Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
#45; индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;- особенности его эмоционально-личностного развития;- интересы, склонности, предпочтения и потребности;- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;- возрастные и полоролевые особенности.Содержание театрализованных занятий включает:- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;- игры-драматизации;- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей (9).Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:- формированию выразительности речи- созданию атмосферы творчества;- социально-эмоциональному развитию детей.Содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий. Поэтому, необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры (6)Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство формирования выразительной речи, а так же развития эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.2 Исследование сформированности выразительной речи у детей дошкольного возраста2.1 Содержание констатирующего эксперимента по формированию выразительной речи у детей дошкольного возрастаАнализ научной литературы по исследуемой нами проблеме, о возможности использования театрализованных игр, как средство формирования выразительности речи, мы пришли к выводу, что театрализованные игры являются важнейшим средством формирования выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста.Содержание констатирующего эксперимента заключается в сравнительном анализе сформированности выразительности речи у детей старшего школьного возраста двух подготовительных групп.Цель констатирующего эксперимента: исследовать сформированность выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной ситуации.Задачи констатирующего эксперимента:1) изучить предметно-развивающую среду в МДОУ;2) выявить уровень сформированности выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста3) провести сравнительный анализ сформированности выразительности речи у детей старшего школьного возрастаБаза проведения эксперимента: МДОУ № 4 «Ладушки» с. Джалинда, Сковородинского района. В констатирующем эксперименте учувствовали дети подготовительных групп 1 и 2, 6-7 лет, 18 человек.Констатирующий эксперимент осуществлялся в три этапа. Каждый из этапов решал соответствующую задачу эксперимента, для чего были отобраны следующие методы: обследование предметно-развивающей среды; тестирование, обработка и интерпретация результатов.Для выполнения первой задачи был использован метод наблюдения, в ходе которого обследовалась предметно-развивающая среда.Для выполнения второй задачи констатирующего в основу исследования выразительности речи у старших дошкольников, были положены методики, предложенные И.Ф. Павалаки (Приложение А):1. Обследование темпо-ритмических характеристик речи.В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью.Определяется присущий ребенку темп речи при выполнении речевых заданий разной сложности. Все речевые задания записываются на магнитопленке. Подсчитывается количество слогов в секунду. Отмечается, в каком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.2. Определяется возможность одновременной реализации движений и речи.В соответствии с инструкцией «Произносить фразу «Дует ветер, сильный ветер» и хлопать одновременно в ладоши». Экспериментатор предварительно демонстрирует образец, детям предлагается темпо-ритм, соответствующий по метроному 1,7-2 уд/сек., так как согласно исследованиям Б.М.Теплова (1985г.) наиболее благоприятная скорость для субъективной ритмизации является ритм, соответствующий 1,7 - 2 уд/сек..3. Определяется возможность воспроизведения ритмических рисунков, фраз разного стихотворного размера при:а) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением и под удары метронома.б) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением;г) воспроизведении ритмического рисунка без речевого сопровождения;4. Оценка ребенком собственного темпа речи.Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при пересказе текста вслед за экспериментатором.Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый».5. Обследование мелодико-интонационных характеристик речи.Определяется способность ребенка к понижению и повышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала.Определяется способность ребенка правильно расставлять логическое ударение при произнесении различного речевого материала:- Экспериментатор читает ребенку фразу без соблюдения логических ударений. Ребенок должен повторить ее, правильно расставив все логические ударения;- При повторении ребенком стихотворного текста вслед за экспериментатором;- При произнесении ребенком знакомого ему стихотворения.Данные методики были выбраны в связи с тем, что они позволяют выявить уровень сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Третья серия констатирующего эксперимента предусматривает обработку и интерпретацию результатов.Таким образом определившись с содержанием и методиками констатирующего эксперимента перейдем непосредственно к исследовательской работе по проблеме исследования.2.2 Условия в МДОУ для организации театрализованных игрОтличительной особенностью детского сада является целенаправленная работа по развитию игровой деятельности. В учреждении созданы комфортные условия для возникновения и развития разных видов игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, строительно-конструктивных, дидактических, театрализованных, подвижных и т.д. В ДОУ ведется мониторинг по различным направлениям работы, в том числе речевому развитию.Созданная в детском саду игровая предметно-развивающая среда соответствует современным требованиям и рекомендациям авторов методики по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.Для занятий театрально-игровой деятельностью в дошкольном учреждении оборудовано специальное помещение - театральная гостиная, переходящая в зимний сад, что позволило создать максимально комфортные условия для творчества и детей.Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи педагоги используют специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем - четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи педагоги вводят упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.Вся указанная работа проводится на специально организованных занятиях по театроведению, в совместной деятельности педагогов и детей, а также в работе театра-студии. Занятия по театроведению включены в блок занятий познавательного цикла и проводятся регулярно: один раз в месяц. Чего в общем-то недостаточно для формирования выразительности речи.В структуру этих занятий включены этюды и упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики. Проводится пальчиковая гимнастика, которая является подготовительным этапом в подготовке руки ребенка к управлению верховыми куклами.С учетом реализуемых в детском саду комплексных образовательных программ педагогический коллектив целенаправленно создает условия для познавательно-речевого развития детей.2.3 Сформированность выразительной речи у детей старшего дошкольного возрастаПроведенное обследование групп 1 и 2 показали следующие результаты, в группе 1, где проводились чаще театрализованные игры у детей уровень выразительности речи выше, чем у детей группы 2. Результаты по проведенным методикам представлены в таблице 1.Так, в группе 1 высокий уровень выразительности выявился у всех детей (100%), в группе 2 только у 4 детей (44,6%).Уровни выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по группам в динамике представлены на Рисунке 1.Таблица 1 - Результаты по проведенным методикамЗадания по методикам | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего баллов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего баллов | |||
Группа 1 | Группа 2 | |||||||||||||
Диана Б. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | Олеся К. | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 5 | |
Ксения Г. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 9 | Юлия К. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 7 | |
Маша Е. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | Витя Ф. | 1 | 0 | 2 | 1 | 2 | 6 | |
Ира Ф. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 9 | Коля Г. | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | |
Тимур К. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 9 | Лариса П. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 7 | |
Миша Г. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 9 | Роман П. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 9 | |
Саша Г. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | Серёжа С. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 8 | |
Илья П. | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 9 | Дарья С. | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 5 | |
Валя З. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | Женя Т. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 |
Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние на детей.Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.Таким образом проведенный констатирующий эксперимент подтверждает положение о том, что театрализованная игра является средством формирования выразительности речи.ЗаключениеВ данной работе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы и констатирующий эксперимент по проблеме формирования выразительности речи у старших дошкольников и сделаны соответствующие выводы.Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.Сформировать выразительную речь у детей старшего дошкольного возраста можно только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры в дошкольных образовательных учреждениях.Проведенный констатирующий эксперимент подтверждает положение о том, что театрализованная игра является средством формирования выразительности речи.Таким образом, поставленные цели в исследовании достигнуты, задачи выполнены.Список литературы1 Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2001. -127 с.2 Бородич А.М. Методика формирования речи детей. - М.: 2001 - 126 с.3 Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2002. - 191 с.4 Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - М.: Ярославль: Академия развития, 2002. - 208 с5 Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. - М.:ТЦ «Сфера», 2001.-c.9-16,76-1216 Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.7 Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 - 156 с.8 Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.9 Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.10 Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. - М.: АСТ.2008 - 222 с.Приложение АИсследование выразительности речи по методике И.Ф. ПавалакиОбследование темпо-ритмических характеристик речи.В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью.Определяется присущий ребенку темп речи при выполнении речевых заданий разной сложности:а) при пересказе текста, который читал экспериментатор: «Однажды мы с папой ходили в лес. Мы зашли в лес далеко и вдруг увидели лося. Лось был большой, но не страшный. На голове у него были красивые рога».б) при чтении стихотворения, выбранного самим ребенком.в) при чтении хорошо знакомого стихотворения в соответствии с инструкцией: «Прочти стихотворение, которое ты хорошо знаешь:Мишка косолапыйПо лесу идет,Шишки собирает,Песенки поет.»г) при произнесении фразы, сложной в артикуляторном плане, которой ребенок предварительно обучался: «Мама Милу мылом мыла»;д) при произнесении хорошо знакомой фразы: «Мишка косолапый по лесу идет»;Все речевые задания записываются на магнитопленке. Подсчитывается количество слогов в секунду. Отмечается, в каком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.Определяется возможность произнесения стихотворения в заданном темпо-ритме под удары метронома: 2,7 уд/сек., 2 уд/сек., 1,3 уд/сек., 0,6 уд/сек..Отмечается:- ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпо-ритме - 2 балла- ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпо-ритме - 1 балл- невозможность чтения стихотворения в заданном темпо-ритме 0 балловОпределяется возможность одновременной реализации движений и речи в соответствии с инструкцией «Произносить фразу «Дует ветер, сильный ветер» и хлопать одновременно в ладоши». Экспериментатор предварительно демонстрирует образец, детям предлагается темпо-ритм, соответствующий по метроному 1,7 - 2 уд/сек., так как согласно исследованиям Б.М.Теплова (1985г.) наиболее благоприятная скорость для субъективной ритмизации является ритм, соответствующий 1,7 - 2 уд/сек..Отмечается:говорит и хлопает одновременно - 2 балладвижения и речь не всегда одновременны - 1 баллневозможность одновременной реализации движений и речи - 0 балловОпределяется возможность воспроизведения ритмических рисунков, фраз разного стихотворного размера при:а) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением и под удары метронома.б) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением;г) воспроизведении ритмического рисунка без речевого сопровождения;Отмечается:правильное и самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка - 2 баллатрудности при самостоятельном воспроизведении - 1 баллневозможность воспроизведения ритмических рисунков - 0 балловОценка ребенком собственного темпа речи.Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при пересказе текста вслед за логопедом.Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый».Отмечается:правильная и самостоятельная оценка собственного темпа речи - 3 баллаправильная, но с помощью экспериментатора - 2 балланеправильная - 1 баллотказ от оценки - 0 балловОбследование мелодико-интонационных характеристик речи.Определяется способность ребенка к понижению и повышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала.Определяется способность ребенка правильно расставлять логическое ударение при произнесении различного речевого материала:а) Экспериментатор читает ребенку фразу без соблюдения логических ударений. Ребенок должен повторить ее, правильно расставив все логические ударения;б) При повторении ребенком стихотворного текста вслед за экспериментатором;в) При произнесении ребенком знакомого ему стихотворения.Отмечается:ребенок правильно расставляет логическое ударение в речевом материале любой сложности - 2 баллау ребенка возникают затруднения при расстановке логического ударения - 3 балланевозможность самостоятельного расставления логического ударения - 0 балловИнтерпретация результатов:Высокий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 7-10 балловСредний уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал3-6 балловНизкий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал0-2 балла
Страницы: 1, 2