Социально-педагогические технологии в работе с приёмными родителями, опекунами и попечителями (на примере г. Биробиджана)
i>Реализация различными организациями ряда полномочий органов опеки и попечительства. Согласно п.4 ст.6 ФЗ "Об опеке и попечительстве" полномочия по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Большинство предусмотренных современными технологиями этапов и видов деятельности в рамках организации семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время получили свое закрепление в федеральном законодательстве, что позволяет в полной мере использовать их для повышения эффективности работы.Информирование граждан о возможности принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Без организации широкого информирования населения организовать работу по семейному устройству не представляется возможным.Как отмечается в рекомендациях Министерства образования и науки РФ, реализация данного направления требует планирования и организации на регулярной основе работы по информированию населения (в первую очередь населения соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования) о возможностях семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Указанную информацию целесообразно размещать там, где она доступна практически каждому: на телевидении и радио (как в виде роликов социальной рекламы, так и в специализированных программах, посвященных вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей), в сети Интернет, в печатных средствах массовой информации, в буклетах, брошюрах, распространяемых бесплатно, в том числе через почтовые отделения, в общественных местах, в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях, организациях, предприятиях (на улицах, в транспортных средствах общего пользования, в лечебно-профилактических учреждениях, организациях культуры и досуга (кинотеатрах, театрах, библиотеках), зданиях местных администраций, организациях жилищно-коммунального хозяйства, в почтовых отделениях, отделениях Сберегательного банка Российской Федерации, организациях торговли и общественного питания и т.д.), в том числе в виде объявлений, наружной рекламы (плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения). Как рекомендует Министерство образования и науки РФ, размещаемая информация должна содержать в том числе сведения о различных формах семейного устройства детей, об органах и учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью (адреса, контактные теле-фоны, время приема и т.д.), о предъявляемых требованиях к кандидатам в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители; о законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих вопросы передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи граждан. При создании и распространении информации о детях, оставшихся без попечения родителей, следует руководствоваться требованиями ст.8 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".Ведение базы данных потенциальных замещающих семей.В соответствии с п.10 ст.8 ФЗ "Об опеке и попечительстве", органы опеки и попечительства ведут учет граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание. Учет должен вестись в порядке, определяемом Правительством РФ.1.2 Социально-педагогические технологии в работе с приёмными родителями, опекунами и попечителямиПроцесс взаимной адаптации замещающей семьи и приемного ребенка можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кризисы, так как вхождение ребенка-сироты в замещающую семью независимо от формы семейного устройства порождает множество проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой семейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей.С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях жизни в семье "группы риска" и сиротском учреждении установками поведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом привязанности также вносит свои проблемы в становление и развитие замещающей семьи. Кроме того, на адаптацию замещающей семьи и приемного ребенка влияет равнодушное, а нередко - и отрицательное отношение общества к детям-сиротам. Это отношение переносится и на семьи, которые берут на воспитание детей из сиротских учреждений, что затрудняет привлечение семей для организации замещающей семейной заботы. Важной проблемой является и профессиональная помощь семье на сложных этапах приучения ребенка к нормальной семейной жизни. Поэтому необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в новой семье является разработка комплексной системы педагогического, медико-психологического и социального сопровождения замещающей семьи, которое позволило бы проводить обучение и подготовку семей к приему детей, специально готовить ребенка к помещению в семью, профессионально помогать, ведя семью после помещения в нее ребенка. В противном случае, замещающая семья не сможет выполнить своих задач. Стихийно созданные, несопровождаемые замещающие профессиональные семьи либо перестают существовать в качестве замещающих, либо в них приемные дети живут в ситуации эмоционального отторжения, что противоречит целям замещения. Наиболее приемлемым вариантом выхода из данного круга проблем является создание единого социально-образовательного комплекса - системы межведомственного непрерывного психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи.Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи - это система психолого-педагогических мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в замещающей семье и обеспечивающих такие психолого-педагогические и социально-психологические условия жизнедеятельности замещающих родителей и ребенка, которые способствуют полноценному развитию и социализации личности приемного ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.Процесс психолого-педагогического сопровождения - это цикличный процесс, он представляет собой механизм следующих действий:1) планирование (разработка) индивидуальных программ сопровождения;2) реализация этих программ;3) мониторинг программ;4) анализ достигнутых результатов и снова планирование программ с учетом достигнутых результатов и возникших проблем.К социально-педагогическим услугам, предоставляемым замещающим семьям, относятся:а) социально-педагогическое консультирование;б) социально-педагогическая диагностика и обследование личности;в) содействие в организации обучения на дому приемных детей-инвалидов и детей, имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии;г) содействие в организации профессиональной ориентации,профессионального обучения и трудоустройства приемных детей;д) содействие в проведении мероприятий для приемных детей.Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семье оказывается на экологическом, непосредственно семейном и индивидуальном уровнях.Экологический уровень - это создание общественно-поддерживающих механизмов для приемного ребенка. Главное на этом уровне - сформировать положительное общественное мнение в отношении замещающих семей и привлечения ресурсных семей (в качестве потенциальных кандидатов).При этом используются следующие информационные технологии.1) Привлечение средств массовой информации (установление контактов с заинтересованными представителями СМИ, приглашение СМИ в семьи и на мероприятия с участием семей). Как показал опыт, на начальном этапе целесообразней привлекать местные СМИ, так как к ним выше уровень доверия населения, особенно в сельской местности. Однако при дальнейшем продвижении семейного устройства на региональный уровень все большее значение стала приобретать поддержка в региональных и общероссийских СМИ - она позволяет повысить общественный статус замещающих семей.2) Наружные носители (плакаты, объявления, листовки) преимущественно решают задачу информирования населения и распространения контактной информации.3) Огромную роль в привлечении кандидатов играют волонтеры из числа действующих и бывших замещающих родителей, которые при непосредственном общении со знакомыми, соседями, коллегами и др. делятся своим успешным опытом воспитания приемных детей. По аналогии с техникой "вирусной" социальной рекламы, такая информация распространяется среди населения быстрей, более адресно и вызывает больше доверия, чем идущая по официальным информационным каналам.На экологическом уровне перед специалистами стоит задача по созданию вокруг приемного ребенка и замещающей семьи общественно-поддерживающей сети. Такая сеть включает в себя не только друзей, коллег, учителей, родственников, (в том числе возможно кровных родственников ребенка), но и реабилитационное пространство - территориальную систему учреждений, организаций и структур, принимающих участие в реабилитации ребенка и поддержке замещающей семьи.Непосредственно семейный уровень охватывает работу с семьей на всем протяжении ее существования, включая ее подбор, подготовку и собственно сопровождение. На данном уровне решают следующие задачи:а) разработка, внедрение и стандартизация услуг, помогающихзамещающим семьям;б) изменение приоритетов в способах реагирования органовопеки и попечительства - передача ребенка, оставшегося без попечения родителей на воспитание в замещающие семьи;в) преодоление межведомственной разобщенности, нескоординированности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по защите прав детей.На индивидуальном уровне акцент делается на актуализации у приемных детей личностных ресурсов, выход на более высокий уровень личностного функционирования и успешную социализацию. Здесь институализируется практика отдельных, экспериментальных школ и курсов по подготовке родителей и детей к замещающей заботе.Особым видом работы по психолого-педагогическому сопровождению замещающей семьи является повышение уровня медико-психолого-педагогической компетентности родителей детей с особыми нуждами (психологически неустойчивых детей, детей-инвалидов). Психическое развитие таких детей, как правило, нарушено в связи с вынужденной обособленностью, одиночеством, ограниченностью жизненного пространства, отсутствием вхождения в среду сверстников. При этом далеко не у всех детей наблюдаются выраженные нарушения развития и поведения, с которыми, по мнению родителей, стоит обращаться к специалистам. Между тем часто именно такие неявно выраженные проблемы в развитии служат причиной стойкой неуспеваемости, нарушения поведения, асоциальных поступков.Помощь и поддержку в воспитании детей родители могут получить благодаря комплексному сопровождению специалистов различного профиля, прежде всего социального педагога и психолога, а также общению с другими родителями, воспитывающими детей, оставшихся без попечения родителей.Деятельность специалистов с замещающей семьей включает три основных составляющих социально-педагогической и психологической поддержки: образовательную, психологическую и посредническую.Образовательная составляющая поддержки семьи включает в себя три направления деятельности социального педагога: обучение родителей (предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры и психолого-педагогической компетентности родителей) и помощь в воспитании детей, а также просветительскую деятельность (лектории, семинары-практикумы и т.д.).Психологическая составляющая поддержки семьи включает в себя два компонента: создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекцию межличностных отношений.В посредническую составляющую поддержки семьи входят три пункта:а) помощь в организации семейного досуга;б) помощь в координации (активизация различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка);в) информирование (обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты).В основе модели большинства замещающих семей лежат теоретические и практические основы педагогической поддержки детей в образовании, психологической помощи семье, социально-педагогического патронажа семьи.Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей включает в себя следующие направления:а) психолого-педагогическое просвещение как совокупность практико-ориентированных знаний, комплекс умений и навыков обеспечения выживания ребенка в новых условиях, его общего развития, защиты его интересов;б) гармонизация детско-родительских отношений;в) гармонизация супружеских отношений;г) гармонизация внутреннего мира замещающих родителей,обеспечивающая им возможность выполнять свою родительскую роль, воспитательную функцию.По первому направлению (психолого-педагогическому просвещению) акцент делается на ознакомление замещающих родителей с процессом социализации ребенка, на формирование у них представлений о потенциальных возможностях неродных детей, о том, что направленность личности и "Я-концепция", а также первоначальная образовательная среда создаются семьей.Наиболее удачными формами реализации данного направления, как показывает опыт, являются: организация родительского обучения, индивидуальных встреч и групповых занятий, работа телефона доверия, создание родительского клуба, проведение в его рамках неформальных встреч родителей, детей и консультантов, издание памяток. Хорошо зарекомендовали себя также групповые дискуссии. [21]Кроме того, в ходе консультативной работы была выявлена необходимость психолого-психиатрического консультирования замещающих родителей. Наиболее распространенными оказались проблемы родителей-усыновителей, а также родителей "проблемных" детей, связанные с их личностными особенностями, педагогическими установками и социальной ситуацией:1) эмоциональные проблемы (повышенный уровень тревоги, депрессивность, астеничность, выраженная эмоциональная перегрузка, состояние растерянности);2) физическая перегрузка, усталость; социальное одиночество родителей (отсутствие родственников, эмоциональной и материальной поддержки);3) отсутствие взаимопонимания с детьми;4) недостаточный уровень педагогической компетентности;5) неадекватные требования к ребенку, завышенные ожидания, не соответствующие индивидуальным психическим особенностям ребенка и его способности к обучению;6) психическое нездоровье родителей (как пограничные психические расстройства, так и серьезные психические заболевания, нуждающиеся в применении психотропного лечения) [22]Второе направление - гармонизация детско-родительских отношений - ориентировано на установление положительных контактов, их своевременное корректирование, предупреждение и преодоление непродуктивных конфликтов, развитие взаимодействия взрослых и детей по мере взросления последних. Главными аспектами содержания гармонизации детско-родительских отношений должно быть:1) познание своего приемного ребенка, происходящих в нем изменений и на их основе формирование четких представлений у приемных родителей о стратегии своей воспитательной деятельности;2) укрепление веры в свои возможности как воспитателя, формирование родительской позиции;3) понимание сущности конфликтов между взрослыми и детьми, освоение способов их разрешения и правил бесконфликтного поведения.Третье направление - гармонизация супружеских отношений- призвано обеспечить благоприятный социально-психологический климат семьи, так как с принятием в нее ребенка не только супруги вынуждены изменять свой образ жизни, но и в развитии семьи наблюдаются перемены. Особенностью семьи теперь следует считать переплетение разных этапов ее жизнедеятельности в одном, так как появление ребенка переводит ее в разряд молодых семей, а сформированный стереотип межличностных отношений задерживает ее в фазе бездетности. В этой ситуации каждый член семьи стремится к утверждению по разному. В результате этого наблюдается нарушение устойчивости, возникают противоречия, неудовлетворенность друг другом. Следовательно, необходимо включение взрослых членов семьи в деятельность по осмыслению происходящих изменений и осознанию путей, приемов, обеспечивающих подчинение жизнедеятельности семьи особым требованиям новой ситуации.Решить названные выше задачи позволяют прежде всего консультирование, диагностика, обучение приемам согласования, использование психотерапевтических методик, тренингов типа "Шаг навстречу". (Метод: Тренинг построен в виде увлекательной игры, в которой на равных принимают участие родители и дети. В ходе тренинга и дети, и родители погружаются в интересный мир совместной творческой деятельности: это и рисование, и театральные этюды, и решение сложных командных задач).Четвертое направление - гармонизация внутреннего состояния родителей - стремится помочь замещающим папам и мамам снять напряжение, определить пути самосовершенствования, формировать адекватные представления о проявлениях негативных последствий принятия ребенка в семью, возможных вариантах правильного поведения, порядке своих действий, предостерегает их от ошибок, объясняет им необходимость соблюдения ряда условий. Здесь также эффективны индивидуальное консультирование, семейные тренинги, формы групповой работы по показаниям. [21]
Страницы: 1, 2