Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
римерные показатели для оценки уровня игры подобраны авторами программы «Развитие» в соответствии с пониманием закономерностей развития игровой деятельности и стратегии ее формирования, заложенными в программе «Развитие» и методических рекомендациях к ней.

Оценка уровня игры выносилась на основе обобщения результатов постоянных наблюдений за свободной самостоятельной игрой детей. Существенным подкреплением оценки уровня сюжетной игры ребенка служило его поведение в совместной со взрослым игре-придумывании.

Оценку уровня игры осуществляла 3 раза в год:

q в ОКТЯБРЕ, где оценивался уровень игры, руководствуясь выделенными показателями, и, в зависимости от оценки, для каждой группы детей (с низким, средним, высоким уровнем) подбирала соответствующие приемы, способствующие дальнейшему продвижению и активизации самостоятельной игры детей (т.е. осуществление дифференцированного подхода к детям);

q в ФЕВРАЛЕ, когда очередная оценка позволила определить успешность продвижения детей, скорректировать свою тактику, определить, кто из детей в большей мере нуждается во внимании;

q в МАЕ осуществлялась итоговая оценка, которая является как характеристикой общего продвижения детей, так и свидетельством эффективности работы.

Прежде, чем проводить диагностику уровня игровой деятельности, было необходимо на основе наблюдений за самостоятельной деятельностью детей установить степень развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенного климата коллективных взаимоотношений в игре, чтобы четко знать ЧТО и КАК формировать у конкретного ребенка, т.е. наметить задачи по формированию личности ребенка и задачи по развитию его игровых навыков, в частности.

Так, по степени развития детских знаний и игровых умений, необходимых для поддержания дружеских взаимоотношений в игре, я условно выделила четыре подгруппы детей. (см. описание каждой подгруппы в теоретической части исследования, стр.10-11).

Количество детей

%

Первая подгруппа

6

33%

Вторая подгруппа

5

28%

Третья подгруппа

3

17%

Четвертая подгруппа

4

22%

Из графика видно, что возрастная группа, состоит на 33% (6 чел.) из детей активных, общительных, дисциплинированных, с достаточным запасом знаний и умений, из этих детей есть ребята, которые не всегда изъявляли желание выполнять второстепенные роли и по этому поводу спорили, но к замечаниями взрослого прислушивались; 28% (5 чел.) - дети молчаливые, немного замкнутые, почти не играющие с другими детьми и имеющими недостаточные изобразительные умения; 17% (3 чел.) - дети неуравновешенные, легко возбудимые, они постоянно конфликтовали с товарищами, не считались с их мнением; 22% (4 чел.) - это несколько пассивные ребята, имеющие недостаточно развитые навыки самоорганизации, частично умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний: эти дети не нарушали дисциплину.

Итак, далее результаты констатирующей диагностики по определению уровня игровой деятельности.

Дата диагностики:

ОКТЯБРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАЙ - старшая группа - 18 человек (2002-03 уч. год)

Анализ полученных результатов диагностики в ОКТЯБРЕ 2002-03 уч.года позволяет говорить, что все дети, в основном, испытывали сложности различной степени при построении взаимоотношений, возникающие конфликты часто происходили из-за непонимания и нежелания слушать партнера по игре, при распределении ролей с трудом могли договориться друг с другом, пытались перекричать своего собеседника, доказывая своё мнение; эмоциональное состояние партнеров не брали во внимание, нередки случаи некорректного и неадекватного отношения друг к другу (отсутствие чувства сопереживания другому и умения радоваться за успех играющих).

Так, сравнительные (количественные и качественные показатели) диаграммы представляют возможным сказать, что наметилась положительная динамика с ОКТЯБРЯ по МАЙ 2002-03 уч.года (увеличивается количество детей с высоким уровнем, идет снижение с низким уровнем, хотя показатели среднего уровня остаются неизменными 67% (12 человек), происходят изменения в высоком и низком уровнях за счет того, что «плавает» количество из низкого средний высокий) в плане развития сюжетно-ролевой игры, игровых взаимоотношений и показателей усвоения социально-приемлемых форм поведения.

Если сравнить количественные и качественные результаты за МАЙ 2002-03 и ОКТЯБРЬ 2003-04 уч.годов, то можно увидеть, что динамики не отмечается.

МАЙ, 2002-03 уч.год

Старшая группа

ОКТЯБРЬ, 2003-04 уч.год

Подготовительная группа

Высокий уровень

22%

22%

Средний уровень

67%

67%

Низкий уровень

11%

11%

Данный факт можно обосновать тем, что срез проводился в МАЕ месяце почти перед самым отпуском детей и еще фактор, повлиявший на это - в летние месяцы акцент определяется на оздоровление дошкольников. Целенаправленная и планомерная работа продолжилась с СЕНТЯБРЯ, а уже в начале ОКТЯБРЯ проводилась диагностика, именно по этому, думаю, динамики за выделенный период не наметилось.

2.2 Формирующий эксперимент

Исходя из результатов констатирующей части исследования, когда были выделены и условно определены четыре подгруппы детей, основание для объединения в которые послужили степень развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенного климата коллективных взаимоотношений в игре, были обозначены и подобраны наиболее эффективные педагогические приемы (при руководстве ролевыми играми этих групп детей), способствующие воспитанию у всех ребят устойчивых моральных чувств, формированию представлений о коллективе, умений и навыков коллективной жизни, которые постепенно превратятся в последствии в привычные и осознанные отношения доброжелательности, взаимопомощи.

Подробно изучив результаты констатирующего исследования об уровневых показателях сформированности игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил, мною были продуманы этапы работы по социально-нравственному развитию старших дошкольников посредством игровой деятельности ( в частности, посредством сюжетно-ролевых игр). (см. Приложение. Схема 2).

Работа предполагала 4 этапа:

1 этап. Детальное изучения индивидуально-типологических (темперамент), психологических и социальных особенностей каждого ребенка своей группы.

Совместно с педагогом-психологом разработали систему мероприятий, определились с методами исследования особенностей взаимоотношений детей:

q наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности

q особенности познавательного развития детей, т.к. успех или неуспех ребенка в познавательном плане оказывает немаловажное значение на характер и содержание взаимоотношений и общение ребенка

q социометрические исследования, необходимые для определения социального статуса каждого ребенка в группе

q беседы с родителями (особенности воспитания в конкретной семьей)

q изучение социально-бытовых условий каждого ребенка (состав семьи, образование родителей, материальная обеспеченность - благоустроенная квартира или нет, наличие отдельной комнаты, места для игр, игрушек и т.д.).

q также учитывали медицинские диагнозы каждого ребенка

Хотелось бы отметить важность полученных результатов о семьях детей. Сложившаяся политическая, экономическая, культурная и социальная ситуации в нашей стране, городе во многом определяют содержание и характер семейного воспитания, т.к. год от года меняется и характер иерархии ценностей, нередки случаи, когда для семейного окружения ребенка на первый план выходят не интеллектуальные и духовные ценности , а материальное благополучие ( хотя они играют, несомненно, важную и значительную роль в воспитании детей). Ребенка окружают не только дети детского сада, но и конечно, семья. Атмосфера семейной жизни накладывает значительный отпечаток на мировоззрение, поведение ребенка, на содержание и характер его взаимодействия с окружающими людьми и способы построения им коммуникативных отношений. В связи с этим следовал

2 этап - разработка плана мероприятий с родителями, который позволил найти точки соприкосновения в воспитании и обучении детей, т.е. определить преемственность в семейном и специально организованном обучении (в детском саду).

3 этап - формирование у детей умений и навыков игрового взаимодействия посредством целенаправленного и планомерного руководства развитием сюжетных линий в ролевых играх.

4 этап - отслеживание промежуточного результата с целью корректировки тактики проводимой работы.

Более детально хотелось остановиться на 3 этапе проводимой работы, так как именно этому посвящено это исследование.

В своей работе я постоянно помню, что игра для ребенка - желанное, интересное, увлекательное занятие. Моя задача, как воспитателя, сделать эту игру полезной, обучающей способам взаимодействия и сотрудничества, дающей возможность формировать определенные навыки общения детей друг с другом.

Игра - средство «проработки» знаний и должна носить коллективный характер, т.е. необходимо каждого ребенка включить в общую игру. Но здесь надо помнить, что коллективная игра - это не когда каждый из детей должен подчиняться коллективу, а коллектив - плану воспитателя, - это творческий процесс, в котором каждый играющий воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

«Хорошая» игра развивает у ребенка способности взаимодействовать с другими людьми:

q во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия

q во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Считаю, что целью педагогических воздействий по отношению к игре должно быть формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях (3-5 человек).

В своей работе стараюсь четко следовать принципам организации сюжетной игры:

1. первый принцип - воспитатель должен играть вместе с детьми, должен занять позицию «играющего партнера, который умеет интересно играть».

2. второй принцип - воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. третий принцип - при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.

Одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей, на мой взгляд, является обеспечение соответствующих условий: игровой полифункциональный материал, игрушки, организация подготовительного периода игры в непринужденной форме совместного с детьми придумывания разнообразных событий, связанных с привлекательной темой, что позволяет детям в последующей самостоятельной игре творчески развертывать новые содержания и т.д.

Уверена в том, что для возникновения сюжетно-ролевой игры, предполагающей устойчивую увлеченность детей ее темой, игра, в процессе которой усложняются действия и взаимоотношения между участниками, необходимо воспитывать интерес к ней, помочь детям получить радость и удовольствие от игры, пробудить стремление играть большим коллективом, сочетая свои интересы с интересами товарищей

Важнейшим направлением в развитии игровых взаимоотношений и овладении социальных норм и правил считаю, прежде всего, воспитание у детей глубоких познавательных интересов путем всемерного расширения круга детских впечатлений и знаний об окружающей жизни и создания у ребенка таких ярких образов, которые он стремился бы воплотить в игровом действии. Лишь раскрывая в процессе детской деятельности сущность социальных взаимоотношений людей и создавая положительное эмоциональное отношение к знаниям о современности, решала задачу формирования у старших дошкольников более устойчивых и осознанных чувств, более четких представлений о доброте, долге, ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимопонимании.

Очень интересными, с точки зрения детей, и воспитательно-значимыми, с моей точки зрения, стали для детей старшего дошкольного возраста игры-фантазирования, которые являются разновидностью сюжетных игр и являются эволюционным этапом в развитии линии сюжетных игр. Такие игры заключаются в построении новых цепей событий, воображаемого и реального мира.

Совместная игра-фантазирование полезна для развития воображения, творчества, способствует формированию способностей детей понимать друг друга, согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с партнерами, несомненно, обогащает их эмоциональную и нравственно-приемлемую жизнь. В основе этих игр лежит совместное сюжетосложение. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнера - сверстников - пояснять какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

Этот вид игры преимущественно протекает в речевом плане, с крайне свернутыми предметными и ролевыми действиями. (см. Приложение. Схема 4)

Любую игру-фантазирование начинаем с пересказа, беседы по содержанию сказки, отмечаем характерные особенности героев, дети высказывают свои мнения о героях и их поступках (таким образом, дети учатся оценивать поведение героев со стороны, тем самым, оценивая и себя с позиции норм морали. Подобные обсуждения полезны и эффективны, т.к. выслушивая мнения друг друга, дети, учатся слушать и слышать собеседника, осваивают умение отстаивать свое мнение и при необходимости признавать свою неправоту), а затем, детям предлагается придумать новую сказку немного не похожую на известную. Так мы совместно с детьми приходим к мнению, какую же сказку мы будет придумывать. (учатся согласовывать свои мысли и поступки с другими партнерами по игре, так отрабатывается умение договариваться, умение уступать и решать конфликтные ситуации адекватными социально приемлемыми способами)

Придумывание начинаем не совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных сказок.

Обычно для этого использую волшебные сказки, так как, на мой взгляд, сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла. И важно, что все сказки имеют общую сюжетную схему: 1)обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается( или уходит сам) за ним ; 2) герой встречается с «дарителем-обладателем» волшебного средства и для получения его герой проходит испытания ( на доброту, смелость, смекалку т.д.); 3)герой с помощью подаренного волшебного средства достигает искомый объект ;4) герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание ( сражается с противником или решает задачи) 5) герой побеждает ;6) герой возвращается домой получает свою награду.

При сложении новых сказок сохраняем общую смысловую канву, и заменяем конкретных персонажей и их действия , в зависимости от смысла - и получается новая сказка Пример. Мне бы хотелось остановиться на развертывании детьми известной и любимой сказки Шарля Перро «Красная шапочка».

1) Красной Шапочки сначала не было, была просто девочка, которой исполнилось 6 лет и пришли гости на ее День рождения,2) волк - тоже приглашенный добрый, веселый гость, 3) бабушка не заболела, просто пригласила Красную шапочку в гости на следующий день и т.д. На протяжении всей придуманной сказки действия героев соответствовали придуманному детьми сюжету. (так, формируется умение подчинять свои мысли коллективному мнению, умение договариваться о содержании и не вступать при этом в конфликт, умение эмпанировать героям, сочувствовать и сопереживать им. Оценивать своих героев и их поступки с позиции морали)

При преобразованиях сказки используем весь арсенал известных детям персонажей и коллизий - сначала из других сказок, а затем и из реальных историй, кинофильмов и т.д.

В такой игре, кроме активизации воображения ребенка, на мой взгляд, еще есть очень важный момент: он начинает понимать, что замыслы партнеров могут сильно отличаться от его собственного, ребенок оказывается перед необходимостью объяснить свой замысел, изменить его в соответствии с предложениями других участников, т.е. учится понимать других детей.

Игра-придумывание занимает не более 10-15 минут и проходит в спокойной, доверительной атмосфере.

Когда дети овладели умением совместно комбинировать разнообразные события, предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам-разноконтекстные роли (Пример: Нептун и летчик, которые совместно , каждый в своей стихии - летчик с высоты птичьего полета, а Нептун в глубинах океана - отыскивают затонувшую лодку и т.д. Так, дети объединяют разноконтекстных героев: из воображаемого мифического мира и реальной жизни, и здесь же - героев разных стихий - земли и воды.

Очень эффективны в нравственном плане придуманные «настоящие истории». Выбираем вместе с детьми содержание для таких историй ( о ком , о чем она будет), опираясь на детские интересы (на основе интересных для них телепередач, ситуаций из их жизни, яркое эмоциональное происшествие), что стимулирует всех участников игры к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов.

Пример: рядом с детским садом в дом приехала бригада Службы спасения. Детей этот факт заинтересовал, а потом по приходу с прогулки дети долго обсуждали и прикидывали возможные варианты приезда Службы спасения (пожар?, потоп?, несчастный случай?… масса других предположений). Таким образом, возникла ситуация-история, которую можно домыслить, дофантазировать в целую историю, которую можно разыграть, формируя при этом положительные взаимоотношения, эмпатические чувства, чувства поддержки и взаимопомощи, способы коммуникативного взаимодействия. Совместное обсуждение начального эпизода этой истории (герой, ситуация и т.д.), далее я, как воспитатель, занимала позицию скорее наблюдателя, нежели активного участника игры.

«Проигранная» сказка или рассказ из реальной жизни сначала в речевом плане, нередко переходил в ролевое проигрывание с предметами-заместителями и всеми вытекающими атрибутами. В самостоятельной игровой деятельности дети обыграли увиденную и развернутую ими в речевом плане историю: самостоятельно выбрали и распределили роли, определились с атрибутами и начали жить в образах.

Таким образом, игра-фантазирование развивает творчество детей и способствует формированию навыков взаимодействия и общения в процессе детской сюжетно-ролевой игры.

Вследствие того, что предложенное (детально и поэтапно описанное авторами программы «Развитие») средство еще недостаточно широко используется в практике работы воспитателей в социально-нравственном аспекте воспитания дошкольников, в силу этого, осуществлять руководство грамотно, целенаправленно и планомерно подобными играми-фантазиями достаточно сложная работа, именно поэтому, у воспитателей возникает масса ошибок и неточностей при осуществлении этой разновидности работы. Поэтому, в данном исследовании руководство игрой-фантазированием, более или менее, подробно рассмотрено, ведь, оно является лишь малым, но весьма воспитательно-значимым и практико-эффективным, с моей точки зрения, средством социально-нравственного воспитания дошкольников.

В работе по формированию навыков построения и поддержания дружеских взаимоотношений, умение детей согласовывать свои интересы с интересами других детей, умение помочь товарищу в осуществлении замысла, умение прислушиваться к мнению партнера, умение эмпанировать и т.д. при руководстве сюжетно-ролевыми играми детей использую разнообразные педагогические методы и приемы (познавательные и этические беседы, создание проблемных ситуаций, установление игровых традиций, проведение разнообразных экскурсий, организация встреч с людьми разных профессий - по возможности, чтение художественной литературы и т.д.), которые наиболее эффективны в данной работе .(см. Приложение. Таблица 1)

Важно помнить, что все применяемые методы и приемы формирования взаимоотношений в процессе ролевых игр должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Только при наличии этих двух условий (взаимосвязь и взаимообусловленность в их использовании) они оказывают эффективное воздействие и становятся средствами развития сюжетной игры как формы организации содержательной жизни детей в детском саду при условии умелого их использования воспитателем, его искреннего интереса к играм детей, его желания внимательно и любовно руководить умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием каждого ребенка.

В работе над проблемой нравственного воспитания средствами творческих сюжетно-ролевых игр также целенаправленно и планомерно использую разработанную мною систему перспективного планирования сюжетно-ролевых игр (как одного из средств социально-нравственного воспитания). Для развития дружеских взаимоотношений, формирования собственно игрового поведения в коллективе, формирования навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста разработала также систему работы с детьми вне занятий по теме «Общение детей со сверстниками».

Для успешного построения взаимоотношений при общении с окружающей действительностью необходимо уметь контролировать свое поведения, уметь понимать то, что чувствует твой партнер по деятельности, уметь доверять, уметь сотрудничать, уметь сочувствовать и сопереживать собеседнику, иметь личностную активность и стремление к достижению успеха - всему этому можно научить, или, по крайней мере, способствовать формированию вышеперечисленных качеств полноценной личности, именно посредством хорошо «продуманной», со стороны воспитателя, сюжетно-ролевой игрой, используя при этом, всё разнообразие средств социально-нравственного воспитания.

2.3 Контрольный эксперимент

Работа по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевых игр, включала в себя формирование навыков игрового взаимодействия и усвоение (овладение) ими в процессе игр социальных норм и правил жизни в обществе. Ввиду того, что выделенное направление воспитания - социально-нравственное - представлено в педагогике и психологии не только использованием одних сюжетно-ролевых игр, но и всего разнообразия средств социально-нравственного развития, то полученные результаты - это синтез всех средств нравственного воспитания, но моя задача - определить степень эффективности использования сюжетно-ролевых игр как одного из средств социально-нравственного развития детей.

В течение почти двух лет осуществлялась данная работа (со старшей группы в 2002-03 уч.году и до сегодняшнего момента - подготовительной группы - ФЕВРАЛЯ, 2003-04 уч.года), конечно, почти 2 года - это срок не малый, но и незначительный, по сравнению с предстоящей будущей взрослой жизни, если исходить из положения , что дошкольный возраст - фундамент всей взрослой жизни, то для того, чтобы убедиться в правильности и эффективности своей работы и подтверждения выдвинутой в начале гипотезы исследования, была проведена повторная диагностика показателей сформированности навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил или, другими словами, диагностика уровня развития игровой деятельности детей.

Критерии, показатели и уровневая дифференциация остались прежними. Хочу сразу оговориться, сравнение количественное и качественное будет представлено в 2-х аспектах:

1. Сравнение показателей ОКТЯБРЬ - ФЕВРАЛЬ, 2003-04 уч.год. с целью определения динамики за выделенный временной промежуток и определения и корректировки задач воспитания до конца учебного года, т.е. до выпуска в школу. Думаю, что положительная динамика в плане развития будет отмечена, но в отличие от яркой положительной динамики с ОКТЯБРЕМ, 2002-03 уч.годом не будет, т.к. фактор времени играет определенную и очень весомую роль.

2. Сравнение показателей ОКТЯБРЬ, 2002-03уч.год и ФЕВРАЛЬ 2003-04 уч.год, т.е. старшей и подготовительной групп с целью определения эффективности проводимой работы в целом.

1. Дата диагностики:

ОКТЯБРЬ, ФЕВРАЛЬ - подготовительная группа -18 человек (2003-04 уч. год)

Данные сравнительные диаграммы свидетельствуют, что положительная динамика отмечается. Произошло снижение показателей (качественных и количественных): к ФЕВРАЛЮ исчез низкий уровень с 11% (2 чел) до 0, а вырос высокий уровень с 22%( 4 чел) до 61% (11 чел.); средний уровень, также отмечен некоторой динамикой с 67%(12 чел) до 39% (7 чел.).

Хотелось отметить, что динамика незначительная, но имеет место, это в основном, связано с фактором времени, т.к. он играет определенную и очень весомую роль.

2 Дата диагностики:

ОКТЯБРЬ, 2002-03 уч.год , ФЕВРАЛЬ,2003-04 уч.год

Полученные сравнительные диаграммы отмечают яркую положительную динамику в плане развития игровой деятельности.

Так, к ФЕВРАЛЮ, 2003-04 уч.года исчез совсем низкий уровень (с 22%( 4 чел) до 0; значительно изменился высокий уровень с 11%(2 чел) до 39% (7 чел.) .); средний уровень, также отмечен некоторой динамикой с 67%(12 чел) до 61% (1 чел.).

Видно, что проводимая работа с детьми, во многом помогла нам формировать умения общаться и взаимодействовать детей друг с другом в процессе игровой деятельности - это умение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами морали.

Таким образом, подтвердилась выдвинутая гипотеза, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения показателей уровня игровой деятельности (сформированность навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил) у выделенной группы дошкольников посредством использования системы работы, качественной реализации принципов и четкого следования методическим рекомендациям авторов программы «Развитие», собственного активного и заинтересованного подхода к работе по развитию сюжетно-ролевых игр у старших дошкольников как одного из средств социально-нравственного воспитания детей.

3. Заключение

Анализ теоретических разработок, трудов известных академических психологов и педагогов-практиков, собственного экспериментального исследования и каждодневной практической работы с детьми позволили сделать выводы:

1. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности - это серьезное занятие.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

Задача сюжетно-ролевой игры всегда направлена на три аспекта: развивающий, познавательный и воспитательный.

2. «Ядром» социально-нравственного развития, его основным содержанием является умение хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения; в овладении навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого); умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия; умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения; умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности; умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.

Специфика сюжетно-ролевой игры такова, что позволяет использовать её как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Проведенная мной работа в практической части исследования доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективность применения на практике работы системы сюжетно-ролевых игр для социально-нравственного развития детей как одного из средств нравственного воспитания дошкольника. Однако, намеченная работа будет продолжаться, т.к., считаю, что максимальный результат в социально-нравственном развитии детей моей группы еще не достигнут.

Библиография

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой., М., 1987

2. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М.,1995

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте., М., 1998

4. Волков Б.С., Волкова Н.В.. Детская психология. М., 1994

5. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников, М., 1997

6. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Дьяченко ОМ, Лаврентьева Т.В., М., 2000

7. Дошкольная педагогика./ Ядэшко В.И., Сохина ФА., М., 1996

8. Знакомимся с программой «Развитие». Пособие для воспитателей и родителей. Под ред. Дьяченко ОМ, Денисенко Н.С., М, 2002

9. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. М., 1997

10. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Психологический институт РАО МоиПН, 1997

11. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.., 1990

12. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры./ Дошкольное воспитание. 1989, № 4 стр. 23

13. Мухина ВС. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал.-1980-№5

14. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют. М., 1990

15. Педагогическая диагностика по программе «Развитие», М., 2000

16. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Научный руководитель Венгер ЛА., М.,2000

17. Психология. Словарь. Политиздат.,1990

18. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ под ред. Михайленко Н.Я., Подьяккова Н.Н., М., 1987

19. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа / Под ред. О.М.Дьяченко. Центр им. Венгера, М., 2002

20. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях ./ Под ред. М.А. Васильевой., М., 1990

21. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. М., 1981

22. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание, 1999, № 7

23. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999

24. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1990

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать