Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства
p align="left">Психологические исследования сейчас обнаруживают участие зрения во всяком творческом мышлении, показывают необходимость совершенствования работы зрительной системы применительно к любой деятельности. Зрительные представления являются наиболее распространенной формой представлений вообще. Исследования последних лет показали, что с развитием абстрактно-словесного мышления роль конкретно-чувственного опыта не уменьшается, а качественно возрастает. Специалисты утверждают то, левое и правое полушария нашего мозга не идентичны в своих функциях. Левое полушарие отвечает за логическое знание и мышление, правое -- нацелено на мышление образами. Доктор химических наук Ю. Чирков в статье «Мозг левый, мозг правый» замечает, что «важно это и для профориентации. Исследования… показали, что среди мужчин профессией летчика или, скажем, оператора овладевают лица с максимально выраженной асимметрией мозга» [XIX. - с.25].

Многие ученые называют нашу цивилизацию «левополушарной» и не считают этот эпитет комплиментом: мы игнорируем запросы правой половины собственного мозга, а значит, слабо используем его возможности. «Нынешняя педагогика в основном построена в угоду «левополушарности», - утверждает Ю. Чирков. - Необходимо вести учебный процесс так, чтобы «художественная» правая половина мозга развивалась и функционировала не хуже «аналитической» половины» [там же].

Только с помощью искусства в общеобразовательной школе можно проделать теперь эту работу -- развить образное, пространственное, колористическое и фактурное мышление, в единстве глаза и руки.

Но есть еще одна, пожалуй, самая важная, человеческая способность -- способность творить. Из творческих потенциалов отдельных людей и складывается динамизм, творческий потенциал общества.

Основным рычагом творчества является развитое «воображение» - высшая форма образного мышления. Фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве. Сила воображения даёт человеку способность предвидеть, т.е. чувствовать потенцию развития явлений или возможности, заключенные в материале, в конструкции, в научной идее, и выявлять её. Сила воображения является продуктивной, творческой, производящей, а не просто воспроизводящей.

Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческой потенции, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества. Особенно в начальной школе ни один другой предмет не открывает таких возможностей, как занятия изобразительным искусством. Ребенок здесь имеет дело с самыми различными материалами и процессами. Перед ним не только краски, карандаши и глина, но и дерево, картон, бумага, поверхности, пластилин. Дети режут, клеят, гнут, придают форму, решают проблему пространства, пропорций - здесь обилие трудовых процессов. Ребенок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать своё отношение к миру. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Ребенок видит, как серьезно оценивается его работа, поэтому и сам относится к ней серьёзно. Ни в одном виде искусства продукт детского труда и творчества не может так легко фиксироваться и выноситься на всеобщее обсуждение, как в изобразительном искусстве. Здесь фиксирование в материале абсолютно неотрывно от процесса творчества. К сожалению, до сих пор в школе как раз эти возможности искусства не всегда осознаются и используются. Труд в искусстве требует серьезной организации и материального обеспеченности своего процесса - только тогда можно ожидать результатов.

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно притупить и его природные творческие способности. Человек, не приученный мыслить самостоятельно и усваивающий всё в разжеванном виде, оказывается через некоторое время неспособным проявить задатки, данные ему от природы.

Таким образом, можно выделить основные общие задачи предмета.

Первая задача -- увлечение искусством. Вне увлечения искусством, вне восторга, наслаждения его творениями не может быть сформирована потребность постоянного (на всю жизнь) общения с ним, как не может вообще происходить подлинное общение с искусством. Оно становится чисто формальным, фиктивным. Для этого необходимо придавать формированию увлеченности искусством на каждом занятии принципиальное, основополагающее значение. Именно с учетом этой цели необходимо разрабатывать всю систему конструкций, конкретную последовательность поурочных задач и специфику методических путей их решения.

Вторая задача -- приобщение к художественной культуре. Данная задача расшифровывается в трех элементах, которые в своем триединстве раскрывают ее сущность:

суть, содержание искусства (социальный опыт);

творческий опыт искусства;

язык искусства (профессиональный опыт).

1. Суть, содержание искусства -- это те жизненные проблемы, ради решения которых и существует искусство: из века в век формулировалось в нем свое отношение ко всем явлениям жизни (к природе, человеку и обществу).

Эта задача может быть названа по-разному, в разной терминологии, например: формирование активного эстетического отношения к действительности -- к природе, человеку и обществу, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям. Здесь -- утверждение в личности выработанных обществом представлений о верных для него отношениях ко всем явлениям жизни. Через искусство происходит осознание и передача этих отношений следующим поколениям. Это невозможно было сделать иными путями, так как данные отношения всегда проявляются в единстве чувств и знания. Подобное единство возможно только в искусстве, в его эмоциональной форме познания. Суть искусства можно определить как нравственно-эстетическую позицию времени, среды, личностно выражаемую художником (овеществляемую) в произведении искусства. Эту задачу надо считать для общеобразовательной школы основной, ведущей в триединстве элементов художественно-творческого развития. Два других элемента -- язык искусства и творчество -- обеспечивающие. Не познавая сути искусства, человек не сформируется как наследник эмоционально-нравственного, социального опыта искусства. Естественно, этот процесс не завершается в школе. Но именно школа должна на всю жизнь пробудить в человеке интерес к искусству и потребность в нем как в кладезе «мудрости красоты».

2. Творческий опыт искусства -- передача этого опыта формирует творческую потенцию личности и в итоге -- творческий потенциал народа. Здесь заложено систематическое развитие образно-творческих способностей, вариативности, гибкости и гармоничности мышления человека.

Творчество в искусстве многосложно, многопланово. Столь же многопланово должны развиваться творческие возможности человека. Сама эта способность предполагает наличие двух элементов: способность накапливать, осваивать багаж знаний, того, что уже создало человечество, и способность нарушить сложившийся стереотип, готовность делать шаг в неведомое. Порождаемая накопленным опытом и развитой фантазией творческая способность предполагает острое воображение, способность неясную, абстрактную идею, чувство, мысль вообразить, т. е. как бы увидеть «внутренним оком» ее уже осуществленной, реальной. Следующий шаг -- реальное осуществление этой идеи -- возможен только как следствие воображения в сознании, которое породила фантазия на основе опыта. Развитие этой стороны способности необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.

3. И третий элемент -- язык искусства, т.е. обучение основам художественной грамоты, формирование элементарных практических навыков работы в различных видах художественной деятельности (изобразительной, декоративно-конструктивной).

Язык искусства -- это фактически образный строй, через который художник выражает, а зритель воспринимает содержание произведения. Не просто его изобразительные, конструктивные или декоративные средства, а система, структура, метод использования этих средств. Нельзя ограничиваться элементарными средствами языка (линия, пятно, форма, пространство, цвет, пропорции, ритм) -- нужно дать именно представления о специфике и богатстве этих языков, строить представления ребенка о средствах искусства, все время связывая их и с общим представлением о роли этих средств в образном строе искусства. Необходимо дать четкое понимание: все средства искусства есть средства выражения художественного образа. Человек изображает, строит и украшает именно ради выражения своего отношения к объекту, к жизни.

Эта задача должна формировать в личности ребенка способность воспринимать содержание произведения. Но не только. Так же производится отработка системы «мозг-глаз-рука», формируется «зрительный слух» -- острый глаз, пространственное мышление, цвето- и тоноразличительные способности, чувство гармонии, пропорции, чувство материала, радость красиво сделанной работы. Все это необходимо для нравственного, эмоционального развития человека.

По традиции принято говорить о воспитании в школе грамотного слушателя или читателя, но почему-то подвергается сомнению необходимость столь же серьезной подготовки зрителя. Познать основы языков должен каждый соприкасающийся с искусствами. Найдите хотя бы одного человека, не общающегося с архитектурой (живем в ней, видим ее постоянно), с прикладными искусствами (весь быт из них состоит), да и изобразительные искусства все настойчивее проникают в жизнь каждого человека.

Триада основ художественного мышления выступает в качестве трех форм (сфер) художественной деятельности, известных детям практически задолго до школы, только никогда не осознававшихся как именно художественная деятельность. Каждый ребенок в процессе своих игр обязательно что-то строит (шалаши, замки из песка, домики из кубиков), что-то рисует, что-то изображает (не только на бумаге, но и палочкой на песке, мелом на стене или асфальте, а в объеме -- из глины, пластилина, снега), украшает и себя (венком, лентами, бусами в игре), и свои игрушки, и свой уголок, и свою маму. Эти три привычных детских занятия -- постройка, изображение, украшение - и являются формой проявления трех элементов (сфер) художественного мышления: конструктивного, изобразительного и декоративного. Так как эти занятия детям уже знакомы, остается только вычленить их из других форм игры и утвердить в сознании детей как занятия искусством. Эти три элемента художественной деятельности помогают нам в приобщении к искусству именно как форме жизнедеятельности. Уже сами эти термины («постройка», «изображение», «украшение») заключают в себе единство деятельности (процесса), ее цели и продукта. Бусы создаются для украшения (цель), в процессе украшения (деятельность) и являются итоговым продуктом -- украшением. Таким образом, избавившись от необходимости давать ребенку с первых классов сложную искусствоведческую классификацию искусств с обилием видов и жанров, мы в то же время даем ему в руки точную модель - «куклу», с которой можно многопланово «проигрывать» все реальные связи искусства с жизнью. Не только на уроках, но во всем общении с искусствами вне школы ребенок с первого класса с помощью этой модели сможет членить искусство, а значит, осознанно общаться с ним, размышлять о нем -- понимать его, соотносить со всеми «взрослыми» явлениями искусства -- в доме, на улице, в кино, театре, музее. Эта триада проста и очень доступна ребенку. А что можно понять, с чем можно оперировать, то ближе и интереснее. А дальше от простого -- к сложному.

Три основы художественного мышления раскрывают искусство как одну из корневых потребностей общества, без чего оно не могло бы функционировать. Искусство в свете этих основ понимается как ничем не заменимая форма мышления, без которой человеческого общества не могло бы состояться. И именно такое понимание искусства педагог должен сформировать у каждого своего ученика - будущего участника в развитии нашей культуры. А для этого, естественно, он сам должен глубоко осознать такую роль искусства в жизни, должен суметь утвердить такое её понимание и во всём педагогическом коллективе.

На ряду с этим существует такая проблема, как недостаточность условий и незаинтересованность в предмете. Её можно преодолеть таким образом - обеспечить активность на уроке, а именно создать атмосферу увлечённости.

Увлечённость не рождается сама - она создаётся, программируется учителем. Учитель, чтобы обучить, должен на уроке сформировать эмоциональную атмосферу, для этого необходимую. Решаю эту задачу, можно представить урок искусства как театральное действие и обставить его должным образом. Но для этого нужна особая атмосфера кабинета искусства, для этого нужны игровые, сказочные моменты урока, последовательность показа произведений и речь учителя. Каждый педагог - режиссёр, а класс - его труппа. Для введения в состояние сопереживания учащиеся, актёры этого маленького театра, должны «войти в роль». А учитель-режиссёр - тонко, незаметно ввести их в неё, тактично вовлечь в сопереживание. Только логически, без такого эмоционального введения в сопереживание, восприятие не произойдёт… И в этом особая трудность, особая сложность и специфика урока искусства. Передача подлинных художественных знаний без этого нереальна. Принципы и методы преподавания искусства и должны быть почёрпнуты из искусства.

Делая выводы на основе теоретического изучения материала и переходя к следующей главе, где мы подробно рассмотрим принципы и методы преподавания искусства в начальной школе, можно сказать, что важность данной проблемы велика и мало рассматриваема. Изучение народного искусства и использование его как средства развития эстетических, нравственных и духовных ценностей детей, приобщения их культурным традициям, развития патриотизма, уважения к творчеству хранит в себе огромный потенциал и, если и используется, то малоэффективно. Народное искусство - это наше историческое прошлое и огромный опыт человечества, при его изучении можно узнать не меньше, чем при изучении учебников по истории. Но главная проблема не использования этого потенциала состоит в том, что современные педагоги сами мало знакомы с ним, его сущностью, принципами и методами работы по его использованию. Современные школьные программы и стандарты не предусматривают достаточное количество часов для полного освещения всех тем, возможностей и практического применения народного искусства. Мало внимания уделено и области технического и материального оснащения. Попробуем осветить хотя бы одну сторону этой проблемы.

Глава 2. Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства

Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

- освоение знаний о классическом и современном искусстве;

- ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

- овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

- формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- развитие способности узнавать, что изображает произведение искусства;

- развитие эстетического восприятия;

- практическая изобразительная деятельность.

Восприятие произведений изобразительного искусства на уровне узнавания требует от ребёнка развитой способности понимать изобразительный язык самого искусства, специальной выучки. Для него первичной задачей при этом выступает понимание изображения как отображения действительности. Однако одного понимания отношения изображения к действительности недостаточно, чтобы правильно воспринимать свойства изображённых предметов и их соотношения. К восприятию произведений изобразительного искусства ребёнка надо готовить исподволь, постепенно. Учитель поможет ребёнку, если расскажет, что изобразительное искусство имеет свои секреты - приёмы отражения окружающего мира в наглядных, зрительного воспринимаемых образах, в которых надо научиться узнавать изображения самой реальной действительности.

Помимо узнавания отображаемого в произведении искусства ребёнок должен научиться эстетически воспринимать изображения. Для этого учитель, кроме объяснений того, почему это произведение красиво, сам должен искренне переживать эстетические чувства от созерцания картины. Когда ребёнок начинает понимать изобразительный язык того или иного художественного направления, он переживает радость от того, что он уже понимает содержание и может оценить колорит картин. Квалифицированное обучение ребёнка восприятию художественных произведений и рисованию содействует овладению им выразительными средствами какого-либо направления в искусстве. Ребёнок легко усваивает эти средства в элементарной их форме, узнаёт их и пытается пользоваться в своём творчестве.

На уроках изобразительного искусства учитель предоставляет большую часть времени для работы самого ребёнка. Приступая к рисованию или лепке, ребёнок планирует основные моменты своей работы, тем самым образное мышление получает возможность упражняться и развиваться дальше. Самостоятельность, предоставляемая ребёнку на уроках изобразительного искусства, поднимает его ответственность за исполнение работы, даёт свободу воображению и доставляет ребёнку особую радость. На уроках рисования ребёнок находится наедине с самим собой и часто самостоятельно творит в меру развития своих способностей.

По мнению Сластенина нравственное воспитание учащихся средствами искусства и активизация их художественно-творческой деятельности будут успешными при определенных условиях:

1. Учет интересов, потребностей, художественных запросов учащихся, в целом их эстетической воспитанности.

2. Систематичность и целенаправленность художественного образования и воспитания.

3. Координация внеклассной воспитательной работы с деятельностью внешкольных детских учреждений и учреждений культуры, с учебными занятиями по предметам гуманитарного и художественного циклов.

4. Ориентировка не только на познание и восприятие искусства, но и творчество в различных областях художественной деятельности, передачу опыта другим людям [XVII. - c. 57].

Для диагностики воспитания школьника средствами народного искусства необходимо определить принципы работы.

Б.М. Неменский формулирует такие принципы художественной педагогики:

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать