Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей
p align="left">В заключение статьи авторы приводят результаты сравнения детей-сирот из сиротских учреждений и детей-сирот из приёмных и опекунских семей. При сравнительно одинаковых стартовых показателях обнаружены следующие различия: дети из семей оказались более живыми эмоционально, с яркими и тонкими эмоциональными реакциями, способными к сопереживанию. В отличие от воспитанников интерната, часто обнаруживающих несвойственные полу черты - маскулинность у девочек, женственность у мальчиков, у них в преобладающем большинстве случаев была адекватной половая идентификация: девочки выглядели женственными, стремились к женским видам спорта, рукоделию, искренне говорили о стремлении иметь в будущем любимого мужа, детей. Кроме того, дети из семей, в отличие от пассивных интернатских детей, ярко проявляли собственную инициативу в выборе кружков, секций, направления обучения, профессии, были в состоянии планировать будущую жизнь. В то же время у детей из семей значительно чаще, чем в интернате, проявлялись психосоматические расстройства и невротические реакции, что возможно, обусловлено более тонкой и яркой эмоциональной структурой личности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание детей-сирот в приемных или опекунских семьях даёт лучшие результаты, нежели в государственных сиротских учреждениях.

3. Проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей

Выделяют основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя. В этом случае активность человека направляется на лучшее и всё более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов. Следующий тип - самоустранение, уход из среды, если невозможно принять ценности окружения как свои не удалось изменить и покорить окружающий мир (в этом случае может пропасть ощущение собственной ценности того, что окружает). Крайняя форма ухода из среды (полное самоустранение) - самоубийство.

Согласно данным, опубликованным в печати, из 15000 выпускников детских государственных учреждений (детей-сирот) в течение года 5000 попадают на скамью подсудимых 3000 становятся бомжам 1500 кончают с собой.

Дети-сироты проблемная группа не только в психологическом плане; лишённые эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение - это то, что можно считать часто начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. В обычных условиях, как правило, начальный адаптационный потенциал дает семья: социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое, что не всегда можно измерить, описать, а иногда даже уловить, например, психологические характеристики.

Существующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов социально-психологического объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности (на всех возрастных этапах). Применяются наказания: от оскорбления словом до лишения питания, избиения, помещения в психиатрическую больницу, переход из обычного детского дома в коррекционный. В детских учреждениях получают травмы, в том числе от побоев воспитателей и старших детей, а также производственные. Здесь, с одной стороны, болезни лечат, но с другой - не долечивают, провоцируют. Все это может повлиять па дальнейшее физическое развитие ребенка и его умственные способности.

У ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома. В 15-18 лет подросток вынужден уходить из детского дома практически в неизвестность, решать проблему жилья, прописки. Для некоторых закончить учебу - это начать скитаться. К статусу сироты добавляется статус мигранта (как социологическое понятие), а стало быть, статус маргинала и чужака. Сформированы и получили развитие следующие институты социализации детей-сирот в условиях замещающей семьи:

1. Усыновление (действует областной центр усыновления, опеки и попечительства, где сформирован база данных о детях-сиротах и потенциальных усыновителях, в центре имеется социально-правовой отдел, специалисты которого оперативно и бесплатно оказывают услуги усыновителям).

2. Опека (организованы централизованный учет и комплексное социально-медико-псиолого-педагогическое сопровождение опекаемых детей-сирот).

3. Приемная семья (начало положено в 1994 году, как эксперимент по временной передаче детей-сирот на воспитание в приёмные семьи в г. Самаре; результат закреплен Постановлением главы администрации области 1995г. «О временном положении, о приёмной семье на территории Самарской области"

В настоящее время в области сформирована система обслуживания семейных институтов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это областной центр усыновления, опеки и попечительства, 48 центров «Семья», 29 центров социальной реабилитации несовершеннолетних с приюта на 815 мест, 9 центров диагностики и коррекции развития детей, 11 центров реабилитации детей с ограниченными возможностями, кризисный стационар на 30 мест. В кризисный стационар направляются дети, подвергшиеся насилию.

Первичным звеном системы учреждений социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся бес попечения родителей, являются центры "Семья". Центры занимаются вопросами изучения факторов социального неблагополучия и профилактики социального сиротства, а также осуществляют практическое исполнение индивидуальных программ социальной реабилитации детей-сирот в условиях заметающей семьи (комплексное социально-психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка и его семьи).

Организацию мониторинга здоровья детей в условиях замещающей семьи осуществляют центры психолого-медико-педагогнческой диагностики и коррекции развития детей. Данные центры ведут непрерывную диагностику развития детей, воспитывающихся в домах ребёнка, дошкольных детских дома, школах-интернатах.

Самарская область - территория, где реально получила развитие концепция комплексного социального обслуживания семьи и детей, а семейная политика - составная часть всей социально-экономической политики - это верный подход, который даёт возможность реализовать основную цель: профилактику негативных социальных явлений.

Дети-сироты становятся мигрантами в раннем возрасте и сохраняют этот статус в течение многих лет, доказывая, что миграция - не географический факт, а социальное явление. Домашние связи разрушаются у сирот несколько раз:

) собственно домашние связи и разлучение с родственниками;

) домашние связи, когда ребенок начал считать детское учреждение домом, а воспитателей и детей родственниками.

Подобные переезды оставляют психическую травму на всю жизнь.

Степень открытости (закрытости) воспитательного учреждения во многом определяют развитие воспитанников. Если у обычного свободного ребенка есть несколько кругов общения: семья, школа, близкие и дальние родственники, личные друзья и друзья родителей, соседи, двор и т.д. У ребенка в детском доме круги общения значительно меньше, и все они могут быть определены одной территорией и одними и теми же лицами.

В совершенно закрытых учреждениях дети полностью отгорожены от внешнего мира: живут и учатся в одном здании на изолированной территории. Вопрос о закрытости учебных учреждении очень близок к вопросу о возможности выбора, в том числе образования и круга общения.

В воспитательном или патронажном учреждении обязательно стараются дать ребенку образование или профессию. Но дети-сироты часто ограничены в получении школьного образования, многие из них не могут учиться в обычной школе, равняться в своих знаниях на детей, у которых есть родители. Бывает, что в интернатах отсутствует преподавание некоторых предметов. Выпускники школ-интернатов ограничены как в свободе выбора учебного заведения, гак и в возможности поступления, не смотря на имеющиеся льготы. Поступить, в ВУЗы, особенно на престижные специальности, сиротам практически невозможно.

Сегодня сирот не хотят принимать не только университеты и техникумы, но и ПТУ. Кроме того, проблема состоит не только в том, чтобы поступить в учебное учреждение, но и в том. чтобы адаптироваться и удержаться в нем..

Молодые люди из числа сирот, как правило, не конкурентоспособны па современном рынке труда. А полученные профессии - не востребованы. Те немногие неправительственные организации, которые сегодня начали работать и готовы помочь сиротам. В том числе и трудоустройством, исполняют роль формальных, неформальных каналов трудоустройства: знакомства, рекомендации, биржи труда.

Очень редки случаи, когда молодой человек получает прописку, постоянное жильё и возможность учиться, работать, когда дети и родители соглашаются жить вместе по возвращении ребёнка из детского учреждения и ведут более или менее сносное существование.

Сироты, не имеющие сведений о своих родных, оставленные в раннем детстве, а также подкидыши, после окончания школы в подавляющем большинстве случаев, могут выбрать только те учебные заведения, и только те места работы, где предоставляют жильё. Есть примеры, когда молодой человек сначала поступил, в один ВУЗ, но из-за отсутствия общежития должен был перевестись в другой. А также случаи, котла по той причине студенты из ВУЗа уходили в техникум или ПТУ.

Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жильё и прописку в возрасте 14-18 лет. Проходят все ступени "жилищной социализации": знакомство с родителями, обращение в судебные органы, в администрацию города или района, в различные структуры социальной защиты, проходят комиссию по жилищным вопросам. В некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. А также получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, болезни.

Журнал "Социс" опубликовал статью «Возможности и условия адаптации детей-сирот», автор которой подтверждает сложность адаптации выпускников сиротских учреждений: «Индивидуальные интервью, фокус группы показали, что для воспитанников школ-интернатов очень сложно вспомнить положительные примеры судеб сирот, а также сложно объяснить, что на их взгляд является решающим в успешной адаптации (3, 23)...» С одной стороны, говориться, что «всё зависит от самого сироты, его характера, целей в жизни», с другой, отмечается, что "сироте очень сложно вырваться за рамки обстоятельств - нет помощи родителей, нет возможности получить хорошее образование в школе и продолжить учёбу в техникуме или ВУЗе". Также указывается на то, что сам факт воспитания в государственном учреждении является препятствием в жизни.

Также автор этой статьи делает далеко незавидные выводы: «воспитание в государственном учреждении изъятие ребёнка из асоциальной семьи предполагают предоставление ему возможности повысить свои статус относительно родителей (алкоголиков, наркоманов, преступников). Единицы получают высокий уровень образования, престижную работу. Большинство получают рабочую специальность, пополняя базовый и нижний слои общества. При этом многие не имели и не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных (жильё, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание поддержка родственников), Стало быть, их потенциал на изменение, повышение или сохранение прежнего статуса ниже, чем у остальных граждан».

Несправедливо будет не сказать о фактах, когда детский дом даёт ресурсы для успешной адаптации воспитанников. «Например, дети, которые попали из неблагополучных деревенских семей в городской детский, считают эго фактом восходящей мобильности (Курск). Они сумели получить образование лучше, чем в деревенской школе, посмотреть Россию, и съездить за границу во время каникул. Директор приложил максимум усилий для того, чтобы молодые люди поступили в университеты».

4. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей

Этапы социально-педагогической деятельности с приемной семьей.

Первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья; возможные сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе социальный педагог выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету опроса, участвует в создании банка данных (лучше компьютерный вариант) о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.

На втором этапе претендентам, подавшим заявление, предлагают заполнить анкету или другой вид документа, в котором будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью, и другие данные. Выбор данных зависит от конкретной приемной семьи: либо опекунская, либо усыновителя или временная приемная семья. Анкеты или информационные карты или другой подобный документ социальный педагог разрабатывает опять же совместно с другими специалистами. Таким образом, начинается предварительная диагностика потенциальной приемной семьи.

Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который потенциально может быть принят в семью. На этом этапе социальный педагог выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспитанием.

Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика). Социальный педагог, ознакомившись с заявлением и анкетой, заполненными будущими родителями, знакомится непосредственно с семьей, проводит беседы с членами семьи, определяет педагогический климат в ней, наличие вредных привычек у ее членов и другие характеристики семьи. Затем социальный педагог совместно с другими специалистами обследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.). Это может проводиться путем беседы или специально разработанных анкет. Также могут быть запросы в органы общественного порядка и в поликлинику (для объективной оценки здоровья приемной семьи).

Пятый этап связан с предварительным вводным курсом обучения будущих родителей, который может включать некоторые теоретические знания и практическую стажировку в течение двух-трех дней в учреждении, где находится ребенок. При этом социальный педагог выполняет обучающую функцию, он разрабатывает программу небольшого вводного курса.

Шестой этап связан с передачей ребенка в приемную семью. В этом случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С момента передачи ребенка в приемную семью социальный педагог выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной семье, которая связана с возникающими проблемами, как для ребенка, так и для родителей. Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса. Социальный педагог с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения родителей в приемной семье зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качестве родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др., а также от индивидуальности принятого в семью ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.).

Дальнейшее патронирование приемной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждением отказа приемных родителей от него (См. приложение 1)

5. Социальная помощь и защита прав ребенка

Одной из главных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом всей совокупности обстоятельств в каждом конкретном случае. Основные группы детей:

1.Дети-сироты, у которых умерли родители;

2.Дети, родители которых лишены родительских прав;

3.Дети, временно лишившиеся родительского попечения (находятся в больнице, под следствием, в розыске, в заключение);

4.Дети из семей, где они подвергались физическому или сексуальному насилию; из семей, где детей не кормят, оставляют на целый день или ночь одних без присмотра, где родители пьют или дебоширят, т.е. где дальнейшее их пребывание становится опасным для жизни;

5.Дети вынужденных переселенцев;

6.Дети, жилище которых находится в аварийном состоянии, либо оно отсутствует вовсе, либо не отвечает санитано-гигиеническим нормам.

Прежде чем принять по ребенку решение, определить круг мероприятии по оказанию помощи, необходимо определить круг мероприятии по оказанию помощи, необходимо изучить условия семейной жизни ребенка, его родственные и социальные связи (круг общения), интересы, сведения о здоровье, получить данные о посещении дошкольных или образовательных учреждений. Вся эта работа в основном осуществляется социальным педагогом

Основные функции социального педагога при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей:

1. Сбор информации, касающейся социального статуса ребенка. С этой целью педагог посещает семью ребенка, изучает материальные условия, составляет акт обследования жилищно-бытовых условий, определяет психологический и моральный климат в семье, отношение родителей к ребенку, связывается с другими родственниками, соседями, школой, милицией и другими учреждениями.

2. Сбор и ведение документации на каждого ребенка в заведенное на него личное дело. В папку собираются сведения о семье, акты посещения семьи ребенка, свидетельство о рождении (или копия), социальный номер, страховой полис, сберегательная книжка, опись имущества, решение суда и копии приговора, запросы в различные органы и т. д. Обязательно отмечается, какая помощь, и поддержка были оказаны ребенку, и предполагаемое решение его дальнейшей судьбы. Для этой цели используется «Социальную карта ребенка». Такая карта является удобной для оценки жизненной ситуации ребенка, правильности сопровождения ребенка, поскольку все мероприятия фиксируются в дневнике.

3. Установление контактов и поддержание связи с другими учреждениями, занимающимися оказанием помощи детям из неблагополучных семей.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать