Социальное сиротство
p align="left">Задание 2

Термин «социальная педагогика» последние 70 лет в нашей стране не принимался, но опыт идеи, принципы социальная педагогика, защиты детства и социального воспитания существовали давно. В 8 веке- 11 веке на Руси происходит переход к малой семье, состоящей из супругов и детей.

В « Уставе Владимира Святославича», древнейшем правовом документе эпохи Киевской Руси, нашем отражение забота княжеской ( государственной) власти о единобрачной семье, записаны наказания за нарушения её устоев.

Во время подготовки крестьянской реформы было разработано « Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, которое возлагала на крестьянские общины обязанность призрения детей- сирот. Судьбой детей- сирот, вдов, слепых и глухих занимались жена Павла 1, императрица Мария Федоровна. Она была назначена « начальствовать над воспитательным обществом», а позже и над воспитательными домами. Состояние в России воспитательных домов, в крестьянские семьи в « государевы деревни». За их воспитанием и содержанием был установлен надзор инспекторами, которыми отбирала сама императрица. В манифесте было предусмотрено предоставление особому попечению императрицы Марии Федоровне всех женских учебных заведений. После её смерти (1854) было создано Ведомство учреждений императрицы Марии, которое занималось сиротскими приютами, институтами благородных девиц, женскими училищами и гимназиями, школами для глухонемых и слепых. Впоследствии Ведомством управляли другие императрицы. В 1828г. Принимается закон о запрещении открытия воспитательных домов в губерниях. Однако за детьми, которыми передовали в крестьянской семье существовал надзор со стороны воспитательного дома.в 1822 г. В Саратовской губерниях начали создаваться земледельческие колонии воспитанников воспитательных домов.

В.Я. Стонина ( 1826-1888) « Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома». Статья была написана в начале 70-х годов, когда автор работал в Николаевском сиротском институте в Москве.

1834- был создан Московский Александровский сиротский институт для детей обоего пола. В существовавших Воспитательных домах были сиротами отделения.

1837.- Гатчинский воспитательный дом был преобразован в сиротский институт для « обер- офицерских сирот» ( мальчиков), в котором одно время готовили домашних учителей. История призрения детей сирот в России осуществлялась по двум направлениям: государственно-общественной и частно- церковной. До 21 века преобладали государственные учреждения, но в начале 21 в. стали усиливаться патронат и воспитание детей- сирот в городских и крестьянских семьях. В это время создаются приюты, которые содержали частные лица, попечительские советы или различные благотворительные общества.

1837- фабрикант- горнозаводских А.Демидов открыл первый детский приют, в который находились дети в то время, когда их матери уходили на работу.

1838- создается Комитет гласного попечительства в Москве и Петербурге приютами Советы, а в губернских и уездных городах- попечительства.

1846- в приютах были только приходящие дети, но позднее стали создаваться « сиротские отделения», где постоянно жили дети, не имеющие родителей. К концу 21 века приюты стали смешанными, где находились приходящие и постоянно живущие дети. В России была целая сеть приютов, которыми содержались за счет частных лиц общественных организаций. Известными был приют принца Петра Георгиевича Ольденбургского в Петербурге.В 1900 г. На Всемирной выставке в Париже приют был отмечен двумя серебряными медалями.

1847г.- в Петразаводске был открыт приют для девочек.

К концу 21 число приютов в России значительно возросло. Только» Московское общество попечения о бедных и больных детях»

1899 г.- открыло 89 учреждений для 849 детей- сирот ,и полусирот в возрасте от 3 до 10.К 1917 г. На территории РСФСР располагалось 538 детских приютов, где воспитывалось 29650 детей.

1919 январь- созданный Государственный Совет защиты детей под предводительством А.В. Луначарского провел эвакуацию беспризорных детей из городов в южные хлеборобные районы России. В проведенной Деткомиссии « Неделе беспризорного и больного ребенка»

20-30 е годы кроме приютов, и детских домов для беспризорных детей открылись трудовые колонии детские коммуны, детские городки, пионерские дома.

1935- на основании постановления ЦИК и СНК СССР « О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних»

На 3 Всероссийском съезде - мае 1930,- было принято решение о закреплении всех детских домой за заводами, предприятиями, колхозами. Что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему трудоустройства воспитанников и устройства их жилья.

В январе 1942г.- было принято постановление СНК СССР « Об устройстве детей, оставшихся без родителей, где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольскими организациями вменялось проявление заботы о детях- сиротах. Постановление правительства « О неотложных мерах по восстановлении хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации»- предусматривало устройство детей- сирот.

1942 г. ЦК ВЛКСМ- принимает постановление « О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской беспризорность, по предупреждению детской беспризорности», что активизировало работу низовых комсомольских организаций по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома. Комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4000 содержалось за счет колхозов. В эти годы была возрождена практика передачи детей - сирот в семьи . 1959 -1965 г. Детские дома были преобразованы в школы - интернаты . 1985г. ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление «О мерах по улучшению воспитания детей - сирот , оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах - интернатах».

В 60-70годы были приняты постановления правительства по вопросам охраны материнства и детства, материального обеспечения семей имеющих детей, охране здоровья подрастающего поколения: « О мероприятиях по дальнейшему росту благосостояния советского народа » (1976г.) ; «Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о браке и семье» (1968г.); « О дальнейшем увеличении материальной помощи малообеспеченным семьям , имеющим детей » (1974г.); « О мерах по увеличению товара для детей , повышению их качества и улучшению торговли этими товарами» (1978г.).

Задание №3

« Поучение»- Владимира Мономаха. (« Поучение»- Ю.В. Василькова- Социальная педагогика; М.- 2007; стр.89-91).

В « Поучение» Владимира Мономаха предупреждает, что в воспитании детей не достигнешь успеха только одними наставлениями. Нужно обучать детей поведению и манерам, чтобы они могли» беседу вести кроткую », « при старших молчать», « не существовать словами», « стыдиться старших»,» Поучение» основано на описании Мономахом своей жизни. Он рассказывает о своих походах, заботе о княжеском дворе, стараться убедить читателя в важности человеческого труда. « Дети- должны делать все сами, так как только труд оградит ребенка от пороков. Князь размышляет о справедливых отношениях между людьми. « Всего же более убогих не забывайте, но насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека».

Князь рассказывает, какую школу выносливости прошел в молодости: своими руками ловил и связывал по 10-12 диких коней, два тура поднимали- его вместе с коней на рога, олень бодал лось ногами топтал, а вепрь с бедра лег оторвать. Воспитатель, бесстрашие можно только на примере старших, а высокую нравственность - добрыми делами.

Необходимо воспитать у юношей чувство долго защитника Родины, стойкость в борьбе с врагами: « Смерти ведь дети не бойтесь ….

Мужской долг исполняйте»

«Домострой» - ( Ю.В. Василькова- Социальная педагогика; М.- 2007; стр. 93-94).

Семейное воспитание 16-17 века является дошедший до нас памятник литературы той эпохи « Домострой», автор обращается к читателю, учит, как зажиточному крестьянину жить и вести свое хозяйство: нужно почитать Бога, церковь и царя, терпеливым, не мстить за зло и так же воспитать детей

Все в его доме, вслед за хозяином, должны соблюдать устои христианской морали: « Царя бойся и служи ему верою…..яко самому и служи ему верою»

« Домострой» призывает к строгости быта и бережливости, дает советы, как получить прибыль, жить средствами, избегать долгов; как наживать богатство « праведной прибылью». В главах 15,16,17 « Како детей своих воспитати во всяком наказании, и в страссе Божий, « Како чад воспитати, с чулком замуж выдати,» « Како дети учити и страхом спасати»- сосредоточены советы, как воспитывать детей. Детей, по Домострою, нужно воспитывать « в страхе божьем» и « благоразумном учении всякому разуму и вежеству промыслу и рукоделию. Причем обучение « вежеству и всякому благополучии и по времени и детям смотря и по возрастут то есть с учетом возрастных особенностей детей, а также их задатков и способностей.

До нас дошли наиболее известный вариант « Домостроя», который был отредактирован протопопом Сильвестром, советником Ивана Грозного. В « Поучении» рассказывается о том, что его сын Анфим расписывал иконы и переписывал книги для продажи. В этой мастерской вместе с домочадцами сын учился грамоте,» писать и пети, иных иконного письма, иных книжного рукоделия, сверх серебряного мастерства и иных всяких многих рукоделий».

Это была своеобразная домашняя школа, после которой часть домашних впоследствии стали священниками, « и в дьяконском чину и в дьящих и во всяких чинах».

Сильвестр советует сыну соблюдать мораль христианина, особенно исполнять необходимые обряды, быть верным на « службе государевой» и служить « верою и правдою безо всякие хитрости».

Он советует сыну трудиться и помогать нищим, учиться грамоте, жить лаской, правдой с любовью.

В.А. Стоюнин- « Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского Воспитательного Дома»-( Ю.В. Василькова- социальная педагогика М.- 2007 с.107.)

Статья была написана в начале 70-х. годов, когда автор работал в Николаевском сиротском институте в Москве. Воспитательница отвечает за вверенных ей детей во всем. Она постоянно должна помнить, что эти две стороны воспитания должны находиться в тесной связи, которой нельзя прерывать без вреда для правильного воспитания: дисциплина, касаясь порядков, в тоже время должна образовывать ребенка и нравственно, как обучение, сообщая знание и умение, в тоже время должны служить и воспитательным средством для умственного и нравственного развития.

Пол именем разумной любви подразумевается любовь старших к младшим, с которою постоянно соединяется мысль о будущем благе детей, основанном на их физическом, умственном и нравственном развитии. Семейное начало, вводимое в группы, определяет и обязанности воспитательницы- обязанности доброй матери, с которой слагается большая часть чисто хозяйственных забот, с тем чтобы она имела возможность отдавать как можно более времени детям. Дисциплина должна быть педагогическая ,а не казарменная и не полицейская. Она не должна ломать натуру ребенка, не должна основываться на одних запрещениях и подавлять в нем всякое правление воли. Воспитательница должна всегда иметь ввиду, что своею собственною личностью она имеет огромное влияние на развитие духовной стороны ребенка. Поэтому ей следует постоянно и строго следить за собою, подавлять в себе всякое нетерпение, досаду, гнев, не поддаваться первым впечатлениям, обдумывать каждое новое свое приказание, каждый поступок, тем более не пренебрегать к наказаниям в волнении или в досаде. Свобода ребенка должна быть разграничена от своеволия и праздности, которые не должны быть допущены, так как они легко могут обратиться в дурные наклонности. У ребенка должно быть несколько часов в день таких, которыми он может свободно распоряжаться по своему усмотрению, конечно, в тех предметах, какие ему определены. Воспитательница должна помочь распорядиться свободным временем. Отдых для ребенка должен заключаться не в праздности и не деятельности, а в смене других упражнений или другими. Каждой воспитательнице дается нянька, которая находиться в полной от неё зависимости. На каждой неделе воспитательницы собираются на совет и решают главные вопросы.

В.Ф. Одоевский- « Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами» ( Ю.В. Василькова- Социальная педагогика; М.- 2007; стр. 115).

Середины 30-х годов занимался благотворительной деятельностью, открытием приюта, тогда же разрабатывал: « Положение о детских приютах»

1.Детские приюты предназначаются не столько для обучения, сколько для того, чтобы служить пристанищами для детей, отстающих во время занятий их домашних без прибора.

2.Дитя, поступающие в приют, должно найти в нем не роскошь, не привычку тем предметам, которые могут быть ему чужды в продолжении его жизни, но теплую заботливость, обыкновенную во всяком, хотя бедном, но хорошем семействе.

3.Вешесакзанные соображения подсказали необходимость подчинить заведение, назначенное для возраста.

Выбор смотрительницы:

4. Попечительница принявшая на себя высший надзор за приютом, должна обратить особое внимание на избранную смотрительницу, на это непосредственное орудие.

5.При выборе смотрительницы должно обращать внимание не столько на её звание, сколько на душевное образование.

Помещение приюта.

Попечительница вместе с директором и почетным старшиною печется, чтобы помещение приюта по возможности соответствовало цели сих заведений.

- Небольшой сад или чистый двор при заведении, где был дети могли бегать на чистом воздухе.

Наставление смотрительницы приюта:

- Занятие детей в приюте, должны быть вообще легко разнообразны, непродолжительным и при физической деятельности способствовать умственному развитию детей.

- Сколько ни малы возрастом дети, поступающие в приют.

- Первым долгом образования детяти должно быть образование в вере, преподавание ему начальных истин.

- Нравственное образование тесно связано с религиозными.

- Объясняя какой- либо предмет, отнюдь не изъявляйте досады, замечая, что дети вас понимают; уверенность в детяти, что его будут бранить за непонятливость, не только сделает его в самом деле непонятливым, но, что еще хуже.

Самое строгое наказание в приюте должно быть следующие: оставить ребенка в совершенной праздности в продолжении нескольких часов, не позволяя ему участвовать ни в уроках, ни в играх.

Распределение занятий в течение дня:

Каждый день поутру, прежде прихода детей, смотрительница обходит заведение и осматривает - чисты ли полы и скамье, были ли отворены форточки для освоения воздуха, не угарно ли.

Каждый вечер по уходе детей смотрительница записывает в дневной отчет всё случившиеся, сводит дневные счеты и составляет в случае нужды записку попечительнице о мерах, которые, по её мнению, надлежит принять для благоустройства в приюте. За сим смотрительница заботиться о том, чтобы прислуга вычистила покои и привела в порядок все нужное для приема на следующий день детей и посетителей.

Задание № 4

Время

Наука

Практика.

1 половина 18 в.

Христианская педагогика

2 половина 18 в

Начало 20 в. 1917г.

Андрогогика- наука о воспитании взрослых людей.

«Основные принципы единой трудовой школы РСФСР( Декларация) 1918г. « положение о единой трудовой школе РСФСР 1919» А.В.Луночарский- статья « о социальном воспитании» 1919г.- первая опытная станция по народному образованию.

1921г- П.П. Блонский в журнале « Народное Просвещение»- публикует статью « Марксизм» как метод решения педагогических проблем1920 г.- обнародован Декрет о рабочих факультетах.

20-е г.20 в.

Педалогия- наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка.

1920 г.- реформирование системы воспитания и образования была основана Академия социального воспитания. 1923г.- возникло общество « Друг детей»

Начале 20-х г.способствовало пионерское движение.

1923-1924г.- введена « Система этапов»

В мае 1935г. ЦК партии и Правительства СССР приняла постановление « О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»

20- е. годы 20 в. 1985г

Разработана концепция детского коллектива.

Создан общественный фонд помощи детям.1945г.- в стране развернулось патриотическое движение.

1957г.- Совет министров принял постановление « о мерах улучшения работы среде детей вне школы и предупреждение детской безнадзорности. В середине 60-х г.после реорганизации детских воспитательных колоний Министерства внутренних дел.

1964 г.- появляются Специальные учебно- воспитательные учреждения для несовершеннолетних.

1985-1989г.

Педагогика среды

Расширяется представления о детском коллективе и его взаимодействии с личностью, уточняется функции коллектива в сложившейся воспитательной системе. Разработана педагогическая концепция детского коллектива.

1992- 2002г.

1993г.- программа « Дети России»

Появились подростковые и молодежные клубы. Социальная педагогическая помощь детям и подросткам оказывают учреждения социального обслуживание молодежи.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать