Стандартизация в системе образования
еларусь не может сейчас вступить в Болонский процесс только потому, что чиновники органически не приемлют перестройку университетской технологии по принципам демократизации и гуманитаризации. Из Болонской системы перенимается только то, что позволяет удачно вписывать в старую советскую авторитарную систему образования. Рейтинговые и кредитные системы очень успешно позволяют осуществлять т. н. контроль над преподавателями и студентами, самостоятельная работа позволяет регулировать нагрузку преподавателей, новые образовательные технологии успешно подаются как достижения в информатизации и методиках преподавания, запускаются процессы жесткой нормировки и стандартизации учебных планов и программ.

Белорусское образование до сих пор спокойно переносит назначение, а не выборность ректоров вузов. Белорусские университеты до сих пор не нуждаются в академических свободах и ждут указаний сверху. Белорусские профессора и преподаватели продолжают "делить часы", писать и переписывать учебные планы и "подчищать" программы, транслировать готовые знания и никак не могут понять суть современного содержания образования и современных технологий образования. Белорусские менеджеры и управленцы до сих пор не различают рыночные схемы от нерыночных, с легкостью перекраивают 11-летнюю школу в 12-летнюю и наоборот, национализируют частные университеты и закрывают неугодные учебные заведения. Белорусские парламентарии демонстрируют поразительные методологические познания, механически смешивая несовместимое. Белорусские академики продолжают утверждать, что советская школа - самая лучшая в мире. Третий сектор остается территорией споров и выяснения отношений.

Сегодня университетское образование - это не просто учебный процесс, это образовательная услуга высокого качества, имеющая содержательный, квалификационный и культурный стандарт. В современной образовательной технологии радикальным образом сменяется тип отношений между преподавателем и студентом, между университетом как социальной организацией и студентами. Это уже не просто отношения трансляции новых знаний от преподавателя к студенту, а отношения сложного сотрудничества и содержательной коммуникации с привлечением современных компьютерных и гуманитарных технологий.

4. Основные барьеры на пути развития качественного образования

1. Отсутствие возможности для развития частного образования

В Беларуси созданы крайне неблагоприятные условия для развития частного начального, среднего и высшего образования. Государство блокирует конкуренцию со стороны частных организаций. Навязывание формата, программ и методик обучения частным школам блокирует инновационность, творчество и разнообразие в системе образования. Родители платят дважды. Один раз - в виде налогов на государственную систему образования, другой раз - за частную школу. Поставленное в неравные условия частное образование не может конкурировать по цене. Только создание условий равной конкуренции сможет создать здоровую систему стимулов для развития полноценного рынка образовательных услуг и для повышения его качества.

2. Чрезмерная централизация

Без Министерства образования и его разветвленной региональной сети невозможно принять ни одно важное решение. Централизованно устанавливаются программы обучения, количество часов, отводимые на тот или иной предмет. Централизованно определяется, какие предметы и в каких классах будут изучаться, а также какие учебники будут использоваться. Зарплаты учителям также устанавливаются централизованно. Такая система блокирует стимулы к творчеству, инновационности и тестированию новых методик.

3. Уравниловка в системе образования

Желание причесать всех под одну гребенку достигло своего апогея в последней реформе системы образования. Многие изменения вызвали недоумение даже у некоторых чиновников. Такие меры, как запрет на создание профильных классов, введение жестких ограничений на появление новых гимназий, запрет на обучение иностранных языков в течение первых двух лет обучения, а также ограничение двумя часами в неделю уроков иностранных языков абсурдны и опасны для будущего Беларуси. Ошибка сегодня обернется потерей качества человеческого капитала на многие годы вперед. Когда знание иностранных языков становятся базовым требованием на региональном рынке труда, в том числе внутри страны, такая реформа резко сокращает потенциал белорусской молодежи. Сегодня без знаний иностранных языков молодежь лишается возможности получать доступ к огромному объему информации, доступной в Интернет, открытых электронных библиотеках и базах данных.

4. Дискриминация при поступлении в вузы по месту жительства и учебы

Дискриминация при поступлении по месту жительства и учебы (раздельные конкурсы для сельских и городских абитуриентов) является формой наказания за знания, за успех, за трудолюбие. Система, при которой решающим при поступлении становятся не знания, а место жительства и учебы, не может считаться ни справедливой, ни разумной. Проблемы с качеством образования в сельской местности не могут служить оправданием. Если государственная образовательная монополия не в состоянии предоставить качественное образование на селе, то чиновникам стоит задуматься об оправданности существования такой монополии, а не заниматься созданием очередных барьеров.

5. Принудительное распределение студентов

Принудительное распределение студентов не имеет ни морального, ни практического оправдания. Ко всему этому оно нарушает статьи 41, 49 Конституции Республики Беларусь. Принудительное распределение студентов приводит к тому, что студент не в состоянии выбрать наиболее оптимальное начало своей карьеры, выбрать такое место работы, где его доходы, а, следовательно, производительность труда были бы наивысшими. Вместо этого его принуждают к отработке нескольких лет "каторги" на зачастую убыточных предприятиях, которые камнем висят на шее белорусской экономики и приносят ей только потери.

6. Отсутствие признания образования за рубежом

Беларусь является чуть ли не единственной европейской страной, не присоединившейся к Болонскому процессу. После крайне неудачной реформы системы образования в нашей стране отсутствует возможность получения степени бакалавра и магистра. Это закрывает дорогу к международному признанию белорусских дипломов. Чиновники и политики создали искусственные препятствия на продолжении белорусскими студентами своего высшего образования заграницей. Если студент отучился 4 года в белорусском вузе, то он не может получить степень бакалавра и продолжить обучение на степень магистра в хорошем зарубежном университете.

Используемый белорусскими властями способ борьбы с утечкой мозгов не работает. Молодежь все равно находит способы и средства уехать за рубеж, потому что правительство родной страны лишает человека права выбора места и содержания образования, формы занятости и вознаграждения за него.

7. Идеологизация образования

Идеологизация белорусского образования блокирует развитие настоящей науки, не позволяет создать атмосферу плюрализма, творчества и научного поиска. Наличие в программах всех университетов предмета "Идеология белорусского государства" свидетельствует о попытке подчинить науку и образование монополии одной политической силе. Строгая стандартизация, используемая в других гуманитарных дисциплинах, требование использования "правильных" учебников только усиливает идеологизацию белорусского образования.

Еще одним серьезным недостатком существующей системы является наличие чрезвычайно жесткого контроля государства над научной, исследовательской деятельностью студентов и преподавателей. Без соответствующего разрешения руководства Министерства образования ни студенты, ни преподаватели не могут посещать зарубежные семинары и конференции, участвовать в научно-исследовательских и практических проектах.

8. Ограничения по набору студентов

Министерство образования Беларуси доводит до вузов план набора специалистов на внебюджетной основе. Подобная практика необоснованна и нарушает законные права граждан. Чиновники аргументируют такой подход якобы "перепроизводством" специалистов определенных специальностей (в частности, экономических и юридических) и предстоящей невозможностью выпускников трудоустроиться после окончания вуза. Однако в поддержку этого тезиса не приводится никаких доказательств. Официальная статистика показывает, что из всех безработных (около 40 тысяч) только 10% имеют высшее образование. Характер изменений на рынке труда в условиях структурного кризиса, полная неопределенность в условиях глобального кризиса резко сокращают возможность Правительства и Министерства образования прогнозировать развитие рынка труда и навязывать количество мест по тем или иным специальностям.

9. Отсутствие возможности выбора предметов

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются школьники, студенты и их родители, - перегруженность учебных планов. Их утверждает и навязывает каждому учебному заведению Министерство образования. Наличие множества обязательных предметов, которые вынуждены учить школьники и студенты, мешает им сосредоточиться над профильными предметами. Нередко случается и так, что к началу четвертого курса, сдав десятки экзаменов, студенты не имеют никаких практических навыков по своей специальности. Вместо практических знаний и умений они вынуждены учить большое количество предметов, которые не понадобятся им в их профессиональной деятельности. Предоставление права самому студенту определять набор предметов в вузе, с одной стороны, является практической реализацией принципа свободы выбора. С другой стороны, студент берет на себя часть ответственности за качество и характер получаемого образования.

10. Наличие профессионально-психологического тестирования

Указом Президента № 70 от 08.02.2008 года были определены специальности, для поступления на которые надо пройти профессионально-психологическое тестирование, т. е пройти тест на соответствие будущей профессии. Данная мера противоречит правовым принципам и нормам. К примеру, выпускники специальности "государственное управление и экономика" могут работать государственными чиновниками, аналитиками, экономистами на предприятиях, организаторами производства и т.п. В каждом из этих случаев к претенденту на должность выдвигаются разные психологические требования. Какие из них будут определять тестирующие? Это классический пример ситуации, когда необходимо отобрать еще не существующее знание. Наличие обязательной процедуры профессионально-психологического тестирования является способом выманивание бюджетных денег и еще одной формой идеологической чистки абитуриентов.

11. Неадекватное финансирование. Ограниченные полномочия учебных заведений по распоряжению ресурсами. Отсутствие контроля и прозрачности бюджетов

Рост государственных расходов на образование не приводит к повышению уровня знаний. Министерство образования имеет слишком большие полномочия по распоряжению ресурсами, выделяемыми на школы и университеты. На лицо чрезмерное, постатейное регулирование статей расходов. Руководители школ и вузов сильно ограничены в создании мотивации для наиболее творческих, профессиональных, пользующихся популярностью у студентов преподавателей. С другой стороны, сами учебные заведения ограничены в способности осуществлять коммерческую деятельность и использовать получаемую прибыль на собственное развитие.

12. Законодательный запрет домашнего образования

Запрет на получение образования в домашних условиях нарушает неотъемлемое право человека на свободу выбора. Причины, по которым родители могут отдать предпочтение домашнему образованию могут быть различными: неудовлетворенность качеством государственного образования, политические или религиозные взгляды и т.д.

13. Отсутствие реального студенческого самоуправления

Процессы, происходящие в студенческом самоуправлении, производны от общей ситуации в образовании. Сегодня в белорусских вузах в организационном плане нет структуры, реально поддерживающей связь администрации со студенчеством. Настоящее студенческое самоуправление в Беларуси скорее мертво, чем живо. Нет оснований считать студентов полноценными партнерами учебного и воспитательного процесса. Вузы превратились в институты по насаждению определенной идеологии. Студенты беззащитны перед решениями администрации вузов и преподавателей. Их используют для массовки на разного рода государственных праздниках и мероприятиях. Программы обучения не соответствуют требованиями рынка труда. Научная работа ведется формально, ради галочки.

Одна из обязанностей студенческих организаций поддерживать студенческие инициативы, но на практике, к сожалению, мы видим, что большинство инициатив не рождаются в студенческой среде, а в нее привносятся. Студенческое самоуправление, созданное по указанию сверху, приводит к имитации реальной работы, созданию "карманных студенческих советов", тем самым, порождает в молодых людях неверие в общественные организации, пассивность и апатичность.

Студенты настолько закрепощены, что по поводу любой инициативы должны обращаться за разрешением к администрации вуза, а для того, чтобы принять участие в международной конференции за рубежом или пройти стажировку в зарубежном вузе, требуется разрешение самого министра образования. У студентов не спросили, какая система образование нам нужна, европейская или советская.

Место настоящего студенческого самоуправления занимают структуры, финансируемые и поддерживаемые администрацией вузов и государством. Это не студенческое самоуправление. Это пример административного, идеологического управления студенческой молодежью. Это способ подавления инициативы снизу, попытка загнать творческих, динамичных, неординарных людей в узкие рамки политической корректности.

Попытки создать идиллическую картинку гармонии студентов и преподавателей явно не получаются. Сам факт наличия целой системы принуждения к членству в отдельных молодежных организациях является доказательством серьезных проблем в вузах, связанных с острым дефицитом реального студенческого самоуправления.

Гражданский активизм приветствуется только для поддержания официальных праздников и обязательных субботников. Блокируются программы студенческих обменов. Студенты практически лишены возможности полноценно участвовать в европейских студенческих учебных, научных и общественных программах.

Студентам недоступны работающие механизмы и процедуры оспаривания оценок, качества преподавания, программ разных курсов и их содержания. Существенно ограничены возможности факультативного обучения.

Студенты лишены возможности участвовать в обсуждении и принятии бюджетов вузов. Мнение молодежи не учитывается при распределении расходной части бюджета вуза. Поэтому студенты наблюдают острую нехватку студенческих общежитий и чрезвычайно слабую материально-техническую базу.

Стремительно расширяется практика платного обучения. Государственные вузы гонятся за количеством студентов, а не качеством образования. Существующая в рамках образовательной государственной монополии платная система пересдачи зачетов и экзаменов стала еще одной распространенной формой злоупотреблений в вузах. Опять же студенты не имеют возможности через свои структуры самоуправления защищать свои интересы. Если человек покупает некачественный товар в магазине, он может через общество защиты прав потребителей защитить свои интересы. Студенты же лишены даже такой базовой формы защиты. Все проблемы, связанные с организацией процесса обучения, решались бы гораздо более эффективно, если бы в Беларуси были развиты структуры студенческого самоуправления.

Система воспитания молодежи в вузах находится в критическом состоянии. Каждая политическая кампания в стране сопровождается резким увеличением давления на студентов со стороны администрации вуза. Молодежь делает вид, что подчиняется, но двойные стандарты делают ее циничной, оппортунистической и безынициативной. Моральный кризис, зажатая атмосфера вузов, дефицит свободы мысли, слова и творчества - все это является не меньшими недостатками системы образования, чем непрофессиональные преподаватели и некомпетентные администраторы.

Таким образом, белорусская система образования характеризуется целым рядом серьезных структурных, содержательных, административных и правовых проблем. Многочисленные попытки ее реформирования закончились неудачей. Нет оснований верить в потенциал Правительства создать в Беларуси конкурентную систему образования.

Потенциал для положительных изменений в данной сфере огромен. Реформа системы образования должна быть основана не на бюрократических изощрениях, не на манипуляциях с продолжительностью обучения, а на изменении самого подхода к организации образования в стране. Краеугольным камнем предлагаемой реформы должен быть переход от монополии и бюрократического произвола к свободе выбора и контроля за образованием теми, кто и должен иметь решающий голос в образовании - к самим ученикам и их родителям. Как показывает международный опыт, именно такие изменения приводят к созданию наиболее эффективных систем образования в самых разных странах и регионах, с самым разным уровнем финансирования образования и экономического развития.

5. Основные меры по реформированию сферы образования

1. Введение образовательных ваучеров

Суть данного нововведения заключается в переходе от финансирования школ к финансированию учеников. Переход на ваучеры предполагает, что родители всех детей школьного возраста получают ваучер на одну равную для всех сумму. Этот ваучер можно использовать в любом образовательном учреждении независимо от формы собственности. На полученные от родителей ваучеры школы получают средства из бюджета.

Таким образом, при сохранении государственного финансирования образования открывается широкое поле для конкуренции между образовательными учреждениями. Ликвидируется государственная монополия и дискриминационные практики министерства образования. В новой системе родители, а не чиновники "заказывают музыку", т. е оценивают качество производителей услуг. Школы должны бороться за потребителей, т. е родителей, которые самостоятельно делают выбор. Именно они, а не покровительство чиновников, имеют решающее влияние на то, какие школы будут развиваться, а какие уходить из рынка образовательных услуг.

Подобная система уже около 100 лет функционирует в Нидерландах. Эта страна традиционно входит в число мировых лидеров по уровню показанных ее учениками знаний по международным тестам. Переход к образовательным ваучерам осуществился также в Чили, во многих штатах Америки и регионах Европы. Везде отмечается повышение качества образования, как в частных, так и в государственных школах.

2. Свобода школ и университетов в выборе программ обучения, используемых учебников, учебных методик, а также режима посещения занятий

Данные международных тестов свидетельствуют, что отсутствие централизованного контроля в этих сферах приводит к повышению качества демонстрируемых знаний на 4 - 7% [1]. Обеспечение свободы выбора позволит избежать навязывания определенных идеологий, политических либо религиозных убеждений. Свобода выбора позволит обеспечить диверсификацию системы образования, повысит ее адаптативность и гибкость в плане интеграции инноваций и новых знаний. Учебные заведения вправе приглашать на работу или чтение лекций (курсов) белорусских и иностранных специалистов по своему усмотрению. Необходимо законодательно утвердить право университетов определять режим посещения занятий студентами, режим совмещения учебы и работы, внедрение практики сдачи дисциплин экстерном. Это позволило бы молодым людям более эффективно совмещать учебу и работу, самостоятельно распределяя между ними свое время.

3. Большее влияние родителей на процесс образования

Родители должны входить в советы школ, иметь возможность определять содержание образовательного процесса, участвовать в решении конфликтных ситуаций между учителями и учениками, а также в администрировании денежных и материальных ресурсов.

4. Снятие всех бюрократических барьеров на пути создания и функционирование частных школ

Результаты международных тестов по математике и естественным наукам показывают, что повышение доли учеников, обучающихся в частных школах, приводит к улучшению их результатов на 3 - 6%. Законодательство, регулирующее рынок образовательных услуг, должно неукоснительно соблюдать принцип равенства организаций всех форм собственности в сфере начального, среднего и высшего образования.

5. Переход к полной автономии школы в проведении кадровой политики и определении зарплат учителей

Здесь предусматривается передача активов на баланс учебного заведения, расширение полномочий высшего руководящего органа по бюджетированию, кадровой политике и программе. Опыт стран, в которых учебные заведения обладают автономией, показывает, что ученики демонстрируют знания по математике и естественным наукам на 4 - 5% лучше (результаты тестирования).

6. Свобода университетов в выборе системы вступительных экзаменов

Университеты должны иметь право использовать как государственные централизованные тесты, так и собственные экзаменационные задания. Централизованное тестирование в Беларуси должно было стать эффективным инструментом оценки знаний и ликвидации коррупции в системе образования. Сегодня данный процесс еще не отлажен. Система оценки, проверки знаний, проведения экзаменов требует доведения до строгих стандартов объективности и прозрачности.

7. Запрет на дискриминацию по месту рождения, расе, религии, национальности, возрасту, месту обучения при приеме в государственные вузы

Единственным критерием определения доступа в учебное заведение является уровень знаний, определяемый тестами, экзаменами или иными формами проверки знаний.

8. Немедленная отмена принудительного распределения студентов

Распределение студентов является современной формой крепостного права. Единственной приемлемой формой занятости выпускников является подписание добровольных договоров с работодателями на взаимно приемлемых условиях. Государство, финансируя государственную систему образования за счет налогоплательщиков, не вправе требовать компенсацию с тех студентов, которые получают образование за счет бюджета.

9. Присоединение к Болонскому процессу. Восстановление системы бакалавриата и магистратуры

Беларусь должна унифицировать свою систему образования с европейской, чтобы повысить возможности выпускников белорусских вузов на общеевропейском рынке труда и ценность диплома при поиске работы внутри страны, особенно среди иностранных работодателей.

10. Упрощение процедуры перехода из одного вуза в другой.

Данная мера позволит студентам увеличить шансы найти работу по душе, по уровню знаний и своему жизненному плану. Государство должно минимизировать издержки перехода, потому что в дальнейшем будет гораздо меньше искажений на рынке труда.

11. Автономия учебных заведений по распоряжению денежными ресурсами, ликвидация централизованной системы жесткого контроля над финансовыми ресурсами вузов.

12. Ликвидация практики одобрения Министерством образования поездок студентов и преподавателей за рубеж.

Учебное заведение вправе самостоятельно решать вопросы командировок студентов и преподавателей для участия в конференциях, семинарах, симпозиумах и т.д.

13. Расширение практики выделения кредитов на получение образования.

Вузы самостоятельно решают вопрос о предоставлении стипендий на обучение. Бюджетное финансирование получения высшего образования не предусматривается. При этом правительство может устанавливать именные стипендии и финансировать получение высшего образования. Успешное развитие системы долгосрочного кредитования студентов возможно только при ответственной макроэкономической политике правительства (низкая инфляция, бездефицитный бюджет, открытая конкуренция на рынке финансовых услуг и товаров, свободная торговля, интеграция Беларуси в единый европейский рынок). Помимо этих факторов развитый финансовый рынок, наличие в стране большого объема капитала являются лучшими гарантами доступности кредитов на получение образования.

14. Снятие запрета на домашнее образование. Разрешение получения средств на образовательный ваучер на цели домашнего образования

Школа на дому позволит разнообразить систему образования, укрепит семьи и местное сообщество, а также позволит обогатить систему образования самыми разнообразными дидактическими методиками и способами обучения.

15. Четкое определение статуса организаций студенческого самоуправления в вузе, закрепление за студентами права формировать 1/3 высшего органа управления вузом, обеспечение по-настоящему демократических процедур выбора студентов в высших орган управления вуза.

16. Обеспечение свободы слова, научной и общественной деятельности в рамках вуза, а также в представлении интересов студентов в диалоге с органами государственного управления и гражданского общества; обеспечение гласности всех сторон жизни студенчества через средства печати и другие СМИ, в том числе университетские газеты, радио, интернет сайты и т.д. Присоединение белорусских органов студенческого самоуправления к молодежным программам Европейского Союза, связанным с гражданской активностью волонтеров (социальная, культурная, экологическая сферы); реализация совместных программ в рамках программы ЕС "Восточное партнерство".

Вывод

Реализация данных основных мер позволит создать эффективную, качественную и конкурентоспособную систему образования XXI века. Она основана на свободе выбора, активном участии учеников, студентов и их родителей в определении административных, финансовых, правовых, кадровых, содержательных параметров системы образования.

Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодежью, которую они сами воспитывают. У студентов много проблем, требующих решения. Одолеть их сразу сложно. Но главное - это то, что сегодня нам необходимо добиться эффекта двусторонней связи, при которой и студенты, и администрации вузов смогут оказаться в выигрыше. Любое проявление невнимания к молодежным проблемам способно создать еще большие проблемы для настоящего и будущего общества.

Нормативная база стандартизации среднего специального образования

1. Закон Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь" от 29 октября 1991 г. № 1202-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г. № 33, ст.598). В редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844).

2. РД РБ 02100.0.001-2000 Система стандартов в сфере образования. Порядок разработки, утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов). Основные положения. Утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.09.2002 г. № 36, дата введения 01.10 2002 г.

3. РД РБ 02100.0.001-2000 Изменение № 1 Руководящего документа Республики Беларусь. Система стандартов в сфере образования. Порядок разработки, утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов). Основные положения. (Макет образовательного стандарта по специальности среднего специального образования).

4. Руководящий документ Республики Беларусь (образовательные стандарты) Общее среднее образование. Естественно-математические и технологические дисциплины. Физическая культура, утвержден и введен в действие приказом Министра образования от 30.12.1998 г. № 698

5. РД РБ 02100.2.017-98 Общее среднее образование. Математика

6. РД РБ 02100.2.018-98 Общее среднее образование. Информатика

7. РД РБ 02100.2.019-98 Общее среднее образование. Физика

8. РД РБ 02100.2.020-98 Общее среднее образование. Химия

9. РД РБ 02100.2.021-98 Общее среднее образование. География

10. РД РБ 02100.2.022-98 Общее среднее образование. Биология

11. РД РБ 02100.2.025-98 Общее среднее образование. Физическая культура

12. РД РБ 02100.2.026-98 Общее среднее образование. Астрономия

13. Руководящий документ Республики Беларусь (образовательные стандарты) Общее среднее образование. Социально-гуманитарные дисциплины, утвержден и введен в действие приказом Министра образования от 30.12.1998 г. № 698

14. РД РБ 02100.2.009-98 Общее среднее образование. Белорусский язык.

15. РД РБ 02100.2.010-98 Общее среднее образование. Белорусская литература

16. РД РБ 02100.2.011-98 Общее среднее образование. Русский язык

17. РД РБ 02100.2.012-98 Общее среднее образование. Русская литература

18. РД РБ 02100.2.013-98 Общее среднее образование. Иностранные языки

19. РД РБ 02100.2.014-98 Общее среднее образование. История

20. РД РБ 02100.2.015-98 Общее среднее образование. Человек и общество

21. Руководящий документ Республики Беларусь (образовательные стандарты) Общее среднее образование. Основные нормативы и требования. Начальная школа, утвержден и введен в действие приказом Министра образования от 30.12.1998 г. № 698.

22. Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. № 500.

23. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации, утвержденный постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 26.01.2001 г. № 3.

24. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006-97 "Профессии рабочих и должности служащих", утвержденный и введенный в действие 30 декабря 1996 г. приказом Белстандарта № 234.

25. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 014-97 "Занятия", утвержденный и введенный в действие 19 июня 1997 г. Постановлением Госстандарта № 6.

26. СТБ 22.01-96. Система стандартов в сфере образования. Основные положения, введен в действие 28.06.1996 г. приказом Белстандарта, № 116.

27. СНБ 1.01.01. -97. Система технического нормирования и стандартизации в строительстве. Национальный комплекс нормативно-технических документов. Основные положения.

28. СТБ ИСО 9000-2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

29. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Постановлением Министерства труда Республики Беларусь на 1 октября 2002 года утверждены и введены в действие 56 выпусков.

30. Квалификационный справочник должностей служащих. Постановлением Министерства труда Республики Беларусь с 1998-2002 гг. утверждены и введены в действие 29 выпусков.

Приложение

Условия оплаты

Прием в вузы

Общее количество студентов в вузах

Выпуск вузов

2007

2008

2007

2008

2007

2008

За счет бюджетных средств (в госвузах):

30677

30937

150951

148726

148726

28292

дневная форма обучения

23067

23380

111761

110568

21749

20920

вечерняя форма обучения

0

0

317

160

174

149

заочная форма обучения

7610

7557

38873

37998

7018

7223

За счет собственных средств студентов:

63206

59021

252878

262695

35650

38281

государственные вузы

48912

47139

197048

207577

24812

28091

частные вузы

14294

11882

55830

55118

10838

10190

За счет средств предприятий и организаций:

1563

1527

9829

9276

2270

2249

государственные вузы

1026

1055

6989

6617

1355

1345

частные вузы

537

472

2840

2659

915

904

Всего:

95446

91485

413658

420697

66861

68822

государственные вузы

80615

79131

354988

362920

55108

57728

частные вузы

14831

12354

58670

57777

11753

11094

Источник: Министерство образования Республики Беларусь, 2009.

Годы

Выпуск специалистов

Подготовка квалифицированных рабочих учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического образования

Учреждениями, обеспечивающими получение высшего образования

Учреждениями, обеспечивающими получение среднего специального образования

1990

28,6

42,2

79,1

1995

32,5

37,0

59,2

2000

38,7

43,8

54,7

2005

53,6

49,3

54,0

2006

61,4

44,3

50,0

2007

66,9

43,1

48,7

Источник: Труд и занятость в Республике Беларусь. Статистический сборник. Минск, 2008

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях