Темперамент у детей дошкольного возраста 3-5 лет
ети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Это важно учесть педагогу, особенно в процессе оказания помощи в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками. В дидактических играх, конструктивной деятельности особенно заметными для окружающих становятся такие значимые для успеха качества флегматиков, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность. На эти качества следует опереться и при оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности.В целях же преодоления возможных инертности, вялости, следует включать флегматика и в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка и двигательной активности - занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др. В этих случаях от темпа, ритма работы ребенка зависит успех общего дела. Если он будет слишком медлительным, то может подвести товарищей. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать при проведении спортивных игр и упражнений.В силу высокой ригидности, флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни. Их адаптация к таким условиям - затруднена. Этим детям трудно привыкать к детскому саду, к смене воспитателей, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с новыми детьми...Для того, чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям родителям таких дошкольников полезно ходить с ребенком в гости, давать поручения, требующие общения с другими детьми и взрослыми. Такое же может проделывать и воспитатель (например, отнести сделанные игрушки в группу малышей, сходить в кабинет методиста за нужной книгой и т.п.). Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения интровертов. Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного иначе период раскачки может растянуться. Ребенку флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать его резко.Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал всю инициативу в свои руки. Всё это поможет превратить "тихоню-флегматика" в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого, значимого для сверстников и любимого ими товарища.В воспитании
ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего, следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств тоже следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок освоится, научится играть вдвоем, этот круг можно расширить. Дети со слабым типом с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от совместных игр, не разговаривают со сверстниками.Первые дни пребывания такого ребенка в саду требуют особого внимания со стороны воспитателя. Надо проявить внимание, чуткость, важно расположить ребенка к себе, вызвать доверие (в противном случае он будет долго страдать).Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них. нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать - все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки - это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. После снятия адаптационного стресса тревожность может явиться условием, которое будет стимулировать активность, саморегуляцию деятельности ребенка. Детям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость.Надо учесть, что меланхолики - интроверты. Они чаще "общаются" с игровыми атрибутами, планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей. Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха.Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества - чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживаниям, симпатии и др.Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др.), в спокойных играх, занятиях (в небольших по составу группах, с доброжелательными по характеру детьми, близкими по степени общительности). Важно учитывать это в процессе воспитательной и коррекционной работы.К одной из главных задач в исследовании темперамента можно отнести и выработку рекомендаций родителям для подготовки детей старших дошкольников к дальнейшей жизни, которая будет осуществляться уже в стенах школы. Можно порекомендовать следующее:
1) Холерики. Пожалуй, больше всего проблем с привыканием к школьной дисциплине возникает у детей холерического темперамента. Они активны и энергичны, но, к сожалению, могут быть и гиперактивными, сверхэнергичными. Если ребенок-холерик "разошелся" во время игры, ему очень трудно успокоиться или перейти от активной деятельности к занятиям, например, письмом или счетом. А главное, ему не только трудно переключаться, но для него вообще сложны любые занятия, требующие усидчивости и внимания, размеренной работы. Он неутомим, когда речь идет о двигательной активности (занятия физкультурой, интеллектуальные занятия, состоящие преимущественно из активного общения, а не пассивного слушания).Детям-холерикам тяжело сдерживать свои эмоции, а усидеть на одном месте им просто не под силу! Нетрудно представить, как поведут себя такие активные и подвижные ученики в школе. Некоторые учителя жалуются, что уже с первых минут они мешают вести урок, отвлекают от занятий других детей. Причем считается, что нарушают дисциплину дети специально, т.к связывать поведение ребёнка с его темпераментом не принято. Не понимая, что от ребенка в данной ситуации ничего не зависит, учитель приходит к выводу, что тот просто не хочет слушаться, плохо к нему относится. Затем принимает соответствующие меры для устранения проблемы (приучает ребенка к дисциплине, наказывая за "неправильное" поведение, разговаривает с ним строже, чем с другими и т.д.).В подобной ситуации такой школьник будет жаловаться на то, что других детей учитель любит, а на него только сердится и даже кричит, не хочет спрашивать и вызывать к доске (именно поэтому он трясет рукой, вскакивает с места и выкрикивает ответы, когда его не просят). Ребенок в такой ситуации на самом деле не обманывает родителей - он просто рассказывает о том, что чувствует. Нетрудно догадаться, что учитель назовет такого ребёнка неуправляемым, обвинит его в том, что он мешает работать детям и все время требует к себе внимания, хочет отвечать, когда опрашивают других учеников, не может спокойно сидеть и слушать объяснения, а пытается вступить в диалог и т.д. В такой ситуации, и учитель недалек от истины. При традиционной системе обучения, в классе из 25 - 30 человек дети должны уметь сидеть тихо и спокойно на протяжении достаточно длительного отрезка времени, слушать при этом объяснения учителя и ответы других учеников, не вступать в диалог, при быстром выполнении задания молча ждать, пока работу закончат более медлительные товарищи и т.п.Что же можно посоветовать родителям, чьи дети проявляют явные признаки холерического темперамента? Им стоит порекомендовать следующее:заранее подыскать школу, в которой обучение ведется по авторским программам, предусматривающим ведение уроков в нетрадиционной форме (например, совместный поиск необходимого решения вместо традиционного объяснения, позволяющий ребенку быть не пассивным слушателем, а активным соавтором учителя и т.п.).попробовать найти учителя, который на начальной стадии проводит обучение игровыми методами. Это во многом облегчит приспособление к школе;записать старшего дошкольника на подготовительные курсы при школе (такие курсы уже имеются во многих школах). Там ребенок постепенно будет приучаться к требованиям дисциплины, к регламентации времени и действий и т.д.А родителям первоклассников следует запастись терпением. Темперамент ребенка изменить невозможно, да и не нужно. Ведь нет плохих и хороших темпераментов, все они имеют свои сильные и слабые стороны. Родители детей-холериков должны сами стремиться выработать у своего ребёнка такие качества, как усидчивость, терпение, приучать к дисциплине. Ведь это так пригодится ему в дальнейшем! Поговорить с учителем, рассказать об особенностях ребенка, постараться совместными усилиями свести к минимуму все трудности адаптационного периода.
2) Сангвиники. Скорее всего, проблем у таких родителей гораздо меньше, чем у других родителей. Дети-сангвиники обычно жизнерадостны, энергичны, легко включаются в работу, быстро привыкают к требованиям дисциплины. Конечно, такой ребенок может сначала растеряться, попав в непривычную для него среду. Но очень скоро в классе у него появится много друзей и интересных дел, так что в школу он будет ходить без капризов и даже с удовольствием.
3) Флегматики. Пожалуй, такого ребёнка назовут одним из самых дисциплинированных в классе. Ведь ему совсем нетрудно выдержать 30 - 35 минут урока, сидеть тихо и спокойно. Однако могут возникнуть проблемы, связанные с замедленными реакциями ребенка. Особенно сложно бывает ученику флегматику успеть за темпом урока учителя-холерика. Конечно, было бы идеально, если бы темпераменты преподавателя и учащихся совпадали, но так бывает далеко не всегда. Родителям обязательно нужно поговорить с учителем, рассказать, что ребёнок может иногда не сразу ответить на его вопрос не потому, что он не выучил урок или чего-то не знает. Просто такой ученик медленнее реагирует на вопросы, заторможен, не может быстро включится в работу. Нельзя ругать ребёнка за медлительность, ему необходимо давать время на то, чтобы подготовиться к ответу, переключится с одного вида деятельности на другой.Родители значительно облегчат адаптацию ребенка-флегматика к темпу уроков, если почаще будут проводить с ним игры с элементами соревнования (“Кто быстрее ответит”, “Кто быстрее найдет” и т.п.) Если имеется возможность поиграть с группой детей, предложите им веселую и увлекательную игру “Быстрые ответы". В быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания. Вопросы самые простые, и на них можно отвечать не только буквально, но и шутливо. Например, на вопрос: “Почему мороженое холодное? ” - можно ответить: “Потому что оно в холодильнике". Ответивший на вопрос делает шаг вперед. Тот, кто первым достигает финишной черты, выигрывает. Он становится ведущим в следующей игре. Очень полезными будут также игры с мячом: футбол, волейбол, внезапное бросание мяча друг другу, сопровождающееся словами “на”, “держи”, “лови", “бросай", “поймай”.
3) Меланхолики. Проблем со школьной дисциплиной у такого ребёнка, скорее всего, не возникнет. Однако учиться, возможно, будет трудно, ведь из всех типов темпераментов меланхолический - единственный слабый. А это значит, что малыш не может выдерживать длительных умственных нагрузок. Он быстро устает на уроках, нуждается в частых перерывах, более длительном отдыхе.Дети-меланхолики очень чувствительны, болезненно реагируют на любые замечания учителя, не выносят резких и грубых замечаний в свой адрес. То, что другие воспримут как пустяк, для них - трагедия. Нелегко складываются у ранимых детей отношения с одноклассниками. Любой незначительный конфликт может надолго вывести их из состояния равновесия. Как следствие - слезы, нежелание идти в школу, жалобы на грубость детей и недоброжелательность учителя.Не нужно пытаться родителям "переделать" своего ребенка, ни в коем случае не ругать за плаксивость, обидчивость и т.д. А вот помочь адаптироваться к школьной жизни, поддержать его в трудную минуту им под силу. Нужно рассказывать ему, что не следует отчаиваться в самой, казалось бы, неприятной ситуации (не все так плохо, как кажется). У всех людей бывает неважное настроение или самочувствие, в этот момент они не так любезны, как хотелось бы, могут невежливо ответить, резко оборвать собеседника. Не следует воспринимать это как личную трагедию, а просто постараться не обращать на такие вещи внимания, не переживать по любому поводу.Что касается быстрой утомляемости ребенка, то помочь смогут частые перерывы, физкультминутки, проводимые как во время домашних занятий, так и на уроках в школе. Здесь так же нужно поговорить с учителем, выяснить, как он работает с детьми. Менее всего такому школьнику подойдет преподаватель авторитарного типа, проводящий занятия в жесткой манере. Идеальный вариант - учитель, ведущий уроки в игровой форме, с использованием интервалов для эмоционально-психической разгрузки. В любом случае можно убедить учителя учитывать темперамент ребенка меланхолика, который при всем желании не может быть таким работоспособным, как, скажем, сангвиник.
ЗаключениеТаким образом, проведя анализ литературы как наших, так и зарубежных ученых, занимающихся изучением темперамента человека и его свойств, мы сравнили предполагаемые ими результаты с получившимися в итоге нашей экспериментальной деятельности проведённой в МДОУЦРР № 60 "Крепышок" и пришли к выводу, что они очень близки.При изучении типа темперамента были использованы: метод беседы и методика "Наконечник" В.А. Горбачёва и экспериментальная методика разработанная Ю.А. Самариным "Перенос кубиков". Для изучения экспертных оценок была использована методика, представленная в виде коммуникативно-личностного опросника для родителей, воспитателей и родственников ребёнка "Каков ребёнок во взаимоотношениях с окружающими людьми?" и методика "Выбор в действии".Было выявлено, что свойства темперамента зависят от одного и того же общего типа нервной системы, не представляют собой психологически не связанного бесструктурного конгломерата между ними имеется вполне закономерная взаимосвязь и взаимозависимость.По результатам исследования видно, что количество холериков и сангвиников в старшем дошкольном возрасте преобладающее, намного меньше флегматиков и очень мало меланхоликов (в обследуемой нами группе детей таковых вообще не оказалось). С повзрослением детей картина будет меняться.Благодаря проведённой работе, нам удалось достигнуть определённых результатов. А именно, выяснили, что свойства темперамента влияют и на статус старшего дошкольника в коллективе сверстников. Такой статус более высок у дошкольников холериков, у сангвиников наблюдается средний статус в коллективе и самым низким статусом обладают флегматики и меланхолики. Согласно проведённым исследованиям, нами были выработаны методические рекомендации для педагогов и родителей старших дошкольников.
Список литературы1. Айзенк Г., Сарджет К. Проверьте свои экстрасенсорные способности: тесты, игры. М., 1997.
2. Аверьянов М.Д. Детская психология. М., 1998.
3. Белоус В.В. Темперамент и деятельность, учебное пособие. Пятигорск, 1990.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
5. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольников. Под редакцией Я.П. Коломенского, Е.А. Панько. Минск, 1997.
6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. М., 1998.
7. Ересь Е.П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.
8. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи М., 1988.
9. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.
10. Изард К.Э. Психология эмоций. С-Пб., 1999.
11. Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребёнка. М., 1970.
12. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий.
13. Хрестоматия. М., 2000.
14. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста - М., 1988.
15. Крутиков В.А., Немов Р.С. Психология. М., 1994.
16. Красина Е.В. Педагогика. М., 1976.
17. Левшина Н.В. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя. М., 1984.
18. Логвинова М.А. Возрастная психология. Учебник. М., 1996.
19. Лукинов А.Г. Что такое темперамент? Буклет. Львов, 1989.
20. Маклаков А.Г. Общая психология. С-Пб., 2000.
21. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента - М., 1964.
22. Мирсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М., 1981.
23. Морин Р.Я. Как правильно воспитывать ребёнка. Донецк, 1992.
24. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
25. Немов Р.С. Психология. Учебник. Т.1. М., 1995.
26. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет - М., 1992.
27. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Изд.2-е. Т.2-3. М., 1966.
28. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.
29. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. и др. Учимся общаться с ребенком. М., 1993.
30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1998.
31. Ромашёв Н.С., Ватутина Н.К. Педагогический практикум. Воронеж, 1999.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. II М., 1989.
33. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
34. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 № 1.
35. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.
36. Стадник Э.К., Ниц К.О. Основы общей психологии и педагогики.М., 2001.
37. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, № 5.
38. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
39. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
40. Сухачёв А.Н. Диагностическая психология. М., 1996.
41. Тополев И.Д. Проблемы детской педагогики. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 1999.
42. Уфимцева Е.А. Исследование психологических особенностей человека. // Психолог. Ежемесячник. СПб., 1997.
43. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1980.
44. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1986.
45. Якушева Т.Г. О педагогическом такте учителя. М., 1970.
46. Янкуль П.В. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000.
Приложение
Таблица 1
Группа дошкольников
|
№ П/П | Фамилия, имя | |
1 | Алифиренко Женя | |
2 | Алексеева Наталья | |
3 | Анфёров Максим | |
4 | Вильданцева Катя | |
5 | Воронин Максим | |
6 | Гуревич Николай | |
7 | Дудченко Владимир | |
8 | Ершова Настя | |
9 | Житков Кирилл | |
10 | Журавлёва Ольга | |
11 | Заиченко Алексей | |
12 | Ильясов Руслан | |
13 | Ишимов Михаил | |
14 | Карпова Елена | |
15 | Кириченко Денис | |
16 | Кириченко Артём | |
17 | Котова Ирина | |
18 | Лаврова Наталья | |
19 | Лалеян Алла | |
20 | Левченко Кирилл | |
21 | Лунькин Константин | |
22 | Маркина Елена | |
23 | Муратова Бая | |
24 | Травкин Антон | |
25 | Тумасова Мадина | |
26 | Урсова Лиза | |
|
Таблица 2
Показатели темперамента
|
№ п/п | Ф.И. | Тип темперамента | |
1 | Алифиренко Женя | Холерик | |
2 | Алексеева Наталья | Сангвиник | |
3 | Анфёров Максим | Сангвиник | |
4 | Вильданцева Катя | Холерик | |
5 | Воронин Максим | Холерик | |
6 | Гуревич Николай | Сангвиник | |
7 | Дудченко Владимир | Флегматик | |
8 | Ершова Настя | Холерик | |
9 | Житков Кирилл | Сангвиник | |
10 | Журавлёва Ольга | Холерик | |
11 | Заиченко Алексей | Холерик | |
12 | Ильясов Руслан | Холерик | |
13 | Ишимов Михаил | Холерик | |
14 | Карпова Елена | Флегматик | |
15 | Кириченко Денис | Холерик | |
16 | Кириченко Артём | Сангвиник | |
17 | Котова Ирина | Холерик | |
18 | Лаврова Наталья | Холерик | |
19 | Лалеян Алла | Сангвиник | |
20 | Левченко Кирилл | Холерик | |
21 | Лунькин Константин | Флегматик | |
22 | Маркина Елена | Холерик | |
23 | Муратова Бая | Сангвиник | |
24 | Травкин Антон | Холерик | |
25 | Тумасова Мадина | Сангвиник | |
26 | Урсова Лиза | Флегматик | |
|
Таблица 3.
Показатели темперамента дошкольников в процентном отношении
|
№ п/п | Типы темперамента | Абсолютный показатель, чел. | Относительный показатель,% | |
1 | Сангвиник | 8 | 30,7% | |
2 | Холерик | 14 | 53,6% | |
3 | Флегматик | 4 | 15,7% | |
4 | Меланхолик | ----- | ----- | |
|
Таблица 4
Оценки методики "Выбор в действии"
|
№ п/п | Ф.И. | Статус дошкольника | |
1 | Алифиренко Женя | 12 | |
2 | Алексеева Наталья | 8 | |
3 | Анфёров Максим | 4 | |
4 | Вильданцева Катя | 12 | |
5 | Воронин Максим | 12 | |
6 | Гуревич Николай | 12 | |
7 | Дудченко Владимир | 4 | |
8 | Ершова Настя | 8 | |
9 | Житков Кирилл | 12 | |
10 | Журавлёва Ольга | 8 | |
11 | Заиченко Алексей | 12 | |
12 | Ильясов Руслан | 12 | |
13 | Ишимов Михаил | 8 | |
14 | Карпова Елена | 4 | |
15 | Кириченко Денис | 4 | |
16 | Кириченко Артём | 12 | |
17 | Котова Ирина | 12 | |
18 | Лаврова Наталья | 8 | |
19 | Лалеян Алла | 12 | |
20 | Левченко Кирилл | 12 | |
21 | Лунькин Константин | 0 | |
22 | Маркина Елена | 8 | |
23 | Муратова Бая | 4 | |
24 | Травкин Антон | 12 | |
25 | Тумасова Мадина | 8 | |
26 | Урсова Лиза | 0 | |
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9