Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями
p align="left">Статусная позиция детей с ограниченными возможностями определяется наличием социальных барьеров со стороны общества, замедляющих процесс их социализации и включения в социум, маргинализацией этой группы населения. В этой связи актуальной является проблема адаптации детей с ограниченными возможностями к реалиям современной России.

2. Рост численности детей с ограниченными возможностями в России сопровождается поиском путей решения основных проблем этой группы населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их трудовой адаптации. Вместе с тем, ожидания этой группы населения не всегда согласуются с условиями российской действительности, которая не может удовлетворить все потребности ребенка с ограниченными возможностями и семьи, в которой он проживает.

3. Содержание и приоритетность мер государственной социальной политики в отношении детей с ограниченными возможностями находятся в прямой связи с общей стратегией социально-экономического развития страны и финансовыми возможностями государства. Следует признать, что Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не всегда выполняется, а детей с ограниченными возможностями неохотно обслуживают многие учреждения, в том числе и здравоохранения. Из-за отсутствия специальных приспособлений учебные заведения не в состоянии принять на обучение детей с ограниченными возможностями, что затрудняет их дальнейшую социализацию как субъектов общественного взаимодействия.

Ресурсная недообеспеченность социальной политики и социальной защиты детей с ограниченными возможностями в России в сочетании с социокультурной дифференциацией этой группы населения осложняют разработку и реализацию оптимальной социальной политики. Поэтому основные стратегии и формы государственной политики по решению социальных проблем детей с ограниченными возможностями в настоящее время обеспечивают лишь удовлетворение элементарных жизненно важных потребностей. Полная же адаптация детей с ограниченными возможностями в общество требует дополнительного финансирования для их обучения, получения профессии и трудоустройства.

4. При разработке стратегии и форм решения социальных проблем детей с ограниченными возможностями важно учитывать региональные особенности и социально-демографические изменения в Саратовской области, которые требуют нестандартного подхода к реализации социальной политики, направленной на использование трудового потенциала социально адаптированных и включенных в общество детей с ограниченными возможностями.

5. Успешной адаптации детей с ограниченными возможностями препятствуют не в полной мере реализованные мероприятия по охране здоровья, социальной реабилитации, обучению и профориентации, слабая информированность таких детей о возможных методах реабилитации, приоритетах социальной политики, льготах, предоставляемых государством. Для наиболее эффективной адаптации детей с ограниченными возможностями необходима разработка социально - дифференцированной федеральной и региональной политики с учетом физиологических, возрастных, психологических и других особенностей этой группы населения страны и региона.

6. Реализация инноваций в социальной политике по охране здоровья и реабилитации с учетом роста численности детей-инвалидов, может способствовать смягчению социально-демографической обстановки в стране и регионах, содействовать ускорению их социально-экономического развития.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования теоретические и практические выводы могут быть использованы при разработке федеральных и региональных программ социальной защиты детей с ограниченными возможностями, а также мер, направленных на повышение уровня и качества жизни этой группы населения. Данные исследования могут быть полезны при совершенствовании деятельности социальных служб, реабилитационных центров и центров занятости, высших и средних учебных заведений. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке и чтении курсов по общей социологии, экономической социологии и демографии и др.

Апробация работы. Теоретические положения, методологические подходы, практические результаты, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, излагались и обсуждались на научных конференциях, заседаниях кафедры социологии регионов СГУ и кафедры валеологии и основ медицинских знаний педагогического института СГУ, научно-практической конференции «Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества, «Российское общество в зеркале социологии» (февраль 2007), Всероссийской научной конференции - школы молодых ученых «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук» гуманитарного учебно-научного центра СГТУ, Всероссийской научной конференции «Общество риска и человек в XXI веке: альтернативы и сценарии развития», проведенной Региональным отделением Философского общества РФ (март 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Социальное здоровье нации и будущее национальной медицины» в г. Белгороде 3-4 декабря 2006 года на базе Белгородского государственного университета и отражены в девяти публикациях автора.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой социологии регионов социологического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой главе), заключения, списка использованной литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи, основные положения, выносимые на защиту, представлена степень изученности проблемы, теоретическая и эмпирическая база исследования, показана научная новизна и практическая значимость работы.

В главе первой «Теоретико-методологические аспекты исследования» представлены основные теоретические подходы к осмыслению социальных проблем такой социальной группы населения как дети с ограниченными возможностями, раскрыта сущность и многогранность процесса социализации и включения их в общество.

В первом параграфе «Социально-демографическая характеристика группы детей с ограниченными возможностями» автором определены основные особенности детей с ограниченными возможностями, объединяющие их в особую социальную группу населения, выявлены причины детской инвалидности и круг социальных проблем, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями в процессе их социализации. Дети с ограниченными возможностями выделены автором в особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей-инвалидов различны и зависят от социального статуса родителей.

Реализацию гарантированных государством прав и удовлетворение основных потребностей, а также дальнейшее включение в общество детей с ограниченными возможностями осуществляют семья, школа, лечебные и реабилитационные учреждения, общество в целом.

В связи с социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночным отношениям во всех сферах жизнедеятельности российского социума, отмечается усугубление старых и появление новых социальных проблем, связанных с социализацией детей с ограниченными возможностями, решение которых требует новых дифференцированных подходов, учитывающих специфику этой группы населения, особенно в регионах. Автором подчеркнуто, что политические, экономические, социокультурные преобразования в России привели к обострению демографической ситуации, ухудшению экологической среды, расслоению населения по уровню доходов и качеству жизни, переходу на платные медицинские и образовательные услуги, девальвации семьи как социального института, росту числа неполных семей, увеличению количества беспризорных детей и детей-инвалидов, маргинализации населения, смене нравственных норм и ценностей в обществе. Все эти обстоятельства способствуют возникновению многих социальных проблем детей-инвалидов.

Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество.

Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями, по мнению автора, является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья и социальную реабилитацию и независимое существование. Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество, по мнению автора, может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также в разработке единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

Во втором параграфе «Нормативные акты как правовая основа решения социальных проблем детей с ограниченными возможностями» автором раскрыто новое направление в социальной политике государства, основанное на формировании социокультурной толерантности к детям с ограниченными возможностями, уважении, дружеской поддержке и помощи этой группе населения. Рассмотрены существующие в мировой практике основные взгляды на явление инвалидности в обществе, сформулированные в социальной, политико-правовой и медицинской моделях инвалидности.

Социальная модель инвалидности, выражающая точку зрения самих инвалидов на свое отношение к ним со стороны общества, рассматривает ограничение возможностей не как наличие какого-либо дефекта у ребенка, а как неприспособленность окружающего общества к особым нуждам ребенка-инвалида, и является наиболее прогрессивной. Эта модель, основанная на идеях равенства и антидискриминации, способствует дальнейшей гуманизации общественных отношений и формированию социокультурной толерантности к этой группе населения. Автором выявлены два уровня социокультурной толерантности к детям с ограниченными возможностями: индивидуальный и общественный.

Индивидуальный уровень социокультурной толерантности к детям-инвалидам раскрывается с помощью модели транзитивных (взаимопереходных) состояний индивида, предложенной автором, и формируется в семье, школе, на работе, в быту и т.д.

Формирование общественного уровня толерантности осуществляется с помощью международных и государственных законодательных актов, региональных и муниципальных нормативно-правовых документов, деятельности общественных организаций и религиозных конфессий, средств массовой информации и др.

Автором проведен анализ действующих международных актов, законодательных и нормативно-правовых документов страны, основными из которых являются Конвенция ООН о правах ребенка, Конвенция ООН о правах инвалидов, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Дети России» с подпрограммой «Дети-инвалиды» и др.

Анализ существующей нормативно-правовой базы показал, что, несмотря на заботу и поддержку государства, многие социальные проблемы детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они проживают, остаются нерешенными. В связи с нестабильной социально-экономической обстановкой, развитием рыночных отношений, отсутствуют гарантии бесперебойного финансирования социальной сферы, стабилизации экономики и снижения инфляции. Поэтому наиболее уязвимые слои населения, в том числе семьи с детьми-инвалидами не ощущают существенных перемен в своем социальном положении с исполнением действующих социальных программ. Наиболее целесообразным, на наш взгляд, было бы осуществление адресной социальной помощи каждой семье, имеющей ребенка инвалида с учетом его потребностей в мероприятиях по охране здоровья, социальной реабилитации с целью включения в общество.

В главе второй «Основные направления и практика решения проблем детей с ограниченными возможностями в Саратовской области» автором обобщен накопленный в Саратовской области определенный опыт социальной адаптации детей с ограниченными возможностями посредством программно-целевого метода в этой сфере, что позволяет на примере этого среднестатистического региона выявить характерные для России проблемы и трудности в отношении этой социальной группы населения.

В первом параграфе «Формы и методы решения социальных проблем детей с ограниченными возможностями в регионе» автором проанализирована структура детской инвалидности в Саратовской области, ее динамика за последние годы и значение роста детской инвалидности в демографической обстановке региона. Автором рассмотрены основные областные целевые программы, направленные на решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они проживают: областные целевые программы «Социальная поддержка инвалидов в Саратовской области на 2007-2010 годы», «Дети Саратовской области на 2004-2006 годы», «Молодежь Саратовской области (2006-2008 годы), закон Саратовской области «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» и др.

Основной целью подпрограммы «Дети-инвалиды» программы «Дети Саратовской области» является комплексное решение проблем детей с ограниченными возможностями, создание им условий для включения в общественную жизнь. В рамках подпрограммы намечалось решить задачи по совершенствованию социокультурной реабилитации детей-инвалидов, развитию сети реабилитационных специализированных учреждений для детей-инвалидов, совершенствованию их организационно-правового, информационного, кадрового и материально-технического обеспечения. В результате реализации этой целевой программы в области сформирована сеть реабилитационных центров, специализированных образовательных учреждений, спортивно-адаптивных школ для детей с ограниченными возможностями.

Содержание целевых программ Саратовской области свидетельствует о стремлении дифференцировать социальную политику в регионе по социальной поддержке и защите различных категорий населения, в том числе и детей-инвалидов. Вместе с тем, по мнению автора, они не в полной мере решают основные социальные проблемы детей с ограниченными возможностями по охране здоровья, реабилитации и включения их в общество.

Во втором параграфе «Пути повышения эффективности решения социальных проблем детей с ограниченными возможностями в Саратовской области» автором рассмотрены пути решения социальных проблем детей-инвалидов в регионе в соответствии с системным и комплексным подходом, основанном не только на материальном обеспечении и социальной защите этой группы населения, но и на создании условий для их полноценной жизни. Автором подробно рассмотрена роль семьи как первичного агента социализации ребенка-инвалида, призванной обеспечить удовлетворение его основных потребностей в питании, уходе, воспитании, лечении и социальной реабилитации. Особо выделены автором вопросы преемственности поколений, установления контакта между родителями и ребенком-инвалидом, играющие главную роль в его социализации. Рассмотрен опыт работы центров социальной поддержки и психологической помощи семьям с детьми-инвалидами.

Важным моментом в социализации ребенка-инвалида является получение образования.

В этой связи автором было опрошено 840 детей-инвалидов в возрасте от 6 до 16 лет по поводу различных форм обучения. На вопрос о желании обучаться в специализированных школах-интернатах положительно ответили 42 % опрошенных. Обучаться на дому пожелали 5 % опрошенных, в основном, это дети с ограничениями передвижения. 46 % детей-инвалидов пожелали обучаться в массовой школе. 7 % детей ответили «как скажет мама». Анализ опроса показал, что большинство детей-инвалидов настороженно относятся к пребыванию в массовой школе. Однако дети с легкими нарушениями, наоборот, стремятся попасть в среду здоровых детей, чтобы «быть как все», учиться и работать в дальнейшем.

Проанализирован опыт социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в реабилитационных центрах и детско-юношеских спортивно-адаптивных школах для детей-инвалидов в Саратовской области. Для повышения эффективности мероприятий, решающих основные социальные проблемы детей с ограниченными возможностями в Саратовской области есть все необходимые социально-экономические предпосылки и организационные структуры. Автором предложена схема федерально-региональной системы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, согласно которой региональное правительство может успешно координировать и реализовывать все мероприятия по решению социальных и экономических проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с охраной здоровья, социальной реабилитацией, образованием, трудоустройством, творческим развитием и занятиями спортом, формированием комфортной безбарьерной среды в учреждениях общественной инфраструктуры и т.д.

Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями в значительной степени зависит от социального статуса семьи, уровня образования и дохода родителей, жилищно-бытовых условий и места проживания. В Саратовской области, как показали результаты авторских исследований, уровень эффективности реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов составляет 3,0 % (полная адаптация), тогда как по России этот показатель-3,5%. Для повышения эффективности мероприятий по решению социальных проблем детей с ограниченными возможностями, их адресной поддержке, необходимо создать электронный банк данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях, обеспечить согласованную и последовательную деятельность всех региональных органов власти и муниципального управления для решения социальных проблем этой группы населения. Опыт передовых регионов подтверждает, что лишь при условии активного сотрудничества всех региональных структур возможны улучшение качества жизни и успешная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями.

В заключении подводятся итоги исследования, делаются теоретические обобщения и выводы, формулируются практические рекомендации.

В приложении даются диаграммы и таблицы результатов авторских социологических исследований.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК России

1. Потапова О.Н. Региональные особенности социализации нетипичных детей // Вестник СГТУ.-Саратов: СГТУ, 2006.- №4 (17). Вып.2.- С. 150-155. - 0,3 п.л.

Публикации в других изданиях

1. Потапова О.Н. Дети с ограниченными возможностями как особая социальная группа населения (региональный аспект) // Российское общество в зеркале социологии (взгляд молодых ученых): сб. научн. тр. под ред. Г.В.Дыльнова.- Саратов: Научная книга, 2007. Вып.7.- С.15-18. - 0,25 п.л.

2. Потапова О.Н. Основные социальные проблемы детей с ограниченными возможностями в регионе // Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества: сб. научн. тр. под ред. Г.В.Дыльнова.- Саратов: Научная книга, 2007. Вып. 14.- С.114-118.- 0,3 п.л.

3. Потапова О.Н. Транзитивные состояния индивида в аспекте социального здоровья нации // Социальное здоровье нации и будущее национальной медицины: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Белгород, 3-4 декабря 2006 г. / Под ред.К.В.Харченко, Т.И.Куниной.-Белгород: Константа,http://potan.socionet.ru/files/potapova.doc- 2006.- С. 194-199. - 0,4 п.л.

4. Потапова О.Н., Кобзева Т.В. Социальные аспекты комплексной реабилитации детей-инвалидов с детским церебральным параличом.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006.- 92 с. - 5,35 п.л. (авторских 3,15 п.л.)

5. Потапова О.Н. Обоснование карты учета потребности детей-инвалидов в медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и оценки бытовых условий // Учетно-аналитическое обеспечение и оценка управленческих решений под ред. д.э.н., профессора Цифровой Р.В.: межвузовский сб. научн. статей.- Саратов: Научная книга, 2006.- С.98-99. - 0,1 п.л.

6. Потапова О.Н. Идеология здорового образа жизни в обществе риска // Проблемы социально-гуманитарных наук в эпоху цивилизационного кризиса.- Саратов: Научная книга. Ч.1.- 2006.- С. 158-160. - 0,2 п.л.

7. Потапова О.Н., Орлова Г.Н. Социология внутрисемейных отношений в семье работников железнодорожного транспорта // Совершенствование работы железнодорожного транспорта. Межвуз. сб. научн. тр. М.: РГОТУПС, 2006. Т.3- С.127-129. - 0,1 п.л. (авторских 0,06 п.л.)

8. Потапова О.Н. Потапов А.В. Оценка состояния среды обитания человека // Депонированная в ВИНИТИ рукопись № 2115-В98, 07.07.98, Сарат.гос.тех.ун-та.Саратов, 1998. - 24 с. - 1,5 п.л. (авторских 1,0 п.л.)

Потапова Ольга Николаевна

Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями в современной России (региональный аспект)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Ответственный за выпуск- кандидат социологических наук, доцент Никифоров Я. А.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать