Физическая культура и развитие личности дошкольника

Физическая культура и развитие личности дошкольника

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ «ПРАЛЕСКА»

Многие прогрессивные деятели науки (И.М.Сеченов, И.Л. Павлов, П.Ф. Лесгафт и другие) утверждали, что физичес-кое и психическое выступают в человеке в единстве и во взаимосвязи, поэтому соответствующая организация двига-тельной деятельности может стать фактором формирова-ния личности в целом.

«Воздействуя на телесное комплексом специфических средств и методов, физическая культура также оказывает вли-яние и на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сфе-ры личности в силу единства и взаимной обусловленности функционирования материальных и духовных начал в чело-веке» (Н.Н. Визитей).

Даже самые простые движения дают пищу детской фанта-зии, развивают творчество. Творчество -- высший компо-нент в структуре личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Н.Н. Поддьяков и др.). Это одна из наиболее содержательных форм психической активнос-ти ребенка, которую ученые рассматривают как универсаль-ную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов детской деятельности. Это -- основ-ной способ существования и развития личности. Ребенок про-являет в нем свое понимание окружающего, отношение к нему, что помогает раскрыть внутренний мир, особенности его восприятия, представлений, интересов, способностей.

Наиболее распространенным толкованием творчества яв-ляется понимание его как деятельности, направленной на создание новых по содержанию и форме материальных, культурных и духовных ценностей, на развитие самой лич-ности.

Детское творчество -- первоначальная ступень в разви-тии творческой деятельности. Ценность его не столько в ре-зультате, в продукте творчества, сколько в самом процессе. «Важно не то, что создадут дети, - писал Л.С. Выготский, - важно то, что они создают, творят, упражняются в творчес-ком воображении и его воплощении».

Относительно ребенка Л.С. Выготский называет творчес-кой любую деятельность, результатом которой является не простое воспроизведение бывших в опыте впечатлений или действий, а проявление детского воображения, которое на-ходится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта ребенка.

Такая деятельность детей во многом зависит от их инте-ресов, склонностей, способностей, характера, темперамен-та. Их развитие и взаимное влияние во многом определяют творческую направленность личности. Немаловажную роль играют волевые проявления, среди которых особенно суще-ственны самостоятельность и инициативность. Именно са-мостоятельные действия, отмеченные личностным своеоб-разием, чаще всего относят к действиям творчества (Н.А. Ветлугина).

В процессе творчества формируется новая психология ребенка. Отличительными чертами ее являются креативное мышление, оценочная деятельность по отношению к явле-ниям окружающего мира, саморегуляция поведения, высо-кая адаптированность к изменениям внешнего мира, спо-собность самостоятельно разрешать внутренние конфлик-ты между желаниями и возможностями их удовлетворения.

Творчество дошкольника многообразно в своем прояв-лении. Двигательное творчество раскрывает ребенку мотор-ные характеристики собственного тела, формирует быстро-ту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Средством его развития могут выступать двигательные задания, с помощью которых дети входят в воображаемую ситуацию; посредством движения тела они учатся выражать свои эмоции и состоя-ния, искать какие-то композиции, создавать новые сюжет-ные линии, формы движений.

Характерной особенностью двигательного творчества дошкольника является его импровизационность. Подража-ние -- это «модель-толчок» для творческих проявлений ре-бенка. Именно так дети воплощают образы в движении, ис-пользуя элементы танца, имитационные, гимнастические движения, выступают в качестве персонажей игры, подчер-кивая их характерные черты, повадки, раскрывая игровой образ. Вместе с тем, оно может осуществляться и в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направлен-ной на получение новых сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Примерами такой деятельности могут быть игровые двигательные задания с проблемно-творчес-ким содержанием:

o разрешение двигательных парадоксов (дети находят способ выполнения действий в ситуации, нереальной для выполнения, например: придумывают, как пройти по при-поднятой веревочке и т.п.);

o придумывание новых способов применения физкультур-ных пособий (например: «рисование» мячом невидимого кон-тура цветка, раскачивание на мячике, как на качелях и т.п.);

o придумывание названий выполняемым движениям;

o угадывание выразительных походок;

o повторение действий, изображенных на картинке, а затем их «оживление»;

o загадки, ответы на которые передаются посредством движений и поз;

o игровые путешествия (дети входят в образ морских, лесных животных и т.п.);

o подвижные игры, направленные на развитие твор-ческой активности.

Диапазон двигательных проявлений ребенка достаточно широк и не сводится лишь к вариации двигательных обра-зов в ситуациях изменения способов выполнения действий. Двигательное творчество дошкольника отражает всеобщие формы креативности, свойственные человечеству в целом, и характеризуется следующими параметрами:

когнитивными (познавательными) -- способность дифференцировать целое на части, интегрировать из ча-стей целое (выделять формы взаимоотношений между ком-понентами движений, определять свойства частей целого и их соотношение, обобщать разнообразные представле-ния о мире движений);

проектно-конструктивными -- способность созда-вать, преобразовывать движения, изменять их структуру, вносить коррекции по ходу выполнения двигательного дей-ствия;

художественно-выразительными -- умение выра-жать через движения тела свои эмоции, состояния, раз-мышления, вызывать двигательные образы;

эстетическими -- способность достигать эмоцио-нального подъема и эстетического наслаждения, свободно-го, артистического выполнения двигательного действия.

Эти параметры необходимо учитывать при разработке раз-вивающих технологий физического воспитания дошкольни-ков.

Выявлены условия, необходимые для более успешного формирования творческой активности ребенка (Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко и др.):

обогащение жизненного опыта детей;

возбуждение интереса к процессу творческой деятель-ности;

наличие средств и способов достижения поставленной цели (обучение языку движений);

накопление опыта в разнообразных видах двигатель-ной деятельности и способах творческого самовыражения;

взаимосвязь формирования сознания и чувств;

благоприятное физическое и психическое состояние.

Необходимо учитывать их в работе с детьми.

Важная характеристика личности -- ее направленность, система ведущих мотивов поведения. Мотив -- побуж-дение к деятельности, связанное с удовлетворением потреб-ности. Потребности человека отражают требования внутрен-ней среды организма или внешних условий жизни и побуж-дают его к активности.

Мотивационно-потребностный подход к формированию личности рассматривает физическое воспитание как про-цесс создания у детей таких потребностей, которые поддер-живают и укрепляют здоровье, оказывают благоприятное воздействие на физическое и двигательное развитие. Осно-ву потребностей в физическом саморазвитии составляют сложнейшие биологические рефлексы: игровой, имитаци-онный и рефлекс свободы, которые тесным образом связа-ны с двигательной активностью.

Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни. В дошкольном учреждении решению этой задачи способству-ет система физкультурно-оздоровительной работы, направ-ленная на:

· укрепление здоровья детей;

· формирование систем и функций организма, обеспе-чивающих гармоничность физического развития;

· овладение детьми азбукой движений;

· формирование системы элементарных знаний о здо-ровом образе жизни;

· развитие двигательных способностей.

Составляющие системно-оздоровительной работы в дет-ском саду разнообразны. Приобщение детей к природе -- главный источник физического и духовного развития.

ФИЗКУЛЬТУРНО-оздоровительная работа, предлагаемая программой «Пралеска», включает в себя формы работы, орга-низованные воспитателем (специальные меры закаливания, утреннюю гимнастику, физкультурную минутку, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурное занятие, домашние задания по физической культуре, актив-ный отдых: спортивные досуги, праздники, дни здоровья), и самостоятельную двигательную деятельность детей, которая организуется в часы утреннего приема, после завтрака, меж-ду занятиями, на прогулке, после сна, на второй прогулке, в бытовой деятельности). Самостоятельные движения детей со-ставляют 2/3 их общей двигательной активности.

Основное содержание физического воспитания в дош-кольных учреждениях базируется на разных вариантах ходь-бы, бега, прыжков, лазания, метания; некоторых видах спортивных упражнений (плавание, ходьба на лыжах, ката-ние на роликовых коньках, езда на велосипеде); спортивных играх (футбол, хоккей, бадминтон, городки, баскетбол и др.); общеразвивающих упражнениях, элементах акробатики и ритмической гимнастики; подвижных играх.

Определенную часть двигательного режима составляют физические упражнения, специально подобранные для фор-мирования систем и функций организма, коррекционной работы с детьми. Нередко возникает необходимость в при-менении заданий на исправление осанки (деятельность, в процессе которой работают мышцы-разгибатели спины, живота, плечевого пояса, формируется функция равновесия); на развитие координационных способностей (появление по-очередных соотношений в работе рук и перекрестных в ра-боте рук и ног); на совершенствование двигательных уме-ний и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необыч-ных условиях). Хорошее тренирующее действие оказывают пешие переходы увеличивающейся продолжительности, спортивное ориентирование.

Разнообразная двигательная деятельность снимает утом-ление, накопившееся в организме, активизирует память, мыш-ление, развивает движения, а значит, обеспечивает организм ребенка резервными возможностями.

Очень важно приучить детей к самостоятельным заняти-ям физическими упражнениями, закрепить у них положи-тельное отношение к такому виду деятельности.

Продумывая содержание работы со своими воспитанни-ками, позаботимся о природной среде для развития детей, приобщении их к физической культуре -- как на участке дет-ского сада, так и за его пределами: в лесу, в парке, на тропе здоровья (специально оборудованной полосе горок, каме-нистых и песчаных тропинок), на маршрутах для туризма. Необходимо учить детей с благодарностью принимать дары природы, обращаться к ней за помощью, помогать ей.

Активность дошкольника во многом обусловлена его за-интересованностью. Необходим хороший эмоциональный фон, увлекательные физические упражнения и игры, вызы-вающие у детей желание заниматься по собственному по-буждению. При отборе двигательного содержания нужно предусмотреть достаточное разнообразие движений, поддер-живая этим интерес к подвижной деятельности. Полезно вносить дополнения, изменения к знакомому движению. Это потребует от ребенка новых физических усилий и сохранит интерес к упражнению. Во многом поддерживает заинтере-сованность детей постоянное нарастание трудностей: вы-полнение упражнения из разных исходных положений, с предметами или без них, большее количество раз и т.д. Это совершенствует двигательные умения, развивает сообрази-тельность, волю, характер. Играет роль и оценка правильно-сти выполнения упражнений детьми. Завышенная оценка без учета реальных возможностей ребенка не вызывает желания совершенствоваться. К оценке надо привлекать самих де-тей, предложив им указать, что удается в выполнении упраж-нения, а что не совсем хорошо получается.

Г.П. Лескова рекомендует особое внимание в оценке вы-полнения движений обратить на своевременность начала и окончания упражнения, правильность техники движения в соответствии с возрастными возможностями детей. Этот показатель особенно важен, так как создание первоначаль-ных двигательных умений является залогом овладения тех-никой упражнений в школе, становления спортивного мас-терства.

Вместе с тем важно стремиться к тому, чтобы педагоги-ческая оценка выполняла не только «ориентирующую функ-цию, но и стимулирующую» (Б.Г.Ананьев), вызывала желание к дальнейшей двигательной активности, ее совершенство-ванию. Этому способствует оценка ребенка с учетом «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский), а также сравнение сегодняшних успехов в области двигательной деятельности с прежними достижениями. Негативная оценка проявлен-ных физических способностей не должна переноситься на общую оценку личности («ты плохой»). Важно, чтобы оценка двигательной активности ребенка, его двигательных способ-ностей давалась с позиции любви, уважения, веры в его воз-можности. Немаловажную роль в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни играет пример взрос-лых (родителей, воспитателя). Здоровый образ жизни близ-ких ребенку людей становится образцом для подражания.

Физическая культура -- благодатная сфера не только для формирования потребности в здоровом образе жизни. При-общение к ней способствует возникновению и развитию ряда потребностей и мотивов (сохранение положительных взаи-моотношений с взрослыми и сверстниками, самоутверж-дение, самолюбие, нравственные мотивы). Значимую роль при этом могут сыграть подвижные игры с двойным прави-лом («Пятнашки с колдуном», «Палочка-выручалочка» и др.), где непосредственное побуждение ребенка «не дать себя оса-лить» преодолевается активно, практически моральным мо-тивом -- помочь «заколдованному» товарищу, освободить его.

На основе стремления к самоутверждению у детей в игре возникает и соревновательный мотив (выиграть, поводить, быть лучше других). Это стремление нетрудно заметить в группе «Фантазеры» у старших дошкольников, что связано с ов-ладением ими играми с правилами, спортивными играми, включающими в себя элемент соревнования.

Соревновательный мотив и мотив самоутверждения яв-ляются проявлением потребности дошкольника в призна-нии его не только со стороны взрослого, но и сверстников. Депривация (ущемление потребности в признании) негатив-но сказывается на психическом развитии ребенка, ведет к неуверенности, рождает «комплекс неполноценности», зас-тенчивость, а порой и агрессивность. Вот почему так важно своевременно предотвратить ее появление. Если депривация все же возникла, смягчить ее последствия можно путем использования разных видов деятельности ребенка, в осо-бенности спортивно-физкультурной. Для этого необходимо предварительно изучить воспитанников, их возможности, интересы, отыскать наиболее верную тропинку для удовлет-ворения потребности в притязаниях каждого. Для одного ребенка такой «тропинкой» может оказаться успех в езде на велосипеде, для другого -- игра в шахматы, для третьего - плавание... Важно знать, как помочь не уверенному в себе малоподвижному дошкольнику, какое физическое упражне-ние поможет ему самоутвердиться.

Формирование мотивационной сферы ребенка тесно связано с развитием его самосознания и самооценки.

Самооценка -- компонент самосознания, проявляющий-ся в оценке своих физических и психических возможнос-тей, качеств, своего положения среди других людей. Она вы-ступает условием и средством становления таких итоговых образований самосознания, какими выступают «Образ Я» и «Я - концепция».

«Центральное, ядерное образование личности», -- так не без основания все чаще говорят психологи о самооценке (Е.В.Кучерова, АВ.Захарова, В.С.Мухина, В.М.Слуцкий и др.).

Самооценка в значительной степени определяет актив-ность личности, отношение к себе и другим.

Характеризуя самосознание и самооценку детей дошколь-ного возраста, Л.С. Выготский писал - «Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как общественного от-ношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобще-ния отношений к окружающим и понимания своей ценнос-ти у ребенка этого возраста нет. Следовательно, к семи годам возникает ряд сложных психологических новообразова-ний»... Однако нельзя считать, что до кризиса 7 лет ребенок себя не осознает и совсем не оценивает. Это осознание но-сит недифференцированный характер и отличается общи-ми чертами: «Я -- самый сильный», «Я -- самый ловкий» и т.п. Изучение самооценки на рубеже старшего дошкольного воз-раста показывает, что именно в этот период происходит ка-чественный скачок в изменении отношения ребенка к само-му себе. Возникает оценка на почве желания получить одоб-рение взрослого и таким образом сохранить эмоциональ-ное благополучие (Л.И. Божович). Основными факторами формирования самооценки признаются: собственная актив-ность личности, оценка окружающих людей, умение правиль-но оценивать действия других. Складывается самооценка на основе опыта, который ребенок приобретает в результате функционирования своего тела, оценок социального окру-жения, культурных норм, стереотипов, эталонов физическо-го и двигательного развития.

Сенсорная организация двигательной активности и ее ка-чественная самооценка ребенком (ощущения, чувства, обра-зы) являются ведущим фактором в его физическом образо-вании. Формирование самооценки субъективного «Я» в процес-се двигательной деятельности предполагает: привлечение внимания ребенка к «картине мира» окружающей его при-роды; привлечение внимания ребенка к его способностям создавать собственный художественный образ -- образ «кра-сивого тела»; визуализация ребенком красивого двигатель-ного поведения окружающих взрослых (Л.Е.Симошина).

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать