Усвоение основ живописи дошкольниками в процессе работы красками
p align="left">Во-первых, рисование доступ-но: поводил палочкой по песку - уже рисунок; взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй, где угодно - дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой, например, в сберкассе;

во-вторых, оно чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки;

в-третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточ-нить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания;

в-четвертых, оно выразитель-но: рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими труд-ностями, чем в словах, особенно маленьким детям; можно изобра-зить и выразить свои восторги, же-лания, мечты, фантазии, предчув-ствия, страхи, знания, суждения, открытия и многое другое;

в-пятых, рисование продуктив-но: рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок - это сделан-ная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их или повесить на стенку, или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассматри-вать. Рисование увлекательно, при-ятно и интересно.

Истинная же ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки (выставоч-ные, конкурсные, на оценку) созда-ют дети, а в том, как через творче-ство они преодолевают свои лич-ные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. Про-цесс (рисование как деятельная жизнь) не менее важен для ребен-ка, чем результат (рисунок). А ри-сунок, отделенный от автора, обретает новое значение - не только как продукт детского творчества, но и как объект иной, новой деятельно-сти (объект показа, изучения, коллекционирования).

Итак, детское рисование - это феномен творческой активности детей в возрасте от 1-2 до 10-11 лет, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции, важ-ные для целостного личностного развития ребенка. Необходимо по-этому при рассматривании и оцен-ке детских рисунков:

* обсуждать с ребенком рису-нок, а не его самого, его личность
(например: способный, неспособ-ный, неряха, аккуратист, глупый,
слабый, средний, гениальный ре-бенок и т. п.);

* оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных
возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивиду-альных особенностей и динамики его развития (движется ли ребенок в своем творчестве или остановил-ся, повторяет освоенное, репроду-цирует сам себя), а не в сравнении с другими детьми;

* необходимо точно опреде-лять цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответст-вии с этими обстоятельствами оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана собственными побужде-ниями, нашла она отзвук в душе ребенка или исполнена по прину-ждению; пользовался ребенок вспомогательным зрительным ма-териалом или работал по памяти, по воображению; был ли достаточ-ный выбор изобразительных средств и т. д.);

* выделять и оценивать: его об-щее настроение, сюжет, смысло-вую и эмоциональную трактовку, композиционное решение (выбор размера рисунка, расположение изображения в формате, выраже-ние степени подчиненности отдель-ных фигур - режиссура, масштаб-ные отношения, конфигурация форм, ритмическое и колористиче-ское решение), свободу владения изобразительным языком;

* поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, активность авторской позиции в отношении к изобража-емому, искренность эмоциональ-ных переживаний в творчестве, чуткость к природе изобразительных материалов и возможностям инструментов, изобретательность в поиске приемов изображения и способов выражения образов и на-строений, работу по совершенст-вованию своего изобразительного
языка;

* важно определять и учиты-вать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска; нужно помнить, что такие виды рисования, как срисо-вывание с образца, калькирова-ние с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствуют творчеству и худо-жественному развитию ребенка, а приводят к механическому вос-произведению чужих решений, служат распространению в дет-ском рисовании безликих шабло-нов и стереотипов;

* в самой оценке должно быть явлено доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содер-жание рисунка; она должна быть обстоятельно аргументирована и иметь позитивный характер, чтобы даже при определении недостат-ков открыть ребенку возможность для их преодоления, исключая при этом прямую подсказку в делании; в оценке также может быть выра-жено напутствие к дальнейшему творчеству и формулирование но-вых задач - тогда она будет инте-ресна, полезна, желаема и принята с доверием.

В педагогической практике нельзя забывать, что дети творят соответственно собственным по-требностям, а не "напоказ" и не-верно ориентировать их только на результат, подменяя поиск образцом, творчество - исполнением, желание - принуждением. В оцен-ке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творче-ство ребенка, а не послушное репродуцирование. Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушаются твор-ческие права ребенка, неверно ориентируется его художествен-ная деятельность и наносится ущерб его целостному личностно-му развитию. Это необходимо по-нимать и помнить всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.

2. Рисование красками как вид художественно-творческой

деятельности

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Рисование - более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация.

Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги.

Выражение в рисунке связного содержания требует овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг другу.

Своеобразием каждого вида изобразительной деятельности определяются задачи воспитания и развития.

Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.

Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.

Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.

Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.

У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям-осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

Начиная с младшей группы необходимо воспитывать у детей интерес к работам товарищей, доброжелательное отношение к ним, умение справедливо их оценивать. Воспитателю необходимо самому быть возможно более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои замечания в мягкой, доброжелательной форме. Только при этом условии он воспитывает дружелюбные товарищеские отношения между детьми.

Активность детей в процессе выполнения работы проявляется в хорошем темпе, непрерывности ее. В этом отношении в младших группах допустимы значительные индивидуальные отклонения: одни дети более быстры и активны, другие - медлительны, вялы. В средней группе возможно повысить требования к выполнению работы без отвлечений, стараться преодолевать замедленность темпа, свойственную некоторым детям. Добиваться этого следует терпеливо, настойчиво, но не предъявляя детям категорических требований в резкой форме. В старшей группе борьба с медлительностью и частыми отвлечениями от работы приобретает особое значение в связи с подготовкой к школе.

Необходимо заботиться не только о хорошем темпе работы, но и о тщательности ее выполнения, без спешки, которая мешает выполнять работу аккуратно, выразить полностью свой замысел, сделать ее законченной.

Аккуратность и тщательность выполнения работы зависит не только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования карандашом, кистью. Навыки по технике рисования связаны с развитием рук ребенка - координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу формы предметов или на построение узора, на украшение. Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада.

Немалое значение для развития движений имеют те трудовые навыки, которые дети получают в процессе подготовки к занятиям по изобразительной деятельности и уборки после них. С каждым годом пребывания в детском саду возрастают требования к ребятам как в отношении подготовки и уборки, как и в отношении обязанностей дежурных по группе.

У детей неизменно растет ответственность за каждое порученное им дело. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение.

Наряду с воспитанием у детей умения быть внимательными к указаниям воспитателя очень большое значение имеет развитие их самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека вредна - дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что вслед за чем выполнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя.

Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятий, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы - компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.

Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала.

3. Виды и техники нетрадиционного рисования

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Тычок жесткой полусухой кистью

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурностъ окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикаль-но. При работе кисть в воду не опускается. Таким об-разом заполняется весь лист, контур или шаблон. По-лучается имитация фактурности пушистой или колю-чей поверхности.

Рисование пальчиками

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага лю-бого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фанта-стический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого форма-та, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помо-щью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бу-маге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются сал-феткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю-бого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижима-ет пробку к штемпельной подушке с краской и нано-сит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю-бого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижима-ет печатку к штемпельной подушке с краской и нано-сит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск поролоном

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю-бого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижима-ет поролон к штемпельной подушке с краской и нано-сит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю-бого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижима-ет пенопласт к штемпельной подушке с краской и на-носит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

Оттиск печатками из ластика

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю-бого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижима-ет печатку к штемпельной подушке с краской и нано-сит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Оттиск смятой бумагой

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю-бого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижима-ет смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фак-тура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бума-га, акварель, кисти.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать