11) Логопедическая работа с заданными кубиками. Если ребёнок путает ш - с, ж - з, зь - сь. Работаем так:
- пишем слова с "ш"
- пишем слова с "с"
- пишем чередуя через раз с "ш", с "с".
12) Загадки читаем. "Пишем" отгадки.
17. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения:
1) Развитие внимания к окончанию слова.
Вода, водный; белый, бельё; красно - красный - красивый.
2) Развитие внимания к корню слова
Чистота - частота
Девушка - дедушка
Булка - белка
3) Чтение многосложных и малоупотребительных слов.
Чтобы помочь детям прочитать слово безошибочно, оно делится на более лёгкие структуры: вместо нег о сначала предлагаются слова с тем же корнем:
Зелёный - зеленел - зазеленела
Бодрый - ободрился - приободрился
Сельское хозяйство - хозяйственный - сельскохозяйственной
4) Установочное чтение.
Приём взаимопроверки. Ученик читает по 1 - 2 строчки своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки, затем роли меняются. У детей воспитывается внимание к тексту.
5) Восприятие слов за определённое время. Детям предлагаю слова на карточках на определённое время они воссоздают их по памяти. Максимально записать в тетрадь. Проводим до чтения текста.
6) Чтение слов, начинающихся с одной приставки, но имеющих разные корни и наоборот: спел, съехал, сделал, считал, списал;
спел, запел, пропел, допел, напел.
7) Чтение слов, начинающихся с одного и того же стечения согласных:
прямо | правда | |
пряди | правило | |
пряник | прадед | |
пряха | праведник | |
пряжа | праздник | |
18. Упражнение, развивающие оперативное поле зрения и память.
1) Схема - на листе формата А4. Учащиеся смотрит на точку в центре, и читают слоги.
С А
С О
С У
С Ы
С И
2) "Пирамида". Фиксируем взгляд на буквах центральной линии, распознаём одновременно и буквы, расположенные в расходящихся рядах.
Х П О
М Я Ч
С М И
Т А Б
Ф Ы В
А П Р
3) Игра "Весёлый фотограф". Работа со складовыми картинками (Зайцев Н.А.). учитель быстро показывает слово на карточке. Дети "фотографируют и называют. Кто правильно - того картинка. Команда - "Выходи! ". ударный склад - чёрный.
19. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух.
1) Упражнение "Угадай". Для развития смысловой догадки (антиципационного восприятия текста).
Варианты:
а) Карточки с предложениями | б) С текстами | |
а) Мы с папой сегод … (-ня) пош … (-ли) в ки… (-но). | б) Око… нашей дерев… есть небольш… лесок. Летом ребя… собирают там яго…. За грибами мы ход… в боль… лес за рек… . Там живёт лес…. Хоро… отдохнуть в его лесн… домике. |
Проверка - после чтения.
2) Упражнение "Буксир". Учитель читает вслух, дети - про себя. Проверка внимания: 1) внезапная остановка, дети должны указать последнее слово;
3) Чтение с ошибкой. Учитель заменяет какое-то слово близким по значению и грамматической форме. Дети поднимают руки и исправляют.
4) Антиципация частей поговорок.
Сделал дело - … гуляй смело.
Тише едешь - … дальше будешь.
Дал слово - … держи.
5) Антиципация частей предложений.
Он сам во всём … - виновен.
Дверь была … - открыта, закрыта.
Солнце уже … - взошло, зашло.
Весь день шёл … - дождь, снег.
6) Антиципация частей диалога.
- Одолжи мне тонкую тетрадь. (Возьми, пожалуйста.)
- Спасибо, я тебе отдам. (А где ты её купил?)
- На углу напротив школы.
7) Антиципация связного текста, в котором пропущены слова.
20. Упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи. (Для выработки у детей навыка использования различных частей речи. Лексический материал подбираю к изучаемому произведению).
1) Измени слова по образцу:
Кленовые листья - листья клёна
Городские улицы - …
Сосновый запах - …
Сделан из камня - каменный
Сделан из бумаги - …
Сделан из соломы - …
Разговор по телефону - телефонный разговор
Плата за квартиру - …
Сок берёзы - …
Полотенце для кухни - …
Ранить - раненый солдат
Услышать - …
Раскрыть - …
Крик журавлей - журавли кричат
Стук дятлов - …
Писк мышат - …
Они кричат - я кричу
Они молчат - …
Они стучат - …
Надо чистить - я чищу
Надо искать - …
Надо читать - …
2) Закончите слова в стихотворении:
Нарядился бык утёнк…,
Медвежонок жеребёнк…,
И т.д.
3) Кто больше подберёт слов - предметов к словам - признакам:
Целебная …,
Серьёзная …
21. Чтение в парах сменного состава по карточкам.
22. Чтение за диктором.
23. Чтение парами, цепочкой, по рядам и тп.
24. Эхо - чтение
25. Упражнение игра в прятки
3). Цель и задачи проекта.
Цель проекта:
Повышение уровня сформированности навыка чтения в соответствие с уровнем, заданным Программой.
Задачи проекта:
1) Повысит скорость и одновременно качество чтения;
2) Развивать речь учащихся;
3) Расширить, углубить, упорядочить читательский кругозор детей.
4). Модельное описание проектного продукта как образа "потребного будущего".
Модель комплексного подхода к совершенствованию навыка чтения у детей с ЗПР.
План реализации поставленной цели:
1. Определение объекта и предмета проектирования. (Объект - процесс обучения чтению в классе для детей ЗПР. Предмет проектирования - совершенствование навыка чтения младших школьников с ЗПР различного генеза)
2. Постановка цели и задач проектирования. (Цель - выявление условий, влияющих на эффективное использование приёмов по совершенствованию навыка чтения детей с ЗПР, разработка системы упражнений по совершенствованию навыка чтения детей данной категории.)
Задачи:
(i) Изучить литературу по совершенствованию навыка чтения.
(ii) Проанализировать особенности чтения детей с ЗПР различного генеза.
(iii) Разработать систему упражнений, направленных на совершенствование навыка чтения у младших школьников.
(iv) Экспериментально апробировать систему упражнений по совершенствованию навыка чтения.
(v) Провести сравнительный анализ по выявлению уровня овладения навыком чтения учащимися.
3. Выбор методов проектирования.
а) изучение литературы;
б) анализ программ;
в) проведение проверки техники чтения, анализ и сравнение полученных результатов;
г) проектирование условий эффективного формирования навыка чтения;
д) обобщение результатов.
4. Моделирование процесса совершенствования навыка чтения.
5. Разработка комплексной системы упражнений по совершенствованию навыка чтения и программы проектирования.
6. Прогнозирование ожидаемых результатов.
III. Стратегия и тактика проектных действий (этапы проектирования и проектные мероприятия)
Срок реализации проекта: один год.
1 этап: информационно-аналитический | |||
Сроки | Мероприятие | Ответственные | |
Июнь - август | Теоретическое исследование проблемы совершенствования навыка чтения. | Учитель | |
Сентябрь | Выявление трудностей в овладении навыком чтения учащимися с ЗПР (диагностики, замеры, анкетирование) | Учитель, психолог, логопед. | |
2 этап: проектировочный | |||
Сентябрь | Разработка системы упражнений, направленных на совершенствование навыка чтения у младших школьников с ЗПР. | Учитель | |
сентябрь | Планирование внеурочной работы с детской книгой (литературные викторины и др.), в том числе работа с районной детской библиотекой. | Учитель, ЦДБ | |
сентябрь | Планирование разъяснительной работы с родителями, которым даются рекомендации, как они могут помогать детям в совершенствовании навыка чтения. | Учитель | |
3 этап: внедренческий | |||
В течение года | Апробация системы упражнений по совершенствованию навыка чтения. | Учитель | |
В течение года | Внеурочная работа с детской книгой. | Учитель, вожатая, ЦДБ. | |
В течение года | Организация книжных выставок. | Учитель | |
В течение года | Разъяснительная работа с родителями. | Учитель | |
4 этап: аналитико-диагностический | |||
В течение года | Входная и выходная, промежуточные диагностики уровня сформированности навыка чтения (на начало года, по итогам 2, 3 четвертей, конец года). | Учитель | |
Январь | Защита педагогического проекта с компьютерной презентацией. | Учитель | |
Май | Анализ и обобщение полученных данных в ходе проектирования | Учитель |
IV. Ожидаемые результаты и способы их оценки
- для учащихся;
- для профессионального педагогического сообщества;
- для ближайшего социального окружения и т.п.
Ожидаемые результаты | Диагностический инструментарий | |
- для учащихся: | ||
Повышение качества навыка чтения у учащихся | Проверка техники чтения по следующим параметрам: - сознательность, -правильность, -беглость, -выразительность. | |
Расширение читательского кругозора у детей | Опрос о читаемых книгах, наблюдения за детьми. | |
- для профессионального педагогического сообщества: | ||
Создание комплексной эффективной системы упражнений по совершенствованию техники чтения у младших школьников с ЗПР, способствующей предупреждению и коррекции трудностей, может успешно применяться в классах КРС и учителями, занимающимися с детьми с отклонениями в развитии. | Анкеты для ознакомившихся с системой упражнений педагогов. | |
- для ближайшего социального окружения | ||
Понижение уровня тревожности у детей. Повышение активности, решительности. Направленность не на себя …. Т.к. повышение успешности обучения по всем предметам. | Методика Айзенка (изучение индивидуально-психологических черт личности). Изучение самооценки тревожности. Наблюдения за учащимися, отзывы родителей. |
Таблица 2. Диагностика уровня навыка чтения к началу учебного года и по итогам II четверти во 2 классе (сентябрь, декабрь, 2009 - 2010 учебный год).
Учащиеся овладели: | Количество учащихся | ||
Сентябрь | Декабрь | ||
Сознательным чтением | 3 чел. (27 %) | 6 чел. (54 %) | |
Навыком правильного слогового чтения | -- (0%) | 3 чел (27 %) | |
с элементами чтения целыми словами | 2 чел. (18 %) | 6 чел. (54 %) | |
Темпом чтения, соответствующим программным требованиям | 9 чел. (82 %) | 10 чел. (90 %) | |
В том числе: - выше нормы - в пределах нормы - ниже нормы | 5 чел.(45 %) 4 чел. (37 %) 2 чел. (18 %) | 7 чел. (63 %) 3 чел. (27 %) 1 чел. (9 %) |
Средняя скорость выросла с 23 слов в минуту до 34 слов в минуту.
V. Ресурсная база проекта:
~ Кадровые ресурсы;
~ Информационные ресурсы;
~ Материально-технические ресурсы;
~ Программно-методические ресурсы;
~ Взаимодействие с методистами РУО, завучем школы, городским и школьным методическими объединениями, психологом, логопедом;
~ Помощь родителей, учащихся;
~ Использование услуг и сервисов сети Интернет;
~ Использование дидактического материала по совершенствованию навыка чтения, программ, методической литературы.
VI. Возможные риски проекта и способы их преодоления
Сниженная учебная мотивация детей с ЗПР, слабый интерес к чтению. | Поощрение учащихся за любой видимый успех, создание ситуаций для проявления детьми успехов, когда ребёнок прилагает доступные ему усилия. | |
Бедность познавательных интересов у школьников с ЗПР. | Учёт общих интересов детей, когда предлагаем им материал, книги для чтения. | |
Отсутствие понимания со стороны родителей, цели совершенствования навыка чтения у второклассников | Разъяснительная работа с родителями, которым даются рекомендации, как они могут помогать учителю и детям. |
VII. Необходимая поддержка проекта
Для реализации проекта необходима поддержка методистов РУО, завуча школы, городского и школьного методических объединений, психолога, логопеда, помощь родителей учащихся.
Используемая литература
1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Книга для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1991.
2. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. - М., 1953
3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М., 1991
4. Ионова Е.Н. Учить читать трудно, а переучивать ещё труднее // Нач. школа. - 2000. - №2.
5. Кубики Зайцева. Комплект для дома, группы, класса. Учебное пособие. 6-е издание. - СПб., 2007.
6. Локалова Н.П. как помочь слабоуспевающему школьнику, психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников. - Изд. 4-е, переработанное и дополненное - М.: "Ось-89", 2007.
7. Львов М.Р. Словарь - справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1988
8. Методика обучения чтению. Учебно - методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений./ Сост. Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
9. Программно - методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение / сост. С.Г. Шевченко. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999.
10. Сеть Интернет.
11. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития: Пособие для учителя - М.: изд. н/о "Компекс - центр", 1994.
12. Чтение. 2 класс: коррекционно - развивающие занятия / авт. - сост. Л.И. Рудченко. - Волгоград: Учитель, 2007.
Страницы: 1, 2