Современное состояние системы профессионального образования Тульской области
p align="left">Исходя из этого, департамент образования и учреждения НПО области определяют в своих планах направления воспитательной работы с учащимися. Отдел развития начального, среднего и высшего профессионального образования департамента постоянно проводит семинары-совещания с заместителями директоров по УВР, на которых рассматриваются актуальные вопросы воспитания. В октябре 2001 года семинар был посвящен теме «Развитие досуговой, клубной деятельности учащихся».[3]

Необходимость указанной темы была обоснована проводимым област-ным смотром-конкурсом художественного творчества учащихся «Дороги, которые мы выбираем» в соответствии с российской программой «Арт-Профи Фо-рум». Его организаторами стали департамент образования, комитет по моло-дежной политике администрации области, областная организация общероссий-ской общественной организации «Российский союз молодежи», областной центр детского и юношеского творчества. Темой художественного творчества смотра была реклама-презентация профессий. В зональных конкурсах приняло участие около 500 учащихся из 27 профессиональных училищ и лицеев.[3]

Для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе был проведен семинар «Ценностные ориентации учащейся молодежи. Формирова-ние ценностных установок личности».

По этой проблеме заслуживает внимания опыт работы коллектива ПЛ № 1 г. Новомосковска, где разработаны модели выпускника, преподавателя и мастера производственного обучения. Здесь используются разнообразные формы и методы по ценностному воспитанию учащихся: курс бесед о пробле-мах общения в семье, учебном учреждении, на работе; цикл уроков по теме «Человек: ценности, творчество»; при каждом учебном кабинете работают предметные кружки, что позволяет учащимся расширить представление об ок-ружающем мире и определить в нем свое место.[3]

Учреждения НПО проводят большую работу по формированию у учащих-ся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, го-товности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Благодатные возможности для этого создались в период подготовки к 60-летию героической обороны гор. Москвы и Тулы. 6 де-кабря 2001 года проведена научно-практическая конференция руководящих ра-ботников, преподавателей истории, обществознания учреждений НПО области, ветеранов Великой Отечественной войны и педагогического труда по теме «Значение Тулы в защите страны в годы Великой Отечественной войны». Это-му были посвящены мероприятия в лицеях и училищах. На высоком эмоцио-нальном уровне прошли День защитников Отечества и День Победы.[3]

Департамент образования провел комплексную проверку воспитательной работы ПЛ № 4 г. Тулы. Итоги проверки показали, что в лицее плодотворно реализуется система ученического самоуправления, укрепляется сотрудниче-ство педагогов и учащихся в управлении учреждением, развиваются его колле-гиальные формы.[8]

Во всех учреждениях НПО организована работа по предупреждению распространения наркомании, ставшей одной из грозных проблем общества. В ма-териалах российского социологического исследования по проекту «Социальный портрет учащихся системы НПО», проведенного по заданию МО РФ, указыва-ются основные причины употребления наркотиков: заглушить неудовлетворен-ность жизнью (36,3 %), по глупости (28,7 %), испытать возбужденное состояние (17,8 %), от скуки (14,2 %). Приведенные факты позволяют сделать вывод о том, что альтернативой наркозависимости учащихся должно стать дальнейшее усиление воспитательной работы в учреждениях НПО.[8]

Отдел развития начального, среднего и высшего профессионального об-разования департамента проанализировал состояние профилактической рабо-ты по предупреждению распространения наркомании в учреждениях начально-го профессионального образования области. В результате отмечено, что в профессиональных лицеях и училищах проводится анкетирование, имеющее целью ориентировочное ознакомление со степенью распространения психоак-тивных веществ и выявление отношения к ним учащихся. По результатам анке-тирования, индивидуальных бесед с учащимися и их родителями, изучения жилищно-бытовых условий заполняются социальные карты, по которым можно выделить подростков, составляющих группу риска.[10]

В ПЛ № 11 г. Тулы подготовлена программа активного комплексного про-тиводействия распространению психоактивных веществ. Главное в ней - лич-ность обучающегося и основные среды, в которых реализуется его жизнедея-тельность. Предпочтение отдается первичной профилактике, ориентированной на воспитание человека, способного самостоятельно справиться с жизненными затруднениями. В нее включена система мониторинга. Антинаркотические программы имеют ПЛ №№ 7 и 42, ПУ №№ 3 и 9, раз-рабатываются программы в ПЛ № 25 и ПУ № 9. В соответствии с областной программой «Комплексные меры борьбы с. распространением наркомании и незаконным оборотом наркотиков в Тульской области на 2001-2003 г.г.» в учреждениях НПО проводилась работа по введению в образовательные программы предметов ОБЖ и физкультуры, курсов ан-тинаркотического просвещения, пропаганды здорового образа жизни. Такие программы разработаны в ПЛ № 6, ПУ № 27. На уроках химии, биологии, эколо-гии, литературы преподавателями ПЛ № 7, ПУ №№ 9, 21, 31 используются воз-можности предметов для антинаркотической пропаганды среди учащихся.[5]

На заседаниях областных методических секций преподавателей естест-веннонаучного и гуманитарного циклов, проводимых учебно-методическим ка-бинетом НПО, организуется обмен имеющимся опытом проведения внекласс-ных антинаркотических мероприятий.

В решении проблемы свободного времени учащихся, организации их до-суга значительное место принадлежит физической культуре и спорту. В тече-ние учебного года департамент образования совместно с областным советом ФСО «Юность России» проводил среди учащихся учреждений НПО Спартакиа-ду по девяти видам спорта, в которой участвовало около 9 тысяч человек.

В ПЛ № 43 эффективным средством пропаганды здорового образа жизни среди подростков стали походы по Тульскому краю, способствующие их физи-ческой закалке, патриотическому воспитанию детей. В 2002/2003 учебном году руководители учреждений НПО, заместители директоров по УВР стремились повысить статус воспитания в образовательном процессе, привлечь внимание педагогической и родительской общественности к проблеме воспитания.[3]

Анализ учебно-воспитательного процесса показал, что особое внимание должно уделяться воспитанию таких качеств личности, как организованность и дисциплинированность, уважение к окружающим. Формирование культуры че-ловеческих отношений, культуры поведения и труда у учащихся ставит воспи-тание в центр целостного образовательного процесса, воспитание человека культуры должно решаться путем интеграции общего и профессионального об-разования. Общероссийский опрос показал, что в учреждениях начального профес-сионального образования проводят свободное время лишь 13,1 % учащихся, то есть учебные учреждения не стали постоянным местом организации свободно-го времени молодежи. Только каждый пятый учащийся занимается спортом и лишь 15,8 % делают утреннюю зарядку. Эффективность работы, качество воспитания в учреждениях НПО зави-сят от создания в них развивающей среды, позволяющей развивать склонно-сти, интересы, активность учащихся. Основы социализации личности подростка должны быть связаны с психологическими особенностями юношеского возраста. Эту проблему помогут решить психологи и социальные педагоги, которые должны быть в каждом профессиональном лицее и училище. Все это говорит о том, что необходимо системное использование педагогических технологий, инновационных методов воспитания, взаимодействие с заинтересованными органами и организациями.

Медицинское обслуживание учащихся осуществляется сетью лечебно-профилактических учреждений области. В 38 учебных заведениях имеются ос-нащенные необходимым оборудованием и укомплектованные медперсоналом здравпункты. В некоторых случаях ставка медработника введена в штат учеб-ного заведения.[5]

На фоне общего роста заболеваемости населения Тульской области происходит и рост заболеваемости подростков. В сравнении с 1998 годом их заболеваемость увеличилась на 17,6 %. В структуре общей заболеваемости преобладают болезни органов дыхания.[5]

Удельный вес болезней, требующих постоянного диспансерного наблю-дения, в общей группе болезней за последние годы мало изменился и состав-ляет около 25 %. Учащиеся с выявленными заболеваниями ставятся на дис-пансерный учет и в течение всего периода обучения находятся под наблюде-нием медицинских работников. В основном с ними проводится противорецидивное лечение, а при необходимости - и стационарное. В последнее время
возникает проблема санаторно-курортного лечения учащихся НПО. Это связано с тем, что по возрасту, они не могут быть направлены как в детские оздорови-тельные учреждения, так и во взрослые. Анализ заболеваемости учащихся с временной утратой трудоспособно-сти, итоги проведения профилактических медицинских осмотров ежегодно рас-сматриваются в учебных заведениях с приглашением представителей лечебно-профилактических учреждений.[9]

Среди причин, отрицательно влияющих на состояние здоровья учащихся, остается увеличение учебной нагрузки в связи с переходом на 5-дневный ре-жим работы, проведение сдвоенных и строенных уроков, сокращение продол-жительности перемен. В некоторых учебных заведениях остаются неудовле-творительными гигиенические условия обучения: недостаточна освещенность учебных кабинетов и мастерских, занижен температурный режим.[3]

Вопросы охраны здоровья подрастающего поколения находятся на по-стоянном контроле в департаменте образования. Работа по профилактике за-болеваемости проводится в тесной взаимосвязи с департаментом здравоохра-нения, областным СЭН и другими заинтересованными организациями. В теку-щем учебном году на заседании отдела рассматривался вопрос о состоянии медицинского обеспечения учащихся, проживающих в зоне радиоактивного за-грязнения. В результате обсуждения подготовлено письмо в департамент здра-воохранения с ходатайством об обеспечении учащихся профессиональных училищ и лицеев санаторно-курортными путевками. Разработаны мероприятия по устранению выявленных недостатков и активизации работы образователь-ных учреждений с целью улучшения медицинского обеспечения учащихся.[3]

Горячее питание в ОУ является одним из факторов сохранения здоровья подрастающего поколения. Из 43 учреждений НПО собственные столовые имеются в 42 училищах, в остальных питание организовано в буфетах и столо-вых открытого типа. Обеспеченность посадочными местами составляет в сред-нем 90 %. Во всех учреждениях НПО питание учащихся организовано за счет средств федерального бюджета. Средняя его стоимость на одного учащегося в день составила около 12 рублей. Стоимость питания учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 62 рубля в день на че-ловека.[3]

В связи с недостаточным финансированием наблюдается повсеместное отступление от действующих физиологических рациональных норм питания учащихся (суточного набора продуктов), снижение кратности питания.

Несмотря на имеющиеся трудности, ведется большая работа по сохра-нению горячего питания для учащихся. Вопросы его организации находятся в центре внимания департамента образования, в связи с чем последний сотруд-ничает с департаментами развития потребительского рынка, по ценам и цено-вой политике, ЦГСЭН и другими организациями. Совместно с Тульским цен-тром стандартизации, метрологии и сертификации проводится работа по сер-тификации столовых учреждений НПО.[3]

К началу 2003/2004 учебного года во все училища и лицеи области были направлены разработанные департаментом сборники руководящих документов по организации питания учащихся. По результатам проверки его организации в профессиональных училищах и лицеях подготовлено и направлено в ОУ ин-формационное письмо с рекомендациями по устранению отмеченных недос-татков и улучшению организации горячего питания.

Проблемы питания учащихся рассматриваются на открытых заседаниях отдела профподготовки, на совещаниях руководителей учреждений НПО. Со стороны департамента образования установлен постоянный контроль за целе-вым использованием средств, выделяемых по ст. 110341 «Продукты питания». [8]

В 2001 году учреждениям НПО в рамках выполнения Федеральной про-граммы развития образования на 2000-2005 гг. были выделены бюджетные средства в размере около 5 млн. рублей на материально-техническое оснаще-ние. Кроме того, в результате обращений департамента в МО РФ на приобре-тение оборудования было выделено дополнительно из федерального бюджета более 3 млн. рублей.[5]

Департаментом была разработана программа укрепления материальной базы учреждений НПО с учетом их потребностей. Средства направлялись на приобретение компьютерной техники, станочного и технологического оборудо-вания, школьной мебели и др. В конце отчетного года проведен анализ исполь-зования средств, выделенных профессиональным училищам и лицеям на при-обретение предметов длительного пользования. Так, учебными заведениями было куплено 16 автомобилей, 108 единиц компьютерной и множительной тех-ники. Учебного оборудования приобретено на 1,7 млн. руб., более чем на 1 млн. руб. - учебной мебели. Кроме того, приобретены теле-, видеоаппарату-ра, комплектующие для компьютерной техники и др. Результаты проделанной работы были обсуждены на заседании отдела и совета директоров учреждений НПО.[5]

На основании анализа состояния материальной базы училищ подготов-лена областная программа ее развития на 2003 год. В текущем году на приобретение предметов длительного пользования из федерального бюджета посту-пило более 2 млн. рублей. В связи с тем, что выделенные средства составляют не более 10 % от потребности учреждений НПО, департаментом велась посто-янная работа в сотрудничестве с МО РФ по выделению дополнительных средств на приобретение техники и оборудования, вместе с областной админи-страцией учреждениям НПО оказывалась адресная помощь.[5]

По инициативе департамента региональной комиссией был разработан проект закона, предусматривающий предоставление льгот по налогообложению учреждениям начального профессионального образования. В декабре 2001 го-да принят закон Тульской области № 281-ЗТО, согласно которому учреждения НПО, осуществляющие подготовку специалистов по профессиям «автомеха-ник» и «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», освобож-даются от уплаты налога с владельцев транспортных средств.[8]

В целях обеспечения профессиональных училищ сельскохозяйственной техникой направлено письмо в «Туласельхозтехнику» о поставке тракторов уч-реждениям НПО по лизингу.

Проведен анализ потребности учреждений НПО в бланках строгой отчет-ности. На его основании подготовлена заявка в Минобразования РФ и заключен договор на поставку вышеуказанных бланков.[3]

2. Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование (СПО) Тульской области располагает разветвленной сетью ОУ, которая в достаточной мере обеспечивает доступ молодежи к получению этого вида образования.

Основными задачами педагогических коллективов ссузов области в 2002/2003 учебном году стали:

совершенствование системы подготовки специалистов и формирование необходимых региональных компонентов современной модели выпускника об-разовательного учреждения СПО;

формирование гуманистической направленности личности студентов - будущих специалистов, которая проявляется в достойном самоутверждении, в выборе гуманных средств педагогического воздействия, в нацеленности на по-требности личности обучаемого;

-формирование личности студентов как субъектов деятельности, разви-тие их самосознания и коммуникативной культуры, креативности, самостоя-тельности. Необходимость решения указанных задач обуславливает переход систе-мы СПО на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности, самой системы СПО и ее влияния на основные общественные процессы.[8]

В 2002/2003 учебном году областная система образования включала в себя 40 государственных ссузов и 3 негосударственных (Юридический колледж 1 Российской секции Международной полицейской ассоциации, Гуманитарный колледж и Белевский кооперативный техникум).[5]

Кроме этого функционируют: Экономический техникум Аксенова, Ефремовский и Новомосковский филиалы ЮК PC МПА, Новомосковский и Тульский филиалы Московского экономико-технического колледжа железнодорожного транспорта, Тульский филиал Московского финансового колледжа.[5]

По состоянию на апрель 2002 года в государственных образовательных учреждениях обучалось 27,5 тыс. студентов.[5]

На начало 2001/2002 учебного года статус колледжа имели 18 ссузов (включая негосударственные), техникума -- 18, училища - 7.[5]

В соответствии с требованиями рынка труда в средних специальных учебных заведениях осуществлялась структурная перестройка подготовки спе-циалистов. Распределение численности студентов по отраслевым группам го-сударственных учебных заведений характеризуется следующими данными (в процентах):

промышленность и строительство - 49;

транспорт и связь - 2;

сельское хозяйство - 12;

экономика и право - 8;

здравоохранение -13;

просвещение -14;

искусство и кинематография - 2.

Следует отметить, что в 23 учебных заведениях велась подготовка по специальности «Экономика, бухгалтерский учет и контроль». [5]

Расширяется возможность получения платного образования в государст-венных ссузах, были приняты на обучение на платной основе в 2000 г. 5463 студента (17,6 % человек обучались с полным возмещением затрат на обуче-ние). Средний размер годовой оплаты за обучение одного человека в 2001/2002 учебном году составил 4,5 тыс. рублей. Но только 28 государственных ссузов области ведут подобное обучение. При этом отмечается очень большой раз-брос в количестве принимаемых на платной основе студентов: от 2 (Болоховский машиностроительный техникум) до 294 человек (Тульский автомеханиче-ский колледж транспортного строительства).[5]

Департамент образования в тесном контакте с Советом директоров ссу-зов Тульской области направлял свою деятельность на реализацию Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования на 2000 - 2005 гг., Программы развития среднего профессионального образования на 2000 - 2005 годы. На совместных заседаниях рассматривались вопросы гражданского и патриотического воспитания студенческой молодежи на ма-териалах работы поисковых групп с учетом социальных, культурных и истори-ческих традиций региона. С интересом обсуждались результаты работы в этом направлении Богословского совхоза-техникума и Алексинского химико-технологического техникума.[10]

Рассмотрению проблем экологического образования был посвящен один из семинаров, на котором обсуждались аспекты содержания учебных программ (опыт работы Щекинского политехнического колледжа) и роль экологического образования в педагогической системе (Ефремовский медицинский колледж).[10]

Проблемы формирования личности в современной социокультурной си-туации рассмотрены на примере Тульского областного колледжа культуры и ис-кусства. Особый интерес вызвало изучение и обсуждение вопроса об интеграции профессионального образования на примере опыта работы Тульского государ-ственного профессионально-педагогического колледжа, который получил одоб-рение на коллегии МО РФ в июне 2002 года.[10]

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать