Современные образовательные программы по физическому воспитанию в деятельности детского образовательного учреждения
p align="left">В программе реализуется известный в отечественной психологии личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Программа состоит из четырех частей.

Часть I. Теория валеологии:

v теоретическое обоснование программы;

v концепция открытой школы здоровья;

v этапы реализации программы формирования здоровья детей в детском саду;

v метод музыкальной психорегуляции дыхания. [3,43]

Часть II. Практика валеологии:

v медико-педагогическое обследование детей;

v конспекты оздоровительных занятий.

Часть III. Музыкальная валеология: музыкальная психология, история, география, математика. На материале этой части происходит психофизический тренинг ребенка.

Часть IV. «Моя книга здоровья»:

v рисунки о здоровье;

v диагностика здоровья;

v приключение юных учителей здоровья. [3,45]

В первой части программы («Теория валеологии») автор предлагает принципиально отличать медицинский и валеологический подходы к здоровью. Соединяя медицину и валеологию, автор выделяет новую-науку -- санологию (от лат. sano -- лечу и sanitas -- здоровье) -- это наука о законах формирования, сохранения и коррекции здоровья человека. В этой части программы автор представляет определения понятий: превентология, валеология, педагогическая, медицинская, социальная, экологическая валеология, здравосозидание. Автором создана эмблема здоровья -- восточный знак гармонии энергии, который трансформирован в музыкальный знак.

Во второй части программы («Практика валеологии») подробно представлена интегрированная диагностика: психологическая, дыхательная и двигательная. Здесь описываются диагностические задачи и правила проведения диагностики. Для каждого ребенка предлагается заполнять карту здоровья, карту домашней диагностики, карту, позволяющую оценить эффективность оздоровительных занятий.

На материале третьей части программы («Музыкальная валеология») происходит психофизический тренинг ребенка. На стержень эмоционально-дыхательного музыкального тренинга нанизывается программа интеллектуального и физического развития ребенка. Данная часть состоит из пяти разделов, в каждом из которых представлены ноты и слова песен.

Программа «Здоровье» является одной из парциальных программ, которая имеет приложение -- «Моя книга здоровья». Это приложение является четвертой частью программы.[9,182]

Таким образом, программы валеологического направления несут в себе важную информацию, как для детей, так и для взрослых которые их окружают.

2.4.3 Узкоспециализированные программы

Программа «Старт».

Авторы: Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина, Л.К.Михайлова.

Цель программы -- помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, выразить свое «я» в движении. [3,47]

В процессе организации физического воспитания комплексный подход осуществляют: врач-ортопед, медицинская сестра, заведующая ДОУ, воспитатель.

Отличительная особенность программы заключается в том, что программный материал распределен не по возрастным группам, а по конкретным направлениям. [20,93]

Содержание программы включает методику обследования двигательных качеств детей; задачи совместной работы воспитателя и инструктора по физической культуре; особенности организации физкультурных занятий в дошкольном учреждении; методику обучения дошкольников акробатическим упражнениям, упражнениям в равновесии, лазанью по канату, на гимнастической стенке; конспекты физкультурных занятий на воздухе и в зале для каждой возрастной группы; комплексы оздоровительной гимнастики; содержание развивающей среды для игровой деятельности. Следует отметить, что предлагаемые программой акробатические упражнения (стойка на голове, кувырок с разбега, кувырок с прыжком, назад, техника выполнения движений на козле) слишком трудны для всех детей, поэтому их рационально включать в работу спортивной секции. [9,82]

Содержание программы излагалось на страницах журнала «Дошкольное воспитание» № 1-12 1996, № 7 1997. [3,47]

Программа ориентирована на инструктора по физическому воспитанию ДОУ.

Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе».

Авторы: Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина.

Цель программы -- содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. [3,47]

Программа обучения рассчитана на 4 года обучения для детей от 3 до 7 лет.

Основные задачи программы:

1. Укрепление здоровья:

v способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

v формировать правильную осанку;

v содействовать профилактике плоскостопия;

v содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма. [3,48]

Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

v развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;

v содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

v формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;

v развивать ручную умелость и мелкую моторику. [9,99]

Развитие творческих и созидательных способностей:

v развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

v формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

v воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

v развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия. [3,48]

Основными разделами программы являются:

1. Танцевально-ритмическая гимнастика:

v игроритмика (упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры);

v игрогимнастика (строевые, общеразвивающие и акробатические упражнения, укрепление осанки, а также упражнения на расслабление мышц и дыхательные);

v игротанцы (элементы хореографических упражнений, танцевальные шаги и танцевальные формы -- историко-бытовой, бальный, современный и ритмический танцы); [20,45]

Нетрадиционные виды упражнений:

v танцевально-ритмическая гимнастика (специальные композиции и комплексы упражнений);

v игропластика (элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга);

v пальчиковая гимнастика (игры пальчиками, сопровождающиеся стихами и речитативами, по сказкам и рассказам, игры-потешки);

v игровой самомассаж (упражнения с поглаживанием и растиранием отдельных частей тела в игровой форме);

v музыкально-подражательные игры (подвижные и образные игры для строевых и общеразвивающих упражнений, игры для определения темпа, динамики, характера музыки);

v игры-путешествия (или сюжетные занятия). [3,48]

2. Креативная гимнастика (нестандартные упражнения, специальные задания, музыкально-творческие игры).

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. С помощью него учебно-воспитательный процесс приобретает привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. [20,51]

В программе отражены требования, предъявляемые к занимающимся, по освоению знаний, умений и навыков. Работать по этой программе педагогу будет легко, так как в ней подробно представлена методика проведения уроков по танцевально-игровой гимнастике. Авторы описали, как построить урок, как организовать проведение урока и какова методика на этапах обучения. [3,49]

Для каждого года обучения представлены подробные конспекты уроков и сюжетных уроков. Каждый урок проводится в сопровождении рассказов и речитативов. Для организации сюжетных занятий авторы предлагают использовать эмблемы, жетоны, отличительные знаки, маршрутные листы, указательные карты, экраны соревнований, отличительные знаки.

Программа ориентирована на инструктора по физическому воспитанию ДОУ, на педагогов учреждений дополнительного образования. [9,102]

Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник».

Автор: Ю.Ф. Змановский.

Социально-оздоровительная технология включает в себя авторскую программу «Здоровый дошкольник», исследовательские методики, программу родительского университета, методологические разработки инноваторов (проект «Новое поколение»). [3,50]

Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. [3,50]

Основные отличительные особенности программы:

1) Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «здоровый образ жизни» ребенка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер.

2) Наличие физиологического обоснования в каждом разделе программы наряду с учетом закономерностей возрастной психологии, педагогической психологии и спортивной медицины.

3) Данная программа может применяться в любом ДОУ благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности высокого уровня профессиональной подготовки персонала, но при обязательном добросовестном выполнении рекомендаций.

4) В ряде разделов программы предусмотрен учет климатогеографических и экологических особенностей региона.

В программе дано комплексное «физиологическое» определение здоровья ребенка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма. [9,43]

Программа состоит из шести разделов.

В первом разделе определяются исходные показатели состояния здоровья и психического развития детей. В диагностический комплекс включена оценка уровня двигательной подготовленности и физического развития, учет поведенческих, личностных характеристик и проявлений биоритмологического профиля, определение групп здоровья. [20,74]

Во втором разделе представлена рациональная организация двигательной деятельности. Принципиальным отличием от существующих рекомендаций по развитию моторики детей дошкольного возраста является преобладание циклических упражнений (прежде всего беговых упражнений) и их комбинаций (бег, прыжки, марш, метание мяча, плавание, лыжи, велосипед и т.п.). В этом разделе представлены основные требования к занятиям, способы организации детей на занятии, вариативное содержание занятий, включающее несколько подвижных игр, спортивных и танцевальных упражнений. [3,50]

В третьем разделе описана система эффективного закаливания детей. Обязательными условиями его являются: правильное использование теплозащищающих свойств одежды и регулирование температуры воздуха в помещениях, хождение босиком. К нетрадиционным методам закаливания относятся: контрастные воздушные ванны и контрастный душ; к традиционным -- обтирание, обливание, полоскание горла, разные виды массажа, различные методики обучения дыханию. [9,45]

Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в ДОУ определен в четвертом разделе. Здесь указываются основные задачи и обязанности педагогов-психогигиенистов, психокоррекционные средства и методы -- индивидуальные беседы с детьми, игры (подвижные с преобладанием циклических упражнений, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские), диагностика и коррекция нервно-психической сферы детей с помощью рисования («нарисуй семью» и т.д.), восприятие картин выдающихся художников и классической музыки, обучение старших дошкольников элементам аутогенной тренировки и психической саморегуляции. [3,51]

В пятом разделе представлены основы рационального питания дошкольников. Здесь излагаются «золотые» правила приготовления пищи, одобренные Всемирной организацией здравоохранения.

В шестом разделе приведен перечень условий для оздоровительных режимов. Сюда входят: индивидуально-дифференцированный подход к детям в соответствии с биологическими ритмами, организация режима с учетом сезонных особенностей, оптимальные двигательные и умственные нагрузки, преобладание положительных эмоций. [3,52]

В подразделах программы освещаются проблемы медицинской экологии (влияние внешнесредовых факторов на здоровье человека, формирование начал «экологического сознания») и психолого-педагогические аспекты сексуального развития и здоровья детей. [20,78]

Необходимо отметить, что количество программ для ДОУ с каждым годом увеличивается, однако немногие из них по своему содержанию и структуре соответствуют должному уровню.

Глава 3. Анализ использования вариативных программ в деятельности дошкольных учреждений города Нижнекамска

3.1 Анализ оздоровительной работы детских садов № 87 и №23

ДОУ №87,города Нижнекамск.

Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата №87» г. Нижнекамска был открыт в 1997 году.

ДОУ расположено в типовом двухэтажном здании. В настоящее время функционирует 12 групп:

1 младшая группа - 2;

2 младшая группа - 2, 1 с нарушениями ОДА.

Средняя группа - 2, 1 с нарушениями ОДА.

Старшая группа - 1, 1 с нарушениями ОДА.

Подготовительная к школе группа - 1, 1 с нарушениями ОДА.

Режим работы ДОУ: 12 часов.

Детский сад работает 5 дней в неделю, суббота и воскресенье - выходные дни.

В ДОУ с детьми работают:

v врач-ортопед;

v инструктор по лечебной физкультуре;

v инструктор по плаванию;

v медсестра-массажист;

v музыкальные руководители;

v логопед;

v воспитатель по обучению татарскому языку;

v педагог-психолог.

Учитывая положения о Конвенции ООН о правах ребенка, ориентируясь на государственные стандарты и базисную программу развития ребенка-дошкольника «Радуга», а также исходя из специфики работы ДОУ №87, педагогический коллектив основной целью своей работы видит формирование у детей положительного отношения к получению знаний как главному условию личностного роста.

В ДОУ ведется работа, направленная на формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. В этой работе не последнюю роль занимает наличие кабинетов и залов. В ДОУ функционирует физкультурный зал, зал лечебной физкультуры, бассейн, сауна, кабинет массажа, физиопроцедурный кабинет, кабинет парафинолечения, малый тренажерный зал и галокамера. Также для развития полноценной личности в ДОУ есть кабинет по обучению татарскому языку и логопедический кабинет. Для обсуждения дальнейших планов, реализацию поставленных задач, педсоветы и многое другое используется методический кабинет.

Методической темой данного детского сада является «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

В детском саду ежегодно проводиться обследование всех детей. Результаты этого обследование размещают на стендах. (См. приложение №1,№2,№3)

В ДОУ оформлена модель организации работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни. (См. приложение №4)

Педагоги находятся в постоянном поиске новых форм и методов образовательного процесса. Педагогический коллектив ДОУ в основном стабильный, инициативный. ДОУ обеспечивает психологический комфорт воспитателям и педагогам, создает атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех, стремление создать все условия для сохранения и укрепления здоровья.

Физические и оздоровительные мероприятия осуществляются под руководством заведующей Гинатуллиной Рамзии Салиховны, также непосредственное участие принимают старшая медсестра Гирфанова Зульфия Мирсаетовна и руководитель по физической культуре Гусева Людмила Николаевна. Стаж Зульфии Мирсаетовны составляет более 20 лет, образование высшее. У Людмилы Николаевны стаж сравнительно небольшой 3 года, образование высшее педагогическое.

Оздоровительное направление, выбранное детским садом №87 поставило перед ними необходимость использования современных программ по физическому воспитанию.

Образовательный процесс в детском саду ведется по программе Т.Н. Дороновой «Радуга»; Р.Б. Стеркина, Н.Н Авдеева, Д.Л. Князева «Программа по ОБЖ»; программа О.В.Козыревой «Лечебная физкультура для дошкольников». В 2008-2009 учебном году началось внедрение программы М.Л.Лазарева «Здравствуй».

Отличительной особенностью программы «Радуга» является то, что в ней уделяется большое внимание организации оздоровительных мероприятий в режиме дня. В таких разделах как «Формирование привычки к здоровому образу жизни - важнейшая задача воспитания» раскрывается условия здорового образа жизни и правила формирования полезных привычек.

Работа по физическому воспитанию в ДОУ №87 строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка, и используется специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, оформленных в каждой группе.

Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующая ДОУ, медсестра, врач, закреплённый поликлиникой, старший воспитатель. Данные оформляются в специальном журнале с указанием выводов и предложений.

Данные контроля и мониторинга показывают высокий уровень профессиональной компетенции педагогов. О значительном потенциале воспитателей свидетельствует категорийный уровень педагогов: высшая категория - 4 человека, первая категория - 7 человек, вторая категория - 9 человек.

В ходе мониторинга проведено анкетирование среди родителей: "Какое место занимает физкультура в вашей семье" с целью выявления и распространения лучшего опыта, нахождения существующих проблем и их причин. На основе этого выработана модель стратегии и тактики работы педагогов с родителями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать