Сущность педагогических идей С. Френе и актуальность их использования в теории и практике отечественного обучения и воспитания

Сущность педагогических идей С. Френе и актуальность их использования в теории и практике отечественного обучения и воспитания

Курсовая работа

Тема: Сущность педагогических идей С. Френе и актуальность их использования в теории и практике отечественного обучения и воспитания

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I Теоретические аспекты новаторства Френе

1.1 Немного истории о Френе

1.2 Картина педагогического новаторства в целом

1.3 Новые материальные средства управления и воспитания

Выводы по Главе I

Глава II Педагогическая концепция Френе

2.1 Стиль воспитания и обучения

2.2 Основные положения и задачи школы Френе

2.3 Методы учебной работы

2.3.1 Освобождение текстов

2.3.2 Освобождение классов

2.3.3 Жизнь без отметок

2.3.4 Воспитание на экспорт

Выводы по главе II

Глава III Проблемы школы Френе в России

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В свободном обществе могут быть разные школы, а в несвободном - ЕДИНАЯ, одна, управляемая властью. И если административным путем, директивно внедрять многообразие, контролировать этот процесс и управлять им, то школа будет все равно несвободной. А уж если таким образом предписать всем ОДНУ педагогику Френе, то школа останется прежней.

Актуальнейшей задачей современной школы является возвращение в школу ребенка как живого мыслящего существа, душа которого не резервуар для знаний, а необъятный внутренний мир, где наряду с интеллектуальными элементами много чувственного, подсознательного. Перед обществом встала задача реализации в школе такого подхода, который обеспечивал бы равноправные, коллегиальные отношения между учащимися и учителями.

О противоречиях системы образования С. Френе говорит с позиций педагога и психолога, глубоко увлеченного поиском продуктивных решений обновления школы, нашедших свое отражение в его практической деятельности и созданной на их основе оригинальной педагогической концепции.

Проблема решается многогранностью педагогики С. Френе, в которой он определяет широкие перспективы ее дальнейшего изучения, с целью адаптации его положительного педагогического опыта модернизации образования с учетом отечественных традиций, истории и культуры. Хотя, как любая альтернативная педагогика, система Френе вступает в конфликт с традиционной, ее необходимость и актуальность в России очевидны.

Цель работы - выявить сущность педагогических идей С. Френе и показать актуальность их использования в теории и практике отечественного обучения и воспитания.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выделить и охарактеризовать основные этапы становления и развития педагогических взглядов С. Френе.

2. Выявить и проанализировать сущность и основное содержание педагогических идей С.Френе.

3. Определить роль и значение идей С. Френе для современной школы и педагогики.

4. Показать реализацию педагогических идей С. Френе в школьном образовании России.

Объектом работы явилось педагогическое наследие С. Френе.

Предметом педагогические идеи С. Френе и их влияние на теорию и практику современного школьного образования.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

· педагогические идеи С. Френе;

· принцип ретроспективного исторического анализа (М.В. Богуславский, А.Н. Джуринский, М.Н. Кларин, и др.);

· сравнительно-исторический подход в педагогике (Б.М. Бим-Бад,
Б.Л. Вульфсон, Ф.Ф. Королев, О.Д. Федотова, Л.Д. Филиппова);

· современная методология в сравнительной педагогике (Н.Е. Воробьев, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, К.И. Салимова и др.).

· концепция личностно ориентированного образования (Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).

· культурологический подход, при изучении и оценке глобальных, страноведческих процессов в сфере образования развитых стран мира, дающий возможность более глубоко проникнуть в состояние и сущность происходящих изменений в образовании.

Основными методами нашего исследования являются:

· метод теоретического анализа официальных государственных источников в области образования и воспитания, учебной документации, а также наиболее известных работ зарубежных и отечественных авторов, освещающих развитие системы школьного образования;

· компаративные методы, обеспечивающие сравнительный анализ многообразия различных направлений развития школьного образования во Франции.

· метод исторического и логического анализа, требующий научного, конкретно-исторического подхода к изучаемым явлениям;

· сравнительно-исторический метод при изучении трудов зарубеж
ных и отечественных ученых, документальных, литературных и научных
данных для определения основных факторов, повлиявших на становление и развитие педагогических взглядов С. Френе;

· биографический, позволяющий выявить теоретические позиции и
взгляды С. Френе;

Обзор литературы по теме: Изучение и анализ исследований литературы по сравнительной педагогике и психолого-педагогических источников позволяют утверждать, что педагогическое творчество С. Френе еще не избиралось предметом специального изучения российскими педагогами. Однако описанием и толкованием отдельных сторон педагогической системы С. Френе содержатся в работах Бахичевой В., Вульфсона Б.Л., Джуринского А.Н., Загорского А.А., Кларина М.В., Краевского В.В., Мальковой З.А., Пиляй О.М., Селевко Г.К. и др.

В процессе исследования чрезвычайно ценным источником оказалась информация из отечественной периодической печати, материалы научной периодики, статьи М. Белиловской, Я. Быстрицкой, В. Степи-ховой.

Большой фактический материал был почерпнут нами из периодических изданий Российской Академии образования «Первое сентября», «Педагогика», «Альма Матер», «Иностранные языки в школе», «Вестник образования», «Обучение за рубежом», «Вопросы психологии», «Перспективы. Вопросы образования» и др.

Глава I Теоретические аспекты новаторства Френе

1.1 Немного истории о Френе

Сто лет назад 8 октября 1896 года во французской деревеньке Ванс родился Селестен Френе Селестен Френе - создатель авторской школы и прародитель теории и практики образовательной системы, которая по праву считается сегодня культурным достоянием всего человечества - будущий скромный сельский учитель. Он родился в крестьянской семье на юге Франции. Закончить школу ему не удалось: началась первая мировая война, и 18-летнего юношу призвали в армию. Под Верденом он получил ранение и потом долго лечился.

Свою педагогическую деятельность он начал только в 1920 году, в школе местечка Бар-сюр-Луп. Впоследствии он стал основателем и лидером «Международной федерации сторонников новой школы». Великий педагог дал детям возможность свободно выражать свои мысли. Дети писали «свободные тексты», писали о чем хотели, когда хотели и где хотели.

Селистен Френе купил типографский станок, и эти тексты стали печататься самими детьми. Изготовленные газеты пересылались в другие школы, откуда его единомышленники присылали в школу Френе собственные творения.

Одним из принципов педагогики Френе была организация учителями своего самовыражения и самовыражения своих учеников с помощью современных технологий.

Его последователи работают в тысячах школ всего мира. В том числе и в Кисловодске и Набережных Челнах существуют френетистские школы, а классы и учителя, работающие в этом подходе, есть в Таганроге, Нягани, Челябинске, Москве, Самаре и двух десятках других городов и сел России.

Педагогика Френе - саморазвивающееся пространство, в котором вместо педагогических технологий и методик царит Дух Френе, в котором принципиально не может быть привычных нам методистов, а есть педагоги-исследователи, в котором свободно развивающиеся дети «обреченные на успех».

Поэтому то, о чем говорят, и что делают современные френетисты во многом отличается от того, о чем писал и что говорил сам С. Френе. Но нечто остается принципиально неизменным.

Это - искусство слушать детей и отвечать им серьезно, это - организация совместной коллективно распределенной и общественно значимой деятельности, это - экспериментирование и обновление среды для воспитания интереса и пробуждению мотивации и детей, и учителей.

1.2 Картина педагогического новаторства в целом

В области содержания и методики обучения генеральная линия поиска идет в направлении все большей активизации мышления ученика, при котором он усваивает закономерности изучаемых явлений, самостоятельно приходит к необходимым выводам; в использовании связи учебного материала с жизнью, что делает учебу более увлекательной и полезной. Происходит процесс индивидуализации обучения, т.е. учета возможностей и способностей каждого ребенка, что достигается созданием в школах специализированных, профильных классов и групп.

Экспериментирование выражается в применении методики развивающего обучения, разработке более увлекательных программ по различным предметам, создании новых предметов, использовании технических средств обучения, использовании индивидуальных учебных программ типа проектов, изменении структуры учебного процесса, замене урока другими формами, например, студиями-мастерскими.

«Свободное воспитание». Его сторонники стараются предоставить ребенку возможно большую свободу как в учебной, так во внеучебной деятельности, считают недопустимыми наказания, полагая, что это наилучшим образом способствует развитию положительных качеств личности. Данной стратегией руководствуются представители Вальдорфской педагогики, школы Френе и школы Монтессори Мария Монтессомри (31 августа 1870 -- 6 мая 1952) -- итальянский педагог, учёный, философ, гуманистка, феминистка, христианка. . В нашей стране сколько-нибудь успешные попытки «свободного воспитания» в прошлом неизвестны, а судить о нынешних пока рано.

Стратегия коллективистического воспитания предполагает воздействие на каждого воспитанника через общественное мнение группы, главным образом, через демократически сформированное самоуправление. Успешные образцы дали В.Н.Сорока-Росинский Вимктор Николамевич Соромка-Росимнский (26 (13) ноября, 1882, Новгород-Северский, Черниговская область -- 1 октября 1960, Ленинград) -- российский и советский педагог, создатель (1918--1920 гг.) известной Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф. М. Достоевского (Республика ШКИД). В одноименной повести Григория Белых и Леонида Пантелеева "Республика ШКИД" был выведен под прозвищем «Викниксор». и А.С.Макаренко Антомн Семёнович Макамренко (1 (13) марта 1888, Белополье Сумского уезда Харьковской губернии -- 1 апреля 1939, станция Голицыно под Москвой) -- советский педагог и писатель.: в массовых школах она не обладает такой эффективностью, но даже в частично реализованном виде препятствует развитию отношений примитивной группы.

Педагогика Френе не может быть рассмотрена вне других педагогических инноваций существовавших или существующих сегодня на необозримом пространстве российского образования. На фоне волны тех эвриканских инноваций в середине 80-х - начале 90-х годов в России.

Лишь отдельные смельчаки педагогизируют вверенное им пространство на свой лад, страх и риск, ежеминутно ожидая удара пыльным мешком по голове. А так - нет, нету педагогики в школе. Может, в детском саду? Да, там ее побольше: жизнь бурлит, создавая коллизии, пригодные для осмысления и «разбора полетов». Не поделили игрушку. Один другого обозвал. Тот, разумеется, полез драться. Вот оно, поле деятельности! Опять же, в этой конторе учебный процесс не на все наличное время претендует. И, хоть называется детсад «дошкольным образовательным учреждением», все же главная персона в нем - воспитатель.

1.3 Новые материальные средства управления и воспитания

Центральный тезис его концепции сводится к тому, что для воплощения в жизнь прогрессивной педагогической теории недостаточно изменить организационные формы учебного процесса и методы учебной работы. Необходимо создать и широко использовать «новые материальные средства обучения и воспитания».

Среди этих средств на первом месте стоит школьная типография.
Именно с нее начал С. Френе свои эксперименты, и долгое время типографская машина являлась непременной принадлежностью каждой школы, работающей по его методам.

Для Френе и его сторонников школьная типография неотделима от так называемых свободных текстов. Это небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о своих семьях, друзьях, о планах на будущее, описывают впечатления, полученные в ходе экскурсий и прогулок.

Учитель отбирает лучшие свободные тексты, дети обсуждают их, вносят коррективы и дополнения, а затем печатают. Эти материалы в дальнейшем играют роль учебных пособий.

Школьная типография и свободные тексты являются, по мысли Френе, наиболее ярким символом Новой школы, практическим воплощением идей активизации учебно-воспитательного процесса при постоянном изучении личности ребенка, его стремлений и интересов.

И в этом смысле свободный текст не только учебное упражнение, а, прежде всего, важный социально-психологический тест, с помощью которого можно лучше понять взаимоотношения ребенка и окружающей его социальной среды.

Вместе с тем это совершенно новая, оригинальная концепция обучения родному языку.

Выводы по Главе I

Педагогическая концепция Френе являлась по своему содержанию открытым и резким противопоставлением традиционной педагогике. Неудивительно поэтому, что бескомпромиссная критика традиционализма проходит через все его работы. Официозная французская педагогика, заявлял Френе, совершенно не соответствует эпохе атомной энергии, межпланетных путешествий и автоматизации производства, а массовая школа, построенная на принципах, противоречащих природе ребенка, не готовит учащихся к жизни, не учитывает ни запросов современности, ни потребностей будущего.

Что же противопоставлял Френе педагогическому консерватизму?

Центральный тезис его концепции сводится к тому, что для воплощения в жизнь прогрессивной педагогической теории недостаточно изменить организационные формы учебного процесса и методы учебной работы. Необходимо создать и широко использовать «новые материальные средства обучения и воспитания».

Среди этих средств на первом месте стоит школьная типография. Именно с нее начал Френе свои эксперименты, и долгое время типографская машина являлась непременной принадлежностью каждой школы, работающей по его методам.

Для Френе и его сторонников школьная типография неотделима от так называемых свободных текстов. Это небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о своих семьях, друзьях, о планах на будущее, описывают впечатления, полученные в ходе экскурсий и прогулок. Учитель отбирает лучшие свободные тексты, дети обсуждают их, вносят коррективы и дополнения, а затем печатают. Эти материалы в дальнейшем играют роль учебных пособий.

Френе затрагивал одну из самых устойчивых традиций школы. Показательно, что на нее указывали выдающиеся русские мыслители и педагоги еще в XIX в. «Представьте себе только одно то, -- писал В.Г.Белинский, -- что во Франции на публичных экзаменах в пансионах награждают детей за успехи не книгами, а возлагают на их головы венки, и этих лауреатов восхищенные родители привозят в театр на показ публике» Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: В 5 т. - М„ 1953. - Т.5. - С. 97..

На это же обращал внимание К.Д.Ушинский Ушинский К.Д. Собр.соч.: В 2 т. - М; Л., 1948. - Т.2. - С. 100.: «В самолюбии педагогика нашла сильнейший рычаг и работает им беспощадно. Для этой цели наставники изобрели множество гениальных средств: жалуют своих воспитанников орденами, производят их в чины и печатают их имена в газетах» .

Глава II Педагогическая концепция Френе

2.1 Стиль воспитания и обучения

«Мы бы хотели до нуля сократить плановые кабинетные уроки (магические разъяснения в бесчисленных вариантах, за которыми следуют упражнения, «вдалбливание» и контроль). Приемы и вспомогательные средства, разработанные нами на практике вместе с тысячами учителей, являются залогом обогащения и роста учащихся...» (С.Френе)

Те, кто впервые посещает школу Френе, часто поражаются той легкости, с которой учащиеся ведут собрания, принимают решения, вместе решают проблемы и при этом весьма целенаправленно занимаются работой. Обращает на себя внимание и их умение своими проблемами к «представителям власти» и не удовлетворяются отговорками.

Работать по системе Френе означает изменение своей роли: от всеопределяющей через стимулирующую - к роли куратора и наблюдателя, и далее - к роли активного направляющего члена группы. Учитель прекращает быть тем, кто решает, наказывает и имеет на все готовые ответы.

Так же, как и ученики он начинает искать ответы на возникающие вопросы, чтобы быть в состоянии дать по ним разъяснения. Результатом этого может стать урок на тему, которая заинтересовала учащихся.

Такие средства применения власти, как отметки и наказания утрачивают свою необходимость. Естественно, педагог школы Френе продолжает исправлять, проверять и дополнять работу учащихся и установленные договоренности.

Множество приемов, используемых в группах меняющегося состава создает возможность возникновения многочисленных отношенческих и учебных ситуаций, далеко не все из которых протекают при участии учителя. Учитель перестает быть центральной фигурой, сохраняя, однако, ответственность за общий педагогический процесс.

Речь здесь идет об индивидуализированном обучении и оптимальной привлеченности каждого учащегося. Учитель продолжает следить за мотивацией и стимулирует заинтересованность. Так же, как и вся группа, он с уважением относится к сделанной работе и проведенному исследованию. Успех вызывает удовлетворение и взаимное удовольствие.

2.2 Основные положения и задачи школы Френе

1. Свобода самовыражения ребёнка: ребёнок по природе своей ничем не отличается от взрослого. И детство - это не подготовка к жизни, а её важный этап. Ребёнок не просто пустой сосуд, который следует наполнять, он уже обладает определёнными представлениями, определённым жизненным опытом.

2. Научить ребёнка мыслить: помочь овладеть методом познания, критическим отношением к действительности. Основной точкой обучения является свойственная всем детям любознательность. Задача учителя создавать такие проблемные ситуации, при которых ученики чувствуют потребность что-то узнать, чему-то научиться.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать