Типы уроков в правовом курсе
p align="left">После того как команды завершили обсуждение задачи, жюри излагает правильное решение и начисляет очки командам. В игре побеждает та команда, у которой оказалось большее количество очков. При составлении заданий необходимо подобрать такие задачи, которые помогли бы достигнуть, поставленные цели и охватывали максимальное количество правоотношений. Например, ученики могут попытаться самостоятельно привести в пример такие ситуации, в которых бы трудовая деятельность людей регулировалась нормами разных отраслей права. При этом школьники выделяют особенности трудовых правоотношений, отношений имущественного характера (например, возникающие по договору подряда), определяют их общие и отличительные черты.

В старших классах при изучении права часто проводят уроки-лекции, семинары или практические занятия.

На уроке-лекции учитель излагает обучаемым содержание определенной правовой проблемы. Такая форма учебного занятия по праву эффективна в старших классах. При этом обучаемых следует готовить к тому, как можно воспринимать лекционный материал, делать записи в тетрадях. Необходимо договориться об определенных сокращениях, которые можно использовать в целях экономии времени. Обучаемых следует предупредить, что такие сокращения не носят официальный характер и их не следует путать с общепринятыми сокращениями, которые распространены в юриспруденции (например, для названия кодексов -- ГК). Обучаемые учатся вычленять основные мысли и делать самостоятельные записи в тетрадях. В процессе лекции развиваются умения школьников слушать правовую информацию, самостоятельно ее анализировать, выделяя главное, а также конспектировать. Учитель обязательно проговаривает план лекции, который должен быть записан обучаемыми. Педагог должен знать скорость записывания школьниками материала (она может быть разная в различных классах). Необходимо следить за теми записями, которые сделали ученики. В некоторых случаях возникает потребность исправлять допущенные ошибки, указывать на то, каким образом лучше сделать пояснения к тому или иному правилу.

Семинар является одной из эффективных форм развития познавательной активности школьников. Его целесообразно проводить по темам, требующим углубленного понимания определенной юридической проблемы. Учитель должен заранее предложить ребятам вопросы для обсуждения, рекомендовать ту литературу, которую следует прочитать. Работа над отдельными вопросами может превратиться в выполнение определенного мини исследования. Семинар проводится по плану. В конце такого урока обязательно следует сделать итоговые выводы.

Таким образом, современная наука может констатировать существование различных учебных занятий по праву.

§3. Типология уроков

Вопросу типологии уроков посвящено много педагогических исследований. Уроки классифицировали исходя из методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся, из содержания и способов проведения уроков. Поэтому единой общепризнанной классификации уроков в современной педагогики нет, наблюдаются различные подходы к делению уроков.

В основу классификации урока М. И. Махмутов положил типологию, исходя из цели организации занятия. Все уроки можно делить на уроки: изучения нового материла (1 тип); совершенствования знаний, умений, навыков (2 тип); комбинированные (3 тип); контроля и коррекции знаний, умений, навыков (4тип)

Главное содержание 1-го типа - изучение нового материала. Важнейшая дидактическая цель такого урока -- добиться, чтобы учащиеся овладели новым материалом. Процесс достижения этой цели представляет собой последовательное решение таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, формирование системы понятий и способов самостоятельной поисковой деятельности.

Основным содержанием 2-го типа урока является совершенствование знаний, умений и навыков учащихся. Это предполагает решение таких дидактических задач, как систематизация и обобщение новых знаний, повторение и закрепление ранее усвоенных, применение знаний на практике для углубления и расширения, ранее усвоенных знаний, формирование умений и навыков, контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умении и навыков.

Третий тип урока - комбинированный. На нем решаются задачи 1-го и 2-го типов уроков. Контрольные уроки 4-й тип служат для оценки процесса учения и его результатов, уровня усвоения системы понятий, сформированности умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.

Попробуем положить в основу классификации современного урока ту, что дает в своем учебнике педагогики И.Ф. Харламов. Он выделяет пять типов уроков, исходя из дидактической цели обучения: комбинированные урок, урок по сообщению новых знаний, урок закрепления изучаемого материала, урок повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала, урок проверки и оценки знаний. Взяв эту классификацию за основу, Ю.А. Конаржевский считает необходимым внести в нее некоторые коррективы. Во-первых, название второго этапа урока «Урок по сообщению новых знаний», видимо, не соответствует задачам развивающего обучения, оно отражает характер информационного подхода к нему. Правильнее назвать этот тип урока «Урок усвоения новых знаний учащимися». Во-вторых, что не совсем верно, объединять в один урок такие, в общем-то, различные процессы, как повторение, систематизация и обобщение. Целесообразно систематизацию и обобщение выделить в самостоятельный тип урока. В таком случае кассета типов уроков будет выглядеть следующим образом: комбинированный урок; урок усвоения новых знаний учащихся; урок закрепления изучаемого материала; урок повторения; урок систематизации и обобщения нового материала; урок проверки и оценки знаний.

Конечно, любая классификация, в том числе и данная, до некоторой степени условна: на уроке повторения, например, проводится в какой-то мере и закрепление учебного материала, на уроке обобщения и систематизации он повторяется, в ходе усвоения нового учебного материала учитель в той или иной форме осуществляет его закрепление. В силу этого, при отнесении урока к тому или иному типу учитывается преобладающий характер работы учителя и учащихся над содержанием учебного материала - усвоение, закрепление, повторение. При этом нужно иметь в виду, что специфика урока, естественно, накладывает свой отпечаток на содержание и структуру его типа. Дадим краткую характеристику каждому типу урока в отдельности.

Самый эффективный урок это, по сути, комбинированный урок. Все последующие типы уроков чаще всего суть не что иное, как комбинация этапов урока комбинированного. По сути дела, «тип урока» - это нередко развернутый по содержанию и во времени один из этапов комбинированного урока. Все же другие этапы такого урока играют в нем как бы вспомогательную роль и сокращены во времени и объеме.

Под влиянием новейших психологических теорий на развитие творческого мышления учителей и наметившихся в последнее время тенденций совершенствования учебного процесса и перевода его в режим развития возникла принципиально новая, так называемая адаптивная система обучения, а с нею и новая разновидность комбинированного урока, который называется адаптивный комбинированный урок, на котором новой системой обучения решается сразу несколько учебно-воспитательных задач.

Организационная структура адаптивного комбинированного урока дает возможность увеличить время для самостоятельной работы учащихся, а это, в свою очередь, в какой-то степени высвобождает учителя для индивидуальной работы с, каждым учеником.

Адаптивным назвали такой урок, по названию системы обучения, который максимально обеспечивает оптимальную адаптацию к индивидуальным, особенностям учащихся, охватывая продуктивную новаторскую практику и передовую педагогическую мысль.

Суть этой системы сводится к следующему: учитель обучает всех учащихся, учитель работает индивидуально, учащиеся работают самостоятельно.

Триединой целью урока усвоения нового материала является учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний комбинированного урока, ибо в его структуре этот этап занимает доминирующее положение по времени и объему, являясь главной и решающей частью урока. Основным назначением этого урока является формирование знаний учеников. В прежних работах по дидактике можно встретить такую характеристику этого типа урока: «центральным звеном на уроке является информационная деятельность учителя». От подобного рода ориентации учителя сегодня необходимо отказаться. Центральным звеном такого урока будет самостоятельно усваивать знание под руководством педагога, хотя информационная деятельность учителя, объяснение нового материала полностью исключена быть не может.

Основная цель урока закрепления материала заключается в закреплении и осмыслении изученного в виде, более соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных.

Стержнем педагогического пути достижения цели такого урока является не изучение учащимися нового материала, не их теоретическая самостоятельная работа, не разрешение ими проблемных вопросов, а тренировка, которая обязательно, должна предполагать необходимую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений, их использование в нестандартных ситуациях.

Основная дидактическая цель урока повторения заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений.

Повторение и закрепление, имея большое сходство, принципиально отличаются тем, что закрепляются обыкновенно отдельные правила и положения, а затем на их основе формируются навыки и умения. Для повторения же главное заключается не в формировании учебных навыков, а в упрочении в памяти основных положений темы, в усвоенном материале. Наиболее распространенным и целесообразным видом повторения является тематическое, в ходе, которого выделяются основные теоретические положения: правила, и ученики подготавливаются к более глубокому пониманию следующих тем курса.

Дидактическая цель урока систематизации и обобщения изученного материала сводится к обобщению и систематизации знаний, изученного материала. Обычно эти уроки, близкие по своему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учебного года. Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и обобщения выделяет узловые вопросы программы, усвоения которых предопределяет овладение предметом. Особенность этого типа урока заключается также в том, что этап обобщения и систематизации изученного может осуществляться методами, взятыми из других типов уроков: обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

Обобщение учениками фактического материала является важной, но не единственной задачей этого типа урока. Особенно важно в ходе этих уроков формировать у учеников знания, отражаемые в виде идей и теорий, переход от частных к более широким обобщениям. Поэтому нередко за сорок пять минут такого урока учителю приходится рассматривать с учащимися материал 20-30-ти часов.

§4. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию современного урока права

Курс обществознания - учебного предмета, одной из задач которого является социализация подрастающего поколения. Обучение основам права в рамках курса обществознания призвано целенаправленно, решать проблемы правовой социализации личности в непосредственном взаимодействии с социально - правовым аспектом субъектного опыта старшеклассников. На основе этого мы изучим на курсе обществознания в рамках правового аспекта.

Вместе с тем, в современной теории и методике обучения обществознанию сложилось противоречие между признанием значительной роли субъектного опыта старшеклассников и реальным учетом и использованием его в образовательном процессе. Остаются недостаточно исследованными пути его выявления, включения в образовательный процесс, дальнейшего наращивания, корректировки. Осмысление этого противоречия выдвинуло проблему исследования: что и как необходимо изменить в преподавании для того, чтобы обеспечить положительную корреляцию личного социально - правового опыта старшеклассников с правовым содержанием курса обществознания?

Таким образом, актуальность темы исследования определяется:

- значимостью правового компонента школьного обществознания для формирования личности старшеклассника, становления его знаний в области права;

- значением актуализации и трансформации личного социально - правового опыта в самоопределении и самореализации личности, особенно в раннем юношеском возрасте;

- возрастающей общественной значимостью проблемы воздействия личного социально - правового опыта старшеклассников на реализацию образовательных программ базового уровня обучения;

- необходимостью учета особенностей социализации в современной образовательной ситуации;

- отсутствием научно - методического исследования, по проблеме корреляции личного социального опыта старшеклассников с правовым содержанием курса обществознания при реализации личностно-ориентированного подхода к обучению обществознанию.

Объект исследования: процесс обучения правовому компоненту, а именно политическому режиму в рамках курса обществознания в 9-х классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования: устойчивые связи между личностно-ориентированным обучением правового содержанию курса обществознания, личным социально - политическим опытом обучающихся и результатами обучения.

Цель исследования:

- Обеспечить усвоение учащимся понятий, признаков свойств;

- Осуществить контроль определенных знаний;

- Повторить, обобщить и систематизировать;

- Заполнить сравнительную таблицу по тексту;

- Устранить пробелы в знаниях;

- Отработать умения и навыки самостоятельной работы;

- Обеспечить формирование и развитие нравственности;

- Способствовать эстетическому воспитанию школьников;

- Содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приемы поддержания работоспособности;

- Формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналоги и обобщать систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы;

- Развитие воли и самостоятельности. Развитие умений владеть собой: выдержка и самообладание развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости умения преодолевать трудности в учении.

Гипотеза исследования состоит в том, что бы выбранная цель урока опытно-экспериментальной работы на тему «политический режим» соответствовал политическим опытом ученика и содержанием курса обществознания может быть достигнута при правильном подходе к преподаванию обществознания, который предполагает моделирование личностно ориентированной ситуации с учетом а) особенностей сформированного вне целенаправленно организованного процесса обучения личного социально - политического опыта старшеклассников и б) специфики восприятия старшеклассниками политического компонента обществознания.

Задачи исследования:

1. Определить сущность и значение темы «политический режим» в педагогической теории.

2. Определить степень разработки проблемы в процесс обучения в научно - методической литературе по обществознанию.

3. Выявить подходы к использованию сформированного вне целенаправленно организованного процесса обучения сложившиеся в массовой практике преподавания на уроках обществознания.

4. Выявить особенности сформированного вне целенаправленно организованного процесса обучения обществознанию.

5. Проанализировать специфику отношения старшеклассников к изучению политологических знаний.

6. Определить, теоретически обосновать методику проведения эксперимента.

Методы исследования: рассказ объяснение беседа диалог запись под диктовку лекция.

Этапы исследования. Исследование проводилось в Аксубаевской гимназия №1 р.п. Аксубаево в 9 «А» классе Вторник, 14.10.2008 6 урок 12.25 - 13.10.

Итоги опытно-экспериментальная работа по совершенствованию современного урока права.

Общие требования кратко можно сформулировать так: вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни; повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности; осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности; формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни; вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять, или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Эти требования условно можно поделить на четыре группы.

Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней. Обеспечивать познавательную активность на уроке рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корректировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.

Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке - неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.

Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Заключение

Итак, мы изучили с вами в нашей научной работе типы уроков в правовом курсе. Объектом нашего исследования мы избрали типы уроков, как в правовом курсе, так и общую характеристику и смогли на практике применить эти типы уроков. Как показала практика у этого опыта, у этой методики есть будущее, главное суметь переубедить тех педагогов, которые привыкли за десятки лет к неправильному преподаванию в школе, что нам просто необходимо изменить методику преподавания учебных предметов.

В первом параграфе мы рассмотрели с вами, что такое структура урока и какие выделяют типы уроков, какие бывают цели и задачи уроков. Во втором параграфе мы рассмотрели с вами структуру и типы уроков непосредственно к праву. В третьем параграфе мы рассмотрели с вами анализ ученных педагогов мастеров своего дела. В заключительном параграфе мы рассмотрели с вами непосредственно как обстоят дела на практике.

Исходя из этого можно сделать вывод что:

Учебное занятие по праву -- это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта, знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.

Урок по праву условно может рассматриваться с точки зрения интегрированного взаимодействия пяти составляющих компонентов:

учитель права;

обучаемые;

юридическое содержание учебных курсов;

система методов, приемов, средств обучения;

цель и результат.

Обучаемых следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя методы обучения.

Совершенствование своего педагогического мастерства учитель права может осуществлять путем систематического обмена опытом с коллегами, например, в процессе посещения уроков. В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что анализ любого учебного занятия по праву следует начинать с выделения того положительного, что было достигнуто на уроке. Предъявляемые к учебному занятию требования должны быть учителю заранее известны, а потому именно на них и следует сосредоточить свое внимание.

При подготовке к учебному занятию, учитель права составляет план-конспект урока. В нем обычно отражены тема урока, поставленные цели, план урока, методы и приемы, которые будут использованы на уроке, материалы к уроку, оформление доски, вопросы и задания учащимся, собственно само содержание учебного занятия, вопросы для проверки и контроля знаний и умений учащихся. Предполагаемое домашнее задание.

Для учебного занятия по праву в настоящее время не существует четкой общепринятой классификации по видам и типам уроков, так как считается, что учитель в процессе преподавания может создавать каждый раз новые, нестандартные типы уроков, в этом состоит специфика правового обучения. Тем не менее, какие-то общие рекомендации при создании урока можно выделить, необходимо придерживаться методических требований при преподавании права. Проявляйте определенную гибкость при ведении занятия. Некоторые части урока вызовут больший интерес у учеников, чем другие, и вы, возможно, будете удивлены, обнаружив, что те или иные обсуждения или стадии урока ученикам особенно полезны и потому требуют больше времени. Урок должен быть построен по принципу «аккордеона» -- так, чтобы отдельные его части могли растягиваться или сжиматься в зависимости от реакции учеников. После урока сделайте для себя пометки, чтобы учесть их в следующий раз.

Высокая результативность учебного занятия по праву достигается при правильном построении урока, выполнении всех требований к учебному занятию, грамотном выборе и использовании учителем приемов и методов обучения, слаженном взаимодействии всех компонентов учебного занятия. Необходимо отметить, что учебное занятие по праву должно быть разнообразным, интересным, информативным, соответствующим учебной программе, образовательному минимуму и возрастным особенностям учащихся.

Список литературы

1. Аминов А. Аминова Л. Когда гремят орудия, законы молчат// По материалам сайта www.edu.rin.ru

2. Баженова И. Н. Педагогический поиск. М., 1990.

3. Батищев Г. И. Педагогическое экспериментирование // Сов. педагогика - 1990.

4. Болотина Т. В. Певцова Е. А. Миков П. В. Суслов А. Б. . Права человека

10--11 классы. Методическое пособие для учителя. Москва. «Русское слово»2006.

5. Бочаров И Методика преподавания прав человека в школе. -- Пермь. 2000

6. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Педагогика, 1968.

7. Гончарова Т. И. Уроки истории - уроки жизни: Из опыта работы учителя истории 536-й школы Ленинграда. М., 1986.

8. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.

9. Ежова С.А. Методика преподавания истории в средней школе - М.: Просвещение, 1986.

10. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1984.

11. Колоскова А.Г Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе - М.: Педагогика, 1984.

12. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985.

13. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М., 1999.

14. Москаленко К. А. Педагогические основы опыта повышения эффективности урока в школах Липецкой области. // Липецкая школа. Липецк - Рязань, 1995.

15. Москаленко К. А. Как должен строится урок? // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995.

16. Москаленко К. А. Психолого-педагогические основы объединенного урока. // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995.

17. Онищук В. А. Урок в современной школе. М., 1981.

18. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву. М., Владос. 2003.

19. Певцова Е. А. Учителю права: как организовать занятие// www. ychitel.ru

20. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. -- М.: Владос, 2000..

21. Певцова Е.А. Обществознание. Книга для учителя.-М., РС. 2000

22. Пидкасистый П. И. Педагогика М., Педагогическое общество России. 2004

23. Помадова Т. Е. Вопитание толерантности к людям других национальностей// Уроки прав человека. Сборник методических материалов. Пермь.2002

24. Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения. Чита, 2000. С.110.

25. Суворова Н. Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» М., Вита-Пресс. 1999. Автор игры «Правовой бой» - А.Н. Сударкин

26. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 2000.

27. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000

28. Ушинский К.Д. Собр.соч. Т.2. М.; Л. 1948.

29. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989.

30. Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого. \\ Баженова И. Н. Педагогический поиск. М., 1990.

31. Шмаков С. А. «Душу и сердце надо упражнять…» О К. А. Москаленко. // Лип. газ. - 1997. - 11 июня.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать