Формы и приемы изучения литературы о Великой Отечественной войне в 8-9 классах
p align="left">

Для изучения любого произведения, каждого автора русской литературы в определенном классе можно подобрать набор приемов и форм работы, которые можно комбинировать по-разному, но которые непременно должны вести к одному: к пониманию учащимися глубинной сути произведения, позиции автора. Курс литературы ВОВ не является исключением. Классические произведения литературы о Великой Отечественной войне несут в себе большой нравственный заряд. Во многом донесение идей и мыслей писателей и поэтов зависит от желания самого учителя, его собственной мировоззренческой позиции, от выбранных методов, приемов, форм и видов деятельности, которые бы обеспечивали лучший воспитательный эффект. «Приступая к изучению темы «Великая Отечественная война», учитель литературы прежде всего должен думать о том, как создать эмоциональное впечатление у ребят, сделать их соучастниками событий тех лет, приблизить то время». [6, с. 11]

Рассмотрим формы работы и приемы, которыми можно пользоваться при изучении творчества отдельных авторов или их групп (авторы и их произведения были перечислены в предыдущей главе). При этом скажем сразу, что для оговоренных выше тем приемы и формы изучения эпических и лирических произведений не будут существенно различаться.

Прежде всего, обратимся к приемам и формам общепринятым. Проверенные временем, они, разумеется, являются действенными, хотя от некоторых из них, возможно, стоит воздержаться, учитывая возрастные особенности учащихся или уровень их личного развития.

Например, приемы лекции и дискуссии в 8-9 классах при изучении тем литературы ВОВ будет неэффективным. Во-первых, ученики в этом возрасте еще недостаточно подготовлены к восприятию лекции, во-вторых, для лекции просто нет материала, предусмотренного программой (т.е., обширного рассмотрения биографии какого-либо писателя, истории создания произведения и т.д.). Те же самые проблемы возникают, если рассматривать дискуссию, хотя элементы и дискуссии и лекции могут быть включены в ход занятия.

Гораздо более эффективным в этом плане может быть рассказ. Его можно применять как в 8-м, так и в 9-м классе при изучении любого произведения. Это может быть рассказ учителя о жизни и творчестве писателя (например, А.Т. Твардовского), рассказ о Великой Отечественной Войне (как вступление к теме), рассказ ученика о герое произведения и т. д.

Можно также с успехом применять метод беседы. Он эффективен тем, что позволяет вести диалог с учениками. Беседу удобно проводить как после прочтения лирических произведений, так и после изучения произведений прозаических. Обсуждение может вестись на самые разные темы: характеристики персонажей, их поведение, идея и основная мысль произведения, выразительные средства с помощью которых они реализуются, собственные точки зрения учеников на произведение. Могут применяться также различные разновидности этого метода: эвристическая, или познавательная беседа, и т.д.

Проникнуть в глубинную суть произведения и связать его с современностью поможет метод проблемного вопроса. Лучше всего, разумеется, его применять при изучении прозы (такие произведения, как «Звезда», «Убиты под Москвой»). Пример проблемных вопросов могут быть таким: «Убиты под Москвой»: произведение о героизме наших солдат или развенчание образа непобедимого советского воина?». Этот метод позволит стимулировать мышление учащихся на уроках, развивать самостоятельность суждений.

Хорошими приемами при изучении произведений литературы ВОВ являются также те, которые применяются на уроках литературы всегда: это выразительное чтение, чтение наизусть и пересказ прозаического текста. Они, в частности, позволяют добиться улучшения памяти учащихся, лучшего запоминания и понимания ими произведения. Следует, однако, отметить, что при чтении наизусть и пересказе заучивание не должно происходить механически. Оно непременно должно производиться осмысленно, т.е. способствовать не только улучшенному знанию текста, а и его пониманию, раскрытию основных мотивов автора перед учеником.

«И здесь снова повышается роль самого учителя: силою художественного слова, чтения отрывков из повести вслух непосредственно на уроке или самим педагогом, или подготовленными учениками достигается наиболее значительный воспитательный эффект» [6, с.11]. Важно, чтобы учащиеся слушали писательскую интонацию, воспринимали его чувства. Ключевые сцены должны быть прочитаны на уроке - таково необходимое условие восприятия произведений о войне, например такого, как «Звезда». Можно также применять прием словесного устного рисования, поскольку речь идет о военной литературе, это может быть просьба нарисовать картину боя, воссоздать устно часть мирного пейзажа, описать какими ученики представляют себе главных героев…Разумеется, этот прием тоже может быть применен и при изучении прозы и при рассмотрении эпических произведений. Например, при рассмотрении стихотворения М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату» можно предложить такое задание: «Попытайтесь изобразить устно одну из картин, описанных в стихотворении: солдат на пепелище, над могилами родных в поле. Опишите солдата-героя: каким вы представляете его себе?»

Эффективными также будут отзывы, сочинения и прочие творческие работы («Один день из жизни Теркина», «Ах, зачем война бывает» и т.д.), но неплодотворно было бы останавливаться на этих приемах подробнее. В конечном счете, они применяются повсеместно.

Отдельно стоит упомянуть о наглядности и нетипичных приемах и формах проведения уроков.

Что касается наглядности, здесь хорошие результаты может дать просмотр слайдов, прослушивание песен военной тематики. Здесь следует учесть, что некоторые стихотворения, рассмотрение которых предусмотрено программой, стали песнями («Враги сожгли родную хату» и т.д.). Многие прозаические произведения к тому же были экранизированы, так что ученикам интересно и познавательно будет просмотреть эпизоды из них (пример см. ниже). «Важно разъяснять учащимся замысел художников, знакомить их с законами и литературы, и кино», - замечает доктор педагогических наук Казначеева Н.Н. [6, с.12]

Если же говорить о нетипичных формах организации работы, то урок по изучению лирики можно, например, организовать в форме концерта. Интересны также формы заочной экскурсии, урока-путешествия, урока-ролевой игры и т.д.

В этом отношении есть также некоторые частные находки, многие из которых оказываются очень удачными. Например, Мушинская А.А. рекомендует к вступительному уроку по прозе ВОВ (не имеет значения будет ли это «Звезда» Казакевича и «Убиты под Москвой» Воробьева) эпиграфом стихи В. В. Высоцкого.

Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог --

Кто считал, кто считал!..

Сообщается в сводках Информбюро

Лишь про то, сколько враг потерял.

Но не думай, что мы обошлись без потерь --

Просто так, просто так...

Видишь, в поле застыл, как подстреленный зверь,

Весь в огне, искалеченный танк!

Где ты, Валя Петров? -- что за глупый вопрос:

Ты закрыл своим танком брешь.

Ну а в сводках прочтем: враг потери понес,

Ну а мы -- на исходный рубеж...

[7, с 136]

По мнению Мушинской А.А., «такой эпиграф создаст нужное настроение в начале урока, настроит учеников на реалистичное понимание военных событий, описанных в произведении, подскажет направление анализа». [8, с 19]

Необходимо помнить, что творчество каждого автора требует зачастую индивидуального подхода. В большинстве своем он должен быть найден лично педагогом, однако можно обратиться и к методической литературе.

Так, повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой» была введена в программу изучения РБ сравнительно недавно. И.А Учамбрина в своей статье «Болею за людей…» отмечает: «Уроки, отведенные на нее [повесть], предполагают напряженную работу учителя и школьников, целью которой является глубокое постижение богатства и многосторонности авторского видения жизни и человека. Важное условие успешной работы -- предварительное прочтение произведения восьмиклассниками».[9, с 32] Особое внимание она советует уделять эпиграфу повести (три строфы из стихотворения Твардовского «Я убит подо Ржевом»). Девятиклассники должны осознавать смысл эпиграфа, понимать, почему именно его выбрал автор. Необходимо также заострить внимание учеников на реальности изображения войны в повести. Это помогут сделать зачитанные вслух эпизоды, прием устного словесного рисования, глубокий и вдумчивый анализ текста вместе с учениками. Очень важно при изучении повести обращаться к эмоциям учащихся: «Единственное измерение повести -- измерение человеческое», - подчеркивает Н.Н. Иванченко. [10, с 20]

Достаточно много методических рекомендаций можно обнаружить и по отношению к поэме «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Отчасти это объясняется тем, что углубленно изучать это произведение ученики еще будут в старших классах. Учитель должен обратить внимание на обстановку, в которой создавалась поэма. Как отмечал сам поэт, «Книга про бойца», «живая, подвижная, свободная по форме книга, неотрывная от реального дела защиты народом родины, от его подвига на войне», родилась в особой неповторимой атмосфере военных лет. [11, с 142]

Нужно также заметить, что Твардовский был первым истолкователем поэмы «Василий Теркин». В его статье «Ответ читателям «Василия Теркина»» содержится интересный авторский комментарий, который поможет постичь замысел поэмы, атмосферу, в которой она рождалась, ее заглавие и подзаголовок, жанровое обозначение и своеобразие сюжета, композиции. Наиболее интересные высказывания автора могут, быть записаны на карточки, они составят основной дидактический материал к урокам. Например: «Василий Теркин, каким он является в книге, - лицо вымышленное от начала до конца, плод воображения, создание фантазии. И хотя черты, выраженные в нем, были наблюдаемы мною у многих живых людей, нельзя ни одного из этих людей назвать прототипом Теркина» [12, с. 78].

«К занятиям по поэме Твардовского целесообразно подготовить тематическую выставку: издание поэмы с иллюстрациями Ореста Верейского. Комментарий к ним можно найти в воспоминаниях о поэте», - рекомендует методист Чернова И.И. [13, с. 17].

Она же в статье «Прослушивание грамзаписи на уроках по поэме «Василий Теркин» рассказала об организации уроков с использованием грамзаписи: «Знакомство с творчеством выдающихся русских чтецов расширяет кругозор школьников, углубляет понимание прочитанного произведения, служит эффективным средством обучения выразительному чтению, повышает культуру речи учащихся». [14, с 8-9]

При изучении этой поэмы в 8 классе стоит обратить внимание на ее народность, которая проявляется в образах, речевом оформлении, построении стиха: «Язык поэмы, преимущественно разговорный, народный, отличается образностью, меткостью, своеобразием синтаксических конструкций». [15, с22] В статье П. Рощина и Е. Аксеновой «Художественное мастерство А. Твардовского в поэме «Василий Теркин» подробно рассматривается содержание, композиция и язык поэмы, даются ценные замечания по ее анализу: «Изобразительные средства поэмы (метафоры, эпитеты, сравнения и т.п.) делают нарисованную картину наглядной, ощутимой, конкретной», «Для поэтического языка Твардовского характерен лаконизм -- драгоценнейшее свойство» и т. д. [16, с 14] Необычайно важно обратить внимание учащихся на юмор, которым пронизана вся поэма.

 Есть также рекомендации по построению системы уроков по поэме. Н.К. Силкин в статье «Василий Теркин» А. Твардовского в VIII классе» предлагает «построить уроки по проблемно-тематическому принципу» и считает, что главное внимание следует обратить на планирование уроков и систему домашних заданий. [17, с. 19].

Что касается других произведений программы - по отношению к ним можно также найти некоторые полезные рекомендации.

Немаловажную роль в изучении тем ВОВ играет внеклассное чтение и внеклассная работа по русской литературе. О ней будет рассказано чуть ниже, но формы этой работы могут быть самыми разными. Полезно приурочить ее к военным праздникам: Дню Защитника Отечества, Дню Победы и связать с воспитательными мероприятиями, которые обычно проводятся в таких случаях. Это могут быть не только уроки, как стандартные так и необычные. Это может быть, например, выполнение стенгазеты («Дорогами Великой Войны - к Великой Победе», «Вахта памяти» и т.д.), выполнение проекта «Сборник ученического творчества, посвященного ВОВ» и др. При этом работа может выходить за рамки курса русской литературы, определенного программой, и вообще потерять часть «литературности». Но учителю не следует упускать из вида предмет и уклоняться в сторону только воспитательных мероприятий. В проектах непременно должно быть литературное «наполнение» (это может быть творчество учеников, их рисунки к произведениям авторов для стенгазеты, включение в проекты стихов ранее неизвестных авторов). Полезно также в качестве воспитательного мероприятия сводить учеников в музей, устроить концерт, пригласить ветеранов и т. д.

«Источник силы русского народа - правая Вера, нравственное превосходство, превосходство устройства жизни, обычаев, уклада, морали, умения строить жизнь на земле и защищать ее от врага. К такому осмыслению приходят школьники, так они приобщаются и к авторскому замыслу, его выстраданной позиции патриота и гражданина, и к истории своего народа» [18, с 56]. А это особенно важно для того, чтобы сформировать свою гражданскую позицию, сделать свой нравственный выбор. Максимальное использование патриотического потенциала литературы, применение форм и методов, активизирующих образно-эмоциональное восприятие детей, открывает возможности для активизации воспитательных функций школы в целом.

2. Методы и приемы преподавания темы ВОВ в русской литературе

В данной главе приводятся примеры планов-конспектов уроков, разработанных опытными методистами России и Беларуси. Дается также короткий анализ работы могилевских педагогов в этом направлении и уделяется внимание внеклассной работе по темам литературы ВОВ.

2.1 План-конспект урока по повести К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой»

Что касается разработок планов-конспектов, уроков по литературе ВОВ, в этом отношении недостатка в материалах нет. В современных журналах и методических пособиях можно найти достаточное число разработок уроков, предложенных как белорусскими, так и русскими учителями и методистами. К тому же, имеются статьи, откуда можно почерпнуть знания о некоторых частных формах и приемах работы на уроках.

Большей частью все вышесказанное относится к прозе. Когда дело касается поэзии, легко заметить, что выбор разработок уроков в этом направлении достаточно невелик (конечно, если это не касается творчества А.Т. Твардовского). Подобная нехватка может быть легко объяснена: выбор авторов и произведений поэзии, предложенный в программе, слишком велик. А поэтому каждый из учителей останавливает свой выбор на тех авторах, творчество которых кажется ему наиболее важным для изучения (чаще всего в их число попадают Симонов, Высоцкий, Ахматова, например). Соответственно, в планах-конспектах тоже будут наблюдаться большие отличия. И, наконец, на изучение поэзии ВОВ отводится малое количество часов, а методисты обычно стараются представить в журналах разработку уроков той темы, которая является более обширной (а значит, важной).

В данной работе приведены примеры нескольких разработок планов-конспектов, на которые, по мнению автора, может ориентироваться педагог в своей работе.

Разумеется, речь не идет о механическом копировании. Однако некоторые формы и приемы, некоторые материалы данных разработок определенно можно взять на вооружение при проведении уроков.

Урок по теме: "Ах, зачем война бывает, ах, зачем нас убивают?" (по повести К.Д. Воробьева "Убиты под Москвой")

Цели:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, проверить знание текста произведения.

2. Помочь подросткам понять, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу.

3. Воспитывать высокие патриотические качества.

Оборудование:

· Портрет К.Д. Воробьева.

· Выставка книг о войне.

· Магнитофонная запись “Песни защитников Москвы”.

· Карта “Битва за Москву”.

· Иллюстрации старшеклассников к повести.

· Высказывания о войне.

Высказывания:

Мы - мальчишки азартно стреляли

В черный скрежет с паучьим крестом.

Нас и в счет-то, наверно, не брали…

А мальчишки Москву отстояли

И дошли до Берлина потом.

Нам бы жить - и вся награда.

Нам бы жить,

А мы плывем по небу.

Это боль не утихает, где же ты земля живая.

Ах, зачем война бывает, ах, зачем,

Зачем нас убивают.

Солдатами не рождаются, если Родина в опасности, солдатами становятся. К.Симонов.

Эпиграф к уроку:

Мы не дрогнем в бою за столицу свою,

Нам родная Москва дорога.

Нерушимой стеной обороны стальной

Разгромим, уничтожим врага.

Подготовительная работа:

· Прочитать произведение.

· Подготовиться к пересказу биографии писателя.

· Написать отзыв о книге.

· Отметить эпизоды, которые произвели наибольшее впечатление.

· Нарисовать иллюстрации к повести.

· Выпустить стенгазету по творчеству писателя.

Ход урока

1.Беседа учителя с учениками.

Тихо звучит мелодия “Песни защитников Москвы”.

1-й ученик.

Уходили мальчики - на плечах шинели,

Уходили мальчики - храбро песни пели.

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где, не знали сами.

2-й ученик.

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести.

3-й ученик.

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В черный дым сражений, на броне покатой

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

4-й ученик.

Повидали мальчики, храбрые солдаты, Волгу - в сорок первом,

Шпрее - в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.

Учитель. Ребята, есть такая профессия - Родину защищать. “Солдатами не рождаются. Если Родина в опасности, солдатами становятся” - писал К.Симонов. Наверное, так же думали молодые ребята, защищавшие Москву в 1941году.

5-й ученик.

Мы, мальчишки, азартно стреляли

В черный скрежет с паучьим крестом.

Нас и в счет-то, наверно, не брали…

А мальчишки Москву отстояли

И дошли до Берлина потом.

Учитель. Им, молодым мальчишкам, храбрым солдатам, посвящаем мы сегодня наш урок и поговорим о повести К.Д.Воробьева “Убиты под Москвой”; выясним, чем эта повесть отличается от других повестей о войне. Сначала мы познакомимся ближе с автором повести.

2.Формирование новых понятий.

С материалами по биографии и творчеству выступают двое учащихся.

Учитель. Повесть “Убиты под Москвой” была опубликована впервые А.Твардовским в журнале “Новый мир” в 1963году. В основу повести легли личные впечатления и переживания автора во время боев под Москвой. Давайте обратимся к истории. (Ученики рассказывают о битве за Москву.)

Учитель. Защитники Москвы…

6-й ученик. Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт.

"В ту пору с утра и до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато-прозрачная мгла, как будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо-гарь населенных пунктов. Натужно воя, невысоко и кучно появлялись “юнкерсы”. Тогда рота согласно приникала к раздетой ноябрьской земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по-мальчишески звонко и почти радостно. Рота рассыпалась и падала по команде капитана, четкой и торжественно напряженной, как на параде.

Рота шла вторые сутки, минуя дороги и обходя притаившиеся селения. Впереди и уже недалеко должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и они шли не к нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из временно примолкших бастионов…"

Проверка знания текста и его восприятия.

Учитель. Ребята, о чем рассказывает повесть К.Д. Воробьева “Убиты под Москвой?”

- Повесть рассказывает о гибели кремлевских курсантов, защищавших Москву в дни немецкого нашествия.

- Что вы можете сказать об этих кремлевских курсантах?

- Это курсанты из особой части. Для этой особой части подбирались крепкие, красивые и рослые парни. Даже в росте погибших ребят, все, как один, метр восемьдесят три, чтобы не портить народный строй, есть что-то роковое: вся рота, как один, должна погибнуть.

- Предчувствие трагедии передается читателю с самого начала повести. А именно когда?

- Когда капитан Рюмин, постегивая прутиком по сапогу, ведет курсантов в неравный бой.

- Как воспринималась им война? Найдите и зачитайте отрывок из текста.

- “С еще более нечетким и зыбким сознанием воспринималась им война. Тут он оказывался совершенно беспомощным. Все его существо противилось тому реальному, что происходило, он не то что не хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось; пятый месяц немцы безудержно продвигались вперед, к Москве…Это было, конечно, правдой, потому что об этом говорил сам Сталин. А о том, что мы будем бить врага только на его территории, что огневой залп нашего любого соединения в несколько раз превосходит чужой, об этом и о многом, многом другом, неколебимом и неприступном, Алексей, воспитанник Красной Армии, знал с детства. И в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны”.

- Расскажите о первой встрече с настоящими, живыми немцами.

- “Алексей, не спеша, обнажил пистолет и перестал дышать. Вот они, немцы! Настоящие, живые, а не нарисованные на полигонных щитах! Ему было известно о них все, что писалось в газетах и передавалось по радио, но сердце упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов”.

- Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление? Зачитайте их.

- “На кладбище скапливались вечерние тени…” (стр.94.)

- “Впереди увязающе глухо, не по-своему, треснула мина…” (стр.88.)

- “Ни тогда, ни позже Алексей не мог понять, почему сапог, желтый, короткий, с широким раструбом голенища, стоял?(стр.101).

- Что вы можете сказать о капитане Рюмине?

- Капитан Рюмин понял, что рота находится в окружении. Он пускает себе в сердце пулю, как бы искупая чей-то грех за гибель неопытных мальчишек.

- Как сложилась судьба молодого лейтенанта Алексея Ястребова?

- Алексей остался жив, один шел к своим. Он ни о чем отчетливо не думал, потому что им владело одновременно несколько чувств. Он был свидетелем многого в эти пять дней, радовался, что остался жив, но им овладевали горе, голод, усталость, ребяческая обида на то, что никто не видел, как он сжег танк. Алексей одержал победу над собой, над своей слабостью и страхом.

- Можем ли мы назвать Алексея мужественным героем?

- Я считаю, что нет, потому что он струсил. Измотанный беготней лейтенант валится в полузасыпанную землей воронку и оказывается лицом к лицу с таким же, как сам, загнанным, одуревшим от буреломного грохота взрывов курсантом.

- А я считаю, что он мужественный герой. Отдышавшись, он внезапно и жутко догадывается, что перед ним дезертир, трус и изменник. Но вдруг он увидел себя со стороны. Он такой же трус, как этот курсант. Его взвод еще не погиб, а он, его командир, обязанный, если погибнуть, так вместе со взводом, валяется здесь, живой и здоровый, и тешит себя глупой надеждой: “Может, это пройдет…Как-нибудь пройдет и кончится” И когда он кричит: “Вставай! Там все гибнут, а ты…Вставай! Пошли! Ну?!”- это себе он кричит, это себя посылает под пули, под бомбы, под гусеницы. Алексей одержал победу над собой, над своей слабостью и страхом.

- Я считаю, что все, и курсанты, и командиры, мужественные! Как и всех сражавшихся в тяжкие месяцы 1941 года, их мучит непонимание: почему мы отступаем, а не бьем врага на его территории? Но когда идут они в бой, они забывают об этом. Они помнят только одно: они кремлевцы, гвардия, и потому, возвышаясь среди других, видные отовсюду, они дерутся не просто отважно, но и по-рыцарски красиво! Разве это не мужественно?!

Учитель. Мужество по Л.Н. Толстому, это не значит не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю. Ребята, чем же отличается повесть “Убиты под Москвой”?

- Повесть отличается тем, что она насыщена правдой до предела и даже сверх предела. Мы, несомненно, почувствуем, как там было на самом деле.

- Какие чувства вызывает эта повесть?

- Книга напоминает нынешнему поколению, что война - это смерть. Она не пожалеет ни молодых, ни старых. Об этом надо знать молодым, не испытавшим ужасов войны, и помнить всегда.

Для всех трагическая судьба кремлевских курсантов, отдавших жизнь за Родину, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.

- А мне кажется, что эти молодые ребята обращаются к Родине и спрашивают:

- Разве для смерти рождаются дети, Родина?- Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

И тут же сами отвечают:

- Просто был выбор у каждого - я или Родина.

Учитель. Подвиг воинов, оборонявших город-герой Москву, навсегда останется в памяти народа. Через 25 лет после Московской битвы под стенами Кремля был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата, погибшего в 1941 году в полях Подмосковья. “Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен. Павшим за Родину. 1941-1945” - начертано на памятной плите.

(Далее читается отзыв одного из учеников о повести.)

Книга вызывает жалость к этим 240 курсантам. Ведь совсем молодые ребята погибли. Им бы жить да жить, радоваться жизни.

(Далее читаются сочинения “Не для войны рождаются мальчики”.)

Учитель. Война кончилась, унеся с собой 27 млн. жизней людей. Грозные события войны все дальше уходят в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял свою Родину, спас мир от фашистского порабощения.

Ребята, каждый из нас должен стать борцом за мир, защитником детей, матерей. Люди, будьте бдительны! Я от имени всех матерей хочу громко крикнуть:

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонадыУслышал мой ребенок, мой и твой.Пусть мир взорвется криком “НЕТ! НЕ НАДО! МНЕ НУЖЕН СЫН НЕ МЕРТВЫЙ, А ЖИВОЙ!”

4.Итоги урока.

5.Домашнее задание: Прочитать повести К. Воробьева “Крик” и “Это мы, Господи!” [19, с. 26]

Безусловно, положительными моментами этой разработки являются широкое включение стихов о войне, разнообразие приемов (рассказ, чтение отзыва, беседа, элементы дискуссии), использование элементов текста, апелляция к чувствам учащихся. В данном план-конспекте уделяется также внимание предварительной подготовке учащихся к уроку. Автор работы полагает, что проведение такого урока будет интересно и в полной мере познавательно для учеников, а для учителей он может послужить примером построения работы на уроке.

2.2 Из опыта работы учителей г. Могилева

Что касается работы педагогов г. Могилева, то в результате исследований и опросов, проведенных автором данной работы в 8-ми школах, можно сказать с некоторой долей уверенности, что они пользуются обычно общепринятыми приемами и формами работы. Разумеется, это не исключает оригинального подхода к анализу произведений, построению уроков. В частных случаях мы можем столкнуться с весьма интересными примерами проведения как просто уроков, так и мероприятий по внеклассному чтению.

Автор работы, например, был свидетелем проведения в школе №22 учителем Л.Н. Селезневой следующего урока по повести Б. Васильева:

Урок развития речи на тему: «"Подготовка к написанию рецензии на повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие"», 9-й класс

Цели урока:

1) учить анализу художественного произведения;

2) продолжить отработку навыка написания рецензии;

3) при помощи аудиовизуальных средств развивать ассоциативное мышление, помогать более глубокому восприятию образов, идеи, учить созданию киносценария;

4)воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование урока: портрет писателя, кинофрагменты фильма «А зори здесь тихие», аудиозапись, повесть «А зори здесь тихие», карточки: план отзыва, план рецензии, фрагменты повести;

Оформление стенда «Сегодня на уроке»: портрет, фотографии писателя, кадры из фильма, слова из повести, содержащие идею.

Оформление доски:

Собирательный - обобщенный, относится ко многим. Эволюция - развитие, процесс, переходящий в качество (значение слов записывается в ходе урока).

Отзыв о …..Рецензия на…..

Режиссер Станислав Ростоцкий

Актеры: А. Мартынов, Н Долганова, Е. Драпеко, И. Маркова, О. Остроумова, А. Шевчук.

Эпиграфы:

Ты гори, зари полоска узкая,

По земле ползет пожара дым…

Мы тебя, земля родная, русская,

Никогда врагам не отдадим! И. Молчанов.

У войны не женское лицо. С. Алексиевич.

Ход урока.

I. Чтение учеником под фонограмму проигрыша и припева песни «Эх, дороги» стихотворения Ю. Друниной.

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы, девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты-

То юность моя в огне…И

дут по войне девчата,

Похожие на парней.

II. Слово учителя.

Прозвучало стихотворение Ю. Друниной. «Женщина на войне». Женщина и война - совместимы ли эти понятия? Подвиг, его грани, его гуманистическая сущность - об этом мы будем говорить сегодня. Сказанное должно найти отражение в предстоящей работе - рецензии. Итак, одна из целей наших двух сегодняшних уроков - продолжить отработку навыка написания рецензии, ввести в рецензию на книгу элемент рецензии на фильм, так как следующий этап в нашей работе по развитию речи - рецензия на фильм. Мы должны уметь отличать рецензию от отзыва. Рецензию мы будем писать на повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». В этом году юбилей писателя.

III. Слово о писателе. Сообщение ученика.

Писатель Б. Васильев родился в городе Смоленске в 1924 году 21 мая в семье военного. Учился в городской школе, не имея особых успехов. Летом 1941 года через две недели после начала войны ушел на фронт прямо со школьной скамьи. На фронте был тяжело ранен, но к 1943 году состояние Бориса Васильева улучшилось, он выздоравливает. После окончания войны решил идти по стопам отца и поступил в Академию бронетанковых войск, но тяга к творчеству взяла верх. У Бориса Васильева было желание изложить на бумаге все, что он увидел и пережил на фронте. Так появились повести: «А зори здесь тихие», «В списках не значился». В ответ на критику повести «А зори здесь тихие» Б. Васильев пишет: «Я не Васков, хотя многим на него похож». Несомненно, свои чувства писатель отразил в диалоге:

- Пока война - понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему решение такое принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли?...

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать