Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе
Министерство образования и науки Российской Федерации
Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н.Толстого
Кафедра педагогики и психологии начального образования
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава І Теоретико-методологические основы исследования формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
1.1 Понятие «ценность», виды ценностей и «ценностное отношение»
1.2 Понятие и сущность здорового образа жизни
1.3 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения
Глава II Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения
2.1 Констатирующий этап
2.2 Формирующий этап
2.3 Контрольный этап
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Выдающийся физиолог И.П.Павлов в 1935 году произнес замечательные слова: «Человек - высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным. И физиолог обязан научить людей, как правильно, то есть полезно и приятно, работать, отдыхать, питаться, как правильно думать, чувствовать и желать». (61, с. 20) А задолго до него, в середине IX века знаменитый английский философ и психолог Герберт Спенсер решил «рассматривать по степени важности главные предметы действия, составляющие человеческую жизнь», и на первое место поставил деятельность, непосредственно служащую самосохранению; а на второе - деятельность, помогающую в житейских нуждах и, следовательно, служащую самосохранению. Третье место занимает деятельность, ведущая к воспитанию и дисциплине детей и, лишь после этого, он поставил то, что собственно касается общественных и политических отношений, а также разнообразную деятельность, наполняющую свободную часть жизни, посвящаемую на удовлетворение вкуса и чувств». (69, с 17) Великий философ писал: «Кроме сохранения своего тела от внешнего вреда и разрушения, необходимо охранять его от других причин - от болезни и смерти, которые следуют за нарушением физиологического закона. И если кто сомневается в важности знакомства с правилами физиологии как в средстве, ведущем к полноте жизни, то пусть посмотрит вокруг себя и увидит, много ли найдется совершенно здоровых мужчин и женщин средних и пожилых лет?» (69, с. 19)
К сожалению, следует признать, что и через полтора века нарисованная Г.Спенсером картина вполне соответствует действительности. Более того, прошедшее десятилетие отмечено резким ухудшением состояния здоровья всех возрастных категорий населения страны. А ведь общеизвестно, что состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Оно обуславливает высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности человека и служит залогом его полноценной жизни. Здоровье населения оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества; выступает и как мерило его социально-этической зрелости уровень заботы государства о здоровье своих граждан.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает здоровье школьников. По данным НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.
Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками. Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.
В связи с этим, одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать формирование у учащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Актуальность этой проблемы определила тему дипломной работы «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе».
ОБЪЕКТ: Педагогический процесс, направленный на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников.
ПРЕДМЕТ: Педагогические условия, формирующие ценностное отношение младших школьников к здоровому образу жизни.
ЦЕЛЬ: Определить условия, необходимые для формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в учебном процессе.
ГИПОТЕЗА: Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе будет проходить эффективнее, если будут созданы следующие условия:
v проявление положительных эмоций реагирования на необходимость формирования здорового образа жизни;
v насыщение содержания уроков валеологическими знаниями, мотивирующими детей на здоровый образ жизни;
v обеспечение максимальной двигательной активности младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
v Провести анализ состояния проблемы в теории и практике школы.
v Определить условия формирования ценностного отношения младших школьников к здоровому образу жизни.
v Разработать методические рекомендации, реализующие ценностное отношение к здоровому образу жизни младших школьников в учебном процессе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
· Теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, моделирование формулирующего эксперимента.
· Экспериментальные: диагностические (анкетирование, тестирование, беседы с детьми), фиксирование результатов обучения и развития, формулирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.
ГЛАВА І Теоретико-методологические основы исследования проблемы ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
1.1 Понятие «ценность», виды ценностей и «ценностное отношение»
Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы.
По мнению М.Вебера - ценность - термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное, культурное значение определенных явлений действительности. По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра и зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или не справедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъективные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека.
Что такое «ценности»?
В.П.Тугаринов дает такое определение: «Ценности - предметы, явления природы и их свойства, которые нужны (наблюдаемы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и пробуждения в качестве нормы, цели или идеала» (174, с.11). Таким образом, автор в качестве критерия ценности называет их необходимость для удовлетворения потребностей.
Т.П.Гаврилова считает, что «ценности - это значения объектов, которые в результате их усвоения человеком приобретают для него положительный смысл» (35, с.7). Это определение не противоречит предыдущему, но подчеркивает субъективно-социальный характер ценностей.
По П.Менцеру «ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться с уважением, признанием, почтением» (177, с.507). Тем самым показывается, что к ценностям относится не только то, что усвоено, но и к чему необходимо стремиться.
В философском словаре дано такое определение: «Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное и отрицательное значение для человека и общества» (178, с534). В этом определении говорится о положительном или отрицательном значении ценности.
Согласно определению С.И.Маслова под ценностью мы будем понимать положительное значение объектов материального и духовного мира с точки зрения удовлетворения материальных или духовных потребностей личности и общества.
Внешние ценности выступают как свойства предмета или явления. Однако, они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям (103, с.360).
Каждая исторически конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором иерархии ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей, как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе.
Интеграция, внутренняя противоречивость и динамизм общественных систем находят свое выражение в структуре соответствующих им ценностных систем и способах их воздействия на различные общественные группы. Важный элемент ценностных отношений в обществе - системы ценностных ориентаций личности.
В психологическом словаре ценностные ориентации понимаются как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека, от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности. Основное содержание ценностных ориентаций - политическое, философское (мировоззренческое), нравственное убеждение человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, селекции стремления личности, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивам нравственного и утилитарного порядка (88, с.304).
Среди бесконечного множества знаний можно выделить незначительное число явлений, которые сохраняют положительное значение во все времена и для всех людей (общечеловеческие непреходящие ценности): жизнь, здоровье, труд и т.п. З.И.Равкин такие ценности называет абсолютными. Он пишет: «Осознание абсолютных ценностей (и приоритетных в значительной мере тоже) объединяет людей, живущих в разных странах и частях света, принадлежащих к разным слоям общества. Эта объединительная, интегративная функция такого рода ценностей придает им общечеловеческое значение и не умаляет их национального своеобразия» (10, с.7). далее можно выделить ценности приоритетные в духовной жизни конкретного этноса, эпохи, социальной группы. Кроме того, в философии существует ряд категорий для обозначения ценностно-высшего: добро - нравственно высшее, красота - эстетически высшее, истина - высшая ценность в познании, справедливость - высшая ценность в социальных отношениях. Все эти группы ценностей - абсолютные, высшие, приоритетные - составляют систему базисных ценностей, зависящих от социальной и профессиональной принадлежности, особенностей темперамента и других факторов.
Задача образовательных учреждений заключается в формировании адекватной прогрессивным интересам нашего общества системы базисных ценностей у подрастающего поколения. С одной стороны, она должна быть универсальной, с другой - необходимо учитывать, что каждая личность отличается своей системой ценностных ориентаций в зависимости от способностей, профессиональной ориентированности и т.д.
Для целенаправленной и эффективной реализации ценностей в образовании необходима их классификация. В аксиологии существует множество классификаций ценностей. Рассмотрим наиболее значимые из них. В «Философском энциклопедическом словаре» предлагается следующая классификация ценностей: с формальной точки зрения - позитивные и негативные, относительные и абсолютные, субъективные и объективные; по содержанию - логические, этические и эстетические (103, с. 507). В данном случае нас интересует содержательная классификация ценностей.
Ф.Анасимов выделяет следующие группы ценностей:
a) высшие ценности бытия - человечество и человек, так как из известных образований космической эволюции самым высшим образованием остаются люди, человечество как форма коллективной цивилизации. Все прочие являются таковыми лишь постольку, поскольку обеспечивают существование и прогрессивное развитие человечества;
b) ценности материальной жизни: природные ресурсы, труд, орудия и продукты труда, необходимые для существования человечества и его воспроизводства;
c) ценности социальной жизни: различные общественные образования, возникающие в ходе прогрессивного развития человечества, общественные институты, необходимые для жизнедеятельности общества (семья, нация, класс, государство и т.д.);
d) ценности духовной жизни и культуры: научные знания, философские, нравственные, эстетические и другие представления, идеи, нормы, идеалы, призванные удовлетворять духовные потребности людей.
В данной квалификации первая группа ценностей не расположена в одном ряду с остальными, относясь к формальной стороне ценностей.
ЦЕННОСТИ
ЖИЗНИ КУЛЬТУРЫ
МАТЕРИАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ
Близкая к этой, но без указанного недостатка, дается классификация ценностей В.П.Тугариновым (99, с.174). Первоначально он объединяет ценности в два больших класса: ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными, природа и т.д.) и ценности культуры. Последнее подразделяют на материальные ценности, социально политические (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, равенство, справедливость, человечность и т.п.) и духовные.
Духовные ценности - это ценности науки (критерий - «истина»), ценности морали (критерий - «добро»), ценности искусства (критерий - «красота»). Высшей ценностью В.П.Тугаринов считает человека.
Анализ исследований в области аксиологии (З.И.Равкин, В.П.Тугаринов, О.Г.Дробницкий, Т.В.Любимов и др.) позволяют нам выделить следующие группы ценностей: интеллектуальные, социальные, религиозные, эстетические, материальные, валеологические.
Нравственные: добро, свобода, милосердие, мир, долг, верность, честность, благодарность и т.д.
Интеллектуальные: истина, знание, познание, творчество.
Религиозные: святыня, таинство, благочестие, обряды, реликвии, вера и др.
Эстетические: красота, гармония, и др.
Социальные: семья, этнос, Отечество, человечество, дружба, общение и др.
Материальные. Материальные ценности призваны удовлетворять материальные потребности человека, т.е. потребность в материальных благах, необходимых для обеспечения физического существования и развития людей: потребность в питании, одежде, жилище, в средствах сохранения и производства всех этих благ: в материалах, в орудиях труда. Потому к материальным ценностям можно отнести следующее: природные ресурсы и явления, жилище, одежду, орудия труда, материалы, технику, мебель, посуду, деньги, а для младших школьников еще и школьные вещи, игрушки.
Валеологические: жизнь, здоровье, пища, вода, воздух, сон, труд.
Валеологические ценности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека.
Исключительно важно для нашего исследования определить природу и своеобразие валеологического в системе ценностных отношений.
«Ценностные отношения» - это принцип связи объектов познания с ценностями, введенный в науку Риккертом Г. и развитый М.Вебером.
Риккерт Г. считал принцип отношения к ценностям важнейшим в процессе образования и идеографических, т.е. индивидуализирующих, понятий и суждений. По Риккерту Г. «логическая цель» индивидуализирующего понимания действительности сама по себе еще не дает указания на то, «индивидуальность каких именно объектов существенна и что именно из их индивидуальности должно быть принято во внимание историческим изложением».
Такие указания может дать только отношение к ценности, индивидуальное может стать существенным «лишь под углом зрения какой-либо ценности», а потому уничтожение «всякой связи с ценностями» означало бы и «уничтожение исторического интереса и самой истории».
Придерживаясь риккертовского понимания отнесения к ценности, Вебер дал свою версию этой концепции, выделив в акте отнесения к ценности стадию «оценки объектов», осуществляемой на основе «Ценностных точек зрения» ученого, и стадию «теоретико-интерпретативного» размышления о возможностях «отнесениях» этих объектов к ценности. Первая стадия представляет собой по Веберу не «понятие», а сложное «ощущение» или «воление», в высшей степени индивидуальное по своей природе. На второй стадии, по его мнению, осуществляется преобразование объектов первоначальной (волевой) оценки в «исторические индивидуумы». Соотнося объект с определенной системой ценностей, ученый доводит «до своего сознания» и сознания других людей его конкретную индивидуальную и «неповторимую форму», в которой воплотилось ценностное содержание исследуемого объекта. Таким образом, утверждается его универсальное «значение».