Совершенствование лексической стороны английской речи в средних классах школы
p align="left">1. анализ новых слов с целью определения трудностей. Это может быть форма, значение или употребление;

2. обоснование выбора способов семантизации;

3. составление комментария, если в учебнике не дается объяснения;

4. подбор упражнений, их последовательность, их выполнение в классе и дома.

Наукой установлено, что активный минимум должен быть в 2,5-3 раза меньше, чем пассивный. Институт общего среднего образования предлагает такой стандарт: 1800 лексических единиц для рецептивного усвоения, т.е. для чтения и аудирования и 800 лексических единиц для продуктивного усвоения, т.е. для диалогической и монологической речи, письму.[11,c.189]

Самый сложный вопрос при работе над лексикой - это вопрос о дозировке количества лексических единиц на каждый урок, т.к. дозировка новых слов зависит от многих фактов: от того, относится ли слово к пассивному или активному минимуму; от трудностей слов; от этапов обучения и подготовленности учащихся. Лексические единицы активного и пассивного минимума следует вводить на разных уроках, поскольку работа над ними различна. На первом году обучения на 1 уроке можно вводить от 3 до 5 слов. Н а втором году 5 - 12 и т.д. При введении слова пассивного минимума обычно требуется меньше времени, чем для лексических единиц активного запаса, поэтому на младшей ступени сразу можно дать 6-8 слов. Новые лексические единицы должны встречаться учащимся хотя бы на протяжение месяца. Следить за повторяемостью пассивного минимума можно в том случае, если учащиеся занимаются самостоятельным чтением, а также необходимо систематически учить их слушать устные рассказы. Для начала очень подходят сказки, т.к. они занимательны, в них много повторений ситуаций, слов, выражений. Для средних и старших классов есть специальная библиотека для чтения.

В старших классах успех обучения во многом зависит от того, как организована самостоятельная работа учащихся, имеются ли в их распоряжении пособия, отвечающие требованиям современной методики. К таким требованиям относятся:

1. наличие инструкции, упражнений и ключей;

2. наличие текстов, примеров и заданий, активизирующих мыслительную деятельность учащихся;

3. хорошо продуманная организация материала (текстов, иллюстраций, схем, таблиц и т.д.)

Важное место в формировании лексических навыков занимают упражнения и игры. Упражнения можно разделить на подготовительные и речевые. С помощью подготовительных упражнений усваиваются форма и значение лексических единиц, а также действия с ними как с компонентами речевого общения.[3,c.54]

Для усвоения значения, формы и употребления слов используются различные упражнения. Исследования ученых показали, что основная доля полученной информации теряется в первые дни её получения. Л.Г. Воронин утверждает, что полученная информация ненадолго закрепляется в памяти, потому что не установился контакт её с другими системами речевых связей.

Подготовительные упражнения характеризуются наличием мыслительной задачи. Постепенно возникают сложности, которые приходится устранять при выполнении этих упражнений. Они направлены не только на активизацию мыслительной деятельности учащегося, но и не уменьшение числа ошибок при переходе к связным высказываниям. В устной речи очень часто допускают ошибки двух типов: 1) когда происходит слияние двух слов или выражений в один бессмысленный комплекс. При этом происходит расхождение объёма значений слов в родном и иностранном языках; 2) когда происходит неправильная замена слов. Характер этих ошибок не зависит от языка.[ 14,c.134]

Подготовительные упражнения

Дифференцировочные упражнения

ь определите на слух слова, относящиеся к одной теме;

ь сгруппируйте слова по одному признаку;

ь найдите в тексте антонимы к словам, данным на доске;

ь просмотрите список речевых формул; назовите ситуации, в которых они могут использоваться, и др.

ь подчеркните новые слова в предложении;

ь сгруппируйте выписанные из текста слова по частям речи;

Повторительные упражнения:

ь прочтите слова в списке;

ь повторяйте за диктором слова;

ь прочтите предложения, сформулируйте к нему общий вопрос и ответьте на вопрос, не глядя в текст;

ь прочтите предложения и поставьте в нему разнотипные специальные вопросы и др.;

Подстановочные и конструктивные упражнения:

ь заполните пропуски в подписях к рисункам словами из списка;

ь вставьте пропущенные в диалоге слова, пользуясь списком слов;

ь вставьте пропущенные предлоги, используя контекстуальную догадку;

ь исправьте ошибки в употреблении артиклей с подчеркнутыми словами;

ь к группам слов подберите из списка обобщающие слова и др.;

Трансформационные упражнения:

ь сократите предложения по образцу;

ь замените развёрнутые описания в предложениях одним словом;

ь преобразуйте прямую речь в косвенную;

ь замените в предложениях словосочетания отдельными словами;

ь трансформируйте монологическое высказывание в диалог;

ь замените в диалоге одну реплику или отдельные слова в ней;

ь замените в тексте местоимения существительными;

ь разверните монолог в диалог и др.;

Упражнения для активизации лексики в речи:

ь прослушайте диалог, составьте аналогичный на эту же тему;

ь перескажите диалог в монологической форме;

ь придумайте концовку рассказа;

ь закончите диалог;

ь ответьте на вопросы;

ь составьте монологические высказывания по теме и др.

Игры на английском языке можно использовать в начале или в конце урока, чтобы снять напряжение или в любое другое время по усмотрению учителя. Важно, чтобы работа приносила положительные эмоции и пользу, а, кроме того, служила стимулом в ситуации, когда интерес к языку начинает ослабевать.[3,c.54]

На уроке можно проводить игры со словами. Эта игра не требует сложных приспособлений. Для игры необходим лишь карандаш и бумага, а иногда можно обойтись и без них. Например, игра “Alphabet Dinner”. Первый играющий говорит: “Today I had for dinner some…” и называет что-либо съедобное, начинающееся с буквы «А» (apples). Второй ученик говорит:“Today I had for dinner some apples and bananas”, повторяя то, что сказал его товарищ, и называя слово на букву «В». И так далее, пока все ребята не выполнят все условия игры. Тот, кто не смог повторить все слова, сказанные до него учащимися, и назвать своё слово, выбывает из игры. Цель игры “Add a word” - составить рассказ таким образом, чтобы каждый играющий по очереди добавлял предыдущему одно слово. Один из учащихся называет слово, второй добавляет следующее, третий - ещё одно и т.д. пока не получится небольшой рассказ.[3,c.55]

Упражнения, обеспечивающие первичное закрепление лексики должны входить в общую систему упражнений, предназначенных для развития умений и навыков использования лексического материала в слушании, говорении, чтении и письме.

Для этих упражнений характерны следующие особенности:

1. Они должны составлять неотъемлемую часть объяснений;

2. новые лексические единицы следует предъявлять в знакомом лексическом окружении и на усвоенном грамматическом материале;

3. в упражнениях должны предусматриваться не только элементарные операции, но и сложные умственные действия, развивающие творческие возможности учащихся.

На начальном этапе первичное закрепление может носит игровой характер. Большое значение имеет узнавание нового слова в речи учителя. Для этого существует ряд приёмов, например:

1) Игра «Угадай» - учитель называет слово и показывает на предмет, который оно обозначает или не обозначает. Дети реагируют на это утверждение или отрицание;

2) Игра «Найди на картинке» - учитель называет слово. Ребёнок показывает на картинке обозначаемый этим словом предмет;

3) Игра «Что пропало?» - учитель показывает предметы, затем накрывает их, и один из предметов «исчезает», а дети должны назвать пропавший предмет.

Упражнения для подготовки к чтению направлены на выработку у школьников приёмов расширения потенциального словарного запаса за счёт вычленения знакомых элементов в новых словах, опоры на знания в родном и иностранном языках. Работа по расширению словаря способствует формированию познавательных способностей учащихся, творческого отношения к учению, к применению знаний и т.д. [4,c.135]

Глава II. Экспериментальная работа по совершенствованию лексической стороны английской речи у учащихся 8 классов

2.1 Сравнительный анализ УМК по английскому языку для 8 класса средней школы

Нами были проанализированы следующие УМК:

1) УМК по английскому языку “Happy English.ru” для 8 класса (авторы Кауфман М. и Кауфман К.);

2) УМК по английскому языку “Happy English” для 8 класса (автор Клементьева Т.Б.).

1) Учебно-методический комплект “Happy English.ru” для 8 класса предлагает линию учебников “Happy English.ru” для 5-11 классов, предназначенных для учащихся основной и средней школы. Курс состоит из 4-х частей: “Happy English.ru” для 5 класса, “Happy English.ru” для 6 класса, “Happy English.ru” для 7 класса, “Happy English.ru” для 8 класса.

Курс обучения по данному УМК обеспечивает необходимый и достаточный уровень коммуникативных умений учащихся, устной и письменной речи, их готовность и способность к речевому взаимодействию на английском языке в рамках обозначения тематики. Курс учитывает реальную ситуацию общеобразовательных школ. В этих условиях необходимо сохранить мотивацию учащихся на достаточно высоком уровне. Для этого авторы постарались:

а) сделать содержание курса нестандартным и привлекательным (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного страноведческого материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и т.п.);

б) обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разных уровней подготовки (подробные и доступные объяснения, повторяемость материала);

в) предоставить возможность построения индивидуальной траектории для отдельных учащихся при сохранении общего темпа прохождения курса (разноуровневые задания, творческие задания, проекты);

г) обеспечить повторение пройденного материала.

Данный УМК состоит из: учебника, книги для учителя, рабочих тетрадей 1, 2 с раздаточным материалом и аудиокассет 1,2.

В данном учебнике во внимании оказывается комплексная информационно-куммуникативная компетенция, учащимся предлагается 7 тематических разделов, объединенных единой смысловой направленностью. Общая тема «Я и мир информации вокруг меня».

Информационная компетенция гораздо шире по своему значению, чем коммуникативная компетенция. Она предполагает не только готовность и способность к речевому взаимодействию, но и умение отбирать и использовать нужные факты, мнения, суждения для решения профессиональной и коммуникативной задачи. Именно информационная компетенция является залогом успешной реализации в различных сферах общения. Чем раньше будут сформированы следующие умения, тем успешнее пройдет процесс обучения и социализации школьников:

- умение находить нужную информацию в различных источниках;

- находить необходимую информацию, выделяя главное и второстепенное;

- определять степень достоверности информации путем сравнения с другими источниками;

- эффективно использовать полученную информацию;

- сохранять информацию.

Особенностью построения является использование оригинальной сквозной сюжетной линии, которая связывает воедино все УМК данной серии. Сюжет построен таким образом, что Миша и его английские друзья путешествуют по России, Англии и США, а также регулярно обмениваются информацией об особенностях жизни и быта своих стран. Такой ход позволяет обеспечить постоянное сравнение культур.

Основной спецификой учебника является его социокультурная и воспитательная направленность. Все тематические серии имеют единую структуру, и уроки часто объединены попарно.

Важной позицией является то, что социокультурные знания и умения формируются сквозь призму восприятия британской и американской культуры гражданами России. Содержательная часть учебника отбиралась таким образом, чтобы обсуждаемые темы были интересны и актуальны, а задания соответствовали интеллектуальному уровню российского школьника.

В основе данного УМК лежат следующие принципы:

- сознательность в изучении языковых и речевых особенностей иностранного языка;

- посильность, что проявляется в строгом дозировании и поэтапности формирования навыков и умений;

- образовательная и воспитательная ценность содержания упражнений и заданий;

- социокультурная направленность;

- развитие коммуникативных умений;

- мыслительная активность учащихся в процессе;

- дифференциация и интеграция;

- многократность повторения;

- опора на родной язык;

- постоянная обратная связь.

2) УМК по английскому языку “Happy English.ru” для 8 класса (автор Т.Б.Клементьева) - это трехуровневый английский курс, созданный для средней школы. Он состоит из трех частей:

“Happy English-1” - это I уровень обучения для начинающих;

“Happy English.-2” - это II часть курса, специально предназначенная для детей 13-15 лет.

“Happy English” представляет языковые структуры в контексте языкового умения чтения, аудирования, говорения и письма, которые практикуются и развиваются через упражнения.

Игры, кроссворды, пазлы и истории способствуют развитию интереса к изучению языка и эффективному общению учащихся. Большое внимание уделяется словарю и языковой структуре. В конце каждого раздела есть контрольный тест.

Нами была проанализирована II часть курса “Happy English-2” (промежуточный). Эта часть состоит из книги для учащихся, книги для учителя, аудиокассеты, книги для чтения, грамматической игры «Лото», плакатов и видекассеты.

Книга для учащихся состоит:

- основной части, которая содержит введение, 9 разделов и заключение;

- остальной части книги, которая включает в себя фонетические опоры, грамматические опоры, приложение, аудитивные тексты, ответы.

Введение - это соединение “Happy English-1” и “Happy English-2”. Заключение в свою очередь связывает “Happy English-2” и “Happy English-3”.

Каждый раздел учебника начинается с тематической беседы. Затем представлен грамматический материал, практические задания и словарь. Главным героем является 13-летний русский мальчик Александр. Он приехал в Америку как ученик по обмену. Материал учебника представлен в форме диалогов, которые описывают жизнь мальчика: его пребывания в американской семье, посещение американских школ и общественных мест (музеи, галереи). Учащиеся представляют себя главными героями и обыгрывают диалоги. Каждый диалог заканчивается серией вопросов для обсуждения, фразовыми глаголами, мудрыми выражениями и речевым этикетом.

Каждый раздел имеет 9 секций:

1) Conversation practice

2) Grammar practice

3) Test yourself

4) Read and find out

5) Let's have fun

6) Listen and find out

7) Writing practice

8) How many words do you know

9) Revision test with self-assessment

Книга для учителя включает в себя:

- карту;

- введение;

- речевые упражнения;

- словарь;

- грамматические упражнения;

- упражнения на чтение, письмо, аудирование.

Книгу для учащегося и книгу для учителя сопровождает набор кассет. Материал, записанный носителями языка, представлен на кассете в том же порядке, что и в учебнике и книге для чтения.

Книга для чтения в свою очередь включает в себя отрывки из классической и современной английской и американской литературы и поэзии, а также информацию об Англии, Шотландии, Ирландии и Уэльсе.

Кроме того, книга для чтения содержит список общеупотребительных слов, где можно найти все новые слова с транскрипцией, встречающиеся в книге. Каждый текст сопровождается списком новых слов. Некоторые из них предназначены для активного использования, а другие - для понимания (такие слова отмечены *). Все тексты содержат отрывки для перевода.

Грамматическая игра «Лото», также включенная в комплект, предназначена для игры в парах и небольших группах. Плакаты размером 22х34 фокусируют внимание на словарь и грамматику, а видеокассеты изображают реальные события, представленные в книге.

УМК построен на следующих принципах:

1) Люди изучают язык более эффективно через активное решение проблем, самостоятельном изучении вещей или разговоры (беседы) о личном опыте;

2) Насколько возможно, изучающие язык должны быть подвержены общению.

С первого урока учитель должен учить своих детей общению на английском языке, а не только как произносить тот или иной звук; выполнять грамматические упражнения или выбирать правильные варианты ответа. Для того, чтобы осуществить все это, он должен посвящать большую часть урока для устной речевой деятельности. Основное содержание групповой работы - это практика речи;

3) Работа над формированием навыков и умений является необходимостью. Заключительной частью большинства упражнений должно быть мастерство и творчество (креативность). Цель каждого урока - это определенное продвижение вперед. Ученик должен чувствовать, что он чего-то достиг;

4) Учащиеся должны быть подвержены настоящему языку. Для этого им предлагается огромное количество текстов на английском языке.

Проанализировав и сравнив данные УМК, можно составить следующую таблицу.

Сравнительный анализ УМК по английскому языку для 8 класса средней общеобразовательной школы

Таблица№1

Параметры сравнения

УМК Клементьевой Т.Б.

УМК Кауфман М. и Кауфман К.

УМК состоит из

1) книга для учителя

2) книга для учащегося

3) книга для чтения

4) аудиокассеты

5) рабочая тетрадь

6) видеокассета

7) грамматическое лото

8) плакаты

1) книга для учителя

2) книга для учащегося с текстами для домашнего чтения по истории Англии

4) аудиокассеты

5) рабочие тетради с раздаточным материалом

Цель

Способствовать развитию интереса к изучению языка и эффективному общению учащихся

Обеспечить необходимый и достаточный уровень коммуникативных умений учащихся, развивать их готовность и способность к речевому взаимодействию

Принципы, лежащие в основе УМК

1) Эффективное изучение языка через активное решение проблем;

2) Создание оптимальных условий для общения;

3) Развитие коммуникативных навыков и умений;

4) Принцип лингвистической сознательности.

1) Сознательность в изучении языковых и речевых особенностей иностранного языка;

2) Посильность, которая проявляется в строгом дозировании и поэтапном формировании навыков и умений;

3) образовательная и воспитательная ценность содержания упражнений и заданий;

4) Социокультурная направленность;

5) Развитие коммуникативных умений;

6) Мыслительная активность учащихся;

7) Дифференциация и интеграция;

8) Многократность повторения;

9) Опора на родной язык;

10) Постоянная обратная связь.

Задачи

1) Расширение словарного запаса, кругозора учащихся;

2) Преподнесение английской речи в естественном содержании;

3) Практика языка в определенных темах;

4) Развитие языковых умений;

5) Использование информации для составления устных и письменных текстов.

1) Поиск нужной информации в различных источниках;

2) Отбор главной и второстепенной информации;

3) Определение степени достоверности информации путем сравнения;

4) Эффективное использование азал, что огромное внимание уделяется развитию лексических навыков и умений информации.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать