Теоретические основы деятельности муниципального образования по обеспечению социальных гарантий детства
Дети - это нечто большее, чем просто механическая совокупность взаимодействующих людей. Они выступают как стабильная общность, как система".

В период детства интенсивно развивается организм ребенка: росту сопутствует созревание нервной системы и мозга, что предопределяет психическое развитие. В этот возрастной период ребенок развивается со стороны психических функций: общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни.

Пройдя путь достижений в предметной, игровой и учебной деятельности, освоив рефлексию на себя и других как способ идентификации с идеалом и с реальными образцами, научившись принимать позицию ответственности, ребенок становится способным рефлексировать и на всю совокупность жизненных явлений. Конечно, он по-прежнему нуждается в содружестве взрослого, но он уже предпринимает успешные попытки к самостоятельному проникновению в глубинную сущность природы и человеческих отношений.

В детстве для ребенка нет ничего естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей семье. Для ребенка семья - источник трепетных, эмоциональных переживаний. В ретроспективе жизни каждый человек, обладавший в детстве семейным очагом, бескорыстной любовью близких, с сердечной приязнью, благодарно вспоминает эту счастливую пору.

Именно в детстве начинают складываться те глубинные различия между детьми, которые во многом предопределяют будущие сущностные характеристики их индивидуальностей, а, следовательно, и выбор жизненного пути.

Возрастные этапы психического развития не тождественны биологическому развитию. Возрастная периодизация имеет исторические основания. Каждое общество определяет границы детства, исходя из традиционно сложившихся возрастных периодов человека.

Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран родителями, известными психологами в результате длительных наблюдений развития собственных детей (А.Н. Гвоздев, М. Кечки, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, В Прейер, Н.А. Рыбников, B. C. Мухина, В. Штерн, Д.И. Фельдштейн и др.). Н.А. Рыбников в работе "Детские дневники как материал по детской психологии" (1946) дал исторический очерк этого основного метода изучения ребенка, анализируя значение первых зарубежных дневников (И. Тэн, 1876).

Путь, который проходит ребенок в ходе своего превращения во взрослого, не обходится без препятствий, разветвлений и извилин. Наличие ведущих ориентиров на этом пути не исключает в отдельных случаях неуверенности и колебаний. Но сколько существует других случаев, когда ребенок стоит перед необходимостью выбирать между действием или отказом от него. Такие случаи создает окружающая среда - как люди, так и вещи: мать ребенка, его близкие, его обычные или необычные встречи, школа - ведь существует столько связей, столько различных ситуаций и положений, под влиянием которых происходит вхождение ребенка в общество. Речь ребенка выступает как посредник между ним и объектами его желаний, между ним и людьми - и в силу этого может являться как препятствием, так и средством, способствующим достижению целей, тем, чем можно владеть и что можно совершенствовать.

Понимание ребенка как социального субъекта и понимание множественности детства и детских миров выдвигает на первый план наиболее острые социальные проблемы, такие как детская бедность, беспризорность, преступность, наркомания и т.д. "Другие" дети, требующие к себе повышенного внимания, постоянно "создаются" не только на макросоциальном уровне, но и микроуровне, в процессе повседневного развития и общения со сверстниками. Поэтому возникает необходимость выделения различных групп детей.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, которые самостоятельно не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности, возникшие у них под воздействием тех или иных обстоятельств.

Выделены следующие категории детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях:

дети, оставшиеся без попечения родителей;

безнадзорные и бездомные дети;

дети - инвалиды;

дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии;

дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий;

дети - жертвы насилия;

дети, отбывающие наказание в воспитательных колониях в виде лишения свободы;

дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

дети, проживающие в малоимущих семьях.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по различным причинам. К основным причинам относятся:

отсутствие родителей или лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах;

признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, объявление их умершими;

нахождение родителей в лечебных учреждениях или местах лишения свободы;

уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов и прочие.

Дети, подростки "группы риска" - дети, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации.

Дети - сироты - дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя. Основные категории детей - сирот: отказный, подкидыш, отобранный, подопечный.

Дети с особыми нуждами - те дети, которые имеют отклонения от нормы. К ним относятся: умственно отсталые дети, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, поведения, эмоционального развития, с комплексными дефектами, с проблемами развития.

Дети улицы - дети, результат воспитания которых определен улицей, она для них является родным домом.

Типы детей улицы:

дети, воспитанием которых занимаются не родители, а те, кто окружает их на улице;

дети, периодически уходящие из семьи на короткое время и возвращающиеся домой;

дети, пребывающие вне семьи от нескольких недель до полугода;

дети, живущие на улице длительный срок;

воспитанники сиротских учреждений.

Демографическая ситуация в России характеризуется дальнейшим сокращением числа детей, что обусловлено, главным образом, низким уровнем рождаемости.

На начало 2008 г. численность детей в возрасте до 18 лет составила 31,6 млн. человек, число родившихся несколько увеличилось (на 3,5% больше, чем в 2006г) - Несмотря на это в целом демографические процессы имеют крайне неблагоприятные для будущего страны сочетания: высокую смертность, низкую рождаемость, рост числа разводов, увеличение числа рожденных вне брака детей.

Особенную тревогу вызывает тот факт, что среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного уровня были зарегистрированы в 58,4% семей, получавших пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной причиной бедности населения. В целях усиления государственной поддержки этих семей необходимы специальные меры по обеспечению роста реальных доходов населения, роста реальной заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат.

Сохраняющийся низкий уровень здоровья современных подростков во многом связан с социальными условиями жизни и распространенностью поведенческих факторов риска, что говорит об особой актуальности профилактических программ и формировании здорового образа жизни детей и подростков.

Актуальной проблемой остается обеспечение прав детей на образование, нарушение которых начинается уже на ступени дошкольного образования. При приеме детей в 1 класс требуют незаурядных способностей, применяют конкурсный отбор. От так называемых "трудных" детей и подростков школы стараются избавиться путем "отсева".40% опрошенных детей связывают свой уход из школы из-за конфликтов с учителями, примерно столько же считают, что их из школы выгнали.

Нередки случаи необоснованного отказа выпускникам основной школы в продолжении образования в 10 - 11 классах.

В Уставах школ не прописываются права на доступность и адаптивность образования, не отражаются формы педагогической пропедевтики. Результаты проверок подтверждают, что далеко не каждый педагогический коллектив озабочен организацией индивидуальной работы с детьми, подростками, испытывающими трудности в обучении.

Тревожная ситуация в последнее время складывается в связи с таким явлением, как дети, оказавшиеся вне образования из-за неблагополучного положения в семье, отсутствия специальных программ необходимого уровня, методов воспитания и обучения таких подростков. Это ведет к тому, что в дальнейшем приходится затрачивать огромные усилия и средства на их реабилитацию и образование.

Особые трудности возникают в школах при обучении детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, сирот. Всё это требует особых подходов, путей, создания условий для обеспечения прав детей на образование.

Решение этих и других проблем, связанных с обеспечением гарантий детства, требует взаимодействия государственных структур с общественными объединениями и представителями бизнеса: обсуждения и выработки стратегии и тактики, посильного вклада каждого в общее дело, совместных программ, возможности наиболее эффективного использования профессиональных ресурсов, общественных инициатив.

Общественные объединения и организации, представляющие собой один из элементов гражданского общества, также играют важную роль в решении проблем детства. Своей деятельностью они вносят вклад в разработку и реализацию государственных федеральных, региональных и местных программ по вопросам развития, воспитания, образования детей, охраны здоровья, организации их отдыха и досуга, выступают с самостоятельными программами и реализуют их, уделяя при этом особое внимание детям, нуждающимся в попечении общества.

Круг вопросов, который охватывает деятельность этих организаций, широк и многообразен: реализация образовывающих и развивающих программ для детей и подростков; оказание широкого спектра социальных услуг, в том числе детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (наркоманам, детям - инвалидам и др.) '. профилактическая работа с детьми и подростками "группы риска", их позитивная социальная адаптация, жизнеустройство; защита прав и законных интересов детей и прочие.

Очень важно, что деятельность некоторых из них сосредоточена, в основном, по месту жительства семей с детьми, в результате чего она проводится эффективно и своевременно.

Потенциал общественных организаций необходимо задействовать для реализации таких направлений, как:

поддержка семей в интересах обеспечения здоровья, благополучия и полноценного развития будущих поколений;

профилактика социального сиротства и безнадзорности;

организация досуга детей, подростков и молодежи в рамках культурных, творческих и спортивно - оздоровительных инициатив;

развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

социальная реинтеграция выпускников интернатных учреждений;

профилактика детской инвалидности;

реабилитация детей - инвалидов, содействие распространению интегрированного образования, позволяющего ребенку использовать свои собственные ресурсы для полноценного развития;

содействие защите прав и интересов детей.

Таким образом, мы рассмотрели взгляды разных ученых и исследователей на сущность понятия "детство". В содержание понятия "детство" мы вкладываем следующий смысл:

период жизни человека от рождения до достижения 18-летнего возраста с определённым социальным статусом, с кругом прав и обязанностей;

период подготовки к полноценной жизни в обществе;

период развития общественно значимой и творческой активности;

период воспитания нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Из восемнадцати лет детства десять-двенадцать лет среднестатистический ребенок проводит в сфере образования. Поэтому должна быть создана определенная структура социальных институтов, деятельность которой будет направлена на реализацию социальных гарантий детского населения.

В политической энциклопедии социальные гарантии рассматриваются как материальные и юридические средства, позволяющие всем членам общества реализовать свои социально-экономические права - право на труд, на отдых, на жилище, бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь и т.д.

В российской социологической энциклопедии социальные гарантии трактуются как материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав членов общества. При помощи социальных гарантий обеспечивается социальная защищенность.

Социальные гарантии детства нами понимаются, как создание условий (материальные и духовные средства, нормативно - правовая база, структура муниципального образования и т.д.) для обеспечения нормальной жизнедеятельности ребенка в условиях образовательного пространства города с целью удовлетворения его потребностей в саморазвитии и самореализации.

2. Анализ нормативных документов по проблемам детства

Жизнь выдвинула перед теорией и практикой образования и воспитания новую проблему: как изменить взаимоотношения взрослого и ребенка, чтобы не вынуждать последнего, подчиняясь законам взрослых, уходить "в глухую защиту", противостоять насилию. Общество созрело, чтобы осмыслить и понять, что детство - особая область человечества, которая имеет право на уважительное обращение.

Дети не сами по себе являются будущим. Дети являются лишь той возможностью, требующей колоссальной работы всего "взрослого" общества, которая дана любому народу, любой стране в мире для его сохранения в истории и культуре.

Наивно предполагать, что существуют механизмы саморазвития детства в благополучное состояние "взрослости". Еще более наивно и преступно доверяться внешним агентам развития и формирования детства во взрослое поколение.

Скрупулезная работа по выпестованию детства в здоровое и сильное поколение принадлежит только тем, кто является родителями - отцами и матерями детей, как прямыми, так и косвенными - несущими груз "родительской" ответственности за конкретную территорию.

С нашей точки зрения работа по выращиванию, выпестованию детства и детей должна строиться относительно двух векторов - воспроизводства и развития.

Воспроизводство является необходимым условием обеспечения качества потенциала детства в целом и каждого ребенка персонально и описывается параметрами безопасности детства. Развитие связано с теми перспективами, которые открываются и обеспечиваются каждому ребенку.

На пересечении процессов, связанных с воспроизводством и развитием конкретной территории, лежит новый объект любой региональной политики-перспективное и безопасное детство.

Рассмотрим нормативные основы по проблемам детства в трех аспектах: на международном уровне, федеральном уровне и региональном уровне.

Международным нормативным документом является Конвенция о правах ребенка (1990г) на жизнь, ненасилие, свободу, защиту и др. Россия, как и все остальные государства, ратифицировавшие Конвенцию, не только обязуется соблюдать ее положения, но и несет ответственность перед международным сообществом в случаях их невыполнения. Требования Конвенции имеют силу норм международного права. Главные цели Конвенции - максимальная защита интересов ребенка, признание приоритетности этих интересов и провозглашение равных прав ребенка с взрослыми.

Положения этого документа сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В этом акте заложены два основополагающих принципа. Первый - ребенок является самостоятельным субъектом права. Второй - приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии. Свобода, необходимая ребенку для развития его интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения норм питания, одежды и жилища, но и всегда предоставления всего этого в первоочередном, приоритетном порядке.

Взаимоотношения взрослых и детей согласно Конвенции должны строиться на такой нравственно-правовой и педагогической основе, когда уважение к личности ребенка, к его мнению, взглядам и желаниям принимается не только как норма общечеловеческой культуры, но и как норма права. Родитель и ребенок, учитель и ученик должны стать равноправными субъектами права, строя свои отношения на взаимном уважении и доброжелательном отношении друг к другу.

Права ребенка, выделенные в Конвенции (их 38), относятся ко всем сферам деятельности, в том числе и к образовательной. Как отмечают авторы, права ребенка, как неотъемлемая часть прав человека, должны служить тем фундаментом, на котором строится национальная система образования и воспитания в любой стране мира. Система образования, образовательное учреждение - это то место, где ребенок проводит основную часть своего времени, и как раз здесь он может быть ущемлен в своих правах в наибольшей степени. Однако именно в рамках системы образования и может быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами обеспечения социальных гарантий детства. Кроме того, соблюдение прав детей, обеспечение социальных гарантий, рассмотренное в широком смысле и зависящее от политики государства в отношении детства, - условие и залог эффективного функционирования системы образования, ее активного развития на гуманистических принципах.

Для дальнейшего исследования выделим права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения им образования:

право на образование;

право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья;

право на отдых и досуг;

право свободно выражать свое мнение;

право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством;

право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний;

право на личную жизнь;

право пользоваться благами социального обеспечения;

право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.

Мы перечислили те права, которые в той или иной степени зависят от системы образования. Рассмотрим, каким образом соблюдение этих прав гарантируется федеральными и региональными законодательными актами.

В 1998 г. в России был принят Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в России, считая, что детство, как важный этап жизни человека, должно находиться под защитой государства.

К моменту принятия настоящего Закона некоторые права ребенка, как гражданина, уже были закреплены в Конституции РФ, в Гражданском и Семейном кодексах РФ.

В Семейном кодексе содержится специальный (IV) раздел, вторая глава которого называется "Права несовершеннолетних детей", где в статьях прописаны права ребенка: право на защиту, право выражать свое мнение, имущественные права ребенка, право жить и воспитываться в семье и др.

Право на образование гарантируется 43-й статьей Конституции РФ и конкретизируется в 50-й статье V главы Закона РФ "Об образовании". Государственные гарантии прав граждан России в области образования следующие:

1. "-Гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости..."

2. "Государство гарантирует гражданам доступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования... в пределах государственных стандартов..."

В Законе указываются также государственные гарантии в области образования для различных категорий граждан, в том числе и детей, которые нуждаются в защите и помощи государства. Статья 50 "Права и социальная защита обучающихся, воспитанников" предусматривает перечень соблюдения прав детей с девиантным поведением (п.11), а также право обучающихся на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом (п.16) и др.

В статье 15 п.6 Федерального Закона "Об образовании" определено, что "дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается" [76].

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется статьей 41 Конституции РФ и детализируется по отношению к детям, обучающимся в образовательных учреждениях, в 51-й статье Закона РФ "Об образовании".

В статье 32 п.3 говорится об ответственности образовательного учреждения за "1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ,... качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения".

Таким образом, Законом "Об образовании" определены права, обязанности и ответственность субъектов образования (учащихся, их родителей, педагогических работников). Именно соблюдение этого Закона призвано защитить обучающихся от всяких проявлений насилия, физического или духовного, и обеспечить их развитие в соответствии с задатками и возможностями.

Закрепление общепринятых принципов и норм международного права Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Законом РФ "Об образовании", с одной стороны, помогло в разработке Федерального Закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", а с другой, - содержательно ограничило набор

статей о правах ребенка, которые были уже закреплены в ранее принятых законодательно-нормативных актах.

Закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии; дети, проживающие в малоимущих семьях, и др.

Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей.

В этом нормативном акте впервые в законодательном порядке утверждено новое для России понятие - "политика в интересах детей", определены ее цели, а также указано, что "государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти РФ". В качестве одного из направлений государственной политики предусмотрена поддержка организаций, защищающих права ребенка.

Необходимо отметить, что во второй главе Закона "Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ" указывается на обязанность органов государственной власти всех уровней, родителей, педагогических, медицинских, социальных работников, а также общественных объединений содействовать соблюдению прав ребенка. Государственные органы и должностные лица обязаны в соответствии со своей компетенцией содействовать ребенку в осуществлении его прав и интересов, принимая соответствующие акты и разъясняя ребенку его правовой статус.

Важное значение имеет ст.8 Закона, предусматривающая установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей (ГМСС), являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов. Они включают установленный минимальный объем социальных услуг по бесплатному образованию и воспитанию детей в образовательных учреждениях, бесплатному медицинскому обслуживанию, обеспечению права на профориентацию и трудоустройство, а также социальному обслуживанию и социальной защите. В ГМСС входят меры по социальной адаптации и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, к ГМСС относится обеспечение права ребенка на жилище, оздоровление и отдых, квалифицированную юридическую помощь.

Пункт 1 ст.9 Закона устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье, в образовательном или любом учреждении.

Государственная политика в интересах детей основана на следующих принципах:

законодательное обеспечение прав ребенка;

государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей и защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

установление и соблюдение государственных минимальных стандартов, основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий;

ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, за причинение ему вреда;

государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по:

гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднему профессиональному, высшему профессиональному образованию, воспитанию в образовательных учреждениях;

бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами;

гарантированному обеспечению детей по достижении ими возраста 15лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда в порядке, установленном законодательством РФ;

социальному обслуживанию, социальной защите детей, в том числе обеспечению гарантированной материальной поддержки путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, а также мерам по социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечению права на жилище в соответствии с законодательством РФ;

организации оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном законодательством РФ;

оказанию квалифицированной юридической помощи.

Пункт 2 статьи 15 гласит, что в целях защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создаются соответствующие социальные службы, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка.

Указанная программа включает в себя оценку (экспертизу) состояния ребенка, в том числе проведенную учреждениями здравоохранения оценку

состояния здоровья ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальной службой самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями.

В целом, можно сказать, что данный Закон прогрессивен, но на деле его исполнение часто оказывается невозможным, так как до сих пор не выработаны необходимые механизмы и процедуры; не разработаны минимальные стандарты основных показателей качества жизни детей; не понятно, какие конкретно органы и в какой мере будут осуществлять поддержку семей, что входит в понятие социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и т.д.; не введены в действие и другие нормативы, прописанные в Законе.

Таким образом, федеральные акты конкретизируют понятие о механизмах защиты прав детей. К таким механизмам относятся: определение государственных минимальных социальных стандартов; персональный учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; создание социальных служб для детей; ограничения на использование объектов социальной инфраструктуры для детей (если эти объекты являются государственной собственностью); разработка и реализация федеральных целевых программ по осуществлению государственной политики в интересах детства и др.

Региональные нормативные акты по проблемам детства можно разделить на две группы: законы, принятые законодательными органами субъектов РФ, и постановления (распоряжения) органов исполнительной власти.

Рассмотрим законодательные акты Тюменской области в аспекте обеспечения гарантий детства.

В целом, перечисленные Законы определяют, главным образом, механизмы обеспечения и защиты прав детей.

Закон закрепляет и развивает конституционные гарантии прав ребенка в области охраны здоровья, семейных отношений, воспитания и обучения, труда, защиты его личности, права иметь собственное мнение, объединяться в детские и юношеские организации. Закон закрепляет повышенную защиту детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей - инвалидов и детей с недостатками в умственном или физическом развитии; детей, оставшихся без средств существования, находящихся в неблагополучных условиях в результате военных и общественных конфликтов, экологических катастроф, эпидемий и иных обстоятельств.

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120 - ФЗ от 24.06.99 г. определяет основные задачи и принципы деятельности органов областной системы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основной нормативный документ образовательного учреждения - его Устав. Закон РФ "Об образовании" предусматривает, что в Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются обязанности участников образовательного процесса. Ст.51 Федерального Закона гласит, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. В Законе указаны факторы, влияющие на здоровье учеников, которые могут быть предметом регулирования на уровне образовательного учреждения: учебная нагрузка, режим занятий, расписание, организация медицинского обслуживания и питания детей.

Примерно двадцать положений Федерального Закона "Об образовании", касающихся прав учащихся, нуждаются в конкретизации на уровне образовательного учреждения.

Анализ нормативно-правовых документов по обеспечению гарантий детства показал значимость проблем детства как для мировой общественности, так и для Российской Федерации. Нами выявлено, что:

повышается роль государства в развитии теории и практики защиты детства;

развивается нормативно-правовая база российской системы защиты детства;

обеспечивается роль семьи в создании благоприятного климата для разностороннего развития детей в защите их законных прав и интересов;

повышается роль всех форм детских учреждений в формировании у воспитанников гражданских качеств, в пропаганде прав и обязанностей детей перед обществом, в их профессиональной ориентации и социальной защите при вступлении в самостоятельную жизнь;

активизируется работа с детьми из группы социального риска - из неблагополучных семей, склонных к девиантному поведению.

К сожалению, как показывает обсуждение этой проблемы, слабым звеном в ее решении является отсутствие механизмов реализации этих законов.

Так, М.А. Галагузова, В.А. Шеланков предлагают определиться, от чего следует защищать ребенка, и какие действия могут быть квалифицированы как физическое или психическое насилие.

На основании проведенного нами микроисследования, в котором принимали участие более 800 учащихся, 160 учителей и 300 родителей города Тюмени, были получены следующие данные (табл.1).

Таблица 1. Формы проявления различных нарушений прав ребенка в общеобразовательной школе

Виды насилия

Проявления насилия в% к общему числу респондентов по классам

Начальная школа

Основная школа

Старшая школа

Физическое оскорбление

24,1

12,2

2,4

Словесное оскорбление

48,0

64,2

6,3

Публичное унижение

68,7

17,3

1,6

Коллективное обсуждение с унижением достоинства личности

62,0

53,1

2,0

Шантаж

80,4

73,2

56,0

Наказание трудом

87,2

85,0

6,5

Во многих трудах классиков педагогики указано на те негативные последствия для человеческих качеств школьников, которые возникают в результате указанных актов насилия (Козлова А.Г. Левитан К. М)

Негативные последствия на развитие детей и подростков оказывают современные тенденции в жизнедеятельности людей, связанные с ростом социальной нестабильности, экономическими и правовыми проблемами переходного периода в развитии России. "Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие, бедность, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие", - отмечает С.Ф. Дармодехин.

По мнению С.Ф. Дармодехина "целесообразно сформировать новую концепцию правового регулирования воспитания и развития детей во всех основных сферах их жизнедеятельности (семья, школа, микрорайон, трудовая деятельность); разработать, исходя из этой концепции, основы законодательства; создать систему социально-правовой экспертизы решений органов власти с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность людей".

В связи с тяжелой социально-экономической ситуацией происходит рост числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Материалы проверок прокуратуры, информация органов государственной власти, уполномоченного по правам человека в РФ, сообщения СМИ свидетельствуют, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция значительного увеличения количества нарушений прав, свобод и законных интересов детей. Нарушаются основополагающие права детей: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, жилище, образование, охрану здоровья и медицинскую помощь и т.д. Имеются факты нарушения прав детей, находящихся в государственных детских учреждениях. Нарушаются права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдении отражает изменения в государственной политике России, касающиеся проблем детства.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать