Социокультурная среда как условие формирования основ эстетического воспитания младших школьников

Социокультурная среда как условие формирования основ эстетического воспитания младших школьников

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оглавление

Введение

Глава
I Социокультурная среда и ее значение в развитии ребенка младшего школьного возраста

1.1
Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка

1.2 Психологическая характеристик
а младшего школьного возраста

1.3
Влияние работы образовательного учреждения на эстетическое воспитание младших школьников

Глава
II Влияние социокультурной среды на эстетическое воспитание

2.1 Создание условий для формиров
ания эстетического воспитания

2.2 Эстетическое воспитание на примере творческого объединения

Заключение

Литература

Приложение
1

Введение

Согласно современным научным теориям, воспитание и развитие детей должно опираться на культурный опыт и традиции, не только существующие в пространстве художественной среды, но и продуцирующие, создающие такую среду. Это позволит глубоко воспринимать, осваивать, воспроизводить и творчески преобразовывать духовно-нравственные ценности (Л.С. Выготский, М.С. Каган, Н.И. Киященко, А.Н. Леонтьев, О.П. Радынова, Л.А. Рапацкая, О.С. Ушакова, Г.М. Цыпин и др.).

Понятие «эстетическая культура» достаточно распространено в современной научной литературе, к сожалению, имеющиеся научно-педагогические исследования, позитивный педагогический опыт приводят лишь к частичным усовершенствованиям процесса формирования эстетической культуры, в своей принципиальной основе она остается неизменной. Объясняется это, на наш взгляд, недостаточным осознанием и теоретической неразработанностью самой сути эстетической культуры, недооценкой преобразований в содержании, технологии и результатах учебно-воспитательного процесса.

Мы рассматриваем эстетическое как более широкое по своему существу, отличное от художественного понятие.

Анализ психологических исследований сущности эстетического позволяет сделать следующие выводы: а) «эстетическое» есть аспект человеческой деятельности и воспитания, и реализуется оно в наличных видах труда, познания, ценностной ориентации и т.п.; б) понятие «эстетическое» имеет вполне различимые границы, начиная от определения того общего (или отдельных разрядов общности), которое свойственно всем его (или отдельным группам) модификациям до характеристики универсальной гармонизации природной среды и человеческих отношений, выступающей как некий интеграл и общая цель деятельных усилий человечества; в) «эстетическое - это вся совокупность человеческих взаимодействий и отношений со всем миром, нацеленных на достижение гармонии с Природой, Космосом, Социумом, или Обществом, и Каждого с любым Другим».

Овладение эстетической культурой возможно в результате эстетического воспитания. Эстетическое воспитание представляет собой сложный и многогранный процесс, включающий воспитание средствами окружающей действительности, красотой труда, отношений в коллективе, средствами художественного творчества. Оно формирует личность всеми эстетически значимыми предметами и явлениями. Безусловно, влияние таких факторов, как природа, труд, наука, архитектурная, социокультурная среда и т.д. играет немаловажную роль в эстетическом воспитании младших школьников.

Исходя из вышесказанного, целью работы является - изучение влияния социокультурной среды на формирование эстетического воспитания младших школьников.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка;

2. Рассмотреть факторы, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников;

3. Выявить условия, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.

Гипотеза исследования такова: если учитывать все компоненты социокультурной среды как условия формирования основ эстетического воспитания, то процесс целенаправленного развития способности личности младшего школьника к пониманию прекрасного в искусстве и действительности, будет правильным и полноценным.

Глава I Социокультурная среда и ее значение в развитии ребенка младшего школьного возраста

1.1 Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка

Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где образовательное учреждение занимает свое место.

Социокультурная среда, таким образом, понимается как многомерное иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие элементы: физический мир, систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; «пространство» или «набор общедоступных деятельностей», условия непосредственной жизнедеятельности и хронотип.

Современный педагог должен учитывать влияние среды на развитие личности. Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, должна характеризоваться:

- относительной стабильностью и устойчивостью,

- связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;

- побудительным, а не запрещающим характером регламентации жизни; присвоенностью, осмысленностью всех видов деятельности, в которые включается ребенок;

- «творимостью» среды ребенком как условием его самореализации, воплощения себя во внешнем мире;

- достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;

- направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым условием.

На младшего школьника социокультурная среда влияет как совокупность социальных и природных условий. Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Поскольку младший школьник - это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития. В философии социокультурная среда определяется как совокупность трех составляющих:

1) мегасреда - современный социальный мир, окружающий человека и определяющий духовную и социально-психологическую атмосферу эпохи. К факторам, формирующим личность младшего школьника, относятся условия существования и культура всего человечества, культура, хранящая программы деятельности и общения в виде различных знаковых систем, «распредмечивая» которые человек становится культурным.

2) макросреда - общество, страна, к которым принадлежит индивидуум. Влияние макросреды обеспечивают общественные условия и культура данного общества через такие факторы, как средства массовой информации и социальные институты (детский сад, школа, учреждения культуры).

3) микросреда - социальное окружение младшего школьника в лице трех основных групп: семьи, учебно-трудового коллектива, друзей. Специфику каждой из этих групп определяют возрастные и когортные (культурные, по уровню образования и т.д.) различия.

Кроме этих факторов, можно выделить влияние биологических и психологических особенностей человека, обстоятельств его личной жизни.

Социальное развитие ребенка связано с основными этапами его творческого роста в культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней возможности изменяются в соответствии с личностным смыслом младшего школьника. Развитая личность, как отмечал С.Л. Рубинштейн, есть развитая сущность исходной сущности человека. Определяющие детерминанты этого процесса, очевидно, заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности. Эти исходные положения помогут нам выявить совокупность социально-педагогических факторов, которые определяются механизмами творческого развития.

Оптимальное совершенствование творческих способностей происходит в той среде, которая наиболее благоприятна для младшего школьника. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социотворческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества.

Исходной идеей мы будем считать положение о том, что личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.

В пространстве социокультурной среды действует множество инициативно-творческих образований. В них немалую роль играют субкультуры, непрерывно взаимодействующие с макросредой и создающие самостоятельную канву для вхождения в нее. В связи с этим активизируется творческий потенциал каждой отдельной личности. Не случайно многие авторы считают, что молодое поколение само формирует свой социум.

Субкультура обладает свойствами развивать и формировать ребенка. Для нее свойственны направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время "индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого "Я". В этот период возрастает ценность общества сверстников.

Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения. Эта совокупность отношений (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих) влияет на творческие способности школьников через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы.

Как нам представляется, личностные факторы в процессе творчества приобретают характер стимулов к продвижению вперед и становятся детерминирующими. В этом видится "саморазвитие сил, заложенных в каждом человеке". Каждая способность, наличествующая в человеке, стремится "выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой".

Вместе с тем, фактор среды также можно рассматривать как основу социально-педагогической детерминации, создающей целостность среды, ситуации жизненного опыта, культурно-образовательных условий, социально-бытовых и традиционные влияния. Личность является в этом процессе, по мнению Л.П. Буевой, своеобразной "микросистемой", микрокосмом, который формируется в процессе усвоения социально-художественного опыта.

На ребенка накладывается отпечаток своеобразия, который способствует проявлению индивидуальности и творчества. Уподобление той среде, в которой вращаешься, общий язык, следующие примерам, взглядам и манерам идентифицирует личность. Следование поведению среды и соответствующая ориентация способствует подражательности в досуговой деятельности, если в среде главенствует стереотипы поведения, униформизм. Однако субкультура среды может и выводить на творчество, если в ней господствует дух демократизма, гуманизма, учитывающий своеобразие проявлений каждого члена сообщества.

Для перехода от репродуктивного освоения социально-художественного опыта к конструированию собственных отношений и продуктивно-творческой деятельности необходима творческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчеству элементами, коррекция межличностных и деловых отношений, что целиком и полностью зависит от соответствующих социально-педагогических условий. Это положение разделяется многим учеными. Например, А.Г. Ковалев отмечает, что признание творческих проявлений имеет тем большую основу, чем "раньше и отчетливее выступают оригинальные творческие элементы". Таким образом, для творческого роста младшего школьника имеет значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития.

Рассматривая развитие младшего школьника как переход из одной среды в другую, можно обозначить доминирующие развивающие среды (культурные хронотипы), которые на определенном этапе выступают в качестве ведущих. При этом условии усиливается роль то одной, то другой среды и создаются условия расширения сферы взаимодействия, а также интегрирования форм педагогического процесса. Культурные хронотипы в своем влиянии на творческое развитие зависят от характера деятельности: репродуктивная, эвристическая, или продуктивно-творческая.

В процессе репродуктивной деятельности преобладает действие культурно-досуговой среды, складывающейся из взаимодействия ближайшего социального окружения и клубных микросред общения и деятельности. Учитывая тот факт, что начало творческой деятельности проявляет себя, как правило, в семье и среди ближних, можно отметить такие важные особенности развития личности в этих сферах, как необходимость развития красоты, подкрепленного деятельным участием в ее творении, опору на творческие достижения родителей и друзей, близких родственников, проявляющуюся в семье, потребности в развитии своих в способностей.

Клубная микросреда, доминирующая в процессе осуществления репродуктивной деятельности, ведет за собой развитие. В этом особенно ярко проявляется диалектика творческой деятельности, которая концентрирует все интеллектуальные, эмоционально-чувственные и творческие возможности. Таким образом, культурный хронотип определяет и ведущий тип деятельности на данном этапе (учение, труд), который, по мнению А.Н. Леонтьева, подготавливает переход к "новой высшей ступени развития". Значимость ведущей деятельности проявляется в том, что элементы учебной деятельности постепенно начинают сочетаться с трудовой и приобретать более важный смысл.

Усвоение социально-художественного познания, интенсивно происходящее в рассматриваемый момент развития, ставит перед необходимостью подчинения творческих задач и потребностей, возникающих в ближайшем окружении, единой стратегии, задаваемой досуговой деятельностью. Студийная среда приближает творческую личность к реальному выполнению различных видов творчества. Все это позволяет говорить о появлении у младших школьников микросоциальных отношений, в которых начинает формироваться личность через актуализацию заложенных в ней свойств.

Через элементы творчества, включаемые в деятельность на репродуктивной стадии деятельности, педагог постепенно начинает переходить к формированию устойчивой ориентации на инновационную деятельность. Художественно-творческий опыт, получаемый в ходе обогащения восприятия, способствует той степени успешности, которая позволяет добиваться совершенства и качественных результатов, но при этом не выходит за рамки определенной заданности в восприятии, мышлении, воображении. Однако при этом проявляются предпосылки, создающие основу для поиска нового решения и выхода за пределы предугадываемых возможностей.

Рассмотренные особенности способствуют тому, что в деятельности младшего школьника появляется целый ряд стимулов, которые способствуют становлению творческих отношений, проявляющихся в ином взгляде на окружающий мир, нестандартном подходе к жизненным ситуациям, изменении стиля жизнедеятельности, общения, системе ориентаций. Все это подводит к существенным изменениям в духовно-нравственной среде.

Педагогические возможности, заложенные в репродуктивной деятельности, тесно связаны, с одной стороны, с субкультурой и формирующимися отношениями, обусловленными возрастными детерминантами и, с другой, личностным развитием. Проникновение субкультуры ближайшего социального окружения в субкультуру клубной среды и их взаимопроникновние приводит к доминированию сначала неформальных, а затем - деловых отношений, которые, в конечном итоге оказывают обратное воздействие и на субкультуру группы сверстников, что имеет немаловажное значение. Изменение субкультуры сказывается и на общем культурном развитии участников. Их творческий рост идет параллельно с изменениями в культурной составляющей творческого развития. Подтверждение этому мы находим в трудах И.В. Бестужева-Лады, Б.И. Гришина, Л.А. Гордона, Г.А. Евтеевой, С.Н. Иконниковой, Э.В. Клопова, В.Д. Патрушева, Б.Л. Парыгина, показывающих, что поэтапное развитие и усложнение досуга в процессе творческого развития может рассматриваться как самоизменение культуры. В этом проявляется культурная значимость жизнедеятельности общества и деятельности в предпочитаемой области.

Творческое развитие в этом периоде обусловлено действием двух психолого-педагогических механизмов. Социальное окружение неразрывно связано с актуализацией и действием потенциальных свойств и отношений, выражающихся в интересах, склонностях, задатках (блок потенциальных возможностей). Клубная среда, входя в культурно-досуговое пространство, мобилизирует в участнике главным образом необходимые знания, совершенствует и развивает умения и навыки (художественно-творческий опыт деятельности). В этот период активно включается в действие когнитивно-деятельностный блок, связанный не только с общими, но и специальными творческими способностями.

Основной доминирующей микросредой на эвристическом этапе творческого развития является микросреда класса, школы, вуза, колледжа, лицея. Можно сказать, что на данном этапе превалирует культурно-образовательная микросреда, создающая предпосылки творческой деятельности в процессе ее интеграции с культурно-досуговой микросредой. С этим связан характер внутригрупповой жизни, традиции коллектива, взаимоотношения, характера лидерства. Сложившаяся в любительской общности индивидуальная микросреда во многом определяет развитие человека, его творческие успехи и эмоциональное благополучие.

Микросоциальные отношения, возникающие в эвристической деятельности, выражаются в гуманизации пространства межличностного взаимодействия, усиленном стремлении к общению и взаимодействию в процессе познания, определение своей социально-творческой позиции через соответствующее стремление к деятельности.

Общество сверстников смыкается в своем влиянии на творческое развитие с увеличенными возможностями проявления социальных факторов. Поэтому приоритеты в процессе творческого развития отдаются интегрированным формам деятельности, а приобщение к творчеству осуществляется в расширенном социокультурном пространстве.

Формирующееся чувство красоты и особая направленность восприятия дополняются духовными и эмоционально углубленными проявлениями, которые возникают на фоне возрастания эстетического начала.

Преобладание образовательной микросреды и общества сверстников обусловливает появление мотивов и потребностей в социальном, культурном, нравственном, духовном, художественно-эстетическом и, наконец, творческом развитии. Это тесно связано с отмеченными нами рефлексией, самоактуализацией и мобилизацией активности подростка, стремлении проявить свои потенциальные возможности в конкретном деле. Все это позволяет говорить о необходимости мотивационно-потребностного блока, который помогает отысканию нужной для индивидуальности сферы самореализации.

Макросреда создает более широкий фон для возможных творческих проявлений. Она вместе с обществом сверстников обеспечивает обогащение культурно-образовательного процесса через вхождение в мир культуры. От этого в конечном итоге зависят нравственные позиции и ценностные ориентации, а также своеобразие творческого поведения.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать