Совершенствование навыка чтения учащихся с задержкой психического развития
p align="left">ру - ро - ра - …, ву - во - ва - ..., ну - но - на - …. Кто отгадал - составляет слово.

11) Логопедическая работа с заданными кубиками. Если ребёнок путает ш - с, ж - з, зь - сь. Работаем так:

- пишем слова с "ш"

- пишем слова с "с"

- пишем чередуя через раз с "ш", с "с".

12) Загадки читаем. "Пишем" отгадки.

17. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения:

1) Развитие внимания к окончанию слова.

Вода, водный; белый, бельё; красно - красный - красивый.

2) Развитие внимания к корню слова

Чистота - частота

Девушка - дедушка

Булка - белка

3) Чтение многосложных и малоупотребительных слов.

Чтобы помочь детям прочитать слово безошибочно, оно делится на более лёгкие структуры: вместо нег о сначала предлагаются слова с тем же корнем:

Зелёный - зеленел - зазеленела

Бодрый - ободрился - приободрился

Сельское хозяйство - хозяйственный - сельскохозяйственной

4) Установочное чтение.

Приём взаимопроверки. Ученик читает по 1 - 2 строчки своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки, затем роли меняются. У детей воспитывается внимание к тексту.

5) Восприятие слов за определённое время. Детям предлагаю слова на карточках на определённое время они воссоздают их по памяти. Максимально записать в тетрадь. Проводим до чтения текста.

6) Чтение слов, начинающихся с одной приставки, но имеющих разные корни и наоборот: спел, съехал, сделал, считал, списал;

спел, запел, пропел, допел, напел.

7) Чтение слов, начинающихся с одного и того же стечения согласных:

прямо

правда

пряди

правило

пряник

прадед

пряха

праведник

пряжа

праздник

18. Упражнение, развивающие оперативное поле зрения и память.

1) Схема - на листе формата А4. Учащиеся смотрит на точку в центре, и читают слоги.

С А

С О

С У

С Ы

С И

2) "Пирамида". Фиксируем взгляд на буквах центральной линии, распознаём одновременно и буквы, расположенные в расходящихся рядах.

Х П О

М Я Ч

С М И

Т А Б

Ф Ы В

А П Р

3) Игра "Весёлый фотограф". Работа со складовыми картинками (Зайцев Н.А.). учитель быстро показывает слово на карточке. Дети "фотографируют и называют. Кто правильно - того картинка. Команда - "Выходи! ". ударный склад - чёрный.

19. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух.

1) Упражнение "Угадай". Для развития смысловой догадки (антиципационного восприятия текста).

Варианты:

а) Карточки с предложениями

б) С текстами

а) Мы с папой сегод … (-ня) пош … (-ли) в ки… (-но).

б) Око… нашей дерев… есть небольш… лесок. Летом ребя… собирают там яго…. За грибами мы ход… в боль… лес за рек… . Там живёт лес…. Хоро… отдохнуть в его лесн… домике.

Проверка - после чтения.

2) Упражнение "Буксир". Учитель читает вслух, дети - про себя. Проверка внимания: 1) внезапная остановка, дети должны указать последнее слово;

3) Чтение с ошибкой. Учитель заменяет какое-то слово близким по значению и грамматической форме. Дети поднимают руки и исправляют.

4) Антиципация частей поговорок.

Сделал дело - … гуляй смело.

Тише едешь - … дальше будешь.

Дал слово - … держи.

5) Антиципация частей предложений.

Он сам во всём … - виновен.

Дверь была … - открыта, закрыта.

Солнце уже … - взошло, зашло.

Весь день шёл … - дождь, снег.

6) Антиципация частей диалога.

- Одолжи мне тонкую тетрадь. (Возьми, пожалуйста.)

- Спасибо, я тебе отдам. (А где ты её купил?)

- На углу напротив школы.

7) Антиципация связного текста, в котором пропущены слова.

20. Упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи. (Для выработки у детей навыка использования различных частей речи. Лексический материал подбираю к изучаемому произведению).

1) Измени слова по образцу:

Кленовые листья - листья клёна

Городские улицы - …

Сосновый запах - …

Сделан из камня - каменный

Сделан из бумаги - …

Сделан из соломы - …

Разговор по телефону - телефонный разговор

Плата за квартиру - …

Сок берёзы - …

Полотенце для кухни - …

Ранить - раненый солдат

Услышать - …

Раскрыть - …

Крик журавлей - журавли кричат

Стук дятлов - …

Писк мышат - …

Они кричат - я кричу

Они молчат - …

Они стучат - …

Надо чистить - я чищу

Надо искать - …

Надо читать - …

2) Закончите слова в стихотворении:

Нарядился бык утёнк…,

Медвежонок жеребёнк…,

И т.д.

3) Кто больше подберёт слов - предметов к словам - признакам:

Целебная …,

Серьёзная …

21. Чтение в парах сменного состава по карточкам.

22. Чтение за диктором.

23. Чтение парами, цепочкой, по рядам и тп.

24. Эхо - чтение

25. Упражнение игра в прятки

3). Цель и задачи проекта.

Цель проекта:

Повышение уровня сформированности навыка чтения в соответствие с уровнем, заданным Программой.

Задачи проекта:

1) Повысит скорость и одновременно качество чтения;

2) Развивать речь учащихся;

3) Расширить, углубить, упорядочить читательский кругозор детей.

4). Модельное описание проектного продукта как образа "потребного будущего".

Модель комплексного подхода к совершенствованию навыка чтения у детей с ЗПР.

План реализации поставленной цели:

1. Определение объекта и предмета проектирования. (Объект - процесс обучения чтению в классе для детей ЗПР. Предмет проектирования - совершенствование навыка чтения младших школьников с ЗПР различного генеза)

2. Постановка цели и задач проектирования. (Цель - выявление условий, влияющих на эффективное использование приёмов по совершенствованию навыка чтения детей с ЗПР, разработка системы упражнений по совершенствованию навыка чтения детей данной категории.)

Задачи:

(i) Изучить литературу по совершенствованию навыка чтения.

(ii) Проанализировать особенности чтения детей с ЗПР различного генеза.

(iii) Разработать систему упражнений, направленных на совершенствование навыка чтения у младших школьников.

(iv) Экспериментально апробировать систему упражнений по совершенствованию навыка чтения.

(v) Провести сравнительный анализ по выявлению уровня овладения навыком чтения учащимися.

3. Выбор методов проектирования.

а) изучение литературы;

б) анализ программ;

в) проведение проверки техники чтения, анализ и сравнение полученных результатов;

г) проектирование условий эффективного формирования навыка чтения;

д) обобщение результатов.

4. Моделирование процесса совершенствования навыка чтения.

5. Разработка комплексной системы упражнений по совершенствованию навыка чтения и программы проектирования.

6. Прогнозирование ожидаемых результатов.

III. Стратегия и тактика проектных действий (этапы проектирования и проектные мероприятия)

Срок реализации проекта: один год.

1 этап: информационно-аналитический

Сроки

Мероприятие

Ответственные

Июнь - август

Теоретическое исследование проблемы совершенствования навыка чтения.

Учитель

Сентябрь

Выявление трудностей в овладении навыком чтения учащимися с ЗПР (диагностики, замеры, анкетирование)

Учитель, психолог, логопед.

2 этап: проектировочный

Сентябрь

Разработка системы упражнений, направленных на совершенствование навыка чтения у младших школьников с ЗПР.

Учитель

сентябрь

Планирование внеурочной работы с детской книгой (литературные викторины и др.), в том числе работа с районной детской библиотекой.

Учитель, ЦДБ

сентябрь

Планирование разъяснительной работы с родителями, которым даются рекомендации, как они могут помогать детям в совершенствовании навыка чтения.

Учитель

3 этап: внедренческий

В течение года

Апробация системы упражнений по совершенствованию навыка чтения.

Учитель

В течение года

Внеурочная работа с детской книгой.

Учитель, вожатая, ЦДБ.

В течение года

Организация книжных выставок.

Учитель

В течение года

Разъяснительная работа с родителями.

Учитель

4 этап: аналитико-диагностический

В течение года

Входная и выходная, промежуточные диагностики уровня сформированности навыка чтения (на начало года, по итогам 2, 3 четвертей, конец года).

Учитель

Январь

Защита педагогического проекта с компьютерной презентацией.

Учитель

Май

Анализ и обобщение полученных данных в ходе проектирования

Учитель

IV. Ожидаемые результаты и способы их оценки

- для учащихся;

- для профессионального педагогического сообщества;

- для ближайшего социального окружения и т.п.

Ожидаемые результаты

Диагностический инструментарий

- для учащихся:

Повышение качества навыка чтения у учащихся

Проверка техники чтения по следующим параметрам:

- сознательность,

-правильность,

-беглость,

-выразительность.

Расширение читательского кругозора у детей

Опрос о читаемых книгах, наблюдения за детьми.

- для профессионального педагогического сообщества:

Создание комплексной эффективной системы упражнений по совершенствованию техники чтения у младших школьников с ЗПР, способствующей предупреждению и коррекции трудностей, может успешно применяться в классах КРС и учителями, занимающимися с детьми с отклонениями в развитии.

Анкеты для ознакомившихся с системой упражнений педагогов.

- для ближайшего социального окружения

Понижение уровня тревожности у детей. Повышение активности, решительности. Направленность не на себя …. Т.к. повышение успешности обучения по всем предметам.

Методика Айзенка (изучение индивидуально-психологических черт личности).

Изучение самооценки тревожности.

Наблюдения за учащимися, отзывы родителей.

Таблица 2. Диагностика уровня навыка чтения к началу учебного года и по итогам II четверти во 2 классе (сентябрь, декабрь, 2009 - 2010 учебный год).

Учащиеся овладели:

Количество учащихся

Сентябрь

Декабрь

Сознательным чтением

3 чел. (27 %)

6 чел. (54 %)

Навыком правильного слогового чтения

-- (0%)

3 чел (27 %)

с элементами чтения целыми словами

2 чел. (18 %)

6 чел. (54 %)

Темпом чтения, соответствующим программным требованиям

9 чел. (82 %)

10 чел. (90 %)

В том числе:

- выше нормы

- в пределах нормы

- ниже нормы

5 чел.(45 %)

4 чел. (37 %)

2 чел. (18 %)

7 чел. (63 %)

3 чел. (27 %)

1 чел. (9 %)

Средняя скорость выросла с 23 слов в минуту до 34 слов в минуту.

V. Ресурсная база проекта:

~ Кадровые ресурсы;

~ Информационные ресурсы;

~ Материально-технические ресурсы;

~ Программно-методические ресурсы;

~ Взаимодействие с методистами РУО, завучем школы, городским и школьным методическими объединениями, психологом, логопедом;

~ Помощь родителей, учащихся;

~ Использование услуг и сервисов сети Интернет;

~ Использование дидактического материала по совершенствованию навыка чтения, программ, методической литературы.

VI. Возможные риски проекта и способы их преодоления

Сниженная учебная мотивация детей с ЗПР, слабый интерес к чтению.

Поощрение учащихся за любой видимый успех, создание ситуаций для проявления детьми успехов, когда ребёнок прилагает доступные ему усилия.

Бедность познавательных интересов у школьников с ЗПР.

Учёт общих интересов детей, когда предлагаем им материал, книги для чтения.

Отсутствие понимания со стороны родителей, цели совершенствования навыка чтения у второклассников

Разъяснительная работа с родителями, которым даются рекомендации, как они могут помогать учителю и детям.

VII. Необходимая поддержка проекта

Для реализации проекта необходима поддержка методистов РУО, завуча школы, городского и школьного методических объединений, психолога, логопеда, помощь родителей учащихся.

Используемая литература

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Книга для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1991.

2. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. - М., 1953

3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М., 1991

4. Ионова Е.Н. Учить читать трудно, а переучивать ещё труднее // Нач. школа. - 2000. - №2.

5. Кубики Зайцева. Комплект для дома, группы, класса. Учебное пособие. 6-е издание. - СПб., 2007.

6. Локалова Н.П. как помочь слабоуспевающему школьнику, психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников. - Изд. 4-е, переработанное и дополненное - М.: "Ось-89", 2007.

7. Львов М.Р. Словарь - справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1988

8. Методика обучения чтению. Учебно - методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений./ Сост. Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

9. Программно - методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение / сост. С.Г. Шевченко. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999.

10. Сеть Интернет.

11. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития: Пособие для учителя - М.: изд. н/о "Компекс - центр", 1994.

12. Чтение. 2 класс: коррекционно - развивающие занятия / авт. - сост. Л.И. Рудченко. - Волгоград: Учитель, 2007.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать