Технология вязания

Технология вязания

ВВЕДЕНИЕ

Ручное вязание на спицах -- один из древнейших и интереснейших видов декоративно-прикладного искусства. В последние годы оно получило большое распространение, и это не случайно. Из клубка ниток можно сделать множество видов красивой и удобной одежды, преимущество которой бесспорно: она легка и удобна в носке, используется во все сезоны года. Вязаные изделия не только красивы и изящны -- они позволяют каждой женщине проявить вкус и фантазию. Вязаные вещи должны соответствовать моде, внешним данным человека. Подбор цвета нитей, выбор или создание узора, фасона и отделки изделия -- все это воспитывает чувство гармонии, красок, творческое отношение к любимому занятию, приносит радость.

И, наконец, заметим, что новые вязаные вещи могут рождаться из старых, выгоревших, вышедших из моды. Надоевшую кофточку можно распустить и превратить в клубок нитей, которые можно освежить или перекрасить. А затем из нескольких разноцветных клубков можно связать совершенно новое, модное платье, яркий свитер и даже костюм.

1. ПРЯЖА

Для вязания на спицах можно использовать различную пряжу. Обычно вяжут из шерстяных, полушерстяных, синтетических, хлопчатобумажных ниток, из шерсти домашнего прядения, из мохера.

Из шерстяной пряжи изделия хорошо носятся и при правильном уходе не теряют своей формы. Для вязания кофточек, платьев, жилетов берется тонкая шерсть, соединенная в 4--6 нитей. Спортивные вещи вяжутся из шерсти домашнего прядения или из толстой пряжи. Купленную в магазине пряжу не спешите перематывать в клубки. Прежде всего, выстирайте ее в тёплой воде при температуре 30--40° банным или детским мылом. Для этого мыло настругайте и растворите в 2--3 литрах воды, чтобы получилась мыльная пена, затем разбавьте ее теплой водой. Пряжу не следует тереть, ее нужно лишь слегка отжать руками. Можно применять и синтетические порошки. Можно использовать для вязания пряжу, бывшую в употреблении. Для этого изделие нужно распороть по швам, отделить карманы, воротник, рукава, полочки, спинку. Детали распускают, как правило, сверху вниз, от плеча. Изделие, вязанное с воротника (типа цельновязанного реглана), распускают снизу вверх.

Распуская старое изделие, нитки сматывают не в клубки, а в мотки, которые затем связывают в нескольких местах. Конец нити обязательно помечают какой-нибудь цветной полоской ткани.

1.1 ОЧИСТКА НИТОК

Шерсть стирают в воде при температуре не выше 40° способом прижатия и растягивания, чтобы она не распускалась и не сваливалась. От высокой или низкой температуры, от щелочей шерсть делается хрупкой и жесткой. Стирать можно в порошке или в растворе из детского мыла. Воду смягчают питьевой содой или нашатырным спиртом (2 столовые ложки на ведро воды).

Если при стирке пена исчезает, следует добавить еще дозу мыла или порошка, затем тщательно прополоскать, добавив уксуса. Вешать пасму следует за шнурок, прикрепив внизу небольшой груз.

1.2 ОТБЕЛИВАНИЕ ПРЯЖИ

После стирки белые нитки иногда приобретают серо-желтый оттенок. В таком случае их надо обработать 3-х процентным раствором перекиси водорода: на 1 литр воды берут 1 столовую ложку перекиси водорода и несколько капель нашатырного спирта. Нитки опускают на 20--30 минут в теплый раствор и доводят до кипения. А затем их следует хорошо прополоскать в теплой воде. Нитки можно отбелить и гидропиритом. Для этого гидропирит нужно растворить в горячей воде из расчета 5--6 таблеток на 100 г шерсти. На каждый литр воды, кроме того, добавить 1 чайную ложку нашатырного спирта. Вода должна полностью покрыть шерсть. В этом растворе шерсть должна находиться 5--6 часов. Раствор следует периодически подогревать, а шерсть переворачивать. Вынутую из раствора шерсть следует тщательно прополоскать и высушить.

1.3 ОКРАСКА ШЕРСТИ

Чисто выстиранные и хорошо прополосканные нитки готовы к крашению. Для того чтобы покрасить 300 г шерсти, обычно достаточно одной упаковки красителя, растворенного в половине ведра воды.

Краситель разводят в 0,5 л горячей воды и делят на три равные части. Одну часть красителя процеживают через двойной слой марли в ведро с водой и ставят на огонь. Когда раствор закипит, снять пену, тщательно размешать и погрузить в него предварительно смоченный моток шерсти. Помешивая шерсть, дать воде покипеть 3--5 минут. Затем шерсть вынуть из раствора, добавить в него вторую часть красителя, процеженного через двойной слой марли, и 1 столовую ложку уксусной эссенции, снять пену и снова погрузить шерсть и кипятить, помешивая в течение 3--5 минут.

Затем шерсть снова вынуть, добавить в раствор третью часть процеженного красителя и 1 столовую ложку уксусной эссенции, снова погрузить шерсть и довести до кипения. Кипятить в течение 20--30 минут, охладить в растворе, отжать, тщательно прополоскать, пока вода не станет прозрачной.

Процесс крашения большого количества шерсти тот же, увеличиваются лишь дозы составных частей.

1.4 ПОЛУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ЦВЕТОВ ПРИ КРАШЕНИИ ШЕРСТИ

В светлые тона окрашивается только белая пряжа.

Бледные цвета достигаются тем же красителем, что и интенсивные, только при этом берется малая доза. Для получения нужных оттенков можно в основной краситель добавить небольшое количество другого красителя.

Салатовый цвет: шерсть сначала окрашивают в бледно-голубой цвет. Через 3 минуты кипячения шерсть вынуть из раствора и переложить в другую посуду с кипящим раствором, приготовленным из 1/3 желтого порошка; кипятить в течение 3--5 минут. Если цвет шерсти будет недостаточно темным, то в первую емкость с голубым красителем добавить третью часть желтого порошка, прокипятить в течение 3 минут и переложить в другую емкость с желтым красителем, не добавляя туда краски. Если шерсть достигнет желаемого цвета, то ее следует сразу вынуть из второго сосуда, а если нет, то оставить в растворе до полного охлаждения.

Салатовый цвет можно получить также из смеси слабого раствора зеленой и желтой красок или лимонной и цвета электрик.

Цвет молодой зелени можно получить из 4 пакетов зеленой краски и полпакета желтой.

Зеленый цвет -- в равных долях берутся желтая и васильковая краски. Цвет бордо. Берут три пакета бордо и 1 пакет пунцовой краски; каждую растворить отдельно, затем слить вместе и кипятить 20--25 минут.

Вишневый цвет. 3 пакета бордо соединяют с 1/5 частью пакета фиолетовой краски (можно синей).

Каралловый цвет получают путем добавления в пунцовую краску желтой. Оранжевый цвет -- это сочетание слабого малинового и ярко-желтого цветов, или смешиваются красная и желтая краски.

Малиновый цвет -- это 98% красного и 2% василькового цвета. Терракотовый цвет можно получить из 1/3 пакета коричневой и 2/3 пакета оранжевой красок.

Розовый цвет получается из слабого раствора пунцовой краски. Беж: подготовить раствор из 1/3 части порошка коричневого цвета, небольшого количества желтой и крупицы малиновой краски. Шерсть кипятить 3--5 минут. Этот же цвет можно получить из индийского чая. Для этого 50 г индийского чая второго сорта заварить в 0,5 л кипятка, дать настояться, затем слить. 100 г чая можно окрасить 400 г шерсти; уксус и соль не добавлять.

Серый цвет получают из очень слабого раствора (на кончике ножа на полведра воды) черной краски, предназначенной для крашения шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Серо-голубой цвет. Черную краску (на кончике ножа) развести и в этот раствор добавить крупицу краски василькового цвета.

Фрез (грязно-розовый) достигается путем добавления в розовую краску крупицы черной.

Перванж (пастель). В голубую краску добавить крупицу черной.

Черный цвет. К порошку черной краски добавить 1/3 часть порошка зеленой краски.

2. СПИЦЫ

Спицы являются основным инструментом для ручного вязания. Они бывают стальные, алюминиевые, пластмассовые, на леске или с гбким тросом не меняют

своей формы. Эти качества стальных спиц являются незаменимыми, потому что даже малейшие шероховатости и царапины надламывают ворсинки ниток, из-за этого вязаное полотно становится менее прочным и пушистым и, естественно, приобретает некрасивый вид.

Легки в работе алюминиевые спицы, но они гнутся и быстро окисляются, вследствие чего пачкают пряжу и руки. Поэтому они применяются главным образом для вязания изделий из темной шерсти.

Концы спиц должны быть умеренно острыми. Очень острые спицы расщепляют нить и поэтому затрудняют вязание; тупые же растягивают петли и замедляют работу. Спицы различают по номерам; номер спицы соответствует ее диаметру в миллиметрах. Надо иметь набор спиц диаметром от 1 до 6 мм, через полмиллиметра. Более тонкая пряжа требует и более тонких спиц. Обычно спицы подбирают так, чтобы их диаметр был примерно в 1--1,5 раза больше толщины ниток.

2.1 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ СО СПИЦАМИ

В процессе работы со спицами следует соблюдать следующие правила:

правильно сидеть, прижимаясь спиной к спинке стула;

спицы держать на расстоянии 30-- 45 см от глаз:

работать должны кисти, а не локти рук;

вести счет движениям;

уметь схематически изображать свою работу;

движения рук и спиц производить плавно, в одном ритме;

клубок ниток должен вовремя работы лежать так, чтобы нитка разматывалась свободно и постепенно;

незаконченную работу и нитки беречь от загрязнения в корзинке, коробочке, мешочке;

в конце работы к клубку прикалывать рабочую нить;

соблюдать гигиену рук;

в вечернее время свет должен падать только на работу;

скорость вязания зависит от правильных приемов.

3. НАЧАЛО ВЯЗАНИЯ

Пальцы от конца спицы должны быть на расстоянии 1--1,5 см от края.

Спицы следует держать большим и средним пальцем с боков спицы.

Указательный палец находится поверх спицы.

Безымянный и мизинец -- под спицами.

Упругость вязки зависит от расположения указательного пальца правой руки на спице и от натяжения рабочей нити в среднем пальце левой руки.

3.1 НАБОР ПЕТЕЛЬ

Из рабочей нити делают петли. Конец ее оставляют из расчета 6-- 8 мм на 1 петлю тонкой шерсти и 12--15 мм на 1 петлю толстой шерсти.

В петлю вводят большой и указательный пальцы левой руки. Двумя спицами правой руки поднимают изнутри рабочую нитку, находящуюся между большим и указательным пальцем левой руки. Таким же образом поступают и с рабочей ниткой, находящейся вокруг большого пальца.

Затем спицы накладывают на нитку, идущую от указательного пальца, и протягивают спицы в петлю, образованную большим пальцем. Вначале на спицы набираются две петли, а затем набор петель производится по одной.

3.2 НАБОР ПЕТЕЛЬ НАЧАЛЬНОГО РЯДА

Любая вязка начинается с набора петель начального ряда. Начальный ряд, являясь основой для вывязывания следующего, первого ряда, образует одну из кромок вязаного полотна -- чаще всего нижнюю. Чтобы эта кромка была ровной и достаточно прочной, надо научиться хорошо набирать петли.

Спицы нужно держать на расстоянии 30--45 см от глаз, движение рук и спиц производится плавно, в одном ритме.

3.3 ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЯЗАНИЯ

Первая петля в 1-ом ряду провязывается налицо, а в последующих рядах снимается.

Последняя петля каждого ряда провязывается налицо.

Первая и последняя петли в рисунок не входят и в схемах не изображены.

Спицы должны быть толще нитки в 1--1,5 раза.

3.4 ВЯЗАНИЕ ЛИЦЕВОЙ ПЕТЛИ

3.4.1 ПЕРВЫЙ СПОСОБ

Берем в левую руку спицу с набранными петлями. Нитку, идущую от клубка, набрасываем на указательный палец левой руки, пропускаем под средним и прижимаем.

В правую руку берем свободную спицу, вводим в петлю слева направо, оттягиваем верхнюю ножку петли, подхватываем рабочую нитку на указательном пальце левой руки и протягиваем ее к себе между передней и задней ножкой.

Указательным пальцем правой руки подталкиваем левую сицу и снимаем с нее первую образовавшуюся лицевую петлю на правую спицу и так вяжем до конца ряда. Во втором ряду первую петлю снимаем на правую спицу, т. е. вводим правую спицу между ножек в стык со спицами. Рабочую нить переводим на тыльную часть работы. Далее вяжем петли за верхнюю ножку. При выполнении образца лицевыми петлями по лицу и изнанке работы получаем платочную вязку.

3.4.2 ВТОРОЙ СПОСОБ

Спица с набранными петлями находится в левой руке. Свободная спица в правой руке." Нить от клубка находится на указательном пальце левой руки.

Конец правой спицы ввести в середину первой петли. Справа налево за спицей, то есть за нижнюю дольку, расположенную на левой спице, захватываем рабочую нить с указательного пальца и протягиваем ее через эту петлю, образуя новую петлю. Эта новая петля остается на правой спице. Вязать до тех пор, пока все петли с левой спицы будут сброшены, а на правой образуется столько же новых лицевых петель.

Лицевые петли, связанные за нижнюю дольку, менее эластичны. Поэтому такой способ провязывания лицевой петли обычно применяется для вязания плотных полотен.

Лицевая петля, провязанная за нижнюю дольку, называется еще «бабушкина» или скрещенная.

3.5 КАК ЗАКАНЧИВАЮТ РАБОТУ

Первый способ. Одну петлю снять, вторую провязать лицевой вязкой. Левой спицей оттянуть первую петлю на правой спице и протянуть вторую петлю в первую. Следующую петлю провязать изнаночной вязкой и так же протягивать, т. е. надевать вторую на третью, и т. д.

Второй способ. С левой спицы первую петлю снять на правую спицу. Рабочую нить перебросить на тыльную сторону работы. Петлю, которую только что надели на правую спицу, надевают на левую, т. е. возвращают ее назад и провязывают ее совместно со следующей лицевой вязкой вместе за задние ножки. От этих двух петель образуется на правой спице одна петля. Ее опять надевают на левую спицу и провязывают совместно со следующей лицевой вязкой и так далее, пока не будут закрыты все петли детали.

3.6 РОВНЫЙ КРАЙ

Каждый ряд выполняемой детали начинается и заканчивается одной крайней петлей. В начале ряда после набора петель первая крайняя петля провязывается лицевой петлей, в последующих рядах первая петля снимается не провязанной на правую спицу (рабочая нить находится перед спицей, как при выполнении изнаночной петли). Последняя петля каждого ряда провязывается лицевой петлей. Этот ровный край очень удобен при сборке готовой вязанной вещи, детали которой пришиваются друг к другу.

3.7 РАППОРТ

Комбинируя лицевые и изнаночные петли и накиды, можно получить множество различных вариантов плотных, ажурных и рельефных вязок. Каждый рисунок вязки заключает в себе определенное количество петель, провязанных в определенной комбинации. Такая комбинация петель, повторяющая часть узора вязания, называется РАППОРТОМ рисунка. У каждого рисунка вязки есть свой раппорт, каждому раппорту соответствует определенное количество петель. Рисунки бывают легкие по своему раппорту и сложные. Раппортом рисунка считается та часть узора, повторение которой создает общий вид рисунка вязки.

Например: раппорт резинки 2:2 = 4 петли (2 лицевые, 2 изнаночные) или (6 изнаночных, 3 лицевые, 3 изнаночные), 3 изнаночные; раппорт рисунка равен 12 петлям + 3 петли за скобкой для симметрии.

При описании рисунков раппорт выделяют скобками или звездочками. Это означает, что заключенная между скобками или звездочками комбинация петель (раппорт) повторяется на протяжении всего ряда. Петли, которые указаны до скобок или после них, надо провязать только один раз в начале или в конце ряда. Крайние петли в любом образце и детали изделия прибавляются к общему рассчитанному числу петель и далее в описании не участвуют. Их, как правило, берут для образования ровного края изделия.

3.8 ВЯЗАНИЕ ИЗНАНОЧНОЙ ПЕТЛИ

3.8.1 ПЕРВЫЙ СПОСОБ

Берем в левую руку спицу с набранными петлями. Нитку, идущую от клубка, набрасываем на указательный палец левой руки, пропускаем под средним и прижимаем. В правую руку берем свободную спицу и провязываем первую петлю лицевой. Затем набрасываем рабочую нитку поверх спицы. Правую спицу вводим впереди между двух ножек петли и верхнюю ножку оттягиваем на себя. Указательным пальцем правой руки придерживаем рабочую нитку и верхнюю ножку петли. Правой спицей покрываем рабочую нитку сверху, тянем ее вниз и выводим ее между двух ножек движением от себя. Указательным пальцем правой руки подталкиваем левую спицу и переснимаем с нее первую образовавшуюся изнаночную петлю на правую спицу и т. д.

Во втором ряду первую петлю снимаем на правую спицу, следующие вяжем так же. При провязывании образца изнаночными петлями по лицу и изнанке работы получаем платочную вязку.

3.8.2 ВТОРОЙ СПОСОБ («бабушкина петля»)

При вязании этим способом образуется короткая нерастянутая петля. Поэтому рекомендуется применять его, когда нужны плотные узоры, например, чулочная вязка.

Ровную красивую чулочную вязку дает провязывание лицевой петли за нижнюю дольку, а изнаночную петлю при этом вяжут вторым способом. Рабочую нить набрасываем на спицу так, чтобы она легла справа от первой петли. Под рабочую нить справа налево вводим правую спицу в первую петлю. Подтягиваем подхваченную петлю вправо к краю левой спицы так, чтобы нить оказалась слева от первой петли.

Правой спицей захватываем рабочую нить и вытягиваем ее от себя через петлю, получая новую изнаночную петлю. Если вязать лицевые петли за верхние дольки, а изнаночные вторым способом, то получатся скрещенные петли.

3.9 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ ВЯЗАНИЯ

Плотность вязания трикотажного полотна определяют по вертикали и по горизонтали.

Плотность вязания по вертикали -- это число рядов на 1 см. В ручном вязании эту величину лучше выражать не числом рядов, а количеством кромочных (1 кромочная равняется 2 рядам.). Их считать намного легче и быстрее, чем ряды.

Плотность вязания по горизонтали -- это число петель в 1 см полотна. Приступая к вязке изделия, прежде всего нужно определить, какое количество петель надо набрать для выполнения данной вещи или детали, количество петель зависит от толщины спиц, шерсти и от плотности вязки. Выбрав модель, приготовьте выкройку, пряжу и спицы. Но не торопитесь приступать к вязанию. Сделайте еще одну немаловажную предварительную работу: приготовьте контрольный образец.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать