризорности и правонарушенийОрганизация родительского патруля
Посещение семей учащихся и обследование жилищно-бытовых условий проживания
Взаимодействие с ИДН, КДН, центром социальной помощи, учреждениями культуры2-й этап - практическийУчастие во всех мероприятиях микрорайона;Расширение сферы сотрудничества с культурными организациями и учреждениями города;Расширение сети кружков по интересам в школе;Организация работы с категориями "группы риска"Главной целью учебно-воспитательной работы школы является формирование всесторонне развитой, общественно - активной и социально полноценной личности. Это относится ко всем учащимся, в том числе и трудным. Однако учебно-воспитательная работа с этими школьниками обладает своей спецификой. Их воспитание тесно связано с перевоспитанием.Перевоспитание школьника - это такое изменение его сознания и поведения в результате целенаправленного педагогического воздействия, при котором происходит значительное усиление положительных тенденций нравственного развития личности, и одновременно, ослабевают отрицательные тенденции. Перевоспитание не может протекать успешно, если школьник сам не будет стремиться к преодолению своих личностных недостатков и тех трудностей, с которыми он встречается в жизни. Поэтому вовлечение трудного школьника активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха в перевоспитании. В школе имеются все условия для развития учащихся. Работает социальный педагог, психолог, Совет профилактики беспризорности, Совет школы. Широкая сеть кружков и секций позволяет найти дело по душе каждому. Программа коллективных творческих дел позволяет каждому проявить свои способности, способствует развитию личности в коллективе.Этапы реализации:1-й этап
Диагностика состояния социальной среды микрорайона и школы.2-й этап
Мониторинг изменений состояния социальной среды микрорайона и школы.3-й этап
Коррекционная работа с категориями "группы риска".Основные компоненты системы работы Лянторской средней школы №5 с учащимися, имеющими проблемы в поведении и развитии:Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе в масштабе класса и школы.Определение причин отклонения в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников.Составление плана педагогической коррекции личности и устранение причин ее нравственной деформации, отклонении в поведении.Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми.Вовлечение учащихся, имеющих проблемы в поведении и развитии, в различные виды положительной деятельности и обеспечение успеха в ней.Изменение условий семейного воспитания.Ожидаемые результаты:Отсутствие безнадзорных детей в микрорайоне школы;Снижение уровня правонарушений среди учащихся школы;Повышение культурного уровня детей и молодежи;Обеспечение занятости подростков во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении;Снижение социальной напряженности в семьях учащихся.В своей работе социальный педагог руководствуется нормативным документом "Положением о социальном педагоге образовательного учреждения", "Конвенцией ООН о правах ребенка", "Конституцией", законом об образовании (см. приложение 5).Работа социального педагога дает не сразу положительные результаты. В своей работе социальный педагог сталкивается с разными трудностями, с различными ситуациями.ЗаключениеСегодня назрела необходимость создания новых парадигм воспитания, поэтому особое значение приобретает новая профессия - социальный педагог. В чем основное назначение социального педагога? Это социальная защита ребенка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.Одной из главных задач социального педагога является изучение состояния ребенка, уровень кризиса, планирование его преодоления. Социальный педагог должен уметь выявлять нуждающихся в социальной помощи детей и во время оказывать ему нужную помощь. В основном это дети, которые переживают стрессы в коллективе сверстников, в школе, в семье. Это дети больные, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. А также это дети одаренные.Социальный педагог организует внеучебное время школьника. Он организовывает различные секции и клубы, школьные мероприятия.Социальному педагогу приходится координировать работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей микросредой и общественностью микрорайона. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.Детей исключенных из школы он помогает устроить в другую школу, помогает освоиться в новом коллективе. Он контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями, бесплатные "школьные" завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.Социальный педагог изучает интересы не только детей, но проблемы семейных отношений, взаимоотношений педагогического состава с родителями и детьми.В моей курсовой работе есть описание практической деятельности социального педагога МОУ "Средняя общеобразовательная школа №5", что позволяет лучше представить себе суть деятельности социального педагога в школе. В улучшении его работы помогает хорошая взаимосвязь со школьным психологом, классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе.В работе социального работника также идет огромная помощь, со стороны милиции, медицинских учреждений и разных социальных служб. Более частые совместные мероприятия и различные собрания, способствуют лучшей воспитательной работе.Таким образом, можно сказать, что все поставленные цели и задачи в моей курсовой работе были выполнены.Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной России, сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т.д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой деликвентности и т.д.). В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь со стороны социальных служб, основанную на научных достижениях, обобщении положительного практического опыта, на реализации действенных государственных и общественных программ в социальной сфере.