Современные виды и формы процесса обучения
бязательными элементами всех перечисленных выше уроков являются организационный момент и подведение итогов урока. Организационный момент предполагает постановку целей и обеспечения их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельность и установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов урока важно зафиксировать достижение целей, меру участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, оценить работу учащихся и определить перспективы дальнейшей работы.

На структуру уроков оказывают влияние также сложившийся в школе учебно-воспитательный режим и ее классно-комплектность. В данном случае речь идет об уроках в школах продленного дня и уроках в малокомплектной школе [8].

В большинстве школ продленного дня обязательная учебная часть целостного учебно-воспитательного режима не отличается от обычных школ. Вместе с тем имеется опыт сближения во времени учебной работы под руководством учителя и самостоятельной учебной работы, т.е. самоподготовки. В результате обычный урок распадается на две части по 30 минут в начальных классах и по 35 -- в старших. Если самоподготовкой руководит учитель класса, то она, как правило, превращается в урок, в чем и состоит основной недостаток этого варианта. Имеются варианты и другого сочетания сдвоенных уроков по 35 минут, где первый -- объяснение нового и его первичное закрепление в тренировочных упражнениях с последующей устной проверкой, а второй -- выработка умений и навыков путем выполнения самостоятельных работ с дифференцированными заданиями и творческих работ на основе внеурочных занятий. Однако большинство педагогов выступают за 45-минутный урок с паузами для дидактических игр при условии выделения одного часа на учебные занятия во второй половине дня.

В малокомплектной начальной школе, где обучаются дети разного возраста в одной классной комнате, сложились три основных типа уроков.

1. Урок, на котором в обоих классах изучается новый материал.

2. Урок, на котором в одном классе изучается новый материал, а в другом классе организуется работа по закреплению знаний и умений, повторение изученного или учет знаний и умений детей.

3. Урок, на котором в обоих классах проводится работа по повторению изученного ранее [8].

В заключении, еще раз обратим внимание на особенности классно-урочной системы. Ее достоинства: четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса; простое управление им; возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения, поскольку учитель работает одновременно с достаточно большой группой учащихся, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в то же время обеспечивает систематичность и последовательность в их движении от незнания к знанию. Отмечая эти достоинства, нельзя не видеть в этой системе и ряд существенных недостатков, а именно: классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей более сильных учащихся; создает для учителя трудности в учете индивидуальных особенностей учеников в организационно индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися и др.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Например, цель урока - усвоить понятие "нахождение неизвестного слагаемого", "отработать умения и навыки его применения"; или по теме урока - "обобщить и систематизировать знания учащихся о способах образования наречий, закрепить орфографические навыки правописания наречий, развить навыки самоконтроля и аккуратности. Эти цели достаточно сложные. Так, для того чтобы достичь цели урока, например, по математике, необходимо продуманно решить три основные дидактические задачи: актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока; сформировать у учащихся новые понятия и способы действия; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.

Система уроков, описанная выше, в реальной педагогической практике дополняется целым рядом других форм организации обучения.

Рассмотрим Метод проектов (напомним, что, по сути, это - форма обучения, но исторически получила название «метода»), который имеет большие перспективы. Приведем два таких примера.

Младшеклассникам в качестве проекта предлагается из одного листа плотной бумаги с помощью ножниц и клея построить сооружение (башню) максимально большой высоты. Учащиеся приступают к работе. Каждый конструирует и реализует свой проект - сколько учеников в классе - столько и получается вариантов - у кого-то выше, у кого-то ниже, у кого-то красивее, у кого-то не очень. Казалось бы - совсем простой проект - всего один лист бумаги. Но здесь и математика, и физика, и элементы сопротивления материалов (это в начальной-то школе!), и трудовые умения, и полный простор для фантазии, творчества, и возможность пообщаться учащимся друг с другом - пообсуждать, у кого что и как получилось и почему, и т.д. То есть, учебный процесс преображается до неузнаваемости.

Другой пример, более сложный. Пятиклассникам предлагается написать свой, авторский учебник истории. При этом предполагается работа школьников со специально создаваемыми текстовыми документально-историографическими комплексами. Их основу составляют тексты изучаемой эпохи. Такой комплекс становится квазипроизведением и содержит множество мыслимых версий по поводу тех или иных событий, что и создает условия для реального учебного диалога в классе. Детям предлагается написать свой учебник Отечественной истории, в котором тексты глав, вопросы и задания, иллюстрации, карты и схемы - плод коллективной работы пятиклассников. При этом существенно, что документальный исторический комплекс составляется по определенным правилам: он имеет не одно, а целое поле разных, но равноправных интерпретаций и прочтений. Именно это свойство документального комплекса позволяет выстроить в классе реальный учебный диалог. Могут возникать даже взаимоисключающие версии тех или иных событий, и все они будут иметь равные права на существование. Урок меняет жанры: вместо рассказа или объяснения возникает беседа.

Предлагаемая работа школьников с документально-историографическими комплексами превращает образовательный процесс из детерминистского в вероятностный. Создается развивающая образовательная среда, инициирующая творческий процесс у всех участников учебной ситуации, в том числе и у учителя. Разумеется, не ставится задача превратить школьников в маленьких историков, но важна сама возможность настоящей «исторической деятельности» вместо заучивания готового материала учебника. Как видим из приведенных примеров, метод учебных проектов позволяет направить учебный процесс совсем в другое русло.

В рамках экспериментальной программы Федерального агентства по образованию «Открытый колледж» [4] была проведена исследовательская работа по оценке качества результатов дистанционного обучения студентов в Пермском промышленно-коммерческом колледже (далее ППКК). Основной целью социологического исследования «Практика применения дистанционной технологии обучения в Пермском промышленно-коммерческом колледже» является подтверждение выдвинутых гипотез по успешной адаптации и самореализации студентов и выпускников дистанционных технологий обучения. Для этого был проведен всесторонний анализ состояния проблем и перспектив развития системы дистанционного обучения в ППКК в виде социологического исследования среди студентов второго и третьего курса традиционного (53%) и дистанционного (47%) обучения специальности «Менеджмент». В ходе исследования были учтены и проанализированы как объективные факторы, так и субъективные оценки и мнения студентов.

Для всестороннего анализа изучаемого явления комплексное исследование включало в себя структурированный опрос студентов специальности «Менеджмент», интервью с сотрудниками колледжа и мнения выпускников колледжа Исследование включило в себя вопросы, рассмотрение которых позволит определить направление дальнейшей работы по обозначенной проблеме в ППКК. В результате анализа были сделаны выводы.

У студентов традиционного и дистанционного обучения представления об учебе в колледже оправдались. Среди факторов, помогающих самореализации, студенты выделили четкую организацию учебного процесса, подходящие методы обучения, строгие требования к обучению и внимательное отношение преподавателей.

В ходе исследования было выявлено, что каждый третий студент высказал мнение о том, что ему нравится учиться в колледже: студентов дистанционного обучения, выбравших вариант «да» в четыре раза больше, чем студентов традиционной формы обучения и каждый третий будет работать по выбранной специальности, остальные только рассматривают такую возможность. Большинство студентов третьего курса дистанционной технологии обучения уверены в возможности трудоустройства по профессии. Многие из них считают, что полученные знания соответствуют успешной работе. Этот уровень образования студенты считают вполне достаточным и возможным для осуществления своих жизненных планов. Эффективность дистанционного обучения заключается для выпускников и студентов и в том, что возможность обучаться дистанционно не ограничивает возможности обучаться и совершенствоваться в профессиональной деятельности во время работы на предприятии.

Наиболее важными компонентами учебы в колледже для студентов являются: создание практических ситуаций во время учебного процесса, возможность проявить себя, самореализоваться, четкость организации учебного процесса, индивидуального подхода. Наименее важными: участие в научно-исследовательской работе, возможность «показать себя». Большинство студентов решают практические задачи в процессе обучения и лишь немногие занимаются научными исследованиями. Более 90% опрошенных студентов указали на то, что они полностью или частично удовлетворены преподавательским коллективом. В качестве основных достоинств студенты всех курсов обучения чаще всего отмечают профессионализм тьюторов и хорошее изложение материала. В течение всего времени обучения студенты развивают умение самостоятельно овладевать знаниями. Среди участников опроса каждый третий совмещает учебу и работу. Студенты также отмечают собственное развитие самоорганизации и самодисциплины. Навык работы в учебном сервере помог студентам решать проблемы с учебным материалом и консультированием на расстоянии в свободное время. Оценивая успех в будущей профессиональной деятельности, студенты, не имевшие опыта работы, оценивают свои шансы несколько выше, чем те, кто работает в настоящий момент.

В процессе дистанционного обучения студенты чаще всего используют учебный материал на бумажных носителях и в электронном виде. Учебные материалы получили оценку - 7,14 балла по десятибалльной шкале, где за «1» была принята оценка «очень плохие», а за «10» - «очень хорошие». Учебный сервер большинство студентов используют нечасто, но есть те, кто использует его каждый день, более активны в посещении учебного сервера студенты третьего курса.

Большинство студентов предпочитают формы контроля: контрольно-аттестационные работы, рефераты, решение практических задач, оценка уровня знаний в процессе личного интервью с преподавателем и самооценка. Большинству студентов дистанционной технологии обучения, независимо от курса, учеба дается легко и оказывает на них благоприятное воздействие. Так, более половины студентов отметили, что за время обучения они овладели навыками самостоятельной работы, повысили свой уровень знаний и приобрели уверенность в своих силах и планах на будущее. Можно сделать вывод, что студенты благожелательно относятся к дистанционному обучению. В ходе исследования было выявлено несколько проблемных моментов, на которые руководству и преподавателям (тьюторам) стоит обратить внимание для обеспечения максимальной эффективности качества обучения.

Говоря об особенностях дистанционных технологий обучения, сотрудники отмечали, что данный вид обучения подходит не для всех: система подготовки в российских школах пока не ориентируется на формирование самостоятельности у учащихся, а иногда человеку данная технология просто не подходит.

Основная цель дистанционного обучения - позволить учиться всем желающим, у кого есть стремление получить профессию.

Интерес к данной технологии обучения интервьюируемые видят не только в желании получить образование, но и в том, что информационные технологии внедряются в нашу повседневную жизнь.

Потенциал дистанционных технологий оценивается высоко. Однако возможная замена традиционных технологий дистанционными оценивается интервьюируемыми осторожно: в ответах собеседники высказывали мысль о том, что любому человеку необходимо предоставлять альтернативу и свободу выбора образовательных технологий. Но при этом респонденты были едины во мнении, что за дистанционными технологиями - будущее. Дистанционно обучающиеся студенты более адаптированы к внешним условиям, они более самостоятельны, общительны и коммуникабельны, не боятся принимать важные решения, а значит, в современном мире бизнеса им будет легче.

Заключение

Одним из серьезнейших недостатков всей системы отечественного образования до сих пор остается неизживаемый «знаниевый подход» («знаниевая парадигма») - обучающийся по-прежнему рассматривается как бы в роли «копилки», в которой накапливаются знания, умения, навыки. Между тем, учение необходимо рассматривать как активную деятельность обучающегося по самоизменению. Таким образом, принципиально новый подход ко всей постановке учебно-воспитательного процесса в современных социально-экономических условиях заключается в том, чтобы ответить на один вроде бы простой, но очень существенный для всей российской школы вопрос: учащегося, студента, слушателя учат, или он учится?

Ответить на этот вопрос поможет использование видов и форм организации, которые мы рассмотрели. Здесь важны не только сами формы, но и их комбинации, использование как основных, так и сопутствующих форм.

Сопутствующие формы организации обучения позволяют обучающимся глубоко и разнообразнее познавать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию, воспитывать в себе деловые черты характера.

В заключении можно сказать, что только рационально сочетание традиционной классно-урочной системы обучения и нетрадиционных форм позволит организовать процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся были мотивированны на получение образования и самооценку.

Литература

1. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989

2. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия/Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова, Т.3. М.: Советская энциклопедия, 1966. - 880 с. (Энциклопедии. Словари. Справочники.)

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 176 с.

4. Кузнецов Ю.Ф., Голубева В.П. Исследование опыта применения дистанционных технологий обучения в условиях колледжа. Пермь: ППКК, 2006

5. Куриленко Л.В. Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников// Педагогика, 1999. №3. С.12-31.

6. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М.,: Академия 1985. - 246 с.

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.

8. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - м.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2002. - 517 с.

10. Хуторский А.В. Формы и методы обучения. [Электронный ресурс]. - М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2005

11. Хуторский А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004. - 541 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

Приложение 1

План - конспект традиционного построения занятия для среднего профессионального учебного заведения

ТЕМА ЗАНЯТИЯ «РАЗМЕТКА»

Дата проведения занятия ___________ Предмет: Слесарное дело

ФИО Сулейманов Р.Р.

Тип урока: Изучение операции нанесения разметки.

Цель урока: Формирование умений и навыков выполнения разметки.

Задачи урока:

1. Научить учащихся приемам нанесения разметки.

2. Развивать практические умения нанесения разметки, правильного использования рабочего и измерительного инструмента.

3. Воспитание бережного отношения к инструменту, аккуратности и внимательности.

План урока.

№ п/п

Этап

Время, мин

Действие педагога

Действие учащихся

Метод

1.

Организационный

7

Приветствие, проверка присутствующих.

Приветствие

Беседа.

2.

Вводный инструктаж

40

1. Дать понятие о разметке и ее видах.

- Определение разметки: Разметка - это операция нанесения на обрабатываемую деталь или заготовку различных линий - рисок, определяющих контуры деталей или мест, подлежащих обработке, т.е. основное назначение - указание границ, до которых надо обработать заготовку, для контроля правильности обработки, для проверки заготовки.

- Виды разметки:

- плоскостная - построение на плоскости;

- пространственная - построение в различных плоскостях под различными углами друг к другу.

2. Сообщение знаний об инструментах, применяемых для нанесения разметки, измерительных инструментах.

3. Объяснение последовательности выполнения разметки:

1) рихтуют и замачивают заготовку;

2) поверхность обрабатывают медным купоросом (три ложки на стакан воды) или меловым раствором;

3) определяют базу детали, от которой будут наноситься риски, т.е. производят измерение и отсчет размеров;

4) риски наносят в следующем порядке:

- горизонтальные

- вертикальные

- наклонные

- окружности, дуги и т.д.

Показать приемы геометрических построений, применяемых при нанесении разметки.

4. Выдача задания учащимся «Нанести разметку гаечного ключа на данную заготовку»

5. Критерии оценивания:

- последовательность выполнения операций по нанесению разметки

- правильное определение базы детали

- точное нанесение размеров

- правильное и безопасное использование инструментов

Слушают, задают вопросы по выполнению работы, выполняют практические примеры геометрических построений.

Демонстрация, объяснение.

3.

Текущий инструктаж

100

Наблюдение за рабочим процессом учащихся:

1) проверка организации и содержания рабочих мест:

- готовность учащихся к выполнению работы (наличие заготовки, инструментов, материалов)

2) проверка правильности выполнения операций:

- рихтования

- обработки поверхности заготовки медным купоросом

- определения базы детали и отсчет размеров

- нанесения рисок

3) проведение текущего инструктажа при возникновении трудностей в работе у учащихся;

4) проведение демонстрационного разбора ошибки, повторяющейся у нескольких учащихся, с указанием правильного хода работы.

Выполняют работу, соблюдают технику безопасности.

Наблюдение, беседа, самостоятельная работа.

4.

Заключительный инструктаж

13

Проверка выполненных работ. Выставление оценок. Обсуждение возникших трудностей и ошибок, способов их устранения.

Уборка рабочих мест, назначение дежурных.

Слушают, делают выводы о выполненной работе, выполняют уборку мастерской.

Беседа.

Приложение 2

План - конспект зачетного занятия

ТЕМА ЗАНЯТИЯ «ОСНОВЫ ТЕОРИИ СЖАТИЯ ВОЗДУХА.

СВЕДЕНИЯ О ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ.»

Дата проведения занятия ___________

Предмет: __________________________

ФИО Сулейманов Р.Р.

Тип урока: Зачет по теме

Цель урока: Проверка качества запоминания материала по пройденной теме.

Задачи урока:

4. Повторить сведения о пневматической энергии.

5. Закрепить знания о компрессорах и их классификации..

6. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность.

План урока.

№ п/п

Этап

Время (мин)

Действие педагога

Действие учащихся

Метод

1

Организационный

5

Приветствие, проверка присутствующих.

Приветствие

Беседа.

2

Вводный инструктаж

15

1. Повторение основных понятий по теме зачета:

- Определение «пневматической энергии»

- Свойства воздуха (конденсация и влажность, испарение и парообразование, плотность, удельный вес, вязкость);

- Параметры, характеризующие состояние воздуха (давление, температура, удельный объем);

- Принципы действия поршневого компрессора;

- Характеристика процесса сжатия воздуха в цилиндре поршневого компрессора.

2. Выдача задания учащимся (получают индивидуальные карточки, которые содержат четыре вопроса, имеется три варианте карточек)

3. Критерии оценивания работы:

- ответ на каждый вопрос должен быть полный и развернутый.

Слушают, задают вопросы по выполнению работы, выбирают карточку-задание.

Демонстрация, объяснение.

3

Текущий инструктаж

120

Наблюдение за рабочим процессом учащихся:

5) проверка организации и содержания рабочих мест:

- готовность учащихся к выполнению самостоятельной проверочной работы (наличие карточки-задания, отсутствие учебных пособий, подсказок)

6) проверка правильности выполнения самостоятельной проверочной работы:

- на каждый вопрос должен быть представлен полный ответ

- на дополнительные вопросы должны быть представлены правильные ответы (при необходимости).

Выполняют работу.

Наблюдение, беседа, самостоятельная работа.

4

Заключительный инструктаж

20

Проверка выполненных работ. Выставление оценок. Обсуждение возникших трудностей и ошибок, способов их устранения.

Уборка рабочих мест, назначение дежурных.

Слушают, делают выводы о выполненной работе, выполняют уборку аудитории.

Беседа.

Приложение 3

План-конспект занятия факультатива

Тема: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦВЕТКА»

ЦЕЛЬ: изготовить поделку, подарок к празднику.

ЗАДАЧИ:

Ш Научить детей скручивать пружину из проволоки,

Ш Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Ш Формировать чувство прекрасного, эстетический вкус.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

Для изготовления одного цветка потребуется:

Ш Медная проволока, длиной около 1 метра

Ш Шерстяные нитки

Ш Пустой стержень от писчей ручки

Дети изготавливают цветы, которые можно использовать как самостоятельные подарки. А можно собрать коллективную работу, и использовать ее для украшения интерьера.

Изготовление цветка показано в технологической карте.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦВЕТКА

Операция

Процесс

Результат

Изготовление пружины - основы для лепестков и стебля цветка

1. На стержень наматывает кусок проволоки

2. Аккуратно снимаем полученную пружину со стержня

Готовую пружину немного растягиваем и сворачивает в петли

Изготовление лепестков цветка

1. От основания петли начинаем накладывать нить через один виток пружины

2. В обратную сторону накладываем нить в пропущенные витки пружины

Закрепляем нитку в основании петли.

Монтаж лепестков

1. Готовые лепестки скрепляем между собой

Приложение 4

План-конспект занятия по технологии

Тема: Выжигание по ткани.

Занятие на 3 часа.

Изделия: воротнички, манжеты, салфетки.

Цель занятия:

Образовательная: освоение техники обработки ткани способом выжигания, применение этой техники для украшения одежды и предметов быта.

Развивающая: развитие глазомера, точности движений, художественного вкуса.

Воспитательная: развитие коммуникативности, умения работать в коллективе.

Применяемые материалы: ткань (капрон), бумага.

Инструменты: карандаш простой и цветной, ножницы.

Оборудование: выжигатели по дереву.

Приспособления: настольная лампа, копировальная бумага.

Ход занятия:

Девочки занимают рабочие места. Приветствуем их и начинаем беседу.

Сегодня, девочки, будем разговаривать об отделке ткани. Расскажите, какие виды отделки ткани, украшения одежды вы знаете? Девочки рассказывают о вышивке, мережке и т.д. Добавляем то что они не назвали. Большинство видов отделки на ткани исполняется с помощью ниток и иголки, например, вышивка гладью, крестиком, мережка, или вышивка швейной машинкой - машинные буфы.

Есть вид художественной обработки ткани, где не нужны нитки и иголки - это выжигание по ткани. Такой способ обработки вы видите на блузах, продаваемых в магазинах. Ткань по краю воротника или манжет как бы вырезана фестонами, украшена сквозными отверстиями, точками и почему-то не осыпается. Это достигается следующим образом: такие детали штампуются металлическими трафаретами, нагретыми до определенной температуры, ткань в местах соприкосновения с металлом оплавляется, и как бы вырезается. Такой способ обработки вы видите на блузках, продаваемых в магазинах. Ткань по краю воротника, манжет как бы вырезана фестонами, украшена сквозными отверстиями, точками и она почему-то не осыпается. Это достигается следующим образом: такие детали штампуются металлическими трафаретами, нагретыми до определенной t, ткань в местах соприкосновения с металлом оплавляется, и как бы вырезаются, выдавливаются нужные детали одежды из куска ткани. Такой способ возможен только на термоплавких тканях: это капрон, тюль. Выполняется такая работа на станке с предварительным изготовлением металлических трафаретов. В домашних условиях подобные вещи можно сделать с помощью выжигателя по дереву. Это более длительный процесс, трудоемкий, может быть менее чистый, но зато какой простор для нашей фантазии: можно свести рисунок из журнала, можно нарисовать самому и осуществить любую задумку. Что именно можно сделать: воротнички, манжеты, кокетки, салфетки, фигурки для аппликации. Нарисованную на бумаге деталь переводим на ткань, а затем выжигаем. Этим мы с вами и займемся сейчас.

Показать девочкам вещи, выполненные своими руками. Пока они рассматривают, попросить двух девочек раздать бумагу, карандаш. Положить на стол комплект вышивок по ткани, забавные картинки со зверюшками, и предложить девочкам с их помощью выбрать себе изделие и оформить его на бумаге. Обратить внимание, что для первого раза нужно выбрать изделие попроще. Девочки рисуют, преподаватель ходит между ними, помогает советами, подсказывает, как сделать лучше. Нарисованные детали вырезаем (вспоминаем ТБ при работе с ножницами). На стуле стоит настольная лампа, покрытая стеклом. Девочкам выдается кусок ткани и объясняется как с помощью лампы перевести рисунок на ткань. Объясняем еще один способ - через копирку. Девочки переводят рисунок. На отдельном столике оборудовано рабочее место с выжигателем: стол покрыт стеклом, выжигатель расположен справа на подставке. Объясняем меры предосторожности работы с электровыжигателем, показываем приемы работы. Предлагаем девочкам выполнить свои работы. По мере выполнения накалываем изделия на ткань: светлые на темную и наоборот. Хвалим себя за работу: «Какие мы молодцы, какие рукодельницы!»

Прибираем рабочие места. До свидания.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать