Сравнительный анализ программы Занкова и традиционной программы
акие числа записаны в верхнем левом углу?

Сравните их, используя знаки “>", “<”, “=”.

(При ответе на эти вопросы дети не только развивают навыки устного счета, но и пространственное мышление, запоминают и оперируют математическими знаками).

Работа над темой урока.

Работа с математическим набором.

Положите на парту 6 жёлтых квадратов.

Как сделать, чтобы их стало на 1 больше?

Сколько стало квадратов?

Как получили 7?

Составьте запись.6 + 1 = 7.

Прочитаем её хором по-разному.

Сколько было квадратов?

Сколько стало квадратов?

Стало больше или меньше? 7 > 6

На сколько больше?

Почему стало больше?

(При ответе на эти вопросы дети вынуждены, опираясь на зрительный образ, проводить внутренние устные вычисления - прибавлять или отнимать единицу)

(При ответе на эти вопросы задействован только один цвет квадратов, что неправильно с психологической позиции, так как может привести к выработке стереотипов).

Игра “Какие карточки перевёрнуты”?

Покажите, какой знак действия вы вставите в первое выражение.

Почему?

(Аналогично разбираются остальные выражения).

Сделаем вывод: если число увеличивается, значит, прибавляем; если число уменьшается, значит, вычитаем.

(При ответе на эти вопросы дети вынуждены, опираясь на зрительный образ, проводить внутренние устные вычисления - прибавлять или отнимать единицу)

Физкультминутка.

Трик-трак, трик-трак.

Под мостом жил старый рак.

Рыжий кот пришёл на мост.

Рак схватил его за хвост.

“Мяу, мяу, помогите!

С хвоста рака отцепите! ”

Все бегут, и ты беги.

Коту Ваське помоги.

Закрепление.

Работа по учебнику (с.50).

Рассмотрите рисунок.

Сколько рыб около рыбака?

Сколько рыб он держит в руке?

Сколько всего рыб?

Как получили 6? Найдите соответствующую запись и прочитайте.

Рыб стало больше или меньше? На сколько?

Почему стало на 1 больше?

Кого вы видите на картинке в нижнем правом углу?

Что он делает?

Сколько рыб лежало у рыбака на берегу до того, как подкрался кот?

Сколько рыб утащил кот?

Сколько осталось? Найдите соответствующую запись и прочитайте.

Рыб осталось больше или меньше? На сколько?

Почему осталось на 1 меньше?

Сделаем вывод: если прибавляем, то получаем большее число, а если вычитаем, то получаем меньшее число.

Работа с математическими картинками.

Рассмотрите картинке на доске.

Составьте рассказ по левой картинке.

Какое математическое выражение подходит к этой картинке?

Читаем хором.

Почему вычитали?

Составьте рассказ по правой картинке.

Какое математическое выражение подходит к этой картинке?

Читаем хором.

Почему прибавляли?

Какой сделаем вывод?

Работа в тетради (№ 1, с.13).

Сегодня мы будем учиться писать цифру 7.

А какие стихотворения и пословицы вы запомнили про цифру 7?

Цифра 7 состоит из трёх элементов: волнистая линия, прямая наклонная линия, небольшая прямая горизонтальная линия.

Выложите на парте цифру 7 из гороха, начиная с первого элемента.

Посмотрите, как правильно пишется цифра 7.

Обведите цифру 7 пальчиком правой руки по наждачной бумаге.

Напишите эту цифру по светлым линиям в тетради, сравнивая с образцом.

Обведите ту цифру, которая написана лучше всех остальных.

А теперь посмотрите на доску и помогите Незнайке увидеть и сосчитать все цифры 7.

Самостоятельная работа (тетрадь №1, с.13).

А сейчас вы будете работать самостоятельно.

Вы должны восстановить примеры, вписывая нужные цифры.

Проверяем.

Итог.

Какой вывод мы сделали сегодня на уроке?

Встаньте те, кто считает, что хорошо поработал сегодня на уроке.

Молодцы!

Недостатки урока:

Формирование одного и того же математического навыка происходит в разных упражнениях и закрепляется практическими приемами, но налицо перекос в сторону упражнений на "больше" или "меньше", и недостаточно упражнений на "равно" (понятие "равенства" как ключевого понятия в математике).

Формирование внутреннего образа математического понятия происходит "наоборот": сначала на основании слухового восприятия, затем подкрепляется зрительными образами. Хотя известно, что зрительная информация усваивается в большем объеме, чем слуховая. Более того, если сформировавшийся на основе слуховой информации образ не соответствует предложенной впоследствии картинке, то может произойти торможение выработанного ранее навыка.

Отработка понятий "больше", "меньше" и "равно" дается на числах, и только потом на карточках с изображением реальных предметов, который "больше" или "меньше". Хотя для ребенка логичнее сначала увидеть сущность "больше" или "меньше" на реальных примерах, и только потом перейти к их абстрактному осмыслению, т.е. перейти на числовые значения.

Предложенные картинки (божьи коровки и утки) не являются наглядными пособиями, способствующими пояснить пример, способны только запутать ребенка. Группировка животных такова, что не соответствует примерам, расположенным по картинкой. Ребенок вынужден сначала выделить группы, соответствующие числам. Пока он это делает, эффект "инсайта" от нахождения ответа на примеры, резко снижается. Так, смысл примера 6 - 2 для картинки про уток вообще неочевиден. То, что отдельные божьи коровки летят в разные стороны, или над утками разное количество галочек (чайки? стилизованные облака?), разумеется, способствует развитию внимания детей, но не способствует закреплению навыков сложения или вычитания, а ведь работа с картинками дается на заключительном этапе урока. Логичнее было бы использовать это упражнение в середине урока.

Контрольное упражнение было бы понятнее, если бы предварительно дети имели возможность осуществить этот пример механически (на реальных кружочках или иных предметах).

Таким образом, в учебнике математики И. Аргинской недостаточно упражнений, направленных на освоение базовых знаний арифметики, например, для выработки навыков счета. Нет системы по обучению решения задач, не выделены уроки повторения. Не используются заявленные как наглядные средства таблица, схема, диаграмма, взвешивание, лепка из пластилина, аппликация, коллажирование, оригами. Слабая опора на личный опыт ребенка.

Обучение грамоте

Рассмотрим принципы развивающего обучения, реализованные в учебнике по обучению грамоте - Нечаева Н.В., Белорусец К.С. "Азбука" Учебник по обучению грамоте и чтению и Нечаева Н.В., Булычева Н.К. "Я читаю? Я читаю. Я читаю!" Тетради по чтению к Азбуке в 3-х частях.

Азбука разработана для читающих и не читающих детей, звуки (буквы) изучаются блоками в порядке их фонетической трудности, заложены естественные причины для многократного перечитывания слов, предложений, текстов. Задания приучают к самостоятельному поиску вариантов решения проблем. В комплект входит методическое пособие.

Чтение начинается с того, что у ребенка возникает желание взять книгу в руки и просто листать ее. Именно для этого и издается приложение к Азбуке - библиотечка из трех богато иллюстрированных книжек. Игровые и проблемные задания, веселые тексты помогают развить предпосылки для беглого правильного чтения и организовать читательский опыт. И первоклассник может сказать: "Я читаю!"

В Тетрадях по чтению даны достаточно объемные тексты, что позволит первоклассникам безболезненно перейти в следующий класс.

Минусы начинаются уже с обложки Азбуки, на которой изображен кораблик, на котором дети и животные (почему-то все - экзотические) плывут, очевидно, в Страну Знаний (существование этой страны на обложке никак не обозначено). Таким образом, образом проводника и спутника в эту страну, в обучении грамоте для ребенка служит образ сверстника, а это в силу еще не преодоленного эгоцентризма ребенка 6 - 7 лет просто невозможно. Значимость взрослого Другого, Учителя нивелируется.

Обложка Азбуки сразу же говорит и о другом недостатке этого учебника - в Тетрадях по чтению мало произведений отечественных авторов, много зарубежных.

Проблемы учебника "Азбука" связаны с особенностями современных методик обучения чтению.

Учебные программы начальной школы до середины 80-х годов прошлого века строго следовали этому принципу: детей сначала знакомили с буквами и правилами, по которым из них складываются слова и далее - с правилами построения предложений и написания текстов.

Зрительный метод обучения был нацелен на то, чтобы дети привыкали писать так, как видели, а не так, как слышали. Чтению учили так же наглядно, посредством составления из букв слогов и слов, и далее составлению из слов предложений.

Однако этот метод обучения был признан неправильным, и были разработаны учебные программы, в основу которых был положен звуковой анализ речи.

Современные программы, основанные на фонематическом методе, обучают, в первую очередь, звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись, т.е. обучают детей писать так, как они слышат. А поскольку научить правильному написанию русских слов таким методом просто теоретически невозможно, даже у нормальных детей возникают неврозы на почве, снижение самооценки и психологический тупик.

Однако ни педагоги, ни психологи не подвергают сомнению качество учебной программы, но единодушны в том, что причина неграмотности - в недостатках развития фонематического слуха современных детей. И начинают развивать этот слух со старшей, а иногда и со средней группы детского сада.

Современные дети в течение двух-трех лет до поступления в школу выполняют разнообразные упражнения, чтобы научиться выделять фонемы и анализировать звуковой состав слова, а логопеды помогают им преодолевать дефекты звукопроизношения. Миф о том, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении чтению и грамотному письму, так утвердился за последние 20 лет, что уже никто не подвергает это положение сомнению. Считается, что даже буквы можно успешно усвоить только в том случае, "если:

1) ребенок имеет четкий слуховой и артикуляционный образ звука, т.е. когда он звук дифференцирует, не смешивая с другими, что называется фонематическим восприятием;

2) ребенок имеет представление об обобщенном звуке речи, о фонеме, имеющей смыслоразличительное значение, и умеет выделять звуки из речи, т.е. проводить фонематический анализ".

Педагоги, логопеды, психологи убеждают родителей, что грамотное письмо невозможно, если до школы не сформировать у ребенка фонематический слух. И приводят в подтверждение своих слов неграмотность современных школьников.

Пример реализации этого принципа обучения чтению в учебнике "Азбука" Нечаевой Н.В., Белорусец К. С.:

Тема: Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. Строчная письменная буква о. Умение выделять звук из речи. Знакомство с буквой О.

Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. Заглавная буква О.

Авторы учебника не учитывают, что существуют традиционалистские принципы русского языка и размещают картинки рядом с буквами совершенно не обращая внимания на то, как в действительности произносится то, что нарисовано на картинке.

Буква "О" в русском языке в предударной позиции всегда читается как [а] - речь идёт о литературной произносительной норме. Это знает любой образованный человек (иной иногда просто не обращает внимания, но знает точно). Само собой, что словам, начинающиеся на букву "О", также могут иметь ударение не на первом слоге, а где-нибудь далее. Если на втором, то первая буква "О" читается как [а], если на третьем и далее, то читается вообще как [ъ] (смутный сверхкраткий гласный среднего ряда и среднего подъёма).

В "Азбуке" около буквы "О" обычно рисуют: обезьян, очки, оленей и прочих интересных животных. А как читаются эти словам? [ъбиз'-jанъ], [ачки], [ален']... Что-нибудь похожее на звук [о] в начале этих слов нет, и никогда не было в литературном русском языке. Но ведь как происходит процесс обучения детей?"Смотри, вот буква "О-о-о". А рядом кто? [ъбиз'-jанъ], [ачки], [ален']." И у ребёнка в голове происходит коллапс. Почему "О", но потом учитель говорит словам, которые начинаются с иного звука. Ребёнку же невдомёк, что учат его писамть и читать, потому упор делают на графику. Он же слушает изначально.

Цитата: (обращение к родителям) Задача выделения звуков в слове трудна сама по себе, поэтому не стоит усложнять ее преждевременными заботами об орфографии. Если Ваш ребенок акает и на звук [А] предлагает слова АЛЕНЬ, АКНО, радуйтесь его развитому слуху и не спешите омрачить детскую находку сообщением о том, что слышится А, а пишется О: всякое знание хорошо в свое время.

И это касается не только буквы "О". Многие иные гласные буквы русского алфавита имеют такое же свойство. "Е" и "Я" - эти буквы постоянно читаются не так, как написаны. А ещё принцип йотации, который не так просто понять в малом возрасте. Почему произносящиеся одинаково в начале словам "йогурт", "йод" и "ёжик", "ёлка" относятся к разным буквам?

Проведем анализ урока по теме "Звуки [х] и [х']. Буква Х, х".

Цели:

Изучить новые звуки [х] и [х], букву Х х. Продолжить работу по формированию навыка чтения у детей. Расширить представление о мире, словарный запас.

Развивать частично-поисковую деятельность, мышление, внимание, речь, фонематический слух, навык конструирования.

Воспитывать прилежание, умение помочь ближнему (добрососедство), стремление к получению новых знаний.

Оборудование:

магнитофон,

золотой ключик,

фото Тима и Тома,

карточки с дифференцированными заданиями,

карточки для конструирования,

плакаты: “На что похожа буква", “Зачем слону хобот? ”, “Стихотворение - загадка”, “слово рассыпалось".

cлайды на тему “Как хлеб пришёл на стол".

Ход урока

I. Организационный момент.

Включается песня из мультфильма “Весёлая зарядка”. Дети выполняют движения за учительницей.

II. Постановка темы и цели урока.

Изучить звуки [х] и [х], букву Х.

III. Повторение.

На какие две группы делятся все звуки в русском языке?

Сколько гласных?

Назовите их хором.

Почему они относятся к гласным?

Какие ещё звуки есть?

Почему они относятся к согласным?

Почему согласные располагаются на таблице в два ряда?

Какими ещё могут быть согласные звуки?

IV. Работа над темой урока.

К какой группе относится звук [х] ?

Может ли он быть мягким? Назовите.

Фонетическая зарядка (отвечаем хором и используем новый звук).

Как стонет больной?

Как мы смеёмся?

Игра “Тим и Том"

У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том-друг твёрдых согласных, Тим - друг мягких согласных.

(Весь класс делится на друзей Тома и Тима).

М: Я называю слова. Если в них есть звук [х] - твёрдый, встают друзья Тома, если мягкий - Тима. (хор, хищник, холод, химик, хвост).

М: У вас на столе карточки, в них записаны слова, в которых встречается новый звук. Возьмите зелёный карандаш и подчеркните в этих словах мягкий звук [х] (карточки разного уровня сложности для сильных и слабых учеников).

Мы выяснили, что звук [х] может быть твёрдым и мягким. А ещё этот звук может быть звонким и глухим. Давайте, определим звук [х] глухой или звонкий.

Произнесём его хором.

Глухой или звонкий?

Почему?

Какой можно сделать вывод? (звук [х] -глухой)

Знакомство с буквой.

А теперь узнаем какой же буквой можно обозначить новый звук. Эта буква родиться прямо у вас в руках. Для этого нужно лишь развернуть букву К.

Ребята, на что похожа буква Х?

(отвечают дети)

Х - забавная игрушка, деревянная зверюшка.

Х-всё ходит, ходит, ходит, места что - ли не находит?

Кто может показать букву х при помощи рук и ног?

(чтение по учебнику слогов слияния).

Физминутка

“Буратино"

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся

Руки в сторону развёл. Ключик, что-ли не нашёл?

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

“Прятки".

Ребята я сейчас отвернусь, а вы должны спрятаться. Но из класса не выходить.

Учитель поворачивается, говорит удивлённо:

Где же все ребята?

Сейчас я снова отвернусь и посчитаю до трёх и вы занимаете своё место.1,2,3.

Игра “Буква потерялась”

М: У меня на столе появились какие-то странные слова. В них потерялся первый звук. Какой это звук?

Прочитайте слова и сразу опишите звук.

__алва, __леб, __итрец, ___алат, ___обот.

Развитие речи.

Что такое хобот?

У кого он есть? (слон, бабочка)

Для чего он нужен?

Посмотрите на рисунок и расскажите.

Стихотворение - загадка.

Прочитайте стихотворение - загадку и угадайте пропущенное слово.

Хомяку сказал хорёк:

_________ твой узок, мой широк.

О чём идёт речь?

Охарактеризуйте звук [х] в слове “хвост".

Игра “Хвосты".

Сейчас я раздам карточки, на которых слева нарисованы хвосты, а справа - названия животных. Ваша задача соединить верно хвост и животное, к которому оно относиться.

Если затрудняешься - посоветуйся с соседом.

(после завершения работы карточки сдаются).

Люди придумали и сделали машину, которая летает высоко и далеко. У неё как у птицы есть хвост.

Что это за машина?

Зачем ей хвост?

Игра “Слово рассыпалось".

К-Б нёс нам задания из нескольких слов, но споткнулся и рассыпал буквы. Ребята составьте из рассыпанных букв слова.

А) устно

Б) 1 ряд пишет на доске

В) 2 ряд откладывает слово в кассе.

Физминутка

“Хомка” Хомка, хомка, хомячок.

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Шейку моет, щёчки трёт.

Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 - хомка хочет сильным стать!

Текст из учебника:

Ребята, какое очень важное слово начинается со звука [х] ?

А знаете ли вы, откуда пришёл хлеб на стол?

Хлеб приходит с поля. Тракторист вспахивает землю. Хлебороб засеивает зерном поле. Колосья собирает комбайнер. Машины везут зерно на мельницу. Зерно перемалывают в муку. Из муки пекарь готовит тесто и выпекает хлеб.

Вот видите, ребята насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. За много лет народ сочинил немало пословиц и поговорок о хлебе.

“Хлеб - всему голова", “Худ обед, коли хлеба нет”.

Наверное, не раз вам говорили мама и папа, дедушка и бабушка о том, что хлеб нужно беречь.

Ребята, как вы бережёте хлеб?

Для того, чтобы хлеб пришёл на стол, трудятся много людей.

Прочитайте: Комбайнер, тракторист.

Объясните значение этих слов.

Как можно назвать одним словом? (хлебороб)

У кого из вас родители хлеборобы?

Работа по учебнику.

1. Чтение учителем рассказа.

На странице 56 найдите рассказ “Заботливая внучка”. Послушайте.

2. Беседа по содержанию.

Что значит слово “грамотный”?

Считаете ли вы себя грамотными?

3. Чтение рассказа учащимися.

IV. Итог урока:

Что нового вы изучили на уроке.

Какие звуки изучили?

Какой буквой они обозначаются?

Звонкий звук или глухой?

Выводы:

Важным компонентом учебника является наглядность. Рисунки, иллюстрации в большинстве случаев представляют собой сплав наглядности, значения и строения слова, помогают восприятию смысла предложения или содержания текста (готового и конструируемого).

Большое внимание уделяется разнообразию видов упражнений и форм работы с учебным материалом. Предпочтение отдается таким, которые требуют анализа материала: звуко-буквенный анализ, осмысление словоизменений, вычленение предложений из потока речи, подбор собственных примеров по заданиям.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать