Условия и приемы обучения выразительному чтению
p align="left">); понижение голоса - (

  • ); монотон - непрерывной горизонтальной чертой над словами.
  • 6. Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т.п.
  • Кроме данных знаков, Б.А.Буяльский выделял и другие, используемые при разметке стихотворных, так и прозаических произведений. (Приложение).
  • Разметив с учениками трудные места текста партитурными знаками, учитель добивается уменьшения количества логических ошибок в чтении детей.
  • Прием сопоставления.
  • Данный прием побуждает к обсуждения, оценке, предупреждает от формального копирования, подражательства. Б.А.Буяльский выделяет следующие его разновидности:
  • 1. Сопоставление исполнения учащегося с исполнение учителя, когда после показа учителя читает ученик.
  • 2. Сопоставление особенностей исполнения двух и более учащихся.
  • 3. Сопоставление контрастно звучащих вариантов в исполнении учителя. К тому приему советует прибегать М.А.Рыбникова, чтобы вызвать учащихся на разговор о том, как надо читать и почему так. (9)
  • Устное рисование (словесное рисование).
  • Эффективным средством, стимулирующим развитие творческого воображения, обогащающим внутренними видениями, является устное описание картин, которые возникают или должны возникать в воображении читателя, воспринимающего художественное произведение. К сожалению, в процессе обучения выразительному чтению к этому приему прибегают редко.
  • Работу следует начинать не с создания детьми собственных словесных рисунков, а с анализа книжных иллюстраций, картин. Часть учитель организует сопоставление иллюстраций и текста. В этом случае О. Кубасова предлагает следующие задания:
  • · подобрать рисунок (картину) к тексту;
  • · найти в тексте подписи к каждому из фрагментов картинного плана;
  • · сравнить рисунок (картину) и фрагмент текста;
  • · сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произведению.
  • Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы застыли, словно на фотографии.
  • На любом из этапов обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.
  • 1. Выделяется эпизод для словесного рисования.
  • 2. «Рисуется место, где происходит событие.
  • 3. Изображаются действующие лица.
  • 4. Добавляются необходимые детали.
  • 5. «Раскрашивается» контурный рисунок.
  • Усложнение работы возможно, во-первых, за счет того, что «раскрашивание» будет проводиться попутно с «рисованием», во-вторых, в переходе от коллективных работ к индивидуальным, когда ученик предлагает один элемент иллюстрации, остальные при необходимости корректируют.
  • Словесное рисование пейзажный иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическими произведениями данный прием следует применять предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до детали, нельзя конкретизировать поэтические образы.
  • Обычно после выделения из контекста образной картины, созданной писателем, словесное рисование проходит примерно по таким вопросам: «Что нарисуем на первом плане? Почему? Как оба этом сказано у автора? Что нужно изобразить неподалеку? Какие слова помогают нам это увидеть? Что мы еще не нарисовали?» Потом дети подбирают цветовое решение, особое внимание уделяя общему колориту картины, выражающему эстетические переживания писателя. Очень важным, как считает О.В. Кубасова, является постоянное внимание к авторскому языку, особенно к эпитетам. (7)
  • Используя данный прием, учитель сам должен быть готовым ярко обрисовать картину, на которую иногда только намекается в тексте.
  • Со словесным рисованием некоторые сходства имеет и другой вид работы - составление диафильма.
  • Диафильм - это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, а каждый рисунок снабжен титрами (подписями).
  • О.В. Кубасова предлагает следующий порядок работы по составлению диафильма. ()
  • 1. Прочитать текст (или заданный отрывок из него), определить общий характер будущего диафильма.
  • 2. Разделить текст на части (картинки, кадры).
  • 3. Выделить в первой части «главные» предложения (для титров).
  • 4. Представить себе мысленно картинку к первой части текста.
  • 5. Устно «нарисовать» картинку к первому кадру.
  • 6. Графически изобразить кадр (выполняется по желанию, не на уроке).
  • 7. На основании выделенных в тексте предложений сделать титры к кадру (устно или письменно).
  • 8. Проверить соответствие рисунка и титров.
  • 9. Проделать аналогичную работу с каждой частью рисунка.
  • Если в тексте имеются диалоги, то можно использовать прием озвучивания кадров.
  • Наводящие вопросы.
  • К какому бы приему ни прибегал учитель на уроке, он применяет метод беседы, помня, что она должна быть живой и непринужденной. В такой беседе спрашивает не только учитель, но и ученики, а отвечают не только ученики, но и учитель. Своими вопросами учитель реагирует на ошибки детей в чтении, например: «А нужна ли здесь пауза? Какая? Какое слово в этой фразе необходимо выделить логическим ударением? Какое чувство вызывает эта фраза? Почему?».
  • Конечно, учитель прибегает к беседе не только в случаях, когда учащимся допускаются ошибки в чтении. К беседе, связанной с обучением выразительному чтению, учитель может переходить сразу после образцового чтения текста. В таком случае методист Б.А. Буяльский предлагает продумать и заготовить систему вопросов, которые располагаются приблизительно в таком порядке.
  • - вопросы, помогающие понять смысл читаемого текста
  • - вопросы, побуждающие представить нарисованную автором картину;
  • - вопросы, помогающие определить отношение автора к изображаемому им, его чувства, настроения;
  • - вопросы, цель которых - выяснить отношение учащихся к произведению;
  • - вопросы, подталкивающие детей к поиску лучших интонационных вариантов для отражения чувств, мыслей, намерений автора, а также своих личных переживаний, вызванных произведением.
  • Хоровое чтение.
  • Хоровое чтение вошло в практику школы уже давно. Еще К.Д.Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс. Хоровое чтение не позволяет никому из учеников оставаться пассивным.
  • Иногда хоровое чтение путают с коллективной декламацией. Но это не тождественные понятия. В отличие от хорового чтения, звучащего в унисон, коллективная декламация предполагает исполнение разных частей текста разными исполнителями и группами исполнителей. Хоровое чтение имеет свои достоинства и недостатки. По мнению Б.А. Буяльского, недостатки хорового чтения состоят в том, что «от него отдает «выучкой с голоса» и не всегда оправданным монотоном». (8) Чтобы этого избежать, советуют Б.С. Найденов, Т.Ф.Завадская, «необходимо наблюдать за правильностью и выразительностью хорового чтения». (12) По мнению этих методистов, «в школе не должно быть невыразительного хорового чтения. Выразительное хоровое чтение скажет существенное положительное влияние на выразительность индивидуального чтения и культуру речи у учащихся». (11)
  • М.А. Рыбникова высоко ценила данный прием. «Заставьте отдельного ученика прочитать стихотворение - до многоголосного чтения и после такого чтения. Второе исполнение под влиянием звучания текста в классе станет и у отдельного ученика более выразительным». (24)
  • Следует отметить еще один из недостатков хорового чтения, который выделяет Т.Ф. Завадская, - хоровое чтение лишает чтеца индивидуальности, подчиняя общему хоровому звучанию, заставляет подражать.
  • Б.А. Буяльский, напротив, видит в этом некоторое достоинство хорового чтения. «известно признание школьников, что они чувствуют, как надо читать, но прочитать как следует не умеют. Особенно затрудняются в чтении «на виду у всех» скромные, стесняющиеся ученики. Но в хоре они чувствуют себя свободнее и читают уверенней,… хор заражает общим подъемом, общим настроением, тоном, который задает учитель своим показом». (18)
  • Как видим, мнения методистов достаточно противоречивы, но все же большинство из них склоняются к пользе данного приема.
  • Как же следует организовать работу, используя на уроке хоровое чтение? Б.А. Буяльский предлагает организовать ее в следующем порядке: (18)
  • 1. Образцовое чтение отрывка учителем.
  • 2. Чтение ученика со средними способностями.
  • 3. Разметка (при необходимости) партитурными знаками наиболее трудных звеньев, текстов.
  • 4. Повторное чтение размеченных тактов и звеньев.
  • 5. Повторное чтение всего отрывка одним из таких учеников, чтение которого (по мнению учителя) не будет нуждаться в дополнительных уточнениях ил переделке.
  • 6. Повторное чтение учителя, особенно необходимое в том случае, если чтение ученика оказалось неудачным.
  • 7. Напоминание учителя перед хоровым чтением о том, что не следует выкрикивать, чтобы не мешать другим.
  • На уроке можно практиковать чтение «малых хоров», состоящих из 5-8 лучших учеников. Для того, чтобы участие в коллективном чтении принесло наибольшую пользу, оно должно быть для каждого ученика вполне сознательным. Каждый участник хора должен понимать, что он выражает и как этого достигает. Поэтому хоровому чтению должен предшествовать подробный разбор произведения.
  • Чтение в лицах.
  • Этому приему М.А. Рыбникова придавала важное значение. Она справедливо отмечала, что он обостряет внимание к речи героя, к ее специфике.
  • Чтение в лицах практикуется на заключительном этапе работы над текстом (чаще всего басни), когда ученики разобрались в характерах действующих лиц, реплики которых они будут произносить, и представляют, в каких ситуациях эти слова произносятся.
  • Подготовку к чтению в лицах Б.А. Буяльский, например, предлагает проводит в такой последовательности. (18)
  • 1. Краткая беседа, помогающая детям выполнить либо уточнить особенности характера и речи героев.
  • 2. Дополнения учителя к высказываниям школьников о характерах героев и напоминание о том, что исполнитель роли перевоплощается в образ-персонаж и в процессе исполнения обращается уже не к слушателям, а к партерам.
  • 3. Выборочное чтение учениками отдельных наиболее трудных фраз (если это необходимо).
  • 4. Поправки учителя к этому чтению (если необходимо).
  • 5. Самостоятельная подготовка учащихся к чтению в лицах (начитывание текста глазами или вполголоса).
  • 6. Ответы учителя на вопросы, которые могут возникать у детей в процессе подготовки.
  • 7. Отбор исполнителей, который можно организовать либо по принципу учета наклонностей учащихся (кому какая роль больше подходит), либо по принципу: каждый ряд или вариант готовится к исполнению определенной роли.
  • На начальном этапе обучения выразительному чтению учитель, естественно, должен дать образец интонационного анализа, пользуясь памяткой:
  • - Правильность чтения с точки зрения грамматики и орфоэпии. дикция.
  • - Правильная расстановка ударений.
  • - Верность соблюдения длительности пауз.
  • - Выбор точного темпа чтения.
  • - Соблюдение мелодики чтения, то есть движения тона по звукам разной высоты (повышение и понижение голоса).
  • - Верность выбора силы голоса.
  • - Эмоциональность прочтения.
  • - Выражение отношения чтеца к читаемому.
  • При этому учитель может облегчать задания, предлагая одной части класса делать замечания по произношению, другой - в смысловых оттенках, третьей - в отражении чувств, и обмениваться этими заданиями, чтобы избежать однообразия в работе класса.
  • Необходимо создавать условия, при которых каждый учащийся внимательно следит за чтением учеников. Учителю самому следует постоянно с карандашом в руке следить за чтением учеников, исправлять, направлять и поощрять их; говорить сначала о достоинствах, даже если они незначительны, а потому о недостатках; объяснять, почему ему нравится или не нравится чтение ученика. Учитель и ученики, поправляя других, должны заботиться о том, чтобы замечания были конкретными, обоснованными и доброжелательными.
  • Чтению по ролям, как одной и форм драматизации (инсценирования), придает большое значение О.В. Кубасова. «Существуют формы драматизации различной сложности, которые следует вводить постепенно, все более усложняя из с учетом возрастных возможностей детей и целей урока». (10) назовем основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:
  • - анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;
  • - постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвуют несколько человек) «живых картин»;
  • - подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений);
  • - чтение по ролям;
  • - драматизация развернутой формы.
  • Среди существующих приемов и методов обучения выразительному чтению также можно выделить художественное (выразительное) чтение прозы и художественное рассказывание.
  • Художественное рассказывание - это свободная передача произведение при исполнении которого образцом является искусство народных художников - сказочников. Если школьники овладеют данным приемом, то им будет легко перейти к художественному чтению прозы, то есть к дословной передаче прозаического произведения.
  • Важное место в школе должна занимать работа учителя по развитию техники речи учащихся: правильного дыхания, четкого произношения и хорошего звучания голоса. Учитель, речь которого должна быть образцом для учеников, должен сам иметь хорошую технику речи, постоянно совершенствовать ее и проводить в этом направлении целенаправленную систематическую работу с учащимися. В большинстве случаев надо использовать такие упражнения, которые позволяют одновременно тренировать дыхание, дикцию и голос. (Приложение )
  • Таким образом, проанализировав методическую литературу, мы выделили достаточно много разнообразных методов, приемов и видов работ по развитию выразительности чтения. Используя все вышеперечисленные методы и приемы, учителю следует учитывать возрастные особенности детей, уровень сформированности у них необходимых умений и навыков, а также свои возможности и требования программы.
  • 2.5 Организация работы по выразительному чтению как средство глубокого понимания художественного текста
  • Языковая способность человека понимающего - одна из сторон психического феномена, обеспечивающего успешное речевое общение, в том числе через письменную форму. Чтение (слушание и сопровождающие их понимание) осмысления произведения поэтического искусства являются специфическими видами речевой и речемыслительной деятельности. Овладение ими неразрывно связано с совершенствованием языковой способности и, в частности, её творческого компонента. (9)
  • Т.П. Сальникова утверждает, что «...выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст - это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно точно, в соответствии с замыслом автора, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. При обучении выразительному чтению ведущим является понимание текста, отношения автора к действующим лицам, а также, собственное отношение учащихся к событиям о которых рассказывается». (20)
  • Динамика понимания ребёнком смысла чужой речи рассматривается в широком смысле как фактор социализации личности, а динамика понимания смысла художественного текста - как показатель роста читательской самостоятельности. Благодаря их реализации происходит самосознание и самоопределение младшего школьника как личности. В идеале полнота, глубина, цельность и эстетичность понимания характеризуется как сам процесс освоения произведения искусства слова, так и его результат.
  • Понимание чужой мысли, высказанной в поэтической форме, «протекает» в условиях особого, «деятельного» состояния. «Чувство оценивающей активности», которое, по М.М. Бактину, владеет автором, порождающим, к примеру, метафору или сравнение, может передаваться читателю. (3) Опираясь на научные исследования лингвистов, литературоведов, психологов, психолингвистов, психофизиологов, в активности читателя можно отметить следующие действия.
  • Ритмомелодическая и звуковая сторона речи воздействует на чувственное восприятие и вызывает отклик на физиологическом уровне. Элементы, находящиеся в определённых позициях (например, в повторяющиеся отрезках речи; выделение логическим ударением или паузами; прочитанные тише или громче, быстрее или медленнее; рифмующиеся слова и др.) вызывают ассоциации. Внимающий поэту ребёнок должен находиться во власти художественной стихии, придающей мысли смыслотворческий характер.
  • М.Р. Львов считает, что учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения:
  • 1) Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером.
  • Демонстрация образца выразительного чтения имеет не одну цель: во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателями понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению; в-третьих, оно служит основой для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась не понятна читателю: подражая интонации, выражающей определённые чувства, ребёнок начинает испытывать эти чувства и через эмоциональные переживания приходит к осмыслению произведения;
  • 2) Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. Однако нельзя думать, что работа над выразительностью чтения состоит только в использовании тренировочных упражнений. Обучение выразительному чтению - сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, так как органически обуславливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работой над идеей произведения;
  • 3) Работа над языком произведения - тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения, если ими не понята форма произведения, поэтому наблюдения над изобразительно-выразительными средствами становится органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения;
  • 4) Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знакам» создавать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет. Приёмами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация;
  • 5) Обсуждение в плане вариантов прочтения проанализированного произведения. Желательно, чтобы в конце урока 2-3 ученика прочитали вслух произведение (или часть его), а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении. При этом надо помнить, что тон такого обсуждения должен быть деловым и доброжелательным. С этой целью удобно использовать магнитофонную запись прочтения текста незнакомыми детьми. Это поможет сохранить объективность высказываний.
  • Итак, работа над выразительностью представляет собой «...соединение нескольких направлений:
  • - технического - включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;
  • - интонационного - предполагающего специальную работу над компонентами интонации;
  • - смыслового - реализующего всю систему работы по осмыслению идеи произведения;
  • - тренировочного - имеющего целью упражнять детей в выразительном прочтении произведения после анализа».
  • Художественно-речевое направление языкового восприятия на уроках литературного чтения в начальных классах увеличивает смыслотворческий потенциал языковой личности.
  • 2.6 Задачи, содержание современной системы литературного чтения в начальных классах (краткий аналитический обзор современных программ и учебных хрестоматий)
  • «Литературное чтение как учебный предмет в младших классах предшествует начальному курсу литературы в школе основной, который, в свою очередь, продолжается в полной средней школе (в старших классах) курсом, построенным на историко-литературной основе. Такой подход делает литературное чтение первым звеном в непрерывном литературном образовании школьника». (16)
  • Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
  • Обеспечение литературного образования детей младшего школьного возраста реализуется с помощью современных программ и учебных хрестоматий, которые в свою очередь делятся на традиционные и нетрадиционные (развивающие). Поэтому «...на современном этапе следует говорить о двух направлениях процесса обучения чтению:
  • 1) собственно обучение чтению, которое ведётся на трёх уровнях - формирование и совершенствование навыка чтения, обучение чтению и восприятию художественного текста, формирование читательской самостоятельности;
  • 2) получение ребёнком литературного знания, т.е. обеспечение литературного образования и литературного развития детей младшего школьного возраста...».
  • Представим краткий аналитический обзор двух авторских современных программ.
  • 1. Цикл учебников по чтению «Родная речь» М.В. Головановой, В. Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой для начальной школы.
  • Цикл состоит из трёх книг и в целом призван «обслуживать» занятия чтением, предусмотренные учебными программами как трёхлетней, так и четырёхлетней начальной школы. (9) Учебники сориентированы на реализацию содержания, целей и задач учебного курса литературного чтения для начальных классов. Цель состоит в том, чтобы научить детей полноценно читать и осознанно воспринимать содержание произведений словесного вида искусства, заключающих своё содержание в художественных образах, созданных силой писательского таланта с помощью языка, слова.
  • Достигается это, прежде всего высокой насыщенностью учебников по чтению произведениями художественной литературы, представляющими все области словесно-литературного творчества - фольклор, стихи, прозу, отчасти драму, произведения русской литературы дореволюционного и советского периода, произведения зарубежной литературы. Все тексты обращены к личности ребёнка: к его мироощущению. К выработке у него высоких нравственных начал, эстетического вкуса, чувства юмора, доброго отношения ко всему живому, к природе.
  • Все учебные материалы распределены по пяти основным разделам: 1) произведения устного народного творчества; 2)произведения русских писателей-классиков дореволюционного периода; 3) произведения современных писателей; 4) сказки народов нашей страны; 5) произведения зарубежных писателей. В двух главных разделах учебных книг (второго и третьего) выделены небольшие тематические подборки - мини-сборник стихов («Люблю природу русскую», «Поэтические тетради»). Во 2 классе знакомятся с содержанием таких разделов: «Устное творчество русского народа», «Русские писатели», «Писатели - детям», «Литература народов мира» («Поэтические тетради»); в 3 классе: «Устное народное творчество», «Страницы русской классики», «Литературные сказки», «Любимые детские писатели» («Были-небылицы», «Люби живое», «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»), «Зарубежная литература»; в 4 классе: «Летописи», «Былины, древнерусские повести, жития», «Поэтические тетради», «Твоя книжная полка», «Зарубежная литература».
  • Таким образом, сами по себе материалы в учебниках «Родная речь» создают надёжную базу для успешного формирования у каждого ученика полноценного навыка чтения.
  • 2. Цикл учебников по чтению «Литературное чтение» О.В. Кубасовой для начальной школы.
  • Цикл состоит из четырех книг: «Любимые страницы» - 1 класс, «Мы читаем» - 2 класс, «Для сердца и ума» - 3 класс, «Вместе с друзьями» - 4 класс.
  • В первой книге (1 класс) использованы произведения российских и зарубежных писателей. Он даёт возможность первоклассникам расширить читательский кругозор, совершенствовать навык чтения, развивать устную речь и творческие наклонности. Книга включает такие разделы: «Звенит звонок - начинается урок», «Час потехи», «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Там чудеса».
  • В учебнике для 2 класса литературные произведения систематизированы, что позволяет сформировать все стороны навыка чтения и первоначальные умения работы с художественным текстом. В первой части книге («Учимся читать») помещены разделы: «Учимся думать», «Читаем правильно», «Читаем быстро», «Читаем выразительно». Во второй части книге («Работаем с текстом») заложены элементарные основы литературного анализа художественного текста (разделы «Автор и его герой», «Слова, слова, слова...», «План и пересказ»). В третьей части книги («Учимся работать с книгой»), кроме текстов, в качестве учебного материала даётся определённый набор внетекстовых средств: обложка, титульный лист, предисловие, содержание (оглавление), иллюстрации.
  • В учебнике для 3 класса можно встретить такие разделы как: «Каждый своё получил», «Жизнь дана на добрые дела», «Снег летает и сверкает», «Труд человека кормит, а лень портит», Тайное всегда становится явным», «Унылая пора! Очей очарованья!», «Ежели вы вежливы...». В книгах даётся богатый материал для осмысления сложных, неоднозначных явлений окружающего мира в их единстве и диалектическом противоречии.
  • В IV классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работы с текстом больше внимания уделяется литературному образования младших школьников. Разделы учебника для 4 класса: «Что за прелесть эти сказки!», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Уж сколько раз твердили миру!» (басни), «Оглянись вокруг» (рассказы), «Золотая колесница» (Мифы Древней Греции), «В начале было слово, и слово было бог...», «Мир -театр, люди - актёры» (пьесы), «Мир волшебных звуков» (поэзия), «Когда, зачем и почему?» (познавательная литература), «Самое главное глазами не видишь» (повесть-сказка). В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного типа, что позволяет постигать своеобразие литературного вида (жанра), выбирать адекватные способы чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного.
  • Представленные в учебнике для 2-4 классов произведения помогаю сформировать у детей литературный вкус и расширить их читательский кругозор. Система упражнений, вопросов и заданий к текстам обеспечивают получение учащимися определённых образовательных стандартов читательских знаний, умений и навыков, развивает их творческие наклонности. Центральное место в книгах занимает формирование всех компонентов навыка чтения: осознанности, правильности, беглости и выразительности. Учителям и родителям этих учебников поможет превратить чтение в полезное и увлекательное занятие в школе и дома.
  • Учитель должен методически грамотно и творчески использовать, представленные выше, материалы программ на самих уроках литературного чтения, в разумной и критической опоре на свой учительский опыт, накопленный по проведению занятий классным и внеклассным чтением. А если сюда присоединить всё то или многое из того, что добыто отечественной методикой начального обучения чтению, то вырисовывается чрезвычайно основательная и надежная база успешного использования книг для чтения, для реализации целевых установок курса литературного чтения в начальных классах.
  • 2.7 Рекомендации и задания по выразительному чтению лирических стихотворений (анализ методического аппарата современных учебных хрестоматий по литературному чтению)
  • В учебниках по литературному чтению О.В. Кубасовой «Любимые страницы» методический аппарат содержит задания на отработку навыка выразительного чтения. Полный анализ программ в приложении (задания, комментарии к данным заданиям).
  • Начиная с 1 класса, ученику даётся рекомендация: «Учись читать выразительно». Постепенно задания подобного рода разъясняют, конкретизируют, уточняют приёмы выразительного чтения произведений, особенно поэтических. Кроме методического аппарата учебных книг, автор формулирует методические рекомендации по выразительному чтению в разделе «Поэзия».
  • Во 2 классе даются качественные задания (чтение по ролям), методические рекомендации для ребёнка по выразительному чтению, например: «Определи, с каким настроением нужно читать», «Определи, каким голосом отвечает сын». Учащимся даётся задание расставить паузы (остановки в звуках), что помогает прочитать стихотворение выразительно. Даются задания на развития голоса, темпа чтения, например: «Каким голосом - тихо или громко - нужно читать? Почему? Нужно ли читать быстро? Или не спеша? (стр. 136). Так же, на наш взгляд очень хорошо, что даются задания на словесное рисование. Это помогает осмыслить произведение, развить воображение учащихся. Задания помогаю младшим школьникам подготовиться к выразительному чтению, учат чувствовать, сопереживать, видеть прекрасное в поэтическом тексте, например такое задание, например: «Прочитай это стихотворение, стараясь «увидеть», почувствовать то, о чём написано. Передай «вечернее» грустное настроение». Такие задания будят чувства детей, развивают воображение. Но некоторые задания по-прежнему сформулированы, как общие положения, не являются практической помощью для ученика: «Прочитай выразительно» (стр.146).
  • В 3-4 классах даются задания, нацеленные на работу с художественными средствами языка, например: «Найди сравнение, олицетворение. Читая стихотворение, постарайся выразить состояние души автора». Это помогает детям понять настроение автора, увидеть красоту художественного слова. Большое внимание в заданиях уделяется словесному рисованию. Даются задания качественного характера как чтение по ролям, разыгрывание спектаклей, которые требуют особой подготовки: распределение ролей, умение читать в соответствии с характером персонажа.
  • Таким образом, в методическом аппарате учебных хрестоматий по программе «Гармония» к учебнику «Любимые страницы» О.В. Кубасовой большая часть заданий сопровождается не столько методическими требованиями, сколько содержит комментарии к тому, как подготавливает к выразительному чтению. Например: «прочитайте стихотворение с душой», «...каким голосом надо читать», «старайся передать настроение». В учебниках уделяется значительное место заданиям, нацеленным на отработку навыка выразительного чтения. Богатый набор методических заданий, которые помогают учителю спланировать и провести уроки, а, следовательно, ученикам следуя данным рекомендациям, научится читать выразительно с использованием знаков «партитуры выразительного чтения».
  • М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова в методический аппарат учебных хрестоматий «Родная речь», по сравнению с О.В Кубасовой, вводят значительно меньше заданий-рекомендаций для учащихся по подготовки к выразительному чтению.
  • В методическом аппарате введены задания на отработку навыка выразительного чтения. Полный анализ программ в Приложении (задания, комментарии к данным заданиям).
  • В методическом аппарате учебных хрестоматий по программе «Школа России» недостаточно, с нашей точки зрения, уделяется заданиям, нацеленным на отработку навыка выразительного чтения.
  • Со 2 класса учащимся предлагается читать текст в лицах (по ролям); «Каким тоном, в каком темпе следует начинать рассказывать сказку? В каком темпе? Где меняется успокаивающая, размеренная интонация на быструю, напряжённую?»; «Подготовься к выразительному чтению стихотворения»; «Перечитай стихи, прислушайся к их звучанию. Чувствуешь ли ты их музыкальность?»; « Какую музыку (печальную, грустную, протяжную) ты смог бы подобрать к стихам?»; «Вспомни, что такое сравнение. Найди в тексте сравнение, которые помогают тебе ярче представить то, что описывается.»
  • Однако, можно было бы расширить круг качественных заданий (чтение по ролям, составление партитур).
  • Таким образом, в методическом аппарате к учебнику «Родная Речь» большая часть заданий сопровождается методическими требованиями, а не детальными комментариями по подготовке к выразительному чтению художественных произведений.
  • Глава III. Изучение и совершенствование выразительности речи младших школьников
  • Изучив научно-методическую литературу по проблеме, для достижения цели, решения поставленных задач исследования, доказательства гипотезы в соответствии с объектом, предметом исследования мы спланировали, организовали и провели экспериментальную работу.
  • Экспериментальная работа проводилась в период прохождения педагогической практики на 5 курсе, на базе школы № 1 города Нелидова, в 3 «А» и 3 «Б» классах. В эксперименте было задействовано 44 человека.
  • Практической работе с учащимися по выразительному чтению программных произведений предшествовало изучение экспериментатором методического аппарата учебника В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.Ф. Климановой «Родная речь». Экспериментальная работа велась попутно с изучением программных произведений на всех этапах эксперимента.
  • 3.1 Констатирующий этап эксперимента
  • Цель констатирующего эксперимента:
  • 1) выявить уровень выразительного чтения стихотворений
  • 2) зафиксировать индивидуальные особенности чтения лирических произведений;
  • 3) обработать полученные результаты констатирующего эксперимента.
  • Выявление уровня выразительности чтения стихотворений учащимися 3 класса на констатирующем этапе было проведено по следующим параметрам:
  • 1. Техника чтения: правильность произношения слов, правильность словесных ударений, темп чтения и четкость произношения.
  • 2. Выразительность: правильность логических ударений, интонация, правильность постановки пауз, изменение темпа чтения.
  • Для выявления степени выразительности чтения учащихся работали над программным произведением А.А.Блока «Ветхая избушка».
  • 1. Ученик сначала читал стихотворение про себя, готовясь к чтению вслух.
  • 2. Чтение произведения учащимися выразительно, пользуясь памяткой (Приложение ).
  • 3. Фиксация результатов в листе учета.
  • В процессе чтения экспериментатор отмечал элементы выразительности, заносил их в специальный лист учета с отметкой в соответствующих графах. Нами была разработана следующая система оценивания:
  • 4 балла - правильность произношения слов, словесных ударений, соблюден темп чтения, четкое произношение.
  • 3 балла - один недочет (одна ошибка в произношении слов и в постановке словесных ударений, не всегда меняется скорость чтения, недостаточно четкое произношение).
  • 2 балла - два недочета (две ошибки в произношении слов и в постановке словесных ударений, не всегда верно меняется темп чтения).
  • 1 балл - три недочета (три ошибки в произношении слов и в постановке словесных ударений, неверно меняется скорость чтения, нечеткое произношение).
  • 0 баллов - четыре недочета (неправильное произношение слов, неправильное словесное ударение, скорость чтения не меняется, нечеткое произношение).
  • Результаты констатирующего среза оформлены в виде таблицы (Приложение ).
  • В ходе анализа полученных данных в 3 «А» классе было отмечено следующее:
  • Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать