Урок истории, как учебное занятие
2
Содержание- 1.1. Сущность понятия урок в современном ракурсе 5
- 1.2. Структура и классификация современного урока истории 8
- 1.3. Типы современного урока истории 12
- 2.1. Урок истории в практике школы 16
- 2.2. Технологии обучения истории 23
Степанищев А.Т. в его трудах, автор находит типологизацию современных уроков истории, сравнивает и применяет современные типы уроков на практике. Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 304 с. Не менее важным источником в ходе выполнения данной работы послужили труды Вяземского Е.Е., наиболее подробно, он излагает свои теоретические суждения в учебнике "методика преподавания истории в школе". В данной книге он анализирует и рассматривает основные типы уроков, основные технологии преподавания уроков, и др. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 384 с. Не менее важными источниками, послужили работы следующих авторов: Дайри Н Г "Преподавание истории в средней школе", Дайри Н.Г. Главное усвоить на уроке. - М.: Нова, 1984.-234 с. Шевченко Н И Технологии обучения истории в старшей школе, Шарикова Н И "Методические рекомендации по исторической пропедевтике", О.Ю.Стрелова "Методика преподавания истории в школе", Дичьковская И.М. в своей работе "Инновационные педагогические технологии" Дичківська І. М. Інноваційні педагогічні технології: Навчальний посібник. - К.: АКАДЕМВИДАВ, 2004. - 352 с. (Альма-матер) раскрывает проблему, связанную с основными технологиями обучения истории в школе, анализирует их применение в практике школы. Не менее важным источником, в ходе проделанной работы, послужили труды П.В.Гора, в работе "Повышение эффективности обучения истории в средней школе" Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.- (Б-ка учителя ист, основ Сов гос-ва и права, обществоведения)., в котором детально раскрываются основные технологии обучения истории в средней школе. Дается полная их характеристика.Данная работа состоит из 33 печатных страниц. Раздел 1. Урок истории, как учебное занятие1.1. Сущность понятия урок в современном ракурсеВ данной главе рассматривается и анализируется современный урок истории. Здесь автор анализирует сущность самого понятия урок, рассматривает проблемы связанные со структурой, типом и классификацией современного урока истории. Значительное место в данной главе уделяется проблеме подготовке учителя к уроку истории.На основе реформы 1786 г. и в соответствии с уставом народных училищ в российских школах была введена классно-урочная система преподавания учебных дисциплин.В каждом классе сидело по сто учеников. Только на первых скамьях что-то слушали и записывали, над всем же остальным пространством обширной классной комнаты стоял во время урока густой гул голосов: гимназисты списывали друг у друга, спорили между собой, менялись, сквернословили; в дальнем углу с печкой, где прижились "камчаточники" Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманист. изд. центр Владос, 2003. - C.21., играли в карты. Учителя построже перекрикивали этот шум, пускали в ход линейку... Любимой гимназической шуткой было: опоздать всем разом на урок и потом, на глазах разгневанного, и изумленного учителя, входить по одному, гусем, после звонка в класс.За более чем двухсотлетнюю практику использования классно-урочной системы в России, разработанной Я.А.Коменским в XVII в. и распространившейся по всему миру, она претерпевала и взлеты, и невзгоды. Русский педагог П.Ф.Каптерев, например, предлагал заменить ее предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. После Октябрьской революции вместо уроков проводились лабораторные "студийные" занятия. Тем не менее, урок благополучно дожил до XXI в.Словари и энциклопедии содержат различные определения термина "урок". Только в современном Словаре русского языка встречается пять трактовок. Это:
· "работа, заданная на определенный срок";
· "учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию";
· "учебное занятие по какому-либо предмету, а также отведенное для него время";
· "то, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее";
· "вывод, знания, полезные на будущее";
· "поучение, наставление".
Советский энциклопедический словарь трактует термин "урок" так: "Основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 45 минут)". Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. - М.: Гуманист. Изд. центр Владос, 2002. - ч1 - С.87.
Определяется урок и как "динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся - с классом - по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания. В зависимости от доминирования тех или иных методов и средств один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей. Например: тип урока - объяснение нового материала; виды: урок-конференция, урок-лекция и т. д.".
Таким образом, урок о котором идет речь это "учебное занятие", Основная форма организации при классно-урочной системе обучения. Возможно пришло время применительно к школе термин "урок" заменить на однозначное и полное название - учебное занятие. Тогда лиц изучающих историю не будут смущать такие смысловые противоречия как: звонок на урок, или уроки Великой Отечественной войны.
Урочное время - время установленное администрацией предприятия по согласованию с профсоюзной организацией для выполнения определенной работы.
Замена "уроков" "учебными занятиями" сняло бы многие из перечисленных выше вопросов. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания. - М.: ПРОСВIТА, 1984 г. - С.65.
1.2. Структура и классификация современного урока историиПод структурой урока понимается сочетание определенных звеньев процесса обучения, обусловленное дидактической целью занятия и реализованное в конкретном типе урока. Структурные компоненты урока охарактеризованы ниже в порядке их использования в учебном процессе:1. Организационный момент складывается из внешней (подготовка рабочего места, приветствие, проверка отсутствующих) и внутренней подготовки учащихся к уроку. Вторая задача особенно не терпит формализма и шаблонов в "открытии урока". Желательно каждый раз находить оригинальные слова и приемы, чтобы настроить учащихся на изучение определенной темы, на участие в запланированной работе или подчеркнуть особую значимость данного занятия.2. Подготовка школьников к восприятию новой темы - это микроэлемент урока, в который плавно перетекает внутренний организационный момент. На нем в виде краткой вводной беседы или постановкой проблемного задания актуализируются ранее полученные знания и сформированные умения, обозначается место урока в теме и курсе, его связь с предшествующими уроками, сообщаются учебные задачи. Если перед этим этапом проводилась проверка знаний и умений, то содержанием подготовки школьников к восприятию новой темы будет резюме учителя по рассмотренным вопросам и их связь с новым учебным материалом.3. Изучение нового материала - первый из перечисленных компонент урока, который имеет самостоятельное и самодостаточное значение. Степанищев А. П. Методический справочник учителя истории. - М.: ВЛАДОС, 2001. - С.162. К овладению новыми знаниями и умениями, к реализации заложенного в них воспитательного и развивающего потенциала направлена работа учителя на занятиях, где этот компонент является главным или одним из основных: на уроках изучения нового материала и комбинированных уроках.4. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения. В задачу этого этапа входит восстановление в памяти учащихся главных исторических событий, дат, понятий и теоретических выводов урока и отработка новых познавательных приемов. Обычно эта задача решается с помощью фронтальной повторительно-обобщающей беседы по основным моментам учебной темы, тренировочных упражнений, картографических и хронологических задач, а также некоторых видов тестов. Четвертый этап урока не всегда явно и открыто присутствует в структуре занятия, растворяясь в предыдущем и последующем. Необходимость в нем ощущается в начальных курсах истории и в классах с низким уровнем обучаемости школьников.5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях. Содержанием этого компонента урока является решение познавательных задач, в том числе проблемных и творчески-образных, где школьники получают возможность применить новые знания и умения в иной учебной ситуации, определиться в собственном отношении к изучаемым фактам, подвергнуть обоснованной критике существующие оценки и сформулировать собственные выводы. Поводом к классной дискуссии могут стать тесты со свободными ответами и групповые отчеты о выполненных заданиях.6. Организация домашнего задания тоже занимает определенную, но жестко не установленную часть урока. В течение нескольких минут в подходящий момент занятия школьникам подробно объясняются цели домашнего задания, рекомендуются источники и приемы работы с ними, оговариваются условия и формы проверки. Эффективное домашнее задание должно состоять из двух частей: обязательной, т. е. предназначенной всем ученикам (параграф, работа с картой, хронологией и понятиями), и вариативной, т. е. логических, проблемных и творческих заданий, среди которых школьники выбирают то (те), которое отвечает их познавательным способностям и интересам. Степанищев А.Т. - Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 г. - М.: гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2002. - гл.2 - С.101. 7. Проверка знаний и умений - последний из семи компонентов урока, в логической последовательности замыкающий процесс изучения новой темы и, как правило, представленный в начале следующего занятия (комбинированного урока). Однако в сочетании с компонентом № 5 он может образовать самостоятельный тип урока - повторительно-обобщающий, а без него стать главным содержанием контрольного урока.Изучение определения "классификация уроков" сопряжено с не меньшими трудностями, чем определения "урок". Недоразумения проявляются уже при ознакомлении с терминологическим аппаратом вопроса:Классификация:система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т. п. по определенным общим признакам;распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.Термин "классификация" не вызывает особо различающихся толкований.Тип: "образец, модель или разновидность, форма, которым соответствует известная группа предметов, явлений";"образец, который выражает общие, существенные черты определенной группы предметов, явлений; форма, вид, модель, которой соответствует определенный класс объектов".Форма. Из одиннадцати определений термина, наиболее близкими к искомому являются "способ осуществления, проявления какого-либо действия" и "тип, устройство, способ организации чего-либо"Вид. Из девяти определений термина наиболее близким к искомому являются "разновидность, тип".Исходя из приведенных определений терминов "тип", "форма" и "вид" выходит, что:· "тип" - это "форма, вид";
· "форма" - это "тип";
· "вид" - это тоже "тип".
Надо полагать, что именно это обстоятельство явилось причиной многолетней дискуссии о классификации уроков как учебных занятий, что породило массу спорной терминологии обозначения самих уроков. К примеру, кто возьмет на себя смелость "разложить" по трем полочкам - "тип", "форма", и "вид" - названия занятий, встречающихся в учебной и учебно-методической литературе и на практике:
урок-лекция, урок-диспут, семинар, тематический семинар, конференция, консультация, учебная экскурсия, урок-презентация, кино-урок, урок-беседа, лабораторное занятие практическое занятие, урок обобщения, проблемный урок, урок простого воспроизведения и др. Кларин М.В. в книге "Инновации в мировой педагогике" обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (анализ зарубежного опыта). - Рига, НПЦ "эксперимент", 1998.-С.19.
В условиях перехода на двенадцатилетнее школьное образование и грядущими в этой связи изменениями неизбежна новая вспышка споров о типизации, формах, видах школьных занятий. Но учитель уже работает, а студенту надо готовиться практической работе. Исходя из этого на основе наработок предлагается следующая, не претендующая на завершенность классификация школьных уроков. В ее основу заложены такие исходные установки:
· тип урока определяется его основной дидактической целью;
· форма урока определяется способами его организации;
· вид урока определяется методом проведения занятия.
1.3. Типы современного урока историиВ современной педагогической науке выделяют следующие наиболее общепринятые типы уроков:· уроки новых знаний;· уроки анализа и синтеза знаний;· уроки формирования навыков и умений;· уроки диагностики знаний, навыков и умений.Рассмотрим каждый из типов занятий и входящие в них формы и виды уроков.1. Уроки новых знаний. Как правило, такие уроки имеют форму лекций:· повествовательного характера (рассказ в младших классах);
· диалогического характера;
· информативно-диалогического характера (беседа в младших и средних классах);
· проблемного характера (в средних, но в основном в старших классах).
Новые знания привносятся учителем и приобретаются учащимися на всех других типах уроков, но в меньшем объеме и с меньшим коэффициентом тематической новизны (на экскурсиях, в ходе лабораторных занятий, при отработке хрестоматийной и другой исторической литературы и т. д.). Высокое И.Е. Методы обучения и оценка знаний // Труды СГУ. Вып. 4. Серия "Психология и социология образования". М., 1997.-С.90
2. Уроки анализа и синтеза. (Анализ - метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы, противоположные синтезу - методу научного исследования, состоящему в изучении предмета, явления, в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей; противоположных анализу).
На уроках анализа и синтеза осуществляется рассмотрение и обобщение исторических знаний, полученных на лекциях и в часы самостоятельной работы учащихся. Отдельные уроки данного типа посвящены закреплению знаний. Такие уроки обязательны во всех классах, но особенно актуальны они в 5-7 классах, когда у подростков еще недостаточно устойчивая память. На уроках закрепления знаний не только повторяются изученные темы, но и систематизируются, обобщаются, расширяются и детализируются уже имеющиеся знания.
Первая часть такого занятия может проводиться в компьютерном классе. Выявив через отработку контролирующей программы объем и глубину сохранившихся у учащихся знаний, учитель организует процесс их наращивания, устного или письменного повторения и закрепления. Задача выявления уровня знаний учащихся при отсутствии компьютерной техники решается с помощью тестирования или короткой письменной летучки. Одним из видов уроков анализа и синтеза являются уроки межпредметных связей. В принципе межпредметные связи осуществляются практически на всех занятиях Обществознание, география, астрономия, химия, математика и т. д. - все они связаны с историей, в первую очередь уже потому, что вошедшие в нее личности были не только политиками и полководцами, они представляли все сферы жизнедеятельности государства и человека. Кроме того, многим ученым естественных и точных наук не были чужды история, внутренняя и внешняя политика, экономика и т. д. У них имелись труды, непосредственно и прямо относящиеся к истории и политике. Достаточно вспомнить письмо Л.Н.Толстого Николаю II "Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им", "Заветные мысли" химика Д.И.Менделеева об устройстве России, письмо физиолога И.П.Павлова председателю Совета народных комиссаров В.М.Молотову о демократии в СССР и т.д.
Перечисление и частичное раскрытие сущности уроков анализа и синтеза не ограничивает творчество учителя. Современная методическая палитра позволяет созидательно работающей личности осуществить десятки комбинаций и выработать наиболее оптимальные с точки зрения пользы и интереса виды учебных занятий на уроках данного типа.
3. Уроки формирования навыков и умений. Учащиеся, усвоившие определенный, даже полный объем исторических знаний в соответствии с программой, чаще всего не знают, куда и как их применить в дальнейшей учебе, к жизни и в жизни. Поскольку проблема формирования навыков и умений очевидна, целесообразно разобраться с их определениями и попытаться выяснить, что первично, а что вторично.
Страницы: 1, 2