Сера и ее соединения на уроках химии и экологии
p align="left">Самый богатый животный мир присущ водам, рН которых лежит в нейтральной или слабощелочной области. Он во много раз богаче, чем животный мир кислых или щелочных вод. Водоемы с очень кислыми водами необитаемы, жизни в них нет, как нет жизни и в водоемах со значениями рН больше 11.

Первыми жертвами кислотных дождей стали озера и реки. Сотни озер в Скандинавии, на северо-востоке США и на юго-востоке Канады, в Шотландии превратились в кислотные водоемы. Кислотные дожди привели к резкому снижению продуктивности 2500 озер Швеции. В Норвегии примерно половина поверхностных вод имеет повышенную кислотность, из 5000 озер в 1750 исчезла рыба. В провинции Онтарио (Канада) пострадало 20% озер, а в провинции Квебек - до 60% озер.

При повышении кислотности воды (еще до критического порога выживания водной биоты, например для моллюсков таким порогом является рН = 6, для окуней - рН = 4,5) в ней быстро нарастает содержание алюминия за счет взаимодействия гидроксида алюминия придонных пород с кислотой:

Аl(ОН)3 + 3H+ ? Al3+ + 3Н2О.

Даже небольшая концентрация ионов алюминия (0,2 мг/л) смертельна для рыб. В то же время фосфаты, обеспечивающие развитие фитопланктона и другой водной растительности, соединяясь с алюминием, становятся малодоступными этим организмам.

Повышение кислотности приводит к появлению в воде высокотоксичных ионов тяжелых металлов - кадмия, свинца и других, которые прежде входили в состав нерастворимых в воде соединений и не представляли угрозы живым организмам.

Дефицит питательных веществ и интоксикация воды приводят к своеобразной «стерилизации» водоемов. Закисленная и токсичная вода разрушает скелеты рыб и раковины моллюсков, а главное - снижает репродуктивные процессы. В свою очередь, это приводит к сокращению популяций наземных животных и птиц, связанных с водной биотой трофическими цепями (цепи питания).

«Мертвая вода» усиливает дефицит пресной воды, обусловленный возрастающими масштабами хозяйственного и бытового использования и ее загрязнением.

Что касается состояния рек и озер России, то качество воды большинства водных объектов в течение всех последних лет наблюдений и контроля со стороны Госкомэкологии не отвечает нормативным требованиям из-за сильного загрязнения промышленными сточными водами. Все (обратите на это внимание!) основные реки России и их крупные притоки оцениваются как «загрязненные» или «сильно загрязненные». При таком положении кислотные осадки мало изменяют качественные характеристики воды.

Почвенные организмы более приспособлены к пониженным значениям рН почвенной влаги, но и они угнетаются возрастающей кислотностью, особенно азотфиксирующие бактерии и грибницы. Разрыхляющие почву дождевые черви могут жить в слабокислых почвах, в таких условиях они «нейтрализуют» почвенные кислоты с помощью выделяемой ими извести; в кислой почве дождевые черви погибают. Среди других нарушений, происходящих в почве вследствие ее подкисления, следует отметить нарушение процессов питания растений, разрушение их корневой системы.

Почвенное подкисление считается одной из основных причин усыхания лесов умеренной зоны северного полушария, причем этот фактор долгодействующий, который может проявиться через много лет после прекращения вредных кислотообразующих выбросов в атмосферу. Больше всего страдают елово-пихтовые и дубовые леса. Непосредственное воздействие кислотных осадков приводит к нарушению листовой поверхности, процессов транспирации (испарение с поверхности листа) и фотосинтеза за счет разрушения хлорофилла (это воздействие можно определить зрительно по побурению листьев и игл).

Многообразно косвенное влияние: загрязнения выступают в роли пусковых механизмов биологических и биохимических процессов, ослабляющих растение, нарушающих его рост, повышающих чувствительность к климатическим изменениям, делающих его менее устойчивым к вредителям - грибам, бактериям, жукам и др.

В то же время подкисление почвы азотокислыми дождями стимулирует развитие лесных вредителей.

Наибольший урон кислотные дожди нанесли лесам Центральной Европы, в частности 35% лесов Германии (на площади более 2,5 млн га) повреждены ими. Ущерб от кислотных дождей для европейских лесов оценивается в 118 млн м3 древесины в год (из них около 35 млн м3 на европейской территории России). В меньшей степени от кислотных дождей страдают сельскохозяйственные растения, поскольку подкисление почв здесь можно контролировать агрохимикатами.

Воздействию кислотообразующих газов и кислотных осадков подвергаются органические материалы - кожа, бумага, ткани, резина, красители. Бумага, большинство тканей, кожа образованы гидрофильными веществами, которые накапливают воду между волокнами. Кислоты постепенно гидролизуют макромолекулы (главным образом целлюлозы и белков), в результате чего эти материалы становятся хрупкими и разрушаются. Как восстановитель диоксид серы вызывает обесцвечивание красителей, что приводит к выцветанию тканей.

Известняк, мел, мрамор, туф, содержащие карбонат кальция, разрушаются под действием кислотных дождей:

СаСО3 + Н24 ® Са2+ + SO42-+ СО2­ + Н2О,

СаСО3 + 2HNO3 ® Са2+ + 2NО3- + СО2­ + Н2О.

Многие скульптуры и здания в Риме, Венеции и других городах, памятники зодчества, такие, как Акрополь в Афинах, Кёльнский собор и другие, за несколько последних десятилетий получили значительно большие повреждения, чем за все предыдущее время. Под угрозой полного разрушения в результате действия кислотных осадков находятся более 50 тыс. скульптур скального «Города Будд» под Юньанем в Китае, построенного 15 веков назад.

Из бетона и других минеральных строительных материалов, а также стекла под действием кислотных дождей выщелачиваются не только карбонаты, но и силикаты. Если рН осадков достигает значений, равных 4,5-3, то ионы алюминия начинают вымываться из кристаллической решетки. С уменьшением рН интенсивно протекает разрушение силикатной кристаллической структуры, как, например, в полевом шпате (сырье для производства керамики, стекла, цемента):

3KAlSi3O8 + 12Н2О + 2H+ ® КAl3Si3O10(ОН)2 + 6H4SiO4 + 2К+,

2КAl3Si3O10(ОН)2 + 18Н2О + 2Н+ ® 3Al2O32О)3 + 6H4SiO4 + 2К+.

Подобным образом кислотные дожди разрушают древние оконные стекла церквей, соборов и дворцов. Старинное стекло из-за повышенного содержания оксидов щелочных и щелочно-земельных металлов более подвержено действию кислот, чем современное.

Металлы под действием кислотных дождей, туманов и рос разрушаются еще быстрее, чем строительные материалы и стекло. Корка образующегося на поверхности железных изделий гигроскопичного сульфата железа (II) окисляется кислородом воздуха, при этом образуется основная соль сульфата железа (III), являющаяся составной частью ржавчины:

2FeSO4 + Н2О + 0,5O2 ® 2Fe(ОН)SO4.

Такой же ущерб претерпевают изделия из бронзы, на которых образуется так называемая патина, состоящая из карбонатов и сульфатов. Слои пыли и копоти на поверхности создают пленку, которая удерживает влагу и в которой постоянно растворяются кислотообразующие газы. Кислота разъедает металл, переводя его в виде ионов в раствор, что становится заметным при отслаивании корки налета, достигающей миллиметровой толщины. Изделие при этом теряет свою первоначальную форму.

Загрязнение воздуха кислотообразующими выбросами оказывает многообразное вредное влияние и на организм человека.

Вдыхание влажного воздуха, содержащего диоксид серы, особенно опасно для пожилых людей, страдающих сердечно-сосудистыми и легочными заболеваниями, в тяжелых случаях может возникнуть отек легких. Вредно это и для здоровых людей, поскольку SO2 и сульфатные частицы обладают канцерогенным действием. Установлена тесная взаимосвязь между повышением смертности от бронхитов и ростом концентрации диоксида серы в воздухе. Во время трагического лондонского тумана 1952 г. более 4000 смертей было отнесено за счет повышенного содержания во влажном воздухе диоксида серы и сульфатных частиц.

Многочисленные исследования показали увеличение числа заболеваний дыхательных путей в районах, воздух которых загрязнен диоксидом азота NО2. Попадая в дыхательные пути, он взаимодействует с гемоглобином крови, затрудняя перенос кислорода к органам и тканям, вызывает респираторные, астматические и сердечные заболевания. В феврале 1972 г. в Японии по этой причине заболело более 70 000 человек, для многих из них заболевание имело летальный исход. Кислотные дожди подобным образом действуют и на животных.

6. Меры по охране атмосферы от кислотообразующих выбросов

Чистота атмосферного воздуха планеты - одно из приоритетных направлений природоохранной деятельности национальных правительств, которая развивается в рамках программы, принятой на ХIX специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в июне 1997 г.

Международными соглашениями установлены критические нормы выбросов диоксида серы и оксидов азота, ниже которых их воздействие на наиболее чувствительные компоненты экосистем не обнаруживается, а также ряд рекомендаций по осуществлению снижения этих выбросов.

Основными на сегодняшний день методами снижения загрязнения атмосферы, в том числе кислотообразующими выбросами, являются разработка и внедрение различных очистных сооружений и правовая защита атмосферы.

Ведутся исследования по снижению загрязнений от выхлопных газов автомобилей. Наибольшие трудности здесь вызывает именно уменьшение выбросов оксидов азота, которые помимо образования кислотных осадков ответственны за появление фотохимических загрязнителей (фотохимический смог) и разрушение озонового слоя в стратосфере. Для решения этой проблемы ведутся работы по созданию различных каталитических конвертеров, преобразующих оксиды азота в молекулярный азот.

Среди эффективных методов борьбы с выбросами окисленной серы в атмосферу через дымовые трубы следует отметить различные газоочистители, такие, как электрические фильтры, вакуумные, воздушные или жидкие фильтры-скрубберы. В последних газообразные продукты сгорания пропускаются через водный раствор извести, в результате образуется нерастворимый сульфат кальция СаSО4. Этот метод позволяет удалить до 95% SО2, но является дорогостоящим (снижение температуры дымовых газов и понижение тяги требует дополнительных затрат энергии на их подогрев; кроме того, возникает проблема утилизации СаSO4) и экономически эффективен лишь при строительстве новых крупных предприятий. Такой же дорогостоящий метод очистки дымовых газов от оксидов азота с помощью изоциановой кислоты НNСО (удаляется до 99% оксидов азота, превращающихся в безвредные азот и воду).

Восстановление нормальной кислотности водоемов возможно за счет известкования, при этом не только уменьшается кислотность воды, но и повышается ее буферная способность, т. е. сопротивляемость по отношению к будущим кислотным осадкам.

Известкование можно применять и для защиты лесов от кислотных дождей, используя распыление с самолетов свежемолотого доломита (СаСО3*MgCO3), который реагирует с кислотами с образованием безвредных веществ:

СаМg(СО3)2 + 2Н23 = СаSО3 + МgSО3 + 2СО2? + 2Н2О,

СаМg(СО3)2 + 4НNО3 = Са(NО3)2 + Мg(NО3)2 + 2СО2? + 2Н2О.

Для защиты памятников культуры и ценных архитектурных сооружений используют покрытия из высокомолекулярных соединений - силиконов и др.; для защиты металлических изделий - покрытия, образующие устойчивую к кислотам оксидную пленку.

Все перечисленные меры представляют собой реализацию метода «контроля на выходе» - снижение концентрации загрязнителей на стадии их попадания в атмосферу. Более эффективен с экологической точки зрения метод «контроля на входе», предусматривающий очистку топлива от потенциальных загрязнителей, использование экологически более чистых источников энергии и создание безотходных технологий - технологических процессов, сопоставимых с природными циклами в биосфере.

Содержание серы в выбросах можно уменьшить, используя низкосернистый уголь, а также путем физической или химической его промывки. Первая позволяет очистить уголь от неорганических примесей серы, таких, как сульфиды металлов. С помощью второй удаляется органическая сера. Отметим, что физические методы очистки малорентабельны, а применение химических методов очистки из-за ряда технических сложностей эффективно лишь на вновь строящихся электростанциях. Для средних и малых предприятий энергетики используется метод сжигания топлива в кипящем слое, при котором удаляется до 95% диоксида серы и от 50 до 75% оксидов азота.

Перспективна замена бензина в автомобилях другими видами топлива, применение газобаллонных автомобилей, использующих природный газ, и электромобилей; использование на электростанциях в качестве топлива природного газа.

Реально заменить горючие ископаемые могут возобновимые экологически чистые энергетические ресурсы, такие, как солнечная энергия, ветер, морские приливы, термальные источники недр Земли. Пока возможности таких энергопроизводств относительно ограничены, но тем не менее, например, в Дании ветровые электростанции дают около 12% энергии (столько же дают все АЭС в России).

Энергосбережение, внедрение новых неэнергоемких технологий и безотходных и малоотходных технологий производственных процессов, применение альтернативных источников энергии, все меры экологического контроля способны решить проблему загрязнения атмосферного воздуха, оздоровить окружающую среду, снять угрозу необратимых отрицательных изменений в биосфере Земли. [7 - 11]

Далее в плане занятий - просмотр видеофильма и контрольная работа.

Вариант контрольной работы

Записать реакции, приводящие к появлению аэрозолей серной кислоты при выбросах в атмосферу сернистого газа.

Воздействие кислотных дождей на водную биоту.

Основные методы «контроля на входе» выбросов диоксида серы в атмосферу.

ГЛАВА 3. БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ХАЛЬКОГЕНЫ»

Задания построены в тестовой форме. Каждое из них содержит один правильный вариант ответа или более. Задание считается полностью выполненным, если там, где это необходимо, приведены соответствующие формулы и уравнения химических реакций, указаны условия их проведения (агрегатное состояние, температура, катализатор). Для успешного выполнения заданий подчас требуются работа с дополнительной литературой, консультации учителя. Все это позволяет достигнуть максимального учебного эффекта.

Обведите номера всех правильных ответов и запишите, если необходимо, соответствующие формулы или уравнения реакций, указав условия их протекания. [12 - 17]

3.1 КАРТОЧКИ 1 УРОВНЯ

1. Электронная конфигурация атомов элементов VIA группы периодической системы может быть представлена в виде общей формулы ? , где п -- номер энергетического уровня. Ответ: ns2 np4

2. В каком из соединений наибольшая массовая доля (%) серы:

Na2SO3; (3) Na2S4O6; (Ответ: 0,64)

Na2S2O3; (4) Na2S2O8?

3. Пропускание какого газа через раствор соли свинца вызывает образование черного осадка:

СО2; (3) H2S; +

N2; (4) О2?

4. Какое количество FeS2 (моль) потребуется для получения 64 г SO2 по уравнению 4FeS2 + 11О2 = 2Fe2O3 + 8SO2:

0,4; (3) 3,2;

0,5; + (4) 6,0?

5. Чему равен объем (л) 8,0 г оксида серы (IV) при н. у.:

2,8; + (3) 11,2;

5,6; (4) 22,4?

6. В 1 л воды растворяется при н.у. примерно 2,3 л сероводорода. Массовая доля (%) сероводорода в полученном растворе равна:

0,23; (3) 2,3;

0,34; + (4) 3,4

7. При разбавлении серной кислоты всегда приливают кислоту к воде. Чем опасно разбавление концентрированной H2SO4 приливанием к ней воды:

может возникнуть пожар;

может произойти разложение воды;

может выделиться ядовитый газ;

может произойти разбрызгивание раствора вследствие выделения теплоты? +

8. При взаимодействии сероводорода с раствором одной из солей:

Na2SO4; (3) FeSO4;

CuSO4; + (4) CdSO4 --

выпал осадок желтого цвета.

9. К растворам солей, содержащих ионы:

К+; (3) Рb2+;

Bi3+; (4) Zn2+,

прилили раствор сульфида натрия. При этом осадки сульфидов металлов выпали во всех случаях, кроме ? . (1)

10. Пропускание H2S через бромную воду приводит к обесцвечиванию последней. При этом имеет место реакция, уравнение которой ? . H2S + Br2 = 2HBr + S

11. Сульфиды s-элементов I группы периодической системы хорошо растворимы в воде. Их растворы имеют среду:

слабокислую; (3) щелочную; +

сильнокислую; (4) нейтральную.

12. Сера в свободном состоянии образует наиболее стабильные молекулы:

(1) S2; (3) S6; (2) S4; (4) S8.

13. Химическую формулу сульфида стронция можно записать следующим образом:

SrS; + (3) SrS2;

Sr2S; (4) SrS3.

14. Какую массу (г) сульфида цинка (II) можно получить при нагревании 10 г цинка и 10 г серы:

10,0; (3) 20,0;

14,9; (4) 88,0?

15. Неметаллические свойства в ряду Se -- Те -- Ро ? (усиливаются, ослабевают?).

16. Растворимость сульфатов в ряду CaSO4 -- SrSO4 -- BaSO4:

увеличивается;

уменьшается;

остается неизменной;

увеличивается, затем уменьшается.

17. Сила кислот в ряду H2SO3 -- H2SeO3 -- H2TeO3:

увеличивается;

уменьшается;

остается неизменной;

увеличивается, затем уменьшается.

18. При сгорании серы в кислороде преимущественно образуется соединение:

SO; (3) SO3;

SО2; (4) S2О3.

19. Одним продуктом реакции взаимодействия серы с бертолетовой солью будет хлорид калия, а другим ? . Уравнение реакции: ? .

20. Одним из продуктов прокаливания дихромата калия с серой является:

Cr2S3; (3) K2CrS4;

K2CrO4; (4) Cr2О3.

21. Сульфид алюминия получается в результате реакции:

AlCl3 + (NH4)2S + H2О

AlCl3+Na2S + H2O

3.2 КАРТОЧКИ 2 УРОВНЯ

1. Некоторые свойства атомов элементов VIA группы, такие, как атомный и ионный (Э2-) радиусы, в ряду О -- S -- Se -- Те закономерно:

(1) уменьшаются;

(2) возрастают;

(3) не изменяются;

(4) уменьшаются, а затем возрастают,

а некоторые, такие, как электроотрицательность и первый потенциал (энергия) ионизации:

уменьшаются;

возрастают;

не изменяются;

уменьшаются, а затем возрастают.

2. Навеску цинка с двухкратной массой серы нагрели без доступа воздуха. Что оказалось в тигле по окончании реакции;

чистый сульфид цинка;

смесь сульфида цинка и серы;

смесь цинка и сульфида цинка;

смесь цинка и серы?

3. Образованию оксида серы (VI) при окислении оксида серы (IV) препятствуют ? (повышение, понижение?) температуры и ? (повышение, понижение?) давления.

4. Через стеклянную трубку пропускают смесь оксида серы (IV) и воздуха. В приемной пробирке начинает появляться продукт реакции -- оксид серы (VI) при:

комнатной температуре;

нагревании до 500 °С;

внесении в трубку оксида железа (III) и нагревании до 500 °С;

комнатной температуре и внесении в трубку оксида железа (III).

5. Дано:

S(т) + О2(г) SO2(г) + 296,9 кДж,

SO2(г) + l/2О2(г) SО3(г) + 101,3 кДж.

Тепловой эффект (кДж) образования SO3(г) по уравнению

S(т) + 3/2О2 (г) = SO2 (г) равен:

195,6; 3) 796,4;

398,2; 4) 499,5.

6. Теплоты сгорания моноклинной серы и ромбической серы соответственно равны +296,83 и +297,21 кДж/моль. Тепловой эффект превращения 1 моль моноклинной серы в ромбическую равен ? кДж.

7. Пучок из медных проволок сгорает в парах серы, образуя ? .

8. Д. Пристли получил оксид серы (IV) нагреванием ртути с концентрированной серной кислотой по реакции:

Hg(ж) + 2H2SO4(ж) = HgSO4(т) + SO2(г) + 2Н2О(г).

В настоящее время в лабораторных условиях SО2 можно получить, используя в качестве исходных реагентов ? и ? . Принципиально отличным от него способом является получение SO2 взаимодействием ? с ?

9. В ряду Н2О -- H2S -- H2Se -- H2Te сила кислот

уменьшается; (3) остается неизменной;

возрастает; (4) уменьшается, затем возрастает.

10. При пропускании сероводорода через раствор хлорида железа (III) происходит реакция .

11. При взаимодействии избытка концентрированной серной кислоты с медью при нагревании будут получены:

(1) CuSO4 + H2; (3) CuSO4 + H2O + SO2;

(2) CuO + H2SО3; (4) CuO + H2S.

12. Концентрированная серная кислота восстанавливается цинком, как правило, до оксида серы (IV). Чему равна масса (г) оксида серы (IV), образующегося при полном взаимодействии с цинком концентрированного раствора, содержащего 245 г серной кислоты:

64,0; (3) 128;

80,0; (4) 160? '

13. Составьте уравнения реакций для каждого из приведенных ниже способов получения растворимого в воде сульфата.

Способ получения

Уравнение реакции

(1) Взаимодействие металлов с раствором H2SO4

(2) Разложение солей летучих кислот серной кислотой

(3) Окисление сульфитов или сульфидов

?

?

?

14. Из нижеприведенных правых частей уравнения выберите ту, которая соответствует уравнению реакции между раствором нитрата свинца (II) и сульфидом аммония:

2NH4N03(n) + Pb2+ + S2-;

Pb(NO3)2(T) + 2NH+ + S2-;

(NH4)2S(т) + Pb2+ + 2NO3-;

PbS(т) + 2NH4+ + 2N03-.

Полное ионное уравнение этой реакции ? .

15. Сульфид меди (II) реагирует с горячей азотной кислотой с образованием оксида азота (II) и свободной серы по реакции

16. Раствор оксида серы (IV) можно использовать в качестве восстановителя. Напишите уравнения всех указанных ниже превращений.

Восстановление

Уравнение реакции

(1) Раствор KMnО4 до MnSO4

(2) Кислый раствор K2Сr2О7 до Cr

(3) Раствор нитрата ртути (I) до металлической ртути

?

?

?

17. Продукты, полученные после прокаливания смеси серы с железом, растворили в соляной кислоте. При этом произошло полное растворение, и объем выделившихся газов, измеренных при н. у., составил 4,48 л. Газообразные продукты пропустили через раствор нитрата свинца (II), при этом выпало 23,9 г осадка. Исходный состав смеси составлял:

11,2 г Fe, 3,2 г S; (3) 2,8 г Fe, 1,6 г S;

5,6 г Fe, 3,2 г S; (4) 11,2 г Fe, 6,4 г S.

18. При добавлении к подкисленному розовому раствору перманганата калия раствора Na2SO3 происходит:

(1) помутнение в результате выделения свободной серы;

обесцвечивание вследствие образования Мn2+;

выделение пузырьков газа SO2;

окрашивание в темно-зеленый цвет из-за образования МnО42-.

19. Смесь SO2 и С12 реагирует на солнечном свету, при этом образуется:

SO3; (3) SOC12;

SO2C12; (4) S.

20. Тиосульфат натрия имеет формулу. Эту соль получают по реакции /

21. Продуктами взаимодействия серы с указанными на схеме веществами будут являться:

22. От примеси сероводорода очистить водород можно пропусканием последнего через раствор:

соляной кислоты; (3) нитрата свинца (II);

серной кислоты; (4) хлорида натрия.

3.3 КАРТОЧКИ 3 УРОВНЯ

1. Рассмотрите диаграмму состояния серы, т. е. условия превращения твердой серы в жидкое и парообразное состояния в зависимости от давления р и температуры t. Как изменится температура плавления серы при повышении давления:

(1) понизится;

(2) повысится;

(3) не изменится?

2. На рисунке представлено изменение количества вещества (v, моль) реагентов и продуктов реакции получения оксида серы (VI) из оксида серы (IV) по мере достижения равновесия.

Веществами А, Б и В являются соответственно:

SO3, SO2 и О2; (3) SO3, O2 и SO2;

SO2, O2 и SO3; (4) О2, SO2 и SO3.

3. На приведенном в предыдущем задании рисунке равновесное состояние достигается при значении времени:

1; (3) 3;

2; (4) 4.

4. Какая из схем наиболее правильно отображает электронную формулу при образовании химической связи в молекуле оксида серы (IV)?

5. В тигле к порошку серы прилили концентрированный раствор гидроксида натрия, после чего смесь кипятили некоторое время. По почернению бумаги, смоченной раствором Pb(NO3)2, установили, что в растворе присутствуют сульфид-ионы, образовавшиеся по реакции ? .

6. Сероводород и неон находятся при одной и той же температуре и давлении. Чему равен объем (л) сероводорода, имеющий такое же число молекул, как и 10,0 л неона:

3,33; (3) 22,4;

10,0; (4) 30,0?

7. В замкнутом сосуде объемом 1,5 л при н. у. находится смесь сероводорода с избытком кислорода. Смесь подожгли; после окончания реакции образовавшиеся продукты растворили в 49,2 см3 воды и получили 1,64%-ный раствор кислоты. В исходной смеси находились:

0,34 л H2S и 1,16 л О2;

0,60 л H2S и 0,90 л О2;

0,44 л H2S и 1,06 л О2;

0,22 л H2S и 1,28 л О2.

8. Ниже представлены теплоты образования (Qo6p, кДж/моль) некоторых сложных веществ из простых (теплота образования простого вещества равна нулю);

Газ

H2S

O2

H2O

SO2

Qo6p, кДж/моль

+21

0

+286

+297

Тепловой эффект (кДж) реакции горения 1 моль сероводорода равен

+1124; (3) -1124;

+562; (4) -562.

9. Смесь 3,0 г серы и 12,7 г меди поместили в кварцевую трубку, которую затем запаяли под вакуумом, после чего ее нагревали до плавления смеси. Что оказалось в ампуле после охлаждения:

сульфид меди (I);

смесь сульфида меди (I) с серой;

смесь сульфида меди (I) с медью;

смесь серы с медью?

10. Тиосульфат натрия широко применяют в фотографии в качестве закрепителя. В основе этого процесса лежит взаимодействие тиосульфата с хлоридом серебра по уравнению реакции ? .

11. Образец технического сульфида железа (II) массой 5 г, содержащий 5% металлического железа, взаимодействует с соляной кислотой. Объем выделившихся газообразных продуктов, приведенный к н.у., равен:

1,27 л H2S; (3) 0,1 л Н2 и 1,21 л H2S;

1,21 л H2S; (4) 0,15 л Н2 и 1,21 л H2S;

12. Прочность соединений в ряду Н2О --H2S --H2Se --Н2Те изменяется, как показано на графике:

13. На рисунке показаны температуры кипения четырех соединений. Температура кипения воды значительно отличается от температуры кипения других и приведенных водородных соединений, так как:

в молекуле воды между атомами ковалентная связь;

в молекуле воды между атомами ионная связь;

между молекулами воды возникает водородая связь;

между молекулами воды действуют ван-дер-ваальсовы силы притяжения.

14. При обжиге 48,5 г сульфида металла в степени окисления +2 выделился газ, который может обесцветить раствор, содержащий 127 г иода. Назовите металл:

Fe; (3) Zn;

Сu; (4) Cd.

15. Загрязнение атмосферы при сжигании топлива зависит от его вида, особенностей горения, а также от очистки выбросов. При неполном сгорании твердого топлива в атмосферу поступают твердые частицы:

сажа, зола; (3) вода, сажа;

ртуть, вода; (4) азот, сера;

токсичные компоненты:

СО2, Н2О; (3) СО, NO;

N2, SO2; (4) СО2, N2.

Часть из этих компонентов образует кислоты:

(1) Н2О, N2; (2) SO2, NO; (3) СО2, N2; (4) СО, NO.

[12 - 15]

ВЫВОДЫ

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Сера и соединения на основе серы используются почти везде, - в промышленности, в быту;

На производствах, в частности, при производстве серной кислоты или в теплоэнергетике образуются отходы, которые загрязняют окружающую среду;

Бесконтрольное применение серосодержащих соединений в различных сферах человеческой деятельности и их переработка подчас приводит к серьезным нарушениям природного равновесия.

Можно привести множество примеров использования различных серосодержащих соединений в производствах, которые ведут к загрязнению окружающей среды, а эти все аспекты почему-то в школьном курсе рассматриваются недостаточно полно. Поэтому для экологизации школьного курса химии важное значение имеет рассмотрение темы «Сера. Соединения серы» с точки зрения экологии.

В этой связи нельзя не отметить, что учебные пособия по химии в школах должны быть более экологизированными. Также мне кажется, что объяснение темы по химии с использованием экологических фактов способствовало бы проявлению большего интереса учащихся к предмету.

ЛИТЕРАТУРА

1.
Исидоров. Химия атмосферы. М.: Мир, 1991.

2. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8-11 кл. Сост. Н.И.Габрусева. -- М.: Дрофа, 2000. -- 192 с.

3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень). www.edu.ru

4. Асадник В.Н. Неорганическая химия. Блок-схемы, таблицы. Формулы: Учеб. пособие. / В.Н. Асадник. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - с. 28 - 41.

5. Рудзитис Г.Е. Химия: Неорган. химия. Орган. Химия: Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. / Г. Е. Рудзитис., Ф. Г. Фельдман. - 10-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2001. - с. 23 - 32.

6. В.И. Никулина. Урок по теме «Кислород в природе. Оксиды» / Химия в школе, 2004, № 5, с. 53 - 57.

7. Система уроков по теме «Кислотные дожди» для 10-11 классов с углубленным изучением экологии http://www.1september.ru/ru/him/

8. Государственные доклады Госкомэкологии «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации». Российская экологическая газета «Зеленый мир», 1994-1998.

9. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. В 3 кн. М: Пангея, 1996, т. 3.

10. Фелленберг Г. Загрязнение природной среды. М.: Мир, 1997.

11. Небел Б. Наука об окружающей среде. В 2 т. М.: Мир, 1993.

12. Ахметов М. А. Система обучающих заданий: творческий уровень. / Химия в школе, 2004, № 1, с. 21 - 28.

13. Сорокин В. В., Злотников Э. Г. Проверь свои знания: Тесты по химии: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997.

14. Н. Н. Черняев, М.А. Ахметов. Тестовые задания и индивидуализация обучения / Химия в школе, 2001, № 9.

15. Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Останний Н.И., Татур А.О. Тесты по химии. 8-9 классы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 1997.

16. Глориозов П.А., Рысс В.Л. Проверочные работы по химии. 7, 8, 9, 10 классы. М.: Просвещение, 1980, 1981, 1985.

17. Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии. 8-9 классы. М.: Просвещение, 1990.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать