Содержание и организация образовательного процесса как фактор сохранения здоровья младших школьников
p align="left">К достоинствам развивающего обучения относят хорошее развитие интеллектуальных умений учащихся, самостоятельность мышления, навыков коммуникации, способности решать жизненные проблемы. К недостаткам - недостаточное развитие эмоционально-чувственной сферы, так как в учебно-воспитательном процессе преобладает рационализация, кроме того, предметные умения и навыки сформированы хуже, чем в традиционном обучении, однако, здесь может наблюдаться другое, более высокое качество умений.

В тех же случаях, когда процесс воспитания и образования идет по личностно-ориентированному типу, учащийся развивается как сильная свободная, ответственная, уникальная личность. При данном типе образования обеспечивается чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (что обеспечивает психологическое здоровье), отличается способность решать жизненные проблемы с наибольшим пониманием других людей. Отличая недостатки личностно-ориентированного типа образования, необходимо заменить, что личность в данном случае не является комфортной, так как указанное свойство личности оказывается несовместимо с принципами самореализации, на которых основана педагогика сотрудничества. Также, в качестве недостатков отличается то, что знания, умения, навыки, интеллектуальные умения учащихся могут быть хуже, чем при традиционном и развивающем обучении (24).

В настоящее время большое значение придается гуманизации и гуманитаризации учебной деятельности. Педагоги приобрели свободу творчества, существенно усилились демократические черты в управлении народным образованием. Вместе с ним, в практической реализации педагогических технологий с гуманистической ориентацией возникли серьезные трудности.

Прежде всего, это связано с тем, что большинство преподавателей и руководителей образовательных учреждений психологически не подготовлены к восприятию и, как результат годами утвердившейся административной и авторитарной педагогики с доминированием в ней социально-ориентированных целей, не могут отказаться от прежних методов и приемов педагогической работы.

Большинство современных школ ориентировано на традиционный вариант образования, при котором система обучения делает упор не на основную функцию человеческого мозга - мышление, а на вторичную - память. Но память имеет свои пределы, которые зачастую очень индивидуальны. Отдельные школы при реализации учебно-воспитательного процесса, в начальных классах ориентируются на развивающий вариант образования, который в большей степени учитывает индивидуальные особенности занимающихся, способствует развитию мышления младших школьников, что, на наш взгляд, может определять динамику умственной и физической работоспособности учащихся.

1.2. ПОНЯТИЕ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Одним из функциональных показателей психики является работоспособность. Умственная работоспособность в каждый отрезок времени наиболее адекватно отражает функциональное состояние учащихся, их возможности в овладении учебными предметами.

Работоспособности свойственна цикличность изменений в течении суток, по дням недели и сезонам года. У большинства людей, придерживающихся распорядка дня, в вечерние часы в нервных клетках коры головного мозга все интенсивнее нарастает торможение, и работа в эти часы оказывается непродуктивной.

Сразу после гигиенически полноценного ночного сна умственная и физическая работоспособность людей находится на относительно низком уровне. С включением в учебную, трудовую деятельность все показатели физиологических систем возрастают, и работоспособность повышается. Затем, достигнув оптимума, держится на относительно высоком уровне более или менее длительное время. После этого начинается сначала плавное падение работоспособности, далее резкое, скачкообразное ухудшение показателей (3).

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность школьников претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, четверти, учебного года.

Учебный день школьники, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивности учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.

Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние школьников характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.

Третий период - период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.

В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которая перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).

При дальнейшем продолжении работы в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности. В результате - снижение работоспособности и угасание рабочей доминанты (2).

Учебный день школьника кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий.

Динамика умственной работоспособности в учебном недельном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва" (14).

Типичная кривая работоспособности может изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождаемого работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в соревнованиях, подготовка к внеклассным мероприятиям и т.п. (7).

В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности. В конце четверти, когда школьники готовятся и выполняют контрольные работы, работоспособность начинает снижаться. В период каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождался активным использованием средств физической культуры и спорта - наблюдается повышение работоспособности.

Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшее изменение работоспособности характеризуется устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в предыдущей четверти. В конце четверти наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. По окончании учебного года к концу последней четверти снижение работоспособности выражено резче, чем в первой. Процесс восстановления отмечается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления (18).

При оценке умственной работоспособности у учащихся нельзя не учитывать, кроме физиологической основы, их психические особенности и мотивации, так как они, тесно переплетаясь, определяют тот уровень достигнутых результатов, по которым можно судить о степени работоспособности. Определенный ее уровень, может быть, достигнут с разной степенью напряжения физиологических систем, то есть неодинаковой физиологической ценой. Основным критерием служит мера достигнутых результатов, продуктивности деятельности. Низкая работоспособность и развивающееся утомление в процессе учебной деятельности указывает на напряжение, развивающееся в организме. И прежде всего - это перенапряжение нервных процессов или их подвижности, что приводит к изменениям высшей нервной деятельности.

Существуют определенные гигиенические требования к организации учебного процесса, соблюдение которых приводит к более медленному развитию утомления и переутомления. Критерием соблюдения этих требований во время урока является скорость развития утомления, которое определяется изменением умственной работоспособности. Чем быстрее развивается утомление, тем меньше умственная работоспособность (28).

Таким образом, учеба оказывает большое влияние на работоспособность и утомляемость школьников. Однако это влияние можно уменьшить при использовании средств физической культуры и спорта и, главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий.

регулярные занятия разнообразными физическими упражнениями в учебном процессе дают организму дополнительный запас прочности, повышая устойчивость организма к разнообразным факторам внешней среды. Физическая культура и спорт в учебном процессе используются как средство активного развития индивидуально значимых качеств, они используются как средство достижения физического совершенствования, социального становления.

Для большинства детей учеба в школе связана со значительным снижением физической нагрузки и возрастанием роли внимания, точности движений, быстроты реакции. Сочетание физической растренированности организма и повышение нервно-эмоционального напряжения организма приводит к преждевременной усталости, ошибкам.

Физическую работоспособность связывают с определенным объемом мышечной деятельности, которая может быть выполнена без снижения заданного уровня функционирования организма. При недостаточном уровне физической активности наступает атрофия мышц, что неизбежно влечет за собой множество болезней.

Физическая работоспособность понятие комплексное и определяется следующими факторами:

морфофункциональным состоянием органов и систем человека;

психическим статусом, мотивацией и т.д.

Заключение о величине физической работоспособности можно составить только на основе комплексной оценки. На практике физическая работоспособность определяется с помощью функциональных проб. Количественное определение работоспособности имеет большое значение при организации процесса физического воспитания и учебно-тренировочной работе, при разработке двигательных режимов для тренировок, лечения и реабилитации больных, при определении степени утраты трудоспособности и т.д.

Рассматривая физические упражнения как одно из основных средств оптимизации двигательной активности, следует признать, что на современном этапе реальная физическая активность населения не отвечает возросшим социальным запросам физкультурного движения и не гарантирует эффективного повышения физического состояния населения.

В связи с разработкой темы исследования, мы считаем необходимым рассмотреть в работе понятие утомления. Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы.

Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем. Так, нарушается обмен веществ в периферическом нервно-мышечном аппарате, угнетается активность ферментативных систем, понижается возбудимость и проводимость сигналов, происходят биохимические и биофизические изменения рецептивных и сократительных элементов структуры мышц. В ЦНС наблюдается снижение возбудимости и ослабление возбуждения нервных центров из-за мощной проприоцептивной импульсации. В эндокринной системе наблюдается либо гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе.

Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Ухудшается кислород-транспортная функция крови.

Таким образом, утомление является сложным физиологически процессом, начинающимся в высших отделах нервной системы и распространяющимся на другие системы организма.

Различают объективные и субъективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость - сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры головного мозга. К чувствам, связанным с усталостью, можно отнести: чувство голода, жажды, боли и т.д. Невнимательное отношение к чувству усталости, которое заложено в особенностях умственного труда, приводит к переутомлению и перенапряжению.

Переутомление - это крайняя степень утомления, находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывает неправильный образ жизни, недостаточный сон, неправильный режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки а методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранным торможением, то можно говорить о переутомлении. При рациональном распределении умственного и физического труда можно добиться высокой производительности труда и сохранить работоспособность.

При длительном умственном труде, как и при неправильно поставленном учебно-тренировочном процессе, при нагрузках, превышающих возможности организма, может возникнуть ряд осложнений, таких как перенапряжение и перетренированность.

Перенапряжение - это не только физиологическое, психологическое и биохимическое, но и социальное явление. Перенапряжение центральной нервной системы, вызывающее упадок сил, может привести к поражению внутренних органов.

Перетренированность - это состояние, при котором в качестве ведущего признака выступает ЦНС, то есть невроз. Человек при этом становится раздражительным, обидчивым, у него нарушается сон, аппетит, ухудшается координация движений, изменяется сердечный ритм, повышается кровяное давление.

Использование чрезмерных физических и психических нагрузок, несоблюдение режима дня и питания могут приводить к различным заболеваниям.

Одной из наиболее неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. В условиях ограниченной двигательной активности изменение сердечной деятельности, возникающее под влиянием интеллектуального напряженного труда, сохраняется дольше, чем в условиях нормальной двигательной активности. Напряженная умственная работа сопровождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц, не имеющих прямого отношения к выполнению умственной работы. Одновременно с повышением активности скелетных мышц отмечается у большинства людей повышение активности внутренних органов - усиливается дыхание и сердечная деятельность, повышается артериальное давление, затормаживаются функции пищеварительных органов.

Больше всего при умственной работе изменяются психические функции человека - внимание и память. Уставший человек плохо концентрирует внимание. Длительное выполнение учебной нагрузки усиливает утомление и может вызвать ряд неблагоприятных сдвигов в организме.

Многочисленные исследования показывают, что физическая культура и спорт могут оказывать исключительно эффективное влияние на факторы работоспособности и повышать противодействие преждевременному наступлению утомления. Для повышения работоспособности в течении учебного дня целесообразно использовать так называемые малые формы физического воспитания - физкультурные паузы, физкультурные минутки - то есть выполнение физических упражнений в перерывах между занятиями.

1.3. ВЛИЯНИЕ УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК НА ИЗМЕНЕНИЕ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, и особенно, детского организма. В настоящее время установлено, что здоровье определяется не только отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей (1).

По данным статистики, в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья людей: рост смертности в младенчестве, увеличение хронических заболеваний в школьном возрасте, сокращение числа здоровых выпускников по окончанию школы (15).

Несмотря на успехи в охране и укреплении здоровья детей, сегодня среди них значительно распространены различные хронические заболевания и функциональные нарушения. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья учащихся начальных классов, особенно начинающих обучение с шести лет. У детей, поступающих в первый класс, уже отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья - от функциональных расстройств до хронических заболеваний. Исследования показывают также, что в заболеваемости школьников преобладают болезни опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, зрения, нервно-психические расстройства (4).

Из совокупности факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья школьников, наиболее выделяются те, которое связаны с содержанием и организацией учебно-воспитательного процесса (30).

Изменчивость функциональных систем организма ребенка обеспечивает успешную адаптацию его к множеству воздействующих на него факторов внешней среды. Однако незавершенность развития физиологических функций и регуляторных механизмов детей, часто обусловливают неадекватное реагирование на экстремальные и продолжительные воздействия: чрезмерные учебные нагрузки, недостаточная двигательная активность в режиме дня и др. приводят к функциональным отклонениям в состоянии здоровья. Особенно влияет на здоровье детей нарастающий дефицит времени, отведенный на усвоение чрезмерно большого объема информации (13).

Учеба - тяжелый и универсальный труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся. В процессе обучения основное напряжение испытывает нервно-психическая сфера человека, его гормонально активные системы, в рефлекторные изменения вовлекаются дыхание и сердечно-сосудистая системы. При неправильной организации учебного процесса снижаются защитные и адаптивные возможности организма, отмечается рост психоневрологических отклонений (18).

Учебная нагрузка школьников определяется действующим учебным планом и программами. Вместе с тем, значительная продолжительность самостоятельных учебных занятий часто обусловлена не только большим объемом программных заданий, но и отсутствием у учащихся умения правильно организовывать свою деятельность. на данное обстоятельство указывают физиолого-гигиенические исследования и аналитическая справка по материалам республиканского исследования отмечая, что формированию у детей умения правильно работать с первого ода поступления в школу недостаточно уделяют внимания (21). Возникновению утомления способствует и такой компонент, как позное напряжение: дети вынуждены проводить за учебным столом треть суток.

Охрана здоровья детей требует строгого нормирования различных видов их деятельности и правильной организации режима суток. Это не означает, однако, что школьники вообще не должны утомляться. Наоборот, до определенного предела напряжения функционального состояния, временного снижения полноценности функций - утомление необходимо. Без этого не будет происходить совершенствование функциональных систем, их становление на новый уровень регулирования, долговременной адаптации учащихся к умственным и физическим нагрузкам. Важно оградить учащихся от чрезмерного утомления, рационально организовать учебное занятие, повысить двигательную активность и обеспечить активный отдых (19).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать