Уроки внеклассного чтения в начальной школе
p align="left">Когда самостоятельное чтение окончено, целесообразно сначала выслушать слабых учащихся, определявших примерное содержание произведения по заглавию и иллюстрациям. Надо похвалить тех, кто старался и дал мотивированный связный ответ. Затем, в процессе беседы по прочитанному, рекомендуется отмечать всех, кто работал внимательно, добросовестно. Вообще следует помнить, что положительные эмоции при самостоятельной работе с книгой в начале обучения играют решающую роль и их надо использовать как можно полнее.

Самостоятельный выбор и чтение незнакомой книги предполагает умение обращаться с любой доступной книгой, т.е. ориентироваться в ней, отыскивая нужное художественное произведение. Все это необходимо начинающему читателю и должно систематически отрабатываться на уроках внеклассного чтения во втором полугодии.

Например, в начале третьей четверти учащимся для самостоятельной работы может быть предложена книга В. Осеевой «Три сына». Уже в то время, когда учитель раздает книгу, первоклассники прошедшие подготовительный этап обучения, стазу же начинают ее рассматривать.

Одну-две минуты учащиеся рассматривают новую книгу. Затем учитель спрашивает:

Кто автор этой книги?

Как она называется?

О чем рассказывается в этой книге?

Как об этом можно догадаться?

Далее детям указывается, какое произведение из книги надо прочитать, и о ней, найдя его в книге, сразу же приступают к чтению.

Как следует из примера, в первый раз подобная работа проводится под руководством учителя. В дальнейшем учащиеся знакомятся с новой книгой, которую будут читать на уроке, все более и более самостоятельно выбирают ее среди других книг, а учитель лишь наблюдает за ходом работы и вносит в него необходимые коррективы.

В четвертой четверти беседу, завершающую самостоятельное рассматривание книги, можно совмещать с беседой, завершающей ее самостоятельное чтение.

Из урока в урок учащиеся овладевают умением сначала читать с доски, а потом самостоятельно находить и записывать название книги, с которой работают по той форме, как это принято на простейшей каталожной карточке.

Когда учащиеся овладеют простейшими понятиями и умениями, учитель может предлагать им и более трудные задачи. Например, у доски до уроков выставляются 4 книги: «Телефон» К. Чуковского; « Сказки в картинках» В. Сутеева; « Детки в клетке» С. Маршака; « Как я отличился» К. Киршиной. Дети на перемене просматривают эти книги. На уроке перед первоклассниками ставится задача - выбрать книгу для чтения вслух. Условия задачи: а) книга повествует о людях и их делах; б) в книге помещены отдельные рассказы; в) фамилия автора книги на уроках внеклассного не упоминалась. Какая эта книга?

Чтобы решить задачу, первоклассники должны применить на практике все полученные ранее знания и умения: найти и прочесть названия книг; вспомнить, книги каких авторов им уже знакомы; определить по внешним приметам примерное содержание и даже жанр произведений в каждой книге и выбрать одну, нужную. Учителю важен не столько правильный ответ, сколько мотивировка его, ход рассуждений, логика выбора.

Такого рода практические задачи, направленные на формирование у учащихся опыта читательской самостоятельности, решаются на уроках внеклассного чтения во втором полугодии постоянно, занимая, однако не более 3-5 минут.

Все отмеченные выше особенности, органически включаясь в структуру урока внеклассного чтения, придают обучению ту целенаправленность и специфику, которая обеспечивает успех.

План урока

Чтение рассказа учителем.

В начале урока учитель предупреждает детей, что сейчас будет читать вслух рассказ, название которого написано на доске. Дети читают запись, анализируют, что, где и как записано, после чего учитель читает им избранный рассказ без предварительной беседы.

Вопросы по прочитанному:

О чем этот рассказ?

Какой вы представляете себе кошку Маруську?

Что вы о ней можете сказать?

А каков ее хозяин Никита Иванович? Что вы думаете о нем?

Веселый это рассказ или грустный?

Отчего же все смеялись?

Самостоятельная работа первоклассников с незнакомой книгой.

Учащимся раздается книга В. Осеевой « Три сына». Под наблюдением учителя дети рассматривают обложку книги, находят и читают заглавие, фамилию автора, перелистывают книгу, высказывают предположения о ее возможном содержании; кто-то из сильных учащихся читает вслух обращение Валентины Александровны к начинающим читателям (учитель говорит, что так надо знакомится с любой новой книгой).

Затем дети самостоятельно находят в книге сказку « Кто всех глупее» и про себя читают ее. Сильным учащимся, когда они прочитают сказку, для самостоятельного чтения предлагается дополнительно стихотворение А. Барто «Уехали» и задание: приготовится читать стихотворение выразительно, подумать, о чем оно.

Вопросы по прочитанному:

О чем сказка?

Кто в сказке лучше всех? Почему?

Отчего глупее всех Ваня?

А про кого в сказке вы так ничего и не узнали? Почему?

Нет ли в этой книге других знакомых вам рассказов и сказок? А какие еще произведения В. Осеевой вы знаете? В каких книгах вы с ними встречались?

Сопоставительная беседа по прочитанному.

О дин из сильных учащихся выразительно читает стихотворение А. Барто « Уехали». Класс слушает. Затем учитель вывешивает на доску иллюстрированные карточки прочитанных на уроке художественных произведений и начинает заключительную беседу:

Сегодня мы прочитали рассказ, сказку и стихотворение. Они написаны разными писателями. И называются по-разному. И все-таки подумайте и ответьте:

Чем они похожи?

Чем отличаются?

Какое из них вам особенно понравилось? Почему?

Задание на дом: расскажите родителям о том, что прочитали в классе. К тому, что особенно понравилось, нарисуйте картинки; поищите и принесите в класс новые рассказы, стихи, сказки о животных и людях.

Итак, в целом на уроке внеклассного чтения во втором полугодии предусматриваются следующие виды работы: чтение учителем вслух небольшого художественного произведения; практическая работа учащихся с незнакомой книгой; беседа, позволяющая учителю выявить и сопоставить качество восприятия первоклассниками художественного произведения на слух и путем самостоятельного чтения; привлечение прежнего читательского опыта и знаний, которые накоплены первоклассниками к данному уроку; организация индивидуальной и массовой внеурочной работы учащихся с книгой на очередной неделе.

1.4 Планирование уроков внеклассного чтения

Всю учебно-воспитательную работу по внеклассному чтению - сразу на полугодие или на четверть - планирует учитель. Изучив фактический книжный фонд, которым класс будет располагать к моменту занятий, учитель, прежде всего, намечает тематику уроков внеклассного чтения и отбирает художественные произведения для чтения вслух, а также детские книги, с которыми учащиеся будут работать самостоятельно. Если учитель пользуется примерным типовым планированием, опубликованным в журналах, в пособиях, он должен иметь в виду возможность замены одних рекомендуемых книг другими. Исходя из реальных условий работы, учитель может заменять и темы уроков внеклассного чтения.

Однако, планируя темы уроков, следует позаботиться о том, чтобы круг произведений и книг, с которыми учитель предполагает знакомить первоклассников, как можно полнее отразил разнообразие доступных детям семи лет книжных богатств в соответствии с психолого-педагогическими особенностями и возможностями младших школьников и требованиями программы. Намеченная учителем система уроков внеклассного чтения составит тот стержень, вокруг которого сформируется индивидуальная, групповая и массовая деятельность учащихся в связи с чтением.

Наиболее эффективными формами массовой внеурочной работы с книгой являются: 1) коллективное составление книжной выставки по теме урока; 2) групповое инсценирование прочитанного, постановка живых картин; 3) игры по материалам самостоятельно подобранных детьми загадок, стихов; 4) разучивание литературных игр; 5) просмотр и обсуждение после урока кинофильма по сюжету одноименного литературного произведения; 6) коллективное изготовление игрушек, экскурсии в библиотеку, утренники в связи с самостоятельным чтением, завершающие работу в конце четверти и учебного года.

Глава 2. Внеклассное чтение во втором классе

На уроках внеклассного чтения во втором классе все три ступени читательской деятельности каждый ученик приучается проходить сам, без непосредственной помощи учителя, опираясь главным образом на знание книг, умения в них ориентироваться, и, разумеется, на знания, умения и навыки, полученные на уроках классного чтения и родного языка.

2.1 Организационно-методическая структура урока внеклассного чтения во втором классе

Решение задач по ориентировке в книгах.

Чтение учителем художественного произведения вслух.

Беседа-рассуждение о прочитанном.

Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать.

Чтение учащимися названного учителем произведения про себя.

Выявление и оценка качества самостоятельного чтения-рассматривания книги.

Рекомендации ко внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю.

Основная закономерность, преследуемая учителем в течение года - это чтение учителем художественного произведения из книги, в которой дети уже самостоятельно сориентировались методом чтения-рассматривания до начала урока.

Части урока можно менять местами, но последовательность и сущность учебной работы в пределах каждой части нарушать нельзя.

Учебный материал к урокам внеклассного чтения в первой четверти в целом как бы повторяет весь доступный учащимся круг чтения, с которым дети познакомились в первом классе или подготовительной группе детского сада. Но теперь учащиеся приступают к освоению этого учебного материала как полноценные читатели. Самостоятельно они читают сначала в основном стихи (их технически легче читать), а за тем короткие сказки и рассказы. Задача учителя - всемерно облегчить учащимся первые шаги в самостоятельном чтении детских книг. Именно по этому для самостоятельного чтения второклассникам предлагаются на выбор произведения разного объема.

Организуя самостоятельное чтение детских книг учащимися, учитель руководствуется следующими правилами.

Индивидуальная встреча каждого ребенка с книжкой на уроке внеклассного чтения всякий раз должна воссоздавать ситуацию непроизвольного интереса, т.е. ребенок не должен знать заранее какую книгу он получит от учителя на уроке. Тогда книга будет вызывать у него вопросы: « Знаю я тебя или нет?», « О чем ты?..» И он, естественно, будет осуществлять первую ступень самостоятельной читательской деятельности - думать над книгой до чтения, с помощью книги самостоятельно настраиваться на полноценное восприятие ее содержания.

Чтобы непроизвольный интерес, с которым связано появление новой книжки на уроке, в ходе учебно-воспитательной работы с ней не угасал, а усиливался, учитель, раздавая книги детям должен действовать быстро и четко:

- до урока разложить книжки-малышки в стопки по количеству рядов в классе, причем в каждой стопке должно быть столько книг, сколько учащихся сидит в том ряду, для которого стопка предназначена;

на уроке вызвать к столу по одному ученику с последней парты каждого ряда, вручить им стопки книг и поручить, возвращаясь на свое место, раздавать книги детям из своего ряда, а последнюю взять себе и сесть за парту работать;

всем остальным детям объяснить, что, как только книга получена, надо сразу же приступить к ее чтению-рассматриванию, не ожидая никаких дополнительных указаний.

Каждый ребенок должен знать, что во время самостоятельной работы с детской книгой нельзя мешать соседям. Надо учиться самостоятельно заниматься с книгой (рассматривать ее, читать или перечитывать указанное учителем произведение или даже какое-то новое по собственному выбору, если в книге их несколько и осталось свободное время и т. д.) до того момента, пока учитель не предложит всем перейти к коллективной работе.

Порядок проведения коллективной работы (беседы-дискуссии, завершающей индивидуальное чтение-рассматривание новой книги каждым ребенком) также должен способствовать выработать у учащихся привычки самостоятельно выделять те моменты, которые помогают читателю проверить правильность своего восприятия содержания книги в процессе ее чтения и тогда, когда самостоятельное чтение закончено. Эти моменты определяются следующими вопросами:

Какую книгу я читал?

Как она называется? Что я о ней могу сказать?

Как называется произведение?

О ком шла речь в произведении? Всех ли я помню?

Кого из них можно увидеть в книге? Где? Что он тут делает?

Когда, в какое время года и (или) суток происходит действие? Где? Откуда я это узнал? (Из текста или иллюстраций).

Кто мне здесь нравится? Кто не нравится? Или: что запомнилось, показалось необычным, забавным? Почему? Как я объясню свое отношение? Что прочитаю, что покажу?

Перечисленные выше вопросы учитель не в коем случае не сообщает детям для заучивания и воспроизведения. Он сам руководствуется этими вопросами при построении коллективной беседы-дискуссии. Повторяя эти вопросы в строго определенном порядке из урока в урок, он постепенно дисциплинирует мышление учащихся-читателей.

Дети, действуя с прочитанной книгой по заданному учителем образцу, непроизвольно привыкают, завершив самостоятельное чтение, обдумывать прочитанное, руководствуясь определенной практически освоенной системой вопросов.

Упражнения по ориентировке в книге и в группе книг для второклассников в первой четверти преследуют две цели:

отработка умения определять примерное содержание книги до чтения по трем ее основным внешним показателям (фамилия автора, заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте). Эти показатели каждый ученик должен уметь самостоятельно выделять и сопоставлять;

формирование умения определять тему чтения на уроке путем сопоставления книги, которую читали и рассматривали с учителем, и книги, которую читали и рассматривали самостоятельно.

Определение темы чтения путем сопоставления книг, с которыми дети познакомились на уроке, как и предопределение содержания любой незнакомой книги во втором классе проводится детьми индивидуально, а результаты учебной деятельности проверяются в процессе коллективной работы под руководством учителя.

2.2 Планирование учебных материалов и особенности обучения во второй четверти

Итак, учебный материал к урокам внеклассного чтения во второй четверти снова нацелен на усвоение детьми доступного круга чтения, систематизированного по темам: о Родине, о подвигах, о детях, о животных (о природе), о приключениях и волшебстве; особо выделены сказки и стихи. Но в отличие от первой четверти, когда осознание учебного материала шло на уровне связи «книга-тема», сейчас, во второй четверти, второклассники изучают доступный круг чтения, выделяя связи более высокого уровня: «книги-тема»; «тема-книги»; «автор-книги» и даже «автор-тема».

Упорядочение учебного материала по той или иной из указанных видов связи составляет сущность всех упражнений по ориентировке в группах книг, с них будет начинаться каждый урок внеклассного чтения. Однако следует иметь в виду, что никакое обобщение невозможно, если каждый раз, помогая детям решать конкретную задачу, поставленную в упражнении, учитель не будет самым тщательным образом отрабатывать с ними простейшую связь «книга-тема» в опоре на три основных внешних показателя содержания. Другими словами, предлагая детям намеченное уроком упражнение по ориентировке в группе книг, учитель непременно должен добиваться, чтобы каждая книга, включенная в упражнение, рассматривалась детьми внимательно по всем правилам, чтобы выводы о возможном содержании каждой книги обязательно подтверждалась ссылками на все три внешних показателя содержания и чтобы только после этого все книги, включенные в упражнение, сопоставлялись. Лишь в этом случае класс от урока к уроку будет продвигаться в читательском развитии, и обобщения, к которым придут учащиеся, окажутся не результатом интуиции наиболее подготовленных к чтению второклассников, а осознанным для каждого ребенка выводом из привычного типа индивидуальной читательской деятельности.

Сравнительно небольшой объем произведений, которые рекомендует учитель детям для самостоятельного чтения, и стабильность этого объема (0.5 - 1 страница) объясняются следующим: во второй четверти 12 -15 минут, отведенных на уроке внеклассного чтения для самостоятельного чтения-рассматривания новой книги, слабо читающие дети должны привыкнуть справляться с заданием в полном объеме, а хорошо читающие должны накопить новый опыт читательского поведения - находить в этой же книге и прочитывать в оставшееся время другие произведения, но уже по личному побуждению и в связи с индивидуальными интересами.

Книга во второй четверти в руках учителя выступает, как правило, в двух основных функциях, которые должны постепенно осваиваться и учащимися.

Во-первых, она, если в этом есть необходимость, помогает учащимся настраиваться на восприятие произведения, которое будет читать учитель.

Во-вторых, книга в руках учителя - надежный инструмент, который помогает перепроверить правильность восприятия содержания и углубить его. В этой своей функции она выступает в тех случаях, когда у учащихся есть минимальный запас образов для первоначального восприятия содержания произведения на слух, но текст произведения (слова, выражения, имена собственные) и иллюстрации (обстановка, окружающая героев, их одежда) дают возможность уточнить, обогатить, дифференцировать эти образы, соотнести их с определенным малознакомым детям местом (страной) и временем (эпохой) или осознать, оценить и еще раз пережить вместе с героем какие-то определенные чувства.

4. Литературные игры, с которыми учитель знакомит детей во второй четверти, строятся по типу простейшей викторины и разгадываются детьми по желанию в свободное от занятий время. Эти игры формируют у детей умение вспомнить героев, соотнести с книгой иллюстрацию, воспроизвести отрывки текста и т.п.

5. Как и в первой четверти, учитель побуждает детей к инсценированию известных им сказок, к постановке живых картин по литературным сюжетам, и дети постепенно привыкают к этой полезной и приятной форме проведения досуга.

Глава 3. Внеклассное чтение в 3 классе

К концу второго года обучения дети осваивают комплекс читательских умений, которые обеспечивают их готовность к самостоятельному чтению книг. Перейдя в третий класс, учащиеся проявляют интерес к детским книгам и положительное отношение к самостоятельному чтению; они читают со скоростью не менее 40-50 слов в минуту вслух и 45-60 слов в минуту про себя. За два предыдущих года дети успевают накопить достаточно емкий и широкий читательский кругозор, они знают книги о Родине, о подвигах, о детях, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве. Этот кругозор упорядочен. Восьмилетний читатель привык связывать любую книгу с автором и темой. Дети способны вспомнить, представить, назвать героев прочитанных произведений, узнать знакомые эпизоды и ситуации на иллюстрациях и по описанию воспроизвести по вопросам учителя или в опоре на иллюстрацию отдельные эпизоды и ситуации и правильно назвать книгу, в которой они описаны. Третьеклассник готов приступить к решению новой учебной задачи - освоению процесса самостоятельного выбора и чтения книг во внеурочное время по ориентирам, которые задает учитель.

3.1 О целях, задачах и специфике учебно-воспитательной работы с детской книгой

Принципиально цель внеклассного чтения в третьем классе не меняется: у учащихся по-прежнему должна выработаться привычка, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать доступные детские книги.

Содержание обучения составляет учебная деятельность детей (индивидуальная, групповая, коллективная) в доступном круге чтения с фондом конкретных детских книг.

Усложнение процесса обучения в третьем классе происходит главным образом за счет организационной перестройки этой деятельности, а именно:

учащиеся самостоятельно выбирают и читают детские книги без наблюдения учителя - вне класса (т.е. их самостоятельное чтение в буквальном смысле впервые становится внеклассным);

основной учебный материал (конкретные детские книги), который анализируется на уроке внеклассного чтения, как и всегда, определяется реальным книжным фондом, в котором действуют дети. Таким образом, учитель должен быть готов организовать на уроке учебно-воспитательную работу не только с заранее им отработанными книгами, но и с теми, которые по заданным признакам выбирают, прочитывают и приносят в класс дети;

в третьем классе предусматривается выход детей в возможно более широкий, специально организованный фонд книг, - как правило, это библиотека. Посещение библиотеки и читального зала с учебными и внеучебными целями создает гарантию применения каждым учащимся всех читательских знаний, умений и навыков в общеучебном аспекте, что необходимо для воспитания у детей интереса к учению для успешного обучения в среднем звене школы.

В третьем классе дети читают предназначенную их возрасту художественную и научно-художественную литературу - книги лучших российских писателей, русскую и зарубежную классику. Но каждый писатель, творчество которого изучают дети, предстает теперь перед ними, как правило, через ряд своих книг и произведений. В результате третьеклассники осваивают связи: писатель - произведения (книги), писатель - тема, тема - писатели.

Значительно дифференцируются в представлении детей и доступные темы чтения: в теме о подвигах внимание учащихся надо обратить на книги о смелых и умелых детях; из книг о детях выделить книги о жизни ребят сверстников за рубежом; разграничить сказки нашей Родины и сказки зарубежных стран.

Третьеклассников надо познакомить с научно-познавательной и даже справочной книгой, написанной в художественно-научной форме, с детскими периодическими изданиями.

3.2 О знаниях, умениях и навыках, которые приобретают учащиеся на уроках внеклассного чтения в третьем классе

В процессе индивидуального и сознательного выбора, чтения и коллективного обсуждения в течение третьего года обучения формируются следующие специфические читательские знания, умения и навыки: знание детских книг и произведений каждого писателя, с которым знакомились на уроках внеклассного чтения; знание элементов книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие); умение выбирать книгу: определять примерное содержание книги по ее элементам, ориентировать в книгах одного автора или однотемных книгах разных авторов, пользоваться рекомендательным списком, выбирать книги по теме урока внеклассного чтения, охарактеризовать выбранную книгу в целом; умение читать книги: прочитывать за неделю произведение объемом 10 - 12 страниц в первом полугодии и 20 -25 страниц к концу второго полугодия; подготавливаться к ответу по прочитанному, пользуясь рекомендациями учителя: правильно назвать книгу и произведение, воспроизвести содержание прочитанного, опираясь ан вопросы учителя, выделить законченную по смыслу часть текста, прочитать ее или передать ее содержание, пользуясь любым освоенным видом пересказа; умение содержательно проводить досуг с помощью книги - играть в литературные игры, с которыми познакомились в процессе обучения.

3.3 Структура уроков внеклассного чтения

В третьем классе различают уроки внеклассного чтения двух видов и структур.

I тип: основной. Он складывается из 4 структурных элементов, на реализацию каждого из которых отводится определенное время. Эти элементы взаимосвязаны. Последовательность их, как правило, такова:

Работа с выставкой книг прочитанных к уроку.

Беседа о героях прочитанных книг и их авторах.

Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей учителем.

Задание на дом.

II тип: урок-отчет. Это отчет о прочитанных книгах, тему для которого и материал выбирают сами дети по желанию, готовя затем коллективные выступления о прочитанном. В течение четверти уроки- отчеты проводятся 1 -2 раза. Для них типична следующая структура:

1. Групповые выступления учащихся по заранее заданному учителем плану.

2. Выступление учителя, знакомящее детей с новыми возможностями использования книг при организации своего досуга.

3. Коллективная литературная игра (или конкурс) по избранной теме для выявления победителя (по уровню начитанности, умению ориентироваться в мире книг и т.д.).

О методике работы с читателями-третьеклассниками

Деятельность читателя-третьеклассника отличается тем, что теперь книга читается ребенком вне урока; каждый ребенок читает «свою» книгу (произведение). Чтение произведения и беседа по теме отдалены во времени.

Как правило, третьеклассник пока еще не умеет кратко и содержательно рассказать о прочитанном. Задача учителя - помочь ему в этом.

Наиболее предпочтительные формы работы на уроке - фронтальная беседа, индивидуальные отчеты, групповые выступления.

Специфика беседы в третьем классе состоит в том, что она всегда фронтальная, поэтому при ее организации учитель испытывает объективные трудности. Дети успевают прочитать за неделю на заданную тему много разных книг, выбирая их самостоятельно (выбор может быть и удачным, и неудачным, а чтение и осмысленным, и формальным), а между тем учителю надо за короткий промежуток времени обеспечить каждому ребенку максимум активного участия в общей работе, помочь ему извлечь для себя из обсуждения крупицы ценного коллективного опыта. Для того чтобы справиться с этой задачей, учителю надо прекрасно знать материал по теме урока и уметь ставить для обсуждения такие вопросы, которые побуждали бы всех детей искать ответ в «своих» прочитанных книгах, вызывали бы желание отвечать на вопросы, используя «свою» книгу. Однако подменять фронтальную работу с классом последовательными индивидуальными отчетами учащихся и, тем более, произвольным пересказом прочитанного нельзя.

Выбор приема, обеспечивающего эффективность каждой беседы, во многом зависит от специфики литературного материала, который является содержанием данного урока, от уровня читательского кругозора детей.

О требованиях к учащимся и оценке эффективности работы

Недельной нормой для учащихся третьего класса с хорошей общей читательской подготовкой к середине года является чтение книги объемом до 30 - 40 страниц, а недельной нормой для учащихся со слабой подготовкой следует считать одно-два произведения объемом от 2 -3 до 4 - 5 страниц в первом полугодии и книгу объемом 15 - 20 страниц к концу года.

Форму ответа о прочитанном дети выбирают самостоятельно. Только в этом случае у них будет постепенно воспитываться гармония между действием и замыслом, а читательские умения превратятся в личное достояние. Как правило, третьеклассники пользуются выборочным чтением, кратко пересказывают прочитанные эпизоды из прочитанных книг по иллюстрациям, по опорным словам, полюбившиеся стихи читают наизусть или по книге, легко запоминающиеся, построенные на диалоге сказки чаще всего читают в лицах по книге, характеризуют прочитанную книгу по плану, данному учителем.

В классном журнале на третьем году обучения, кроме даты проведения урока внеклассного чтения и посещаемости, учитель фиксирует учебный материал, рассмотренный с детьми на уроке, домашнее задание на следующую неделю и выставляет отметки.

3.4 Условия организации обучения

Рекомендательный список - это основное библиотечно-библиографическое пособие, которое учащиеся третьего класса должны освоить. Они должны понимать, что книги, указанные в нем, - это хорошие, доступные, но совсем не единичные пособия для подготовки к уроку. И уж, конечно, никак нельзя думать, что к уроку каждый ученик прочтет все указанные в списке книги.

Прочитав список, любой ученик, прежде всего для себя определяет, какие книги он уже знает, какие - нет. За незнакомыми он обратится в библиотеку, просмотрит их, выберет для чтения одну или две, особенно, по его мнению, интересные. Одновременно он постарается самостоятельно отыскать и прочитать какие-то другие материалы по теме урока в детской периодике, в личной библиотеке, чтобы назвать товарищам ряд новых интересных, полезных книг. Не случайно же почти каждый рекомендательный список для третьеклассников заканчивается вопросом: «Какими книгами, по-вашему, надо дополнить этот список?»

Обращаться к советам рекомендательного списка дети будут только тогда, когда у них будет уверенность в том, что все указанные там книги они смогут найти в классной, школьной или районной библиотеке.

Поэтому каждый учитель, опираясь на примерные рекомендательные списки, которые предложены в образцах типовых уроков внеклассного чтения, должен дополнять или изменять список книг, пользуясь реальным книжным фондом, которым смогут воспользоваться дети.

Уголок внеклассного чтения в третьем классе. Как и ранее, в нем размещается по крайней мере три полки, стол или стенд для книг. Но назначение этого оборудования меняется. Теперь на каждой из полок хранится и систематизируется строго определенная печатная продукция. Обычно верхняя полка отводится под художественную литературу. В основном это те книги, которые составляли классную библиотечку в первом и во втором классах, и возможный в условиях школы передвижной фонд. Все книги расставлены по темам, которые обозначены красочными разделителями, а внутри каждой темы - по алфавиту. На второй полке в уголке в уголке чтения постепенно выстраивается уже не художественная, а научно-познавательная и справочная литература, которой дети со второго полугодия приучаются пользоваться на уроках внеклассного чтения и других уроках, когда перед ними встают вопросы, требующие точных фактических данных. Третья полка предназначается для сбора и хранения детской периодики - новых и старых журналов и газет. На стенде вывешиваются рекомендательный список к очередному уроку и домашнее задание, а на столе размещается классная картотека по интересующим класс темам. Там же учащиеся в течение недели могут ежедневно выставлять книги, которые они находят, рассматривают и читают к уроку внеклассного чтения, с тем, чтобы обмениваться читательской информацией. Кроме того, на столе лежит стопка закладок, которыми дети пользуются, если берут книгу с полки.

Посещение библиотеки обязательно для читателя-третьеклассника. Книг, которые есть у ребенка дома, как правило, теперь недостаточно, чтобы подготовится к уроку внеклассного чтения, или их так много, что ребенок восьми лет не может в них разобраться, так как порядок их расстановки отличен от принятого в библиотеке и труднопостижим для него. Поэтому, чтобы выполнить задание третьеклассник должен сам идти в библиотеку и там выбирать нужные ему интересные книги, пользуясь рекомендательным списком учителя, применяя умение ориентироваться в любой незнакомой книге.

Желание и умение пользоваться детской библиотекой не возникают сами по себе, многие дети просто не могут отважиться пойти в нее сами. Задача учителя - познакомить третьеклассника с библиотекой, провести одну-две целевые экскурсии, договориться с библиотекарем о единстве требований, которые следует предъявлять к восьмилетним читателям: формировать у них умение правильно спрашивать книгу на абонементе; просматривать, сопоставлять книги, а потом только выбрать самую «подходящую»; читать детские книги в читальном зале. И если в библиотеке третьеклассникам дадут доступ к хорошо подобранным книгам и не будут мешать из этих книг выбирать то, что они хотят, каждый ребенок охотно пойдет в библиотеку.

Заключение

Можно и на первых шагах обучения

приучить ученика проникать в сущность

читаемого, приучить читать и мыслить,

читать и чувствовать; и через это

и развивать свои духовные способности,

и обогащать мысль и чувство

образовательным содержанием.

Д.И. Тихомиров

Итак, после проведенной нами работы на уроках внеклассного чтения ребенок научился самостоятельному детскому чтению книги во внеурочное время по ориентирам, которые задает учитель, что не маловажно для его последующего вступления в жизнь.

Естественно, что при этом весь путь осмысления своего отношения к книге - от определения ее содержания в момент выбора и полноценного восприятия при чтении до обдумывания прочитанного после того, как книга закрыта, - ребенок научился проходить только с помощью самой книги.

На первом и втором году обучения ребенок читал новое произведение лишь с помощью учителя; на третьем же году обучения дети освоили и накопили достаточно емкий и широкий читательский кругозор, они читают со скоростью не меньше 40-60 слов в минуту вслух и 50-70 слов в минуту про себя.

К концу третьего года обучения ребенок научился выбирать из предложенной учителем литературы те книги и произведения, которые ему больше нравятся; знакомиться с книгой до ее прочтения; самостоятельно выбирать детские книги без наблюдения учителя вне класса, т. е. его чтение в буквальном смысле впервые становится внеклассным.

Список использованной литературы

Обучение в 1 классе. Пособие для учителя четырехлет. нач. шк. / Под ред. Б.И. Фоминых. - М.: Просвещение, 1988.

Обучение во 2 классе. Пособие для учителя четырехлет. нач. шк. / Под ред. Б.И. Фоминых. - М.: Просвещение, 1989.

Обучение в 3 классе. Пособие для учителя четырехлет. нач. шк. / Под ред. Б.И. Фоминых. - М.: Просвещение, 1988.

//Воспитание школьников. - 2002. - № 5. - с. 14-22.

//Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 10. - с. 8-10.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать