Содержание и структура школьного юридического образования
p align="left">Целью организации предпрофильной подготовки является создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11-х классах.

Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки решаются следующие задачи:

формирование готовности выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам;

формирование высокого уровня учебной мотивации на обучение по избранному профилю;

обеспечение преемственности между основной и старшей школой, в том числе в подготовке девятиклассников к освоению программ профильной школы;

расширение возможностей социализации учащихся.

Система предпрофильного обучения включает в себя:

введение за счёт школьного компонента курсов по выбору: предметноориентированных, межпредметных, информационно-ориентационных, психолого-педагогических;

введение методов активного обучения на курсах по выбору;

проведение эвристических проб для обучающихся девятых классов, позволяющих им точнее определиться в выборе профиля;

введение накопительной оценки учебных достижений в форме портфолио;

зачисление в десятый профильный класс, на основе индивидуального образовательного рейтинга обучающихся, включающего экзамены и индивидуальную накопительную оценку (портфолио ученика);

проведение обучения девятиклассников вне стен собственной школы: в учреждениях муниципальной образовательной сети, учреждениях дополнительного образования, профессиональных учебных заведениях и т.д.;

обучение обучающихся в малых группах;

введение краткосрочных 8-12 часовых курсов предпрофильной подготовки;

введение новой системы распределения времени прохождения учебных курсов, в течение учебной недели, четверти, года, при которой допускается, что курс по выбору не обязательно изучается по одному часу в неделю;

проведение рейтинговых соревнований, олимпиад, марафонов и других мероприятий, позволяющих использовать ресурс портфолио;

безотметочная система предпрофильного обучения обучающихся;

оценка результатов работы учителя и обучающихся.

Предпрофильное обучение осуществляется по учебному плану. Рабочий учебный по предпрофильной подготовке должен удовлетворять следующим требованиям:

сбалансированность между предметными и межпредметными курсами по выбору;

полнота представленных курсов;

преемственность с профильным обучением;

отсутствие перегрузки обучающихся, соответствие плана допустимой учебной нагрузке;

вариативность, краткосрочность, модульность курсов, включённых в план.

Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть избыточным (ученик должен иметь возможность реального выбора). Перечень курсов по выбору формируется на основе соответствующего анкетирования и опросов учащихся. Курсы должны носить краткосрочный и чередующийся характер, представлять учебные модули (8 или 12 часов).

Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить обучающихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля. В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности содержание курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы. См. Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования. Образовательная область «Обществознание»// Преподавание истории в школе. - 2005 - №3. - с.56-62.

Методическое обеспечение курсов по выбору включает:

- программу курсов, материалы для учителя, справочную литературу;

- систему творческих заданий для обучающихся, материалы для проектной деятельности, исследований;

- оборудование для проведения экспериментов, проектной деятельности;

- контрольно-измерительные материалы по освоению программы курса.

Курсы по выбору предполагают наряду с академическими формами обучения использование коммуникативных, интерактивных, проектно-исследовательских технологий.

При разработке тематического планирования курсов права целесообразно ориентироваться на рекомендации примерных программ по праву для основной и старшей школы (базовый и профильный уровни). Примерные программы по праву составлены на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Они конкретизирует содержание предметных тем государственного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции правового образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

Примерная программа выполняет информационно-методическую и организационно-планирующую функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа включает три раздела:

1) пояснительную записку;

2) основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков Для каждого раздела указано примерное количество учебных часов, отводимых на его изучение. Зафиксирован резерв учебного времени, который может быть использован для повторения и для решения других дидактических задач по усмотрению учителя;

3) требования к уровню подготовки выпускников (этот компонент программы полностью идентичен соответствующему компоненту образовательного стандарта).

Примерная программа по праву является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой по праву (около 14% от общего объема учебных часов для ступени среднего общего образования). Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ и учебников, либо самостоятельно учителем (если он использует примерную программу как рабочую). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить и собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. См. К.Н. Поливанова, Б.И. Хасан. Концепция структуры и содержания правового образования в школе. «Сибирский учитель» Выпуск №2(26), Март-апрель 2003, с.43.

Тем самым примерные программы содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. См. Государственный стандарт общего образования

Программа курса по выбору отражает содержание курса «Право и политика» в 9 классе. Учебное пособие по курсу рекомендовано Министерством образования РФ и используется в российских школах.

Основная цель курса -- способствовать формированию гражданина демократического, правового государства, в том числе правовой культуры будущего избирателя, воспитанию цивилизованного отношения к собственности, частному предпринимательству. В силе остается также профилактическая функция правового образования, однако придавать ей такое глобальное значение, как это делали в прошлом, не следует.

Важный методический принцип, реализованный в курсе «Право и политика»,-- диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа способствует развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечивает им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. Диалогизм проявляется зачастую уже в основном тексте параграфов учебника (упоминание разных точек зрения на один и тот же предмет). Но еще в большей степени он прослеживается в подборе хрестоматийных текстов, заданиях практикума и темах для обсуждения. Этот принцип, являясь ведущим в работе по курсу, обусловливает формирование уважения к различным точкам зрения. Вместе с тем целесообразно препятствовать превращению уроков права и политики в митинги, в ходе которых в устной форме выражаются политические страсти, предпочтения, активные намерения... Правильно понятый академизм образовательного процесса полезен в работе над темами, злободневность которых способна разжечь повышенное проявление эмоций. В области политики (и отчасти права) взвешенное спокойствие при анализе и обсуждении непростых явлений -- необходимое качество, входящее в состав основных свойств гражданственности. См. Никитин А. Ф. Конституционное право. Конституция Российской Федерации 9 - 11 кл.-- М., 1995, с.132.

Требует пояснения обоснованность объединения в одном курсе правоведческого и политологического разделов. Право и политику объединяет глубокая внутренняя связь, которая не всегда реализовывалась в прошлом. Хорошо известно, что представляет собой политика, не опирающаяся на строгие правовые основы, игнорирующая законы, исходящая из принципа «практической целесообразности».

Соединение юридической и политологической тематики весьма важно и с дидактической точки зрения. Знания в этих областях взаимообогащают друг друга, помогают глубже понять как сущность политики, ее институтов, так и особенности правового регулирования общественной жизни. Само понятие «государство», например, и правовое, и политическое. Государство, принимающее законы и обеспечивающее их выполнение, есть основной элемент политической системы общества. Понятие «правовое государство» подразумевает верховенство закона в любой сфере социальной действительности, разумеется и в политике.

Существенной основой единства политики и права является и феномен гражданственности. Гражданин -- это по преимуществу участник политической и правовой жизни страны. Следовательно, объединение политических и правовых тем обусловлено также необходимостью обеспечения оптимальных условий гражданско-правового образования учащихся основной школы.

Ведущим в содержании курса является правовой материал. И не случайно. Практика образования молодых людей в демократических странах показывает, что правовое образование и воспитание занимают в содержании работы различных учебных заведений значительное место.

Главная трудность создания гражданско-правовых курсов заключается в неустоявшемся характере российского законодательства в целом. Вместе с тем неразумно ждать того времени, когда наше законодательство приобретет устоявшийся, стройный вид. В принципе имеющихся законоположений достаточно для успешного гражданско-правового образования школьников. Кроме того, теория права содержит немалое количество вечных вопросов, таких, как соответствие права морали, разумность и мера наказаний, суть правового государства, правовой культуры и др.

Данный курс рассчитан на традиционные 35 ч. Это, конечно, обрекает его содержание на неизбежную беглость, фрагментарность. Сгладить эти объективные трудности можно путем испытанного проблемного построения работы с учебным материалом, чередования обзорных лекций с семинарскими занятиями, использования систем консультантов и т. д.

Вместе с тем в условиях относительной самостоятельности школ в выборе содержания и форм обучения не исключено, что некоторые учебные заведения смогут выделить для этого курса 2 ч в неделю. Такой вариант организации работы по курсу следует считать оптимальным. В этом случае схема занятий по каждому параграфу такова: один час уделяется основному тексту (ответам на вопросы), второй -- хрестоматийным текстам, практикуму и темам для сочинений и обсуждений.

Помимо учебного пособия «Право и политика», учебно-методический комплект по курсу включает методическое пособие, рабочую тетрадь. См. Козулин А. И. Политика и право для каждого из нас: Пособие для учителя. - Екатеринбург, 1995, с.43

2.2 Методическая разработка учебного занятия

Необходимо, чтобы педагоги строили учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация правового образования на позитивные аспекты, не должна подменять критический подход к явлениям, происходящим в обществе, сглаживать углы, приукрашивать действительность или уходить от социально-экономических реалий.

В соответствии с современной концепцией школьного общественного образования, а также с Государственным стандартом высшего образования учителя и студенты должны владеть методикой преподавания общественных дисциплин. Предлагаемые методические рекомендации для практических занятий студентов нацелены на формирование у них профессиональных качеств учителя современного типа. Они призваны помочь студентам овладеть методическими знаниями и умениями, приобрести начальные навыки творческого педагогического труда. См. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. - 2007.

Методические рекомендации определяет содержание и структуру практических занятий по методике обучения обществознанию. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической. Практическая часть занятий требует от студентов постановки и решения педагогических задач конкретных уроков обществознания путем анализа и содержания и обоснованного выбора эффективных приемов и средств деятельности учителя и старшеклассников. Выполнение этой части задания опирается на теоретические основы методической науки, предполагает тесную связь с педагогикой, психологией, методикой преподавания истории.

Теоретические знания, необходимые для практических занятий, даны в методических рекомендациях в виде перечня вопросов «для обсуждения и самопроверки», которые студенты могут извлечь из материала соответствующей лекции и путем самостоятельного изучения рекомендованной литературы.

В настоящее время, формирование правового сознания идет в курсе обществознания, который интегрирует знания, педагогические отобранные из комплекса общественных наук: социологии, экономики, политологии, правоведения, а также философии и психологии.

Новая система обществоведческого образования должна давать достаточные знания обо всех видах общественных связей и отношений, в которые неизбежно вступает каждый человек (экономических, национальных, семейных, правовых, политических и пр.), поскольку все эти отношения являются объектом социального регулирования, их невозможно изучать в отрыве от правовых норм, которые порождены этими отношениями и направляют их в необходимое обществу русло.

Рассмотрим в качестве примера несколько фрагментов уроков обществознания, на которых рассматриваются вопросы права.

Например, тема: «Место и роль права в системе социальных норм».

При обсуждении первого вопроса «Место и роль права в системе социальных норм» предложим старшеклассникам вспомнить: что такое норма, в чем суть социальных норм, каковы составные элементы системы социальных норм.

Норма - это правило, образец;

Социальные нормы устанавливают правила поведения людей их групп и организаций в обществе.

Все социальные нормы в той или иной степени взаимосвязаны между собой, особенно близкая связь существует между моралью и правом. Они способствуют установлению согласия в обществе, гармонизации отношений между обществом и природой, между личностью и обществом. Целый ряд моральных и правовых норм совпадают (не наноси вреда здоровью и жизни другого, не укради, не лги и др.),

Вместе с тем право и мораль выступают разными социальными регуляторами. Учащимся целесообразно предложить развести приводимые ниже характеристики социальных норм: правовые нормыи моральные нормы.

Социальные нормы выступают правилами поведения людей, эти правила:

- регулируют поведение людей на основе сложившихся в обществе представлений о добре и зле,

- устанавливаются государством,

- остаются писанными,

- обеспечиваются внутренним «Я», опираются на общественное мнение,

- не нуждаются в обобщении со стороны государства,

- не оформляются в виде государственных или международных документов,

- обеспечиваются принудительной силой государства,

- зарождаются раньше,

- имеют более широкое поле действия,

- тесно связаны с государством,

- регулируют самые важные для человека и общества отношения.

Напомнив учащимся, что определение понятия содержит главные признаки определяемого объекта, предложим им выделить основные признаки права. Вывод-обобщение: право - это система обязательных норм поведения, закрепленных в официальных документах, охраняемых и поддерживаемых силой государственного принуждения. См. Боголюбов Л.Н. Проблема интегративного и дифференцированного курсов обществознания в образовательной школе //Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - №3, с.16.

Следующий фрагмент урока «Место правовых отношений в жизни общества»

Если же право регулирует большинство вопросов общественной жизни, в том числе вопросы свободного времяпрепровождения, выбора религии, дружбы, любви, эстетического вкуса и т.п., то речь идет о полицейском государстве.

Учитель кратко знакомит старшеклассников с тем, какие главные вопросы регулируются с помощью права в каждой основной сфере общественной жизни. При наличии учебного времени в хорошо подготовленном классе вопрос может быть предложен для обсуждения самим старшеклассникам.

Затем учитель дает характеристику сфер жизни общества.

На основе следующего графического изображения места права в различных сферах жизни общества учащимся предлагается определить, где обозначены политическая и духовная сферы.

Итак, право выступает регулятором всех сфер общественной жизни, но в разной степени. Выполнение правовых норм, способствует регулированию всех сфер жизни, наведению порядка, ликвидации хаоса и беспредела.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать