Современные концепции обучения школьников иностранному языку

Современные концепции обучения школьников иностранному языку

2

Содержание

  • Введение
    • Раздел I. Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике
    • 1.1 Понятие и виды педагогических концепций обучения иностранному языку, анализ современных педагогических концепций
    • 1.1.1 Принцип взаимосвязанного обучения аспектам иноязычной культуры
    • 1.1.2 Принцип моделирования содержания аспектов иноязычной культуры
    • 1.1.3 Принцип системности в организации обучения иностранным языкам
    • 1.1.4 Принцип индивидуализации в овладении иностранным языком
    • 1.1.5 Принцип развития речемыслительной деятельности и самостоятельности учащихся в овладении иностранным языком
    • 1.1.6 Принцип новизны в обучении иностранным языкам
    • 1.2 Возрастные особенности обучения иностранным языкам
    • Раздел II. Практическая часть
    • 2.1 Эксперимент по обучению иностранного языка в школе
    • 2.2 Перспектива внедрения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам
    • Раздел III. Экспериментальное формирование грамматических навыков при помощи наглядностей
    • 3.1 Характеристика класса
    • 3.2 Структура экспериментального обучения
    • 3.3 Характеристика грамматических навыков и их этапы формирования
    • 3.4 Формирование грамматических навыков и умений. Принципы построения содержания обучения
    • Заключение
    • Используемая литература
Введение

В последнее время постоянно возникает вопрос о применении новых технологий в обучении. Говоря о новых технологиях, мы имеем в виду не только технические средства, но и новые формы и методы обучения, а также новый подход к процессу обучения в средней общеобразовательной школе.

В современном мире обучение в школе в целом и обучение иностранным языкам в частности, требуют пересмотра, как общей методологии, так и конкретных методов и приемов, то есть пересмотра концепции обучения. Вхождение в мировое сообщество, различные процессы, протекающие в сферах политики, экономики, культуры, смешение и перемещение народов и языков определяют проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным национальностям. Все это не может, не отразится на методике обучения иностранным языкам, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания иностранных языков.

Следует отметить, что знания и квалификация становятся приоритетными ценностями в жизни человека в условиях информационного общества. Для того чтобы находится в курсе развития своей области в мировой практике, необходимо достаточно владеть информацией не только на родном языке, но и на иностранном. Именно поэтому XXI век ЮНЕСКО обозначило как век полиглотов.

Проблема обучения иностранному языку как средству общения приобретает особую значимость в современной школе. Таким образом, основная цель в обучении иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Доктор педагогических наук, Е.С. Полат считает, что задача учителя состоит в том, чтобы создать такие условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Полат Е.С.: 35, с.21

В процессе обучения иностранному языку учащихся школы, важную роль играет реализация принципа коммуникативной направленности, потому что этот принцип является ведущим, поскольку результатом обучения учащихся является формирование умений и навыков пользования языком, как средством общения.

Таким образом, актуальность темы исследования может быть аргументирована важностью проблемы и в то же время недостаточной осведомленностью преподавателей современной школы о западных концепциях обучения иностранным языкам.

Объект исследования: непосредственно сам процесс обучения иностранным языкам.

Предмет исследования: современные зарубежные концепции обучения, как средство формирования мотивации обучения иностранным языкам.

Цель исследования: теоретическое обоснование использования новых приемов и методов обучения, а так же разработка педагогических условий, обеспечивающих формирование мотивации обучения иностранным языкам.

Актуальность темы исследования, объект, предмет, а так же цель позволили нам сформулировать гипотезу исследования: современные зарубежные концепции обучения способствуют повышению мотивации изучения иностранных языков и совершенствованию знаний и культуры учащихся, и при определённых условиях могут быть эффективно использованы в учебном процессе.

Исходя из гипотезы, были выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть основные тенденции развития систем образования в мире.

2. Теоретически обосновать использования новых технологий в учебном процессе.

3. Изучить влияние новых технологий на мотивацию обучения.

4. Опытно-экспериментальным путем проверить гипотезу исследования.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, эксперимент, анкетирование.

Апробация (латин. approbatio) - одобрение, имеющее официальный характер - а также использование зарубежных методик, использование на практике зарубежных учебников, занимают ведущее место в переходе на новое содержание образования, его модернизации с учетом социальных потребностей. Основные результаты, выводы и рекомендации исследования апробированы в процессе обучения учащихся в средней школе № 14 г. Тирасполя. Результаты исследования обсуждались на совещании педагогического совета школы, на заседаниях методических секций учителей иностранного языка города Тирасполя.

Методологической основой для решения поставленных задач явились:

Современная концепция личностно ориентированного образования;

Учение о мотивации учебной деятельности;

Концепция информатизации образования Приднестровья;

Государственный образовательный стандарт.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость состоит в том, что новейшие технологии способствует усилению учебной мотивации изучения иностранных языков и совершенствованию знаний учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применении новейших концепций обучения на уроках иностранного языка в современной приднестровской школе.

Квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В введении определяется актуальность темы исследования, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, методологическая основа, а также теоретическая и практическая значимость.

В первом разделе рассматриваются тенденции развития систем образования, понятия и виды педагогических концепций, анализ современных концепций, возрастные особенности старшеклассников при обучении иностранных языков, а также современные технологии обучения иностранному языку.

Во втором разделе представлено опытно-экспериментальное исследование, анализ данного эксперимента, а также перспективы развития обучения в средней общеобразовательной школе № 14, г. Тирасполя.

В заключении представлены основные выводы по теме исследования.

Список использованной литературы состоит из 65 источников.

База исследования: муниципальное образовательное учреждение средняя школа № 14, города Тирасполя.

Раздел I. Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике

Прежде чем говорить о современных зарубежных концепциях обучения иностранному языку в школе, необходимо рассмотреть вопрос об основных тенденциях развития систем образования в мире.

Основная задача любой системы образования - реализация социально-экономического и культурного развития общества, так как именно школа готовит человека к активной деятельности в разных сферах жизни общества. Поэтому обучение в школе не должно оставаться и постоянно находится на одном уровне, а оно должно отвечать запросам общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт. Однако, не всегда социально-экономические изменения, научно-технический прогресс видны в деятельности преподавателя. По мнению американского, учителя Кони Стаута, учитель, получивший диплом в 1890 году, мог бы спокойно войти сегодня в класс, подойти к классной доске и начать урок. Галиулина Т.Н.: 8, с.47 Из данного утверждения можно сделать вывод о том, что учебный процесс в обычной общеобразовательной школе мало изменился с тех времен, когда была предложена классно-урочная система и определенная схема ведения урока Гербартом.

Полат Е.С. в своей статье "Интернет на уроках иностранного языка" отмечает, что в настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования так, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов. Полат Е.С.: 35. с.25 Важность такого подхода к образованию выражается в том, что знания, приобретенные учеником в школе подвергаются изменениям каждый год, и порой, эти знания устаревают раньше, чем учащиеся смогут их усвоить. Ведь гораздо важнее, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией. Самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим и придется заниматься им всю их сознательную жизнь. Часовникова О.Б.: 47, с.10

Современный этап развития образования строится с учетом достижений и проблем, возникших в процессе перехода системы образования на новый качественный уровень. Переход системы на образовательные программы во всех учреждениях завершен успешно и получает дальнейшее развитие в создании единого образовательного пространства территории через интеграцию основного и дополнительного образования.

Необходимость дальнейшего развития образования обусловила в 2005 году кафедры развития дополнительного образования детей и Факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования.

Положительные результаты многолетней работы в области развития концепций обучения иностранному языку находят свое подтверждение в итогах государственных и международных конкурсов, научных олимпиад, фестивалей, состязаний.

На формирование политики в области образования, непосредственное влияние оказали такие факторы как: Азимов Э. Г. «Материалы Интернета на уроках англ. языка» //Иностранные языки в школе 2001 №1.

сохранение несоответствий и неравенства внутри систем образования и между ними;

изменившиеся ожидания в отношении отдачи и эффективности их функционирования;

развитие общественных служб и механизмов оценки, более чувствительных к качественным аспектам деятельности, чем простые статистические данные;

поиск мер для повышения качества и увеличения эффективности образования.

Происходящее в настоящее время развитие системы образования в нашей стране предъявляет повышенные требования к качеству педагогического образования, составляющего фундамент современной системы непрерывного образования. Одним из возможных способов поиска путей повышения эффективности высшего педагогического образования, является изучение зарубежного педагогического опыта. Наука об образовании (эдукология), как и другие области знаний и общественной практики, не может развиваться изолированно от мирового опыта. Сфера образования в данном случае подчиняется общим тенденциям и закономерностям развития. Социальные последствия научно-технической революции (Методология исследования). М., 1999

Представляется актуальным по-новому взглянуть на имеющийся опыт обучения, в том числе и зарубежный, переосмыслить его, найти пути использования передовых идей в отечественной практике обучения.

Идея возможности совершенствования процесса обучения в современной школе с помощью совокупного зарубежного опыта основана на существовании практически одинаковых приоритетных направлений развития педагогической науки.

До недавнего времени сравнительная педагогика основывала свои исследования на принципе "противоположности" и, во-первых, практически не уделяла должного внимания позитивным моментам теории и практики зарубежной педагогики, а, во-вторых, не учитывала новейших тенденций в педагогических науках.

Преобразующая функция сравнительной педагогики должна определяться не только развитием фундаментальных исследований, но и доведением результатов изучения положительного зарубежного опыта до уровня переноса и преобразования в практические рекомендации для учителей, а прогностическая функция - проявляться в выявлении тенденций, разработке конкретных методов обучения, оправдывающих себя на практике.

При этом необходимо отметить, что для того, чтобы проводимое исследование было научно обоснованным, а его выводы могли быть реализованы, необходимо, чтобы оно опиралось на следующие принципы:

принцип диалектического подхода к рассмотрению многообразного педагогического опыта зарубежных стран;

принцип конструирования интегрированного знания по актуальным проблемам современной дидактики на основе концепции целостного учебно-воспитательного процесса;

принцип соответствия отбора учебного материала объективной логике развития дидактики и её научным методам познания;

принцип соответствия практической реализации обобщённых знаний, полученных сравнительной педагогикой, целям российской школы и условиям её развития;

принцип объективности. Демократические процессы, произошедшие в обществе, позволяют в настоящее время более объективно изучать общемировой опыт функционирования образовательных систем, основываясь на общечеловеческом принципе объективности. Именно этот принцип, наряду с принципами сравнения и сопоставления, заложен в основу новой науки - сравнительной эдукологии. Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова - М.: Просвещение, 2005.

Сравнительно-эдукологические знания должны стать основой познания общемировой образовательной системы и базисом для развития общепедагогического кругозора работников образования. Системный подход к оценке зарубежного педагогического опыта предполагает рассмотрение как отдельных инвариантно-интегративных сторон процесса обучения, так и целостного охвата систем образования различных стран, групп стран или регионов, в их единстве и внутренних связях. Сейчас оказывается актуальной задача системного анализа мировых достижений для совершенствования учебного процесса в Приднестровье. При этом важно не просто зафиксировать позитивность опыта, а выявить содержание и тенденции дидактических поисков; необходимо осмыслить и освоить подходы к учебному процессу, выработанные в мировой теории и практике обучения.

1.1 Понятие и виды педагогических концепций обучения иностранному языку, анализ современных педагогических концепций

Деятельность людей в процессе обучения носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения иностранным языкам в целом и во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых. С их учетом разрабатываются также разнообразные педагогические (дидактические) концепции обучения иностранным языкам. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы Текст / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. 2002

Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления. В практике активно применяются ассоциативно - рефлекторная концепция обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, теория проблемного обучения, концепция проблемно-деятельностного обучения, концепция программированного обучения и другие.

Все педагогические концепции, независимо от их содержания и направленности, конечную цель обучения трактуют как овладение обучаемыми системой знаний и практической подготовленности, необходимых для успешной практической деятельности. Организационную сторону этого процесса обеспечивает руководитель этого занятия. Поэтому очень важно знать сущность, содержание и особенность основных концепций обучения, видеть их сильные и слабые стороны и с учетом этого организовать процесс обучения. Выделяют:

Концепцию коллективного обучения;

Концепция проблемного обучения.

Руководствуясь основными положениями той или иной концепции обучения, педагог планирует свою деятельность и деятельность обучаемых по овладению ими учебным материалом. При этом он использует наиболее эффективные формы, средства и методы обучения. Регулярный контроль и анализ результатов учения позволяют оперативно вносить необходимые коррективы, как в деятельность обучающегося, так и в деятельность обучаемых. Полат Е.С. «Обучение в сотрудничестве».// «Иностранные языки в школе» №6 2001 .

Современные ученые, представители педагогики, психологии и других наук разработали целостную концепцию обучения. Новые решения органически объединяют продуктивные традиционные и инновационные подходы.

Наиболее распространенной является ассоциативно-рефлекторная концепция обучения. Данная концепция опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга человека, которые наиболее полное освещение нашли в работах известных ученых И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Согласно их теории о физиологии высшей нервной деятельности в коре головного мозга человека постоянно идет образование множества новых условно-рефлекторных связей (ассоциаций) между самыми разнообразными системами раздражителей и реакций. В соответствии с данной теорией процесс обучения представляется как совокупность раздражителей (преднамеренных педагогических воздействий) и реакций (познавательных действий обучаемых). Поэтому усвоение знаний, формирование навыков, умений и личностных качеств является ни чем иным, как процессом образования в сознании человека разнообразных систем ассоциаций разных по степени сложности. Данные положения и были положены в основу ассоциативно-рефлекторной концепции обучения, в разработке которой приняли активное участие ученые и педагоги.

Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения предполагает определенную логику (структуру, этапы) процесса познавания. Восприятие учебного материала и опознавание познавательных задач; осмысливание изучаемого материала, доведенное до понимания его внутренних связей и отношений; запоминание и сохранение в памяти учебного материала; применение закрепившихся знаний на практике.

Центральным звеном данного процесса выступает осмысливание изучаемого как активная аналитико-синтетическая деятельность обучаемых в ходе решения теоретических и практических задач. Несмотря на то, что основу данной концепции составляет раскрытие содержания и последовательности деятельности обучающих. Выполнение этих требований руководителем занятия способствует повышению эффективности процесса обучения, (см. схему 1). Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам Текст / Н.Д. Гальскова. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000.

Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения иностранным языкам (10 - 11 класс) средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка, как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранными языками как образовательная цель / Н.Ф. Коряковцева // Иностр. языки в школе. - 2001. - № 1. - С. 9-14.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать