Социальное неблагополучие современной молодежи
p align="left">Сколько рождается детей, какая доля из них выживает, какова средняя продолжительность жизни, каковы наиболее распространенные причины смерти - все это связано с состоянием здоровья. В свою очередь, социальные факторы также влияют на здоровье и болезнь. Они определяют не просто ожидаемую продолжительность жизни, но и шансы индивида столкнуться с серьезным заболеванием, а также виды получаемой им медицинской помощи. (Гидденс Энтони Социология М.: Эдиториал УРСС, 1999.-704с.)

3.2. УТОЧНЕНИЕ ПРЕДМЕТА О ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Выделение социологии здоровья в самостоятельную субпредметную область предполагает определение ее предмета. Дело в том, что «здоровье населения» будучи достаточно разработанным в качестве научной категории, остается малоисследованным как социальный феномен, хотя ясно, что «понять и определить здоровье невозможно в отрыве от конкретной среды, в которой живет человек, в отрыве от различных сфер проявлений его жизнедеятельности, вне связи с целями и назначениями человека». Неудивительно, что такой сложный феномен является объектом исследования ряда наук и научных направлений, каждое из которых занимает свою «нишу».

Медицинская демография здоровье с точки зрения состояния, динамики и структуры народонаселения. Она формировалась на стыке теоретической медицины, социальной гигиены и демографии. М.С. Бедный предлагал называть медицинскую демографию 2демографией здоровья».

Социология медицины, по мнению А.М.Изуткина, В.П.Петленко и Г.И. Царегородцева, «раскрывает взаимодействие медицины как социального явления обществом, с различными социальными институтами. Система общественных отношений между медициной и обществом и составляет объект этой науки».

Спецификой социально-экономических исследований здоровья является перенос центра тяжести исследований в область изучения взаимосвязей здоровья и факторов уровня жизни, причем не только прямого воздействия на здоровье, но и обратного - воздействия здоровья на условия и образ жизни в качестве «регулятора» тех или иных компонентов благосостояния. Обязательный элемент такого рода исследований - построение различных сводных индексов, учитывающих количественные и качественные стороны здоровья. Конечная цель - регулятивное управление состоянием здоровья через воздействие на социально- экономические параметры образа жизни, устранение или ослабление «вредных» и укрепление «полезных» для здоровья факторов.

Философы исследуют феномен здоровья и болезни с целью прояснить в них сферу человеческой свободы, сферу ответственного (личного) выбора определенного типа бытия человека. Под «здоровьем» понимается такая форма актуализации телесных потенций, которая обеспечивает максимум возможностей для самоосуществления человека. Личностная установка на здоровье есть позиция «неотчужденной ответственности за собственное бытие».

Социологи же изучают общественное здоровье с целью постижения механизмов его социальной обусловленности и его места в системе социокультурных ценностей, регулирующих отношение человека к здоровью. Исследуются уровень выражения потребности в здоровье, установки и мотивы заботы о здоровье, природа социально-культурных факторов, влияющих на здоровье, и механизмы этого влияния. Особый интерес предоставляют факторы риска и антириска определения «нормы» здоровья и механизмы поддержания уровня здоровья, его ресурсы и пути формирования оптимальной социальной нормы. В качестве ключевой стоит задача разработки показателей здоровья.

В последние десятилетия получила развитие новая предметная область, имеющая междисциплинарный характер - экология человека, которая изучает взаимоотношение групп населения с окружающей средой и ее географическими компонентами. Предлагается и новое научное направление - превентология, которое могло бы заниматься изучением законов и принципов негативных последствий человеческой деятельности. В сфере здоровья развитие превентологии осуществлялось бы через профилактику болезней и укрепление здоровья.

Неоднократно разными авторами высказывалось предложение о создании, поаналогии с проблематикой медицинской патологии, изучающей болезни и больного человека, науки о здоровье здоровых людей - саналогии или валеологии. И хотя аргументы в пользу создания новой дисциплины вызывают несомненную поддержку ученых-обществоведов, саналогия пока не получила прав гражданства в научном мире. (Социологии в России/ Под.ред. В.А. Ядова. -2е изд., перераб. И допол.-М.: Издательство Института социологии РАН,1998.-696с.)

3.3.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗДОРОВЬЯ

Исследование проблем общественного здоровья ведется в современных странах включая Россию по следующим направлениям: скриннинговые исследования, изучающие влияние образа жизни на здоровье ;исследования факторов риска; исследование самосохранительного поведения.

Коротко рассмотрим их результаты:

Современная структура причин заболеваемости и смертности (сердечно-сосудистые, онкологические, нервно-психологические заболевания и травматизм - наиболее частые из них) в огромной степени определяется образом жизни населения, его объективными параметрами и субъективным отношением к жизнедеятельности.

Необходимо отметить, что данные многочисленных исследований западных ученых в медицине и смежных науках свидетельствуют о многообразии свойств человека и общества, о широком распространении неоднозначных характеристик и V-образных отношений. V-образные связи отражают такие зависимости, как, например, связь смертности с массой тела. Оказалось, что смертность минимальна в средней части распределения показателя, а лица с избыточной или недостаточной массой тела умирают чаще, но от разных болезней: полные - от сердечно-сосудистых, худые - от легочных и онкологических.

V- образные зависимости были обнаружены и при анализе смертности от уровня холестерина в крови, артериального давления, потребления алкоголя и даже от длительности сна и т.п.

Обнаруженная универсальность V-образных связей приводит к выводу о необходимости новой парадигмы при формировании здорового образа жизни. Суть ее в том, что рекомендации для индивида, группы, популяции будут принципиально различаться в зависимости от того, в какой зоне человек находится на V-образной кривой.

Время однозначных, прямолинейных медицинских рекомендаций уходит в прошлое, зарождается более диалектичное мышление, воплощение которого в жизнь требует пересмотра отношения к понятию «норма» и определению ее верхних и нижних границ для каждого параметра здорового образа жизни и каждого человека.

Второе направление изучения общественного здоровья исследование факторов риска. Число этих факторов огромно (только влияющих на болезни сердца насчитывается 246, результаты впечатляют.

Гораздо менее изучено областью является исследование факторов антириска, их природы и нормы. Мы интересуемся,почему люди курят, но не спрашиваем у некурящих, почему они не курят. Возможно, что эффективность факторов устойчивости (антириска) окажется для общественного здоровья более плодотворной, чем устранение привычных факторов риска.

Что касается традиционных факторов риска, то представляет интерес точка зрения, согласно которой их не следует рассматривать только в отрицательном смысле. Более того, факторы риска (например, избыточная масса тела) могут иметь компенсаторное значение. В любом случае - будь то факторы риска или антириска, - воздействовать необходимо не столько на сами факторы, сколько на причины и условия их формирования.

Третье направление - исследование самосохранительного поведения - получило свое развитие на Западе в начале 70-х гг.в русле политики «Health Promotion» (обеспечение здоровья). Потребность в такой политике возникла в связи с изменением структуры заболеваний в сторону увеличения доли хронических неинфекционных, что требовало выработки определенных стереотипов поведения у больных реальных и потенциальных. Тогда в ряде западных стран и был осуществлен радикальный концептуальный переход в политике охраны здоровья от рассмотрения граждан как пассивных потребителей медицинских услуг к осознанию ими собственной активной роли в создании условий, способствующих сохранению и приумножению здоровья.( Социологии в России/ Под.ред. В.А. Ядова. -2е изд., перераб. И допол.-М.: Издательство Института социологии РАН,1998.-696с.)

3.4. Здоровье как ценность у россиян

В основе изучения самосохранительного поведения лежит исследование ценностно-мотивационной структуры личности и ценности здоровья в этой структуре.

Первые упоминания о важности ценностно-мотивационного подхода в изучении проблем здоровья в нашей стране относятся к 1969г. Дальнейшее развитие эти идеи получили в монографии «Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни», в материалах Всесоюзной демографической конференции и публикациях А.И. Антонова, М.С. Бедного, В.А.Зотина, Ю.П. Лисицына, В.М. Медкова.

В 1984 г. исследования продолжились в ИСИ АН СССР (В.И.Антонов, И.В. Журавлева, Л.С.Шилова). Была разработана концепция самосохранительного поведения (СП), система его показателей, комплекс факторов, влияющих на СП. Проведена серия эмпирических исследований по единой программе и методике в ряде городов и республик бывшего СССР. Обнаружилась удивительно сходная структура СП у людей, живущих в противоположных (север-юг) климато-географических поясах, имеющих разные культурно-исторические традиции и различные уровни физического здоровья.

В целом можно говорить о чрезвычайно низкой фактической ( а не декларированной) ценности здоровья, к тому же еще имеющей инструментальный, а не самоценный характер (здоровье, необходимое для чего-то более важного); о низкой культуре самосохранения и ответственности за собственное здоровье только после его фактического или ожидаемого ухудшения или по совету врача). Для сравнения: соответствующая модель самосохранительного поведения у финских респондентов (опрошенных по той же анкете) - забота о здоровье формируется благодаря воспитанию в семье, школе и воздействию средств массовой информации, а «ухудшение здоровья» - последняя по ранговому порядку причина для такой озабоченности.

Причины существующего отношения граждан к своему здоровью общеизвестны. Несомненно, что самосохранительное поведение россиян есть продукт нашей давней и новейшей истории, на протяжении которой индивидуальное существование человека было целиком подчинено либо интересам общины, либо интересам общества. В то же время специалисты. Всемирной организации здравоохранения предостерегают от преувеличения возможностей отдельного человека в создании условий для здорового образа жизни и выработке оптимального СП. На западе в общественное сознание усиленно внедряется мысль о виновности самого индивида в своем здоровье, тогда как есть и противоположное мнение, подтвержденное практическими расчетами и данными статистики, о связи заболеваемости и смертности с уровнем благосостояния нации, с величиной дохода и национального продукта на душу населения, с долей средств на здравоохранение в структуре государственного бюджета.

Здесь нет противоречия. Формирование здоровья и индивида и общества - процессы не взаимоисключающие, взаимообусловленные.

Возможная перспектива. Отношение людей к своему здоровью - подлинно социально-культурный феномен. Российская история с ее небрежением к жизни отдельного индивида не могла продуцировать ничего лучшего, как небрежение к индивидуальности и отсюда - небрежение к поддержанию своего здоровья. Западная модель доминирования индивидуальности, напротив, стимулировала развитие ценностей здоровья и соответствующих исследований.

Отечественная социология здоровья имеет будущее в той мере, в какой само общество будет продвигаться в сторону уважения к правам человека и достоинству его индивидуальной жизни.

Будущее покажет. Социологи, специализирующиеся в этой области, продолжают сотрудничать со своими «смежниками» - социогигиенистами, медиками и др. Проблематика здоровья населения не может не быть междисциплинарной и, возможно, является одним из пунктов разрушения дисциплинарных границ социологии в исследованиях общества и индивида. .( Социологии в России/ Под.ред. В.А. Ядова. -2е изд., перераб. И допол.-М.: Издательство Института социологии РАН,1998.-696с.)

3.5. Развитие современной медицины

Современная медицина предложила новый взгляд на болезнь, в соответствии с которым причины болезни имеют физическую природу и поддаются научному объяснению. Научный подход при определении диагноза и выборе метода лечения является важнейшей особенностью современного здравоохранения. Среди других важных черт можно назвать возникновение больниц - специальных учреждений, в стенах которых проводится анализ и лечение серьезных заболеваний, а также превращение медицины в профессию, объединяющую людей, ей занимающихся, в группу, придерживающуюся определенного этического кодекса и обладающую существенным социальным влиянием. Эти три аспекта медицины тесно связаны друг с другом. Научный подход к болезни потребовал длительной систематической медицинской подготовки, деятельность лекарей-самоучек исключалась. Хотя профессиональная медицинская практика не ограничивалась только больницами, однако именно они являли собой ту среду, в которой врачи впервые в истории могли одновременно обследовать и лечить большое количество пациентов в условиях концентрации медицинской технологии.

Наиболее частыми причинами смерти в индустриальном мире являются сердечно-сосудистые заболевания и рак. И если в прошлом наиболее высоким был уровень смертности у детей и новорожденных, то теперь этот уровень увеличивается по мере старения.

Несмотря на то, что медицина завоевала громадный авторитет, развитие здравоохранения лишь в малой степени объясняет снижение уровня смертности в XIX веке. Решающими факторами были улучшение санитарных условий, гигиены, изменение питания, совершенствование системы канализации. Их воздействие сказалось на снижении уровня младенческой и детской смертности. Новые лекарства, антибиотики, прогресс хирургии в целом не отражались на показателях смертности почти до середины нынешнего века. Антибиотики стали использоваться для лечения инфекций лишь в 1930-40 годах, а прививки от болезней, например, от полиомиелита, появились еще позднее. (Гидденс Энтони Социология М.: Эдиториал УРСС, 1999.-704с.)

Заключение

На сегодняшнее время проблем молодежи существует более чем достаточно. Проблемы молодежи существовали всегда: непонимание друг друга, учителей, родителей, трудный подростковый возраст.

На мой взгляд, эти проблемы не так значительны и болезненны, как проблемы наркомании, токсикомании, алкоголизма, проституции и т.д.

Распущенность современной молодежи растет с каждым днем, молодые люди пытаются подстраиваться под моду, привившуюся над западными фильмами. Молодежь ищет себе кумиров и подражает им. Таким образом появляются беспорядочные половые связи, приводящие к нежелательной беременности и венерическим заболеваний. Я считаю, что надо чаще проводить акции по борьбе со СПИДОМ, привлекать молодежь к ответственности за свое здоровье. В учебных заведениях должны проводиться занятия с подростками на темы наркомании, алкоголизма и табакокурения. Опытные специалисты должны предупреждать подростков о всех негативных последствиях для здоровья наркотиков и алкоголя, проводить общественные акции.

На мой взгляд, если бы наше правительство более жестко расправлялось с распространителями наркотиков, например смертной казнью, то в нашей стране резко сократилось бы количество людей, страдающих наркоманией. И уже одной, самой болезненной проблемой молодежи конца XX века, было бы меньше.

Методика о школе

Школьное образование - формальный процесс, поскольку определяется фиксированным набором изучаемых предметов. Однако школы действуют как агенты социализации и в несколько ином отношении.

Считается, что благодаря школам дети смогут преодолеть ограничения социальной среды, из которой они происходят. Поскольку образование не только открыто для всех, но даже обязательно, дети бедных и непривилегированных слоев в случае успешного обучения имеют шанс подняться по социально-экономической лестнице. Массовое образование в современных обществах неразрывно связано с идеалом равенства возможностей, согласно которому люди достигают положения, соответствующего их талантам и способностям. Однако на практике образование часто не только не способствует преодолению неравенства, но даже усугубляет его. Тому ест несколько причин. Дети из бедных семей не всегда могут рассчитывать на поощрение своих успехов со стороны родителей, особенно если те индифференты или враждебны к идеалам и целям образования. Школы, расположенные в бедных районах, имеют худшие технические возможности и меньшее количество учителей, чем школы богатых районов. У детей может появиться враждебное отношение к школе потому, что задачи, которые она ставит перед ними, не имеют, с их точки зрения, никакого отношения к их жизни ни в настоящем, ни в будущем.

Литература

1. Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2004. - 536 с.

2. Социология: Учеб. пособие/ А.Л. Маршак - М.: Высшая школа, 2002. - 317 с.: ил.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. - М.: ИНФРА-М,2003.-232с.-(Серия «Высшее образование»).

4. Журнал COSMOPOLITAN, май 1998 года.

5. Газета SPEED-INFO №6 1999 года.

6. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова.-2-е изд., перераб. И дополн.-М.:Издательство Института социологии РАН, 1998.-696 с.

7. Гидденс Энтони Социология М.: Эдиториал УРСС, 1999.-704с.

8. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста - Вопр. психологии,1961,№3,с.117-124

9. Диалоги о воспитании, издательство «Педагогика» 1978. - 534с;

10. Николаева З.А. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания (Понятие. Вопросы квалификации. Рекомендации).-319с.

11. Маршак А.Л. Социология: Учеб.пособие / А.Л.Маршак - М.: Высшая школа, 2002.- 317 с.: ил. );

12. Социальные правовые и медицинские последствия алкоголизма и наркомании.2001г.под.ред.Н.В.Говорин 234с

13. Справочник практического врача, издательство «Медицина» 1977год 320 с);

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать