Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи
p align="left">1. Противоречие между физическим, физиологическим ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка, официальным статусом школьника.

2. Противоречие в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку как к ребенку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в то время как он сам предпочитает обратную зависимость.

3. Противоречие между «нужно» и «опасно». Многие родители и педагоги постоянно ставят задачи развития подростковой самостоятельности, но одновременно не могут преодолеть в себе стремления ограничить эту самостоятельность. Можно предположить, что речь идет о боязни некоторых взрослых потерять свой престиж, свои права на доминирование. Очевидно, наиболее сильно неосознанное опасение потерять возможность управления подростковой самостоятельностью, обнаружить тем самым свою педагогическую несостоятельность.

Превращение общения в самостоятельный вид деятельности. Общение выходит далеко за рамки учебы, становится гораздо содержательнее, сложнее, многообразнее, чем у младших школьников. Общение со сверстниками для подростков большая ценность, чем общение с родителями, близкими.

Основное содержание общения подростков - поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Большое место в общении подростков занимают откровенные разговоры. В них заключен и обмен информацией, и согласование оценок, и выработка каких-то общих позиций. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в самопознании необъятного мира человеческих отношений.

Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Это одна из самых главных, основополагающих потребностей подросткового детства. Если для дошкольников мнение родителей было наиболее авторитетно, для младших школьников наиболее убедительно мнение учителя, то для подростков наиболее значимо мнение сверстников, коллектива класса. Подростки очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей.

Знание этих особенностей помогает родителям и педагогам успешно обходить трудности. Если же они не учитываются, то у подростков могут сформироваться устойчивые отклонения в поведении и нравственном развитии, приводящие в конечном итоге не только к проступкам, но и правонарушениям.

Возникновение потребности в активной познавательной деятельности. Переход в учении от одного к нескольким учителям дает возможность подростку сравнивать их между собой и вырабатывать новые критерии в оценке их деятельности. Если у младших школьников и у младших подростков отношение к учебному предмету зависит от отношения к учителю и получения отметок, то старших подростков привлекает содержание предмета, умение педагога его излагать и способность создавать ситуацию успеха.

В отличие от младших школьников подростки приступают к решению интеллектуальных задач, не опираясь на усвоенный ранее образец, а выдвигая гипотезу о возможных путях ее решения. Вот почему об эффективности учебы подростков можно говорить лишь в том случае, если учителя умеют ставить перед ними проблемы, выдвигать альтернативные пути поиска. Эта способность особенно высоко ценится старшими подростками.

Потребность в половой идентификации. Она заключается в том, что в подростковом возрасте, когда идут бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним внутренним изменениям, которые с ними происходят. Это естественные, спонтанно развивающиеся процессы, которые, однако, требуют вдумчивого педагогического регулирования. При этом возникает ряд проблем:

Проблема № 1. Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Женщины имеет модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение намного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием.

Дефицит мужского влияния в семье особенно сказывается на подростках. Именно этим можно объяснить «феминизации» мужчин и «маскулинизацию» женщин.

Проблема № 2. Ее можно условно обозначить как «половая дезориентация». Эмансипация современных женщин, их равное участие во всех сферах жизни, независимое материальное положение и лидирование в семейной жизни имеют не только плюсы, но и минусы. Так, мальчики-подростки могут принимать это явление как само собой разумеющееся, с готовностью перекладывать не плечи девушек, матерей именно ту работу, которая требует силы, выносливости, ответственности.

Проблема № 3 связана с вопросами полового просвещения. Возникает вопрос, когда же должно начинаться половое просвещение. Существуют разные точки зрения:

- вообще не вести разговор на эту тему (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский);

- беседы на интимные темы лишь в старшем школьном возрасте, причем с упором на гигиенический аспект;

- в последние годы стало распространяться мнение о том, что вопросы отношений между полами должны раскрываться перед детьми едва ли не с дошкольного возраста.

Каждая из этих точек зрения имеет свои достоинства и недостатки. Все зависит не столько от возраста ребенка, сколько от особенностей его воспитания, общего развития, нравственной культуры его личности, педагогической культуры его семьи и тех, кто это просвещение ведет.

Проблема № 4 - стихийное сексуальное просвещение. На подростков идет мощный информационный поток по линии средств массовой информации (журналы, эротические фильмы, видеосалоны). Этот поток педагогически и социально либо бесконтролен, либо контролируется, направляется чисто символически. В результате на подростков с большой эмоциональной впечатлительностью просмотр такого рода фильмов может оказать сильное влияние, толкнуть на правонарушения и сексуальные преступления. [4; С. 72]

Для разрешения данных проблем важно найти пути переключения (сублимации) энергии подростков на социально-полезные, личностно значимые виды деятельности.

Таким образом, для нормального развития подростков необходимы определенные условия:

1. Информация о современной жизни. Дети имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросам, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т.п.);

2. Сочетание свободы и ответственности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;

3. Принятие себя (своего физического, характера, особенностей, эмоций)

4. Обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства). [27, 71]

Вывод. Таким образом, подростковый возраст является очень противоречивым этапом в жизни ребенка. Именно в этот период находят выход различные негативные стороны личности. Возраст очень опасен с точки зрения формирования на этом этапе социально-неодобряемого поведения.

Подросток требует к себе особого подхода, большей самостоятельности, настаивает на том, чтобы считались с его мнением, стремится занять равную позицию со взрослыми. Изменяются отношения между членами семьи, подросток требует внимания, любви, хотя может демонстрировать безразличное отношение.

В многодетной семье на социализацию подростка влияют различные отрицательные факторы: С влиянием этих факторов авторы связывают личностные и поведенческие проблемы подростков из многодетных семей: В то же время авторы подчеркивают и положительные стороны социализации в семьях с несколькими детьми.

Именно в подростковый период возникает чувство взрослости, наиболее ярко проявляющееся в манере ходить одеваться, в сленге, используемом подростками. Происходит превращение общения в самостоятельный вид деятельности. Возникает потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Особое место в подростковом возрасте занимает потребность в половой идентификации.

Вывод по первой главе:

Итак, в рамках первой главы проанализирована семья как важнейший социальный институт, сопровождающий ребенка всю жизнь, отражена специфика воспитании ребенка в многодетной семье, а так же дана характеристика подросткового возраста.

Рассмотрев данные проблемы можно сделать вывод о том, что семья - важнейший институт социализации и от семейного благополучия во многом зависит воспитание и развитие детей. Многодетные семьи нуждаются в первоочередном внимании общества. Воспитательный процесс в отношении подростков из многодетных семей должен строиться с учетом основных закономерностей их психического развития. А именно, опираться на потребность подростков в общении со взрослыми и сверстниками (как ведущей деятельности) и на те стороны его личности, которые либо уже сформировались, либо находятся в стадии созревания («зона ближайшего развития»). Для подростка «зоной ближайшего развития» является сотрудничество с взрослым в пространстве проблем самосознания. Кроме того, в воспитательном процессе нельзя не учитывать факторы, оказывающие влияние на социализацию подростка в многодетной семье.

Следовательно, задача деятельности социального педагога - помочь подростку из многодетной семьи повысить свою самооценку и расширить жизненные планы и перспективы, выявить талантливых детей и помочь им развить их способности.

Глава 2. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи

§ 1 Категории «социально -- педагогическое сопровождение» и «поддержка»

В последнее десятилетие активно развивается и внедряется в социально-педагогическую практику особый процесс, который в разных источниках получил название «поддержка» или «сопровождение», который в настоящее время активно применяется в сфере семейных отношений.

Мысли о необходимости поддержки растущего человека содержатся в трудах многих педагогов и психологов, основывающих свои теорию и практику на позициях защиты интересов (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, И.П. Иванов, Ш.А. Амонашвили, А.В. Мудрик и др.). Однако выделение этой проблемы в особую сферу целенаправленной педагогической деятельности было осуществлено О.С. Газманом и его сотрудниками (лаборатория проектирования воспитательных систем ИЛИ РАО). Ученый выделяет в педагогическом процессе наряду с обучением и воспитанием самостоятельную область, называя ее «педагогической поддержкой ребенка в образовании». Рассматривая смысл понятия «поддержка» - поддерживать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, - О.С. Газман утверждает, что поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека [9, 34].

Предметом педагогической поддержки, таким образом, становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохра-нить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни. То есть педагогическая поддержка - это «деятельность профессионалов-представителей образовательного учреждения, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем; успешным продвижением в обучении; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным самоопределением» [10, 34].

Методы и приемы педагогической поддержки разнообразны, т.к. связаны с множеством ситуаций общения. О.С.Газман выделяет семь шагов решения проблемы в режиме диалога, которые могут рассматриваться в качестве алгоритма педагогической поддержки:

1. Заметить эмоциональное состояние ребенка.

2. Помочь ему увидеть свою проблему.

3. Помочь определить свое к ней отношение.

4. Помочь определить, что делать.

5. Помочь определить, как делать.

6. Стимулировать выбор ребенком вариантов решения.

7. Стимулировать выработку им плана действия.

Поддержку представляют как систему методов и техник, которые обеспечивают помощь ребенку в самостоятельном индивидуальном выборе, а также помощь в преодолении препятствий в учебной, познавательной, коммуникативной деятельности.

Таким образом, социально - педагогическая поддержка ребенка - это система мер, направленных на защиту его прав на полноценное развитие и оказание помощи в решении его индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижение в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением, осуществляемых посредством сопровождения, посредничества и обеспечения базовых потребностей ребенка.

Обратимся к понятию «сопровождение». Идея сопровождения стала формироваться в социальной педагогике в конце XIX века. Под ней понималось первоначально реальное сопровождение ребенка, неспособного в силу каких-либо причин действовать в той или иной области жизни самостоятельно. Однако по мере развития социальной педагогики как особой области знания категория сопровождения стала приобретать самостоятельное значение.

Сегодня термин сопровождение в психологии, педагогике, социальной педагогике и других областях знания употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем. И.А.Липский анализируя понятие «сопровождение» на уровне всеобщего, приходит к выводу, что «сопровождение развития человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях [20, 65].

Ю.Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения оказания здоровым людям психологической помощи, на-правленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазви-тия и активизирующей собственные ресурсы человека [34, 37].

Идея психолого-педагогического сопровождения подростка в процессе социализации разрабатывалась А.М.Битяновой, И.В.Дубровской, Е.А.Козыревой, С.Г.Косарецким, Е.И.Роговым и другими учеными. В рамках их исследований сопровождение ребенка в процессе социализации ориентировано на создание педагогических, психологических, социальных условий для успешного обучения и развития каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

А.М. Битянова выделяет три компонента психолого-педагогического сопровождения подростка:

1) систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса подростка с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития. Анализ состояния статуса подростка позволяет психологу совместно с педагогом выделить две условные группы «психологически благополучных» и группу подростков, испытывающих психологические трудности в обучении, общении.

создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития подростков, работа с подростками (развивающие занятия организация специальной развивающей среды, консультации), методическая помощь педагогам. Общая цель всех форм работы в данном направлении - помочь организовать педагогам и родителям образовательное и воспитательное пространство, где учитывался бы потенциал, психологические особенности подростков, их актуальные интересы и потребности.

создание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психологического состояния конкретных подростков. Основная цель - помочь создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, соответствующие условия обучения и общения [5, 48].

Вывод. Таким образом, понятия «социально-педагогическое сопровождение» и «поддержка» тесно связаны, но не являются равными по значению. Социально-педагогическая поддержка направлена на защиту прав ребенка и оказание помощи в решении его индивидуальных проблем, обеспечение базовых потребностей ребенка.

Сопровождение же предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Сопровождение направленно на реализацию потенциальных возможностей личности, раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, на поддержание оптимальных значимых качеств личности и коррекцию недостатков развития; на предоставление субъекту воспитательной деятельности права самостоятельно совершать свой выбор и нести за него ответственность. Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, способствует решению задач развития, обучения, социализации, формирует активную позицию ребенка.

§ 2 Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи

В процессе изучения психолого-педагогической литературы определено, что сопровождение рассматривается как психологическая помощь, направленная на развитие и саморазвитие личности, активизацию собственных ресурсов человека. Далее следует рассмотреть направления, в которых осуществляется социально-педагогическое сопровождение детей и подростков:

· решения проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья ребенка;

· решение социально-эмоциональных проблем;

· преодоление затруднений в учебе, которая является основным компонентом жизнедеятельности ребенка;

· помощь ребенку в выборе образовательного маршрута или в выборе пути дальнейшего профессионального развития и трудоустройства;

· помощь ребенку в выборе досуговой сферы самореализации

[13, 98].

Целью социально-педагогического сопровождения является формирование у клиента способности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию в различных ситуациях его жизненного становления. [13, 98]

Исходя из представленной цели, задачами социально-педагогического сопровождения будут:

создание оптимальных условий для осуществления ситуации жизненного выбора клиента;

посредничество в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, таких как, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;

развитие психолого-педагогической компетентности у ближайшего социального окружения клиента (учащихся, родителей, педагогов);

улучшение социального статуса развивающейся личности.

- профилактика возникновения проблем развития ребенка, способных деформировать характер;

- сохранение естественных механизмов развития личности.

Принципы социально - педагогического сопровождения исходят из следующих положений:

активная позиция ребенка: главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать