Сущность организации воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
p align="left">Большинство опрошенных отрицают какое-либо участие в работе общественных организаций, фактическая ликвидация которых привела к тому, что сейчас примечательной характеристикой учащейся молодежи стала общественная пассивность. Характер использования свободного времени носит пассивно-развлекательную форму (более 2 ч в день смотрят телевизор ? учащихся, а 44% - более 3 ч. Это при том, что 40% учащихся еще и регулярно ходят на «тусовки»). Т.о., в основном все внеучебное время учащихся приходится на «тусовки» и телевизор.

Вряд ли удастся, я считаю, решить проблему «телемании» путем восстановления когда-то существовавшего на телевидении образовательного канала или предоставления просветительным программам определенного объема времени на телевидении. Непродуктивное противостояние систем образования и телевидения необходимо сменить стимулированием лучших воспитывающих программп. Возможно, часть средств, идущих сейчас в платное образование, следует переадресовать на поддержку СМИ, содействующих педагогическому сообществу. Телевидение должно быть, на мой взгляд, партнером системы образования.

Данные исследования также свидетельствуют о деградации образовательного учреждения как организатора свободного времени молодежи. («У друзей» чаще всего проводит свободное время 28% учащихся, дома - 25%, в учреждениях НПО - лишь 13%).

Исследования показали тенденцию прогрессирующего увлечения учащихся системы НПО курением, пьянством, наркоманией и сквернословием.

На основе приведенных выше данных можно сделать вывод, что необходимо вести борьбу за восстановление культуры в образовательных учреждениях. (Приложение №1)

Следует начать с наиболее распространенного и вполне устранимого порока: от культуры слова к культуре поведения - лучший путь освобождения молодежи от вредных привычек.[15-с.22]

В целом вопросы воспитания требуют новой, более активной трактовки в образовательной политике. Не отрицая воспитывающей роли самих преподавателей и мастеров производственного обучения, следует, тем не менее, определить структурные звенья, ответственные за воспитательную работу на всех уровнях системы образования. Возможно, начать следует с восстановления во всех учреждениях НПО должности заместителя директора по воспитательной работе.

1. 5. Техника планирования воспитательной работы

Говоря о планировании воспитательной работы, следует сразу отметить то, что план - это своего рода программа действий участников воспитательного процесса. За его составление и выполнение педагог любого уровня несет персональную ответственность. [5-с.10]

Планирование воспитательной работы - это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов и задач.

1.5.1. Принципы и задачи планирование воспитательной работы

Принципами планирования воспитательной работы являются: целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения всех); индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для его самоактуализации); научность (научное понимание процессов воспитания); непрерывность, последовательность; разнообразие содержания форм и методов.

В плане воспитательной работы отражаются результаты и оценки достигнутого; цели, стратегические ориентиры будущей деятельности; программа действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей; реальные сроки реализации намеченного; ответственные за выполнение конкретных дел. [13-с.206]

На основании цели выделяется группа стратегических задач, стоящих перед воспитательной работой:

1. Организация внеучебной деятельности учащихся;

2. Стимулирование здорового образа жизни;

3. Приобщение учащихся к культуре;

4. Создание учебно-производственного коллектива;

5. Воспитание культуры общения;

6. Привлечение учащихся к планированию.

Анализ результатов и оценка достигнутого, безусловно, не может ограничиваться перечнем воспитательных мероприятий за прошедший учебный год. Важно оценить и осмыслить итоги проделанной работы. Выявить недостатки и факторы, которые неизбежно привели к успеху, чтобы учесть в дальнейшей работе.

Объективную картину достигнутого уровня деятельности помогут получить следующие источники информации: итоговые материалы диагностики учебно-воспитательного процесса, показатели психологических обследований студентов, их родителей, педагогов; результаты проверки документации, статистические данные. [13-с.208]

1.5.2. Требования к планированию воспитательной работы

При составлении планов воспитательной работы определяются требования, следование которым обеспечивает качество планирования. (Приложение №2)

Все требования предполагают использование в воспитательной работе широкого круга факторов, формирующих личность студента. Составляя годовой план, педагог определяет, как будут привлечены к учебно-воспитательному процессу студенты, их родители, педагоги, а также будут использоваться культурно-просветительные учреждения города. Только при таком подходе план становится важным условием успеха педагогической деятельности. [5-с.30]

1.6. Воспитательная работа как необходимое условие становления личности

Воспитание, как всякая другая деятельность, должно быть упорядочено. Технология в целом представляет собой последовательное и непрерывное движение субъектов и участников воспитательного процесса через промежуточные этапы, виды деятельности.

Для успеха воспитательной работы не менее значим учет субъектного опыта воспитуемых. Под субъектным опытом в педагогической науке понимаются сложившееся отношения индивида к миру вещей и людей, к самому себе, направления активности, природный потенциал, приемы выполнения действий, эмоциональные реакции, совокупность субъектных ценностей и потребностей. В необходимости изучать содержание субъектного опыта воспитанников, учитывать его во внешних воздействиях на личность состоит одна из основных специфических особенностей воспитания. [5-с.11]

Воспитательная работа предполагает общение и взаимодействие субъектов. Открытость воспитанника воспитательному воздействию зависит от авторитета педагога. Нравственный авторитет педагога - одно из важных условий эффективности воспитательной работы.

Главным объектом воспитательной работы являются отношения воспитанника с социумом. В свою очередь отношения человека к другим людям, обществу, отечеству, труду находятся в прямой зависимости от положения воспитанника в системе семейных, внутриколлективных, межличностных отношений.

Воспитательная работа призвана удовлетворять потребность учащихся в общении. В свою очередь удовлетворение этой потребности углубляет и расширяет связи воспитанников с другими людьми, с обществом, со всем окружающим миром. Разностороннее общение является механизмом развития представлений о разных сторонах своей личности, формирования самосознания. В общении развивается потребность человека в другом человеке, способность представлять себя на месте другого, переживать общие с ним чувства.

Повышение эффективности воспитательной работы предполагает формирование культуры оценочной деятельности учителей и развернутость взаимооценочной деятельности воспитанников. Вовлеченность воспитуемых в самооценочную деятельность способствует их выходу на самовоспитание, осознанное принятие позиции саморазвития. Самовоспитание -- это самостоятельная и активная творческая деятельность ученика. Задача воспитательной работы - сформировать положительную мотивацию, для включения в эту деятельность. Педагогическое управление воспитанием предполагает периодическое ознакомление учащихся с научно-популярной литературой по вопросам самовоспитания, организацию самооценочной деятельности, ознакомление учащихся с ее результатами, помощь в выработке индивидуальных программ самовоспитания. [3-с.3]

1.6.1. Самовоспитание как необходимая составляющая

учебно-воспитательного процесса

Самовоспитание - это сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, самосовершенствование подрастающего поколения в различных направлениях в соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.

В процессе самовоспитания учащиеся должны осуществлять следующие действия:

· анализировать свой внутренний мир, посредством самонаблюдения, сравнивая себя с другими, идеалом, давать оценку; выделять свои «плюсы» и «минусы», от которых предстоит избавиться;

· ставить цели и разрабатывать программу деятельности по самосовершенствованию одних и устранению других качеств;

· участвовать в деятельности - трудовой, учебной, профессиональной, познавательной и др. - по достижению поставленных задач с помощью волевых усилий;

· осуществлять саморегуляцию этой деятельности: самоанализ, самоконтроль, самооценку ее хода и результатов, при необходимости корректировать, т.е. уточнять цели.

Регулярно занимаются самовоспитанием немногие, и мало кто их к этому побуждает, поэтому заметных успехов добиваются лишь единицы.

Самовоспитание большинства учащихся нуждается в педагогическом стимулировании, что предполагает управление саморазвитием личности, сочетание целей воспитания и самовоспитания. Педагог решает целый комплекс задач: способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, включает их в различные виды деятельности и социальные отношения, участвуя в которых они выполняют социальные роли. [1-c.471]

Стимулирование связано с разрешением основного противоречия - между достигнутым уровнем развития учащихся и теми требованиями, которые к ним предъявляет общество. Процесс стимулирования самовоспитания предполагает диагностику самовоспитания, организацию разносторонней жизнедеятельности учащихся. Диагностика самовоспитания - это изучение того, насколько осознанно, целенаправленно, разносторонне, регулярно, активно сами учащиеся развивают свою личность, что их к этому побуждает или, что мешает этому процессу.

Диагностика позволяет педагогу проследить саморазвитие каждого, осуществить личностный подход к учащимся.

Формирование установки на самовоспитание происходит в процессе разнообразной деятельности учащихся: учении, игре, труде и др.

Педагоги должны пропагандировать те области самовоспитания, в которых усилия учащихся незначительны, видеть противоречия между уровнем развития учащихся и предъявляемыми к ним требованиям, корректировать или формировать их жизненные цели, ознакомить со средствами и приемами развития личности и способами работы над собой.

В каждом учебном заведении должны соблюдаться условия, способствующие самовоспитанию. (Приложение №3)

Самовоспитание осуществляется в коллективе, поэтому от педагога требуется организация совместной деятельности всех учащихся, их коллективных усилий в решении общих задач. В дружном коллективе у учащихся развиваются основные морально-волевые качества: ответственность, организованность, трудолюбие, целеустремленность, аккуратность и др., происходит взаимовлияние ребят друг на друга. [1-с.475]

В последнее время значительное влияние приобретают неформальные молодежные объединения. Неформальные группы характеризуются разновозрастностью состава, высоким уровнем организованности и др. Степень влияния учащихся друг на друга внутри неформальных групп значительно выше, чем в учебной группе. Будущие молодые рабочие, я считаю, должны быть включены в систему разнообразных коллективистских отношений.

Таким образом, самовоспитание должно пронизывать весь учебно-воспитательный процесс и внеучебную работу профессионального лицея, где создается атмосфера сотрудничества, взаимной требовательности и самокритичного отношения к себе.

1.7. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО

Организация воспитательного процесса в учреждениях НПО осуществляется посредством разнообразных форм и методов.

1.7.1. Формы воспитательного процесса

Форма воспитания - это:

ь вид организации воспитательной деятельности и взаимодействие с учащимися;

ь совокупность методов и приемов решения учебно-воспитательных задач.

В настоящее время основными формами учебно-воспитательного деятельности являются - коллективные и индивидуальные формы решения учебно-воспитательных задач, формы взаимодействия учебного заведения и базового предприятия, формы взаимодействия мастеров производственного обучения и наставников и т.д. Формы учебно-воспитательного процесса не рассматриваются узкофункционально и не соотносятся к отдельным функциям педагога, а берутся на всех уровнях педагогического процесса. [1-с.427]

Выделяют три основных типа форм воспитательной работы:

v представления; (Приложение №4)

v созидание-гуляние;

Тип «созидание-гуляние» может быть разделен на два класса:

1) совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки);

2) развлечение-коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения).

v путешествия.

В типе «путешествия» можно выделить также два класса:

1) путешествие-развлечение (поход, прогулка);

2) путешествие-исследование (экскурсия, экспедиция).

Приоритетность данных форм воспитательной работы не является бесспорной, однако именно эти формы определяют основной источник и направление коллективной деятельности учащихся. [14-с.22]

Проблема форм воспитательного процесса является исключительно актуальной, и заслуживает самого пристального внимания со стороны практиков.

1.7.2. Методы воспитательной работы

Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности.

Изучая проблему организации воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих рабочих:

1. Методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление. (Приложение №5)

2. Группа методов, содействующих формированию сознания:

2.1. Методы убеждения: информация, поиск, дискуссия и взаимное просвещение. (Приложение №6)

2.2. Методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное мнение. (Приложение №7)

Методам воспитания сопутствует педагогическая техника. Она включает в себя искусство общения с воспитанниками, управление их поведением, действиями и поступками, посредством мимики и жестов, выразительной речи, приемов театральной педагогики.

1.8. Специфические особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях НПО

К специфическим особенностям организации воспитательной деятельности учреждений начального профессионального образования можно отнести следующее:

1. Ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника. Исходя из стремления социально защитить своих выпускников, учебные заведения начального профессионального образования предлагают своим абитуриентам и учащимся не только наиболее перспективные специальности, но и проводят с ними специальные деловые игры, социально-психологические тренинги по поиску работы, ведению переговоров.

2. Перевод процесса воспитания в плоскость самовоспитания. Педагогические коллективы работают над созданием механизма развития способностей учащихся к самоопределению, саморазвитию и самореализации.

3. Компенсация недостаточной роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Сохранение роли семьи в воспитании заставляют всех работников НПО в особенности уделять большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья учащихся, их психической и материальной поддержки, воспитанию у подрастающего поколения ценности семьи, полноценного родительства, здорового образа жизни.

4. Четвертое условие, отражающее специфику воспитательной работы учреждений начального профессионального образования - профессионализм педагога. Субъектом воспитательной деятельности в любой педагогической системе является педагог - носитель ценностных ориентаций, культуры. В связи с этим в педагогической теории постоянно уделяется большое внимание разработке различных аспектов проблеме подготовки будущего учителя. [2-с.2]

1.9. Современные тенденции воспитательной деятельности в начально-профессиональных учебных заведениях

Воспитательная работа в начальных профессиональных учебных заведениях является неотъемлемой частью выполнения своего предназначения - удовлетворения образовательных потребностей личности, подготовки конкурентно-способных специалистов для отраслей экономики и социальной сферы современной России, постоянно изменяется под воздействием большого числа факторов, как внутренних, так и внешних. [ 5 ]

К основным из них могут быть отнесены: общая социально-экономическая ситуация в России, социально-психологические особенности выпускников школ. Эти факторы порождают различные тенденции воспитательной деятельности в системе начального профессионального образования.

Анализ практики воспитательной системы позволил выявить следующие тенденции:

1) Общая неблагополучная социально-экономическая ситуация в России, выражающаяся в реструктуризации экономики и свертывания ряда производств, приводит к сокращению числа рабочих мест для выпускников училищ, лицеев. И как следствие на первый план для студентов выходят проблемы материального благополучия, проблемы трудоустройства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать