Стиль педагогического общения и его влияние на взаимоотношение с учащимися
процессе работы были проанализированы различные источники по проблематике стилей педагогического общения, выбраны методики для изучения аспектов личности учителя.

Нами было посещено по 10 уроков у каждого преподавателя. После каждого урока проводился анализ взаимодействия учителя с учениками с целью определения его стиля педагогического общения в соответствии с классификацией А.К. Марковой и А.Я. Никандровой.

В результате было выявлено, что 30% учителей предпочитают рассуждающее - методичный стиль взаимодействия с учащимися, ориентируются преимущественно на результаты обучения, проявляют консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. В процессе опроса спрашивают небольшое количество учащихся, уделяют внимание слабым ученикам.

Другие 30% преподавателей выбирают рассуждающее - импровизационный стиль, они также ориентируются на процесс и результаты обучения как и учителя с РМС, предпочитают воздействовать на учащихся путем подсказок, уточнений.

20% учителей взаимодействуют с учащимися с помощью эмоционально - импровизационного стиля. Эти учителя интересно проводят свои уроки: подбирают интересный материал, логично выстраивают его, отлично преподносят, но опрос проводят в быстром темпе, спрашивают только сильных учащихся, стимулируют высказывания учащихся.

Наконец, оставшиеся 20% учителей отдают предпочтение эмоционально - методичному стилю. Для них характерно ориентация на процесс и результаты обучения, они следят за уровнем знаний всех учащихся, часто меняют виды работы на уроке, стремятся заинтересовать детей своим предметом.

Также учителям было предложено ответить на вопросы теста Ряховского, направленного на определение уровня общительности (см. Приложение 1). Тест состоит из 16 вопросов, оценка ответов происходит по 2 балльной шкале ("да" - 2 балла, "иногда" - 1 балл, "нет" - 0 баллов). Классификатор ответов состоит из 7 уровней, по которым определяется степень развития коммуникативных навыков опрашиваемого. В результате исследования были получены следующие данные: уровень развития ниже среднего - 20% учителей, нормальный уровень развития коммуникативных способностей - 60% учителей, высокий уровень развития коммуникативных способностей - 20% учителей.

Весьма интересные результаты были получены после обработки вопросника для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (см Приложение 2). Он состоит 33 вопросов, на которые необходимо ответить, выбрав наиболее подходящий ответ. Наибольшее количество ответов "да" в одной из колонок и свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке.

40% учителей - предметников оценили свой стиль педагогического общения как Рассуждающее - импровизационный стиль, также 40% - как Эмоционально - методичный стиль, и только 20% как Эмоционально - импровизационный стиль.

После этого была проведена беседа индивидуально с каждым педагогом, целью которой было совместно с ним подвести итог и определить реальный (насколько это возможно было сделать объективно) стиль педагогического общения с учащимися в соответствии с классификацией А.К. Марковой и А.Я. Никоновой. Причем каждый учитель согласился с результатами наших наблюдений и принял к сведению рекомендации по оптимизации своего стиля педагогического общения с учащимися.

Таким образом, наша гипотеза исследования подтвердилась лишь частично - только 30% учителей выбирают рассуждающее - методичный стиль. Еще 30% учителей выбирают рассуждающее - импровизационный стиль. Но, в итоге, 60% учителей выбирают консервативные отношения с учащимися, стили, которые предполагают меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, которые не всегда способны обеспечить высокие темпы работы. Это, по нашему мнению, может привести к напряженным отношениям с учащимися 11 класса, которые в силу сложившейся социальной обстановки в нашей стране воспитаны в атмосфере большей вседозволенности, меньших установок на авторитеты и стремления к установлению равноправных отношений, чего не могут обеспечить такие стили педагогического общения, как Рис и РМС.

Глава 4. Рекомендации по оптимизации стилей педагогического общения

А.К. Маркова предлагает следующие рекомендации по совершенств
ованию учителем индивидуального стиля своей педагогической деятельности.

Эмоционально-импровизационный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в Вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможно недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, де-монстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.

В результате у Ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.

Преодолеть эти недостатки в ваших силах.

Рекомендуем Вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы). Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте "скучных" видов работы - отработки правил, повторения.

Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.

Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а Вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.

Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.

Эмоционально-методичный стиль. Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.

В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками учения.

Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

Рекомендуем Вам стараться меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться Вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо.

По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.

Рассуждающе-импровизационный стиль. Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью.

У Ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.

Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность Вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы.

Рекомендуем Вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем.

Рекомендуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.

Рассуждающе-методичный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.

В результате у Ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На Ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

Преодолеть эти недостатки в Ваших силах.

Рекомендуем Вам шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния Ваших учащихся в конечном счете зависят и результаты их обучения.

Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если Вы преподаете иностранный язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если Вы будете использовать только их, то Ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное - их будет отличать слабая ориентация в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы.

Если Вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.

Также в помощь учителю для изменения его стиля педагогического общения можно посоветовать следующее:

Для успешного взаимодействия со школьниками следует, прежде всего, адекватно оценить собственную личность. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик. Всегда следует отдавать себе отчет в том, что привнесено в конфликтную ситуацию самим педагогом.

Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимном уважении учителя и учащихся, на утверждении достоинства личности школьников и собственного достоинства педагога. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, понимать каждого, создавать условия для самоутверждения его в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

Педагогу также необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, не выпячивая, безусловно, своих достоинств.

Ввиду того что характерным элементом общения является неопределенность, связанная с недостаточностью информации относительно психического состояния и мотивов поведения ученика, учителю следует развивать наблюдательность, педагогическое воображение, умение понимать эмоциональное состояние, экспрессию поведения, верно ее истолковывать. Творческий подход к анализу ситуаций и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги,-становиться на их точку зрения.

Важным показателем мастерства общения учителя со школьниками на уроке и вне его является увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя, уменьшение непродуктивного молчания, увеличение количества контактов (вопросов-ответов). Активизации общения способствуют использование повторов мыслей школьников, ссылки на высказывания учащихся, уменьшение прямых требований.

Даже при незначительных успехах ребят следует быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии коллектива, а порицать лучше наедине. Учительская речь при этом не должна быть "анемичной". И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

Если, приступив к работе, вы в течение какого-то времени все же не замечаете сдвигов, на которые надеялись, все равно не злоупотребляйте жалобами на учащихся, не начинайте разговор с претензий. Ваша задача - сделать и родителей союзниками своих педагогических намерений, вызвать их на соразмышление. А это возможно лишь в том случае, если учитель проявит искреннюю заинтересованность в судьбе школьника, тревогу за него, уважение к мнению родителей, желание сотрудничать. Нужно чаще нести радость в семью, быть ей помощником, а не искать в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

Начинающему учителю зачастую недостает умений прийти к взаимопониманию из-за беспредметности разговора или, хуже того, нетактичного расспроса. Содержание беседы должно быть интересным обеим сторонам, и об этом должен заботиться сам учитель. Есть ли у вас "варианты" таких бесед?

Так как ситуации в процессе урока и внеклассной деятельности не повторяются в полной мере, то невозможно дать и точные рецепты для разрешения любой проблемы, возникающей в учительской практике. Можно сформировать установки на определенный стиль поведения, которые в реальных условиях подскажут рациональную реакцию на возникшую ситуацию.

В общении со школьниками следует помнить о поддержании авторитета коллег по работе. Потеря авторитета коллеги может в определенной мере быть и ослаблением лично вашего педагогического влияния на ребят.

ВЫВОДЫ

1. П
роблема исследования различных аспектов педагогического общения находит свое широкое распространение в трудах целой плеяды педагогов 20 века.

2. Педагогическое общение - это всегда целенаправленный процесс. Цели такого общения заключаются в том, чтобы: 1) создавать условия для субъект-субъектного взаимодействия со своими учениками и их родителями, с коллегами и представителями различных администраций и общественных организаций; 2)"читать" и понимать как свое поведение, так и доведение всех субъектов педагогического общения, чтобы использовать свою поведенческую грамотность для приобщения своих партнеров к культурным ценностям общества.

3. В общении реализуется множество различных функций, каждая из которых имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога.

4. Важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия.

5. Структура педагогического общения представляет собой развернутые во времени этапы взаимодействия педагога со своими учениками и воспитанниками.

6. В психолого-педагогической литературе наиболее часто выделяют 3 основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

7. Для авторитарного стиля характерно подавление учителем своих воспитанников категоричным, не терпящим возражений суждениями, и бесцеремонностью в способах отдачи приказов и распоряжений.

8. Для педагогов с демократичным стилем характерно стремление к опоре на мнение своих подопечных, к учету их интересов, желаний и особенностей, к тактичному и корректному решению с ними всех возникающих вопросов и противоречий.

9. Для представителей либерального стиля характерно стремление к уходу от конфликтных ситуаций, от столкновения с окружающими, в том числе и со своими учениками. Вместо требований они предпочитают уговоры и увещевания воспитанников, а порой просто выполняют за них какую-нибудь часть поручений.

10. В результате проведенного исследования было выявлено, что 30% учителей предпочитают рассуждающее - методичный стиль взаимодействия с учащимися, 30% рассуждающее - импровизационный, 20% эмоционально - импровизационный, 20% - эмоционально - методичный стиль педагогического общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личность человека формируется в процессе общения с людьми. Если в начальный период жизни человек не волен выбирать для себя людей, кот
орые составляют его непосредственное окружение, то в зрелом возрасте он уже сам в значительной степени может регулировать число и состав лиц, которые его окружают и с которыми он общается. Человек таким образом обеспечивает себе со стороны этого окружения определенный поток психологических воздействий.

Труд, познание, общение… мы часто говорим и о них, анализируем. Но, если задуматься, то обнаружится одно любопытное явление. Формам и методам трудовой деятельности человек учится много лет, способами познания мира мы также овладеваем длительно время, а вот общению человек не учится целенаправленно никогда и нигде. Нет у нас такой школы, в которой учили бы сложному искусству общения. Конечно, опыт общения приобретается человеком и в ходе труда, и в познавательной деятельности… но, увы. Этого мало. Многие серьезные проблемы воспитания и бучения возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми.

Проблема педагогического общения прямо или косвенно находит свое отражение в трудах многих известнейших педагогов и психологов: Канн - Калика, Егорова, Кузьминой, Бодалева, Мясищева, Ананьева, Лобанова, Марковой и многих других авторов, составляющих плеяду ученых, занимавшихся этим.

Очевидно, что педагогическое общение как феномен учебно-воспитательного процесса существует столько. Сколько существует школа как социальный институт по обучению и воспитанию людей. Везде, где хотя бы один человек начинает взаимодействовать с другим человеком (или группой людей) как учитель - ученик или воспитатель - воспитанник, там непременно возникают проблемы педагогического общения.

Важной характеристикой педагогического общения является его стиль. Необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная. Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально - этических установок, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Овладение основами педагогического общения - это творческая задача учителя. Он должен решать ее, находя свой индивидуальный стиль общения.

Умение найти нужную интонацию, выражение лица, движение, жест - именно этого порой не хватает начинающему учителю.

Учителю просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов, которые возникают в процессе воспитательной деятельности. Недаром древние греки говорили, что образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. А это проникновение возможно лишь в гармоничном единстве высокого профессионализма, актерского и ораторского мастерства учителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батракова С.Н. Основы профессионально - педагогического общ
ения. - Ярославль, 1986.

2. Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1996.

3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., 1990.

4. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. - Новосибирск., М., 1997.

5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение., 1987.

6. Загвязинский В.Н. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов - на - Дону:. "Феникс"., 1997.

8. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982.

9. Канн - Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., "Просвещение"., 1987.

10. Канн - Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., "Педагогика"., 1990.

11. Кондратьева С.В. Учитель - ученику. - М., 1984.

12. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979.

13. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М., "Педагогика"., 1986.

14. Лобанов А.А. Педагогика общения. - Владимир, 1995.

15. Лобанов А.А. Основы профессионально - педагогического общения. - М, Академия., 2002.

16. Макаренко А.С. Проблема школьного советского воспитания. Пед. соч.: в 8 т. - М., 1984. - Т.4.

17. Маркова А.К. Психология труда учителя. М, "Просвещение",. 1993.

18. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1991.

19. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М, "Просвещение"., 1986.

20. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А. Зязюна. М "Просвещение"., 1089.

21. Педагогика /Под ред Ю.К. Бабанского. - М., 1983.

22. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально - психологический тренинг. - М., 1989.

23. Психолого - педагогический словарь/ Под ред В.А. Межерикова. - Ростов - на Дону, "Феникс", 1998.

24. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. - Ижевск., 1994.

25. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998.

26. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - М., 1982.

27. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М.: Педагогика., 1986.

Инструкция:

Чтобы определить коэффициент вашей общительности, нужно отв
етить на 16 вопросов. Отвечать надо однозначно: "да", "нет", "иногда".

Вам предстоит ординарная или деловая, встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос) ?

Верите ли вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не ступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете и вы промолчать и не вступать в спор?

Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Теперь рекомендуется самому оценить ответы: за каждое "да" - 2 очка, "иногда"-1 очко, "нет" - 0. Затем общее число очков суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.

30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами!

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям - и на работе, и дома, и вообще повсюду - трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям; наконец, подумайте и о своем здоровье - такой стиль жизни не проходит бесследно.

Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности

Инструкция. Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, Вы можете определить свой стиль работы (колонка с ма
ксимальным количеством галочек).

Вопросы

Варианты ответов

ЭИС

ЭМС

РИС

РМС

Вы составляете подробный план урока?

Нет

Да

Нет

Да

Вы планируете урок лишь в общих чертах?

Да

Нет

Да

Нет

Часто ли вы отклоняетесь от плана урока?

Да

Да

Да

Нет

Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала?

Нет

Да

Да

Да

Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?

Да

Да

Нет

Нет

Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения?

Нет

Да

Да

Да

Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения?

Нет

Да

Да

Да

В процессе опроса много ли времени вы отводите ответу каждого ученика?

Нет

Нет

Да

Да

Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?

Нет

Да

Да

Да

Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил ответ?

Нет

Нет

Да

Да

Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?

Да

Да

Да

Нет

Вы часто меняете темы работы на уроке?

Да

Да

Нет

Нет

Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового материала?

Да

Да

Да

Нет

Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?

Да

Нет

Нет

Нет

Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?

Нет

Да

Нет

Нет

Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия?

Да

Да

Нет

Нет

Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?

Да

Да

Нет

Нет

Вы всегда укладываетесь в рамки урока?

Нет

Нет

Да

Да

Продолжение таблицы.

Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник?

Нет

Да

Нет

Да

Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?

Нет

Да

Да

Да

Резко ли различаются Ваши требования к сильным и слабым ученикам?

Да

Нет

Нет

Нет

Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы?

Да

Да

Да

Нет

Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы?

Нет

Да

Нет

Да

Часто ли Вы контролируете знания учащихся?

Нет

Да

Нет

Да

Часто ли Вы повторяете пройденный материал?

Нет

Да

Да

Да

Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?

Нет

Да

Да

Нет

Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках?

Да

Да

Да

Нет

Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках?

Да

Да

Да

Нет

Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?

Да

Да

Нет

Нет

Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?

Нет

Да

Нет

Нет

Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины а уроках?

Нет

Да

Нет

Да

Вас отвлекает "рабочий шум" на уроке?

Нет

Да

Нет

Да

Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?

Нет

Да

Нет

Да

Примечание. Наибольшее количество ответов "да" в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать