Творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к природе
p align="left">В программе подготовленной под руководством Б.М. Неменского значительное место уделено формированию у школьников нравственно-эстетического отношения к природе. Отмечается необходимость на уроках изоискусства воспитывать у детей обостренное чувство природы средствами искусства и таким образом противопоставить “школу добрых чувств” жестким поступкам по отношению ко всему живому.

Уже с первого класса программой решается задача приобщение ребенка к красоте природы, где особое место занимают такие темы уроков - «Выражение отношения через изображения животных», «Выражение отношения через изображение растений», «Выражение отношения через изображение природы». Во втором классе, где основная тема «Искусство всюду вокруг нас», так же подчеркивается, что опыт общения с родной природой не должен быть забыт, хотя тема природы отступает на второй план. В третьем классе проводятся такие уроки как: «Природа нашей страны», «Пейзаж родной земли», «Гармония жилья с природой».

Программа интересна своим выходом за рамки учебного предмета в широкий мир и окружающую природу, а так же элементами, нацеленными на формирование в единстве нравственно-эстетического отношения к природе. Постижение красоты деталей природных объектов, умение видеть в малом большое - основа патриотических чувств, любви к Родине. Закрепление этих чувств с помощью искусства требует так же опоры на собственное творчество. Все это существенно как общий фактор экологического и эстетического воспитания, нравственно-гуманистического становления личности.

МУЗЫКА

В программе по музыке подготовленной под руководством Д.Б. Коболевского художественно-эстетическое познание природы в учебной работе занимает значительное место. Уже знакомство детей с сущностью музыкального искусства начинается с образного представления о трех главных жанрах музыки - песне, танце, марше, которые сравниваются с могучими представителями мира природы - тремя китами. Тем самым дети органично приучаются к сопоставлению, ассоциированию образов искусства и явлений жизни, природы. Программа постоянно привлекает их внимание к звуковой характеристики времени дня или сезона, грандиозных картин природы, ее состояний, облика и поведения всевозможных живых существ, что вызывает разнообразные эмоции человека.

В программах по музыке, подготовленных НИИ художественного воспитания для 1-10 классов, подбор музыкальных произведений дает детям представление о музыке, как средстве познания действительности, об отражении в ней жизни и чувств человека, образов природы. Не менее половины произведений по теме связанны с природой, но учителя недостаточно ориентированы здесь на воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки (за исключением темы «Природа в музыке» - во втором классе). Между тем, многие произведения композиторов прошлого и современности, рекомендуемые для разучивания и прослушивания, содержат образы родных пейзажей - сада, леса, озера, явлений природы. Это деревья и растения - березка, рябина; насекомые - пчелка, комарик, светлячок. Это и многообразные состояния природы - осень и буря, гроза и ливень. Музыка рисует чистое поле и ниву, горные вершины и реки, синие море, звезды, ветер.

Проведение на такой основе хотя бы по одному обобщающему уроку в четверть, об образах природы в музыке, дало бы очень многое для становления нравственно-эстетического отношения к природе.

2.2 Экологическое воспитание, как составная часть нравственного воспитания

Возникновение экологической этики, в середине 70-х годов, свидетельствует об определенных сдвигах происходящих в сознании людей, пришедших к пониманию того, что экологический кризис - следствие неправильной ценностной ориентации, которой руководствуется человек в своей практической деятельности по преобразованию природного мира. Экологическая этика объединяет убеждения, что современные экологические проблемы требуют нового подхода к окружающей среде, в основе которого должно лежать нравственное отношение человека. Раскрытие нравственных проблем природопользования важно, так как позволяет понять сущность отношений между обществом, человеком и природой, а так же осознать истоки противоречий, возникающих между человеком и средой его обитания. Но осмысление этого вне связи с конкретно-историческими формами организации жизнедеятельности людей не только способствует реальному разрешению экологических проблем, но и ведет к неправомерному отождествлению кризиса этических норм и жизненных ориентаций, с кризисом нравственных ценностей человеческой цивилизации как таковой.

В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все возрастающее значение приобретает экологическое образование (обучение, воспитание, развитие) подрастающего поколения. Основной смысл экологического воспитания - конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности человека - земля, вода, воздух, животный и растительный мир. В основе формирования экологической культуры лежит понимание зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и не живой природы.

В связи с этим возникает необходимость модернизации, обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе, в том числе и начальной, которая позволила бы воспитывать и обучать поколения людей, способных к рациональному природопользованию, к гармонизации взаимоотношений с окружающей средой.

Фундамент ответственного отношения к окружающей среде, закладывается в начальной школе. Поэтому успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников. Новейшие психолого-педагогические исследования позволяют пересмотреть прежние представления об ограниченных возрастных возможностях познавательной деятельности младших школьников, что создает основы для изменения и обновления всех компонентов начального экологического образования. Главный вопрос такого обновления - определение содержания, которое соответствовало бы потребностям времени и отвечало реальным возрастным особенностям учащихся младших классов.

Содержание экологического образования включает в себя несколько аспектов:

1) научно-познавательный аспект - развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды, формирующий представление о научной картине мира, должен быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними;

2) нормативный аспект - это правило поведения человека и его деятельность в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры поведения каждого человека в отношении между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания;

3) ценностный аспект - призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в мире природы и человека. Раскрывая данный аспект необходимо вести планомерную работу по воспитанию нравственного отношения к природе;

4) практически - деятельностный аспект - играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность - конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. Организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать (Подласый, 1990).

В содержании экологического образования в начальной школе должны найти отражения материалы из различных разделов экологии. Конечно, в этом возрасте ребята сами стремятся к познанию окружающего мира, но смотреть и видеть - совсем не одно и тоже. Научить их видеть экологическую информацию во многих объектах и явлениях природы, читать «книгу природы», видеть необычное в обычном - вот задача учителя. Большие возможности в решении таких задач экологического образования предоставляют уроки природоведения, окружающего мира, биологии.

Вопросам охраны природы, бережному отношению к ней учитель должен уделять внимание почти на каждом уроке, особенно во время изучения темы «Использование и охрана природы человеком». Эта тема опирается на весь пройденный курс природоведения и суммирует все знания об охране природы, которые дети получили при изучении предыдущих тем как во 2 так и в 3 классе. Особое внимание в этой теме надо уделять рациональному использованию природных богатств. Необходимо показать детям, что гибель одного природного фактора влечет за собой гибель другого. Например, вырубка леса ведет к пересыханию рек, ухудшению почвы, уменьшению количества животных. Тема может быть спланирована следующим образом:

1 урок - «Природные богатства России. Использование природы человеком».

2 урок - «Освоение и охрана недр в Российской Федерации».

3 урок - «Воздух и вода в жизни человека, их охрана».

4 урок - «Почвы, растения и животные, их охрана».

Учитель должен донести до сознания детей идею необходимости бережного отношения к природе, воспитать у школьников любовь к природе во всех ее проявлениях. Очень важно, чтобы знания детей об окружающем мире небыли сведены к набору отдельных сведений, а давались определенной системе и последовательности, чтобы они объяснялись в форме доступной для учащихся. Проблемы охраны природы следует рассматривать ненавязчиво, постепенно, так как главная задача - вызвать интерес к природным объектам, воспитать уважение ко всему живому. Собственный труд детей по уходу за растениями и животными, повышает действенность экологического воспитания, способствует превращению знаний в экологические убеждения. Чувство прекрасного в природе одухотворяет деятельность учащихся по охране окружающего мира ( ).

Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у подрастающего поколения при непосредственном участии его в охране природной среды, заботе о сохранении родной земли.

Природоведение 2-3 класс

Изучение вопросов охраны природы является стержнем для всего курса природоведения. Содержание предмета направленно на создание условий непосредственного участия школьников в природоохранной деятельности. В этих целях при изучении каждой темы курса учащиеся знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к посильному участию в этой работе: подкармливание птиц, сбор семян цветочно-декоративных растений, уход за зелеными насаждениями, выращивание растений, работа на пришкольном участке и т.д.

Эстетические знания, эмоции, оценки постоянно накапливаемые учеником на уроках всех школьных курсов, соединяются в конечном счете в развернутый, многообразный, эстетически окрашенный образ мира. Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки, должны быть прочные биологические знания, знания законов живой природы и на основе этого понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы.

ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ - УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Среди принципов природоохранного просвещения и экологического образования, педагогика выдвигает принцип взаимосвязи эстетического и интеллектуального отношения к природе и практической деятельности. Но эстетическим и нравственным воздействием природы на школьника воспитательный процесс не ограничивается. Умение видеть прекрасное - основа художественно-творческого развития человека, общающегося с природой. Однако, только лишь созерцания и наслаждения природной красотой недостаточно для развития у детей творческого отношения к природе. Здесь необходима хорошо организованная систематическая работа учащихся, обеспечивающая формирование у них экологического сознания и нравственно-эстетического отношения к природе. Организовать такую работу легче тому педагогу, который владеет большим количеством методических приемов, направленных на ее активизацию. В художественно-творческую деятельность, в творческое восприятие и охрану природы могут быть вовлечены все без исключения школьники. Чтобы увлечь каждого из них используя его интересы, опираясь именно на его способность, учитель должен знать ученика и предложить такие формы организации самостоятельной творческой деятельности, которые могли бы увлечь всех.

Многолетние исследования отечественных педагогов и психологов, в процессе которых изучались результаты творчества, главным образом литературного, а так же особенности восприятия детьми произведений искусства выявили три этапа эстетического творчества. Каждый этап отличается определенными общими чертами в восприятии и собственном творчестве школьника. Кратко эти этапы можно охарактеризовать так:

1. Низший - констатирующий. Восприятие и творчество отличаются описательностью и перечислительностью.

2. Средний - анализирующий. На этом этапе учащиеся охотно анализируют причинно-следственные связи впечатлений как от искусства, так и от окружающей действительности.

3. Высший - личностный. Гарантирует переход полученных знаний в убеждения и поэтому наиболее благоприятен для эстетического и нравственного воспитания, формирования ценностного отношения к природе и окружающему миру (Петровский, 1979).

Различные виды творческих работ учащихся могут быть направлены на стимулирование такой эстетической и художественно-творческой деятельности, которая воспитывает любовь к природе. Целенаправленная художественно-творческая деятельность формирует сознательное отношение к природе и препятствует разрушительным инстинктам, которые подчас наблюдаются у учащихся. При поощрении художественно-эстетического творчества в условиях общения с природой, закрепляются гуманные отношения к живым существам и формируются нравственные, эстетические и экологические убеждения учащихся.

С воспитания наблюдательности, умения замечать в природе характерные детали, начинают работу со школьниками многие учителя начальных классов. Они организовывают ведение дневников, в которые записываются наблюдения за природой. Регулярно эти дневники сравниваются и обсуждаются. По образцу «Лесной газеты» В. Бианки в школе может быть создана стенгазета, где будут помещаться оперативные сообщения об изменениях в природе. Собственные корреспонденты стенгазеты на местах (на пруду, на опушке леса, в сквере, на речном берегу, в саду, в парке и т.д.) постоянно следят за изменениями природы и дают сообщения в газету. Могут быть и специальные корреспонденты, ответственные за освещение постоянных тем: изменение погоды, поведение животных, внешний вид деревьев, жизнь птиц или насекомых. Важно, чтобы учителя способствовали развитию творческих способностей у учащихся и их нравственно-эстетическому отношению к природе, включая данную работу во все учебные предметы. Любой учитель знает, что если предложить в начальных классах сочинение на свободную тему, то большинство ребят напишет о своей собаке, котенке, ручном ежике, посещении зоопарка. Работа такого типа как сочинение - доступная и органичная форма проявления творческих способностей.

Большие возможности для развития творческих способностей предоставляют и уроки изобразительного искусства, на которых могут осуществляться и межпредметные связи с уроками чтения и природоведения. Эти связи могут выразиться в том, что школьники получают задание по чтению - сделать рисунок к какому либо произведению о природе или по природоведению - нарисовать те или иные растения, тех или иных животных (Печко, 1984).

Существуют виды творческой деятельности, доступной учащимся и связанной с миром звуков. Один из них - это магнитофонные записи пения птиц в различное время года и суток, при разной погоде. Это способствует развитию интереса к природным объектам и наблюдательности. Магнитофонные записи могут стать материалом для увлекательных соревнований: кто точнее знает голоса птиц, кто быстрее угадает записанный голос. Другой вид самостоятельной творческой деятельности, связанный с миром звуков - это фантазии на тему музыкальных произведений, в программу которых авторами заложена тема природы («Времена года», П.И. Чайковский). Фантазии школьников могут носить характер литературных работ: стихов или прозы по мотивам музыкального произведения. Так же они могут быть изобразительными. Наконец, дети могут заниматься подбором фонотеки на тему природы. В этом тоже проявится художественно-творческая активность учащихся.

Интересна и современна организация музея школьного творчества, посвященного природе. В таком музее в качестве экспонатов уместны изделия из природных материалов. Это поощряет творчество учащихся и их стремление учиться данной работе дальше. Здесь найдется место и лепке, и резьбе, и плетению. Могут демонстрироваться фотографии растений выращенных самими школьниками, здесь же следует устраивать конкурсы-выставки выращенных цветов. Все это помогает решению главной задачи - воспитанию любви к природе, стремления и умения видеть прекрасное в ней.

Благотворную роль в экологическом просвещении и воспитании, а так же в развитии читательской культуры могут сыграть регулярные конференции о новинках в мире книг о природе; а на факультативных занятиях можно рекомендовать сравнение репродукций пейзажей разных художников или стихотворений о природе. Особенность материала ярче оттенит своеобразие мироощущения художников, определившее особенности их стиля.

Перспективными представляются соревнования на узнавание, которые могут проводиться во время экскурсий и прогулок на природу. Соревнования могут называться: кто лучше знает названия растений и повадки животных, кто лучше знает голоса птиц, кто больше знает лекарственных растений, какие растения занесены в «красную» книгу, какие дикие животные водятся в данной местности.

Предложенные формы организации художественно творческой деятельности гораздо эффективнее, чем просто восприятие искусства или знаний об искусстве. Личностный уровень эстетического развития наиболее благоприятен для формирования экологического сознания школьников.

3.1 Основные приоритеты в области биологического образования

Новая социокультурная ориентация школьной биологии предполагает развитие у учеников творческих способностей. Для этого необходимо ознакомление с самой структурой знаний, построение философско-методологических и теоретических стержней, обеспечивающих поиск проблем, открытия, озарения, интеллектуальные и практические изобретения. Пришло время вместо насыщения учащихся готовыми знаниями, с помощью традиционных форм и методов обучения, создать условия для моделирования ситуаций научного поиска, развитие эмоционального отношения к живым системам, постижения жизни одновременно разумом и сердцем. Этому способствуют методы конкретных ситуаций: мозговая атака, учебные игры, погружение и др.

Цель биологического образования - подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни, как наивысшие ценности, уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к ней; обладать экологической культурой; ориентироваться в биологической и пограничных с ней областях знания; знать биологические термины, понятия, теории, владеть навыками их практического применения (Кучменко, 1999). Сегодня в области биологического образования происходит смена целевой ориентации и более четкое обозначение приоритетности его развивающей функции. Обеспечивается преемственность обучения на трех этапах образования:

На начальном 1-4 классы, в процессе изучения курса природоведение осуществляется подготовка школьников к восприятию биологических знаний.

На базовом 5-9 классы изучается пропедевтический курс «природа» и основная часть единого курса «биология».

На заключительном 10-11 классы инвариантное общеобразовательное биологическое содержание и вариативная часть соответствующая профилю дифференцированного обучения.

Требования к уровню биологической подготовки ориентируют на овладение всеми учащимися определенными знаниями и умениями, проявляющимися в различных видах учебной деятельности (умениях называть, характеризовать, обосновывать, определять и т.д.).

Взаимосвязь нравственного, эстетического, экологического, трудового воспитания учащихся составляет ведущее направление комплексного решения учебно-воспитательных задач на уроках биологии (Максимова, 1994).

3.2 Собственная разработка программы по воспитанию нравственно-эстетического отношения к природе

Проходя преддипломную педагогическую практику в Заречненской средней общеобразовательной школе Прохладненского района я попытался собрать, проанализировать и переработать тот немногий методический материал, который касался бы вопросов нравственно-эстетического воспитания учащихся. В процессе общения с учителями начальных классов и учителями предметниками был сделан вывод, что многие темы по предметам гуманитарного цикла имеют общую направленность или пересекаются между собой. Однако, возможности использования меж предметных связей, для решения поставленного вопроса применяются крайне редко и в недостаточном объеме. Учитывая это мною была сделана попытка разработать собственную программу по воспитанию у детей нравственно-эстетического отношения к природе.

Ниже приведена программа по воспитанию нравственно-эстетического отношения к природе с использованием межпредметных связей (2 класс, традиционная система 1-3).

Формируемые понятия и умения.

Развитие наблюдательности, воображения, художественного вкуса.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать свой рисунок с натурой, передавать форму, цвет, пропорции.

Развитие воображения, творческого видения объекта, эстетического вкуса.

Развитие воображения творческого подхода к работе, художественного вкуса.

Тема урока ИЗО.

Наша экскурсия в лес.

Рисование с натуры осенних листьев.

Охранять природу - значит охранять Родину.

Рисование по памяти кормушек для птиц.

Формируемые понятия и умения.

Восприятие литературных образов и изящества слога поэта.

Привитие любви к родному языку, восприятие изящества слога поэта.

Восприятие литературных образов, видение красоты описываемых объектов.

Тема урока чтения.

К. Кулиев «Чинара».

А.С. Пушкин «Туча», «Осень», «Птичка».

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Формируемые понятия и умения.

Бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Умение видеть своеобразие природы осенью, ее особенности, богатства форм, цвета, звуков.

Бережное отношение к природе, чувство ответственности за ее состояние.

Гуманное отношение к животным и птицам, изготовление кормушек для птиц.

Тема урока природоведения

Многообразие природы (экскурсия).

Осенние изменения в природе (экскурсия).

Охрана природы.

Природе нужна твоя помощь (практическое занятие).

Сроки.

1 четверть

2 неделя

4 неделя

6 неделя

8 неделя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Природа не может защитить себя от варварского, корыстного, равнодушно-пассивного отношения к ней, от враждебных ей действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих видов растений и животных.

Перед педагогами, воспитателями стоят актуальные задачи совершенствования форм учебной и вне учебной деятельности школьников, направленных на формирование культуры отношений к природе в соответствии с требованиями общества. Целостное, всестороннее развитие личности школьников, на всех возрастных этапах включает, в частности, формирование гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, правильных ценностных ориентаций по отношению к природе, а так же высокой активности в поведении, труде, творчестве.

Прогрессивная педагогическая мысль высоко оценила роль природы в формировании личности, так как духовная жизнь человека неразрывно связана с природой.

Обращаясь к постановке проблемы воспитания нравственно-эстетического отношения к природе у школьников необходимо выделить, что школа в данном случае играет главенствующую роль. Формирование сознательного и ответственного отношения к природе должно пронизывать все направления планирования и организации в работе школ. Вопросы изучения основ взаимодействия природы, общества, человека должны включаться во многие учебные предметы, меж предметные связи, во внеурочную работу. Развивая чувство прекрасного, формируя здоровые художественные вкусы учащиеся должны понимать и ценить красоту и богатство родной природы. Гармонически развитое эстетическое чувство способно установить гармоничные отношения в семье «Природа - общество - человек». В этих целях должны использоваться возможности каждого учебного предмета, особенно, литературы, музыки, естествознания, ИЗО, технологии.

Педагогически целесообразное сочетание экологического образования и воспитания с воспитанием эстетического видения природы, творческого отношения к ней, пробуждает у школьников чувство ответственности за сохранение каждого ее объекта, как неповторимой ценности и содействует сохранению природной среды.

Проблема формирования нравственно-эстетического отношения к природе - лишь одна из сторон комплексного воспитания культуры подрастающего поколения, которая требует совершенствования форм учебной и вне учебной деятельности школьников, направленных на развитие творческого отношения к природной среде.

ВЫВОДЫ

В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам.

1. Творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Задача формирования творческой личности приобретает практический смысл. Ибо познавательная и преобразующая деятельность человека достигла уровня, когда качества личности начинают прямо влиять на эффективность работы и ее результат.

2. Развитие творческой личности школьника одна из важнейших задач обучения и воспитания. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель. Для формирования творческой личности возможно использование всех методов, которыми располагает современная дидактика. Объяснительно-иллюстративные - рассказ, объяснение, пояснение, опыты, таблицы и др. - способствуют формированию первоначальных знаний об основных биологических понятиях и законах природы. Использование воспроизводящих методов содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно-поисковые, в совокупности с предыдущими, служат для развития творческих способностей школьников.

3. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. 315 с.

2. Есипов Б.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1967. 265 с.

3. Коменский А.Я. Избр. пед. соч., т. 1, М.: 1957. 181 с.

4. Кучменко В.С. Биология. Методические рекомендации. М.: Дрофа, 1999. 109 с.

5. Макаренко А.С. Соч., т. 4, М.: Педагогика, 1952. 412 с.

6. Максимова В.Н. Оценка качества знаний по биологии. М.: Дрофа, 1997. 86 с.

7. Петровский А.В. «П.П. Блонский». М.: Педагогика, 1979. 342 с.

8. Песталоцци И.Г., Избр. пед. произв., т. 2, изд. АПН РСФСР, М.: 1963. 210 с.

9. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1990. 215 с.

10. Смирнов А.Ф. «В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Добролюбов. Педагогическое наследие». М.: Педагогика, 1988. 323 с.

11. Печко Л.П. Творческая деятельность школьников». М.: Педагогика, 1984. 187 с.

12. Ушинский К.Д., Собр. соч., т. 2, М.: Педагогика, 1948. 524 с.

13. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. 480 с.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать