Теоретические основы развития познавательных интересов средствами компьютерной техники
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Глава 1 Теоретические основы развития познавательных интересов средствами компьютерной техники
- 1.1 Анализ особенностей развития познавательных интересов средствами компьютерной техники
- 1.1.1 Понятие интереса в психологии. Основные характеристики
- 1.1.2 Применение компьютерных технологий в образовательном процессе
- 1.1.3 Теоретическое обоснование влияние компьютерной техники на развитие познавательных интересов у обучающихся
- 1.2 Общая характеристика Чебаркульского профессионального училища
- 1.2.1 Анализ хозяйственной и учебно-воспитательной деятельности Чебаркульского профессионального училища
- 1.2.2 Анализ наличия студентов Чебаркульского профессионального училища за 2002...2004 годы
- 1.2.3 Материально-техническая оснащенность Чебаркульского профессионального училища
- 1.2.4 Анализ фондов Чебаркульского профессионального училища
- 1.3 Модернизация кабинета по дисциплине «Спецтехнология»
- 1.3.1 Общие положения модернизации кабинета
- 1.3.2 Требования к планировке и оборудованию учебных кабинетов
- 1.3.3 Обоснование модернизации кабинета «Спецтехнология»
- 1.4 Безопасность труда
- 1.4.1 Общие требования к безопасности труда
- 1.4.2 Санитарно-гигиенические требования к кабинету
- 1.4.2.1 Требования к параметрам микроклимата
- 1.4.2.3 Техника безопасности при работе на компьютере
- 1.4.4 Пожарная безопасность
- 1.4.5 Инструкция по охране труда для обучающихся и преподавателей при работе в кабинете «Спецтехнология»
- 1.5 Экономическое обоснование работы
- 1.5.1 Расчет коэффициента использования учебного времени
- 1.5.2 Определение уровня научной организации труда модернизируемого кабинета
- 1.6 Технология проектирования урока
- 1.6.1 Понятие и структура педагогического процесса
- 1.6.1.1 Целеполагание в деятельности педагога
- 1.6.1.2 Принципы целостного педагогического процесса
- 1.6.1.3 Содержание педагогического процесса
- 1.6.1.4 Методы педагогического процесса
- 1.6.1.5 Педагогические средства обучения
- 1.6.1.6 Педагогические формы, как способ организации процесса обучения
- 1.6.2 Методика проведения урока
- 1.6.2.1 Методика изложения учебного материала
- Выводы по главе 1
- 2 Экспериментальная работа по выявлению влияния педагогических условий на процесс развития познавательных интересов у обучающихся в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология» в Чебаркульском профессиональном училище
- 2.1 Анализ исходного состояния познавательного интереса у обучающих в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология»
- 2.2 Экспериментальная проверка влияния педагогических условий на развитие познавательных интересов у обучающихся в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология»
- 2.3 Результаты экспериментальной работы
- Выводы по главе 2
- Заключение
- Библиографический список используемой литературы
- Приложения
Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило применение комплекса методов, включающего: анализ литературы по проблеме исследования, в том числе ее ретроспективный обзор; анализ государственного стандарта среднего профессионального образования, а также программ общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и учебно-дидактических комплексов к ним; диагностические методы (анкетирование, опрос, беседа); педагогический эксперимент; параксиметрические методы (анализ результатов, продуктов деятельности обучающихся и преподавателей); методы математической статистики.
База исследования. Эксперимент проводился на базе ПУ № 12 г. Чебаркуля Челябинской области. В экспериментальной работе приняли участие 45 человек
Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.
На первом этапе (2003-2004 гг.) - диагностическом - в процессе изучения литературы по данной проблеме, анализа работы ПУ № 12 г. Чебаркуля, были выявлены показатели, ведущие к снижению познавательных интересов у обучающихся, что позволило сформулировать проблему и тему исследования, определить его цель, задачи и рабочую гипотезу.
На втором этапе (2004 г.) - поисково-констатирующем, проводилось теоретическое изучение психологических, социологических и педагогических подходов к пониманию познавательных интересов обучающихся; выявлялись на теоретическом уровне педагогические условия познавательных интересов обучающихся техникума средствами компьютерной техники.
Данный этап явился также периодом осуществления эксперимента: беседы, анкетирование студентов 3-его курса; обработка анализов результатов проведенной работы. Результатами данного этапа были выводы о состоянии исходного уровня познавательных интересов обучающихся ПУ № 12 г. Чебаркуля и построение гипотетических педагогических условий для их успешного развития.
На третьем этапе (2005 г.) - контрольно-проектном, осуществлялись итоговая проверка эффективности влияния педагогических условий на развития познавательных интересов средствами компьютерной техники обучающихся ПУ № 12 г. Чебаркуля в процессе изучения предмета «Спецтехнология»; оформление теоретических положений и экспериментальных выводов, разработка и внедрение программы развития познавательных интересов обучающихся ПУ № 12 г. Чебаркуля, а также определялись перспективы дальнейшей работы над проблемой.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается адекватностью его цели, выделенным предмету и задачам, научно-методическим обеспечением эксперимента, систематической проверкой результатов экспериментальной работы, репрезентативностью эмпирических данных, обработкой результатов эксперимента методами математической статистик.
К научной новизне исследования можно отнести следующее: выявлено, теоретически обосновано и экспериментально проверено влияние компьютерной техники на развитие познавательных интересов обучающихся в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология».
Практическая значимость исследования заключается в использовании результатов исследования в ходе преподавания предмета «Спецтехнология».
Глава 1 Теоретические основы развития познавательных интересов средствами компьютерной техники 1.1 Анализ особенностей развития познавательных интересов средствами компьютерной техники 1.1.1 Понятие интереса в психологии. Основные характеристикиИнтерес-это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность - во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес ознакомиться с ним. Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Когда интересы не получают пищу или их нет, жить скучно. В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познаниям, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учеником на уроке.Более высоким уровнем его является интерес к познаниям существенных свойств предметов и явлений, составляющих более глубокую часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. На этом уровне интерес находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Эта стадия, как показали исследования, характерны для младших подростков, которые еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и в глубь вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в изучении.Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причино-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. На этом уровне в учебном процессе особенно ощутимы движение ученика, который обнаруживает не только схватывание общего смысла, но и глубокое опосредование осознание самых важных, существенных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику явлений, обнаруживать глубокий интерес к познанию закономерностей.Указанные уровни интереса довольно общо рисуют нам тенденции его развития. В реальном процессе путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется более сложными и тонкими взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой. Но при всем этом в каждый данный момент учитель все же может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится школьник.В основе познавательного интереса лежит активность.Активность ребенка - это проявление потребности его жизненных сил, поэтому можно считать и предпосылкой и результатом его развития. Любая деятельность, осуществляемая человеком, приводит в активное состояние его физические и духовные силы.Деятельность - это активное состояние человека. Поэтому и активность школьника может быть выражена через различные виды деятельности: трудовую, познавательную, общественную и т. д. Проявления активности в определенных видах деятельности соответствуют их характеру и специфики. В одних случаях в большой мере выражена двигательная, физическая активность, в других - интеллектуальная, духовная. Однако оптимальным для развития личности нужно считать проявление всех форм активности в любой деятельности (сенсомоторной активности, например, в учении, интеллектуальной в труде, внесение и в труд, и в учение элементов общественной активности). Комплексное решение этой задачи способствует всестороннему развитию личности.Активность школьника развивается сопровождая весь процесс становления личности. Существенные изменения в активности отражаются и на деятельности, а развитие личности выражается в состояниях ее активности.Проявлением интереса обучающихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно удить по многим действиям.Вопросы ученика, обращенные к учителю более всего знаменуют познавательный интерес. Самостоятельно заданный вопрос выражает поиск, активное стремление найти первопричину. Инертный, равнодушный к учению ученик не задает вопросов, его интеллект не тревожит нерешенные вопросы.Стремление обучающихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроках вопросов, в дополнениях, в поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения.Активное оперирование приобретенным багажом знаний и умений.Стремление поделиться с другими новой свежей информацией, подчерпнутой из различных источников за пределами обученияПсихолого-педагогические исследованиями зафиксированы различные ее уровни. Применительно к школьнику зафиксировано три уровня его активности:— репродуктивно-подражательная активность, при которой опыт деятельности накапливается через опыт другого. Усвоение образов сопровождает человека всю жизнь, но уровень собственной активности личности здесь недостаточен.— поисково-исполнительная активность представляет более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне нужно принять задачу и самому отыскать пути ее выполнения.— творческая активность являет собой высший уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, а пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.Репродуктивно-подражательная активность - генетически более ранняя и элементарная форма проявления активности. Ее проявления у детей вполне естественны и даже необходимы, хотя в психолого-педагогических не подвергают ее основательному анализу, высказывая тем самым пренебрежение. Однако, справедливости ради нужно сказать о том, что для развития школьников она имеет определенную ценностьДело в том, что активность как проявление социальных свойств человека черпает свои энергетические ресурсы не только из функциональных особенностей нервной системы, но и из социальных форм существования. Именно эта зависимость внешнего и внутреннего и проявляется в активности личности. Приобретение самостоятельного опыта действования приходит не сразу, а через освоение опыта других. В теории Л.С. Выгодского о зоне ближайшего развития ребенка заключен значительный научный потенциал для анализа глубокого и сложного вопроса о подражательной активности ребенка.Страницы: 1, 2