Сущность и специфика работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

Сущность и специфика работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

97

Содержание

Введение

Глава I. Теоретико-методические основы деятельности социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

1.1 Междисциплинарный анализ проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых)

1.2 История отношения общества к умственно отсталым и социальная политика РФ в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья

1.3 Основные направления социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Глава II. Социально-педагогические условия реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых) в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

2.1 Ход и результаты диагностического исследования уровня адаптированности воспитанников специальной (коррекционной) школы

2.2 Опыт социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся Серафимовичской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

2.3 Результаты опытно-педагогической работы в условиях коррекционной школы

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность исследования. По статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%) [58, 170].

Умственно отсталые дети -- одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребенка умственной отсталости. По данным Всемирной организации здравоохранения более 3 % от общей детской популяции составляют умственно отсталые дети [33, 387]. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбецильность и идиотия. Дети с лёгким недоразвитием интеллекта - дебильностью - составляют 70-80 %, с выраженным - имбецильностью - 20-25 % и с глубоким - слабоумием (идиотия) - около 5 % всех случаев умственной отсталости [33, 388].

Для умственно отсталых детей создана специальная система обучения, сеть специальных школ и детских домов. Все умственно отсталые дети должны обучаться не в массовых, а в так называемых вспомогательных школах.

Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей, находящихся в специальных (коррекционных) школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта. Достижение этих целей невозможно без необходимых материально-технических условий, кадрового, программного и методического обеспечения [49, 3].

Современное направление организации социально-педагогической помощи умственно отсталым детям и олигофренопедагогики представляет собой результат развития взглядов на слабоумие и возможности его лечения. Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении интенсивно велось в 50 --70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Д.Н.Исаев, В.В.Ковалёв, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева и др.В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих дефектологов России (В.П.Кащенко, Л.В.Кузнецовой, Б.П.Пузанова, С.Я.Рубинштейн и др.) социально-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии определяется как система специального обучения и воспитания. Методика и технологии социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями представлены в работах Л.И Аксёновой, Г.А.Ворониной, В.А. Никитина, П.А.Шептенко. В работах М.В. Шакуровой особое внимание уделено проблеме определения содержания и системы работы с различными категориями детей (в том числе, дети-инвалиды), предлагаются технологии и методики работы по организации досуга, благотворительности, созданию предметно-пространственной среды.

В мировой практике разработан ряд нормативно-правовых актов, являющихся основополагающими документами при работе с умственно отсталыми детьми: Декларация о правах умственно отсталых (1971), Декларация о правах инвалидов (1975), Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.).

На защиту интересов детей в нашей стране направлен ряд нормативных актов федерального уровня. В федеральном Законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (1998г.) выделяется особая категория детей - дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, отмечается их право на особую заботу и защиту. В Федеральной целевой программе «Дети России» (2007-2010гг.) выделена подпрограмма «Дети-инвалиды». Данная программа направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем детей-инвалидов и их родителей.

В настоящее время в системе народного образования утвердилась разветвлённая сеть специальных школ: вспомогательные школы и школы - интернаты для умственно отсталых детей, школы для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с речевыми расстройствами при сохранном слухе и др.

Одной из возможных форм педагогической помощи таким детям является организация в структуре специальных коррекционных школ и создания в них особых классов, программ которые ставят свои задачи по укреплению здоровья детей, стимулировании их развития, коррекции имеющихся в развитии отклонений и приобретает в ходе реализации этих функций отличающие его специфические особенности. Учитывая особенности детей олигофренов, планирование учебной работы в классах приобретает иной характер.

Анализ социально-педагогической ситуации в контексте современности позволил нам выявить следующие противоречия:

- между активной разработкой законодательных актов и их декларативным характером, отсутствием механизмов их исполнения;

- между активным практическим спросом на технологии, методы, формы социально-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии и недостаточностью их разработанности в социально-педагогических источниках;

- между необходимостью организации комплексной помощи умственно-отсталым детям и подросткам в их социальной адаптации и разрозненными усилиями различных специалистов в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Выявленные противоречия обусловили выбор проблемы настоящего исследования: Какова специфика и содержание работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида?

Тема исследования: Сущность и специфика работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.

Объект исследования: Система социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: содержание и специфика работы социального педагога в «специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида».

Цель исследования: провести анализ, выявить сущность, специфику и обобщить опыт работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.

Гипотеза исследования: Социально-педагогическая деятельность с умственно отсталыми детьми будет эффективной при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

1. комплексное изучение семейного и социального воспитания воспитанников школы-интерната VIII вида;

2. взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в воспитании и развитии умственно-отсталых детей (педагогов, воспитателей, дефектологов, медицинских работников, психологов, социальных педагогов);

3. использовании программно-целевого подхода при организации социальной адаптации, профессиональной подготовке, социальной защите выпускников школы-интерната.

Реализация заявленной цели возможна посредством решения ряда задач:

1. Провести анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Изучить проблемы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Выявить основные направления социально-педагогической деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида.

4. Провести диагностическое исследование уровня социальной адаптированности воспитанников школы-интерната VIII вида.

5. Изучить опыт работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате и выявить её результативность.

Методологической основой исследования является системный, деятельностный, личностный, аксиологический подходы.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ личных дел учащихся, школьной документации, медицинских карт, наблюдение, анкетирование, беседа, опытно-педагогическая работа.

База исследования: ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида».

Исследование проводилось в несколько этапов:

I этап (апрель-сентябрь 2008г.) - поисково-подготовительный, включающий сбор и систематизацию теоретического материала.

II этап (октябрь-февраль 2008г.) - изучение и обобщение опыта работы социального педагога по социальной адаптации детей и подростков в рамках Серафимовичской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

III этап (март 2009г.) - обобщение результатов исследования и оформление дипломной работы.

Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в использовании междисциплинарного подхода при рассмотрении заявленной проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении специфики и обобщении опыта работы социального педагога по социальной адаптации детей и подростков в рамках Серафимовичской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Под социально-педагогической реабилитацией умственно отсталых детей и подростков мы понимаем процесс их возвращения, включения, интеграции в общество (семью, школу, коллектив сверстников, систему учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующих полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

2. Социально-педагогическая деятельность с умственно отсталыми детьми будет эффективной при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

1) комплексное изучение семейного и социального воспитания воспитанников школы-интерната VIII вида;

2) взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в воспитании и развитии умственно-отсталых детей (педагогов, воспитателей, дефектологов, медицинских работников, психологов, социальных педагогов);

3) использовании программно-целевого подхода при организации социальной адаптации, профессиональной подготовке, социальной защите выпускников школы-интерната.

3. Основными направлениями работы социального педагога в Серафимовичской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида являются: диагностическое, корекционно-образовательное и социокультурное, функционально-организаторское, профилактическое, правовое.

Глава I. Теоретико-методические основы деятельности социального педагога в «специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида»

1.1 Междисциплинарный анализ проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых)

Понятие социально-педагогической реабилитации детей и подростков в социально-педагогической литературе трактуется как их возвращение, включение, интеграцию в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта[44, 28].

Социально-педагогическая реабилитация и адаптация умственно отсталых детей и подростков имеет свою специфику. Методологическую основу изучения данной проблематики составляют системный, деятельностный, личностный, аксиологический подходы.

Системный подход в организации помощи в процессе социальной реабилитации умственно-отсталых детей предполагает создание комплексной интегративной социально-педагогической системы помощи и поддержки, основанной на принципах гуманизма.

Важнейшим элементом комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является деятельностный подход. Значение деятельностного подхода показал в своих работах А.Н.Леонтьев. Согласно его концепции, деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности [34, 304].

Использование личностного подхода в организации процесса социальной реабилитации поможет ребёнку с ограниченными возможностями здоровья осознать себя как личность, выявить его возможности, стимулировать его самостановление, самоутверждение, самореализацию.

Использование аксиологического подхода предопределяет ценностные ориентации в рамках комплексной реабилитации умственно отсталых детей.

Таким образом, исследование проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою методологическую базу и предполагает использование междисциплинарного подхода к изучению данной проблематики.

Разработкой проблемы оказания помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья занимаются представители различных отраслей научного знания. Междисциплинарный подход позволяет изучить данное явление с философской, социальной, психологической, медицинской и педагогической позиций. Представим различные аспекты изучения комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья в виде таблицы:

Таблица 1

Аспекты изучения проблемы комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья

Научные отрасли знания

Аспекты изучения проблемы

Философия

- понятие «норма» и «патология» в развитии человека;

- отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья в различных исторических эпохах.

Социология

- социальное положение умственно отсталых, как одной из наиболее уязвимых категорий населения.

Медицина

- симптоматика, диагностика, течение заболевания, клинические формы помощи.

Психология

- влияние диагноза «умственная отсталость» на психо-физиологическое развитие ребёнка;

- методы психологической поддержки.

Педагогика

- цели, задачи, содержание, формы, технологии и методики обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей;

- анализ уровня учебных и коммуникативных умений, уровня обученности и предметных знаний.

Таким образом, исследование проблемы социальной реабилитации и адаптации умственно отсталых детей должно быть основано на междисциплинарном комплексном подходе.

Для полноценного исследования заявленной проблемы необходимо дать определение существенно важных понятий и терминов: недуг, ограниченная возможность, недееспособность.

В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей [58, 172]:

недуг -- любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

ограниченная возможность -- любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человек;

недееспособность (инвалидность) -- любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

В проекте закона Российской Федерации о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. Введено понятие, принятое в западных странах, -- «лица с ограниченными возможностями здоровья». К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. Введено также понятие «недостаток», выделены виды недостатков -- физические, психические, сложные и тяжелые [23, 4].

К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток -- это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Тяжелый недостаток -- подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения от нормы связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.

К этой группе отклонений относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. oligos -- малый и phren -- ум). Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой -- дебильности до глубокой -- идиотии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать