Средства обучения и их применение на уроках производственного обучения
абота на тренажерах тесно связана с основами теоретических знаний специальных дисциплин и, способствуя их закреплению, развивает логическое мышление и активизирует сенсомоторную деятельность.

Воспитательное значение использования средств обучения в учебном процессе.

Обдумывая организацию урока, следует помнить, что как бы он ни был построен, он повлияет в той или иной степени на личные качества ученика.

У ученика в процессе обучения либо возникает интерес к учению, либо утверждается равнодушие, он стремится к знаниям или разочаровывается в учении. Во всех случаях формируется настойчивость в преодолении трудностей, целеустремленность, добросовестность, жажда к знаниям и умениям.

Таким образом, обучение всегда активно, оно не бывает нейтральным, т.к воспитывают не только учитель, учебный материал, но и сами средства и способы обучения, характер и взаимоотношения его участников, вся духовная и материальная обстановка.

Комплексное использование средств экранизации и звукозаписей позволяет вызвать у учащихся иллюзию присутствия, ощущения реальности того, что они видят и слышат.

Воздействуя с большой силой на воображение, эти средства способствуют созданию у учащихся ярких образов, которые помогают им глубже проникнуть в суть рассматриваемых явлений и процессов, учение делается эмоциональным, развиваются чувства, воображение, мысль. Таким образом. Учебный процесс делается эмоционально насыщенным, интересным.

Сотрудниками лаборатории учебного кино, радио и телевидения установлено, что к моменту прихода учителя к уроку психологически подготовлена только половина учащихся. На подготовку остальных к восприятию учебного материала, уже в присутствии учителя обычно расходуется в среднем до 3 минут. Если же урок начинается с использования экранных средств или звукозаписей, то время на подготовку учащихся сокращается.

Через 18-20 минут после начала урока, если не используются технические средства, часть учащихся постепенно отвлекается и преподаватель вынужден делать замечания им, отвлекая от работы весь класс. Если же на уроке применяются экранные или звуковые пособия, устойчивость внимания сохраняется на протяжении всего урока, время для учащихся течет незаметно.

Установлено, что особое благоприятное влияние на внимание учащихся и соответственно качество усвоения учебного материала оказывает демонстрация коротких кинофрагментом (прослушивание коротких звукозаписей в сочетании со статическими кадрами из диафильмов, слайдов кодоскопа.

Весьма эффективным средством формирования внимания является самостоятельная работа учащихся со специально подготовленным текстом, содержащим указания: "покажи", "обведи", "рассмотри".

Многолетние наблюдения показали, что при комплексном использовании ТСО в процессе учебной деятельности создаются условия, при которых учащиеся работают с большим подъемом и интересом, в таких условиях внимание поднимается на уровень послепроизвольного.

Труд, выполняемый на уровне послепроизвольного внимания, увлекает человека своим содержанием и способом выполнения, доставляет наслаждение своеобразностью сплетения физических и интеллектуальных сил. Этим объясняется высокая продуктивность и воспитательная сила такого труда. Все это повышает интерес к избранной профессии.

Применение ТСО на уроках обеспечивает внутреннюю готовность учащихся к восприятию новой информации, мобилизирует их внимание.

Сознательная учебная активность учащихся на уроке является важнейшим показателем целесообразности процесса обучения и, следовательно, воспитательного воздействия на учащихся. Само общение с техническими средствами обучения способствует общему развитию учащихся.

Оптимальная частота применения ТСО зависит от учебного предмета, возраста, подготовленности учащихся, мастерства преподавателя и комплекса используемых пособий, а также других условий, определяющих ход учебного процесса.

2. Пикировка сеянцев капусты

План урока

Тема программы: "Выращивание овощных культур для открытого грунта".

Тема урока: "Пикировка сеянцев капусты".

Цель - овладеть приемами пикировки сеянцев капусты.

Задачи:

дидактические:

освоить приемы пикировки сеянцев капусты,

научиться сортировать сеянцы и рассаду капусты,

воспитательные:

воспитать чувство коллективизма, готовности к общению,

воспитать ответственность, дисциплинированность.

развивающие:

сформировать умение систематизировать материал,

развивать память и внимание.

Тип - урок по изучению трудовых приемов.

Вид - практический: демонстрация приемов работы мастера, самостоятельная работа учащихся.

Методы:

обучения - алгоритмический,

преподавания - инструкционный,

учения - практический.

Дидактическо-материальное оснащение: инструкционные карты, технологические схемы, плакаты, дидактический материал, инструменты (грабли, трамбовка, зубовые маркеры, пикировальные колышки, лейки, рыхлители), мед. аптечка, образцы рассады, эталоны посадочного материала.

План урока

№№

Структурные элементы

Время, мин

1.

Организационный момент:

проверка явки учащихся,

проверка внешнего вида,

проверка готовности к уроку (наличие дневников)

3

2.

Подготовка учащихся к изучению учебного материала:

сообщение темы программы и урока,

целевая установка на урок,

мотивация учебно-познавательной деятельности,

актуализация опорных знаний, умений и навыков

25

1

1

1

22

3.

Вводный инструктаж

25

4.

Текущий инструктаж

5 часов

5.

Заключительный инструктаж

5

6.

Выдача домашнего задания

2

Итого: 6 часов

План-конспект урока

№№

Этапы урока

Действие мастера

Действие учащихся

1

2

3

4

1.

Организационный момент -3 мин.

Приветствие учащихся, проверка явки учащихся (с отметкой в журнал),

проверка внешнего вида,

проверка готовности к уроку (наличие дневников).

Приветствие мастера п/о, доклад дежурного о готовности к уроку, выяснение причин неявки учащихся

2.

Подготовка учащихся к изучению учебного материала - 25 мин.

Сообщение темы программы и урока.

Сообщение цели урока.

Мотивация учебно-познавательной деятельности путем объяснения значения изучаемых вопросов урока.

Актуализация опорных знаний, умений и навыков (проверка домашнего задания):

выдача карточек-заданий,

выдача тестовых заданий,

выдача кроссвордов,

заслушивание рефератов на темы: "Капуста - древний овощ", "Пищевое значение капусты".

Дополнения и замечания по проверке д/з.

Внимание на мастера п/о.

Выполнение заданий в виде карточек, тестов, кроссвордов.

Зачитывание докладов по рефератам.

3.

Вводный инструктаж - 25 мин.

Объяснение темы урока по плану (план написан на доске).

Сообщение правил техники безопасности и организация рабочего места.

Задавание вопросов учащимся по т/б. Объяснение неясных моментов по т/б.

Демонстрация приемов пикировки с использованием инструкционной карты.

Предоставление возможности учащимся выполнить пробные упражнения.

Наблюдение за работой учащихся, исправление ошибок и неточностей.

Внимание на мастера п/о, на доску, записывание темы и плана урока в дневник по п/о.

Ответы на вопросы по т/б.

Выяснение непонятных вопросов по т/б.

Роспись в журнале по т/б.

Выполнение пробных упражнений (по двое учащихся из бригады).

Выяснение неясных моментов при выполнении упражнений.

4.

Текущий инструктаж - 5 часов

Выдача, объяснение заданий с использованием инструкционной карты.

Определение нормы выработки.

Целевые обходы, контроль за выполнением заданий.

Выявление ошибок, неточностей.

Самостоятельная работа.

5.

Заключительный инструктаж - 5 мин.

Анализ типичных ошибок, анализ итоговой работы (выполнена ли норма, качество работы), достигнута ли цель урока.

Выставление оценки за урок в журнал по п/о. В дневник учащимся.

Вопросы и пожелания мастеру.

6.

Выдача домашнего задания - 2 мин.

Выдача домашнего задания

в виде повторения темы "Уход за овощными культурами капустной группы" по учебнику "Овощеводство" С.Ф. Ващенко.

Записывание д/з в дневник.

Заключение

ТСО являются надежным помощником преподавателя, эффективность которых зависит от умения применять их в комплексе.

Под комплексным применением ТСО в учебном процессе понимается научно-обоснованное, системное сочетание новой дидактической техники с традиционными формами и методами обучения, которые при активной работе учащихся под руководством преподавателя обеспечивают оптимальное решение учебных и воспитательских задач.

Какое бы место в структуре занятия не занимали бы ТСО, следует помнить, что они должны органически вписываться в систему построения урока.

Анализируя этот момент, необходимо отметить взаимосвязь ТСО с другими средствами обучения, используемыми на уроке, наличие логических переходов от одного средства обучения к другому.

Совместная деятельность преподавателя и учащихся в учебном процессе с использованием ТСО может протекать следующим образом:

ТСО используются в качестве иллюстрации к излагаемому преподавателем учебному материалу - такой метод носит название наглядно-иллюстративного,

ТСО служит источником нового учебного материала. В этом случае преподаватель организовывает самостоятельную познавательную деятельность учащихся - такой метод носит название познавательно-активного.

Тот или иной метод избирается преподавателем в зависимости от ряда факторов: познавательной сложности изучаемого материала, подготовленности учащихся, содержания аудиовизуальных учебных пособий, времени, отводимого на изучение учебного материала.

С методами использования ТСО на учебных занятиях очень тесно связаны приемы.

Прием использования на уроке ТСО - это часть метода, его структурный элемент. Причем одни и те же приемы могут использоваться при применении различных методов.

Аудиовизуальные пособия являются очень гибкими учебными средствами. Их можно использовать на уроке полностью, частями, отдельными кадрами, в сочетании с другими средствами обучения.

Многообразие приемов позволяет сделать использование ТСО на занятиях разноплановым, интересным и более эффективным.

Организация познавательной деятельности учащихся на занятиях с использованием ТСО является одним из наиболее значительных факторов, влияющих на эффективность учебного процесса, проводимого в условиях применения ТСО.

При работе с ТСО всегда следует помнить, что сами по себе аудиовизуальные пособия не могут повысить познавательную активность обучаемых, если для этого не будут приложены усилия педагога.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся в условиях использования ТСО могут быть самыми разнообразными, но объединяет их одно: необходимость психологической установки на восприятие.

Для ее обеспечения используются следующие педагогические приемы:

внимание слушателей обращают на главное в фильме, радио или телепередаче,

дают указание обучаемым самим выделить главное, существенное в сообщаемой информации,

перед обучаемыми ставят проблемные вопросы, чтобы направить их восприятие в нужное русло,

просят обучаемых обратить внимание на отдельный эпизод или фрагмент, сравнить данную информацию с предыдущей и т.д.,

предлагают им самим сделать определенные выводы, дать рекомендации.

Указанные цели просмотра, постановка определенной задачи, обсуждение просмотренного или прослушанного материала - обязательное условие, обеспечивающее организацию самостоятельной познавательной активности слушателей.

Подбор комплекса ТСО на урок должен производиться с учетом педагогических и выразительных возможностей отдельных видов ТСО, с соблюдением эмоционального ряда.

Под комплексом ТСО следует понимать набор средств, позволяющих наиболее рационально решать образовательно-воспитательные задачи учебного процесса.

Комплекс ТСО - это не простое суммирование специфических особенностей отдельных средств обучения, а новое дидактическое средство, обладающее интегративными свойствами.

Содержание учебного материала не должно дублироваться отдельными элементами комплекса, а должно раскрывать изучаемый материал с разных сторон и точек зрения.

При анализе правильного подбора комплекса средств для проведения занятия необходимо ответить на вопросы:

нельзя ли было достаточно убедительно донести до учащихся изучаемый материал вербальным путем.

не достаточно ли было для решения поставленной проблемы только одного какого-то пособия,

учтена ли при подборе комплекса сила эмоционального воздействия на учащихся,

не перегружено ли занятие ТСО

Немаловажным фактором, способствующим эффективному применению ТСО в учебном процессе являются условия, в которых они используются. Имеются ввиду учебно-материальные, организационно-технические и санитарно-гигиенические условия.

Под учебно-материальными условиями следует понимать учебное оборудование и учебные средства. К их выбору следует подходить из требований оптимальности.

Эти требования предполагают, что при минимальном числе и за минимальное время, а также при минимально необходимых экономических затратах учебно-материальные средства должны обеспечивать максимальную эффективность и качество усвоенного учебного материала.

К организационно-технических условиям относится подготовка к занятию с применением ТСО класса, аппаратуры, средств обслуживания учебного процесса, а также отладка способов управления ТСО.

К санитарно-гигиеническим условиям относится качество демонстрирования учебных пособий и факторы, обеспечивающие наилучшее восприятие экранно-звуковой информации.

Технические средства обучения комплексно воздействуют на такие анализаторы, как слух, зрение. Оптимальное восприятие, переработка информации, а также сохранение устойчивого уровня работоспособности учащихся на продолжении всего урока зависят от ряда факторов: яркости, контрастности, четкости изображения на экране, чистоты, громкости и разборчивости звука, просмотровых зон, продолжительности демонстрации, места урока в расписании занятий, учебного предмета. Все эти факторы должны учитываться при анализе урока.

В заключении анализа урока, проводимого с использованием ТСО, следует сделать вывод о влиянии применяемых аудиовизуальных средств на повышение эффективности урока. Здесь следует исходить из критериев оптимизации учебного процесса, которые сводятся, в конечном счете, к тому, чтобы при минимальных необходимых затратах времени, материальных средств, усилий учащихся и преподавателя получить максимально возможные результаты обучения.

Список использованной литературы

1. Вадюшин В.А. ТСО в профессионально-технических заведениях - М.: Высшая школа, 1983.

2. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства - М.: Высшая школа, 1988.

3. Клементьев В.А. Методические рекомендации по применению видеомагнитофона при обучении учащихся в учебных заведениях профтехобразования и квалифицированных рабочих на производстве. - М: Высшая школа, 1981.

4. Кочетов С.И. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения. - М.: Высшая школа, 1986.

5. Новиков А.М. Применение ТСО в учебно-воспитательном процессе. - М.: Высшая школа, 1989.

6. Повышение продуктивности деятельности преподавателя в учебном процессе с применением ТСО: Методические рекомендации. - Л.: Лен. издат-во, 1989.

7. Шостак Я.Е. Комплексное применение ТСО в учебном процессе. - М.: Высшая школа, 1983.

Приложения

Карточка-задание №1: Назвать, под каким номером находятся бракованные сеянцы.

Эталоны ответов: 5,6.7,8,9.

Карточка-задание №2: Назвать причины брака при пикировке.

Эталоны ответов: б) - перегиб стебля, в) - корень недостаточно обжат землей, г) - завышенная посадка.

Тестовое задание №1 на тему: "Пикировка сеянцев капусты".

Эталоны ответов:

Двулетнее.

10-12 г.

Тепло, свет, вода, подкормка.

Усилить рост кочана.

Светолюбивое.

Амагер, Крюмон, Зимовка, Слава.

Тестовое задание №2 на тему: "Пикировка сеянцев капусты".

Эталоны ответов:

Пикировка.

Капустные.

Холодостойкое.

Усилить развитие листьев.

10-12 дней.

Июньская, Номер первый Грибовский, Казачок.

Кроссворд №1 по теме: "Пикировка сеянцев капусты".

Эталоны ответов:

Подкормка.

Парник.

Капуста.

Посев.

Маркер.

Уход.

Урожай.

Кроссворд №2 по теме: "Пикировка сеянцев капусты".

Эталоны ответов:

Пикировка.

Рассадник.

Полив.

Удобрения.

Рассада.

Трамбовка.

Маркер.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать