Сущность трудового воспитания и профессиональной ориентации в УПК
p align="left">К устному изложению, объяснению учебного материала предъ-являют следующие требования: постоянное соблюдение дидакти-ческих принципов в их единстве и взаимосвязи; подготовка уча-щихся к восприятию и усвоению нового учебного материала путем уточнения и воспроизведения опорных знаний; сообщение (или запись на доске) темы или проблемы, цели и задач; отбор содер-жания учебного материала, с учетом сообщаемых знаний и фор-мируемых умений; соблюдение логической последовательности; аргументированность, доказательность; постоянное руководство усвоением учебного материала; систематизация и обобщение учеб-ного материала, подведение итогов, корректировка усвоения.

Рассказ--метод устного изложения материала, который но-сит описательный или повествовательный характер, отличается научностью, логической последовательностью, краткостью, убеди-тельностью, образностью сообщения учащимся сведений теорети-ческого или практического характера.

С помощью рассказа учитель формирует у учащихся пред-ставления и понятия о научных фактах, например о принципе действия и устройстве инструментов, механизмов, орудий, способах технологии и т. п. Рассказ должен иметь главную мысль, которую учитель раскрывает перед учащи-мися во всей ее полноте, развитии при строгой последовательнос-ти изложения.

Как метод обучения рассказ имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. Поэтому он должен иметь идейную направленность, выражать личное отношение учителя к содержа-нию излагаемого материала, вызывать заинтересованность, эмо-циональность учащихся.

Известно, что слово является выражением мысли человека. Развитие у учащихся навыков устного и письменного языка про-исходит во всех видах работы с ними. В связи с этим особое зна-чение имеет речь учителя. К ней предъявляются следующие педа-гогические требования; каждое слово учителя должно быть понят-но учащимся; новые слова (понятия, термины) должны быть четко и правильно произнесены, объяснены и записаны на доске, так как речь школьника развивается не только когда он говорит, но и когда слушает и пишет; речь учителя должна быть грамотной, четкой, живой, образной; не следует употреблять бытовую терминологию вместо научной; необходимо следить за культурой речи (авторам данного пособия приходилось на занятиях по трудовому обучению в сельских школах слышать от учителей, например: «зе-ленка» вместо «зеленый корм», «картошка» вместо «картофель», «подсолнух» вместо «подсолнечник» и т. п.); темп речи должен быть таким, чтобы он соответствовал восприятию ее учащимися; не надо допускать монотонности речи, вызывающей быстрое утом-ление школьников; необходимо выделять интонацией ход мысли с целью активизации внимания слушателей.

Часто учитель использует рассказ на вводных уроках, когда учащимся для раскрытия закономерностей, лежащих в основе промышленного и сельскохозяйственного производства, необходи-мо бывает знание фактического _материала. Так, на первом уро-ке по учитель может дать учащимся представление об основных направлениях, где используется труд каменщика.Так, например, чтобы заинтересовать учеников в дальнейшем освоении профессии каменщика, можно рассказать о перспективе этой профессии на рынке труда, а также о выгоде иметь навыки каменщика для домашних дел. При про-ведении такого урока важно ознакомить учащихся с успехами и достижениями в развитии строительства страны и базово-го хозяйства.

При использовании на занятиях рассказа учитель обязательно должен готовиться к нему. Для этого он составляет план расска-за и подбирает все необходимое учебное оборудование, средства наглядности, которые использует затем по ходу рассказа. С целью проверки усвоения учебного материала учитель ставит перед уча-щимися вопросы. Делает это он или по завершении рассказа или на отдельных логически законченных его этапах.

Построение рассказа может быть дедуктивным (от общего положения к частным фактам) и индуктивным (из ряда фактов выводится обобщение). Примером первого может быть рассказ

инструментах и способах их применения в общих чертах, а затем, разбирая каждый инструмент по применению и функции работы. Рассказывая конкретно о каж-дой из вышеперечисленных приспособлений, учитель из общего положения выводит частные факты, дает понятие об отличительных особен-ностях специального инвентаря и в связи с их назначением..

Беседа -- метод обучения, при котором учитель с помощью це-ленаправленных вопросов к учащимся мобилизует их знания и практический опыт для усвоения новых знаний. С помощью бе-седы учитель активизирует мыслительную деятельность школьни-ков, подводит их к необходимым выводам и обобщениям.

Беседа--один из самых распространенных методов устного изложения материала. Ценность ее состоит в том, что учитель име-ет возможность выяснить знания большой группы учащихся за от-носительно короткое время и в то же время развить их активную мыслительную деятельность.

Успеху беседы способствует четкое определение темы, логи-ка плана и умелая постановка вопросов, позволяющая учителю направлять мысль учащихся.

Каждый учитель знает, что от характера и постановки воп-роса зависит умение ученика дать правильный и полный ответ. Поэтому учитель готовит систему вопросов так, чтобы ответы уча-щихся были как бы этапами последовательного усвоения нового материала. Характер и содержание вопросов могут быть направ-лены на формирование у школьников теоретических знаний, опре-деление понятий, установление причинно-следственных связей между явлениями, выявление существенных признаков изучаемых фактов и явлений, доказательство какого-либо положения или на формирование практических умений и навыков (вопросы, пояс-няющие последовательность технологических операций, приемов трудовой деятельности, планирования работы и т. д.).

Опыт показывает, что характер вопросов бывает репродуктив-ный, поисковый, познавательный. Нужны также и вопросы, ко-торые требуют от учащихся воспроизведения фактического мате-риала.

Во многих случаях вопросы могут быть направлены на сравнение изучае-мых объектов, явлений, процессов, например:

«Сравните разновидности укладки кирпича, опишите признаки их раз-личия и сходства»; «Объясните, где применяют облегченную кладку и почему».

Нередко вопросы помогают выявить сущность явления, про-цесса, раскрыть причинно-следственные, структурно-функциональ-ные, временные, пространственные и другие связи.

Более сложный характер носят вопросы, ответы на которые тре-буют объяснения, доказательства, формулирования выводов, обоб-щений, например: «Объясните сущность принципа работы режу-щих инструментов»; «Докажите, что от прочности кирпича, плотности швов»; «Сделайте вывод по результату прове-денного опыта».

Поисковый или проблемный характер вопросов усиливает ин-терес школьников, активизирует их внимание. На эти вопросы учащиеся не сразу могут ответить, и задача учителя состоит в том, чтобы направить мысль учащихся в нужном русле.

Вопросы учителя, которые он ставит в процессе беседы, долж-ны удовлетворять педагогическим требованиям: формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, вариативными; воп-росы следует строить на известном учащимся учебном материале, необходима опора на предшествующую подготовку и личный опыт школьников; логика постановки вопросов должна соответствовать плану беседы, а вопросы быть связанными между собой (связь предшествующего с последующим); содержание вопросов долж-но отвечать теме беседы и направлять учащихся на усвоение глав-ного, существенного в изучаемом материале; в вопросе не должно быть ответа; во время ответа не следует прерывать речь школьни-ка; каждому ответу следует давать краткую оценку, ориентируя учащегося на правильный в содержании ответ; если беседу прово-дят при проверке усвоения знаний, следует вначале формулиро-вать основные вопросы, а затем дополнительные; в ходе беседы необходимо усложнять вопросы, направлять их на развитие само-стоятельности школьников.

К ответам учащихся также предъявляется ряд требований: формулировки ответов должны быть четкими, фактически и логически правильными, содержать существенное в знаниях учащихся; ошибки в ответах учащихся целесообразно исправлять товарища-ми по классу и лишь в случае затруднений учителем; дополнения к ответу также должны давать учащиеся, а в случае затруднений учитель.

Беседа как метод обучения может быть эвристической, объяс-нительной, обобщающей.

Эвристическая беседа--это беседа, при которой учи-тель ставит вопросы, побуждающие учащихся самостоятельно обобщить известные им факты и наблюдения, сопоставить их с информацией учителя, сформулировать логические умозаключе-ния, помогающие обоснованному решению данного вопроса.

Важно обращать внимание на полноту, аргументированность, логику построения, правильность ответов учащихся и культуру их речи.

Объяснительная беседа -- метод устного изложения учебного материала с проверкой усвоения и привлечением школь-ников к решению вопросов. Обычно объяснительную беседу учи-тель проводит в том случае, когда учебный материал сложен по своему содержанию и потому необходимо одновременно и объ-яснять учащимся содержание, и проверять его усвоение.

В практике трудового и профессионального обучения метод объяснительной беседы применяют при ознакомлении учащихся с технической терминологией, свойствами материалов, содержанием и структурой трудовых операций, а также в процессе инструктажа по порядку сос-тавления и чтения чертежа, приемов обращения с инструмента-ми, выполнения трудовых операций и т. п. В ходе объяснительной бесед; учитель задает ученикам вопросы, ответы на которые тре-буют привлечения знаний по другим предметам: физике, химии, математике, биологии.

Вопросы, поставленные перед учащимися в ходе объяснитель-ной беседы и в конце ее, направлены на воспроизведение в па-мяти ранее усвоенных знаний, получение новых знаний и на применении их в практике.

Рассмотрим пример объяснительной беседы с элементами рас-сказа. Учитель: «Производительность труда каменщика во многом зависит от качества при-меняемого ручного инструмента:

Кельма типа КБ -- это лопатка из тонколистового стального полотна с изогнутой ручкой из древе-сины твердых пород. Она применяется для разравнивания раствора, запол-нения вертикальных швов и подрезки излишков раствора.

Молоток-кирочка типа МКИ массой 0,55 кг с деревянной руч-кой длиной до 300 мм используется для рубки или тески кирпича, керамическо-го камня. При этом лезвие молотка должно быть под прямым углом к по-верхности ребра кирпича.

Растворная лопата типа ЛР

имеет полотно из листовой стали толщиной 1,6 мм. Круглый металли-ческий стержень длиной 320 мм предо-храняет от износа деревянный черенок. Лопата необходима для подачи и раз-равнивания раствора, а также для перемешивания его в ящике.

Расшивки типа РВ-1. и РВ-2

имеют рабочую часть в форме разрезанной вдоль стальной трубки с ручкой из древесины твердых пород. Обработку и уплотнение швов кладки ведут стальными расшивками, имею-щими вогнутую и выпуклую поверх-ность.

Для ускорения производства кир-пичной кладки и повышения произ-водства кирпичной кладки и повыше-ния ее качества используют малога-баритные ручные приспособле-ния.

Причальные скобы П-образной формы закрепляют в швах кладки; скобы из листовой стали наде-вают на кирпич, уложенный плашмя.

Крученый причальный шнур толщиной 1,5...3 мм натягивают вдоль выкладываемой стены. Он пред-назначен для соблюдения горизон-тальности выкладываемых рядов.и т. д.» Эта беседа проходит с демонстрационным материалом.

Так же на занятии учитель может проводить объяснительную беседу, в ходе которой познакомит учащихся о прочности и устойчивости кладки.

Цель обобщающей беседы -- выяснение уровня усвоения школьниками теоретических знаний и формирования практических умений; выделение сущест-венного и систематизация знаний и умений учащихся, установле-ние связи между основными и второстепенными сведениями, раз-витие мышления, конкретизация знаний и умений учащихся и вы-яснение их знаний, необходимых для будущей трудовой подго-товки и практической деятельности.

Так, на занятиях теме «Технология кирпичной кладки» обобщающую беседу можно провести примерно по таким вопросам:

1.. Что понимают под кладкой?

2. Какие размеры имеет керамический кирпич? Утолщенный кирпич? Керамический камень?

3. Какие швы различают в кладке?

4. Назовите виды каменной кладки.

5. Что называют системой перевязки?

6. Что понимают под перевязкой?

7. Какие кирпичи образуют наружную вер-сту?

8. Что называют забуткой?

9. Чем отличается тычковый ряд от ложкового?

10. Что характерно для однорядной системы перевязки кирпичной кладки?

Из приведенного выше примера видно, что в ходе коллектив-ной беседы обобщаются знания учащихся. Однако бывает необ-ходимо при проверке работы учащихся проведение индивидуаль-ных бесед с целью выяснения знаний учащихся и готовности их к выполнению практических работ.

Объяснение--подробное изложение учебного материала с ана-лизом фактов, приведением доказательств и формулировкой вы-водов. Этот метод устного изложения учебного материала исполь-зуют для объяснения трудовых операций, выполняемых учащими-ся, и разъяснения трудового задания со всеми входящими в него

80 операциями. К объяснению предъявляют в основном те же тре-бования, что и к рассказу.

Объяснение носит доказательную форму изложения. Объясняя выполнение того или иного приема, трудовой операции, учитель доказывает, почему следует делать так, а не иначе. Обычно этот метод применяют в ходе изучения теоретического материала или практической деятельности учащихся в том случае, когда учебный материал сложен для усвоения. Например, объяснение необходи-мо при изучении школьниками принципа устройства и работы ма-шин, механизмов, технологических процессов, работы с инструмен-тами или на станках. Часто объяснение сочетают с показом прие-мов работы.

Объяснение проводят в строгой логической последовательнос-ти: перед учащимися ставят вопрос, проблему, которые затем раз-решают последовательным, логическим доказательством.

Объяснение может быть различным по степени сложности и предусматривать разную степень самостоятельности мышления учащихся. Используя разнообразные методические приемы во вре-мя объяснения, учитель приучает школьников ко многим логиче-ским операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и др.), развивает научное мировоззрение их, вырабатывает осознанную мотивацию учения. С этой целью учитель может не только задать вопросы, но и предложить задания, логические задачи, упраж-нения, которые помогут учащимся применить новые знания в са-мостоятельной работе.

В классах наряду с рассказом, беседой и объяснением используют школьную лекцию. Содержание лекции раскрывает перед учащимися анализ изученных фактов, явлений, процессов, закономерностей, идей; их взаимосвязи; выводы и обобщения, имеющие строгое научное обоснование.

Лекцию обычно проводят на вводных занятиях, при ознаком-лении учащихся с целями и задачами нового курса обучения или на заключительном занятии по большой теме, разделу. Успеху лекции способствует правильное использование средств нагляд-ности (схем, диаграмм, графиков, таблиц, плакатов, экранных по-собий и др.) для иллюстрации основных ее положений. Опыт ра-боты передовых учителей показывает, что логика построения лек-ции, эрудиция учителя, умелое использование средств нагляднос-ти в большой степени активизируют мыслительную деятельность учащихся.

Лекция может в большей степени способствовать обобщению знаний и умений учащихся, развивающих научное мировоззре-ние. К таким лекциям, например, относятся проводимые в стар-ших классах лекции для ознакомления учащихся с основными направлениями научно-технического прогресса в промышленном и сельскохозяйственном производстве, перспективами развития отраслей народного хозяйства, научными принципами техноло-гических процессов и т. д.

Учебная демонстрация

В предыдущей главе отмечалось, что слово учителя как источник информации при устном изложении учебного материала должно сочетаться с применением различных средств нагляд-ности. К ним относятся учебные фильмы, диафильмы, диапозити-вы, кодотранспаранты, таблицы, натуральные объекты, модели, материалы, инструменты, машины, приборы, аппараты, объекты общественно полезного, производительного труда.

Учебная демонстрация включает в работу органы чувств: зре-ния, слуха, обоняния, осязания, вкуса, с помощью которых у школьников возникают чувственные представления о реальных предметах и явлениях. Во время учебных демонстраций слово учи-теля направляет умственную деятельность учащихся, активизиру-ет ее постановкой вопросов и проблем. Школьники, самостоятель-но наблюдая действие прибора, прием работы, анализируют ход демонстрации, делают выводы и обобщения. Слово учителя при этом оказывает руководящее действие, поясняющее, что наблю-дать, как наблюдать, как анализировать. Сочетание слова препо-давателя с чувственным отражением реального мира самим уча-щимся способствует усвоению им сложного учебного материала.

На уроках трудового и профессионального обучения исполь-зуют различные виды демонстраций, натуральные объекты и тех-нологические процессы; изобразительные средства наглядности;

приемы работы. В зависимости от содержания учебного материа-ла, учебно-воспитательных задач, возраста учащихся, их подго-товки, материально-технической базы школы учитель выбирает оптимальный вид демонстраций.

Натуральные объекты, отобранные для демонстрации, должны быть: производственно типовыми, соответствующими современному уровню техники и отражающими существенные признаки; техниче-ски исправными; доступными восприятию учащихся, т. е. в целом

соответствовать уровню трудовой подготовки и выглядеть эстетично.

В трудовом и профессиональном обучении натуральными объектами, используемыми для учебной демонстрации, могут быть: орудия труда--, оборудование, приборы, предметы труда--различные материалы: древесина, металл, пластмассы, пряжа, ткани, удобрения, посевной и посадочный ма-териал и т. д.{

живые объекты природы (растения, животные), объекты тру-да (изделия, изготовленные учащимися).

Малогабаритные объекты (наборы инструментов, резисторов, конденсаторов, проводов, образцы пород древесины, металлов а т. п.) могут демонстрироваться на рабочих местах учащихся в виде раздаточного материала. В процессе работы с раздаточным материалом школьники знакомятся со свойствами материалов (цвет, прочность, твердость, гибкость и т. д.), назначением инст-румента, его действием на материалы, особенностями его рабочих частей. Например, на уроках при подготовке учащихся к ремонт-ным работам в быту в качестве раздаточного материала использу-ют образцы тканей (хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шер-стяных) . Во время демонстрации учитель рассказывает о структу-ре тканей, их назначении в связи с гигиеническими требованиями к одежде.

0пыт работы учителей показывает, что наиболее эффективно при ознакомлении учащихся с орудиями труда одновременно сле-дует демонстрировать их устройство и действие. Например, оз-накомление школьников с устройством токарного станка начинают с объяснения назначения его основных частей: станины, передней бабки с коробкой скоростей, задней бабки, суппорта, фартука, ко-робки подач. Внутреннее же устройство станка изучают в процес-се разборки отдельных его частей или на макетах.

Макет--статическая копия (уменьшенная или увеличенная) натурального объекта. Он легко разбирается, детали у него для большей наглядности окрашены в разные цвета, поэтому макеты можно использовать в дополнение к натуральным объек-там.

Демонстрацию изобразительных средств наглядности (таблиц, плакатов, рисунков, эскизов, чертежей, схем, графиков, технологи-ческих карт, выполненных на бумаге или в виде мелового изображе-ния, сделанного учителем на доске) широко применяют на занятиях по трудовому и профессиональному обучению во всех классах. Многие печатные средства наглядности выпускаются издательст-вами педагогической литературы. Можно использовать также таб-лицы и плакаты (особенно в старших классах), предназначенные для системы профессионально-технического образования.

Демонстрацию таблиц, плакатов и других аналогичных на-глядных пособий учитель сопровождает объяснением или бесе-дой, причем внимание учащихся направляет на существенные приз-наки объекта, поясняя, что надо знать об устройстве и для чего это надо знать. Таблицы часто дают увеличенное или уменьшен-ное изображение объекта, следовательно, школьникам необходимо напомнить о масштабе, а при увеличенном изображении объекта демонстрировать и сам объект. Важно привлекать учащихся к ак-тивному изучению таблицы, плаката, вырабатывать умение «чи-тать» таблицу, т. е. устанавливать с учащимися обратные связи. Такая методика работы с изобразительными средствами нагляд-ности делает ее источником осмысленной информации.

Использование изображений в данном случае, как и в других аналогичных, необходимо, так как это дает возможность учителю при объяснении устройства и назначения инструмента показать всем учащимся одновременно таблицы с увеличенным изображе-нием изучаемых объектов.

Большую пользу дает и эскиз или рисунок, сделанный учите-лем на доске. Наблюдая его выполнение по ходу рассказа, школьникам легче следить за мыслью учителя, слушать его и зрительно воспринимать ту деталь, которую он изображает. Одновременно с выполнением рисунков учителем на доске учащиеся выполняют их в тетради. Такая работа способствует выработке у школьни-ков умения выполнять и читать эскизы. Следует заметить, что де-монстрации всех изобразительных пособий должны проводиться синхронно с объяснениями, чтобы в нужный момент урока при-влечь учащихся к наглядному пособию.

На занятиях учитель нередко демонстрирует учащимся изделия (объекты) общественно полезного, производительного труда, из-готовленные ранее их сверстниками образцы (при этом отбирают лучшие). Такая демонстрация вызывает у школьников большой интерес к предстоящей работе и желание изготовить деталь еще лучше.

На занятиях в учебных мастерских, на учебно-опытном участке и в производственных условиях учитель показывает приемы вы-полнения трудовых операций. Эти приемы учитель должен выпол-нять четко, а при демонстрации одновременно, кроме этого, и объяснять, для чего их осуществляют, какие следует при этом делать движения, какую принять рабочую позу. Объяснение должно быть кратким, но убедительным и понятным, разъясняю-щим последовательность совершаемых действий.

Показ приемов выполнения трудовых операций заключается в демонстрации учителем рабочих движений, последовательности их выполнения. Вначале это целостный показ в рабочем темпе; затем расчлененный или замедленный, сопровождаемый объяснениями, и далее снова целостный показ в рабочем темпе. В случае если учащиеся допускают ошибки в выполнении тех или других опера-ций, рабочих движений, в приемах пользования инструментом, управления машиной и т. п., учитель еще раз показывает пра-вильные приемы выполнения трудовых операций и обращения с применяемой для их выполнения техникой. Так, при обучении учащихся работе с кирпичом учитель показы-вает собравшимся учащимся, как подготовиться к работе, комментируя при этом каждую выполняемую им опера-цию.

После демонстраций приемов работы учитель предлагает одно-му-двум учащимся повторить прием перед всеми учащимися. Если ученик затрудняется, учитель оказывает ему необходимую по-мощь.

Разнообразные методы демонстраций способствуют лучшему восприятию, осмыслению учебного материала, формированию зна-ний, умений.

Инструктаж

Инструктаж как совокупность различных методов обучения представляет собой объяснение цели, задач, последовательности и приемов выполнения трудового задания и отдельных трудовых операций, сопровождающееся показом трудовых и технологиче-ских процессов, которые предстоит освоить учащимся.

Объяснение при показе трудовых приемов целесообразно со-провождать демонстрацией таких учебно-наглядных пособий, как таблицы, изображающие отдельные основные элементы трудового приема; рисунки и схемы, показывающие рабочие позы и движе-ния, последовательность операций во всем трудовом процессе; рисунки и схемы по организации рабочего места, порядку и сис-теме измерений, техническим требованиям, правилам безопаснос-ти труда и т. д.

Не исключена возможность инструктажа и без показа приемов выполнения работы. Такой инструктаж проводят в тех случаях, когда необходимые приемы уже знакомы учащимся и освоены ими. Так, школьники на практических занятиях овладели техникой приготовления растворов. Поэтому на занятиях по труду перед работой лишь устный инструктаж, а по вопросу приготовления растворов и кладки целесообразнее дать письменную инструкцию. Умения школьников выполнять различные измерения, усвоенные ими на уроках физи-ки, математики, должны также учитываться при проведении инструктажа на уроках трудового и профессионального обучения.

В целом при обучении учащихся отдельным трудовым опера-циям или выполнению задания различают инструктаж: вводный, текущий и заключительный.

Вводный инструктаж проводят обычно в начале заня-тия. Его главное назначение состоит в том, чтобы помочь учащим-ся организовать и направить их деятельность, усвоить особенности работы и рациональные способы ее выполнения. Вводный инструк-таж проводят обычно в такой последовательности: ознакомление школьников с темой, целью и задачами предстоящей работы; по-вторение пройденного материала, необходимого для ее выполне-ния (краткий опрос, беседа по соответствующим вопросам тех-ники, технологии, материаловедения и т. д.); ознакомление с тех-ническими требованиями; сообщение указаний по подготовке к работе, организации рабочего места, соблюдению правил безопас-ности труда; объяснение и показ учащимся приемов и способов выполнения работы и предостережение от возможных ошибок;

объяснение и показ способов самоконтроля правильности выпол-нения приемов и качества работы; показ образцов; ознакомление с технической документацией -- рабочими чертежами, инструкци-онными и технологическими картами; пробные упражнения, в ходе которых проверяется правильность усвоения сделанных учителем указаний (в случае необходимости следует повторно показать и объяснить отдельные приемы работы).

Содержание вводного инструктажа и последовательность его проведения могут меняться в зависимости от специфики изучаемо-го материала, периода обучения, опыта учителя. Так, в начале изучения темы в вводном инструктаже больше внимания уделяют повторению пройденного материала, необходимого для выполне-ния данной работы. На последующих уроках вопросы, касающие-ся теоретических основ производимых трудовых операций, вклю- чают только в том случае, если учащиеся на предыдущем занятии недостаточно полно на них ответили. Вопросы же, включаемые для беседы во время вводного инструктажа на последующих уро-ках, могут быть нацелены на повторение технологических требо-ваний к выполняемым операциям.

После вводного инструктажа школьники самостоятельно вы-полняют работу, а учитель наблюдает за их действиями и пове-дением, контролирует их.

Текущий инструктаж проводят в ходе занятия с целью устранения затруднений учащихся. Проводится он, как правило, индивидуально. Но если одинаковые затруднения и ошибки на-блюдаются у многих школьников, его организуют фронтально, со всей группой. Нецелесообразно в ходе заключительного инструктажа анализировать деятельность каждого ученика, так как это займет значительное время на уроке. Однако в качестве поощрения преподаватель может показать всему классу лучшие образцы. Оценку за совершенную работу учитель может сооб-щить каждому школьнику в конце заключительного инструктажа только тогда, когда выполняемая операция не была очень слож-ной и в ходе урока учитель смог просмотреть работы всех уча-щихся и выставить в журнал отметки. В том случае, когда вы-полненная учащимися работа (монтаж навесных радиоэлементов на плату в соответствии с принципиальной схемой, изготовление изделий из ткани или трикотажа и т. д.) требует тщательного изучения, оценку можно сообщить ученикам лишь на следующем занятии, а во время заключительного инструктажа только произ-вести разбор достижений и наиболее типичных ошибок.

Инструктаж может осуществляться как в устной, так и в пись-менной форме. Подведение итогов занятия--заключительный инструктаж--чаще всего проводят в устной форме. В вводном и текущем инструктаже применяют и устные и письменные формы. В письменных инструкциях наиболее полно отражается рацио-нальная и целесообразная последовательность выполнения трудо-вых действий, приемов, операций, даются методически и техниче-ски грамотные, доходчивые указания о целесообразном их выпол-нении, сочетаются различные способы информации; словесные рекомендации, рисунки, схемы, графики, контрольные вопросы и т. д. В трудовом и профессиональном обучении в письменном виде применяют инструкционные карты, определяющие содержа-ние и последовательность выполняемых действий.

Заключение

Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой профессиональной деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система.

В этом отношении большой интерес представляет высказывание учёного и просветителя, ректора (1756-1830), который писал «В знаменитых семействах наших два порока, деморализующий людей: праздность и отвращение к занятиям и труду, а поэтому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие». Ещё большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщения учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания всё более и более пробивают себе дорогу в школах большинства стран мира, Становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и других странах. С 1987-88 учебного во всех основных школах (обычно 9 классов) Баварии введён предмет «Трудовое обучение). С учащимися проводится производительная практика в течении одной-двух недель, во время которой они занимаются производительной трудом, приобретают трудовые умения и навыки, знакомятся с рабочими профессиями. В то же время владелец предприятия, на котором организуется практика, сам присматривается к учащимся, бывает, некоторых из них приглашает после окончания школы к себе на работу.

Литература

1. А т у т о в П. Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук.--М.: Просвещение, 1983.-- 128 с.

2. А т у т о в П. Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политех-ническом образовании школьников.--М.: Просвещение, 1985.-- 128 с.

3. Васильев Ю. К. Экономическое образование н воспитание учащих-ся.--М.: Педагогика, 1983.--96 с.

4. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. -- М.: Просве-щение, 1982.-- 144 с.

5. Ктиторов А. Ф., Казакевич В. М., Френкель А. Ш. Орга-низация и оборудование учебно-производственной базы в межшкольных учеб-но-производственных комбинатах: Пособие для преподавателей.--М.; Просве-щение, 1982.

6. Неелов В.А. Иллюстрированное пособие для подготовки каменщиков.- М.,1988, с.270

7. Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процес-се трудового обучения: Книга для учителя.--М.: Просвещение, 1985.--223 с.

8. С к а т к и н М. Н., К о с т я ш к и н Э. Г. Трудовое воспитание и проф-ориентация школьников.--М.: Просвещение, 1984.--191 с.

9. Столяров Ю. С, Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы.--М.: Просвещение, 1983.--176 с.

10. Трудовая подготовка школьников в СССР и СФРЮ / Под ред. В. А. По-лякова, С. Безданова.--М.: Просвещение, 1985.--311 с.

11. Чебышева В. В. Психология трудового обучения.--М.: Высшая шко-ла. 1983--239 с.

12. Чистяков П. Н., Б у я н о в а Т. А., Касаткина Н. Э. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся.--М.: Просвещение, 1982.-- 175 с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать