Формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей посредством тренинговых занятий

Формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей посредством тренинговых занятий

2

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ 9
  • 1.1. Проблема ценностей и ценностного отношения в науке 9
  • 1.2. Особенности формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей 25
  • Выводы по первой главе 40
  • ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИГОВЫХ ЗАНЯТИЙ 43
  • 2.1. Описание выборки и методов исследования 43
  • 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей 48
  • 2.3. Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей 61
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
  • Библиографический список 78
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Коренные преобразования, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия в различных аспектах жизнедеятельности людей, привели не только к изменениям в экономических и политических сферах жизни общества, но и в значительной степени социокультурной ситуации в целом. Многие духовные, нравственные ценностные ориентиры и установки, которые на протяжении не одного десятилетия обусловливали гармонизацию жизни и деятельности людей, всю систему взаимоотношений человека с миром, оказались утраченными. В результате, то, что совсем недавно воспринималось человеком в качестве незыблемых постулатов, либо полностью отвергается, либо вызывает сомнение в его «полезности», значимости. Согласно точке зрения Д.А. Леонтьева: «Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум и многие другие симптомы социальной патологии, возникающей на почве перелома ценностной основы, смыслового голодания и вывиха мировоззрения... » [24, с.15]. При этом, утрачивая веру в старые ценности, человек теряет объекты для своей проекции вовне. Это приводит к тому, что он замыкается в себе, а окружающий мир становится для него чуждым и даже враждебным. Кризис смыслообразующих жизненных и профессиональных ценностей может привести к кризису идентичности, который, в свою очередь, нередко сопровождается духовным вакуумом. И как результат этого - деформация самосознания человека, отчуждение личности от собственной истории, утрата смысла жизни и профессиональной деятельности, перспектив развития [8].

Современный этап развития образования характеризуется возрастанием приоритета человеческого фактора, усилением внимания к личности учителя, необходимости его социально-нравственного развития. В концепции модернизации российского образования до 2010 г. отмечается, что готовность человека к выбору в ситуациях неопределенности становится необходимой предпосылкой его социальной и профессиональной успешности, основания которой должны закладываться образованием. Для этого необходим педагог, ориентированный на базовые ценности своей профессиональной деятельности и способный к такому проектированию образовательной среды, которая предполагает возможность самоопределения, как для учащихся, так и для самого учителя.

Однако ценности являются ориентиром в деятельности и поведении педагога только при условии сформированности у него ценностного сознания, отношения и установок.

Ценностные отношения педагога определяют его эмоционально-психологическое состояние, удовлетворенность и наполненность жизни, ее смысл, а система ценностей регулирует поведение и деятельность, определяет мотивационно - потребностную сферу, направленность личности, готовность руководствоваться этими ценностями в профессиональной деятельности [25].

Обращение к категории «ценностное отношение» как специфическому образованию в структуре педагогической деятельности учителя предполагает внедрение образовательных технологий, обеспечивающих развитие ценностной сферы личности студента, способного следовать этическим и нравственным нормам общества.

Целенаправленному формированию у студентов ценностного отношения к педагогической деятельности как внутренней позиции личности посвящены работы С.Ф. Анисимова, В.Г. Асеева, Т.С. Буториной, З.И. Васильевой, А.В. Кирьяковой, А.Г. Козловой, И.А. Колесниковой, Т.Н. Мальковской, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, А.П. Тряпицыной, Е.Н. Федоровой, Н.Е. Щурковой и др. Характерной чертой данных исследований является их ориентация на ценностную сферу субъекта деятельности.

Проблемное поле поиска смыслового инварианта ценностного отношения к педагогической деятельности у студентов связано с психолого-педагогическими проблемами аксиологического становления его внутренней позиции и рефлексией на педагогическую деятельность как ценность [10]. Однако в данном контексте педагогическая теория и практика вступают в серьезные противоречия:

- между сохранением ориентации педагогического образования на предметно-содержательный результат деятельности будущего учителя и необходимостью развития у студентов гуманистической и аксиологической направленности личности;

- между необходимостью психолого-педагогического обеспечения процесса формирования ценностного отношения к педагогической деятельности будущих учителей и недостатком теоретически осмысленных и апробированных подходов к его осуществлению;

- высокими требованиями, предъявляемыми к личным качествам выпускника педагогического колледжа и недостаточной теоретической проработкой условий системного применения образовательных технологий, направленных на развитие у студентов ценностной сферы личности, ее гуманистической направленности как перспективы формирования личностного смысла ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности.

Выявленные в процессе исследования противоречия определили проблему, которая состоит в поиске эффективных средств, методов, приемов позволяющих интенсифицировать процесс формирования у студентов колледжа, будущих учителей, ценностного отношения к профессиональной деятельности как системообразующей ключевой ценности (в центре базовые общечеловеческие ценности, в том числе ценность человека и его деятельности).

Проблема исследования обусловила выбор темы: «Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей посредством тренинговых занятий».

Объект исследования - ценностные отношения.

Предмет исследования - ценностное отношение к профессиональной деятельности у будущего учителя и его формирование посредством тренинга.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка действенности тренинговых занятий как средства формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущего учителя.

Гипотеза исследования: ценностное отношение к профессиональной деятельности у будущего учителя посредством тренинга будет сформировано, если:

1) содержательный аспект образовательной подготовки студентов в рамках реализации программы тренинга отражает значимость педагогической деятельности как социопедагогического феномена и системообразующей ключевой ценности;

2) содержательный аспект реализации тренинговых занятий включает использование методов и приемов, направленных на активизацию психологических механизмов, обеспечивающих присвоение и осмысление студентами колледжа ценностей профессиональной деятельности;

3) личностный смысл как особое психолого-педагогическое образование и как форма связи между будущей профессиональной деятельностью и ценностным отношением к ней выступает в качестве сущностной составляющей данного вида отношения.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотрение теоретической сущности понятий «ценность» и «ценностные отношения» на основе анализа психолого-педагогической и философской литературы.

2. Изучение особенностей формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей.

3. Выявление уровня сформированности отдельных компонентов ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей.

4. Обоснование и разработка программы тренинговых занятий, направленных на формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей.

5. Осуществление экспериментальной проверки действенности программы тренинга как средства формирования ценностного отношения к педагогической деятельности у студентов колледжа, будущих учителей.

Методологической и теоретической основой исследования являются общеметодологические положения отечественной психологии: концептуальные подходы в понимании общественной и гуманистической сущности человека (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Э. Франкл и др.); теории личности, личностных смыслов, сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); идеи о сущности развития и саморазвития личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов и др.). Теоретической основой исследования являются: теория ценностей (А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, М. Рокич, В.А. Сластенин, В.П. Тугаринов и др.); теория мотивов и потребностей личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Н.А. Асташев и др.); философские, психологические и педагогические теории отношений (О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Мясищев и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовалась совокупность взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов: системный анализ научной и методической литературы с целью выявления исходных положений исследования, абстрагирование, обобщение педагогического опыта. Для определения базового и сформированного уровней ценностного отношения к педагогической деятельности у студентов колледжа, будущих учителей, в исследовании использовались: опросная методика для определения уровня профессиональной направленности студентов (автор Т.Д. Дукбовицкая); ранжирование ценностей по методике М. Рокича; методика незаконченных предложений по изучению педагогического сознания (автор С.В. Пазухина); методы математической обработки первичных данных (статистическая обработка результатов эксперимента и их анализ, графическая интерпретация результатов исследования и др.).

Новизна исследования заключается в раскрытии содержательной сущности и механизмов формирования ценностного отношения будущего учителя к профессиональной деятельности как системообразующей ключевой ценности; разработке программы тренинговых занятий, обеспечивающих присвоение и осмысление студентами колледжа, будущими учителями ценностей профессиональной деятельности как условия из личностного и профессионального саморазвития.

Теоретическое значение работы выражается в систематизации исследований по проблеме формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности как внутренней позиции личности студентов колледжа, будущих учителей.

Практическое значение работы состоит в том, что вопросы, которые в ней разрешались, непосредственно связаны с актуальными проблемами психолого-педагогического сопровождения процесса формирования отдельных составляющих аксиосферы студентов колледжа в период их профессиональной подготовки. Разработанная программа тренинга может использоваться практическими психологами при организации профилактической и развивающей работы со студентами педагогических учебных заведений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

1.1. Проблема ценностей и ценностного отношения в науке

Коренные преобразования, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия в различных аспектах жизнедеятельности людей, привели не только к изменениям в экономических и политических сферах жизни общества, но и в значительной степени социокультурной ситуации в целом. Многие духовные, нравственные ценностные ориентиры и установки, которые на протяжении не одного столетия обусловливали гармонизацию жизни и деятельности людей, всю систему взаимоотношений человека с миром, оказались утраченными [40]. .

Если обратиться к научным исследованиям, то можно отметить, что проблема воспитания ценностных основ личности является одним из направлений многочисленных исследований ученых различных областей как исторически складывающегося научного знания о человеке, так и современного человекознания (философов, психологов, педагогов, социологов и т.д.). Проблема духовности, нравственности человека, его ценностных ориентиров считается одной из вечных проблем, порожденных самим ходом исторического развития цивилизации. Еще древние мыслители, философы, такие как Платон, Аристотель, Демокрит и другие поднимали вопросы о воспитании духовного начала в каждом человеке. Проблеме ценностного развития личности посвящен целый ряд работ выдающихся мыслителей - это Т. Мор, И. Кант, С. Пеппер, Д. Дьюи, М. Шелер и многие другие.

В целом, проблема изучения ценностной сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом изучения различных наук, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке. Вместе с тем, до сегодняшнего дня нет единого представления о сущности понятия «ценность» (всего насчитывается около ста различных его определений). При этом большинство современных трактовок понятия «ценность» сводятся, как правило, к позитивной значимости чего-либо для субъекта. Именно такое его определение дал еще в 60-е гг. ХIХ столетия немецкий философ Герман Лотц [3]. .

В психолого-педагогической литературе данная проблема рассматривается с позиции различных школ и направлений, которые придают понятию "ценность", как составляющей личности, неодинаковое значение.

Основатель психоанализа З. Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась, так как "Супер-эго" представляет собой хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установлений, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей или цензором деятельности и мыслей «Эго», устанавливая для него определенные границы.З. Фрейд в своих работах указывает на три функции "Супер-эго": совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. По его мнению, задачей совести является ограничение, запрещение сознательной деятельности; задачей самонаблюдения - оценка деятельности независимо от побуждений и потребностей «Ид» и «Эго». Формирование идеалов связано с развитием самого «Супер-эго». По мнению З. Фрейда, "Супер-эго" ребенка в действительности конструируется по модели "Супер-эго" его родителей: оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиции и переживающих время суждений ценности, которые передаются, таким образом, от поколения к поколению. По З. Фрейду, основные потребности и мотивы поведения самой личности неосознаваемые и находятся в состоянии конфликта с социальными нормами [41].

По мнению одного из наиболее известных неофрейдистов Э. Фромма, предпринимавшего попытки социологизировать теорию Фрейда, убеждения и ценности не даны личности в готовом виде, не приняты ею от общества пассивно, они являются результатом усилий и интеллектуальных достижений в процессе бесконечного жизненного экспериментирования. У каждого человека имеется потребность в ценностях, которые направляют его поступки и чувства. Он делит их на две категории:

а) официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности;

б) действительные, бессознательные (порожденные социальной системой).

Вторая группа является непосредственными мотивами человеческого поведения. Расхождение между осознаваемыми и неэффективными ценностями, с одной стороны, и неосознаваемыми и действенными - с другой, опустошает личность, которая начинает испытывать чувство вины. Именно поэтому, по мнению Фромма, необходимо «взращивание» таких ценностей, при наличии которых человек мог бы отказаться от социальной маски и обнажить свои подлинные потребности, реализация которых будет способствовать его развитию.

Таким образом, для теории З. Фрейда и его последователей свойственно рассмотрение врожденности и фатальности механизмов развития личности, а также противоречие между потребностями личности и социальными нормами [2].

Проблема регулятивной роли высших человеческих ценностей ставится и представителями гуманистической психологии. Центральным звеном теории личности А. Маслоу является самоактуализация - стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которое является высшей ступенью в иерархии потребностей. По А. Маслоу, все самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации "бытийных" ценностей, для них эти ценности выступают как жизненно важные потребности.А. Маслоу полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому человеку, а так называемые "высшие ценности" существуют в самой человеческой природе. Он выделяет две группы ценностей:

а) б-ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность);

б) д-ценности (дефициентные ценности) - низшие ценности, поскольку, они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности, которая неудовлетворена или фрустрирована.

Таким образом, ценности, по А. Маслоу, являются частью мотивационно - потребностной сферы, однако они рассматриваются без учета определяющей роли социальных и исторических факторов развития личности [41].

Концепция личности В. Франкла, сложившаяся в рамках экзистенциальной психологии, по многим своим положениям близка к взглядам "гуманистов". Созданная им теория экзистенциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности. Центральным звеном этой системы выступает понятие "смысл жизни".В. Франкл считает, что, важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент. Согласно В. Франклу, смысл жизни можно обнаружить тремя путями: 1) совершая дело (подвиг); 2) переживая ценности; 3) путем страдания. Исходя из этого, им выделяются три группы ценностей:

а) Первую группу составляют ценности творчества - наиболее естественные и важные, но не необходимые. Основным путем их реализации является труд. Смысл труда заключается в том, что человек привносит в свою работу как личность.

б) Вторая группа - это ценности переживания. По В. Франклу, богатым ценностным потенциалом обладает любовь. Любовь, по мнению ученого, является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Однако любовь не есть необходимое условие для осмысленности жизни.

в) Наиболее значимыми являются ценности отношения. Эта группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Ценности отношения делятся на три категории: осмысленное отношение к боли, вине и смерти. В отличие от экзистенциализма, В. Франкл рассматривает эти категории с оптимистической позиции, утверждая, что нет трагических и негативных аспектов, которые не могли бы посредством занимаемой по отношению к ним позиции быть превращены в позитивные достижения.

Таким образом, ценности как предмет психологического исследования занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания [6].

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать