Социально-педагогическая поддержка учащихся из неблагополучных семей МОУ №13 и №9 г. Благовещенска Амурской области

Социально-педагогическая поддержка учащихся из неблагополучных семей МОУ №13 и №9 г. Благовещенска Амурской области

49

Содержание

Введение

1 Теоретические основы: социально-педагогическая поддержка неблагополучных семей различных типов

1.1 Сущность и виды неблагополучных семей

1.2 Роль семьи в процессе воспитания ребенка. Социальное потранирование, как путь решения проблем неблагополучной семьи. Влияние неблагополучной семьи на воспитание детей

1.3 Научно-практические подходы к исследованию неблагополучных семей различных типов

2 Социально-педагогическая поддержка учащихся из неблагополучных семей МОУ средняя школа №13 и №9 г. Благовещенска Амурской области

2.1 Социально-педагогическая диагностика неблагополучных семей

и их влияния на воспитание детей

2.2 Программа социально-педагогической помощи в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений в семье

2.3 Опытно-экспериментальная работа по формированию и коррекция супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье 64

Заключение

Библиографический список

Введение

Современное развитие экономики нашей страны, социальные процессы, происходящие в нашем обществе, отразились на ухудшении финансового положения семьи, обусловили падение престижа ряда профессий, сокращение воспитательного потенциала родителей, что привело к резкому росту неблагополучных семей.

Сложившиеся условия требуют формирования эффективной комплексной системы поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной поддержки, профилактики и организации работы с неблагополучными семьями.

Не удается приостановить рост числа неблагополучных семей и детей, оставляемых семьей без опеки, присмотра, надзора. Сегодня семья как собственная среда жизнеобеспечения детей испытывает жесткий прессинг социальных и экономических проблем.

В семьях социального неблагополучия нарушаются практически все ее основные функции: репродуктивная, экономическая, воспитательная, медицинская, психологическая. В совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются субъективные факторы и причины социально-педагогического свойства, т.е. нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье.

Критерием благополучия или неблагополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку, к его здоровью, желание и возможность родителей создать оптимальные условия для его развития. Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. В работе социального педагога семейное благополучие рассматривается как главный фактор развития учащихся. И, безусловно, особое внимание привлекают так называемые неблагополучные семьи.

Неблагополучная семья как целостная система нуждается в анализе и перестройке. В такой семье, как правило, грубо нарушается распределение власти: дети или не имеют права голоса и подвергаются насилию, или, напротив, играют роль взрослых при алкоголиках-родителях. Для подобной семьи характерен организационный хаос - отсутствие проговоренных и принятых всеми правил и норм, регулирующих поведение всех членов. При этом обычно и сами родители происходят из таких же хаотичных семей.

Родители зачастую практикуют физические наказания, потому что сами подвергались им, и уверены, что это лучший способ воспитания. У этих родителей отсутствовал опыт доверительных отношений в собственной родительской семье, и свои функции они видят в осуществлении контроля, не уделяя душевной жизни ребенка никакого внимания. Контакты с внешним миром в таких семьях также ограничены, они представляют собой замкнутые системы.

Такая система оказывается крайне неустойчивой по отношению к серьезным стрессам. В частности, стрессовое состояние родителей повышает риск применения физического насилия в отношении детей. Так, в России социальный кризис резко обнажил дефицит ресурсов и заострил проблемы неблагополучных семей, вплоть до их распада и ухода детей из дома.

Один из наиболее известных представителей системного подхода к семье М. Боуэн сформулировал закон трансмиссии, согласно которому патологические паттерны отношений накапливаются в поколениях, и в конце концов могут приводить к серьезной патологии у потомков. Асоциальные неблагополучные семьи зачастую являют собой яркий пример такого накопления: алкоголизация, насилие, хаос нарастают из поколения в поколение, приводя, в конце концов, к катастрофическому распаду семьи, вплоть до ухода из нее ребенка. Прерывание этих паттернов - важнейшая задача реабилитационной работы с неблагополучной семьей.

Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности./43/

Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.

В то же время исследование проблем, а также процессы, характеризующие нарушения в жизнедеятельности семьи, вызванные социально-экономическим кризисом остаются малоразработанными и малоизученными.

Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.

Поэтому все выше сказанное и предопределило выбор темы и актуальность исследования.

Объект исследования: неблагополучные семьи

Предмет исследования: социально-педагогическая поддержка неблагополучных семьей.

Цель исследования: определить теоретические основы, практические пути и способы организации социально-педагогической поддержки неблагополучных семьей.

Задачи исследования:

1. Обосновать совокупность положений определяющих теоретические основы работы социального педагога с неблагополучными семьями

2. Определить проблемы и роль социально-педагогической поддержки неблагополучным семьям

3. Выявить причины, факторы формирования и виды формирования неблагополучных семей

4. Разработать и интегрировать программу мероприятий, направленных на социально-педагогическую поддержку неблагополучных семьей

5. Дать оценку эффективности программы мероприятий.

Гипотеза исследования - социально-педагогическая поддержка неблагополучной семье будет эффективна при условии раннего выявления неблагополучных семей и принятия профилактических и коррекционных мер.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературы

- наблюдение

- тестирование

- опрос

- обработка информации и графическое представление результатов

Методическая база исследования: научно-исследовательская и учебная литература, материалы периодической печати, публикации по данному вопросу.

База исследования: МОУ средняя школа №13 и №9 г. Благовещенска. В исследовании принимали участие ученики 8 и 9 классов и члены их семей.

1. Теоретические аспекты: социально-педагогическая поддержка неблагополучных семей различных типов

1.1 Проблемы и роль социально-педагогической помощи неблагополучным семьям

Принятие решения об оказании или неоказании помощи семье - процесс очень сложный, во многом такое решение зависит от нашего понимания «механизма» возможных перемен в семьях. Для того чтобы добиться успеха в работе с неблагополучными семьями, необходимо выработать у семьи ориентацию на изменение. Работая над этим, важно учитывать, пять факторов, наличие которых и определяет возможность изменений (Рисунок 1)./14/

Рисунок 1 - Факторы, определяющие возможность изменений в семье

Каждый из этих факторов вносит в процесс перемен семьи нечто свое. Рассмотрим по очереди каждый фактор./14/

1) Дискомфорт в настоящем.

Любые перемены начинают происходить тогда, когда человек испытывает определенного рода дискомфорт. Часто дискомфорт проявляется в чувстве тревоги, связанной с неудовлетворенностью. Человек может выражать свою неудовлетворенную потребность либо в виде желания что-то получить или чего-то достичь, либо пытаясь от чего-то убежать.

Практика работы с неблагополучными семьями показывает, что этот фактор присутствует далеко не всегда. Представители проблемных семей часто даже не задумываются над тем, что в их жизни происходит что-то не то, не воспринимают ставший традиционным ход вещей как проблему. Более того, такие семьи часто отказываются воспринимать слова посторонних о том, что в их жизни есть определенные проблемы и сложности, всячески отрицая это./14/

К сожалению, многие профессионалы, работающие в области защиты прав и интересов ребенка, рассчитывают, что мотивацию к переменам может создать дискомфорт, который испытывают семьи, когда в их жизнь вторгается государство или когда они чувствуют угрозу потерять ребенка. Этот подход действительно может соответствовать эмоциональному состоянию семьи, когда она впервые сталкивается с системой защиты прав и интересов ребенка, но он не создаст достаточную мотивацию, необходимую для прохождения через процесс, приводящий к устойчивым переменам. Более того, семья может начать воспринимать помощника как главную причину своего дискомфорта, и в этом случае она вряд ли будет испытывать к нему необходимое доверие. Вполне возможно, для поддержания дискомфорта, который испытывает семья, угрозу применения власти придется применять неограниченно долго, но никогда нельзя быть уверенным в том, что подобная угроза окажет положительное воздействие.

2) Эмоциональная защищённость.

Перемены в человеке обычно связаны с возникновением некоторых трудностей реальной жизни. Самое трудное - признание того, что мы сами причастны к появлению своих проблем. Для того, чтобы человек был готов принять подобную правду о себе от других, необходимы некоторые важные условия. Среди них - сочувствие, теплое отношение и уважение. Когда все эти факторы присутствуют, возможно установление безопасных взаимоотношений, таких, при которых люди чувствуют себя эмоционально защищенными./14/

Эмоциональная защищенность способствует появлению желания рискнуть, а значит, измениться. Прежде чем пойти на риск, людям свойственно пытаться найти окружающих, с которыми они смогут разделить этот риск, и это дает им ощущение эмоциональной защищенности. Такими окружающими могут быть близкие, кто-то из системы поддержки семьи, профессионал. Наилучший вариант, когда человеком, с которым можно разделить риск, становится специалист системы защиты прав и интересов ребенка или социальный работник. Создание отношений, которые предполагают наличие эмоциональной защищенности, необходимой для встречи с трудной реальностью, пожалуй, один из самых важных элементов работы такого специалиста./14/

На начальном этапе вмешательство с целью защиты прав и интересов ребенка может создавать у семьи ощущение угрозы безопасности и, следовательно, увеличивать ее сопротивление. К сожалению, как только в дела семьи происходит вмешательство, в большинстве случаев семья начинает чувствовать себя эмоционально незащищенной. После того, как становится известно, что в той или иной семье о ребенке не заботятся или жестоко обращаются с ним, родители начинают ощущать угрозу лишиться ребенка, и это побуждает их не соглашаться с намерениями соответствующего учреждения или суда.

Чем уязвимее эмоциональное состояние семьи, тем больше ее сопротивление. Учреждение, занимающееся делами такой семьи, имеет привычку навешивать на нее ярлык «неспособная к сотрудничеству», которым пользуется для оправдания своих действий по изъятию детей из семьи. Усилия что-то изменить могут быть успешными в том случае, если социальный работник сумеет создать у семьи ощущение эмоциональной защищенности или восстановить его, если оно было разрушено.

3) Принятие некоторой доли ответственности.

Часто самым трудным бывает осознание того, что каждый человек хотя бы отчасти в ответе за свой дискомфорт в настоящем и за достижение лучшего в будущем. Люди, которые возлагают ответственность на внешние обстоятельства или окружающих, нередко полагают, что за перемены несут ответственность другие, а сами они мало чего способны достичь. Принятие личной ответственности за проблему является необходимым условием создания внутренней мотивации к переменам. Поскольку предпосылкой к принятию ответственности является достаточный уровень эмоциональной защищенности, эти два фактора перемен оказываются неразрывно связанными.

Возложение ответственности на внешние обстоятельства или окружающих, что происходит, когда люди обвиняют в своих бедах других, является обычным защитным механизмом, действие которого может быть уменьшено или устранено с помощью квалифицированной консультации./14/

Пока люди обвиняют в своих бедах других или обстоятельства, они сами выступают как бессильные жертвы. Возложение ответственности на внешние обстоятельства или других людей - вполне обычное явление. Семьи обвиняют окружающих, в том числе своих же родных. Различные службы обвиняют суд, законодательные органы и общество. И те и другие одинаково сетуют: «Мы не можем измениться, пока не изменится тот-тот и тот-то».

Социальные работники должны находить способы помочь семье взять на себя личную ответственность за осуществление перемен к лучшему. Они могут воспользоваться определенными приемами мобилизации сил семьи, чтобы помочь ей установить связь между ее собственными действиями, дискомфортом, который члены семьи испытывают в данный момент, и тем лучшим будущим, которое они себе представляют. К таким приемам относятся, например, вопросы, ориентированные на разрешение проблемы, определение цели клиента.

Локус контроля - термин, определяющий то, что личность склонна считать причиной происходящих в жизни событий: внутренние или внешние факторы. Внешний локус контроля у тех, кто склонен полагать, что ход событий в жизни человека определяется воздействием внешних факторов (экстерналы). Те же, кто считает, что человек сам контролирует свою жизнь, имеют внутренний локус контроля (интерналы).

Надо отметить, что практически не существует людей, которые находились бы в крайних точках шкалы «внутренний - внешний» локус контроля. Как правило, каждый из нас обладает в большей или меньшей степени внутренним или внешним локусом контроля. Наличие внутреннего или внешнего локуса контроля связано и с другими важнейшими характеристиками личности. Известно, например, что люди, обладающие более устойчивой психикой, обычно имеют внутренний локус контроля - они склонны полагать, что их собственная жизнь находится «под их контролем», что они сами в силах влиять на ход событий в своей жизни. Кроме того, мы знаем, что люди, обладающие внутренним локусом контроля, меньше болеют, часто достигают в жизни больших успехов, значительно менее невротизированны. /14/

Для здорового человека необычайно важно знать, что он в состоянии контролировать свою жизнь. Чтобы определить, к какому типу относится человек, нужно понять, как он объясняет себе причины своих неудач? Что говорит себе, когда что-то идет не так, как ему бы хотелось?

Работая с проблемной семьей, всегда нужно помнить о понятии локуса контроля. Наша задача состоит в том, чтобы помочь членам семьи почувствовать, что они действительно могут контролировать многое в своей жизни.

Чтобы помочь членам семьи почувствовать способность контролировать происходящее, рекомендуются следующие приемы:

- попросите членов семьи вспомнить ситуацию, которую они действительно контролировали, помогите им осознать важность понимания того, что они сами могут контролировать хотя бы незначительные события в жизни. Начинать можно и с малого;

- родителям очень важно чувствовать, что они хоть как-то участвуют в жизни своих детей, поэтому всегда спрашивайте кровных родителей о том, что, по их мнению, было бы хорошо для ребенка на данном этапе, что любит их ребенок (какую еду, игрушки, как он любит спать и т.д.);

- старайтесь постепенно формировать у членов семьи внутренний локус контроля: давайте небольшие выполнимые задания, акцентируйте внимание на том, что задание было хорошо выполнено, подчеркивайте, что человек сам справился с поставленной задачей.

4) Готовность действовать эффективно

Принятие на себя ответственности за происходящее теснейшим образом связано со способностью добиваться желаемого результата, чувством собственной эффективности. Когда люди уверены в том, что они могут влиять на происходящее, что их усилия могут увенчаться успехом, что они способны добиться своего, это помогает им изменяться. Наличие или отсутствие уверенности в способности добиваться своего часто зависит от определенных навыков, средств и возможностей. Без ощущения своей способности добиться результата даже те, кто способен принимать на себя ответственность за свои проблемы, вряд ли смогут рискнуть приложить какие-нибудь усилия для изменения ситуации. В этом случае желание что-то изменить окажется обреченным на провал с самого начала.

Условия жизни оказывают существенное влияние на деятельность человека и его способность добиваться своего. В повышении дееспособности каждого члена семьи важную роль может сыграть социальный работник, если поможет семье научиться оценивать эти условия и управлять ими./14/

5) Видение другого, лучшего будущего.

Для того, чтобы перемены в жизни стали возможны, нужно представлять лучшее будущее, т.е. то, что каждый из нас предпочтет в качестве альтернативы своему настоящему положению. И это будущее должно быть реально достижимым с помощью имеющихся в наличии или ожидаемых ресурсов и возможностей.

Одна из задач социального работника или другого специалиста, помогающего семье, состоит в том, чтобы помочь семье или отдельному ее члену узнать, в каких пределах они могут действовать, добиваясь результата, и что нужно для того, чтобы расширить эти пределы. Условия жизни или среда оказывают большое влияние на образ действий человека. До некоторой степени возможности человека всегда ограничены доступными ресурсами. Возможность воспользоваться ресурсами может определяться их доступностью, их наличием, степенью готовности отвечающих за них людей отозваться на потребность в них, осознанием существования этих ресурсов или способностью ими пользоваться. Например, член семьи, нуждающийся в медикаментах, может не воспользоваться соответствующим ресурсом по нескольким причинам: он слишком далеко находится, люди, отвечающие за эти медикаменты, равнодушны к потребностям данного человека; сам нуждающийся не знает об этих медикаментах или не умеет ими пользоваться.

Эффективная работа с семьей предполагает стадию постановки целей. Важно помнить при этом то символическое значение, которое цели имеют для человека. Постановка целей должна повлечь за собой попытку увидеть новое будущее, а не просто выбрать что-то из списка или, что еще хуже, присвоить чьи-либо заранее заготовленные цели. Для того, чтобы представить себе альтернативное будущее, нужно создать мысленные образы, увидеть себя другим, поверить в свои возможности и представить это чувство - чувство свершения. Чем яснее люди смогут увидеть лучшее будущее для себя, тем большей будет их внутренняя мотивация к его достижению.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать