Специфика деятельности социального педагога в школе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних
p align="left">Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь, такую как:

- постановку ребенка на учет;

- экспресс-диагностика состояния несовершеннолетнего;

- диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развития ребенка;

- решение вопроса о месте, куда будет направлен несовершеннолетний;

- информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания ребенка;

- состояние несовершеннолетнего и программа дальнейшей работы с ним;

- организация необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетнему;

- разработка и реализация программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде.

Следует остановиться на методах работы школьного социального педагога по профилактике безнадзорности несовершеннолетних:

1. Метод убеждения - педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.

2. Метод наблюдения - дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

3. Метод беседы - важно, чтобы социальный педагог готовился к беседе. Ему в этом может помочь анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

4. Опрос - это исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.

5. Метод социометрии - при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

6. Метод анкетирования - метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых.

7. Метод тестирования - это исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. (тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические и др.).

8. Метод оценивания - исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления.

9. Метод экспертной оценки - основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых социальный педагог может выявить информацию, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности.

8. Метод консультирования - это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных норм жизнедеятельности и общения.

9. Тренинг - это форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказание психологической помощи поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

10. Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

11. Экскурсии - это форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Таким образом, социальный педагог может использовать разнообразные методы работы в рамках профессиональной деятельности, так как они развивают у детей личность и воспитывают ее. Кроме этого социальному педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности и уровень воспитанности подростков. Так как на основе психологической характеристики подростка социальный педагог использует определенные методы работы с ним.

Для эффективности процесса социально-педагогического взаимодействия социального педагога с беспризорными и безнадзорными подростками, необходимо привлекать: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

3. Описание опыта работы социального педагога МОУ СОШ №__ по профилактике безнадзорности несовершеннолетних

Во время прохождения практики проводилось исследование в средней общеобразовательной школе № __ _______ района города ___.

Настоящая работа предполагает знакомство с деятельностью социального педагога.

Социальный педагог в данной общеобразовательной школе -Сафиуллина Лиана Анасовна, стаж работы в данной области - 6 лет, в данной школе работает 5 лет.

Целью исследования являлось выявить специфику деятельности социального педагога общеобразовательной школы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.

В настоящее время в МОУ СОШ №__ _______ района г. ____ всего детей, обучающиеся в школе - 584 учащихся, мальчиков 315 человек, девочек 269 человек. (см. приложение 1.)

Многодетных семей - 17 человек

Дети - инвалиды - 10 человек

Семьи - беженцы - 0 человек

Малообеспеченные семьи - 84

Неблагополучные семьи - 15

Неполные семьи - 148

Семьи, родители которых являются безработными - 16

Находящиеся под опекой и дети - сироты - 12 человек

Находящиеся под опекой и дети - сироты по микрорайону - 8 человек, из них 2 человека обучаются в нашей школе.

Родители, уклоняющиеся от воспитания ребенка - 5 человек

Состоящие на внутришкольном учете - 22 человека

Состоящие на учете в ОДН - 5 человек

Обучающиеся на дому - 4 человека

Неблагополучных семей, состоящие на внутришкольном учете - 10

Неблагополучные семьи, состоящие на учете в ОДН- 5

В данное время в СОШ №___ выявлено 3 учащихся систематически пропускающие уроки без уважительной причины:

Кожин Александр - ученик 6 Г класса

Раянов Раян ученик - 6 Г класса

Фагамуллина Радмила - ученица 7 Б класса

С этими детьми и семьями ведется отдельная работа, систематически подаются списки в РОНО, прокуратуру. А так же ходатайства в ОДН и РУВД.

Социальный педагог совместно с классными руководителями проводят индивидуальные беседы и посещения на дому, вызывают на совет профилактики. По решению Совета профилактики 18 учеников были поставлены на внутришкольный учёт. С ними проводят профилактическую, воспитательную работу классными руководителями, социальным педагогом, психологом. Из этих 18 учащихся двое были поставлены на учёт в связи с их приводом сотрудниками милиции в ОДН Советского РОВД за распитие пива и за курение в общественных местах. Со всеми учащимися, состоящими на внутришкольном учёте, социальным педагогом ведётся индивидуальная профилактическая работа: заведены листы наблюдения, где фиксируются сведения о них, ведётся учёт индивидуальных профилактических мероприятий с ними с их родителями.

У значительного числа учащихся улучшилось поведение, не стало пропусков уроков без уважительной причины, они стали лучше учиться. 7 учеников сняты с внутришкольного учёта на заседании Совета профилактики, так как они исправили своё поведение, осознали свои ошибки.

Социальный педагог активно участвует в работе родительских собраний совместно с сотрудниками ОДН Советского РОВД.

Работая над ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», социальный педагог использует все возможности, имеющиеся в нашем городе. Значительную помощь в профилактической работе оказывают:

1.Управление образования;

2.Управление социальной защиты;

3.Центр социального обслуживания населения, так как одной из важнейших причин роста правонарушений являются социальные проблемы в семьях, в обществе в целом.

Заключение

Деятельность по предупреждению социальных проблем, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин включает в себя социальную профилактику.

В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи общеобразовательного учреждения определены следующим образом:

- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

- обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15

Выделяют три уровня социальной профилактики:

1. Общесоциальный уровень.

2. Специальный уровень.

3. Индивидуальный уровень.

Рассматривая социальную профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд ее основных стадий:

1. Стадия предупреждения.

2. Стадия предотвращения.

3. Стадия пересечения.

Последовательная реализация этих стадий социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики.

1. Медико-социальные

2. Организационно-административные

3. Правовые

4. Педагогические

5. Экономические

6. Политические

Социальный педагог всегда остается на стороне ребенка, стремится не приспособить безнадзорного к окружающей среде, а помочь ему самому приспособиться к ней с минимальными потерями.

Социальный педагог использует при этом:

- Метод убеждения;

- Метод наблюдения;

- Метод беседы;

- Опрос;

- Метод социометрии;

- Метод анкетирования;

- Метод тестирования;

- Метод оценивания;

- Метод экстренной оценки;

- Метод консультирования;

- Тренинг;

- Игра;

- Экскурсии.

Социальный педагог на основе полученных результатов диагностики может разработать и реализовать программу социально-педагогической помощи несовершеннолетнему и его окружающему обществу.

Роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, который может обеспечить социально-педагогическую защиту семье и ребенку, выполняет социальный педагог.

Список литературы

1. Алиханов, З. И. Социально-педагогические условия предупреждения подростковой безнадзорности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Махачкала, 2008.

2. Баянов, Э. Р. Психокоррекционная работа с беспризорниками // Материалы городской августовской конференции. - Уфа, 2004. - С. 15.

3. Большой юридический словарь/Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. - М., 2002.

4. Варывдин, В. А., Клемантович, И. П. Управление системой социальной защитой детства: учеб. пос. - М., 2004.

5. Верцинская, Н. Н. Трудный ребенок. - Минск, 1989.

6. Воронова, Е., Келасьев, В., Курганова, Г. Социальная работа с безнадзорными и беспризорными // Социальная педагогика. - 2004. - №3. - С. 68-74.

7. Восстановление социального статуса безнадзорных детей / Под ред. Г. М. Иващенко. - М., 2002.

8. Гиль, С., Мартынова, М. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними как социально-педагогическая технология // Социальная педагогика. - 2007. - №3. - С. 73-78.

9. Дементьева, И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия // Социальная педагогика. - 2005.-№1. - С. 23-30.

10. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». - М., 1999.

11. Закон РФ №103-ФЗ от 20.07.2000 г. «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14

12. Инновационный потенциал молодежной науки: материалы республиканской научно-практической конференции. Т.1. - Уфа, 2009.

13. Комплексное социолого-криминалистическое исследование причин роста беспризорности среди несовершеннолетних и распространение наркомании в среде беспризорных в г. Москве //Дети улиц: Информационно-консультативный вестник. - Выпуск № 1. - М., 2002. - С. 53-60.

14. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток, 2002.

15. Левчук, С. Организация сетевого взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Социальная педагогика.- 2008. - №1. - С. 51-56.

16. Мартынова, М. С. Социальная работа с детьми группы риска.- М., 2004.

17. Мустаева, Ф. А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. - М., 2003.

18. Никитин, А. Ф. Школьный юридический словарь.- М., 2004.

19. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога. - М., 2005.

20. Помзова, О. Опыт работы министерства обороны Российской Федерации по профилактике беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних // Социальная педагогика. - 2007. - №1. - С. 41-44.

21. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в РФ: социально-политические последствия и современные технологии решения/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.-2003.-№14(207).- http://www.budgetrf.ru

22. Протасова, И. Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения // Социальная педагогика. - 2008. - №3. - С.71-79.

23. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений/ Авт.-сост. В. А. Мижериков.-Ростов н/Д., 1998.

24. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. - М., 1997.

25. Российская педагогическая энциклопедия в 2 -х томах. Том 1./Гл. ред. В. В. Давыдов. - М., 1993.

26. Сапрыгина, Н. Социально-психологическое сопровождение подростков с дезадаптацией в условиях открытой сменной школы // Социальная педагогика.- 2008. - №1.- С. 57-62.

27. Сафин, В. Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. - 2-е изд. Перераб., доп. - Уфа, 2001.

28. Словарь по социальной педагогике / Авт. - сост. Л. В. Мардахаев. - М., 2002.

29. Тростанецкая, Г. Социальные сироты в нашем обществе: о мерах, направленных на реализацию государственной политики в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности, несовершеннолетних // Социальная педагогика -2004. - №4. - С. 3-8.

30. Федорова, Л. Дети в России никому не нужны.- http://www.rbcdaily.ru

31. Фельдштейн, Д. И. Психологические проблемы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте. - Душанбе, 1969.

32. Шакурова, В. М. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.

33. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М., 2005.

34. Штейнберг, Е. Б. Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия.- М., 2002.

35. Энциклопедический словарь социальной работы / Под. Ред. Л. Э. Кунельского и М. С. Мацковской: В 3 т. Том 2. - М., 1993.

36. Электронная версия бюллетеня // «Население и общество» Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики №369 - 370. 16 - 29 марта 2009. - http://demoscope.ru

37. Юричка, Ю. И., Юричка А. Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения.- Монография. - М., 2001.

Приложение 1

Социальный паспорт образовательного учреждения

Название учреждения

Адрес:

Руководитель:

Специализация: (общеобразовательная)

1. Количество учащихся в ОУ

2. Количество кружков (названия)

Количество спортивных секций (названия)

Количество школьных научных обществ (названия)

3. Количество учащихся, состоящих на учете в ОППН

Количество учащихся, состоящих на профилактическом учёте в ОППН

Количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете

Количество учащихся-инвалидов

Количество учащихся-сирот находящихся под опекой

Количество неблагополучных семей, состоящих на учёте в ОППН

Количество неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте

Количество неполных семей

Количество неполных семей классов выравнивания

Количество неблагополучных семей

Количество неблагополучных семей, состоящих на профилактическом учёте в ОППН

Количество многодетных семей

Количество дел рассмотренных в КДН

Тип микрорайона

- по территории

- по составу проживающего населения

- место расположения микрорайона, какие учреждения и организации находятся на территории микрорайона.

Уровень образования жителей микрорайона

Число жителей микрорайона

Приложение 2

Структура исследования трудного ребенка

1.
Беседа с классным руководителем:

- в чем заключается трудность в воспитании данного школьника?

- дисциплина в школе и дома.

- успеваемость

- какие конкретные факты говорят о его «трудности»

- какие меры применялись к этому школьнику для его исправления и их результаты

- домашние условия школьника.

2. Беседа со школьником:

- какие учебные предметы ты любишь больше других? Почему?

- что читаешь?

- твои товарищи. Что ты о них думаешь?

- доволен ли ты своей учебой и поведением в классе, в школе?

- твоя общественная работа и ее результаты

- твое любимое занятие в школе и дома

- твое отношение к старшим, родителям

3. Беседа с учителями:

- ваше мнение об успеваемости и поведении данного ученика на ваших уроках

- наиболее характерные случаи его недисциплинированности и ваши ему советы

- его способности в учебе, в работе

4. Беседа с товарищами:

- давно ли вы дружите?

- ваши любимые совместные дела, занятия?

- что нравится в друге?

- что не нравится? Почему?

- как вы ему помогаете?

- ваши планы на будущее?

5. Беседа с родителями.

- довольны ли вы учебой и поведением своего ребенка?

- что вас беспокоит в его поведении? Как вы ему помогаете?

- режим дня и его выполнение

- что он делает по дому?

Заключение: характеристика трудного школьника, оценка роли семьи и школы в его перевоспитании.

Приложение 3

Паспорт семьи

Ученика_________класса_______школы__________района области____(Ф.И.О.)

1. Общие сведения о родителях и других членах семьи

Жилищные условия ___________________________________________

Материальное положение, источники доходов______________________

Характеристика культурного уровня семьи ________________________

2. Общие сведения о детях (Ф.И.О. Возраст, где учится, работает) Примечание__________________________________________________

3. Воспитательные возможности семьи____________________________

Уровень воспитанности ученика _________________________________

(высокий, средний, низкий)

Уровень педагогической культуры родителей отца_____________

(высокий, средний, низкий) матери _________ (высокий, средний, низкий)

Микроклимат в семье ______ (здоровый, устойчивый, недостаточно здоровый, неустойчивый, нездоровый)

Направленность семьи __________________________

(общественно направленная, индивидуалистическая, асоциально направленная)

Ситуация семейного воспитания _________________________________

(благоприятная, осложненная, неблагоприятная)

Примечание __________________________________________________

Приложение 4

Протокол заседания Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних

от «__»___________20__г.

Присутствовали члены Совета: __________________

Приглашены________________________________

Слушали вопросы

Выступали (Ф.И.О.)

Принято решение

Контроль исполнения

1.

2.

3.

Подписи членов Совета _______

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать