Формы внеклассной работы по литературному краеведению

Формы внеклассной работы по литературному краеведению

29

Содержание

Введение

Глава 1. Периодические формы внеклассной работы по литературному краеведению (литературные праздники)

1.1. Литературно - краеведческие вечера

1.2. Встречи

1.3. Концерты

Вывод

Глава 2. Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению (литературные объединения)

2.1. Кружковая работа

2.2. Клубы

Вывод

Заключение

Литература

Введение

Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса, с тем чтобы приобретаемые учащимися знания становились не только более осознанными и прочными, но и переходили бы в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами.

Эта проблема неразрывно связана с требованием времени: воспитывать людей, обладаю-щих широким кругозором, способных самостоятельно приобре-тать знания.

В поисках путей решения стоящих перед школой задач учи-теля обращаются и к литературному краеведению.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяю-щие его люди, неповторимый облик родной природы -- все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы.

Занятия краеведением являются важным источником патрио-тическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведе-ния, зримее выступает, так называемый «первоэлемент» литера-туры -- слово.

Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредст-венно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники ста-новятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к при-роде у людей, способных понимать ее живую красоту, постепен-но сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патрио-тические убеждения.

Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, фор-мируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым спо-собствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. В. Бианки писал, что краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это поможет ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных.

Многообразный опыт краеведческой работы раскрывается в докладах и сообщениях учителей, участников научно-практиче-ских конференций, и в создаваемых на основе выступлений сбор-никах статей [4,56].

Литературное краеведение перестает быть делом лишь энтузи-астов-учителей. Оно становится массовым явлением. В настоя-щее время трудно назвать область или край, где не велась бы краеведческая работа.

Учителя и школьные коллективы накопили опыт краеведческой работы.

В труде А. Е. Ставровского «Краеведческая работа в школе» освещены педагогические принципы организации школьного краеведения, определено основное содержание внеклассной краеведческой работы и раскрыты методы ее организации (преимуще-ственно на материале естествознания). В книгах М. А. Рыбниковой и В. В. Голубкова, М.Д.Янко содержатся важ-ные мысли о связи школьного изучения литературы с жизненным опытом учащихся, о творческих письмен-ных работах школьников на основе наблюдений над ;окружающей действительностью, об экскурсиях и похо-дах по литературным местам родного края. В много-численных статьях, брошюрах и книгах Н. П. Анциферо-ва, обстоятельно разработана методика литературно-краеведческих экскурсий. Интересен опыт словесников ;В. В. Касторского, Л. П. Прессмана, Э. Г. Беккера

Литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух тесно связанных между собою направлениях: на уроке и во внеурочное время. Краеведческие интересы учащихся, формируясь во время изучения литературы в классе, находят даль-нейшее развитие в процессе внеклассных и внешкольных лите-ратурно-краеведческих занятий. Сближение этих двух направле-ний, являясь одной из важных особенностей развития школьного литературного краеведения в последние годы, обеспечивает соз-дание определенной системы в занятиях.

Цель нашей работы: рассмотреть формы внеклассной работы по литературному краеведению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-определить формы внеклассной работы по краеведению;

- дать характеристику каждой из форм по литературному краеведению.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.

Глава 1. Периодические формы внеклассной работы по литературному краеведению (литературные праздники)

1.1. Литературно - краеведческие вечера

На уроке литературы школьники получают лишь элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по про-грамме материалом. Основная задача такого урока сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными места-ми, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе родного края.

Заметным событием в жизни школьного литературного крае-ведения последних лет явилась программа внеклассных и вне-школьных занятий, рассчитанная на начинающих учителей-краеведов.

Краеведческие вечера невозможно организовать при отсут-ствии нужного материала. Требуется серьезная подготовка: оп-ределение темы и цели вечера, отбор материала, значительного в идейном и художественном отношении, составление програм-мы и т. д. Важно, чтобы вечер получил именно краевед-ческую окраску и отличался бы от обычных--литературных. Для накопления материала могут быть проведены туристические поездки и походы по литературным местам, организовано изу-чение литературных произведений местных авторов, переписка и встречи с ними. Все это не может не натолкнуть учащихся на мысль о проведении литературных вечеров: юным краеведам хочется рассказать о том, что они увидели, услышали, узнали в результате занятий краеведением. Вечер и будет своеобразным отчетом о большой работе юных краеведов.

Литературно-краеведческие вечера, несомненно, оставляют неизгладимый след в памяти их участников, помогают ближе узнать и полюбить литературу, развивают художественный вкус.

Возможны классные и общешкольные литературно-краеведческие вечера. Тема классного вечера, как правило, значительно уже общешкольного, рассчитана на небольшой круг участников и не требует продолжитель-ной подготовки. Наоборот, школьный литературно-крае-ведческий вечер предполагает длительную и многосто-роннюю подготовку многих учащихся.

В последние годы получили распространение лите-ратурно-исторические и литературно-географические ве-чера на местном материале. Они помогают удовлетворе-нию запросов учащихся, любящих литературу, историю, географию. В программе вечера может преобладать литературный, исторический или географический мате-риал. Но во всех случаях важно, чтобы краеведческий вечер имел четкую идейно-тематическую направлен-ность, способствовал нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

Тематика литературно-исторических и литературно-географических вечеров многообразна. Она охватывает историю края и его природные особенности, жизнь, культуру и быт населения в прошлом и в наши дни. Вот несколько примерных тем: «Родные просторы», «Пути-дороги родного края», «По историческим местам нашего города», «Прошлое родных мест», «Природа и люди родного края»,

Тематический литературный вечер охватывает значительное количество участников; дает возможность проя-вить свое мастерство любителям живого слова, чтецам, испол-нителям сольного и хорового пения.

На тематических вечерах подводится итог работы по опре-деленной теме занятий в кружке, в классе, в школе. Наиболее интересный материал предлагается затем общешкольной аудитории.

Эффективность тематических вечеров будет высокой, если выступления учащихся тщательно готовятся заранее, обсуж-даются на занятиях кружка. Доклады должны быть краткими, но содержательными.

В программу входит подготовка художественного чтения и пересказа отрывков из художественных произведений, чтение в лицах, постановка отдельных сцен из пьес. В программу вечера включаются также музыкальные номера и песни в исполнении учащихся; возможно прослушивание произ-ведений писателей в исполнении известных чтецов (магнитофон-ные записи), просмотр кино- и диафильмов.

Пополнению словарно-фразеологического запаса учащихся, проявлению их находчивости помогают литературные игры и викторины. Для присуждения премий за лучшие выступления на вечере и ответы на вопросы викторины назначается жюри, куда входят учителя-словесники, активные члены кружка и др. представители.

Литературные вечера отличаются от литературных встреч большей активностью учащихся, которые выступают в качестве докладчиков и чтецов-исполнителей. Иногда в программу вечера включаются музыкальные номера -- вечер становится литера-турно-музыкальным.

Литературный вечер требует специальной, иногда длительной подготовки: разработки программы, составления доклада, репети-ций художественного чтения и т. д. Поэтому литературные вечера проводятся реже, нежели литературные встречи.

Но бывает, что вечера устраиваются безотносительно к какому-либо юбилею.

К примеру, можно провести вечер « Кавказ в литературе и искусстве», где будут звучать стихи Пушкина, Лермонтова, Жуковского и др.поэтов, а также отрывки из произведений наших классиков. о Кавказе. А вечер, посвященный творчеству М. А. Шолохова пройдет на наш взгляд интереснее, если ребята расскажут о традициях местного казачества, предварительно собрав об этом материал., да и страницы произведений писателя зазвучат по - новому для учащихся.

Интересно на наш взгляд пройдет вечер лирики, где выступят многие ребята, подготовившие стихи разных поэтов, живущих в Адыгее. Так большую помощь в подготовке этого вечера может оказать литобъединение «Оштен», который берет под свое покровительство молодых поэтов Адыгеи. Ребята не только смогут читать стихи, но и комментировать, объясняя причину выбора именно этого стихотворения.

Высшей формой литературного вечера яв-ляются торжества, посвященные очередной годовщине работы кружка или клуба юных краеведов. Подготовка к ним ведется фактически весь год, они как бы подводят итог работе кружка или клуба в данном учебном году. На таком вечере каждый класс отчитывается о своей работе и вручает материалы, полученные в результате поисков. Выступают победители конкурса чтецов. Демонстрируется кино-фильм или выступают актеры, или ребята сами осуществляют постановку, например, фрагментов из произведений. Такой вечер венчает работу литературно-краеведческой секции.. На вечере всегда бывают интересные гости: писатели, актеры, литературоведы, критики, научные работники, журналисты, художники Они выступают перед учащимися. Обстановка всегда бывает непринужденная, естественная.

Роль литературного вечера, помимо того что он обогащает учащихся новыми литературными знаниями, заключается и в зна-чительном эмоционально-эстетическом воздействии, которое ребята испытывают как от собственного активного участия, так и от присутствия и выступлений интересных для них гостей; и от «ху-дожественной части», и от всей праздничной атмосферы вечера. А главное, конечно, в том, что содержание праздника -- это поэзия, литература, воспринимаемые здесь школьниками с исключительной эффективностью. «Не возложение венков к памятникам вели-ких, а общение живых с живыми -- вот что такое классика в школе»,--утверждает Л. С. Айзерман. [5,61]

1.2. Встречи

Наиболее простая с точки зрения организации и активности учащихся--литературные встречи. Это приезд в школу по специальному приглашению писателя, литературоведа, друга или современника поэта или писателя. А также человека с которым интересно пообщаться школьникам, который может увлечь ребят. В-процессе, во время выступления и после него, как правило, завязывается беседа. Некоторые выступ-ления записываются на магнитофон, а потом эти записи используются на уроках и во внеклассной работе, прослушиваются на за-седании совета клуба.

Встречи с писателем требуют определенной подго-товки. Чем больше узнают учащиеся о его жизни и твор-честве, тем лучше. Это повысит интерес к его личности и книгам. По совету учителя школьники знакомятся с биографией писателя, читают доступные произведения. Некоторые готовят для громкого чтения понравившиеся стихи и отрывки из прозы. Солисты и юные музыканты разучивают песни, написанные композиторами на слова поэта. Иногда возможны простейшие литературно-крае-ведческие разыскания учащихся старших классов, свя-занные с предстоящей встречей: беседы со старожилами о писателе-земляке, знакомство с описанными в его произведениях местами, фотографирование памятных мест, например дома, в котором он родился или жил. Немало забот ложится на плечи словесника. Вместе с учащимися он обдумывает, как лучше устроить вы-ставку книг писателя, что показать на ней из литератур-ного творчества школьников, как оформить стенную га-зету, посвященную этому событию.

Неизгладимое впечатление оставляют у школьников и встречи с людьми, явившимися прообразами героев художественных произведений. Их рассказы о своей жизни, воспоминания о событиях, воспроизведенных поэтом или писателем, помогают слушателям ярче пред-ставить изображенную художником действительность, глубже разобраться в особенностях художественного творчества. Это--встречи с самой жизнью, получив-шей художественное отражение в поэмах, повестях, романах.

Литературные встречи очень полезны во время, когда они способствуют агитации за писателя и приобщению как можно большего количества учащихся к литературному краеведению и чтению. Так, к примеру, у нас в республике очень много интересных людей, чьи рассказы, воспоминания могут заинтересовать учащихся.Так увлекательно может пройти встреча с Виктором Мазуриком, который может рассказать много о прошлом г.Майкопа и его окрестностях, жителях. В частности, начиная изучать русскую литературу второй половины XIXв., рассказывая об общественной жизни той эпохи, о покушении на Александра II учитель может подчеркнуть, что в Майкопе проживали люди, для которых это событие сыграло хоть не приятную, но ключевую роль в судьбе. А подробно и увлекательно об этом расскажет В. Мазурик, которого можно пригласить на встречу с учениками.

Этот человек может рассказать и даже показать фотографии прошлого г. Майкопа, его старые улицы, здания. После такой встречи детям можно дать задания собрать материал о старинных зданиях, сохранившихся до сих пор.

Так же встречи можно провести и с писателями Адыгеи, с их друзьями, родственниками, которые много могут рассказать об этих талантливых людях.

Благодаря этим встречам у многих ребят изменится отношения к ним: равнодушные заинтересуются, противники станут союзниками. Живое слово современника, способно оказать очень сильное воздействие, ибо оно, это живое слово, по-прежнему согрето тем человеческим теплом.

1.3. Концерты.

Во многих школах систематически практикуются литературные концерты, организуемые с помощью филармонии, актеров, певцов. В школу приезжают мастера художественного слова и выступают с концертной программой. Часто они сопровождают чтение рассуждениями, воспомина-ниями. Получается не просто концертное выступление, а встреча, разговор, общение.

На концерты приглашают актеров, которые читают стихи, отрывки из постановок наших театральных трупп, а так же исполнители старинных романсов, песен. Об актерском выразительном чтении уже шла речь. Здесь можно только подтвердить еще раз неоспоримую силу познава-тельного и эмоционального воздействия, которое оказывают лите-ратурные концерты на учащихся.

Концерт можно провести и силами самих учащихся. На нем могут звучать как и стихи, так и песни.

Выводы по 1 главе

Итак, к эпизодической внеклассной литературно-краеведческой работе относятся вечера, встречи, концерты. Литературные вечера в свою очередь подразделяются на литературно-исторические и литературно-географические, в зависимости от тематики вечера. Тематика вечера охватывает историю края и его природные особенности: жизнь, культуру и быт населения в прошлом и в наши дни. Он может быть посвящен жизни и творчеству одного писателя-земляка или несколькими художниками слова. По способу проведения вечера могут бывают: вечера-диспуты, литературно-музыкальная композиция, конкурс, конференция т.д. Самое главное в проведении вечера, чтобы он захватил учащихся, помог полюбить и почувствовать интерес к своему краю. Самое ценное в этой форме - это процесс подготовки и проведения вечера. Учащиеся под умелым руководством учителя смогут самостоятельно подготовить и составить материал. Это придаст особую значимость каждого участника и его заинтересованность в проведении этого вечера.

Следующая форма внеклассной работы - это встреча с писателем или с людьми, явившимися прообразами героев произведений, а также с человеком интересной судьбы. Встречи могут проходить не только с самим писателем, но с его близкими и друзьями. Встречи тоже требуют определенной подготовки. Школьники по совету учителя знакомятся с биографией данного человека , читают доступные произведения, намечают план беседы. Хорошо проведенная встреча надолго сохраняется в памяти ее участников. Она пробуждает чувства веры в человека, его моральные и нравственные качества.

Концерты - это скорее эстетическая форма литературно-краеведческой работы. Искусство всегда несет в себе положительные эмоции. Изящество и красоту. Это все и должны почувствовать и увидеть школьники во время концерта. Он может быть проведен силами самих учащихся или специально приглашенными певцами, артистами, музыкантами.

Итак, формы проведения внеклассных занятий очень разнообразны. Успех проведения этих занятий зависит от увлеченности школьников. А в это не мало важную роль играет учитель, который должен в этом и помочь.

Глава 2. Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению (литературные объединения)

2.1. Кружковая работа

Кружковая работа по краеведческой литературе в школе находит большее распространение среди старшекласс-ников. Однако при должном руководстве в среднем звене она также вызывает интерес учащихся и приводит к ощутимым результатам.

Кружок литературных краеведов объединяет уча-щихся средних или старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка дает возмож-ность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, готовит рев-ностных пропагандистов художественного слова, помо-гает развитию творческих способностей молодежи.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать